Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Форматом описания экзистенциального опыта является человече - ская жизнь .
Опыт человека «обслуживает» разные уровни его жизнедеятельно- сти, от конкретных ситуаций до стратегий жизни и жизненных моделей, выступая опорой поведения и его регулятором. Экзистенциальный опыт возвышается до уровня общего сценария человеческой жизни, на котором он и работает, задавая экзистенциальные аспекты жизненного сценария. Экзистенциальный аспект жизненного сценария выражается прежде всего в осознавании человеком авторства собственной жизни как свободы и способности действовать. По результатам наших исследований, оценка человеком своей способности влиять на течение собственной жизни прямо связана с ее событийностью (количеством упоминаемых им событий своей жизни): способность человека фиксировать свой опыт в виде значимых со- бытий делает его автором собственной жизни. Еще одна иллюстрация связана с характеристиками осмысленности собственной жизни: в наших исследованиях были получены данные о важ- нейшей роли фактора осмысления своей жизни как целостного процесса существования в переоценке прошлого опыта. Если человек воспринимает свою жизнь как целостный процесс, то он оценивает и свое прошлое в об- щем контексте жизни, в том числе и сегодняшней ситуации. Мы видим связь своего прошлого с настоящим и зачастую переоцениваем свое прошлое. То, что в прошлом воспринималось как неудача или жизненные трудности, сегодня оценивается как важный и позитивный опыт, позволивший нам сформировать необходимые навыки и жизненные умения. Тем самым он становится частью общего экзистенциального опыта. Новое вдение свое- го прошлого преобразует прошлую перспективу жизненного пространства человека и тем самым изменяет его личную историю. Экзистенциальный опыт имеет имплицитный характер, он способен актуализироваться и осознаваться только в экзистенциальных ситуа циях. Одной из фундаментальных особенностей экзистенциальных проблем можно считать то, что они не имеют разового решения, это вызовы, на ко- торые мы должны находить соответствующие нашему уровню зрелости от- веты. Экзистенциальные проблемы обостряются и требуют ответа в опре- деленные моменты жизни человека, которые могут быть связаны с возрас- том, кардинальными изменениями в жизненной ситуации или нарастающей потребностью в переменах и др. Не все аспекты экзистенциального опыта человека равно доступны ему. Во многих жизненных описаниях спонтанно
возникает экзистенциальная проблематика: наиболее выраженными, по нашим исследованиям, являются тема смысла жизни (поиска своего места в жизни) и тема утраты или смерти. Далее по частоте встречаемости следу- ет тема переживания одиночества. Другие экзистенциальные темы — проб- лемы свободы и ответственности — осознаются сложнее. Описанные особенности экзистенциального опыта иллюстрируют его фундаментальную роль в феноменологии жизненного мира человека. Жизненный путь человека — это накопление жизненного и экзистен- циального опыта. Жизненный опыт относится к опыту нашего повседнев- ного существования; усвоение правил поведения в разного рода социаль- ных ситуациях обеспечивает формирование социальной компетентности как необходимого условия существования человека в окружающем мире. Это то, что в современной психологии называется практическим интеллек- том, — способность человека эффективно решать практические проблемы повседневной жизни. Экзистенциальный опыт относится к взаимодействию человека с бы- тийными проблемами. Он может формироваться по мере обретения зре- лости, переживания экзистенциальных ситуаций и «больших» вопросов своего существования. В. В. Знаков, занимающийся проблемами экзистенциального опыта, считает, что он состоит из трех компонентов: тезаурусного (знания), интен- ционального и этического [Знаков, 2009]. (1) Знания как компонент экзистенциального опыта включают неявное (имплицитное) знание, которое мы, как правило, не можем вербализовать, но которое управляет нашим поведением, нашими убеждениями, отдель- ными мнениями или суждениями. Главное, что, на наш взгляд, отличает знания экзистенциального опы- та — это то, что они относятся к картине мира, формирующейся у чело- века. Картина мира — это наши представления об окружающей действи- тельности, которыми, явно или неявно, осознанно или неосознанно, мы руководствуемся в своем поведении. Они включают в себя знание о мире: как устроен этот мир — он справедлив или несправедлив, враждебен или доброжелателен, и т. д.; о людях (не конкретных знакомых из нашего окру- жения, но о людях вообще) — люди скорее добры или злы, им можно или нельзя доверять, они готовы помогать другим или думают только о себе
и т. д.; о самом себе в этом мире. (2) Интенциональность экзистенциального опыта означает его на- правленность, избирательность. Наша картина мира избирательна, она включает личностно значимое для нас знание: хотя оно и содержит уни- версальные компоненты, упомянутые выше, но их «удельный вес», объем и содержание индивидуальны, и каждый человек обладает уникальной, своей собственной картиной мира. Эта избирательность проявляется не только в особенностях формирования картины мира, но и в нашей особой
чувствительности, восприимчивости к тем или иным аспектам взаимодей- ствия с окружающим миром. (3) Из приведенного описания понятной становится и этическая состав- ляющая экзистенциального опыта: он определяет фундаментальный свод правил и принципов, которыми мы руководствуемся в своем поведении. Выше мы приводили результаты исследования, в котором было показано, что присущее человеку базовое доверие или недоверие к окружающему миру проявляется на разных уровнях его взаимодействия с окружающим миром — от необходимости решения относительно простых задач до степени доверия в отношениях с другими людьми. Наш экзистенциальный опыт неизбежно
Экзистенциальная вина Одним из важных понятий экзистенциального подхода является понятие экзистенциальной вины. По Далю, вина — это «провинность, проступок, преступление, пре- грешение, грех (в значении проступка), всякий недозволенный, предосу- дительный поступок» [Даль, 1956, т. 1, с. 204]; тем самым вина отождеств- ляется с какими-то неправильными действиями или поступками. В совре- менном языке слово «вина» обычно означает чувство, эмоциональное, до- вольно дискомфортное состояние человека, связанное с переживанием им собственных неправильных действий. Подобное традиционное понимание вины И. Ялом называет «подлинной виной»: она обусловлена реальными проступками по отношению к другому человеку и в силу этого «должна быть актуально или символически эквива- лентно искуплена» [Ялом, 1999, с. 313]. Помимо этого Ялом отмечает феномен невротической вины, которая «происходит от воображаемых преступлений (или мелких проступков, вызывающих непропорционально сильную реак- цию) против другого человека, древних и современных табу, родительских и социальных запретов». Субъективное переживание вины в обоих случаях может быть сходным, однако их смысл и преодоление различны: «Справить- ся с невротической виной возможно путем проработки собственной “плохо- сти”, бессознательной агрессивности и желания наказания». Задавая ракурс экзистенциального рассмотрения, И. Ялом начинает обсуждение проблемы вины с запоминающегося образа: «Чувство вины — темная тень ответственности, нередко вторгающаяся в пространство эк- зистенциальной психотерапии» [Ялом, 1999, с. 312]. Как терапевт, Ялом делает акцент прежде всего на полном принятии ответственности за свои действия, исключающем ссылки на их непреднамеренность, неожиданный результат, исключительные обстоятельства и т. д. Любопытно, что та же связь вины с ответственностью прослеживается в обыденной речи. Помимо
упомянутого значения вины Даль приводит также (в качестве первого зна- чения) «начало, причина, источник, повод, предлог» как основание проис- ходящего [Даль, 1956, т. 1, с. 204]. Однако экзистенциальный подход к проблеме вины имеет и еще один более важный аспект: экзистенциальная вина — это прежде всего вина че- ловека перед самим собой. Именно этот смысл экзистенциальной вины рас- сматривает в своих работах М. Хайдеггер. Вина — это важная часть бытия человека, поскольку человек в своем существовании неизбежно «отстает от своих возможностей». Никто не может реализовать предоставляемые жиз- нью возможности полностью, каждый осуществляемый нами выбор озна- чает отказ от других возможностей. Эта идея разделяется не только философами-экзистенциалистами (она встречается уже у С. Кьеркегора), но и многими экзистенциально-ориен- тированными психологами. Так, Отто Ранк в своих рассуждениях о страхе жизни и страхе смерти отмечает, что, отказываясь от интенсивного суще- ствования, «мы чувствуем себя виновными из-за неиспользованной жизни, непрожитой жизни в нас» [Ялом, 1999, c. 315]. П. Тиллих в своей знаменитой работе «Мужество быть» пишет о трево- ге вины и осуждения, которая является экзистенциальной, потому что она имеет не невротический характер, а присуща существованию как таковому. Тревога вины и осуждения, по Тиллиху, «подрывает нравственное са- моутверждение человека». Бытие человека — как онтическое, так и духовное — не просто дано ему, но и предъявлено ему как требование. Человек несет ответствен- ность за свое бытие. Буквально это означает, что человек обязан дать ответ на вопрос о том, что он из себя сделал. Тот, кто задает ему этот вопрос, есть его судья: этот судья есть он сам, который в то же время противостоит ему. Такая ситуация порождает тревогу, которая в отно- сительном смысле есть тревога вины, а в абсолютном смысле — трево- га отвержения себя и осуждения [Тиллих, 1995, с. 40–41].
Тиллих пишет о «нравственном самоутверждении», поскольку считает, что «всяким актом нравственного самоутверждения человек способствует исполнению своего предназначения, т. е. актуализации того, что он есть по- тенциально» [Там же].
Тревога вины и осуждения отличается тем, что от нее невозможно уйти даже через онтическое самоотрицание: «Самоубийство может избавить че- ловека от тревоги судьбы и смерти, как это было известно стоикам. Но оно не может избавить его от тревоги вины и осуждения, как это известно хри- стианам» [Там же, с. 43]. Чувство безысходности рождает отчаяние. Важное место понятие вины занимает в рассуждениях такого видного экзистенциального психолога, как Ролло Мэй. Онтологическая вина (Мэй использует это понятие как синоним экзи- стенциальной вины) имеет свои разновидности. Первая из них — отказ от
своих потенциальных возможностей: «Когда человек отрицает <…> потен- циальные возможности, не может реализовать их, он испытывает чувство вины, т. е. вина также является онтологической характеристикой существо- вания человека» [Мэй, 2004, с. 127]. Вторая — это вина перед своими близ- кими, поскольку мы «всегда, так или иначе, оказываемся неспособными до конца понять потребности других людей и удовлетворить эти потребности. <…> Это неизбежный результат того, что каждый из нас представляет собой особую индивидуальность, и у нас нет иного выбора, кроме как смотреть на мир своими собственными глазами. Эта вина, корни которой находят- ся в экзистенциальной структуре…» (данный вид экзистенциальной вины час то именуется в литературе межличностной). Третья разновидность, «наиболее сложный и всесторонний аспект онтологической вины», — «чув- ство вины, касающееся нашего отдаления от природы» [Там же, с. 130–131]. Онтологическая вина, по Мэю, имеет следующие характеристики. Во-первых, ее в большей или меньшей степени, тем или иным образом, ощущает каждый человек. Во-вторых, Мэй предостерегает от связывания чувства онтологической вины с культурными стереотипами или наруше- нием родительских запретов, «ее корни лежат в факте осознания себя. Он- тологическая вина… возникает из того факта, что я могу представлять себя тем, кто может делать выбор или отказаться от выбора. Каждый человек испытывает это онтологическое чувство вины…» [Там же, с. 132]. В-тре- тьих, Мэй, как и Ялом, проводит различие между онтологической виной и патологической, или невротической виной. При этом он вводит важное уточнение: если онтологическая вина не принимается и вытесняется, она может перерасти в невротическое чувство вины. В-четвертых, «онтологи- ческая вина не приводит к формированию симптома, но оказывает серьез- ное влияние на личность. В особенности она может и должна приводить к сдержанности, восприимчивости в отношениях между людьми и росту творческого начала в использовании субъектом своих потенциальных воз- можностей» [Там же, с. 132]. Вместе с тем, как уже отмечалось в связи с обсуждением экзистенци- альных проблем, экзистенциальные данности сами по себе не имеют пози- тивного или негативного знака, вопрос в том, как они переживаются чело- веком. Предшествующее описание чувства экзистенциальной вины может вызывать ощущение тяжести и безысходности, в чем же может быть ее по- зитивный смысл?
Р. Мэй описывает чувство экзистенциальной вины как «позитивную конструктивную эмоцию… восприятие различия между тем, что представ- ляет собой вещь и чем она должна была бы быть». В этом смысле экзистен- циальная вина (как и тревога) совместима с психическим здоровьем и даже необходима для него. При обсуждении проблем подлинности, аутентично- сти существования часто возникает вопрос критерия соответствия чело- века своему потенциалу. «Но как выявить свой потенциал? Как узнать его,
Сравнение особенностей переживания онтологической вины людьми с выраженными и невыраженными чертами самоактуализирующейся личности показало, что уровень самообвинения статистически значимо выше у лиц с низкими показателями самоактуализации по сравнению с лицами, имеющими высокие ее показатели. Результаты интервью вы- явили еще ряд различий между индивидами, связанными с пережива- нием чувства вины. Источником чувства вины у лиц с высокими показа- телями самоактуализации, по результатам контент-анализа их ответов, чаще всего становится собственный внутренний голос (73 % ответов), осуждение окружающих (11 %) или ситуации, в которые они попадают (5 %). Лица с низкими показателями самоактуализации, напротив, чаще указывают в качестве источника переживаемого ими чувства вины именно ситуации, в которые они попадают (54 %) и осуждение окружаю- щих (13 %). Внутреннее чувство в этой группе отметила лишь треть опро- шенных. Существенные различия были получены и относительно спосо- бов реагирования человека на возникающее чувство вины: готовность «прислушаться к ней, найти ее причины, источники» проявили 74 % лиц с высокими показателями самоактуализации и 40 % опрошенных с низ- кими; стремление «игнорировать, заглушить это чувство» проявили 53 % лиц с низкими показателями самоактуализации и 11 % — с высокими. Еще более выразительные результаты были получены на основе кон- тент-анализа ответов относительно внутренней реакции людей на пе- реживаемое чувство вины: ответы 79 % лиц с высокими показателями самоактуализации позволяют отнести их к категории «стремление к лич- ностным изменениям», ответы 67 % опрошенных с низкими показате- лями самоактуализации относятся к категории «ощущение “Я плохой”». [Ермолаева А. В., 2006]
встретившись с его проявлением? Как мы узнаем, что потеряли свой путь? Хайдеггер, Тиллих, Маслоу и Мэй ответили бы в унисон: “С помощью Вины! С помощью Тревоги! Через зов бессознательного!” Они согласны между со- бой, что экзистенциальная вина — это позитивная конструктивная сила, советчик, возвращающий нас к себе самим» [Ялом, 1999, с. 317]. Позитивные аспекты вины могут быть увидены и в анализе совсем дру- гого рода. Так, К. Изард в своей классической работе по психологии эмоций сравнивает эмоции стыда и вины. Если эмоция стыда может оказывать тор- мозящее действие на мыслительные процессы, то эмоция вины, напротив, стимулирует те из них, которые связаны с рефлексией совершённых про- винностей и поиском возможностей исправления ситуации [Изард, 1991]. Эмпирические данные показывают, что людям с низким уровнем само- актуализации свойственен более высокий уровень самообвинения, чувство вины они испытывают чаще, и это чувство вызывает у них недовольство со- бой. Переживание вины у людей с высоким уровнем самоактуализации чаще
носит экзистенциальный характер, оно связано с принятием персональной ответственности за собственную жизнь и, в сущности, имеет конструктив- ный характер, поскольку побуждает их к личностным изменениям. Полученные результаты соответствуют имеющимся в литературе дан- ным. Сравнение переживаний эмоций стыда и вины показывает, что чув- ство стыда часто активизирует защитные механизмы, приводит к уходу
«Мужество быть» как жизнестойкость «Мужество быть» — так назвал свою работу Пауль Тиллих, философ и те- олог ХХ века. Опубликованная в 1952 году, она считается философской классикой и представляет собой блестящий образец экзистенциальной мысли, оказавший несомненное влияние на психологов экзистенциаль- ного направления (так, Ролло Мэй одну из своих книг назвал «Мужество творить»). Исходным тезисом работы Тиллиха служит представление, что «му- жество как универсальное и сущностное самоутверждение человеческого бытия есть онтологическое понятие. <…> Мужество человека есть утверж- дение им своей сущностной природы, внутренней цели, или “энтелехии”, но в характере этого утверждения всегда присутствует момент “вопреки”» [Тиллих, 1995, с. 8–10]. Сказанное не означает, что природа мужества тра- гична. Еще Сенека, описывая стоическое мужество, отмечал, что «утверж- дение своего сущностного бытия вопреки желаниям и тревогам приносит радость. <…> Радость — это эмоциональное выражение мужественного “Да” по отношению к своему истинному бытию» [Там же, 1995, с. 16]. Мужество самоутверждения в той или иной форме отмечается раз- ными психологами. Например, по Виктору Франклу, «быть — значит от- личаться»: «То, что может противостоять всему социальному, телесному и даже психическому в человеке, мы и называем духовным в нем. Духовное,
Фрида Кало. Автопортрет с терновым ожерельем. 1940
по определению, и есть свободное в человеке. Духовная личность — это то в человеке, что всегда может возразить!» [Франкл, 1990, с. 201–202]. Мужество жить — базисное состояние или настрой человека, которые сви- детельствуют о его желании жить и способности отвечать на жизненные вы- зовы и трудности. Мужество жить — свойство, которое приобретает особую ценность в современном мире, исполненном вызовов, обращенных к человеку. Значимость феноменологии, описываемой понятием мужества быть, не могла не найти своего отражения в психологии. С. Мадди, один из предста- вителей экзистенциального подхода, вводит понятие «жизнестойкость». Жизнестойкость — это определенная жизненная позиция человека, в основе которой лежит система убеждений о себе, о мире и отноше - ниях с миром. Она включает в себя три компонента: вовлеченность как осознанная включенность в жизнь, в происходящее, в свою де - ятельность; контроль как убежденность в способности влиять на происходящее и осуществлять свой выбор; принятие риска как от - крытость новому и неизвестному. Таким образом, глубинная при - рода жизнестойкости — в открытости человека жизни, осознанном «мужестве жить». Изучение феномена жизнестойкости выявило его связи с рядом пози- тивных характеристик личности — совладающим поведением, оптимизмом, самоэффективностью как уверенностью в своей компетентности и др. Полу- чены данные, свидетельствующие в пользу того, что «более высокий уровень
жизнестойкости в целом сопряжен с большей готовностью к выбору неиз- вестности в отличие от выбора неизменности» [Рассказова, 2015, с. 104], что подтверждает экзистенциальный смысл концепта жизнестойкости. В экзистенциальной литературе встречаются понятия, близкие к описан- ному «мужеству жить». Наряду с мужеством жизни Б. Якобсен описывает еще два базовых «жизненных» концепта: «чувство жизни» и «энергия жизни». Чувство жизни — это ощущение быть живым, чувство включенности в жизнь, ощущение жизни. Описывая его, Якобсен ссылается на упоминаемый Р. Мэем «опыт-Я-есть», переживание своего опыта «быть здесь», «права на су- ществование». Также, по его мнению, к этой же категории может быть отне- сено понятие «онтологическая безопасность» Р. Лэнга — ощущение человеком своего существования в мире как реального, живого и целостного, чувство своей собственной и других людей идентичности и реальности в этом мире. Жизненная энергия, или «витальность», — способность организма к вы- живанию в любых трудных обстоятельствах. Поясняя это понятие, Якобсен приводит пример двух пациентов, которые находятся примерно в одной и той же стадии неизлечимой болезни. Однако, несмотря на одинаковый прогноз докторов, один пациент быстро умирает, а другой проживает еще десять лет. Ответ на вопрос о причинах этих различий, по мнению Якоб- сена, и кроется в понятии жизненной энергии. Прекрасной иллюстрацией к понятию витальности может служить наблюдение К. Роджерса о способ- ности растений к выживанию. Во время свободных выходных несколько месяцев назад я стоял на хол- ме, возвышающемся над одной из скалистых бухт, усеивающих побе- режье северной Калифорнии. У входа в бухту было несколько больших скал, которые испытывали на себе всю мощь тихоокеанских волн. Не успевая обрушиться на обрывистый берег, волны, бьющиеся о скалы, разбивались в горы брызг. Когда я наблюдал на расстоянии за этими волнами, разбивающимися о большие скалы, я с удивлением заметил на них то, что мне показалось крошечными пальмами, не больше двух- трех футов высотой, принимающими на себя брызги прибоя. Сквозь бинокль я разглядел, что это были какие-то морские водоросли с изящ- ным «стволом», увенчанным кроной листьев. Когда я рассматривал эк- земпляр растения в перерыве между волнами, мне казалось очевид- ным, что это хрупкое, прямое, неустойчивое растение будет полностью сметено и уничтожено следующей волной. Когда волна обрушивалась на него, стебель сгибался так, что становился практически плоским, лис тья течением воды сбивались в прямую линию, но как только вол- на проходила, снова появлялось растение — прямое, стойкое, упругое. Казалось невероятным, что оно способно переносить эти непрекра- щающиеся удары час за часом, день за днем, неделю за неделей, воз- можно, год за годом, и всё это время оно питалось, расширяло свою территорию, размножалось, короче говоря, поддерживало и улучшало себя в процессе, который на нашем жаргоне называется ростом. В этой похожей на пальму водоросли была воля к жизни, стремление к жизни, способность внедриться в невероятно враждебную окружающую среду и не только удержаться, но и адаптироваться, развиваться, стать собой (К. Роджерс) [Цит. по: Мадди, 2002, с. 87–88].
Выбранный нами пример иллюстрирует биологическую природу ви- тальности, которая в «человеческом» воплощении связана с другими «жиз- ненными качествами» человека. П. Тиллих считал, что мужество жить яв- ляется проявлением витальности человека. Соответственно, уменьшение витальности снижает жизненное мужество, а усиление витальности уве- личивает его. Витальность также взаимосвязана с интенциональностью, с целями и стремлениями человеческого существования, а потому не может рассматриваться как исключительно биологический феномен.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.103.209 (0.066 с.) |