Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
К практике психологической работы
Экзистенциальный подход, в центре внимания которого существование, «бы тие-в-мире» человека, видит задачи практической психологической работы в оказании помощи, содействия человеку в обретении им своей подлинности, аутентичности. В описанной ранее экзистенциальной моде- ли взаимодействия человека с миром (см. 8.3) были представлены базовые данности, которые лежат в основе его экзистенции. Именно они описывают нашу экзистенциальную идентичность. Поскольку общепринятым является представление о том, что в совре- менном мире психологические проблемы человека приобретают всё более глубокий экзистенциальный характер, интерес к практике работы — тера- пии и консультирования — в рамках экзистенциального подхода возраста- ет. Развивается и сама экзистенциальная практика, приобретая более от- четливые черты. В. Б. Шумский выделяет следующие стадии развития методологии эк- зистенциальной психотерапии, отмечая, что каждая последующая стадия включает в себя предыдущую. 1. Экзистенциальная терапия как философский праксис. Ее мето- дологической основой является анализ проблем человека с точки зрения экзистенциальной философии и побуждение его к непо- средственному использованию этих знаний в своей жизни. К этой стадии Шумский относит логотерапию В. Франкла и дазайн-анализ Л. Бинсвангера. 2. Экзистенциальная терапия как развитие способности к диалогу с внешним миром. Соответствующая ей методология опирается на развитие и углубление терапевтических отношений. Эта стадия представлена дазайн-анализом М. Босса, экзистенциальной тера- пией Р. Мэя, И. Ялома, Э. Спинелли и Э. ван Дорцен. 3. Экзистенциальная терапия как развитие способности к внутрен- нему диалогу. Ее методологической основой является углубление отношения клиента к самому себе. К этой стадии Шумский отно-
сит экзистенциально-гуманистическую терапию Дж. Бьюдженталя и экзистенциальный анализ А. Лэнгле [Шумский, 2016, с. 168–169]. Особенности экзистенциальной терапии могут быть обозначены сле- дующими образом. 1. Использование феноменологического метода. Напомним, что фе- номенологический метод, по Гуссерлю, предполагает принятие опыта человека в его живой реальности. Он традиционно проти- вопоставляется объясняющему методу, когда терапевт пытается ответить на вопросы о происхождении тех или иных психологиче- ских проблем или отдельных проявлений. Вместо этого он обраща- ется к тому, что чувствует и переживает человек в данный момент, к его жизненному опыту, проживаемому в пространстве взаимо- действия с терапевтом.
2. Диалог между терапевтом (консультантом) и клиентом представля- ет собой прямое, личностное отношение, а не отношения трансфе- ра. Это уважительный диалог между равными, о чем много писал в своих работах К. Роджерс, это совместное исследование ситуации клиента, а не разговор по принципу «вопрос—ответ». 3. Терапевтический диалог в экзистенциальной терапии направлен на исследование связей между повседневным опытом человека и ба- зовыми экзистенциалами. В отдельных случаях эти связи очевидны (например переживание кризисов после каких-то травматических жизненных событий), в других они являются более опосредован- ными и слабыми. Ранее в связи с обозначением фундаментального характера экзистенциальных проблем отмечалось, что в глубине многих повседневных проблем и проявлений человека лежат эк- зистенциальные проблемы, понимание которых является ключом к трудностям повседневности. Например, трудоголизм — что на- ходится за постоянной занятостью и лихорадочной суетой челове- ка? В каких-то случаях это рассматривается как уход от смысловых проблем — постоянная занятость, вовлеченность в процесс дея- тельности могут создавать ощущение осмысленности жизни, под- меняя ее подлинные смыслы. Но трудоголизм может быть и ухо- дом от непреодоленного страха смерти («Мне еще столько надо сделать!»). Понимание связей повседневных проблем с экзистен- циальными дает человеку возможность проникновения в глубины своей экзистенции, ее лучшего понимания. 4. Отказ от диагноза и поиска истоков проблем человека в его раннем опыте, детстве и прошлом. Это совпадает с ранее описанным нами утверждением К. Левина о нерелевантности концепта причинно- сти в понимании проблем человека. Принцип «здесь-и-сейчас» принят всем гуманистическим направлением, которое адресуется
к актуальной ситуации клиента. Описание и прояснение его ситу- ации в настоящем является первым шагом в терапии. Опыт про- шлого и взгляд в будущее включаются в контекст настоящего. 5. Экзистенциальная терапия и консультирование могут рассматри- ваться как инструмент обогащения жизни клиента, усиления его способности к реализации собственного потенциала в современ- ном мире. Это не работа с симптомами. Это наша возрастающая способность встречать этот мир свободно и открыто. Человек, как постоянно подчеркивают экзистенциально ориентированные пси- хологи, может быть понят только через свое «бытие-в-мире». Приведенное описание показывает, что определить особенности экзи- стенциального направления в психологической практике непросто. Часть из них совпадает с тем, что является базовыми принципами и для других подходов в рамках гуманистического направления. Главное отличие можно усмотреть в том, что можно назвать базисным конфликтом человека, — это, как его формулирует И. Ялом, «конфликт, возникающий вследствие столкновений индивидуума с данностями су- ществования». Приблизиться к данностям нашего существования не так сложно. По Ялому, основным методом этого понимания является личная рефлексия. Ее условия просты: уединение, молчание, время и свобода от повседневных отвлекающих факторов, которыми заполнен обыденный мир каждого из нас. Если мы сможем отойти, отвлечься от повседневности, глу- боко погрузиться в размышления о нашей ситуации в мире, о нашем суще- ствовании, наших ограничениях и возможностях, если мы достигнем при этом самых основ, мы столкнемся с глубинными структурами, с данностя- ми нашего существования. Этот процесс рефлексии может быть иниции- рован, запущен какими-то событиями, такими как столкновение с чьей-то смертью, или принятие важных необратимых решений, или разрушение некоторых фундаментальных смыслообразующих моделей, в общем, тем, что часто обозначают как «пограничные ситуации». Фактически этот же процесс рефлексии запускает терапевт. К его вза- имодействию с клиентом в экзистенциальном консультировании предъяв- ляются особые требования. Я слушал в течение более тридцати лет, более пятидесяти тысяч часов мужчин и женщин, которые говорили о том, чего они хотят от жизни. Инженеры, полицейские, проститутки, адвокаты, учителя, администра- торы, домохозяйки, секретарши, студенты колледжа, няньки, доктора, монахини, таксисты, министры и священники, наемные солдаты, ра- бочие, профессора, клерки, актеры и многие другие приглашали меня побыть рядом с ними, когда исследовали глубины своей души, чтобы найти то, к чему они сильнее всего стремятся; когда они преодолевали боль и воспаряли от радости этих поисков, когда они испытывали страх и находили в себе мужество для этой личной одиссеи [Бьюдженталь, 1998, с. 20].
Использованное Бьюдженталем выражение «побыть рядом с ними», а также подчеркивание самостоятельной и собственной жизни клиентов в психотерапевтическом процессе, при фрагменте которой присутствует психотерапевт, показательны для профессиональной позиции Бьюджен- таля как экзистенциального терапевта и относятся к основополагающим принципам всего экзистенциального подхода.
Это принятие клиента, о котором много писал К. Роджерс, требует пре- одоления многих стереотипов существующей культуры, в том числе накоп- ленных и ранними традиционными психотерапевтическими подходами. Я думаю, в нашей культуре все подвержены следующему штампу: «Каж- дый человек должен чувствовать, думать и верить так же, как я». Мы обнаруживаем, что нам очень трудно позволить детям, родителям или супругам чувствовать по-другому в отношении каких-либо проблем. Мы не позволяем нашим клиентам или студентам отличаться от нас или реализовывать их жизненный опыт по-своему. Как нация мы не сможем позволить другой нации думать или чувствовать иначе, чем мы [Роджерс, 1994, с. 62].
Таким образом, целью терапевтического процесса является осознава- ние своего существования во всей его полноте, что включает и осознание своих возможностей, и возможность действовать на их основе. Сфера ра- боты экзистенциального терапевта — это пространство экзистенциальных проблем, возникающих из столкновения человека с наиболее «сущностны- ми» проблемами его существования. Способ работы — усиление субъек- тивности человека через осознавание себя и своего существования в этом мире, при этом роль терапевта заключается в инициировании процесса ис- следования клиентом глубин своей души.
РЕЗЮМЕ 1. Экзистенциальный подход предполагает построение теории личности, акцентирующей внимание на том, как человек взаимодействует с ми- ром, переживает свое существование и приобретает экзистенциальный опыт. 2. Антропологическая позиция В. Франкла исходит из единства тела, души (психики) и духа. Личность относится к духовному измерению, к ценностно-смысловому пространству существования человека. Важ- нейшим вкладом Франкла в экзистенциальное понимание личности является понятие самотрансценденции. 3. А. Лэнгле принадлежит концепция фундаментальных экзистенциаль- ных мотиваций, основанная на описании диалога человека с реально- стями существования. Становление личности предполагает успешную реализацию четырех фундаментальных мотиваций.
4. Вызовы, вытекающие из конфронтации человека с данностями суще- ствования, — вызовы изменения, неопределенности, свободы, ответ- ственности и др. — рождают ответы личности, на основе которых мо- жет быть описана базовая экзистенциальная модель взаимодействия человека с миром. 5. В процессе становления личности в результате взаимодействия челове- ка с окружающим миром происходит формирование его идентичности.
Наряду с традиционными понятиями личностной и социальной иден- тичности в рамках экзистенциального подхода выделяется понятие эк- зистенциальной идентичности как осознания себя и своего существо- вания в контексте бытия. 6. Становление экзистенциальной идентичности связано с организацией экзистенциального опыта. Он формируется в результате проживания человеком экзистенциальных ситуаций и экзистенциальных проблем и становится источником личностных изменений и ценностно-смыс- ловым основанием поведения человека. 7. Одним из базовых понятий экзистенциально-психологического под- хода является понятие экзистенциальной вины, которое интерпре- тируется как позитивное и конструктивное начало, способствующее подтверждению, уточнению или пересмотру человеком собственной аутентичности. 8. Преодоление сложностей, связанных с вызовами современной реаль- ности, способность справляться с трудными жизненными ситуаци- ями и неблагоприятными обстоятельствами связаны с личностным потенциалом человека. В философии способность человека противо- стоять жизненным сложностям связывается с понятием «мужество жить», психологическим аналогом которого является понятие жизне- стойкости. 9. В современном мире психологические проблемы человека приобрета- ют всё более глубокий экзистенциальный характер, интерес к практике работы — терапии и консультирования — в рамках экзистенциально- го подхода возрастает. Развивается и сама экзистенциальная практика, приобретая более оформленные черты. 10. Целью экзистенциального терапевтического процесса является осозна- вание человеком своего существования во всей его полноте, что вклю- чает и осознание своих возможностей, и возможность действовать на их основе. Сфера работы экзистенциального терапевта — это про- странство экзистенциальных проблем, возникающих из столкновения человека с наиболее «сущностными» проблемами человеческого суще- ствования. Способ работы — усиление субъективности человека через осознавание себя и своего существования в этом мире. Контрольные вопросы для самопроверки 1. Перечислите основные экзистенциальные мотивации по А. Лэнгле. 2. Каковы основные характеристики экзистенциальной идентич ности? 3. Перечислите основные характеристики экзистенциального опыта. 4. В чем особенности экзистенциальной вины? 5. Что такое жизнестойкость? 6. Каков психологический смысл понятия самотрансценденции?
Задание для самостоятельной работы 1. Попробуйте описать, в каких жизненных проявлениях обнаруживают себя разные виды экзистенциальной мотивации. 2. Попробуйте описать, какие переживаемые человеком чувства отража- ют проявления экзистенциальной вины. 3. Заполните опросник по жизнестойкости и проанализируйте получен- ные результаты.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Лэнгле А. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности. М., 2008.
Лэнгле А., Уколова Е. М., Шумский В. Б. Современный экзистенциальный анализ: история, теория, практика, исследования. М., 2014. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб., 2001. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. Шумский В. Б. Экзистенциальная психология и психотерапия. М., 2016. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 1999.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Аверьянов А. И. Логотерапия и экзистенциальный анализ: теория личности: учеб- ное пособие. М., 2015. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб., 2002. Леонтьев Д. А. Экзистенциальный подход в современной психологии личности // Вопросы психологии. 2016. № 3. С. 3–15. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.026 с.) |