К практике психологической работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К практике психологической работы



Экзистенциальный подход, в центре внимания которого существование,

«бы тие-в-мире» человека, видит задачи практической психологической работы в оказании помощи, содействия человеку в обретении им своей подлинности, аутентичности. В описанной ранее экзистенциальной моде- ли взаимодействия человека с миром (см. 8.3) были представлены базовые данности, которые лежат в основе его экзистенции. Именно они описывают нашу экзистенциальную идентичность.

Поскольку общепринятым является представление о том, что в совре- менном мире психологические проблемы человека приобретают всё более глубокий экзистенциальный характер, интерес к практике работы — тера- пии и консультирования — в рамках экзистенциального подхода возраста- ет. Развивается и сама экзистенциальная практика, приобретая более от- четливые черты.

В. Б. Шумский выделяет следующие стадии развития методологии эк- зистенциальной психотерапии, отмечая, что каждая последующая стадия включает в себя предыдущую.

1. Экзистенциальная терапия как философский праксис. Ее мето- дологической основой является анализ проблем человека с точки зрения экзистенциальной философии и побуждение его к непо- средственному использованию этих знаний в своей жизни. К этой стадии Шумский относит логотерапию В. Франкла и дазайн-анализ Л. Бинсвангера.

2. Экзистенциальная терапия как развитие способности к диалогу

с внешним миром. Соответствующая ей методология опирается на развитие и углубление терапевтических отношений. Эта стадия представлена дазайн-анализом М. Босса, экзистенциальной тера- пией Р. Мэя, И. Ялома, Э. Спинелли и Э. ван Дорцен.

3. Экзистенциальная терапия как развитие способности к внутрен- нему диалогу. Ее методологической основой является углубление отношения клиента к самому себе. К этой стадии Шумский отно-


 

сит экзистенциально-гуманистическую терапию Дж. Бьюдженталя и экзистенциальный анализ А. Лэнгле [Шумский, 2016, с. 168–169].

Особенности экзистенциальной терапии могут быть обозначены сле- дующими образом.

1. Использование феноменологического метода. Напомним, что фе- номенологический метод, по Гуссерлю, предполагает принятие опыта человека в его живой реальности. Он традиционно проти- вопоставляется объясняющему методу, когда терапевт пытается ответить на вопросы о происхождении тех или иных психологиче- ских проблем или отдельных проявлений. Вместо этого он обраща- ется к тому, что чувствует и переживает человек в данный момент, к его жизненному опыту, проживаемому в пространстве взаимо- действия с терапевтом.

2. Диалог между терапевтом (консультантом) и клиентом представля- ет собой прямое, личностное отношение, а не отношения трансфе- ра. Это уважительный диалог между равными, о чем много писал в своих работах К. Роджерс, это совместное исследование ситуации клиента, а не разговор по принципу «вопрос—ответ».

3. Терапевтический диалог в экзистенциальной терапии направлен на исследование связей между повседневным опытом человека и ба- зовыми экзистенциалами. В отдельных случаях эти связи очевидны (например переживание кризисов после каких-то травматических жизненных событий), в других они являются более опосредован- ными и слабыми. Ранее в связи с обозначением фундаментального характера экзистенциальных проблем отмечалось, что в глубине многих повседневных проблем и проявлений человека лежат эк- зистенциальные проблемы, понимание которых является ключом к трудностям повседневности. Например, трудоголизм — что на- ходится за постоянной занятостью и лихорадочной суетой челове- ка? В каких-то случаях это рассматривается как уход от смысловых проблем — постоянная занятость, вовлеченность в процесс дея- тельности могут создавать ощущение осмысленности жизни, под- меняя ее подлинные смыслы. Но трудоголизм может быть и ухо- дом от непреодоленного страха смерти («Мне еще столько надо сделать!»). Понимание связей повседневных проблем с экзистен- циальными дает человеку возможность проникновения в глубины своей экзистенции, ее лучшего понимания.

4. Отказ от диагноза и поиска истоков проблем человека в его раннем опыте, детстве и прошлом. Это совпадает с ранее описанным нами утверждением К. Левина о нерелевантности концепта причинно- сти в понимании проблем человека. Принцип «здесь-и-сейчас» принят всем гуманистическим направлением, которое адресуется


 

к актуальной ситуации клиента. Описание и прояснение его ситу- ации в настоящем является первым шагом в терапии. Опыт про- шлого и взгляд в будущее включаются в контекст настоящего.

5. Экзистенциальная терапия и консультирование могут рассматри- ваться как инструмент обогащения жизни клиента, усиления его способности к реализации собственного потенциала в современ- ном мире. Это не работа с симптомами. Это наша возрастающая способность встречать этот мир свободно и открыто. Человек, как постоянно подчеркивают экзистенциально ориентированные пси- хологи, может быть понят только через свое «бытие-в-мире».

Приведенное описание показывает, что определить особенности экзи- стенциального направления в психологической практике непросто. Часть из них совпадает с тем, что является базовыми принципами и для других подходов в рамках гуманистического направления.

Главное отличие можно усмотреть в том, что можно назвать базисным конфликтом человека, — это, как его формулирует И. Ялом, «конфликт, возникающий вследствие столкновений индивидуума с данностями су- ществования». Приблизиться к данностям нашего существования не так сложно. По Ялому, основным методом этого понимания является личная рефлексия. Ее условия просты: уединение, молчание, время и свобода от повседневных отвлекающих факторов, которыми заполнен обыденный мир каждого из нас. Если мы сможем отойти, отвлечься от повседневности, глу- боко погрузиться в размышления о нашей ситуации в мире, о нашем суще- ствовании, наших ограничениях и возможностях, если мы достигнем при этом самых основ, мы столкнемся с глубинными структурами, с данностя- ми нашего существования. Этот процесс рефлексии может быть иниции- рован, запущен какими-то событиями, такими как столкновение с чьей-то смертью, или принятие важных необратимых решений, или разрушение некоторых фундаментальных смыслообразующих моделей, в общем, тем, что часто обозначают как «пограничные ситуации».

Фактически этот же процесс рефлексии запускает терапевт. К его вза- имодействию с клиентом в экзистенциальном консультировании предъяв- ляются особые требования.

Я слушал в течение более тридцати лет, более пятидесяти тысяч часов мужчин и женщин, которые говорили о том, чего они хотят от жизни. Инженеры, полицейские, проститутки, адвокаты, учителя, администра- торы, домохозяйки, секретарши, студенты колледжа, няньки, доктора, монахини, таксисты, министры и священники, наемные солдаты, ра- бочие, профессора, клерки, актеры и многие другие приглашали меня побыть рядом с ними, когда исследовали глубины своей души, чтобы найти то, к чему они сильнее всего стремятся; когда они преодолевали боль и воспаряли от радости этих поисков, когда они испытывали страх и находили в себе мужество для этой личной одиссеи [Бьюдженталь, 1998, с. 20].


 

Использованное Бьюдженталем выражение «побыть рядом с ними», а также подчеркивание самостоятельной и собственной жизни клиентов в психотерапевтическом процессе, при фрагменте которой присутствует психотерапевт, показательны для профессиональной позиции Бьюджен- таля как экзистенциального терапевта и относятся к основополагающим принципам всего экзистенциального подхода.

Это принятие клиента, о котором много писал К. Роджерс, требует пре- одоления многих стереотипов существующей культуры, в том числе накоп- ленных и ранними традиционными психотерапевтическими подходами.

Я думаю, в нашей культуре все подвержены следующему штампу: «Каж- дый человек должен чувствовать, думать и верить так же, как я». Мы обнаруживаем, что нам очень трудно позволить детям, родителям или супругам чувствовать по-другому в отношении каких-либо проблем.

Мы не позволяем нашим клиентам или студентам отличаться от нас или реализовывать их жизненный опыт по-своему. Как нация мы не сможем позволить другой нации думать или чувствовать иначе, чем мы [Роджерс, 1994, с. 62].

 

Таким образом, целью терапевтического процесса является осознава- ние своего существования во всей его полноте, что включает и осознание своих возможностей, и возможность действовать на их основе. Сфера ра- боты экзистенциального терапевта — это пространство экзистенциальных проблем, возникающих из столкновения человека с наиболее «сущностны- ми» проблемами его существования. Способ работы — усиление субъек- тивности человека через осознавание себя и своего существования в этом мире, при этом роль терапевта заключается в инициировании процесса ис- следования клиентом глубин своей души.

 

РЕЗЮМЕ

1. Экзистенциальный подход предполагает построение теории личности, акцентирующей внимание на том, как человек взаимодействует с ми- ром, переживает свое существование и приобретает экзистенциальный

опыт.

2. Антропологическая позиция В. Франкла исходит из единства тела, души (психики) и духа. Личность относится к духовному измерению, к ценностно-смысловому пространству существования человека. Важ-

нейшим вкладом Франкла в экзистенциальное понимание личности является понятие самотрансценденции.

3. А. Лэнгле принадлежит концепция фундаментальных экзистенциаль- ных мотиваций, основанная на описании диалога человека с реально-

стями существования. Становление личности предполагает успешную реализацию четырех фундаментальных мотиваций.


 

4. Вызовы, вытекающие из конфронтации человека с данностями суще- ствования, — вызовы изменения, неопределенности, свободы, ответ- ственности и др. — рождают ответы личности, на основе которых мо-

жет быть описана базовая экзистенциальная модель взаимодействия человека с миром.

5. В процессе становления личности в результате взаимодействия челове- ка с окружающим миром происходит формирование его идентичности.

Наряду с традиционными понятиями личностной и социальной иден- тичности в рамках экзистенциального подхода выделяется понятие эк- зистенциальной идентичности как осознания себя и своего существо- вания в контексте бытия.

6. Становление экзистенциальной идентичности связано с организацией экзистенциального опыта. Он формируется в результате проживания

человеком экзистенциальных ситуаций и экзистенциальных проблем и становится источником личностных изменений и ценностно-смыс- ловым основанием поведения человека.

7. Одним из базовых понятий экзистенциально-психологического под- хода является понятие экзистенциальной вины, которое интерпре-

тируется как позитивное и конструктивное начало, способствующее подтверждению, уточнению или пересмотру человеком собственной аутентичности.

8. Преодоление сложностей, связанных с вызовами современной реаль- ности, способность справляться с трудными жизненными ситуаци-

ями и неблагоприятными обстоятельствами связаны с личностным потенциалом человека. В философии способность человека противо- стоять жизненным сложностям связывается с понятием «мужество жить», психологическим аналогом которого является понятие жизне- стойкости.

9. В современном мире психологические проблемы человека приобрета- ют всё более глубокий экзистенциальный характер, интерес к практике работы — терапии и консультирования — в рамках экзистенциально-

го подхода возрастает. Развивается и сама экзистенциальная практика, приобретая более оформленные черты.

10. Целью экзистенциального терапевтического процесса является осозна- вание человеком своего существования во всей его полноте, что вклю-

чает и осознание своих возможностей, и возможность действовать на их основе. Сфера работы экзистенциального терапевта — это про- странство экзистенциальных проблем, возникающих из столкновения человека с наиболее «сущностными» проблемами человеческого суще- ствования. Способ работы — усиление субъективности человека через осознавание себя и своего существования в этом мире.


Контрольные вопросы для самопроверки

1. Перечислите основные экзистенциальные мотивации по А. Лэнгле.

2. Каковы основные характеристики экзистенциальной идентич ности?

3. Перечислите основные характеристики экзистенциального опыта.

4. В чем особенности экзистенциальной вины?

5. Что такое жизнестойкость?

6. Каков психологический смысл понятия самотрансценденции?

 

Задание для самостоятельной работы

1. Попробуйте описать, в каких жизненных проявлениях обнаруживают себя разные виды экзистенциальной мотивации.

2. Попробуйте описать, какие переживаемые человеком чувства отража- ют проявления экзистенциальной вины.

3. Заполните опросник по жизнестойкости и проанализируйте получен- ные результаты.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Лэнгле А. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности. М., 2008.

Лэнгле А., Уколова Е. М., Шумский В. Б. Современный экзистенциальный анализ: история, теория, практика, исследования. М., 2014.

Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб., 2001.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Шумский В. Б. Экзистенциальная психология и психотерапия. М., 2016.

Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 1999.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аверьянов А. И. Логотерапия и экзистенциальный анализ: теория личности: учеб- ное пособие. М., 2015.

Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб., 2002.

Леонтьев Д. А. Экзистенциальный подход в современной психологии личности

// Вопросы психологии. 2016. № 3. С. 3–15.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.026 с.)