Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Представления о развитии личности в истории педагогикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Элементы педагогики появились с зарождением воспитания на раннем этапе развития общества. Человеческое общество возникло с того времени, как началось изготовление человеком орудий труда. Применение примитивных орудий труда и усложнение их изготовления обусловили необходимость передачи трудовых знаний и опыта подрастающим поколениям. Первобытное общество делилось на 3 возрастные группы: дети и подростки; полноценные и полноправные участники жизни и труда; пожилые люди и старики. Новорожденный ребенок сначала попадал в общую группу подрастающих и стареющих и рос в общении со сверстниками и умудренными опытом стариками. Войдя в следующий биологический возраст и получив некоторый опыт общения, трудовые навыки, знания правил жизни, обычаев и обрядов, человек переходил в следующую группу. Этот переход постепенно обрастал определенными традициями - инициациями, посвящениями, во время которых проверялась степень подготовленности молодого человека к жизни: способности переносить лишения, проявлять отвагу и выносливость. В первобытном обществе, таким образом, ребенок воспитывался и обучался в процессе жизнедеятельности, в участии в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Он фактически включался в доступную для него деятельность. Первые учреждения для жизни и воспитания подрастающих поколений – дома молодежи, отдельные для мальчиков и девочек – появляются на последних этапах развития матриархата. Здесь дети готовились к жизни, труду и инициациям под руководством старейшин рода. На стадии патриархальной общины появились ремесла, возникли скотоводство, земледелие, иначе - разделение труда. Вместе с развитием трудового опыта усложнилось воспитание. Родовая община поручала воспитание наиболее опытным людям. Они знакомили детей не только с трудовыми умениями, но и с правилами зарождавшихся религиозных культов, преданиями, обучали письму. Огромную роль в воспитании нравов, формировании поведения и определенных черт характера играли сказания, игры, танцы, музыка и песни. Появились зачатки военного воспитания: мальчиков стали учить стрелять из лука, пользоваться копьем, ездить верхом. Стало уделяться больше внимания усвоению знаний. В условиях родового строя воспитание стало выделяться как особая форма общественной деятельности. Первым результатом оформления педагогической мысли стали педагогические заповеди. До нас они дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. С развитием письменности народные суждения стали носить характер советов, правил и рекомендаций. Так зародилась народная педагогика - педагогические взгляды, идеи, наиболее полно проявляющиеся в обычаях, трудовой деятельности, традициях, устной народной речи. В период античности (5 в. до н.э. – 5 в. н.э.) педагогические знания являлись элементом философии. В 1-ом тысячелетии до н.э. в Древней Греции осуществлялся активный философский поиск ответа на вопрос: Как достигается образцовое поведение и каким при этом должно быть образование? Теоретиками первых обобщений педагогических фактов, которые дали начало педагогике как науке, были древнегреческие мыслители Сократ (469 – 399 гг. до н.э.), Платон (427 – 347 гг. до н.э.), Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Основные моменты их учений следующие: Сократ: образование должно осуществляться через познание методом диалога; Платон: при обучении необходимо руководствоваться изменением в самом человеке; Аристотель: личность ученика определяет личность учителя. Применительно к современной отечественной педагогике эти идеи до сих пор актуальны и современны и звучат следующим образом: отношения между учителем и учеником строятся как субъект-субъектные, т.е. и ученик, и учитель - равноправные, равно активные участники образовательного процесса; обучение ведет за собой развитие личности. Итак, первая философская рационалистическая тенденция сводилась к обоснованию цели образования, исходя из этических общественных идеалов, обращаясь к природе человека, используя эмпирический педагогический опыт. Основной идеей стало всестороннее развитие личности. В период Средневековья (5-13 вв.) духовную жизнь общества монополизировала церковь. В области воспитания господствовала теоцентрическая парадигма. В соответствии с основной установкой на «спасение» человеческой души на первый план была выдвинута идея религиозного аскетизма и духовного возвышения личности для поддержания божественного благочестия. Христианская педагогика обращается к внутреннему миру человека с целью утихомирить, уравновесить его, борется с упадком нравственности. Человек рассматривается как ценность мироздания и должен в своем развитии овладеть пройти двумя путями: «горний» путь (возвышенный) – получение божественной благодати; другой путь совершенствования человека «дольний» - научение в процессе жизнедеятельности, посредством труда и работы над собой. В русле раннехристианской культуры начинается развитие педагогики как науки. Основная цель – помочь человеку в слиянии с Богом. Основное педагогическое средство - воспитание чувства меры. Особое педагогическое значение имеют утверждения одного из выдающихся богословов Иоанна Златоуста: воспитание детей – важнейший долг родителей; истинная цель воспитания – не развитие только интеллекта, но развитие добродетелей ребенка посредством воспитания нравственности в делах; человек должен ощущать последствия за свои неправильные действия. В эпоху Средневековья произошла интеграция энциклопедического античного и теологического знания в схоластическом учении. Идеи схоластов породили идею преподавания знаний научного характера. Представители – Алкуин, Фома Аквинский, Августин Блаженный. Схоласты обозначили впервые следующие методы обучения: заучивание логически обработанного материала; изложение в форме логической системы. Система схоластического обучения представляла собой 3-х уровневую дидактическую систему: 1 уровень. Обрядово-ритуальный (практическая подготовка к жизни в разных сословиях посредством народных ритуалов). 2 уровень. Духовно-нравственный (обучение и воспитание души ради ее спасения). 3 уровень. Рациональный (обучение наукам посредством освоения светской и духовной информации). Следующий этап развития педагогической мысли связан с эпохой Возрождения (14-16 вв.). Педагогика была нацелена на возрождение античной культуры, классического образования, новой оценки и веры в возможности человека. Основное положение гуманистической философии эпохи Возрождения: человек – центр Вселенной, свободное, самодеятельное существо, творец своей судьбы и самого себя. Ключевая идея педагогики – естественность земных радостей и чувственных наслаждений. Акцент в педагогике – физическое развитие человека. Задача воспитания: воспитание гармонически развитой личности, в которой бы сочетались физическое совершенство и богатое духовное содержание. В Италии, где античные идеалы наши самое яркое свое проявление, главным в формировании гармонической личности, было воспитание гражданина. Представители «гражданского» гуманизма считали основной функцией воспитания формирование социальной личности, действующей на благо общества, очагом воспитания – семью. Флорентийский гуманист Леон Альберти (1404-1472) доказывал, что именно воспитание детей дает основу воспитания общества в целом. Паоло Верджерио (1370-1444) дополнил эту мысль тем, что воспитание гражданина – дело не родительское, но, прежде всего, государственное. В Англии реализацию гражданского долга гуманисты видели в трудовой деятельности, которая становится неотъемлемой частью понятия целостной личности. Томас Мор (1478-1535) создал утопический проект бесклассового общественного устройства, в котором утверждал обязательное участие всех граждан в производительном труде и соединение производительного труда с всеобщим образованием. Эта идея нашла продолжение в 19 веке в концепциях трудового воспитания. Гуманизм становился отраслью гуманитарного знания, которое базировалось на переводах литературных произведений классической древности, и получил название «филологического гуманизма». В практике учебных заведений основным содержанием среднего образования становились изучение грамматических форм, заучивание правил синтаксиса, тренировка в стилистике. «Филологический гуманизм» давал одностороннее развитие и вызывал критику со стороны прогрессивно мыслящих гуманистов. Нидерландский философ Эразм Роттердамский (1469-1536) высмеял такую систему обучения. Перу Эразма Роттердамского принадлежит трактат «О первоначальном воспитании детей», в котором он утверждал принцип активности в качестве основного в воспитании детей. Другие важные положения его теории: воспитание должно начинаться с первых лет жизни; программа обучения не должна быть излишне сложной и обременительной, чтобы не отбить у ребенка желание учиться. Его основные идеи изложены в трудах «О методе обучения», «О том, как подобает быстро и достойно обучать детей добродетели и наукам». По его мнению, с семилетнего возраста ребенок, независимо от пола, готов к систематическому обучению и воспитанию, а до этого времени его должны воспитывать мать и отец. Высочайшей целью формирования ребенка он считал воспитание морального долга и религиозного послушания. Гуманистический образец обучения и всестороннего воспитания, который в дальнейшем стал основой развития мировой педагогической теории и практики, возник на уровне частных школ. Так, итальянский педагог В. да Фельтре (1878-1446) организовал школу – «Дом радости». Здесь учились дети герцога, в поместье которого и на чьи средства она содержалась, и еще около 70ти неимущих учеников – мальчики и девочки. Это было принципиально новым для той эпохи. Школьная программа преследовала цель заложить фундамент общей культуры, который в дальнейшем позволил бы воспитанникам самостоятельно овладевать специальными предметами. Основу школьной программы составляло изучение классических языков и литературы, классического курса математики, астрономии; совершались экскурсии на природу, организовывались игры для развития физических возможностей учеников. Бытовые условия были достаточно аскетичны, с целью укрепления добродетели учеников в соответствии с христианской традицией. Концепцию человека нового времени – глубоко образованного и критически мыслящего, основу знаний которого составляет опыт – представил Мишель Монтень (153-1592) – один из самых прогрессивных мыслителей Франции. В своем сочинении «Опыты» он писал, что ребенку, внушаются с детства готовые истины, когда он еще не в силах судить об их достоверности. Чтобы человек был способен самостоятельно мыслить, ему надо помочь научиться наблюдать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Поэтому ценность в развитии личности представляют лишь те знания, которые получены путем эксперимента. Споры гуманистов о содержании образования сводились к разработке энциклопедической программы обучения, которая, с одной стороны, развивала бы личность, а с другой, удовлетворяла бы интересам экономического разватия общества. Попытку представить такую программу предпринял Фр. Рабле (1494-1553) в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль». Итак, гуманистическое образование эпохи Возрождения существовало вначале как самообразование – показатель новой системы социальных ценностей. Человека начинали ценить не по его принадлежности к определенному сословию, а по уровню его эрудиции и степени участия в создании гуманистической культуры. Но к концу эпохи Возрождения гармонический идеал обернулся иллюзией. На смену социально-активной духовно-нравственной творческой личности пришел деловой человек. Начало эпохи Нового времени связано с укреплением и совершенствованием сложившихся ранее латинских школ – в Германии их называли гимназиями, во Франции – коллегиями, в Англии – грамматическими школами. Центральное место отводилось изучению латинского языка. Постепенно стали появляться грамматики латинского языка с использованием родного языка обучающихся. В школах повышенного типа в число предметов стали включать в число предметов изучения родной и французский языки (язык международного общения); затем – сугубо светские предметы – математика, история, естествознание, астрономия, география. В этот период появились новые идеи образования в народных школах, продвигавшие принципы всеобщности обучения, обучения на родном языке, выдвижения на передний план реальных знаний при сохранении в школах религиозного духа, упорядочения учебного процесса, создания дидактических пособий для учителей и учебников для обучающихся. Обособленным явлением были рыцарские, или дворянские, академии. Дворянские дети обучались отдельно. Содержание образования определялось традиционными требованиями подготовки «воспитанного» человека: на первое место ставились языки – французский, частично итальянский и испанский, а позднее – английский; изучались история (общая история, история права), мораль и естественное право, логика; практикоориентированные дисциплины – математика и механика применительно к архитектуре, строительству, военному делу. Особое внимание уделялось обучению «рыцарским искусствам» -верховой езде, фехтованию, танцам, игре в мяч. Вольфганг Ратке (1571-1635) – один из основоположников педагогики Нового времени в Германии. Учился в Гамбурге, в Ростоке – изучал теологию и философию, иностранные языки. Его педагогические интересы были направлены на совершенствование методов обучения иностранным языкам. Потом он перешел к общим вопросам организации школьного дела и дидактики. Одним из первых написал учебники для детей и методические пособия для учителей. Его педагогические идеи изложены в обращении к съезду немецких князей и представителей местного городского магистрата Франкфурта-на-Майне, которое известно под названием «Франкфуртский мемориал» (1612) (памятная записка) и обобщены в книге «Всеобщее обучение по способу Ратихия» (1619). Ратке выделил три группы вопросов: реформа обучения в школе языкам, реформа всего школьного дела, реформа политической и религиозной жизни в Германии в целом. Ратке выдвинул требование уделять в школах в первые годы школьных занятий основное внимание обучению родному языку – родной язык должен стать языков преподавания всех предметов. К обучению иностранным языкам следовало приступать лишь после того, как ученики хорошо овладеют родным языком. Обучать чтению и письму он предложил одновременно и сформировал соответствующую методику. Общие принципы обучения Ратке сводятся к следующим тезисам, которыми, как он предполагал, должен руководствоваться каждый учитель: 1) обучение должно протекать в соответствии с ходом природы, не нарушая его; 2) обучение должно быть последовательным, нельзя изучать одновременно разные вещи; 3) в обучении следует постоянно использовать повторение; 4) первоначальное обучение должно обязательно вестись на родном языке учащихся; 5) обучение должно вестись без принуждения; 6) заучивать ученики должны только то, что ими понято; 7) в обучении следует идти от частного к общему, от известного к неизвестному; 8) в ходе обучения всегда нужно опираться на индукцию и опыт. В педагогике Нового времени (17 в.) особо выделяется педагогическая теория Я.А. Коменского. С его именем связано выделение педагогики из философии и оформление в самостоятельную науку, озвучена идея всеобщего обучения детей независимо от социального положения родителей, пола, религиозной принадлежности. Труды Коменского: учебник «Открытая дверь языков и всех наук» (1631; сочетание усвоения латыни с изучением окружающего мира), «Великая дидактика» (1632; педагогика как наука о процессе обучения), «Материнская школа» (1633; руководство по воспитанию детей дошкольного возраста) и 7 томов под одним названием «Общий совет об исправлении дел человеческих», учебник «Мир чувственных вещей в картинках». Основные идеи педагогики Коменского вошли в золотой фонд педагогической теории. Коменский обосновывал в своей дидактике, прежде всего, принцип наглядности: познание мира на основе восприятия – и принцип природосообразности: человек как часть природы подчиняется ее всеобщим законам; утверждал необходимость воспитания и обучения любых детей – и прилежных, и ленивых. Главные требования к организации процесса обучения: сознательность учения (доводить до ученика осознания причин природных или социальных явлений); систематичность обучения (организованность учебного материала в основных тезисах, обобщение фактов и примеров, путь от легкого к трудному, от общего к частному); последовательность и посильность обучения; обеспечение прочности знаний и развитие познавательных способностей учащихся. Коменский выделял три ступени воспитания: 1. Познание себя и окружающего мира (умственное воспитание) 2. Управление собой (нравственное воспитание) 3. Стремление к богу (религиозное воспитание) Принцип природосообразности, предложенный Коменским, в дальнейшем нашел свое развитие в трудах Руссо, Песталоцци, Дистервега. Коменский ссылался на необходимость возрастной периодизации в школьной системе. В жизни подрастающего человека Коменский выделял 4 возрастных периода по 6 лет каждый: детство – от 0 до 6-ти лет отрочество – от 6-ти до12-ти лет юность – от 12-ти до 18-ти лет возмужалость – от 18-ти до 24-х лет Особенности детства по Коменскому – усиленный физический рост и развитие органов чувств, отрочества – развитие памяти и воображения с их исполнительными органами – языком и рукой, юности – более высокий уровень развития мышления (понимания и суждения), возмужалости – развитие воли и способности сохранять гармонию. В соответствии с этими возрастными особенностями Коменский предлагал осуществлять дошкольное воспитание под руководством матери в так называемой материнской школе; для отрочества – в школе родного языка в родном селении, местечке, общине; для юношей – в городских гимназиях или латинских школах; для возмужалых молодых людей – в академиях в больших областях государства. Каждая ступень образования предполагалась продолжением предыдущей. Коменский установил понятие школьного года, деление на учебные четверти, ввёл каникулы, определил организацию учебного дня и разработал классно-урочную систему занятий. Настаивал на том, чтобы прием в школу происходил раз в году, а учитель вел коллективную работу со всем классом. Компоненты урока, введенные Коменским: тема и главная задача, опрос, объяснение нового материала и упражнения по закреплению его. Приоритетом английского педагога и философа Д. Локка была теория воспитания. Он полностью отрицал идею врожденного в человеке и утверждал, что ребенок – это «чистая доска», на которой можно писать все, что угодно. Учение Локка о происхождении знаний и идей из чувственного опыта противостояло утверждениям идеологов феодальной аристократии о врожденности «рыцарских качеств», способностей к управлению государством, особых прав знати на образование. Основной труд – «Мысли о воспитании», в котором он изложил взгляды на воспитание джентльмена – уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, твердость нравственных убеждений с изяществом манер. Вместе с тем, несмотря на утверждение значимости воспитания, он требовал разделять образование будущего джентльмена от детей простолюдинов; считал, что «дети рабочего люда» всегда ложатся бременем на общество, поэтому их нужно направлять в специально организованные «рабочие школы». Эпоха французского Просвещения внесла в педагогику имена Дидро, Гельвеция, Гольбаха, Руссо и Песталоцци. Основная идея – решающая роль воспитания и среды в формировании личности. Ж.-Ж. Руссо – основоположник теории «свободного воспитания». Главное в его педагогическом подходе – уважение к личности ребенка, признание природного совершенства детей. Основные принципы: естественное воспитание в соответствии с требованиями природы и человека, предоставление ребенку полной свободы, приспособление воспитания к склонностям и интересам ребенка. Руссо разработал программу формирования личности, включающую умственное, физическое, нравственное, трудовое воспитание. Руссо развивал идеи естественной свободы и равенства людей, которые основываются на собственном труде каждого. Соответственно, воспитание должно быть направлено на приобретение установки ценить собственную и чужую работу и независимость. Систематическое изложение своей педагогической программы Руссо представил в произведении «Эмиль, или О воспитании». Центральный пункт программы – теория естественного, свободного воспитания, в центре которой находится личность ребенка. Естественное воспитание должно заключаться в соответствии с природой воспитанника и его возрастных особенностей. Основными условиями влияния на детей Руссо считал природу, людей и предметы окружающего мира. основная задача воспитания – согласовать свои воздействия с естественным развитием ребенка. Принцип природосообразности в концепции Руссо: естественное воспитание помогает свободному развитию ребенка, которое происходит через самостоятельное накопление им жизненного опыта. Детей должны ограничивать только законы природы. В воспитании не должны присутствовать методы принуждения, наказания и другие ограничения, установленные воспитателями. Методы наказания Руссо предложил заменить методами «естественных последствий» от неправильных поступков. Ребенок должен быть свободен в выборе содержания учебного материала и методов его изучения. Что ее не интересует, в пользу чего она не уверена, того она и не будет учить. Задача воспитателя так организовать все воздействия на ребенка, чтобы ей казалось, что она изучает то, что сама хочет, а на самом деле то, что он ей подскажет. Основной идеей педагогической деятельности И. Г. Песталоцци стало соединение обучения с трудом. Цель обучения он формулировал как гармоничное развитие всех сил и способностей человека. Основы образования должны соответствовать знанию человеческой психики. Песталоцци выделил составные части образования: 1. Интеллектуальное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие умственных задатков, самостоятельности суждений и владения навыками интеллектуальной работы. 2. Физическое элементарное образование — это всестороннее развитие физических задатков человека, что нужно для «физической самостоятельности» и владения «физическими навыками». 3. Нравственное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие нравственных задатков, необходимых для «обеспечения самостоятельности нравственных суждений и привития определенных нравственных навыков». Оно предполагает умение и желание творить добро. Только единство всех частей образования обеспечивает гармоничное развитие природных задатков человека, одностороннее умственное или физическое развитие приносит только вред. Так, человек может представляться миру светочем науки и в то же время творить зло, иметь «необузданную силу интеллекта» в соединении с бессердечностью, жаждой богатства и стремлением к насилию. Методы обучения Песталоцци вытекают из понимания им воспитания как последовательного развития ребенка путем соответствующих упражнений, подобранных так, чтобы обеспечить гармонию в проявлении его природных задатков. Песталоцци выделил простейшие элементы, которые считал основой обучения — это число, форма, слово. Таким образом, элементарное обучение должно научить ребенка считать, измерять, владеть речью. Путем усложняющихся упражнений осуществляется развитие природных задатков ученика. Упражнения следует связывать с изучением предметов, а не с наблюдением за предметами. Отсюда — необходимость предметного урока, но не ради развития наблюдательности, а ради умственного воспитания в целом. Человек учится, развивается благодаря чувственному восприятию и собственному опыту деятельности, «получая впечатления и обогащаясь опытом».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.191 (0.011 с.) |