Лекция: становление педагогики как науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция: становление педагогики как науки



ЗАНЯТИЕ 1

ЛЕКЦИЯ: Становление педагогики как науки

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив информацию, превратилась в разветвленную систему педагогических наук. Базовой научной дисциплиной, изучающей общие закономерности воспитания человека в образовательных учреждениях всех типов, является общая педагогика. Разделы общей педагогики: общие основы педагогики, теория обучения, теория воспитания, управление образовательными системами. В настоящее время объем материала по этим разделам настолько увеличился, что их стали выделять в отдельные самостоятельные научные дисциплины.

    Особую группу педагогических наук, которые изучают специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп, составляет возрастная педагогика. Она включает в себя преддошкольную и дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, педагогику взрослых и андрогогику.

    Преддошкольная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей до 3х лет. Особенностью отрасли является взаимодействие с психологией, физиологией и медициной.

    Дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития, формирования личности ребенка дошкольного возраста. Существует дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, технологии воспитания детей данного возраста в государственных, частных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях, в условиях одно-, двух-, многодетных, полных или неполных семей.

    Педагогика школы изучает закономерности обучения и воспитания детей школьного возраста.

    Педагогика высшей школы – закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях вуза, специфические проблемы получения высшего образования.

    Педагогика взрослых и андрогогика изучают особенности педагогической работы со взрослыми и пожилыми людьми и возможности обучения во взрослом возрасте.

    Педагогические дисциплины подразделяются также в зависимости от того, какая сторона конкретного вида человеческой деятельности взята за основу классификации. Выделяют военную, инженерную, спортивную, театральную, музейную, музыкальную, производственную педагогику, педагогику исправительно-трудовых учреждений.

    Каждая из этих педагогик имеет свой предмет. Например, военная педагогика вскрывает закономерности, обосновывает теоретические положения, разрабатывает принципы, методы и формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов.

    Закономерности обучения работающих, повышения их квалификации, переучивания на новые профессии изучает производственная педагогика.

    Педагогика профессионально-технического образования представляет собой отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.

    Исправительно-трудовая педагогика изучает закономерности перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.

    К специальным педагогическим дисциплинам относятся история педагогики, сравнительная педагогика, этнопедагогика, философия воспитания, социальная педагогика, педагогическая психология, социология образования.

    История педагогики исследует возникновение и развитие учебно-воспитательной практики, педагогических теорий, общих и частных методологических концепций в различные исторические эпохи и периоды. Знание истории педагогики необходимо более глубокого понимания современных вопросов образования подрастающего поколения.

    Сравнительная педагогика занимается анализом, сравнением образования в разных странах.

    Специальная педагогика или дефектология исследует закономерности воспитания и обучения детей с физическими и психическими недостатками. Сюда входят сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия.

    Особую группу педагогических наук составляют частные или предметные методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.

Методология педагогики

Структура эссе

 

1. Охарактеризуйте особенности образовательной среды

 

2. Смоделируйте (какова структура, иерархия?) и оцените соотношение (какие средства используются в большем объеме, какие в меньшем?) основных педагогических средств

 

3. Опишите педагогические приемы и спрогнозируйте их воздействие на воспитанника (выберите один из увиденных педагогических приемов в конкретной ситуации воспитания: что делает учитель? насколько этично воздействие? какова цель этого воздействия? как отразится это воздействие на развитии воспитанника – к каким результатам приведет?).

 

Терминологический аппарат:

 

Образовательная среда – совокупность условий, которые создают возможность для раскрытия интересов и способностей обучающихся и реализации их способностей и возможностей. Основные характеристики образовательной среды:

1) интегративность (взаимосвязь субъектов образовательного процесса (педагогов, обучающихся, социальных партнеров и других лиц), различных условий (пространственно-временных, психолого-педагогических, социально-педагогических, социокультурных, дидактических)) -  обеспечивает целостность и эффективность процесса развития личности

2)   вариативность (возможность изменений в составе образовательной среды, поиск и определение оптимальных сочетаний разных условий) - обеспечивает полноценное развитие личности воспитанников и реализацию их способностей и возможностей

 

Педагогическое средство – материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития обучающихся; предметная поддержка педагогического процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники.

Основные педагогические средства:

Общение – коммуникативная деятельность, организованная с целью оказать влияние на в оспитанника, способствовать формированию положительных личностных качеств и вызывать у него стремление к самосовершенствованию.

Игра – воображаемая или реальная деятельность, организуемая с целью отдыха, развлечения или обучения.

Учение - деятельность обучающегося, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки.

Труд - деятельность, целенаправленно видоизменяющая и совершенствующая объекты материальной и духовной среды.

 

Педагогический прием – единый подход к решению той или иной конкретной (как правило, узкой) задачи; характерный способ и стиль действия; отвечает на вопрос «что нужно делать?»; имеет целью наиболее эффективное сообщение обучающемуся знаний, формирование навыков и умений.

ЗАНЯТИЕ 2

Периоды развития личности

С момента рождения человек представляет собой биологическую особь с природными психическими функциями (ощущение, восприятие). Попадая в социум, он обучается - овладевает орудиями труда и знаковыми системами. В результате у него образуются высшие психические функции (речь, мышление, произвольная память, внимание).

По мере созревания мозга психика ребенка становится чувствительной к некоторым воздействиям. Периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям называются сензитивными.

1–1,5     ходьба; 2–3 речь; 12–13 логическое мышление

Таким образом, в 3 года ребенка нет смысла учить читать, в 7 лет – алгебре или высшей математике. Вместе с тем, важно не пропустить сензитивный период, потому что сензитивные периоды совпадают с оптимальным сроками обучения.

Существует 3 группы подходов к периодизации развития.

1. На основе расчленения не самого процесса развития, а другого, связанного с ним.

К примеру,

периодизация Пифагора – на основе сравнения с календарным годом

до 20-ти лет весна (становление), до 40 – лето (молодость), до 60 – осень (расцвет), до 80 – зима (угасание);

периодизация Стенли Холла – на основе филогенеза:

дикость – охота – пастушество – земледелие – товарно-промышленный период.

2. На основе одного признака.

Блонский: дентиция (появление и смена зубов);

Фрейд: психосексуальное развитие (оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная);

Пиаже: концепция стадийного развития психики ребенка (современный швейцарский психолог, умер в 1980 г.). Признак – мышление.

Основной тезис: умственные операции имеют деятельностное происхождение.

Стадии:

Стадия сенсомоторного интеллекта. 1-2. Развитие способности восприятия и познания предметов реального мира, составляющих окружение ребенка. Познание – осмысление свойств и признаков предметов.

Достижения стадии: ребенок осознает себя субъектом мира, начинает познавать себя, отмечаются первые признаки волевого управления поведением

Стадия операционального мышления. 2-7. Развитие речи, формирование наглядных представлений.

Наблюдается эгоцентризм мышления, трудность принятия позиции другого человека, ошибочная классификация предметов по случайным или второстепенным признакам.

Стадия конкретных операций с предметами. 7(8)-11(12). Становление объективности суждений.

Достижения: ребенок может давать логические объяснения выполняемым действиям, способен переходить с одной точки зрения на другую. Появляется способность ранжировать предметы по измеряемому признаку (по весу, величине, громкости, яркости), способность объединять предметы в классы и выделять подклассы.

Стадия формальных операций. 11(12)- 14(15). Отдельные умственные операции превращаются в единую структуру целого.

Формируются способности выполнять операции в уме с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий. Развитие этих способностей продолжается на протяжении всей жизни.

3. На основе изменений внутреннего ритма и темпа самого развития.

Гезелл: количественное изучение сравнительных срезов детского развития от 0 до 2 лет; развитие было сведено к простому увеличению, “приросту поведения” в зависимости от созревания организма. Указывал на снижение темпа развития с возрастом: чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении.

В отечественной традиции приоритет периодизации развития принадлежит Выготскому, который в качестве основания выделяет

- новообразование – внутренние изменения самого развития; психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени; являются результатом и продуктом возрастного развития и одновременно предпосылкой дальнейшего развития

- кризис – динамика переходов от возраста к возрасту; переломный момент развития; отмирание старого; характерная черта – трудновоспитуемость; внутренняя сторона – появление нового.

На идеи Выготского опирался Эльконин Дан. Бор. Критерий периодизации - ведущая деятельность.

Ведущая деятельность – это такая деятельность, которая оказывает решающее влияние на развитие психики человека.

Признаки ведущей деятельности. - 1) В ней возникают и дифференцируются новые виды деятельности (в игре начинают складываться элементы познавательной деятельности); 2) В ней формируются и перестраиваются отдельные психические функции (в игре развивается воображение, в учебе – логическое мышление); 3) От нее зависят наблюдаемые в этот период изменения личности (в учении формируются личностные качества – ответственность, целеустремленность, настойчивость).

Каждый возраст характеризуется своей ведущей деятельностью. Например, младенчество – непосредственно эмоциональным общением, младший школьный возраст – учебной деятельностью, юность – учебно-профессиональной деятельностью.

Эльконин открыл закон чередования 2-х типов деятельностей. Он говорит о том, что окружающая действительность предстает перед ребенком в 2х сферах – мир людей и мир предметов. Деятельность 1 типа – это деятельность ребенка в отношении мира людей (Р-Ч), деятельность 2 типа – деятельность в отношении мира предметов (Р-П). В деятельности 1 типа развивается личностная сфера (познание норм человеческих отношений, моральных и нравственных качеств), в деятельности 2 типа - познавательная сфера ребенка (общественные способы применения предметов).

Возраст Ведущая деятельность Тип
Младенчество Раннее детство Дошкольное детство Младший школьный возраст Отрочество Юность Непосредственно-эмоциональное общение Предметно-манипулятивная игра Сюжетно-ролевая игра Учебно-познавательная деятельность Интимно-личностное общение Учебно-профессиональная деятельность 1 2 1 2 1 2

Каждый возраст у Эльконина характеризуется социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, новообразованиями и кризисом в конце возраста.

В самом общем виде его периодизация выглядит следующим образом:

Эпоха Период Ведущая деятельность Основные новообразования

1

Младенчество 0-1 непосредственно-эмоциональное общение формирование потребности в общении, эмоциональное отношение
Раннее детство предметно-манипулятивная деятельность развитие речи и наглядно-действенного мышления

2

Дошкольный возраст ролевая игра стремление к общественно значимой деятельности (готовность к школе)
Младший школьник учебная деятельность произвольность психических явлений, внутренний план действия

3

Подросток интимно-личностное общение самооценка, критическое отношение к людям, стремление к взрослости и самостоятельности, подчинение коллективным нормам
Старший школьный возраст учебно-профессиональная деятельность формирование мировоззрения, профессиональных интересов, самосознания; мечты и идеалы

Кризис новорожденности. От 4х до 6ти недель. Промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Завершается комплексом оживления – выражение первой социальной потребности ребенка, особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому (улыбка).

Кризис 1го года. Становление речи и ходьбы. Нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и возможностями ребенка. Аффективные реакции ребенка при непонимании или запретах со стороны взрослого.

Кризис 3х лет. Зарождение потребности в признании, уважении. Отделение себя от других людей, сознание собственных возможностей через чувство владения телом, ощущения себя источником воли. Негативизм, упрямство, непослушание, строптивость.

Кризис 7-ми лет. Возникновение внутренней жизни, переживаний. Потеря непосредственности, манерничание, симптом «горькой конфеты» (ребенку плохо, но он старается это не показать).

Кризис 11-12-ти лет. Обобщенный характер эмоциональных переживаний. Предпосылки к развитию чувства взрослости: ребенок думает, что он все может делать как взрослый.

Кризис подросткового возраста. Возникновение нового уровня самосознания, стремление к самоутверждению и самовыражению; период отчаянных попыток пройти через все.

Юность. Открытие своего внутреннего мира. Выбор жизненных ценностей. Поиски смысла жизни и своего места в мире. Стремление к независимости. Обращение к нравственному цинизму или сознательный духовный рост.

К ЗАНЯТИЮ 3:

ПОДГОТОВКА К ПИСЬМЕННОМУ ОПРОСУ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ СОДЕРЖАНИЮ ЛЕКЦИЙ 1, 2.

ЗАНЯТИЕ 1

ЛЕКЦИЯ: Становление педагогики как науки

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив информацию, превратилась в разветвленную систему педагогических наук. Базовой научной дисциплиной, изучающей общие закономерности воспитания человека в образовательных учреждениях всех типов, является общая педагогика. Разделы общей педагогики: общие основы педагогики, теория обучения, теория воспитания, управление образовательными системами. В настоящее время объем материала по этим разделам настолько увеличился, что их стали выделять в отдельные самостоятельные научные дисциплины.

    Особую группу педагогических наук, которые изучают специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп, составляет возрастная педагогика. Она включает в себя преддошкольную и дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, педагогику взрослых и андрогогику.

    Преддошкольная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей до 3х лет. Особенностью отрасли является взаимодействие с психологией, физиологией и медициной.

    Дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития, формирования личности ребенка дошкольного возраста. Существует дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, технологии воспитания детей данного возраста в государственных, частных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях, в условиях одно-, двух-, многодетных, полных или неполных семей.

    Педагогика школы изучает закономерности обучения и воспитания детей школьного возраста.

    Педагогика высшей школы – закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях вуза, специфические проблемы получения высшего образования.

    Педагогика взрослых и андрогогика изучают особенности педагогической работы со взрослыми и пожилыми людьми и возможности обучения во взрослом возрасте.

    Педагогические дисциплины подразделяются также в зависимости от того, какая сторона конкретного вида человеческой деятельности взята за основу классификации. Выделяют военную, инженерную, спортивную, театральную, музейную, музыкальную, производственную педагогику, педагогику исправительно-трудовых учреждений.

    Каждая из этих педагогик имеет свой предмет. Например, военная педагогика вскрывает закономерности, обосновывает теоретические положения, разрабатывает принципы, методы и формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов.

    Закономерности обучения работающих, повышения их квалификации, переучивания на новые профессии изучает производственная педагогика.

    Педагогика профессионально-технического образования представляет собой отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.

    Исправительно-трудовая педагогика изучает закономерности перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.

    К специальным педагогическим дисциплинам относятся история педагогики, сравнительная педагогика, этнопедагогика, философия воспитания, социальная педагогика, педагогическая психология, социология образования.

    История педагогики исследует возникновение и развитие учебно-воспитательной практики, педагогических теорий, общих и частных методологических концепций в различные исторические эпохи и периоды. Знание истории педагогики необходимо более глубокого понимания современных вопросов образования подрастающего поколения.

    Сравнительная педагогика занимается анализом, сравнением образования в разных странах.

    Специальная педагогика или дефектология исследует закономерности воспитания и обучения детей с физическими и психическими недостатками. Сюда входят сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия.

    Особую группу педагогических наук составляют частные или предметные методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.058 с.)