Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гуманизация педагогического процесса ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
В России перестройка начала 80-х гг. затронула все сферы человеческой деятельности: политическую систему, государственное устройство, нравственные ценности, правовые нормы, культурное наследие, международные отношения, народное образование. Главные изменения в области образования – изменение педагогического мышления, переориентация от авторитарной к демократической педагогике. Основные тенденции современного образования: признание личности человека базовым компонентом учебно-воспитательного процесса, объектом и субъектом обучения и воспитания, гуманное общение между людьми, построенное на взаимном уважении и доверии, деятельностный подход к организации учебно-воспитательной работы, создание условий для самовыражения, самоутверждения и самодеятельности человека. Ведущей антропологической идеей гуманистического образования является категория свободы. Гуманистическое представление о человеке предполагает рассмотрение его как существа природного (биологического), социального (культурного) и экзистенциального (независимого). Ключевая характеристика экзистенциального измерения – свободоспособность (способность к автономному, неконформистскому существованию, самостоятельному и независимому строительству своей судьбы и отношений с миром, реализации подлинного жизненного предназначения). Сущность категории свободы в педагогике – гармонизация отношений человека, стремящегося к личному счастью, и общества. В истории гуманистической педагогики выделяют три ведущие идеи: идея свободного развития (педагогика эпохи Возрождения, Просвещения, утопические идеи) отношение к ребенку как к цели, а не к средству (И. Кант) идея приспособления образовательного процесса к природе ребенка (Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой). Эллен Кей писала, что самой грубой ошибкой является подход к ребенку с шаблонной меркой, что необходимо предоставление природе ребенка свободы помогать самой себе, не ускоряя эту помощь, а лишь следя за тем, чтобы окружающая среда поддерживала работу природы, что свобода необходима для личностного роста ребенка, раскрытия его неповторимости и своеобразия. О.С. Газман вводит понятия «свобода ОТ» и «свобода ДЛЯ» и приходит к выводу, что
педагогическая деятельность, направленная на обеспечение ребенку «свободы ОТ», предполагает защиту ребенка от подавления, оскорбления достоинства, от его собственных комплексов образование в духе «свободы ДЛЯ» означает создание благоприятных условий для развития автономности человека. Одна из самых ярких идей, рожденных в педагогике свободы, - идея педагогической поддержки обучающегося в образовании: состоит в совместном с обучающимся определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинства и достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении и образе жизни. Теории личности гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу) дают для педагогики такие установки на процесс педагогического взаимодействия: педагог не должен ни идеализировать, ни упрощать природу обучающегося; он должен изначально признать возможность негативных и даже деструктивных тенденций и явлений в процессе его развития; в каждом человеке есть внутренние силы и возможности для конструктивного разрешения встающих перед ним проблем – важно обеспечить условия, необходимые для реализации этих возможностей; большинство негативных проблем является следствием внешнего навязывания человеку «идеалов», «образцов», что ведет к непринятию себя, неадекватному поведению, конфликтам и неврозам; принятие себя – это исходное условие оптимального процесса развития личности, так как только уважающий себя и уверенный в своих силах человек открыт для процесса самораскрытия; самопринятие ребенка в первую очередь обеспечивается процессом его принятия педагогами;*** источник и движущие силы развития личности находятся в самом человеке; отсюда смысл педагогической деятельности – помощь обучающемуся в самореализации, раскрытии и развитии личностного потенциала, принятии собственной свободы и ответственности за жизненные выборы; в педагогической деятельности неоспоримо право педагога на самостоятельный выбор методических средств в соответствии с конкретной педагогической ситуацией, индивидуальными способностями обучающихся и своими собственными возможностями и предпочтениями.
В реальной педагогической практике гуманизация педагогического процесса возможна при соблюдении следующих условий: внутренних (установки обучающего и обучающегося) – для саморазвития через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания, физической и психологической защиты; внешних (среда обитания) – для психического и биологического существования и развития а также организации очеловеченной микросоциальной среды (гуманистические отношения, общение, творческая деятельность, психологический климат) как продукта активности обучающих и обучающихся. Таким образом, гуманизация педагогического процесса означает упорядоченность, физические и интеллектуальные нагрузки для обучающих и обучающихся, обеспечение обучающимся ситуаций спонтанного и осознанного выбора, сильных эмоциональных переживаний, пространства полной свободы в условиях безопасной образовательной среды.
УСТНАЯ ОТРАБОТКА 2 ЗАНЯТИЯ:
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.162.87 (0.005 с.) |