Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объем и сроки освоения программы↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Пояснительная записка Экологическое состояние Земли стало глобальной проблемой современности. Ежедневно с экрана телевизора, со страниц газет мы слышим о надвигающейся на нашу планету экологической катастрофе. В создавшейся ситуации наиболее приоритетным направлением в воспитании человека является формирование экологического сознания. Экологическое воспитание тем эффективней, чем теснее общение детей с природой, животными. Его главная задача состоит в изменении отношения людей к природе, к животным, к самим себе. Актуальность В век компьютерных технологий у современных детей появились такие ценности, как телефоны, компьютерные игры. Но никакая техника не сможет заменить ребенку живого существа, умеющего радоваться встрече с ним, скучать, когда его нет рядом, ждать и любить своего маленького друга. Занятия по данной программе позволят школьнику непосредственно общаться с животными зоопарка и научиться ухаживать за ними, сформировать ответственное отношение к животным. В основе изучения многообразия и особенностей биологии, существования, поведения животных нашей республики, всей планеты лежит идея универсальной ценности природы, исследование животного мира как целостной развивающейся структуры. Общение детей с животными осуществляет следующие функции: · Психофизиологическую. Взаимодействие с животными и растениями может снимать стресс, нормализовать работу нервной системы, психики в целом. · Психотерапевтическую. Взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений. · Реабилитационную. Контакты с животными являются тем дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, который может способствовать как психологической, так и социальной ее реабилитации. · Эстетическую. Взаимодействие с миром природы способствует эстетическому развитию личности, предоставляет широкий выбор условий и возможностей для удовлетворения ее эстетических потребностей. · Познавательную. Взаимодействие с миром природы может удовлетворять познавательные потребности личности, способствовать ее интеллектуальному развитию. · Удовлетворения потребности в компетентности. Потребность в компетентности, выражаемая формулой «я могу», является одной из важнейших потребностей человека. · Самореализации. Взаимодействие с природой позволяет удовлетворить потребность ребенка в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других. · Общения. Одна из важнейших функций, которую могут осуществить животные в процессе взаимодействия с ними человека, - функция партнеров общения. Отличительная особенностьпрограммы Отличительная особенность данной программы - это формирование у обучающихся умений и навыков исследовательской работы в области природы, экологии, этологии животных. Именно общение с животными, изучение их поведения в сравнении с поведением человека используется в данной программе как наиболее действенный подход в формировании ответственного отношения к природе в целом. Данная программа, в отличие от школьной программы по экологии, направлена не только на изучение животного мира, но и на выявление взаимосвязи человека и природы. Она позволяет человеку более полно познать самого себя — выявляя соотношение "врожденного" и "приобретенного" в поведении животных В этологии существуют различные подходы: физиологический, экологический и т.д. Экологический подход в этологии изучает различные формы поведения в связи с их биологической задачей, то есть изучает поведение животных, включающее гнездостроение и заботу о потомстве, территориальное поведение, оборонительное, ориентировочное, пищевое поведение и другие формы поведения. Предметом экологического исследования является биологическое значение форм поведения в конкретных условиях обитания вида и изменение поведения при изменении условий обитания. Таким образом, с экологической точки зрения различные формы поведения могут рассматриваться как адаптации, определяющие возможность нормальной жизнедеятельности особи или популяции в конкретных условиях среды. Наряду с этим знание поведения животных необходимо для понимания их экологии, что, в свою очередь, способствует осознанию учащимися проблем охраны природы и умению предвидеть последствия своего поведения в природе Уровень программы – продвинутый (околопрофессиональный). Адресат программы. Программа рассчитана для учащихся 4-8 классов. Специальной подготовки для обучения по данной программе не требуется. Формы организации образовательного процесса и виды занятий Занятия проводятся в кабинете, в зоопарке ГУДО РК «РЦЭО», в природе, на базе КНЦ Уро РАН, Сыктывкарского Государственного Университета, в музеях города. При организации учебного процесса используются такие формы как выезды на экскурсии, походы, конкурсы, игры (для уч-ся 4-7 классов) конференции, многодневные экспедиции ((для уч-ся 8 классов). С 3 года обучения допускается дистанционная форма обучения. В течение года проводится инструктаж по технике безопасности: вводный, текущий (при работе с оборудованием, животными, на экскурсиях, при выполнении практических работ). Особенности организации образовательного процесса Состав группы постоянный, одновозрастной или разновозрастной. Зачисление учащихся в объединение осуществляется по желанию, на основе письменного заявления родителей. В объединения второго и последующих годов обучения могут быть зачислены учащиеся, не прошедшие обучение в группах предыдущих годов обучения, но по уровню подготовки соответствующие данному году обучения. Отчисление учащихся из объединения происходит: по собственному желанию учащихся или их родителей, высказанному в устной или письменной форме. Занятия для 1 и 2 года обучения проводятся два раза в неделю по 2 часа (4 часа), со всем составом объединения. Занятия 3, 4, года обучения проводятся три раза в неделю (всего 6 часов), 5 года - три раза в неделю (всего 8 часов). Продолжительность занятий для каждого обучающегося 1, 2, 3, 4 года - 4 часа в неделю, для – 5 года - 5 часов в неделю (1 раз в неделю занятие со всем составом объединения и 2 раза в неделю по подгруппам). Это связано с выполнением практических работ, требующих внимания и индивидуального подхода педагога к учащимся (работа с животными зоопарка; с литературой, на компьютере для сбора информации и подготовки тематических докладов, презентаций, рефератов и других видов исследовательских работ по различным темам в течение учебного года). После окончания обучения, учащиеся получают свидетельство ГУДО РК «РЦЭО» установленного образца, об окончании курса по программе «Этология животных», с указанием достижений за 5 лет. Изучение программы связано со следующими школьными предметами: «Природоведение», «Окружающий мир», «Зоология», «География», «Экология». После изучения курса «Этология животных» желающие могут продолжить обучение по программе «Потенциал» в ГУДО РК «РЦЭО» или в специализированных классах с биологическим уклоном, а после окончания школы на биологических факультетах вузов.
Режим занятий
Академический час равен 45 мин., с 10 мин перерывом между занятиями. Расписание и режим занятий составляется в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования» (СанПиН 2.4.4.3172-14). Цель и задачи программы Цель программы: формирование у учащихся представления о целостности природы и человека, формирование основ познавательных и коммуникативных способностей детей посредством включения их в учебно-исследовательскую деятельность по этологии животных. Задачи программы: -углубить знания о биологических особенностях животных различных экологических групп, условиях существования животных в природе, их взаимосвязях и значении для человека; -расширить знания о разнообразии, биологических особенностях, поведении и охране животных различных континентов; -дать знания о методах работы с литературой, составлению тематических сообщений; о методах выполнения и оформления исследовательской работы. Развивающие: -способствовать развитию коммуникативных умений – -способствовать развитию интереса учащихся к изучению мира животных; - способствовать развитию мотивации к исследовательской деятельности;
Воспитательные: -способствовать воспитанию самостоятельности в выполнении исследовательской работы с животными; -сформировать умения правильного, сознательного и ответственного поведения в природе.
Учебный план 1 год обучения
Тема раздела |
Общее количество часов |
В том числе |
Форма контроля | |||||||||||||||||||||||
теория | практика | ||||||||||||||||||||||||||
I | Вводное занятие. | 8 | 2 | 6 | Загадки, наблюдения | ||||||||||||||||||||||
II | Обитатели живых уголков и домашние питомцы | 46 | 20 | 26 | |||||||||||||||||||||||
III | Птицы | 16 | 8 | 8 | Викторины, игры, наблюдения. | ||||||||||||||||||||||
IV | Обитатели террариума. Рептилии и амфибии | 18 | 10 | 8 | Викторина, наблюдения | ||||||||||||||||||||||
V | Аквариум и его обитатели | 4 | 2 | 2 | Наблюдения | ||||||||||||||||||||||
VI | Домашние животные. | 24 | 12 | 12 | Викторины, игры, наблюдения | ||||||||||||||||||||||
VII | Экзотические животные зоопарка «РЦЭО» | 12 | 6 | 6 | Викторины, игры, наблюдения | ||||||||||||||||||||||
VIII | Итоговое занятие | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||
IX | Воспитательная работа | 4 | 4 | ||||||||||||||||||||||||
X | Походы, экскурсии | 10 | 10 | Наблюдения | |||||||||||||||||||||||
Всего часов | 144 | 60 | 84 |
В программу 1 года включено изучение в основном мелких декоративных животных, которые чаще всего теряются в экспозициях больших зоопарков и которых трудно увидеть в природе. Благодаря познавательным телепрограммам, видеофильмам и многочисленным книгам, дети и взрослые неплохо осведомлены о биологии крупных животных - хищников, копытных, китов и пр. Мир мелких животных, составляющих подавляющее большинство населяющих планету видов, людям не известен. Кроме того, учащимся легче завязать контакт с мелким животным и сделать для себя небольшое открытие о мире грызунов, насекомоядных, мелких птиц местной и тропической фауны, узнать об их экологическом значении и поведении.
Содержание первого года обучения
I Введение в образовательную область (8 часов)
Теория. Знакомство с программой объединения. Правила поведения в живом уголке, зоопарке, в классе, техника безопасности при работе с животными.
Практическая работа: К омплектование группы. Игры на знакомство. Знакомство с обитателями живого уголка.
Экскурсия в зоопарк «РЦЭО». Разнообразие групп и видов животных.
Викторина - Кроссворд «Кто в зоопарке живет?» - вводный контроль. Конкурс рисунков «Обитатели зоопарка».
Грызуны
Теория. Общие признаки грызунов. Описание видов. Образ жизни. Ареал обитания. Условия содержания в неволе.
Практическая работа: экскурсия в зоопарк «Разнообразие грызунов». Кормление грызунов. Уход за мелкими грызунами
Крыса декоративная:
Теория. Виды крыс и места их обитания. Образ жизни. Вред и польза. Продолжительность жизни. Крысы декоративные, кустарниковые – обитатели зоопарка. Содержание крысы в домашних условиях. Правила работы с крысами. Виды кормов. Потребность в воде. Размножение в природе. Условия для разведения в домашних условиях.
Практическая работа: Международный день защиты животных. Игра «Ступени».
Декоративные мыши:
Теория. Виды мышей, обитание в природе. Мыши декоративные, иглистые. Продолжительность жизни. Содержание мышей в живом уголке. Правила работы с мышами. Кормление. Условия для разведения в домашних условиях.
Практическая работа: Оборудование клеток для декоративных крыс. Уход за декоративными грызунами.
Морская свинка:
Теория. Родина происхождения. Дикие сородичи. Разнообразие пород. Размеры. В чем можно содержать морских свинок? Как правильно создать для них условия? Инвентарь для содержания морских свинок. Виды кормов. Качество кормов. Рождение детенышей. Воспитание молодняка. Уход за самкой и детенышами. Влияние условий содержания и кормления на здоровье животного. Сложности при содержании морских свинок.
Практическая работа: Оборудование клетки для морской свинки. Уход за декоративными грызунами. Подготовка кормов к скармливанию, кормление.
Хомячки:
Теория. Регион обитания. Образ жизни. Окраска. Описание видов. Хомячок сирийский, джунгарский. Виды кормов. Условия содержания и кормления необходимые для успешного разведения. Рождение и выкармливание молодняка. Повадки и образ жизни хомячков.
Практическая работа: Наблюдения за особенностями поведения хомячков. Уход за декоративными грызунами.
Песчанка:
Теория. Родина происхождения. Условия содержания. Кормление. Разведение. Особенности содержания песчанок в живом уголке.
Практическая работа: Наблюдение за поведением песчанки. Уход за грызунами.
Белка:
Теория. Ареал распространения. Виды. Образ жизни. Размеры. Питание. Окраска. Оборудование необходимое для содержания белки. Условия микроклимата. Сезонность линьки. Виды кормов. Рождение детенышей и воспитание молодняка. Размножение в природе. Влияние условий кормления и содержания на здоровье животного.
Практическая работа: Наблюдения за поведением и линькой белки в разные периоды года. Кормление белки.
Дикообраз
Теория. Особенности биологии и содержания дикообраза в зоопарке.
Практическая работа: Наблюдения за особенностями поведения дикообраза. Кормление дикообраза.
Разнообразие грызунов в природе:
Теория. Сурок, суслик, соня, полевка, бобр, капибара. Особенности биологии.
Практическая работа: экскурсия в музей СГУ - Разнообразие грызунов в природе
Практическая работа: Игра «крестики-нолики» - грызуны, тематический контроль. (Брейн-ринг «Грызуны»_
Ежи
Теория. Биологические особенности ежей. Видовое разнообразие. Ареалы обитания. Условия содержания в неволе. Виды кормов и правила кормления.
Практическая работа: Наблюдение за поведением ежей в условиях зоопарка в зимний период. Викторина «Ежи».
III Птицы (16часов)
Теория. Разнообразие птиц. Слайд-шоу «Птицы». Голоса птиц.
Декоративные птицы. Попугаи:
Теория. Видовое разнообразие отряда попугаев. Продолжительность жизни. Особенности поведения. Микроклимат помещения. Уход за попугаями. Приручение птицы. Обучение разговору. Кормление попугаев. Виды кормов. Использование дикорастущих кормов. Условия содержания и кормления попугаев. Разведение.
Практическая работа: наблюдения за поведением различных видов попугаев в вольерах и дома.
Канарейки:
Теория. Происхождение канареек. Ареал распространения. Породы канареек. Выставки канареек. Оборудование и инвентарь для содержания канареек. Микроклимат помещения. Уход за канарейками. Пение канареек. Виды кормов. Разведение.
Практическая работа: наблюдения за поведением канареек в вольере. Игра: «Определи птиц по рисункам».
Комнатное содержание лесных птиц:
Теория. Особенности содержания диких птиц в неволе. Разнообразие видов растительноядных и насекомоядных птиц. Ареал обитания. Виды кормов. Заготовка кормов. Выращивание молодняка.
Практическая работа: эк скурсия в орнитологический отдел зоопарка; викторина «В мире птиц».
· Практическая работа: Изготовление кормушек для птиц.
IV Обитатели террариума. Амфибии (18 часов)
Теория. Биологические особенности. Виды рептилий, их биологические особенности.
Практическая работа: э кскурсия в террариум. Знакомство с представителями пресмыкающихся – обитателями террариума. Наблюдения за особенностями поведения животных.
Черепахи:
Теория. Черепахи. Видовое разнообразие в природе. Особенности содержания хищных черепах. Сухопутные черепахи. Особенности содержания их в зоопарке и в домашних условия.Оборудование террариума.
Практическая работа: Технология кормления. Наблюдения за передвижением и питанием красноухой черепахи.
Змеи:
Теория. Змеи. Особенности биологии. Обитание в природе и в зоопарке. Содержание и уход.
Практическая работа: Особенности передвижения змей. Наблюдения. поделка из бумаги – змея.
Крокодилы:
Теория. Крокодилы. Гиганты и пигмеи. Особенности содержания в неволе.
Земноводные.
Теория. Земноводные. Отличия от пресмыкающихся. Видовое разнообразие в природе. Содержание в террариуме.
Практическая работа: Игра - викторина «Удивительные пресмыкающиеся».
V Аквариум и его обитатели (4 часа)
Теория. Оборудование и заполнение аквариума. Виды аквариумных растений. Технология посадки. Искусственные растения. Виды аквариумных рыб. Технология кормления аквариумных рыб.
Практическая работа: Фильм о тропических видах рыб. Изготовление поделки из природного материала «Мой аквариум»
Содержание второго года обучения
I Вводное занятие (2 часа)
Теория: Знакомство с программой.Правила техники безопасности при работе с животными.
Практическая работа: Викторина «Загадочные животные». Входящий контроль.
II От динозавров до человека (8 часов)
Теория: Древние вымершие животные. Гиганты и пигмеи в мире животных. Самые большие и самые маленькие животные в зоопарке (среди млекопитающих – домашних, декоративных, хищных зверей; среди птиц, пресмыкающихся.)
Практическая работа: Подбор материала для докладов о примитивных животных. «Первозвери» (ехидна, проехидна, утконос). Работа в Интернете, с литературой. Подготовка материала для презентации «Гиганты и пигмеи в мире животных». Работа с литературой.
Теория: Животные, исчезнувшие по вине человека (Черный список). Красная книга России, РК.
Практическая работа: Подбор материала для презентации «Охраняемые животные РК» в интернете.
Изучение охраняемых животных РК (звери, птицы, насекомые). Работа с Красной книгой РК.
IV Животные и человек (54)
Теория: Животные в мифах, легендах и на службе.
Они нас лечат. Анималотерапия. (Усы, лапы, хвост – наше лекарство). История развития и общие принципы анималотерапии. Кошки и собаки нас лечат (Фелинотерапия).
Практическая работа: Просмотр презентаций «Лечебные способности кошек, собак, мелких грызунов» Изучение лечебного эффекта на декоративных и домашних животных зоопарка.
Теория: Анималотерапия. Аптека в море. Дельфины (Дельфинотерапия). Рыбки нас лечат.
Практическая работа: просмотр видеофильма «Подводный мир», презентации «Лечебные способности рыбок и изучение лечебного эффекта на организм человека.
Теория: Птицы нас лечат (Орнитотерапия). Лошади нас лечат (Иппотерапия).
Практическая работа. Изучение лечебных способностей лошадей. Катание на лошадях.
Теория: Анималотерапия. Пиявки (Гирудотерапия). Насекомые (Инсектотерапия). Змеи нас лечат.
Практическая работа: Экскурсия в центр герудотерапии в Сыктывкаре (например, мед. центр «ВИТА», Клиника новых технологий, Центр традиционной медицины и др.)
Практическая работа: поиск материала для докладов, рефератов по темам..
Теория: Животные нас кормят Молоко и молочные продукты. Их лечебные свойства. От охоты к животноводству. На вкус товарища нет. Меню и религия. «Нетрадиционные продукты питания». Рыба «насущная». Морская столовая. Змеи на первое, второе и третье». Лягушка – «деликатес». Насекомые и их личинки. Презентация «Нетрадиционная пища».
Практическая работа: Экскурсия на молокозавод. Виды молочной продукции, процесс переработки.
Теория: Пчеловодство. Продукты пчеловодства. Пчеловодство в Республике Коми.
Практическая работа Экскурсия на пасеку (по возможности). Общение с пчеловодами республики.
Теория: Они нас одевают. Шкура на плечах. «Мягкое золото». Игра «Найди пару» Работа с коллекцией мехов.
Практическая работа: экскурсия в зоопарк «Пушные звери». Знакомство с пушными зверями зоопарка ГУДО РК «РЦЭО».
Теория: Шелк и его родственники. История шелководства.
Теория: Виды «живого транспорта» в разных странах. Презентация «Животные нас возят».
Теория: Бионика. Животные подсказывают изобретения.
Практическая работа: работа с литературой над тематическими докладами - Крылья напрокат (насекомые, птицы. «Рыбьи» рекорды (форма тела рыб, китов, кожа дельфинов). Работа в интернете – поиск информации. Учителя сухопутные (гидравлическая система паука, гусеницы и пингвины-вездеходы). Природа – приборостроитель («реактивный» двигатель кальмаров, электронный «глаз жабы», фотокамера и «глаз мухи»).
Теория: «Профессии животных». Архитекторы (птицы, звери и насекомые-строители). Игра – найди пару. Голубиная почта, собаки- поводыри, подрывники.
Пастухи и сторожа (страусы, змеи, гуси). Обезьяны – сборщики урожая.
«Валюта древних». Натуральные краски. Свет от животных.
Практическая работа: Игра «Звёздный час» -Профессии животных.
Теория: Живые барометры. Погода и прогнозы. Птицы – крылатые барометры.
Лесные барометры - млекопитающие. Насекомые синоптики. Жители рек и озёр. Предсказатели стихийных бедствий. Животные – сейсмографы
Практическая работа: наблюдения за синоптическими способностями домашних и декоративных животных (домашние – собаки, козы, овцы, лошади; декоративные, дикие птицы и звери зоопарка). Работа в интернете – поиск информации по теме.
Теория: Живые компасы. Ориентация в природе с помощью животных.
Игра – Крестики-нолики «Животные – барометры и компасы»
Теория: Животные рядом с нами. Кошки, их разнообразие, породы. Язык кошек. Рассказы о поведении домашних питомцев. Животные и наука. «Памятники животным».
Практическая работа: работа с литературой – поиск материала и составление вопросов для итоговой игры брейн-ринг«Животные в жизни человека»
Практическая работа: Игра– брейн-ринг«Животные в жизни человека»
V Зачетное занятие (2 часа): Тест: «Удивительная жизнь и поведение животных»
Содержание третьего года обучения
I Вводное занятие (4часа)
Знакомство с планом работы объединения на год. Техника безопасности при работе с животными. Правила пожарной безопасности.
Практическая работа: Вводный контроль. Викторина «В мире животных»
II От древних рептилий до млекопитающих и человека (12 часов)
Теория: Вымершие животные.
Стеллерова корова – особенности биологии. Эволюционное «древо» зверей. Вершина эволюции млекопитающих – человек. «Примитивные млекопитающие».
Практическая работа: экскурсия в музей геологии палеонтологии
Теория: Фантастические звери-призраки. Латимерия, Несси, Снежный человек. Новые открытия (горные пекари) «Неразгаданные загадки»
Гиганты и пигмеи в мире животных. Игра «Ступени». Самые, самые….в мире животных.
Практическая работа: работа с литературой по теме – «Рекорды в мире зверей, птиц и насекомых».
III Экологические группы млекопитающих по месту обитания (наземные, подземные, водные, летающие (72 часа)
1. Видовое разнообразие млекопитающих, способы и приспособления к определённому образу жизни. Особенности биологии и поведения. Условия их обитания в природе.
Практическая работа: исследовательская работа с животными. Знакомство с видами исследовательских работ учащихся прошлых лет..
Наземные звери.
Населяющие лес и заросли крупных кустарников:
древеснолазающие. (грызуны: белки, летяги; хищные - древесные медведи (южноазиатские), некоторые куницы; неполнозубые: ленивцы, некоторые муравьеды; лемуры, многие обезьяны).
Практическая работа: исследовательская работа с животными. Работы прошлых лет, просмотр. Обсуждение.
Звери, населяющие лес и заросли крупных кустарников: полудревесные, полуназемные (соболь, черный медведь, бурундук);
Практическая работа: Выбор темы реферата. Постановка цели и задач реферативной работы.
Населяющие лес и заросли крупных кустарников: преимущественно лесные наземные (колонок, росомаха, бурый медведь, олени, лоси, косули).
Практическая работа: Правила работы с компьютером, работа в интернете, поиск материала. Методика составления тематических презентаций
Обитатели открытых пространств. Копытные - крупные травоядные (копытные: бизон, жираф, дикий осел, зебра, газель Томсона, наземные кенгуру)
Практическая работа: Правила работы с компьютером, работа в интернете, поиск материала по темам. Методика составления тематических презентаций
Обитатели открытых пространств. Группа тушканчика - мелкие зверьки (тушканчики, песчанки, кенгуровые крысы (североамериканские), долгоноги (африканские), прыгунчики (африканские), некоторые мелкие австралийские сумчатые).
Практическая работа: работа с интернет источниками по темам для подготовки сообщений.
Обитатели открытых пространств. Группа суслика - мелкой и средней величины грызуны (суслики, сурки, хомяки).
Практическая работа: работа с интернет источниками, литературой по темам для подготовки сообщений.
Обитающие в различной жизненной обстановке и не имеющие узкой специализации (волк, лисица, барсук, кабан).
Практическая работа: работа с литературой по темам для подготовки сообщений. Методика составления тематических презентаций
Подземные млекопитающие. Высокоспециализированная группа (насекомоядные: кроты; грызуны: слепыш, цокор, слепушонка; многорезцовые: сумчатый крот).
Практическая работа: Тематические доклады – насекомоядные.
Водные звери Полуводные (грызуны: бобр, ондатра, нутрия).
Почти полностью водные (ластоногие: тюлени, моржи).
Полностью водные (китообразные и сирены).
Практическая работа: Тематические доклады, презентации - водные звери.
Летающие звери Рукокрылые (летучие мыши и крыланы).
Практическая работа: Видеофильмы о каждой группе животных, составление презентаций.о представителях летающих зверей.
.
Тест – Экологические группы млекопитающих по месту обитания.
Практическая работа: Тематические доклады – экологические группы млекопитающих
VIII Походы. Экскурсии
· «По белой тропе» Экскурсия в лес. Следы жизнедеятельности животных.
· Экскурсия в весенний лес «Голоса птиц». Экологические группы птиц.
· Экскурсия по следам жизнедеятельности бобра.
· Экскурсия в Лемское охотхозяйство. Знакомство с промысловыми животными.
· Изучение пластов древних отложений, отпечатков растений и животных(на карьерах -Усть-Куломский р-н).
IX Воспитательная работа
· «Международный день защиты животных». Игра брейн-ринг.
· День птиц – игра «Звездный час»
· Жизнь в экостиле.
· Конкурс фотографий - «Мой нежный и ласковый зверь».
Учебный план 4 год обучения
№ п/п | Т ем а | Всего | теория | практика | Форма контроля |
I | Введение | 4 | 4 | Беседа, наблюдения. | |
II | Животные и природная среда | 4 | 4 | Наблюдения. | |
III | Растительные формации и животные | 24 | 10 | 14 | Тематические доклады, наблюдения. |
IV | Животные и их размещение | 28 | 12 | 16 | Беседа, наблюдения. |
V | Животные мирового океана и континентальных водоемов | 18 | 6 | 12 | Тематические доклады, презентации, наблюдения. |
VI | Животные и континенты | 62 | 22 | 40 | Тематические доклады, презентации, наблюдения. |
VII | Островная фауна | 24 | 8 | 16 | Тематические доклады. |
VIII | Исследовательская работа | 34 | 10 | 24 | Рефераты. Наблюдения. |
IX | Экскурсии, экспедиции | 18 | 8 | 10 | Наблюдения |
ИТОГО | 216 | 82 | 134 |
Программа IV года включает изучение видового разнообразия, биологических особенностей, поведения и охраны животных различных континентов и зоогеогафических областей суши, океана и континентальных водоемов.
На практических занятиях учащиеся, используя интернет-ресурсы и литературу находят необходимую информацию о фауне конкретных областей суши и мирового океана, составляют сообщения о животных в виде презентации. Осваивают с методику написания рефератов, как одного из видов учебно-исследовательской работы.
На итоговом занятии представляют тематические рефераты, презентации.
Содержание четвертого года обучения
I Введение (4 часа)
Правила техники безопасности при работе с животными зоопарка. Предмет и задачи зоогеографии; ее место и роль в современной биологии. Основные этапы развития зоогеографии и особенности зоогеографических исследований. Способы изучения истории фауны. История развития зоогеографии. Зоогеография как часть биогеографии.
Понятие о биосфере. Учение о виде, фауне.
II Животные и природная среда (4 часа)
Среда жизни и биологические особенности организмов.
Плотность среды. Масса тела. Форма тела. Органы чувств. Влажность. Покровы тела. Органы дыхания.
Географические законы и некоторые факторы среды.
Температура. Животные стенотермные и эвритермные. Холоднокровные животные. Теплокровные животные.
III Растительные формации и животные (24 часа)
Тундра Тайга. Лиственные леса умеренного пояса
Практическая работа: Обитатели зоны тундры (звери, птицы). Поиск информации в интернете.
Степи. Пустыни
Практическая работа: Обитатели зоны степей (звери, птицы). Поиск информации в интернете.
Субтропическая растительность средиземноморья. Саванна. Тропические леса
Практическая работа: Обитатели зоны субтропиков (звери, птицы). Поиск информации в интернете.
Горы
Практическая работа: Обитатели гор - звери. Поиск информации в интернете.
Практическая работа: Обитатели гор - птицы. Поиск информации в интернете, доклады.
IV Животные и их размещение (28 часов)
Области естественного распространения, ареалы. Реликты и эндемики. Картирование ареалов. Барьеры – климатические (темература - пустыня,тундра) и ландшафтные факторы (горы, острова).
Практическая работа: Работа с литературой и интернетом, сообщений.
Космополитные, или всесветные, ареалы
(кашалот, дельфин, касатка).
Зональные ареалы (у «степняков» - джунгарского хомячка, кузнечика эверсманна, степного таракана и др.
Ареал лапландского подорожника - зона тундры, мохноногого сыча - с таежная зона). Работа с литературой и интернетом
Расселение животных.
Практическая работа: способы расселения птиц и летучих мышей, расселение пресмыкающихся и плавающих животных.
Теория исчезнувших материков (Гондвана, Атлантида, Лемурия). Презентация.
Из истории животного мира. Развитие органического мира на Земле. Эры и периоды. Характеристика. Презентация.
Практическая работа: древние морские рептилии – обитатели мезозойской эры, древние наземные рептилии – обитатели мезозойской эры. Изучение окаменелостей.
Старый свет (Евразия, Африка). Новый свет (Северная Америка. Южная Америка. Австралия).
Практическая работа: представители фауны старого и нового света, Составление тематических презентаций,
V Животные мирового океана и континентальных водоемов (18 часов)
Теория: Разделение Мирового океана на области и подобласти. Изучение областей на карте.
Фаунистическое расчленение литорали
Границы, экологическая характеристика и характерные представители фауны регионов: Бореального (Арктическая; Борео-Пацифическая; Борео-Атлантическая области); Тропического (Индо-Пацифической, Тропико-Атлантической_обл.) и
Антибореального (Антарктическая область; Антибореальная обл.).
Практическая работа: фауна, особенности распространения и поведения обитателей литорали тропического региона, бореального и антибореального региона. Представление индивидуальных презентаций о представителях литорали.
Теория: Фаунистическое расчленение пелагиали..
Презентация «Фауна Тропического, Бореального и Антибореального регионов». Изучение представителей фауны различных районов пелагиали.
Теория: Зоогеографическое районирование континентальных водоемов 6ч.
Деление на области (9) и подобласти. Общая характеристика фауны.
Практическая работа: характеристика некоторых представителей фауны палеарктической, Понто-Каспийской солоноватоводной и Байкальской областей. Тематические доклады.
Характеристика представителей фауны Сино-Индийской, Эфиопской, Танганьикской; Неарктической, Неотропической, Австралийской областей. Представление мини презентаций по темам.
VI Животные и континенты (62 часов)
Принципы зоогеографического районирования (систематический, исторический и эволюционный). Расчленение суши на зоогеографические царства (Нотогея, Неогея, Палеогея, Арктогея) и их краткая характеристика.
Практическая работа: характеристика некоторых представителей фауны различных областей.
Палеотропическое царство
Эфиопская область. Границы и физико-географическая характеристика. Экологическая характеристика и главнейшие особенности фауны. Обзор основных групп животных и их распределение.
Практическая работа: характеристика некоторых представителей млекопитающих и птиц и Эфиопской области.
Подразделение Эфиопской области на Западно-Африканскую, Восточно-Африканскую, Капскую и Мадагаскарскую подобласти и краткая характеристика их фауны.
Практическая работа: Выбор темы реферата для итогового занятия. Постановка цели и составление плана реферата.
Восточная, или Индо-Мал
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.37.74 (0.013 с.)