![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объем и сроки освоения программыСтр 1 из 10Следующая ⇒
Пояснительная записка Экологическое состояние Земли стало глобальной проблемой современности. Ежедневно с экрана телевизора, со страниц газет мы слышим о надвигающейся на нашу планету экологической катастрофе. В создавшейся ситуации наиболее приоритетным направлением в воспитании человека является формирование экологического сознания. Экологическое воспитание тем эффективней, чем теснее общение детей с природой, животными. Его главная задача состоит в изменении отношения людей к природе, к животным, к самим себе. Актуальность В век компьютерных технологий у современных детей появились такие ценности, как телефоны, компьютерные игры. Но никакая техника не сможет заменить ребенку живого существа, умеющего радоваться встрече с ним, скучать, когда его нет рядом, ждать и любить своего маленького друга. Занятия по данной программе позволят школьнику непосредственно общаться с животными зоопарка и научиться ухаживать за ними, сформировать ответственное отношение к животным. В основе изучения многообразия и особенностей биологии, существования, поведения животных нашей республики, всей планеты лежит идея универсальной ценности природы, исследование животного мира как целостной развивающейся структуры. Общение детей с животными осуществляет следующие функции: · Психофизиологическую. Взаимодействие с животными и растениями может снимать стресс, нормализовать работу нервной системы, психики в целом. · Психотерапевтическую. Взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений. · Реабилитационную. Контакты с животными являются тем дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, который может способствовать как психологической, так и социальной ее реабилитации. · Эстетическую. Взаимодействие с миром природы способствует эстетическому развитию личности, предоставляет широкий выбор условий и возможностей для удовлетворения ее эстетических потребностей. · Познавательную. Взаимодействие с миром природы может удовлетворять познавательные потребности личности, способствовать ее интеллектуальному развитию. · Удовлетворения потребности в компетентности. Потребность в компетентности, выражаемая формулой «я могу», является одной из важнейших потребностей человека.
· Самореализации. Взаимодействие с природой позволяет удовлетворить потребность ребенка в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других. · Общения. Одна из важнейших функций, которую могут осуществить животные в процессе взаимодействия с ними человека, - функция партнеров общения. Отличительная особенностьпрограммы Отличительная особенность данной программы - это формирование у обучающихся умений и навыков исследовательской работы в области природы, экологии, этологии животных. Именно общение с животными, изучение их поведения в сравнении с поведением человека используется в данной программе как наиболее действенный подход в формировании ответственного отношения к природе в целом. Данная программа, в отличие от школьной программы по экологии, направлена не только на изучение животного мира, но и на выявление взаимосвязи человека и природы. Она позволяет человеку более полно познать самого себя — выявляя соотношение "врожденного" и "приобретенного" в поведении животных В этологии существуют различные подходы: физиологический, экологический и т.д. Экологический подход в этологии изучает различные формы поведения в связи с их биологической задачей, то есть изучает поведение животных, включающее гнездостроение и заботу о потомстве, территориальное поведение, оборонительное, ориентировочное, пищевое поведение и другие формы поведения. Предметом экологического исследования является биологическое значение форм поведения в конкретных условиях обитания вида и изменение поведения при изменении условий обитания. Таким образом, с экологической точки зрения различные формы поведения могут рассматриваться как адаптации, определяющие возможность нормальной жизнедеятельности особи или популяции в конкретных условиях среды. Наряду с этим знание поведения животных необходимо для понимания их экологии, что, в свою очередь, способствует осознанию учащимися проблем охраны природы и умению предвидеть последствия своего поведения в природе
Уровень программы – продвинутый (околопрофессиональный). Адресат программы. Программа рассчитана для учащихся 4-8 классов. Специальной подготовки для обучения по данной программе не требуется. Формы организации образовательного процесса и виды занятий Занятия проводятся в кабинете, в зоопарке ГУДО РК «РЦЭО», в природе, на базе КНЦ Уро РАН, Сыктывкарского Государственного Университета, в музеях города. При организации учебного процесса используются такие формы как выезды на экскурсии, походы, конкурсы, игры (для уч-ся 4-7 классов) конференции, многодневные экспедиции ((для уч-ся 8 классов). С 3 года обучения допускается дистанционная форма обучения. В течение года проводится инструктаж по технике безопасности: вводный, текущий (при работе с оборудованием, животными, на экскурсиях, при выполнении практических работ). Особенности организации образовательного процесса Состав группы постоянный, одновозрастной или разновозрастной. Зачисление учащихся в объединение осуществляется по желанию, на основе письменного заявления родителей. В объединения второго и последующих годов обучения могут быть зачислены учащиеся, не прошедшие обучение в группах предыдущих годов обучения, но по уровню подготовки соответствующие данному году обучения. Отчисление учащихся из объединения происходит: по собственному желанию учащихся или их родителей, высказанному в устной или письменной форме. Занятия для 1 и 2 года обучения проводятся два раза в неделю по 2 часа (4 часа), со всем составом объединения. Занятия 3, 4, года обучения проводятся три раза в неделю (всего 6 часов), 5 года - три раза в неделю (всего 8 часов). Продолжительность занятий для каждого обучающегося 1, 2, 3, 4 года - 4 часа в неделю, для – 5 года - 5 часов в неделю (1 раз в неделю занятие со всем составом объединения и 2 раза в неделю по подгруппам). Это связано с выполнением практических работ, требующих внимания и индивидуального подхода педагога к учащимся (работа с животными зоопарка; с литературой, на компьютере для сбора информации и подготовки тематических докладов, презентаций, рефератов и других видов исследовательских работ по различным темам в течение учебного года). После окончания обучения, учащиеся получают свидетельство ГУДО РК «РЦЭО» установленного образца, об окончании курса по программе «Этология животных», с указанием достижений за 5 лет. Изучение программы связано со следующими школьными предметами: «Природоведение», «Окружающий мир», «Зоология», «География», «Экология». После изучения курса «Этология животных» желающие могут продолжить обучение по программе «Потенциал» в ГУДО РК «РЦЭО» или в специализированных классах с биологическим уклоном, а после окончания школы на биологических факультетах вузов.
Режим занятий
Академический час равен 45 мин., с 10 мин перерывом между занятиями. Расписание и режим занятий составляется в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования» (СанПиН 2.4.4.3172-14).
Цель и задачи программы Цель программы: формирование у учащихся представления о целостности природы и человека, формирование основ познавательных и коммуникативных способностей детей посредством включения их в учебно-исследовательскую деятельность по этологии животных. Задачи программы: -углубить знания о биологических особенностях животных различных экологических групп, условиях существования животных в природе, их взаимосвязях и значении для человека; -расширить знания о разнообразии, биологических особенностях, поведении и охране животных различных континентов; -дать знания о методах работы с литературой, составлению тематических сообщений; о методах выполнения и оформления исследовательской работы. Развивающие: -способствовать развитию коммуникативных умений – -способствовать развитию интереса учащихся к изучению мира животных; - способствовать развитию мотивации к исследовательской деятельности;
Воспитательные: -способствовать воспитанию самостоятельности в выполнении исследовательской работы с животными; -сформировать умения правильного, сознательного и ответственного поведения в природе.
Учебный план 1 год обучения
Тема раздела |
Общее количество часов |
В том числе |
Форма контроля | ||||||||||||||||||||||||||
теория | практика | |||||||||||||||||||||||||||||
I | Вводное занятие. | 8 | 2 | 6 | Загадки, наблюдения | |||||||||||||||||||||||||
II | Обитатели живых уголков и домашние питомцы | 46 | 20 | 26 | ||||||||||||||||||||||||||
III | Птицы | 16 | 8 | 8 | Викторины, игры, наблюдения. | |||||||||||||||||||||||||
IV | Обитатели террариума. Рептилии и амфибии | 18 | 10 | 8 | Викторина, наблюдения | |||||||||||||||||||||||||
V | Аквариум и его обитатели | 4 | 2 | 2 | Наблюдения | |||||||||||||||||||||||||
VI | Домашние животные. | 24 | 12 | 12 | Викторины, игры, наблюдения | |||||||||||||||||||||||||
VII | Экзотические животные зоопарка «РЦЭО» | 12 | 6 | 6 | Викторины, игры, наблюдения | |||||||||||||||||||||||||
VIII | Итоговое занятие | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||
IX | Воспитательная работа | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||
X | Походы, экскурсии | 10 | 10 | Наблюдения | ||||||||||||||||||||||||||
Всего часов | 144 | 60 | 84 |
В программу 1 года включено изучение в основном мелких декоративных животных, которые чаще всего теряются в экспозициях больших зоопарков и которых трудно увидеть в природе. Благодаря познавательным телепрограммам, видеофильмам и многочисленным книгам, дети и взрослые неплохо осведомлены о биологии крупных животных - хищников, копытных, китов и пр. Мир мелких животных, составляющих подавляющее большинство населяющих планету видов, людям не известен. Кроме того, учащимся легче завязать контакт с мелким животным и сделать для себя небольшое открытие о мире грызунов, насекомоядных, мелких птиц местной и тропической фауны, узнать об их экологическом значении и поведении.
|
Содержание первого года обучения
I Введение в образовательную область (8 часов)
Теория. Знакомство с программой объединения. Правила поведения в живом уголке, зоопарке, в классе, техника безопасности при работе с животными.
Практическая работа: К омплектование группы. Игры на знакомство. Знакомство с обитателями живого уголка.
Экскурсия в зоопарк «РЦЭО». Разнообразие групп и видов животных.
Викторина - Кроссворд «Кто в зоопарке живет?» - вводный контроль. Конкурс рисунков «Обитатели зоопарка».
Грызуны
Теория. Общие признаки грызунов. Описание видов. Образ жизни. Ареал обитания. Условия содержания в неволе.
Практическая работа: экскурсия в зоопарк «Разнообразие грызунов». Кормление грызунов. Уход за мелкими грызунами
Крыса декоративная:
Теория. Виды крыс и места их обитания. Образ жизни. Вред и польза. Продолжительность жизни. Крысы декоративные, кустарниковые – обитатели зоопарка. Содержание крысы в домашних условиях. Правила работы с крысами. Виды кормов. Потребность в воде. Размножение в природе. Условия для разведения в домашних условиях.
Практическая работа: Международный день защиты животных. Игра «Ступени».
Декоративные мыши:
Теория. Виды мышей, обитание в природе. Мыши декоративные, иглистые. Продолжительность жизни. Содержание мышей в живом уголке. Правила работы с мышами. Кормление. Условия для разведения в домашних условиях.
Практическая работа: Оборудование клеток для декоративных крыс. Уход за декоративными грызунами.
Морская свинка:
Теория. Родина происхождения. Дикие сородичи. Разнообразие пород. Размеры. В чем можно содержать морских свинок? Как правильно создать для них условия? Инвентарь для содержания морских свинок. Виды кормов. Качество кормов. Рождение детенышей. Воспитание молодняка. Уход за самкой и детенышами. Влияние условий содержания и кормления на здоровье животного. Сложности при содержании морских свинок.
Практическая работа: Оборудование клетки для морской свинки. Уход за декоративными грызунами. Подготовка кормов к скармливанию, кормление.
Хомячки:
Теория. Регион обитания. Образ жизни. Окраска. Описание видов. Хомячок сирийский, джунгарский. Виды кормов. Условия содержания и кормления необходимые для успешного разведения. Рождение и выкармливание молодняка. Повадки и образ жизни хомячков.
Практическая работа: Наблюдения за особенностями поведения хомячков. Уход за декоративными грызунами.
Песчанка:
Теория. Родина происхождения. Условия содержания. Кормление. Разведение. Особенности содержания песчанок в живом уголке.
|
Практическая работа: Наблюдение за поведением песчанки. Уход за грызунами.
Белка:
Теория. Ареал распространения. Виды. Образ жизни. Размеры. Питание. Окраска. Оборудование необходимое для содержания белки. Условия микроклимата. Сезонность линьки. Виды кормов. Рождение детенышей и воспитание молодняка. Размножение в природе. Влияние условий кормления и содержания на здоровье животного.
Практическая работа: Наблюдения за поведением и линькой белки в разные периоды года. Кормление белки.
Дикообраз
Теория. Особенности биологии и содержания дикообраза в зоопарке.
Практическая работа: Наблюдения за особенностями поведения дикообраза. Кормление дикообраза.
Разнообразие грызунов в природе:
Теория. Сурок, суслик, соня, полевка, бобр, капибара. Особенности биологии.
Практическая работа: экскурсия в музей СГУ - Разнообразие грызунов в природе
Практическая работа: Игра «крестики-нолики» - грызуны, тематический контроль. (Брейн-ринг «Грызуны»_
Ежи
Теория. Биологические особенности ежей. Видовое разнообразие. Ареалы обитания. Условия содержания в неволе. Виды кормов и правила кормления.
Практическая работа: Наблюдение за поведением ежей в условиях зоопарка в зимний период. Викторина «Ежи».
III Птицы (16часов)
Теория. Разнообразие птиц. Слайд-шоу «Птицы». Голоса птиц.
Декоративные птицы. Попугаи:
Теория. Видовое разнообразие отряда попугаев. Продолжительность жизни. Особенности поведения. Микроклимат помещения. Уход за попугаями. Приручение птицы. Обучение разговору. Кормление попугаев. Виды кормов. Использование дикорастущих кормов. Условия содержания и кормления попугаев. Разведение.
Практическая работа: наблюдения за поведением различных видов попугаев в вольерах и дома.
Канарейки:
Теория. Происхождение канареек. Ареал распространения. Породы канареек. Выставки канареек. Оборудование и инвентарь для содержания канареек. Микроклимат помещения. Уход за канарейками. Пение канареек. Виды кормов. Разведение.
Практическая работа: наблюдения за поведением канареек в вольере. Игра: «Определи птиц по рисункам».
Комнатное содержание лесных птиц:
Теория. Особенности содержания диких птиц в неволе. Разнообразие видов растительноядных и насекомоядных птиц. Ареал обитания. Виды кормов. Заготовка кормов. Выращивание молодняка.
Практическая работа: эк скурсия в орнитологический отдел зоопарка; викторина «В мире птиц».
· Практическая работа: Изготовление кормушек для птиц.
IV Обитатели террариума. Амфибии (18 часов)
Теория. Биологические особенности. Виды рептилий, их биологические особенности.
Практическая работа: э кскурсия в террариум. Знакомство с представителями пресмыкающихся – обитателями террариума. Наблюдения за особенностями поведения животных.
Черепахи:
Теория. Черепахи. Видовое разнообразие в природе. Особенности содержания хищных черепах. Сухопутные черепахи. Особенности содержания их в зоопарке и в домашних условия.Оборудование террариума.
Практическая работа: Технология кормления. Наблюдения за передвижением и питанием красноухой черепахи.
Змеи:
Теория. Змеи. Особенности биологии. Обитание в природе и в зоопарке. Содержание и уход.
Практическая работа: Особенности передвижения змей. Наблюдения. поделка из бумаги – змея.
Крокодилы:
Теория. Крокодилы. Гиганты и пигмеи. Особенности содержания в неволе.
Земноводные.
Теория. Земноводные. Отличия от пресмыкающихся. Видовое разнообразие в природе. Содержание в террариуме.
Практическая работа: Игра - викторина «Удивительные пресмыкающиеся».
V Аквариум и его обитатели (4 часа)
Теория. Оборудование и заполнение аквариума. Виды аквариумных растений. Технология посадки. Искусственные растения. Виды аквариумных рыб. Технология кормления аквариумных рыб.
Практическая работа: Фильм о тропических видах рыб. Изготовление поделки из природного материала «Мой аквариум»
Содержание второго года обучения
I Вводное занятие (2 часа)
Теория: Знакомство с программой.Правила техники безопасности при работе с животными.
Практическая работа: Викторина «Загадочные животные». Входящий контроль.
II От динозавров до человека (8 часов)
Теория: Древние вымершие животные. Гиганты и пигмеи в мире животных. Самые большие и самые маленькие животные в зоопарке (среди млекопитающих – домашних, декоративных, хищных зверей; среди птиц, пресмыкающихся.)
Практическая работа: Подбор материала для докладов о примитивных животных. «Первозвери» (ехидна, проехидна, утконос). Работа в Интернете, с литературой. Подготовка материала для презентации «Гиганты и пигмеи в мире животных». Работа с литературой.
Теория: Животные, исчезнувшие по вине человека (Черный список). Красная книга России, РК.
Практическая работа: Подбор материала для презентации «Охраняемые животные РК» в интернете.
Изучение охраняемых животных РК (звери, птицы, насекомые). Работа с Красной книгой РК.
IV Животные и человек (54)
Теория: Животные в мифах, легендах и на службе.
Они нас лечат. Анималотерапия. (Усы, лапы, хвост – наше лекарство). История развития и общие принципы анималотерапии. Кошки и собаки нас лечат (Фелинотерапия).
Практическая работа: Просмотр презентаций «Лечебные способности кошек, собак, мелких грызунов» Изучение лечебного эффекта на декоративных и домашних животных зоопарка.
Теория: Анималотерапия. Аптека в море. Дельфины (Дельфинотерапия). Рыбки нас лечат.
Практическая работа: просмотр видеофильма «Подводный мир», презентации «Лечебные способности рыбок и изучение лечебного эффекта на организм человека.
Теория: Птицы нас лечат (Орнитотерапия). Лошади нас лечат (Иппотерапия).
Практическая работа. Изучение лечебных способностей лошадей. Катание на лошадях.
Теория: Анималотерапия. Пиявки (Гирудотерапия). Насекомые (Инсектотерапия). Змеи нас лечат.
Практическая работа: Экскурсия в центр герудотерапии в Сыктывкаре (например, мед. центр «ВИТА», Клиника новых технологий, Центр традиционной медицины и др.)
Практическая работа: поиск материала для докладов, рефератов по темам..
Теория: Животные нас кормят Молоко и молочные продукты. Их лечебные свойства. От охоты к животноводству. На вкус товарища нет. Меню и религия. «Нетрадиционные продукты питания». Рыба «насущная». Морская столовая. Змеи на первое, второе и третье». Лягушка – «деликатес». Насекомые и их личинки. Презентация «Нетрадиционная пища».
Практическая работа: Экскурсия на молокозавод. Виды молочной продукции, процесс переработки.
Теория: Пчеловодство. Продукты пчеловодства. Пчеловодство в Республике Коми.
Практическая работа Экскурсия на пасеку (по возможности). Общение с пчеловодами республики.
Теория: Они нас одевают. Шкура на плечах. «Мягкое золото». Игра «Найди пару» Работа с коллекцией мехов.
Практическая работа: экскурсия в зоопарк «Пушные звери». Знакомство с пушными зверями зоопарка ГУДО РК «РЦЭО».
Теория: Шелк и его родственники. История шелководства.
Теория: Виды «живого транспорта» в разных странах. Презентация «Животные нас возят».
Теория: Бионика. Животные подсказывают изобретения.
Практическая работа: работа с литературой над тематическими докладами - Крылья напрокат (насекомые, птицы. «Рыбьи» рекорды (форма тела рыб, китов, кожа дельфинов). Работа в интернете – поиск информации. Учителя сухопутные (гидравлическая система паука, гусеницы и пингвины-вездеходы). Природа – приборостроитель («реактивный» двигатель кальмаров, электронный «глаз жабы», фотокамера и «глаз мухи»).
Теория: «Профессии животных». Архитекторы (птицы, звери и насекомые-строители). Игра – найди пару. Голубиная почта, собаки- поводыри, подрывники.
Пастухи и сторожа (страусы, змеи, гуси). Обезьяны – сборщики урожая.
«Валюта древних». Натуральные краски. Свет от животных.
Практическая работа: Игра «Звёздный час» -Профессии животных.
Теория: Живые барометры. Погода и прогнозы. Птицы – крылатые барометры.
Лесные барометры - млекопитающие. Насекомые синоптики. Жители рек и озёр. Предсказатели стихийных бедствий. Животные – сейсмографы
Практическая работа: наблюдения за синоптическими способностями домашних и декоративных животных (домашние – собаки, козы, овцы, лошади; декоративные, дикие птицы и звери зоопарка). Работа в интернете – поиск информации по теме.
Теория: Живые компасы. Ориентация в природе с помощью животных.
Игра – Крестики-нолики «Животные – барометры и компасы»
Теория: Животные рядом с нами. Кошки, их разнообразие, породы. Язык кошек. Рассказы о поведении домашних питомцев. Животные и наука. «Памятники животным».
Практическая работа: работа с литературой – поиск материала и составление вопросов для итоговой игры брейн-ринг«Животные в жизни человека»
Практическая работа: Игра– брейн-ринг«Животные в жизни человека»
V Зачетное занятие (2 часа): Тест: «Удивительная жизнь и поведение животных»
Содержание третьего года обучения
I Вводное занятие (4часа)
Знакомство с планом работы объединения на год. Техника безопасности при работе с животными. Правила пожарной безопасности.
Практическая работа: Вводный контроль. Викторина «В мире животных»
II От древних рептилий до млекопитающих и человека (12 часов)
Теория: Вымершие животные.
Стеллерова корова – особенности биологии. Эволюционное «древо» зверей. Вершина эволюции млекопитающих – человек. «Примитивные млекопитающие».
Практическая работа: экскурсия в музей геологии палеонтологии
Теория: Фантастические звери-призраки. Латимерия, Несси, Снежный человек. Новые открытия (горные пекари) «Неразгаданные загадки»
Гиганты и пигмеи в мире животных. Игра «Ступени». Самые, самые….в мире животных.
Практическая работа: работа с литературой по теме – «Рекорды в мире зверей, птиц и насекомых».
III Экологические группы млекопитающих по месту обитания (наземные, подземные, водные, летающие (72 часа)
1. Видовое разнообразие млекопитающих, способы и приспособления к определённому образу жизни. Особенности биологии и поведения. Условия их обитания в природе.
Практическая работа: исследовательская работа с животными. Знакомство с видами исследовательских работ учащихся прошлых лет..
Наземные звери.
Населяющие лес и заросли крупных кустарников:
древеснолазающие. (грызуны: белки, летяги; хищные - древесные медведи (южноазиатские), некоторые куницы; неполнозубые: ленивцы, некоторые муравьеды; лемуры, многие обезьяны).
Практическая работа: исследовательская работа с животными. Работы прошлых лет, просмотр. Обсуждение.
Звери, населяющие лес и заросли крупных кустарников: полудревесные, полуназемные (соболь, черный медведь, бурундук);
Практическая работа: Выбор темы реферата. Постановка цели и задач реферативной работы.
Населяющие лес и заросли крупных кустарников: преимущественно лесные наземные (колонок, росомаха, бурый медведь, олени, лоси, косули).
Практическая работа: Правила работы с компьютером, работа в интернете, поиск материала. Методика составления тематических презентаций
Обитатели открытых пространств. Копытные - крупные травоядные (копытные: бизон, жираф, дикий осел, зебра, газель Томсона, наземные кенгуру)
Практическая работа: Правила работы с компьютером, работа в интернете, поиск материала по темам. Методика составления тематических презентаций
Обитатели открытых пространств. Группа тушканчика - мелкие зверьки (тушканчики, песчанки, кенгуровые крысы (североамериканские), долгоноги (африканские), прыгунчики (африканские), некоторые мелкие австралийские сумчатые).
Практическая работа: работа с интернет источниками по темам для подготовки сообщений.
Обитатели открытых пространств. Группа суслика - мелкой и средней величины грызуны (суслики, сурки, хомяки).
Практическая работа: работа с интернет источниками, литературой по темам для подготовки сообщений.
Обитающие в различной жизненной обстановке и не имеющие узкой специализации (волк, лисица, барсук, кабан).
Практическая работа: работа с литературой по темам для подготовки сообщений. Методика составления тематических презентаций
Подземные млекопитающие. Высокоспециализированная группа (насекомоядные: кроты; грызуны: слепыш, цокор, слепушонка; многорезцовые: сумчатый крот).
Практическая работа: Тематические доклады – насекомоядные.
Водные звери Полуводные (грызуны: бобр, ондатра, нутрия).
Почти полностью водные (ластоногие: тюлени, моржи).
Полностью водные (китообразные и сирены).
Практическая работа: Тематические доклады, презентации - водные звери.
Летающие звери Рукокрылые (летучие мыши и крыланы).
Практическая работа: Видеофильмы о каждой группе животных, составление презентаций.о представителях летающих зверей.
.
Тест – Экологические группы млекопитающих по месту обитания.
Практическая работа: Тематические доклады – экологические группы млекопитающих
VIII Походы. Экскурсии
· «По белой тропе» Экскурсия в лес. Следы жизнедеятельности животных.
· Экскурсия в весенний лес «Голоса птиц». Экологические группы птиц.
· Экскурсия по следам жизнедеятельности бобра.
· Экскурсия в Лемское охотхозяйство. Знакомство с промысловыми животными.
· Изучение пластов древних отложений, отпечатков растений и животных(на карьерах -Усть-Куломский р-н).
IX Воспитательная работа
· «Международный день защиты животных». Игра брейн-ринг.
· День птиц – игра «Звездный час»
· Жизнь в экостиле.
· Конкурс фотографий - «Мой нежный и ласковый зверь».
Учебный план 4 год обучения
№ п/п | Т ем а | Всего | теория | практика | Форма контроля |
I | Введение | 4 | 4 | Беседа, наблюдения. | |
II | Животные и природная среда | 4 | 4 | Наблюдения. | |
III | Растительные формации и животные | 24 | 10 | 14 | Тематические доклады, наблюдения. |
IV | Животные и их размещение | 28 | 12 | 16 | Беседа, наблюдения. |
V | Животные мирового океана и континентальных водоемов | 18 | 6 | 12 | Тематические доклады, презентации, наблюдения. |
VI | Животные и континенты | 62 | 22 | 40 | Тематические доклады, презентации, наблюдения. |
VII | Островная фауна | 24 | 8 | 16 | Тематические доклады. |
VIII | Исследовательская работа | 34 | 10 | 24 | Рефераты. Наблюдения. |
IX | Экскурсии, экспедиции | 18 | 8 | 10 | Наблюдения |
ИТОГО | 216 | 82 | 134 |
Программа IV года включает изучение видового разнообразия, биологических особенностей, поведения и охраны животных различных континентов и зоогеогафических областей суши, океана и континентальных водоемов.
На практических занятиях учащиеся, используя интернет-ресурсы и литературу находят необходимую информацию о фауне конкретных областей суши и мирового океана, составляют сообщения о животных в виде презентации. Осваивают с методику написания рефератов, как одного из видов учебно-исследовательской работы.
На итоговом занятии представляют тематические рефераты, презентации.
Содержание четвертого года обучения
I Введение (4 часа)
Правила техники безопасности при работе с животными зоопарка. Предмет и задачи зоогеографии; ее место и роль в современной биологии. Основные этапы развития зоогеографии и особенности зоогеографических исследований. Способы изучения истории фауны. История развития зоогеографии. Зоогеография как часть биогеографии.
Понятие о биосфере. Учение о виде, фауне.
II Животные и природная среда (4 часа)
Среда жизни и биологические особенности организмов.
Плотность среды. Масса тела. Форма тела. Органы чувств. Влажность. Покровы тела. Органы дыхания.
Географические законы и некоторые факторы среды.
Температура. Животные стенотермные и эвритермные. Холоднокровные животные. Теплокровные животные.
III Растительные формации и животные (24 часа)
Тундра Тайга. Лиственные леса умеренного пояса
Практическая работа: Обитатели зоны тундры (звери, птицы). Поиск информации в интернете.
Степи. Пустыни
Практическая работа: Обитатели зоны степей (звери, птицы). Поиск информации в интернете.
Субтропическая растительность средиземноморья. Саванна. Тропические леса
Практическая работа: Обитатели зоны субтропиков (звери, птицы). Поиск информации в интернете.
Горы
Практическая работа: Обитатели гор - звери. Поиск информации в интернете.
Практическая работа: Обитатели гор - птицы. Поиск информации в интернете, доклады.
IV Животные и их размещение (28 часов)
Области естественного распространения, ареалы. Реликты и эндемики. Картирование ареалов. Барьеры – климатические (темература - пустыня,тундра) и ландшафтные факторы (горы, острова).
Практическая работа: Работа с литературой и интернетом, сообщений.
Космополитные, или всесветные, ареалы
(кашалот, дельфин, касатка).
Зональные ареалы (у «степняков» - джунгарского хомячка, кузнечика эверсманна, степного таракана и др.
Ареал лапландского подорожника - зона тундры, мохноногого сыча - с таежная зона). Работа с литературой и интернетом
Расселение животных.
Практическая работа: способы расселения птиц и летучих мышей, расселение пресмыкающихся и плавающих животных.
Теория исчезнувших материков (Гондвана, Атлантида, Лемурия). Презентация.
Из истории животного мира. Развитие органического мира на Земле. Эры и периоды. Характеристика. Презентация.
Практическая работа: древние морские рептилии – обитатели мезозойской эры, древние наземные рептилии – обитатели мезозойской эры. Изучение окаменелостей.
Старый свет (Евразия, Африка). Новый свет (Северная Америка. Южная Америка. Австралия).
Практическая работа: представители фауны старого и нового света, Составление тематических презентаций,
V Животные мирового океана и континентальных водоемов (18 часов)
Теория: Разделение Мирового океана на области и подобласти. Изучение областей на карте.
Фаунистическое расчленение литорали
Границы, экологическая характеристика и характерные представители фауны регионов: Бореального (Арктическая; Борео-Пацифическая; Борео-Атлантическая области); Тропического (Индо-Пацифической, Тропико-Атлантической_обл.) и
Антибореального (Антарктическая область; Антибореальная обл.).
Практическая работа: фауна, особенности распространения и поведения обитателей литорали тропического региона, бореального и антибореального региона. Представление индивидуальных презентаций о представителях литорали.
Теория: Фаунистическое расчленение пелагиали..
Презентация «Фауна Тропического, Бореального и Антибореального регионов». Изучение представителей фауны различных районов пелагиали.
Теория: Зоогеографическое районирование континентальных водоемов 6ч.
Деление на области (9) и подобласти. Общая характеристика фауны.
Практическая работа: характеристика некоторых представителей фауны палеарктической, Понто-Каспийской солоноватоводной и Байкальской областей. Тематические доклады.
Характеристика представителей фауны Сино-Индийской, Эфиопской, Танганьикской; Неарктической, Неотропической, Австралийской областей. Представление мини презентаций по темам.
VI Животные и континенты (62 часов)
Принципы зоогеографического районирования (систематический, исторический и эволюционный). Расчленение суши на зоогеографические царства (Нотогея, Неогея, Палеогея, Арктогея) и их краткая характеристика.
Практическая работа: характеристика некоторых представителей фауны различных областей.
Палеотропическое царство
Эфиопская область. Границы и физико-географическая характеристика. Экологическая характеристика и главнейшие особенности фауны. Обзор основных групп животных и их распределение.
Практическая работа: характеристика некоторых представителей млекопитающих и птиц и Эфиопской области.
Подразделение Эфиопской области на Западно-Африканскую, Восточно-Африканскую, Капскую и Мадагаскарскую подобласти и краткая характеристика их фауны.
Практическая работа: Выбор темы реферата для итогового занятия. Постановка цели и составление плана реферата.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.159.48 (0.175 с.)