Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объем и сроки освоения программы

Поиск

Пояснительная записка

Экологическое состояние Земли стало глобальной проблемой современности. Ежедневно с экрана телевизора, со страниц газет мы слышим о надвигающейся на нашу планету экологической катастрофе. В создавшейся ситуации наиболее приоритетным направлением в воспитании человека является формирование экологического сознания. Экологическое воспитание тем эффективней, чем теснее общение детей с природой, животными. Его главная задача состоит в изменении отношения людей к природе, к животным, к самим себе.

Актуальность

В век компьютерных технологий у современных детей появились такие ценности, как телефоны, компьютерные игры. Но никакая техника не сможет заменить ребенку живого существа, умеющего радоваться встрече с ним, скучать, когда его нет рядом, ждать и любить своего маленького друга. Занятия по данной программе позволят школьнику непосредственно общаться с животными зоопарка и научиться ухаживать за ними, сформировать ответственное отношение к животным. В основе изучения многообразия и особенностей биологии, существования, поведения животных нашей республики, всей планеты лежит идея универсальной ценности природы, исследование животного мира как целостной развивающейся структуры.

Общение детей с животными осуществляет следующие функции:

· Психофизиологическую. Взаимодействие с животными и растениями может снимать стресс, нормализовать работу нервной системы, психики в целом.

· Психотерапевтическую. Взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений.

· Реабилитационную. Контакты с животными являются тем дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, который может способствовать как психологической, так и социальной ее реабилитации.

· Эстетическую. Взаимодействие с миром природы способствует эстетическому развитию личности, предоставляет широкий выбор условий и возможностей для удовлетворения ее эстетических потребностей.

· Познавательную. Взаимодействие с миром природы может удовлетворять познавательные потребности личности, способствовать ее интеллектуальному развитию.

· Удовлетворения потребности в компетентности. Потребность в компетентности, выражаемая формулой «я могу», является одной из важнейших потребностей человека.

· Самореализации. Взаимодействие с природой позволяет удовлетворить потребность ребенка в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других.

· Общения. Одна из важнейших функций, которую могут осуществить животные в процессе взаимодействия с ними человека, - функция партнеров общения.

Отличительная особенностьпрограммы

Отличительная особенность данной программы - это формирование у обучающихся умений и навыков исследовательской работы в области природы, экологии, этологии животных. Именно общение с животными, изучение их поведения в сравнении с поведением человека используется в данной программе как наиболее действенный подход в формировании ответственного отношения к природе в целом.

Данная программа, в отличие от школьной программы по экологии, направлена не только на изучение животного мира, но и на выявление взаимосвязи человека и природы. Она позволяет человеку более полно познать самого себя — выявляя соотношение "врожденного" и "приобретенного" в поведении животных

В этологии существуют различные подходы: физиологический, экологический и т.д. Экологический подход в этологии изучает различные формы поведения в связи с их биологической задачей, то есть изучает поведение животных, включающее  гнездостроение и заботу о потомстве, территориальное поведение, оборонительное, ориентировочное, пищевое поведение и другие формы поведения.

Предметом экологического исследования является биологическое значение форм поведения в конкретных условиях обитания вида и изменение поведения при изменении условий обитания.

Таким образом, с экологической точки зрения различные формы поведения могут рассматриваться как адаптации, определяющие возможность нормальной жизнедеятельности особи или популяции в конкретных условиях среды.

Наряду с этим знание поведения животных необходимо для понимания их экологии, что, в свою очередь, способствует осознанию учащимися проблем охраны природы и умению предвидеть последствия своего поведения в природе

Уровень программы – продвинутый (околопрофессиональный).

Адресат программы.

Программа рассчитана для учащихся 4-8 классов. Специальной подготовки для обучения по данной программе не требуется.

Формы организации образовательного процесса и виды занятий

Занятия проводятся в кабинете, в зоопарке ГУДО РК «РЦЭО», в природе, на базе КНЦ Уро РАН, Сыктывкарского Государственного Университета, в музеях города.

При организации учебного процесса используются такие формы как выезды на экскурсии, походы, конкурсы, игры (для уч-ся 4-7 классов) конференции, многодневные экспедиции ((для уч-ся 8 классов).

С 3 года обучения допускается дистанционная форма обучения.

В течение года проводится инструктаж по технике безопасности: вводный, текущий (при работе с оборудованием, животными, на экскурсиях, при выполнении практических работ).

Особенности организации образовательного процесса

Состав группы постоянный, одновозрастной или разновозрастной. Зачисление учащихся в объединение осуществляется по желанию, на основе письменного заявления родителей. В объединения второго и последующих годов обучения могут быть зачислены учащиеся, не прошедшие обучение в группах предыдущих годов обучения, но по уровню подготовки соответствующие данному году обучения.

Отчисление учащихся из объединения происходит: по собственному желанию учащихся или их родителей, высказанному в устной или письменной форме.

Занятия для 1 и 2 года обучения проводятся два раза в неделю по 2 часа (4 часа), со всем составом объединения.

Занятия 3, 4, года обучения проводятся три раза в неделю (всего 6 часов), 5 года - три раза в неделю (всего 8 часов). Продолжительность занятий для каждого обучающегося 1, 2, 3, 4 года - 4 часа в неделю, для – 5 года - 5 часов в неделю (1 раз в неделю занятие со всем составом объединения и 2 раза в неделю по подгруппам). Это связано с выполнением практических работ, требующих внимания и индивидуального подхода педагога к учащимся (работа с животными зоопарка; с литературой, на компьютере для сбора информации и подготовки тематических докладов, презентаций, рефератов и других видов исследовательских работ по различным темам в течение учебного года).

После окончания обучения, учащиеся получают свидетельство ГУДО РК «РЦЭО» установленного образца, об окончании курса по программе «Этология животных», с указанием достижений за 5 лет.

Изучение программы связано со следующими школьными предметами: «Природоведение», «Окружающий мир», «Зоология», «География», «Экология».

После изучения курса «Этология животных» желающие могут продолжить обучение по программе «Потенциал» в ГУДО РК «РЦЭО» или в специализированных классах с биологическим уклоном, а после окончания школы на биологических факультетах вузов.

 

Режим занятий

Продолжительность занятия Периодичность занятий Кол-во часов в неделю
2 часа 2 раза в неделю (полная группа) 4
2 часа 2 раза в неделю (полная группа) 4
2 часа 3 раза в неделю (1 раз полная группа, 2 раза по подгруппам) 6
2 часа 3 раза в неделю (1 раз полная группа, 2 раза по подгруппам) 6
2 часа (теорет.), 3 часа (практич.) 3 раза в неделю (1 раз полная группа, 2 раза по подгруппам) 8

Академический час равен 45 мин., с 10 мин перерывом между занятиями. Расписание и режим занятий составляется в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования» (СанПиН 2.4.4.3172-14).

Цель и задачи программы

Цель программы: формирование у учащихся представления о целостности природы и человека,  формирование основ познавательных и коммуникативных способностей детей посредством включения их в учебно-исследовательскую деятельность по этологии животных. 

Задачи программы:

-углубить знания о биологических особенностях животных различных экологических групп, условиях существования животных в природе, их взаимосвязях и значении для человека;

-расширить знания о разнообразии, биологических особенностях, поведении и охране животных различных континентов;

-дать знания о методах работы с литературой, составлению тематических сообщений; о методах выполнения и оформления исследовательской работы.

Развивающие:

 -способствовать развитию коммуникативных умений –

-способствовать развитию интереса учащихся к изучению мира животных;

- способствовать развитию мотивации к исследовательской деятельности;

 

Воспитательные:

-способствовать воспитанию самостоятельности в выполнении исследовательской работы с животными;

-сформировать умения правильного, сознательного и ответственного поведения в  природе.

 

Учебный план 1 год обучения

№ п/п

Тема раздела

Общее количество часов

В том числе

Форма контроля

теория практика
I  Вводное занятие. 8 2 6 Загадки, наблюдения
II  Обитатели живых уголков и домашние питомцы 46 20 26  
III Птицы 16 8 8 Викторины, игры, наблюдения.  
IV  Обитатели террариума. Рептилии и амфибии 18 10 8 Викторина, наблюдения
V Аквариум и его обитатели 4 2 2 Наблюдения
VI Домашние животные. 24 12 12 Викторины, игры, наблюдения
VII Экзотические животные зоопарка «РЦЭО» 12 6 6 Викторины, игры, наблюдения
VIII Итоговое занятие 2   2  
IX Воспитательная работа 4   4  
X Походы, экскурсии 10   10 Наблюдения
  Всего часов 144 60 84  

 

В программу 1 года включено изучение в основном мелких декоративных животных, которые чаще всего теряются в экспозициях больших зоопарков и которых трудно увидеть в природе. Благодаря познавательным телепрограммам, видеофильмам и многочисленным книгам, дети и взрослые неплохо осведомлены о биологии крупных животных - хищников, копытных, китов и пр. Мир мелких животных, составляющих подавляющее большинство населяющих планету видов, людям не известен. Кроме того, учащимся легче завязать контакт с мелким животным и сделать для себя небольшое открытие о мире грызунов, насекомоядных, мелких птиц местной и тропической фауны, узнать об их экологическом значении и поведении.

 

Содержание первого года обучения

I Введение в образовательную область (8 часов)

Теория. Знакомство с программой объединения. Правила поведения в живом уголке, зоопарке, в классе, техника безопасности при работе с животными.

Практическая работа: К омплектование группы. Игры на знакомство. Знакомство с обитателями живого уголка.

Экскурсия в зоопарк «РЦЭО». Разнообразие групп и видов животных.

Викторина - Кроссворд «Кто в зоопарке живет?» - вводный контроль. Конкурс рисунков «Обитатели зоопарка».

Грызуны

Теория. Общие признаки грызунов. Описание видов. Образ жизни. Ареал обитания. Условия содержания в неволе.

Практическая работа: экскурсия в зоопарк «Разнообразие грызунов». Кормление грызунов. Уход за мелкими грызунами

Крыса декоративная:

Теория. Виды крыс и места их обитания. Образ жизни. Вред и польза. Продолжительность жизни. Крысы декоративные, кустарниковые – обитатели зоопарка. Содержание крысы в домашних условиях. Правила работы с крысами. Виды кормов. Потребность в воде. Размножение в природе. Условия для разведения в домашних условиях.

Практическая работа: Международный день защиты животных. Игра «Ступени».

Декоративные мыши:

Теория. Виды мышей, обитание в природе. Мыши декоративные, иглистые. Продолжительность жизни. Содержание мышей в живом уголке. Правила работы с мышами. Кормление. Условия для разведения в домашних условиях. 

Практическая работа: Оборудование клеток для декоративных крыс. Уход за декоративными грызунами.

Морская свинка:

Теория. Родина происхождения. Дикие сородичи. Разнообразие пород. Размеры. В чем можно содержать морских свинок? Как правильно создать для них условия? Инвентарь для содержания морских свинок. Виды кормов. Качество кормов. Рождение детенышей. Воспитание молодняка. Уход за самкой и детенышами. Влияние условий содержания и кормления на здоровье животного. Сложности при содержании морских свинок.

Практическая работа: Оборудование клетки для морской свинки. Уход за декоративными грызунами. Подготовка кормов к скармливанию, кормление.

Хомячки:

Теория. Регион обитания. Образ жизни. Окраска. Описание видов. Хомячок сирийский, джунгарский. Виды кормов. Условия содержания и кормления необходимые для успешного разведения. Рождение и выкармливание молодняка. Повадки и образ жизни хомячков.

Практическая работа: Наблюдения за особенностями поведения хомячков. Уход за декоративными грызунами.

Песчанка:

Теория. Родина происхождения. Условия содержания. Кормление. Разведение. Особенности содержания песчанок в живом уголке.

Практическая работа: Наблюдение за поведением песчанки. Уход за грызунами.

 

Белка:

Теория. Ареал распространения. Виды. Образ жизни. Размеры. Питание. Окраска. Оборудование необходимое для содержания белки. Условия микроклимата. Сезонность линьки. Виды кормов. Рождение детенышей и воспитание молодняка. Размножение в природе. Влияние условий кормления и содержания на здоровье животного.

Практическая работа: Наблюдения за поведением и линькой белки в разные периоды года. Кормление белки.

Дикообраз

Теория. Особенности биологии и содержания дикообраза в зоопарке.

Практическая работа: Наблюдения за особенностями поведения дикообраза. Кормление дикообраза.

Разнообразие грызунов в природе:

Теория. Сурок, суслик, соня, полевка, бобр, капибара. Особенности биологии.

Практическая работа: экскурсия в музей СГУ - Разнообразие грызунов в природе

Практическая работа: Игра «крестики-нолики» - грызуны,  тематический контроль. (Брейн-ринг «Грызуны»_

Ежи

Теория. Биологические особенности ежей. Видовое разнообразие. Ареалы обитания. Условия содержания в неволе. Виды кормов и правила кормления.

Практическая работа: Наблюдение за поведением ежей в условиях зоопарка в зимний период. Викторина «Ежи».

III Птицы (16часов)

Теория. Разнообразие птиц. Слайд-шоу «Птицы». Голоса птиц.

Декоративные птицы. Попугаи:

Теория. Видовое разнообразие отряда попугаев. Продолжительность жизни. Особенности поведения. Микроклимат помещения. Уход за попугаями. Приручение птицы. Обучение разговору. Кормление попугаев. Виды кормов. Использование дикорастущих кормов. Условия содержания и кормления попугаев. Разведение.

Практическая работа: наблюдения за поведением различных видов попугаев в вольерах и дома. 

Канарейки:

Теория. Происхождение канареек. Ареал распространения. Породы канареек. Выставки канареек. Оборудование и инвентарь для содержания канареек. Микроклимат помещения. Уход за канарейками. Пение канареек. Виды кормов. Разведение.

Практическая работа: наблюдения за поведением канареек в вольере. Игра: «Определи птиц по рисункам».

Комнатное содержание лесных птиц:

Теория. Особенности содержания диких птиц в неволе. Разнообразие видов растительноядных и насекомоядных птиц. Ареал обитания. Виды кормов. Заготовка кормов. Выращивание молодняка.

Практическая работа: эк скурсия в орнитологический отдел зоопарка; викторина «В мире птиц».

· Практическая работа: Изготовление кормушек для птиц.

 

IV Обитатели террариума. Амфибии (18 часов)

Теория. Биологические особенности. Виды рептилий, их биологические особенности.

Практическая работа: э кскурсия в террариум. Знакомство с представителями пресмыкающихся – обитателями террариума. Наблюдения за особенностями поведения животных.

Черепахи:

Теория. Черепахи. Видовое разнообразие в природе. Особенности содержания хищных черепах. Сухопутные черепахи. Особенности содержания их в зоопарке и в домашних условия.Оборудование террариума.

Практическая работа: Технология кормления. Наблюдения за передвижением и питанием красноухой черепахи.

Змеи:

Теория. Змеи. Особенности биологии. Обитание в природе и в зоопарке. Содержание и уход.

Практическая работа: Особенности передвижения змей. Наблюдения. поделка из бумаги – змея.

Крокодилы:

Теория. Крокодилы. Гиганты и пигмеи. Особенности содержания в неволе.

Земноводные.

Теория. Земноводные. Отличия от пресмыкающихся. Видовое разнообразие в природе. Содержание в террариуме.

Практическая работа: Игра - викторина «Удивительные пресмыкающиеся».

V Аквариум и его обитатели (4 часа)

Теория. Оборудование и заполнение аквариума. Виды аквариумных растений. Технология посадки. Искусственные растения. Виды аквариумных рыб. Технология кормления аквариумных рыб.

Практическая работа:  Фильм о тропических видах рыб. Изготовление поделки из природного материала «Мой аквариум»

Содержание второго года обучения

 

I Вводное занятие (2 часа)

Теория: Знакомство с программой.Правила техники безопасности при работе с животными.

Практическая работа: Викторина «Загадочные животные». Входящий контроль.

II От динозавров до человека (8 часов)

Теория: Древние вымершие животные. Гиганты и пигмеи в мире животных. Самые большие и самые маленькие животные в зоопарке (среди млекопитающих – домашних, декоративных, хищных зверей; среди птиц, пресмыкающихся.)

Практическая работа: Подбор материала для докладов о примитивных животных. «Первозвери» (ехидна, проехидна, утконос). Работа в Интернете, с литературой. Подготовка материала для презентации «Гиганты и пигмеи в мире животных». Работа с литературой.

Теория: Животные, исчезнувшие по вине человека (Черный список). Красная книга России, РК.

Практическая работа: Подбор материала для презентации «Охраняемые животные РК» в интернете.

Изучение охраняемых животных РК (звери, птицы, насекомые). Работа с Красной книгой РК.

IV Животные и человек (54)

Теория: Животные в мифах, легендах и на службе.

Они нас лечат. Анималотерапия. (Усы, лапы, хвост – наше лекарство). История развития и общие принципы анималотерапии. Кошки и собаки нас лечат (Фелинотерапия).

Практическая работа: Просмотр презентаций «Лечебные способности кошек, собак, мелких грызунов» Изучение лечебного эффекта на декоративных и домашних животных зоопарка.

Теория: Анималотерапия. Аптека в море. Дельфины (Дельфинотерапия). Рыбки нас лечат.

Практическая работа: просмотр видеофильма «Подводный мир», презентации «Лечебные способности рыбок и изучение лечебного эффекта на организм человека.

Теория: Птицы нас лечат (Орнитотерапия). Лошади нас лечат (Иппотерапия).

Практическая работа. Изучение лечебных способностей лошадей. Катание на лошадях.

Теория: Анималотерапия. Пиявки (Гирудотерапия). Насекомые (Инсектотерапия). Змеи нас лечат.

Практическая работа: Экскурсия в центр герудотерапии в Сыктывкаре (например, мед. центр «ВИТА», Клиника новых технологий, Центр традиционной медицины и др.)

Практическая работа: поиск материала для докладов, рефератов по темам..

Теория: Животные нас кормят Молоко и молочные продукты. Их лечебные свойства. От охоты к животноводству. На вкус товарища нет. Меню и религия. «Нетрадиционные продукты питания». Рыба «насущная». Морская столовая. Змеи на первое, второе и третье». Лягушка – «деликатес». Насекомые и их личинки. Презентация «Нетрадиционная пища».

Практическая работа: Экскурсия на молокозавод. Виды молочной продукции, процесс переработки.

Теория: Пчеловодство. Продукты пчеловодства. Пчеловодство в Республике Коми.

Практическая работа Экскурсия на пасеку (по возможности). Общение с пчеловодами республики.

Теория: Они нас одевают. Шкура на плечах. «Мягкое золото». Игра «Найди пару» Работа с коллекцией мехов.

Практическая работа: экскурсия в зоопарк «Пушные звери». Знакомство с пушными зверями зоопарка ГУДО РК «РЦЭО».

Теория: Шелк и его родственники. История шелководства.

Теория: Виды «живого транспорта» в разных странах. Презентация «Животные нас возят».

Теория: Бионика. Животные подсказывают изобретения.

 Практическая работа: работа с литературой над тематическими докладами - Крылья напрокат (насекомые, птицы. «Рыбьи» рекорды (форма тела рыб, китов, кожа дельфинов). Работа в интернете – поиск информации. Учителя сухопутные (гидравлическая система паука, гусеницы и пингвины-вездеходы). Природа – приборостроитель («реактивный» двигатель кальмаров, электронный «глаз жабы», фотокамера и «глаз мухи»).

Теория: «Профессии животных». Архитекторы (птицы, звери и насекомые-строители). Игра – найди пару. Голубиная почта, собаки- поводыри, подрывники.

Пастухи и сторожа (страусы, змеи, гуси). Обезьяны – сборщики урожая.

«Валюта древних». Натуральные краски. Свет от животных.

Практическая работа: Игра «Звёздный час» -Профессии животных.

Теория: Живые барометры. Погода и прогнозы. Птицы – крылатые барометры.

Лесные барометры - млекопитающие. Насекомые синоптики. Жители рек и озёр. Предсказатели стихийных бедствий. Животные – сейсмографы

Практическая работа: наблюдения за синоптическими способностями домашних и декоративных животных (домашние – собаки, козы, овцы, лошади; декоративные, дикие птицы и звери зоопарка). Работа в интернете – поиск информации по теме.

Теория: Живые компасы. Ориентация в природе с помощью животных.

Игра – Крестики-нолики «Животные – барометры и компасы»

  Теория: Животные рядом с нами. Кошки, их разнообразие, породы. Язык кошек. Рассказы о поведении домашних питомцев. Животные и наука. «Памятники животным».

Практическая работа: работа с литературой – поиск материала и составление вопросов для итоговой игры брейн-ринг«Животные в жизни человека»

Практическая работа: Игра– брейн-ринг«Животные в жизни человека»

V Зачетное занятие (2 часа): Тест: «Удивительная жизнь и поведение животных»

Содержание третьего года обучения

 

I Вводное занятие (4часа)

Знакомство с планом работы объединения на год. Техника безопасности при работе с животными. Правила пожарной безопасности.

Практическая работа: Вводный контроль. Викторина «В мире животных»

II От древних рептилий до млекопитающих и человека (12 часов)

Теория: Вымершие животные.

Стеллерова корова – особенности биологии. Эволюционное «древо» зверей. Вершина эволюции млекопитающих – человек. «Примитивные млекопитающие».

Практическая работа: экскурсия в музей геологии палеонтологии

Теория: Фантастические звери-призраки. Латимерия, Несси, Снежный человек. Новые открытия (горные пекари) «Неразгаданные загадки»

Гиганты и пигмеи в мире животных. Игра «Ступени». Самые, самые….в мире животных.

 Практическая работа: работа с литературой по теме – «Рекорды в мире зверей, птиц и насекомых».

III Экологические группы млекопитающих по месту обитания (наземные, подземные, водные, летающие (72 часа)

1. Видовое разнообразие млекопитающих, способы и приспособления к определённому образу жизни. Особенности биологии и поведения. Условия их обитания в природе.

Практическая работа: исследовательская работа с животными. Знакомство с видами исследовательских работ учащихся прошлых лет..

Наземные звери.

Населяющие лес и заросли крупных кустарников:

древеснолазающие. (грызуны: белки, летяги; хищные - древесные медведи (южноазиатские), некоторые куницы; неполнозубые: ленивцы, некоторые муравьеды; лемуры, многие обезьяны).

Практическая работа: исследовательская работа с животными. Работы прошлых лет, просмотр. Обсуждение.

Звери, населяющие лес и заросли крупных кустарников: полудревесные, полуназемные (соболь, черный медведь, бурундук);

Практическая работа: Выбор темы реферата. Постановка цели и задач реферативной работы.

Населяющие лес и заросли крупных кустарников: преимущественно лесные наземные (колонок, росомаха, бурый медведь, олени, лоси, косули).

Практическая работа: Правила работы с компьютером, работа в интернете, поиск материала. Методика составления тематических презентаций

Обитатели открытых пространств. Копытные - крупные травоядные (копытные: бизон, жираф, дикий осел, зебра, газель Томсона, наземные кенгуру)

Практическая работа: Правила работы с компьютером, работа в интернете, поиск материала по темам. Методика составления тематических презентаций

Обитатели открытых пространств. Группа тушканчика - мелкие зверьки (тушканчики, песчанки, кенгуровые крысы (североамериканские), долгоноги (африканские), прыгунчики (африканские), некоторые мелкие австралийские сумчатые).

Практическая работа: работа с интернет источниками по темам для подготовки сообщений.

Обитатели открытых пространств. Группа суслика - мелкой и средней величины грызуны (суслики, сурки, хомяки).

Практическая работа: работа с интернет источниками, литературой по темам для подготовки сообщений.

 Обитающие в различной жизненной обстановке и не имеющие узкой специализации (волк, лисица, барсук, кабан).

Практическая работа: работа с литературой по темам для подготовки сообщений. Методика составления тематических презентаций

Подземные млекопитающие. Высокоспециализированная группа (насекомоядные: кроты; грызуны: слепыш, цокор, слепушонка; многорезцовые: сумчатый крот).

Практическая работа: Тематические доклады – насекомоядные.

Водные звери Полуводные (грызуны: бобр, ондатра, нутрия).

Почти полностью водные (ластоногие: тюлени, моржи).

Полностью водные (китообразные и сирены).

Практическая работа: Тематические доклады, презентации - водные звери.

Летающие звери Рукокрылые (летучие мыши и крыланы).

Практическая работа: Видеофильмы о каждой группе животных, составление презентаций.о представителях летающих зверей.

.

Тест – Экологические группы млекопитающих по месту обитания.

Практическая работа: Тематические доклады – экологические группы млекопитающих

VIII Походы. Экскурсии

·  «По белой тропе» Экскурсия в лес. Следы жизнедеятельности животных.

· Экскурсия в весенний лес «Голоса птиц». Экологические группы птиц.

· Экскурсия по следам жизнедеятельности бобра.

· Экскурсия в Лемское охотхозяйство. Знакомство с промысловыми животными.

· Изучение пластов древних отложений, отпечатков растений и животных(на карьерах -Усть-Куломский р-н).

IX Воспитательная работа

· «Международный день защиты животных». Игра брейн-ринг.

· День птиц – игра «Звездный час»

· Жизнь в экостиле.

· Конкурс фотографий - «Мой нежный и ласковый зверь». 

Учебный план 4 год обучения

№ п/п Т ем а Всего теория практика Форма контроля
I Введение 4 4   Беседа, наблюдения.
II Животные и природная среда 4 4   Наблюдения.
III Растительные формации и животные 24 10 14 Тематические доклады, наблюдения.
IV Животные и их размещение 28 12 16 Беседа, наблюдения.
V Животные мирового океана и континентальных водоемов  18 6 12 Тематические доклады, презентации, наблюдения.
VI Животные и континенты 62 22 40 Тематические доклады, презентации, наблюдения.
VII Островная фауна 24 8 16 Тематические доклады.
VIII Исследовательская  работа   34 10 24 Рефераты. Наблюдения.
IX Экскурсии, экспедиции 18 8 10 Наблюдения
  ИТОГО 216 82 134  

Программа IV года включает изучение видового разнообразия, биологических особенностей, поведения и охраны животных различных континентов и зоогеогафических областей суши, океана и континентальных водоемов.

На практических занятиях учащиеся, используя интернет-ресурсы и литературу находят необходимую информацию о фауне конкретных областей суши и мирового океана, составляют сообщения о животных в виде презентации. Осваивают с методику написания рефератов, как одного из видов учебно-исследовательской работы.

На итоговом занятии представляют тематические рефераты, презентации.

Содержание четвертого года обучения

I Введение (4 часа)

Правила техники безопасности при работе с животными зоопарка. Предмет и задачи зоогеографии; ее место и роль в современной биологии. Основные этапы развития зоогеографии и особенности зоогеографических исследований. Способы изучения истории фауны. История развития зоогеографии. Зоогеография как часть биогеографии.

Понятие о биосфере. Учение о виде, фауне.

II Животные и природная среда (4 часа)

Среда жизни и биологические особенности организмов.

Плотность среды. Масса тела. Форма тела. Органы чувств. Влажность. Покровы тела. Органы дыхания.

Географические законы и некоторые факторы среды.

Температура. Животные стенотермные и эвритермные. Холоднокровные животные. Теплокровные животные.

III Растительные формации и животные (24 часа)

Тундра Тайга. Лиственные леса умеренного пояса

Практическая работа: Обитатели зоны тундры (звери, птицы). Поиск информации в интернете.

Степи. Пустыни

Практическая работа: Обитатели зоны степей (звери, птицы). Поиск информации в интернете.

Субтропическая растительность средиземноморья. Саванна. Тропические леса

Практическая работа: Обитатели зоны субтропиков (звери, птицы). Поиск информации в интернете.

Горы

Практическая работа: Обитатели гор - звери. Поиск информации в интернете.

Практическая работа: Обитатели гор - птицы. Поиск информации в интернете, доклады.

IV Животные и их размещение (28 часов)

Области естественного распространения, ареалы. Реликты и эндемики. Картирование ареалов. Барьеры – климатические (темература - пустыня,тундра) и ландшафтные факторы (горы, острова).

Практическая работа: Работа с литературой и интернетом, сообщений.

Космополитные, или всесветные, ареалы

(кашалот, дельфин, касатка).

Зональные ареалы (у «степняков» - джунгарского хомячка, кузнечика эверсманна, степного таракана и др.

Ареал лапландского подорожника - зона тундры, мохноногого сыча - с таежная зона). Работа с литературой и интернетом

Расселение животных.

Практическая работа: способы расселения птиц и летучих мышей, расселение пресмыкающихся и плавающих животных.

Теория исчезнувших материков (Гондвана, Атлантида, Лемурия). Презентация.

Из истории животного мира. Развитие органического мира на Земле. Эры и периоды. Характеристика. Презентация.

Практическая работа: древние морские рептилии – обитатели мезозойской эры, древние наземные рептилии – обитатели мезозойской эры. Изучение окаменелостей.

Старый свет (Евразия, Африка). Новый свет (Северная Америка. Южная Америка. Австралия).

Практическая работа: представители фауны старого и нового света, Составление тематических презентаций,

V Животные мирового океана и континентальных водоемов (18 часов)

Теория: Разделение Мирового океана на области и подобласти. Изучение областей на карте.

Фаунистическое расчленение литорали

Границы, экологическая характеристика и характерные представители фауны регионов: Бореального (Арктическая; Борео-Пацифическая; Борео-Атлантическая области); Тропического (Индо-Пацифической, Тропико-Атлантической_обл.) и

Антибореального (Антарктическая область; Антибореальная обл.).

Практическая работа: фауна, особенности распространения и поведения обитателей литорали тропического региона, бореального и антибореального региона. Представление индивидуальных презентаций о представителях литорали.

Теория: Фаунистическое расчленение пелагиали..

Презентация «Фауна Тропического, Бореального и Антибореального регионов». Изучение представителей фауны различных районов пелагиали.

Теория: Зоогеографическое районирование континентальных водоемов 6ч.

Деление на области (9) и подобласти. Общая характеристика фауны.

Практическая работа: характеристика некоторых представителей фауны палеарктической, Понто-Каспийской солоноватоводной и Байкальской областей. Тематические доклады.

Характеристика представителей фауны Сино-Индийской, Эфиопской, Танганьикской; Неарктической, Неотропической, Австралийской областей. Представление мини презентаций по темам.

VI Животные и континенты (62 часов)

Принципы зоогеографического районирования (систематический, исторический и эволюционный). Расчленение суши на зоогеографические царства (Нотогея, Неогея, Палеогея, Арктогея) и их краткая характеристика.

Практическая работа: характеристика некоторых представителей фауны различных областей.

Палеотропическое царство

Эфиопская область. Границы и физико-географическая характеристика. Экологическая характеристика и главнейшие особенности фауны. Обзор основных групп животных и их распределение.

Практическая работа: характеристика некоторых представителей млекопитающих и птиц и Эфиопской области.

Подразделение Эфиопской области на Западно-Африканскую, Восточно-Африканскую, Капскую и Мадагаскарскую подобласти и краткая характеристика их фауны.

Практическая работа: Выбор темы реферата для итогового занятия. Постановка цели и составление плана реферата.

Восточная, или Индо-Мал



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.238.107 (0.012 с.)