История становления социального государства в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История становления социального государства в России



Глава 1

ПФР

Пенсионная система считается главной вещью и основой в социальной политике во всех странах мира. Есть несколько видов пенсий и основной в России считается — страховая по старости (трудовая). Именно в этом виде пенсии человек выходит на нее при достяжении определенного возраста и времени работы. Формируется она за счет работодателей. Работодатели обязаны ежемесячно выплачивать 22 % от официальной зарплаты работника, эти деньги и идут на обеспечение пенсионной системы.

Существуют несколько основных видов пенсионной системы. Во-первых, это солидарная система: деньги, которые выплачиваются за работника идут на нынешних пенсионеров. Расчет здесь делается на то, что поколение работающих оплачивает пенсии поколения пенсионеров.

Также существуют еще накопительная пенсия. Из названия пенсии «накопительной» становится ясно, что средства формируются на индивидуальных счетах. То есть в отличие от солидарной системы отчисления работодателя попадают не в общий «котел», а на личный счет работника. Эти счета ведет Пенсионный фонд через частные управляющие компании или государственную - Внешэкономбанк или негосударственные пенсионные фонды. На эти деньги покупаются ценные бумаги и тем самым работает на нашу экономику и мы с них получаем процент. По новому закону теперь без потери инвестиционного дохода управляющего можно меня раз в 5 лет, иначе вы потеряете свои инвестдоходы.

Существует также смешанная пенсионная система, которая комбинирует принципы накопительного и солидарного подходов. Именно таким образом устроенна пенсионная система России. Из 22 % отчисления на работника 16% идут на его гарантированную страховую пенсию, а 6% процентов являются накопительной частью.

Последний вид это госпенсия. Он рассчитан на людей, которые были на гражданской или военной службе. А также нетрудоспособные граждане, но не все.

Как же формируется основной размер пособия? За счет фиксированный выплаты и страховой пенсии. Страховая пенсия в свою очередь от стажа и баллов, которые копились на протяжении работы. Сейчас минимальный страховой стаж 9 лет, а к 2024 он достигнет 15 лет. Также вырастит количество баллов с 13 до 30. И тогда человек при достижение определенного возраста получает право на получение страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней (4982,9 руб.) А если баллы не набрал, то имеешь право только на социальную пенсию. Она меньше чем в страховой. Баллы рассчитываются исходя из установленных в законе предельных выплат. Больше всего баллов может получить тот, у кого большие белые зарплаты(до 10 баллов). Это примерно 85 тысяч рублей и больше. Если ваша зарплата меньше, то соответственно и баллов меньше. Рассчитать все это несложно, надо будет умножить кол-во баллов на стоимость баллов(81,49руб).Каждый год индексируется государством.

Таким образом система пенсионного обеспечения достаточно сложным образом устроена, и уже многие годы государство предпринимает попытки ее реформировать с тем, чтобы допиться большей эффективности. Пенсионное страхование является возможно наиболее важной для людей частью социального государства. Это показывается и тем, что пенсионная реформа(в том числе и недавнее повышение пенсионного возраста) наиболее остро воспринимается обществом.

 

 

ОМС

С недавних пор в России прошел ряд значительных нововведений и реформ об официальном медицинском страховании. Для чего нужно ОМС? Ответ на этот вопрос совершенно очевиден. Система обязательного медицинского страхования создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации.

Что же принесла россиянам модернизация системы ОМС?Для начала надо рассказать что вообще представляет из себя эта система. Она была введена в 90-е годы с целью спасти здравоохранения в условиях сокращения бесплатной медпомощи. И с этими задачами они справились, но на смену старых пришли новые, которые и стали главными задачами ОМС- это модернизация медицинской отрасли, внедрение и обеспечение широкой доступности новых технологий лечения, переход от медицинской помощи преимущественно в экстренных ситуациях к сохранению здоровья, профилактике заболеваний и предотвращению развития тяжелых форм опасных болезней. За счет минздрава сегодня проводятся диспансеризации населения и оплачивания дорогих операций, но это в очень редких случаях.

Также совершенствуется сам порядок работы ОМС то есть создаются новые системы оплаты, контроля честности, качества работы, защиты прав застрахованных. Был введен полис, который дает возможность получить мед услуги совершенно бесплатно. Также наше граждане получили возможность самим выбирать поликлинику и страховую медицинскую организацию.

Как же работает ОМС? Есть три главных аспекта: учет застрахованных и выдача полиса, профессиональная поддержка пациентов и оплата медицинских услуг.

Учет застрахованных и выдача полиса подразумевает

ФСС

Фонд социального страхования — это государственный внебюджетный фонд, созданный для обеспечения социальной защиты граждан РФ в 1991 году. Фонд осуществляет социальное страхование российских граждан, только работающих по найму. А лица работающие на себя и военнослужащие не подлежат соц.страхованию. Какие же основные задачи ФСС? Это выплата социальных пособий; выплаты по производственному травматизму и профзаболеваниям;социальное страхование некоторых категорий граждан;обеспечение льготными путёвками;обеспечение инвалидов протезами и др.;компенсация инвалидам на содержание собак-проводников;доплата за диспансеризацию;оплата родовых сертификатов;выплаты на погребение умерших застрахованных лиц и пр.

Данная организация не зависит не от кого, она полностью автономна и имеет постоянный источник денежных средств в бюджет. Как работает фонд? Раньше всю деятельность по назначению и выплате пособий осуществлял работодатель, а фонд же только контролировал всю эту деятельность. Но сейчас же все те функции работодателя перешли самому фонду и все выплаты производит за свои деньги. Таким образом была снята нагрузка с предприятия, которое только переводит взносы. Теперь Предприятие осуществляет выплаты только за первые три дня больничного.

 

2.3 Социальное обеспечение в сфере поддержки материнства, малоимущих.

7 статья конституции РФ прямо указывает на поддержку материнства в качестве важнейших социальных обязательств в Российской Федерации. Формы этой поддержки многообразны, мы остановимся лишь на нескольких примерах.

Что касается поддержки материнства, то главная формой этой поддержки является, гарантированный Российскими законами отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком. Эти два вида отпуска, установленные Трудовым кодексом, часто называются в народе декретным отпуском и этой пользуются подавляющие большинство женщин России, готовящихся стать матерью.

Так, статья 255 ТК РФ гарантирует отпуск по беременности и родам продолжительностью 140 дней (70 дней до родов и 70 дней — после).[6] Кроме того по заявлению женщины после окончания отпуска по беременности она может уйти в отпуск по уходу за ребенком до того момента, пока ему не исполнится три года.[7] Закон гарантирует, что на это время за женщиной сохраняется место и должность. Правда, если отпуск по беременности и родам оплачивается в размере средней заработной платы из Фонда социального страхования, отпуск по уходу за ребенком таким образом не оплачивается, что ограничивает возможность его применения.

С 2007 года важнейшей формой поддержки российских семей с детьми является программа так называемого материнского капитала, она заключается в предоставлении сертификата на некоторую сумму (250 тыс. в начале программы, в 2007 г.; 450 тыс. - в 2017 г.) на рождение второго и каждого последующего ребенка.

Согласно законодательству, право на материнский капитал имеют:

  • женщина, имеющая гражданство РФ, родившая (усыновившая) второго или последующих детей начиная с 1 января 2007 года.

· мужчина, имеющий гражданство РФ, являющийся единственным усыновителем второго или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;

· отец (усыновитель) ребёнка независимо от наличия гражданства РФ в случае прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки женщины, родившей (усыновившей) детей, вследствие, например, смерти, лишения родительских прав в отношении ребёнка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала, совершения в отношении ребёнка (детей) умышленного преступления

· несовершеннолетний ребёнок (дети в равных долях) или учащийся по очной форме обучения ребёнок до достижения им 23-летнего возраста, при прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем (усыновителем)

Этот капитал, однако, не может быть потрачен на любые цели. Закон четко устанавливает цели расходования материнского капитала:

  • улучшение жилищных условий
  • получение образования

· Социальная адаптация и интеграция в общество детей-инвалидов

· Пенсионное накопление матери.

За годы существования программы на нее были потрачены значительные суммы. Эти выплаты осуществляет Пенсионный фонд России, который согласно собственным отчетам осуществил выплаты в следующим размере[8]:

Год Объем израсход. Денег (в млрд. рублей)
2010 97,1
2011 171,3
2012   212,4
2013 237
2014 270,7
2015 329
2016 365
2017 312

 

Важной формой поддержке малоимущих является в РФ право на жилище, гарантированно 40 ст. конституции РФ.

Статья 40 конституции РФ предполагает гарантированное обеспечение граждан России быть обеспеченными постоянным жильем. Также возможность стабильного пользования имеющимся жильем, неприкосновенность жилища, право на улучшение жилищных условий и обеспечение для проживающих в жилых домах, жилых помещениях здоровой и безопасной среды обитания.

Конституции РФ предусматривает, что органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии со статьёй 2 Жилищного кодекса Российской Федерации право граждан на жилище обеспечивается развитие рынка недвижимости в жилищной сфере, использование бюджетных средств и средств людей готовых профинансировать улучшении жилищных условий граждан.

Но при всем этом надо понимать, что Конституция Российской Федерации и действующее законодательство не закрепляют обязанность государства обеспечивать жильем всех граждан. Граждане вправе покупать, арендовать,менять, строить самому или с привлечением подрядных организаций жилье.

Так к тоже может получить жилье от государства- это те категории граждан, которые указаны в законе, например, малоимущие. Им жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Предоставление жилья этим группам осуществляется по договорам социального найма.

Но что же гарантирует, что это жилье у вас не заберут? Гарантом является конституция, в которой указано, что не допускается произвольное лишение. Но все же вы можете его лишиться в некоторых случаях, установленных законом или в судебном порядке.

Глава 3.

Выводы по проекту

Первое на что обращают внимание результаты опроса, это то, что почти 10 % не знакомы с содержанием понятия социальное государство. Я связываю это с молодостью и соответственно пока недостаточным уровнем образования у той аудитории у которой проводился опрос. Причем я полагаю, что значительная часть тех, кто не знаком с этим понятием, располагается ближе к первой из указанных возрастных границ аудитории (16 – 35 лет).

Главный вывод который мы можем сделать на основании своего исследования это то что наши респонденты совершенно не удовлетворенны реализацией 7ст. Конституции РФ.

Ровно половина респондентов вообще не считают современную Россию социальным гос-вом, полагая таким образом, что 7ст. Конституции имеет декларативный характер Как показывает опрос среди второй части респондентов, согласившимся со существованием социального государства в России почти 91% не удовлетворен его состоянием.

Вопрос по поводу направлений усиления мер социальной поддержки выявил с одной стороны слабые места Российского социального государства (по мнению респондентов), а с другой позволил получить данные о приоритете людей в этом вопросе.

Мне кажется, что первое место ответа «увеличить доступность качественной медицины» представляет собой достаточно неожиданный результат, учитывая возраст аудитории опроса, так как эта демографическая группа сравнительно нечасто обращается за медицинской помощью. Мне кажется это можно объяснить тем, что среди современной молодежи ценности здоровья являются достаточно широко распространенными.

Обращает внимание также, что проблема сферы образования являются довольно острыми для участников опроса. Учитывая возраст аудитории сферы образования, а значит и его проблемы неплохо знакомы аудитории. Приоритетность проблемы образования показывают также, что молодежь прекрасно осознаёт значимость инвестиций в собственное образование.

Недавно в России был повышен пенсионный возраст, примечательно, что проблема пенсионного возраста не вошла в тройку наиболее популярных ответов по возможным мерам усиления социальной поддержки. Я считаю, что здесь сказался возраст аудитории для которой выход на пенсию это слишком далекая перспектива, что бы напрямую ее волновать. Но при этом проблема увеличения пенсии волнует уже сейчас. Можно предположить, что в этом вопросе сказывается знакомство с финансовой стороной жизни пенсионера, основанная на жизни пенсионера. Из личного опыта знаю, что именно эта возрастная категория является наиболее активной в плане путешествия по миру. Возможно знакомство с уровнем жизни пенсионеров из развитых стран создает определенный контраст, который повлиял на то, что вопрос о размере пенсии оказался в числе приоритетов данной возрастной группы.

Я думаю, что прежде чем предпринимать какие-либо существенные меры в области медицины и образования целесообразно было бы выяснить мнение профессиональных сообществ. Соответственно, могли бы быть созваны Всероссийские съезды учителей и медиков, которые и должны были выработать программу действий. Но, по-моему мнению, государство могло бы предпринять следующие действия для повышения качества своей социальной политики и, соответственно, образа российского социального государства в глазах граждан:

Реформа пенсионной системы

А) Повысить прозрачность механизма пенсионных накоплений и выплат

Б) Ограничить практику раннего выхода на льготную пенсию (особенно для представителей силовых структур и военных)

В) Вывод части рынка труда из теневого сектора, что позволит увеличить отчисления в пенсионный фонд

Г) Развитие сектора индивидуального пенсионного страхования

Список литературы

1) Всеобщая декларация прав человека. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (Дата обращения 20.01. 2019).

2) Конституция РФ. URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm (Дата обращения 26.01.2019).

3) Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (Дата обращения — 26.01.2019).

4) Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34419/438a778ebef28f912d8e67d9c28150458c677ecb/ (Дата обращения- 26.01.2019)

5) Ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/811cf203f0728b302646e28f490eedc3d3d20cd0/ (Дата обращения- 26.01.2019)

6) Статья 255 ТК РФ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/dee45bc06a23ff585430585ef34c8124f5d89120/ (Дата обращения — 26.01.2019)

7) Сухова С. Фонд или собес? // Огонек. 2018. № 25. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3675252 (Дата обращения — 26.01.2019)

8) Г. Ю. Канарш Социальное государство в России: история и современность // Знание. Понимание. Умение 2018 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-gosudarstvo-v-rossii-istoriya-i-sovremennost-1 (Дата обращения — 26.01.2019)


[1]Всеобщая декларация прав человека. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (Дата обращения ­ 20.01. 2019).

[2] Конституция РФ. URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm (Дата обращения ­ 26.01.2019).

[3] Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (Дата обращения — 26.01.2019).

[4]Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34419/438a778ebef28f912d8e67d9c28150458c677ecb/

[5] Ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/811cf203f0728b302646e28f490eedc3d3d20cd0/

[6] Статья 255 ТК РФ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/dee45bc06a23ff585430585ef34c8124f5d89120/. Дата обращения — 3 марта 2019.

[7] Статья 256 ТК РФ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/7f9229768de994c7e169c7fba268283a6b08e71d/. Дата обращения — 3 марта 2019 года.

[8] Сухова С. Фонд или собес? // Огонек. 2018. № 25. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3675252. Дата обращения — 3 марта 2019.

[9] Федеральная служба государственной статистики. Положение инвалидов. URL: https://www.gks.ru/folder/13964 Дата обращения- 10.04.2020.

[10] Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год. URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2019/09/main/2018_god.pdf. Дата обращения — 20.03.2020. С. 30-32.

[11] URL: https://m.minfin.ru/ru/document/?id_38=124804-spravka_po_ispolneniyu_konsolidirovannykh_byudzhetov_subektov_rossiiskoi_federatsii_na_1_sentyabrya_2018_goda. Дата обращения — 20.03.2020

Глава 1

История становления социального государства в России

Россию ожидал совсем нелегкий путь построения социального государства, и она столкнулась со множеством проблем на пути его развития.Более менее социальным государством Россия начала становится совсем недавно, в течении 20 последних лет она сделала огромный шаг вперед в такой сложной области. Но в какой же период существования нашего государства началось складываться социальное государство и с чем это было связанно?

Социально-экономическое развитие России началось в XIX в. и первом десятилетии XX в. по основным параметрам оно совпадало с тенденциями и уровнем научно-технического и экономического прогресса развитых мировых держав. Основное изменение в социальной политике было связано с изменением роли человека на производстве и соответствующим принятием государством на себя новых социальных функций. Все это проходило в одно время с другими развитыми странами того времени.

К концу XIX в. государственная финансовая поддержка впервые начинает приобретать систематический регулярный характер и на место приказов общественного презрения приходят земские и городские учреждения. В это время принимаются законы, регулирующие условия труда малолетних, женщин, фабричных рабочих, об охране труда; вводится институт фабричных инспекций, разрешавших трудовые споры и контролирующих условия и оплату труда. Принимается закон о медицинском страховании промышленных рабочих, закон о компенсации ущерба от несчастных случаев на фабричном производстве и рудниках, закон о компенсации общей нетрудоспособности, производственной инвалидности и материнства и многие другие. Вот это был огромный шаг вперед того времени, это было начало нормальных социальных гарантий от государства. Но все попытки царского правительства улучшить социальную ситуацию в стране перечеркнула Первая мировая война, и последовавшие за ней февральская и октябрьская революции семнадцатого года создали трудности на пути к становлению основ и компонентов социального государства. После наше государство перешло к социализму и плановой экономике. И так как при советской власти наше государство оказалось под гнетом диктатуры,и интересы государства ставились выше интересов граждан, то социальная политика была не так важна в то время.В условиях функционирования плановой экономики и авторитарного режима власти социальная политика основывалась лишь на остаточном принципе финансирования. При этом не могли сложится условия для становления современного социального государства. Все равно в период советской власти уровень образования, жизни, здравоохранения, жилищных условий,но необходимых условий для развития социального государства так и не сложилось.

Но модернизация страны шла сверху и поэтому государство закрывало глаза на интересы граждан ради развития общества. Иногда государственные меры сопровождались страданием людей и жертвами. В большинстве ситуаций мнение граждан вовсе не учитывалось. Но несмотря на это все было заложено чувство солидарности, который свойствен демократическому социальному государству. Под этим словом предполагается, что распределение всех благ должно быть справедливо, примерно одинаковые условия труда и жизни, также развитие образования, здравоохранения и жилищных условий.Государство о духовном и нравственном развитие людей, серьезно занималось просвещением. Но не допуская вольностей, и не позволяло отклоняться от идеологии, культура была скованна цензурой, а политическая воля граждан быстро пресекалась. И так было практически всегда на протяжении всего времени СССР. Но в конце 80-ых годов произошли крупные изменения в советском обществе. Так называемая «перестройка» привела к модернизации России во второй половине 1991 года. Во время перестройки обострился и углубился кризис советского общества. Противоречия в обществе и во власти привели к разложению целостности советского общества, подготовивший переход к новому периоду в 1991 году. Именно с этого периода термин «социальное государство» стал изучаться отечественными учеными и стал очень популярен среди политиков.

Россия принялась за демократизацию общества и создание правового государства. В этот период у многих политических партий в их программах были отражены принципы социального государства. И в итоге, положение о социальном государстве было закреплено в 7 статье новой Конституции Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года. В ней Российская федерация провозглашается «социальным государством», политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и много других социальных норм. Принятия новой и первой Конституции 12 декабря 1993 года можно считать началом развития «социального государства» в России. После закрепления ценностей социального государства в Основном Законе страны началось постепенное формирование постепенной социальной ориентации хозяйственного прогресса, развитием политической демократии, становлением элементов правовой государственности, гражданского общества и другими преобразованиями. Именно в 7 статье Конституции РФ прописано, что главная задача Российской федерации, как социального государства - достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование. Социальное государство в том понимании, которое вкладывает в него Конституция РФ, должно стремиться лишь к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот.

На данный момент в России проводится активная социальная политика. И из бюджеты страны выделяются огромные деньги для реализации того, что прописано в Конституции. За годы существования Российской федерации принято множество законов, создавших нормативно правовую базу российского социального государства. К ее рассмотрение мы и перейдем.


Глава 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.033 с.)