Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ключ для I, П, III показателей мотивацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбирать 2 варианта ответов. Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. I, II, III показатели мотивации по сумме баллов выявляют итоговый уровень мотивации. По оценочной таблице можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (I, II, III) и итоговый уровень мотивации старшеклассников. Таблица 8 Оценочная таблица
Выделяются следующие итоговые уровни мотивации школьников на момент окончания 11-го класса: I - очень высокий уровень мотивации учения; II - высокий уровень мотивации учения; III- нормальный (средний) уровень мотивации учения; Y - низкий уровень мотивации учения. Кроме того, уровни мотивации по I блоку показывают, насколько сильным для школьника является личностный смысл учения. Уровни мотивации по II блоку свидетельствуют о степени сформированности у учащихся способности к целеполаганию. Анализ данных по каждому из этих показателей мотивации позволит сделать вывод об эффективности педагогической работы по формированию личностного смысла учения и способности к целеполаганию, а также сформулировать соответствующие коррекционно-развивающие задачи. III блок анкеты выявляет направленность мотивации на познавательную или социальную сферы, что позволит сделать выводы о преобладании тех или иных мотивов учения. Приложение 1 Методика «Неоконченные предложения» Цель: определение направленности интересов школьников Оборудование: индивидуальные бланки для испытуемых с напечатанными незаконченными предложениями: Ход работы: Учащегося просят закончить начатые предложения так, как он считает нужным. При фронтальном проведении методики у каждого испытуемого должен быть свой бланк, который пронумерован тем числом, под которым фамилия ребёнка стоит в журнале (№ написан на обратной стороне листа). Бланки раздаются заранее.
1. Весёлый урок – это … 2. Возможность пообщаться на уроке с одноклассниками… 3. Я думаю, что отметка… 4. Урок должен быть… 5. Для меня выбор будущей профессии…. 6. Я не хочу, чтобы в школе… 7. Меня волнует, что… 8. Часто мечтаю о том, чтобы… 9. Мои интересы связаны… 10. Я бы хотел(а)… Обработка: Первые 5 предложений имеют заданную направленность выражаемых интересов: 1 – э моциональный (бессодержательный), 2 – с оциальный, 3 – направленность на личные д остижения, 4 – у чебный (познавательный), 5 – пр офессиональный. Последующие 5 предложений не имеют однозначной направленности, её должен определить сам испытуемый, заканчивая предложения.
Приложение 2
Методы исследования познавательных особенностей Методы исследования памяти Задание 1. Исследование преобладающего типа запоминания Цель исследования: выявить преобладающий объем памяти при разных типах предъявления словесного материала. Материал и оборудование: четыре набора слов, выражающих конкретные понятия, один из наборов выполнен на отдельных карточках, четыре небольших листа бумаги для записи и ручка, секундомер. Процедура исследования Преобладающий тип памяти устанавливают методом по-разному предъявленных слов. Исследование состоит из четырех опытов. В первом опыте слова для запоминания предъявляют на слух. Во втором – зрительно, причем каждое слово должно быть четко записано на отдельной карточке. В третьем опыте используют моторно-слуховую форму предъявления и в четвертом – комбинированную, которая сочетает в себе слуховое, зрительное и моторное восприятие материала. Чтобы не было перегрузки при определении памяти, для каждого опыта достаточно подготовить ряд из 10 слов. Опыт №1 Экспериментатор четко с интервалом 3 секунды читает испытуемому слова для запоминания. Чтение слов предваряется инструкцией. Инструкция испытуемому: "Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и запоминайте. После паузы, когда скажу: "Пишите!", на листе бумаги запишите то, что Вы запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать". Слова для запоминания в первом опыте: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, воробей. После паузы в 10 секунд дается команда "Пишите!" Опыт №2 Второй опыт можно проводить через 5 минут после окончания первого опыта. В этом опыте экспериментатор последовательно предъявляет испытуемому слова, написанные на отдельных карточках. Экспозиция каждого слова должна соответствовать длительности чтения слова первого опыта, интервал между словами тот же, то есть 3 секунды. Инструкция испытуемому: "Я буду показывать Вам карточки с написанными на них словами. Внимательно читайте их и запоминайте. По сигналу "Пишите!", на листе бумаги запишите то, что запомните. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать". Слова для запоминания во втором опыте: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, орех, сковорода, утка, молния. После чтения десятого слога до сигнала "Пишите!" пауза длится 10 секунд. Опыт №3 Третий опыт, аналогично второму, проводят после 5 – минутного перерыва. Испытуемому предлагается слушать слова и прописывать их ручкой в воздухе, чтобы обеспечить моторную форму восприятия материала. Интервал между читаемыми словами 3 секунды, а скорость чтения та же, что и в первом опыте. Инструкция испытуемому: "Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и в воздухе ручкой "прописывайте" их и запоминайте. По сигналу "Пишите!" на листе бумаги запишите то, что запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать, "прописывать" слова и запоминать". Слова для запоминания в третьем опыте: пароход, слива, линейка, лето, фонарь, река, гром, ягода, тарелка, гусь. Пауза перед сигналом "Пишите!" в третьем опыте выдерживается 10 секунд. Опыт №4 Спустя 10 минут после третьего опыта проводят опыт четвертый. Темп чтения экспериментатором слов и паузы между словами остаются теми же, что и в предыдущих опытах. Чтобы обеспечить комбинированный тип восприятия материала, испытуемому не только читают слова, но и предлагают вслед за чтением записывать их на отдельном листе, а после записи последнего десятого слова лист переворачивают и по сигналу "Пишите!" на обратной стороне он может воспроизвести запомненное. Инструкция испытуемому: "Я буду читать Вам слова. Вы их на этом листе записывайте и запоминайте. После чтения последнего слова, лист переверните и по моему сигналу "Пишите!" запишите на оборотной стороне то, что запомнили. Приготовьтесь слушать, записывать и запоминать". Слова для запоминания в четвертом опыте: поезд, вишня, тетрадь, осень, люстра, поляна, гроза, гриб, чашка, курица. Сигнал "Пишите!" дается, как и во всех предыдущих случаях через 10 секунд. Обработка и анализ результатов Показателем объема памяти в этих опытах является количество правильно воспроизведенных слов. Данные заносятся в таблицу. Таблица 9
Преобладающий тип памяти при разных типах предъявления словесного материала определяют путем сравнения количества правильно воспроизведенных слов в каждом из четырех опытов. Можно подсчитать коэффициент типа памяти (С): С= а/10, где а – количество правильно воспроизведенных слов. Чем ближе коэффициент к единице, тем лучше развит данный вид памяти. Нормальным объемом непосредственной памяти следует считать запоминание 5-9 слов. Если в каком-либо опыте испытуемый запомнил 10 слов, значит, он использовал какую-то систему средств, о которой желательно узнать из самоотчета и наблюдений. Ведущий тип памяти связан с соответствующей репрезентативной системой представлений человека. Ее выявление поможет сделать многоплановые рекомендации испытуемому, особенно в плане запоминания им наиболее значимой информации.
Задание 2. Исследование объема кратковременной памяти с помощью методики «Десять слов» Цель исследования: определить объем кратковременной памяти. Материал и оборудование: тестовый бланк, карандаш; стимульным материалом служит набор из 10 коротких (двусложных и односложных слов) Процедура исследования. Исследование проводится как индивидуально, так и в группе студентов. Всего в исследовании пять проб. Шестая проводится через час для определения объема долговременной памяти. Экспериментатор диктует слова. Испытуемые должны их записывать. При каждой новой серии ранее записанное прикрывается чистым листом бумаги. Материал для запоминания: 1. Дом. 2. Кот. 3. Ночь. 4. Хлеб. 5. Брат. 6. Лес. 7. Мост. 8. Окно. 9. Игла. 10. Урок. Инструкция испытуемым: «Сейчас я прочту 10 слов. Ваша задача – запомнить их и воспроизвести после прочтения на бумаге. Записывать можно в любом порядке, порядок роли не играет» (с детьми лучше эту методику проводить индивидуально и устно). Продолжение инструкции: Закройте написанное чистым листом бумаги. Сейчас я снова прочту те же самые слова, а вы опять должны их запомнить и после окончания прочтения записать. Причем это будут и те слова, которые вы уже записывали и может быть те, которые в первый раз вы не запомнили. Слова записываются в любом порядке. Всего проводится пять проб. Продолжение инструкции: (проводится через час после окончания пятой пробы). Не заглядывая в записи, вспомните слова, которые заучивали в начале занятия и запишите их. Обработка результатов. Подсчитываются результаты каждой серии. По результатам строится график, показывающий динамику кратковременного запоминания. 1. Объем кратковременного запоминания подсчитывается по формуле: Y = 10 * а1 / 100%, где а1 – количество слов, воспроизведенных после однократного прослушивания. 2. Динамика заучивания слов. Установлено, что у здоровых взрослых людей и детей школьного возраста динамика запоми-нания носит примерно такой характер: 5 –7 – 9 или 6 – 8 – 9, или 7- 9 - 10 и т.п. Важно, что примерно к третьему повторению запоминание удерживается на уровне 9 – 10 слов. Динамика более низкого уровня 4 – 4 – 5 – 6 и т.п.. Отсутствие нарастания числа слов свидетельствует о плохой памяти или низкой активности испытуемого. У детей - олигофренов запоминание имеет характер «плато», т.е. не развивается (2 – 2 – 3 – 3 – 2). Параболический характер кривой заучивания (5 – 7 – 10 – 7 – 5) указывает на быструю истощаемость внимания. Зигзагообразная кривая заучивания свидетельствует о неустойчивости внимания, его колебаниях. 3. Эффективность сохранения материала (долговременная память). Расчет долговременной памяти проводится по формуле: d D = а5 * 100%, где d – число удержанных в памяти слов спустя час после эксперимента, а5 – число слов, воспроизведенных после повторения пятого ряда. Анализ результатов. При анализе графиков участников эксперимента обращается внимание, во-первых, на индивидуальные особенности запоминания, а, во-вторых, на некоторые закономерности памяти (связанные с характером мнемической активности, утомляемостью, работоспособностью и др.).
Задание 3. «Определение коэффициента логической и механической памяти»
Методика применяется для определения уровня развития логической и механической памяти. Вводится специальный коэффициент - К. К1 -коэффициент логической памяти, К2 - коэффициент механической памяти. Коэффициенты К1 и К2 находятся в интервале от 0, когда ребенок не запомнил ни одного слова, до 1, когда ребенок полностью справился с заданием. Процедура проведения исследования: ребенку зачитываются 10 пар слов задания 1 (интервал между парой 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 15 с.), а ребенок записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.
Аналогичная работа проводится со словами задания 2.
Слова к заданию 2: Жук - кресло Рыба – пожар Спица - сестра Шляпа - пчела Ботинки — самовар Мухомор - диван Компас — клей Графин - брать Спичка - обувь Терка - идет
Обработка результатов. Результаты исследования необходимо представить в виде таблицы. Таблица 10
Объем логической памяти: К1 = В1 / А1, где К1 - коэффициент логической памяти, В1- количество запомнившихся слов из первого ряда, А1- количество слов первого ряда. Аналогично подсчитывается К2 - объем механической памяти, определяемый по 2-му заданию.
1.Методика «Исключение понятий» Цель: исследование способности классификации и анализу. Процедура исследования: обследуемым предлагается бланк с 17 рядами слов. В каждом ряду 4 слова объединены общим родовым понятием, а пятое к нему не относится. За 3 минуты обследуемые должны найти эти слова и вычеркнуть их. Инструкция. В каждом вопросе четыре слова объединены общим родовым понятием, пятое к нему не относится. За 3 минуты вы должны найти эти слова и отметить их. Итак, исключите слова не относящееся к ряду. 1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр. 2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий. 3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо. 4. Лист, почва, кора, чешуя, сук. 5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать. 6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый. 7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога. 8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах. 9. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача. 10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение. 11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша. 12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный. 13. Хата, шалаш, дым, хлев, будка. 14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень. 15. Секунда, час, год, вечер, неделя. 16. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный. 17. Карандаш, ручка, маркер, фломастер, чернила. Ключ. Правильные ответы выделены 1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр. 2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий. 3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо. 4. Лист, почва, кора, чешуя, сук. 5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать. 6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый. 7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога. 8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах. 9. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача. 10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение. 11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша. 12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный. 13. Хата, шалаш, дым, хлев, будка. 14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень. 15. Секунда, час, год, вечер, неделя. 16. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный. 17. Карандаш, ручка, маркер, фломастер, чернила. Обработка результатов и интерпретация. 1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова). За каждое верно выбранное слово присваивается 1 балл. 2. Оценить уровень способностей к классификации и анализу: 0-10 баллов - низкий уровень способностей к классификации и анализу. 11-14 баллов - средний уровень способностей к классификации и анализу. 15-17 баллов - высокий уровень способностей к классификации и анализу. 3. Определить, какие допущены ошибки. В заданиях, которые вызвали затруднение необходимо обратить внимание на характер обобщения, т.е. на основании каких признаков (функциональных или конкретных) было выделено понятие.
2. Методика «Сложные аналогии» Цель: Методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначена для испытуемых подросткового, юношеского возраста и взрослых. Процедура исследования: методика состоит из двух этапов. Вначале испытуемым предлагают специальный верхний раздел бланка, где перечисляются 6 типов разных связей между понятиями, и предлагают самостоятельно или, в крайнем случае, с помощью экспериментатора определить эти связи. Если испытуемый оказывается не в состоянии выполнить эту часть задания, дальнейшее проведение эксперимента не имеет смысла. В случае положительного результата переходят ко 2-й части методики. Испытуемым предъявляются 20 пар понятий, рядом с которыми расположен буквенный ряд от А до Е по количеству определяемых связей. Задача испытуемого состоит в выборе правильной буквы, обозначающей один из 6 типов связей. Инструкция: На бланке перед вами 20 пар слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «шифр». Вы должны во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «шифр». И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «шифр» аналогу. Время выполнения задания - 3 мин. Материал к методике: Шифр А Овца - стадо (часть – целое), Б Малина - ягода (род – вид), В Море - океан (степень), Г Свет - темнота (антонимы) Д Отравление - смерть (причина – следствие) Е Враг - неприятель (синонимы)
1. Испуг - бегство АБВГДЕ 2. Физика - наука АБВГДЕ 3. Правильно - верно АБВГДЕ 4. Грядка - огород АБВГДЕ 5. Пара - два АБВГДЕ 6. Слово - фраза АБВГДЕ 7. Бодрый - вялый АБВГДЕ 8. Свобода - воля АБВГДЕ 9. Страна - город АБВГДЕ 10. Похвала - брань АБВГДЕ 11. Месть - поджег АБВГДЕ 12. Десять - число АБВГДЕ 13. Плакать - реветь АБВГДЕ 14. Глава - роман АБВГДЕ 15. Покой - движение АБВГДЕ 16. Смелость - геройство АБВГДЕ 17. Прохлада - мороз АБВГДЕ 18. Обман - недоверие АБВГДЕ 19. Пение - искусство АБВГДЕ 20. Тумбочка - шкаф АБВГДЕ Правильные ответы (ключ): 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Д Б Е А Е А Г Е В Г Д Б Е А Г Е В Д Б В Обработка результатов: Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей. Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о нелогичности рассуждений, о ложном понимании аналогии логических связей. Правильный ответ оценивается в 1 балл, неправильный - 0 баллов. Результаты суммируются. Максимально возможный результат - 20 баллов. О высоком уровне логики мышления свидетельствуют 8-10 правильных ответов, о хорошем 6-7 ответов, о достаточном - 4-5, о низком - менее чем 5.
3. Методика "Выделение существенных признаков" Цель: методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного. Материал: бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного - перед скобками. Тест пригоден для обследования подростков и взрослых. Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно - ситуационные признаки. Инструкция: "Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках - 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками - "сад", а в скобках слова: "растения, садовник, собака, забор, земля". Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит следует выбрать именно 2 слова - "земля" и "растения". 1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля). 2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода). 3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед). 4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены). 5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево). 6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага). 7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, окружность, золото). 8. Чтение (глаза, книга, очки, текст, слово). 9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор). 10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила). 11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты). 12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст). 13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия). 14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение). 15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели). 16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк). 17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион). 18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные). 19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба). 20. Патриотизм (город, родина, друзья, семья, человек). Ответы (ключ). 1. Растения, земля. 11. Сражения, солдаты. 2. Берег, вода. 12. Бумага, текст. 3. Здания, улица. 13. Голос, мелодия. 4. Крыша, стены 14. Колебания почвы, шум. 5. Углы, сторона. 15. Книги, читатели. 6. Делимое, делитель. 16. Почва, дерево. 7. Диаметр, окружность. 17. Состязания, победа. 8. Глаза, текст. 18. Врач, больные. 9. Бумага, редактор. 19. Чувства, человек. 10. Игроки, правила. 20. Родина, человек. Обработка результатов. Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый дает в начале ошибочные ответы, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность. За каждое верно выбранное слово присваивается 1 балл. Оценка результатов осуществляется по следующим критериям: 20-19 баллов – высокий уровень способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных, 18-14 баллов – средний уровень способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных, 13-9 баллов – низкий уровень способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.91.130 (0.016 с.) |