Конспект урока по литературе (7 класс) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспект урока по литературе (7 класс)



Конспект урока по литературе (7 класс)

Те ма урока: Тема памяти в рассказе Е.И.Носова «Живое пламя»

 

Цели урока: 1.) познакомить с жизнью и творчеством писателя;

2.) углубить навыки анализа текста;

3.) воспитать в учащихся патриотические чувства;

бережное отношение к Родине, сохранить память о павших в годы Великой Отечественной войны.

 

Оборудование: выставка книг и журналов Е.И. Носова, портрет, музыкальное и мультимедийное сопровождение.

Ход урока:

 

1. Организационный момент.

2. Работа по теме урока:

Слово учителя:

Ребята, сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Е.И.Носова. На дом я задавала вам прочитать его произведение «Живое пламя».

И тема нашего урока:Тема памяти в рассказе Е.И.Носова «Живое пламя» (записать в тетрадь)

 

Что мы будем делать на уроке? Какая цель нашего урока?

 

- Познакомиться с жизнью творчеством Е.И.Носова.

 

- Работать с текстом, анализировать фрагменты.

 

- Вспоминать о павших в годы ВОВ

 

Беседа по рассказу

Учитель: (на фоне музыки) Сегодня мы вспомним о самом трагическом периоде в истории нашей страны – Великой Отечественной войне 1941-1945 г. Война – это горе, страдания и слёзы. Это великое испытание для человека. Мы благодарны погибшим и ныне живущим участникам той страшной войны, которые освободили нашу страну от фашистов, дали ей будущую жизнь. Суровые военные испытания давно остались позади, но время не может предать забвению те годы. Узнать о них нам помогают фильмы, рассказы очевидцев, произведения писателей - фронтовиков. Евгений Иванович Носов – фронтовик.

Сообщение ученика о жизни и творчестве Е.И.Носове: (_______________)

 

 

Носов Евгений Иванович родился 15 января 1925 года в селе Толмачеве под Курском в семье потомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.

 

Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Летом 1943 года, закончив восьмой класс, ушёл на фронт, поступил в артиллерийские войска, стал наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 был тяжело ранен и 9 мая 1945 года встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино Победы».

 

После войны Носов продолжил учёбу, закончил среднюю школу. С детства любивший рисовать и явно обладавший талантом, уезжает в Среднюю Азию работать художником, оформителем, литературным сотрудником. Начинает писать прозу. В 1958 году выходит его первая книга рассказов и повестей «На рыбачьей тропе».

 

В 1961 году возвращается в Курск, становится профессиональным писателем. Учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького, публикует свои произведения «Тридцать зерен», «Дом за триумфальной аркой», «Где просыпается солнце».

 

Е. И. Носов был награждён Орденами Ленина и Отечественной войны, медалями. В 1975 году писатель был удостоен Государственной премии РСФСР, в 1996 году - Международной премии имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства.

 

Умер писатель 13 июня 2002 года, похоронен в Курске.

 

Слово учителя: Все его произведения, так или иначе, затрагивают тему войны. В повести «Шопен, соната номер два» он писал:

 

Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие

 

Солдаты и солдатские жёны, участники и очевидцы, пока

 

ещё живы,…передали бы своим детям и внукам

Анализ эпизода «Цветы на клумбе тёти Оли».

- Давайте рассмотрим, какую роль в понимании смысла произведения играет описание цветов?

Художественное средство

Примеры

Эпитеты

«зажжённые факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени»;

 

«полупрозрачные алые лепестки;

 

густой багрянец»

 

Сравнение

«маки слепили своей озорной обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия»;

 

Метафора

 

«то вспыхивали трепетно-ярким огнём, то наливались густым багрянцем»,

 

«казалось, что стоит только прикоснуться – сразу опалят!»

 

Градация

Пламенели – осыпались - погасли

 

 

Как показана недолгая красота маков?

 

Назовите глаголы, передающие действие маков.

 

Рассмотрите цепочку глаголов: пламенели – осыпались – погасли.

 

Художественный прием, основанный на усилении или, наоборот, ослаблении какого-либо признака, называется градация.

 

 

Матвеев Владимир Иванович.

 

Капитан Матвеев при отражении налета противника на Ленинград 12 июля 1941 г., израсходовав весь боекомплект, применил таран: концом плоскости своей машины срезал хвостовое оперение вражеского самолета, сам произвел благополучную посадку. 01 января 1942 г. погиб в воздушном бою в Ленинградской области. В.И.Матвееву присвоено звание Героя Советского Союза.

Кайков Павел Александрович.

 

Лейтенант Кайков произвел 177 боевых вылетов. Участвовал в 5 воздушных боях. 29 ноября 1941 г. погиб в воздушном бою, таранив при лобовой атаке самолет противника в районе Лоухи. П.А.Кайкову присвоено звание Героя Советского Союза.

 

3 ученик. Александр Константинович Горовец 13 июля 1943 года в неравном бою, один против 20 немецких самолетов, сбил 9 бомбардировщиков. История сражений не знала такого подвига.

 

4 ученик. Алексей Петрович Маресьев – родился в городе Камышине. В марте 1942 года самолет Маресьева был подбит, тяжело раненный летчик сумел посадить свой самолет в тылу врага и 18 суток пробирался к фронту. После ампутации голеней обеих ног освоил протезы и вернулся в строй. Совершил 86 боевых вылетов. Участвовал в боях на Курской дуге, где сбил 7 самолетов. Алексей Маресьев – человек легенда. Борис Полевой написал книгу «Повесть о настоящем человеке», в которой рассказывает о подвиге героя. Умер Алексей Маресьев 18 мая 2001 года.

 

5 ученик. Александр Иванович Покрышкин, маршал авиации трижды Герой Советского Союза совершил 600 боевых вылетов, лично сбил 59 самолетов противника.

 

6 ученик. Иван Никитович Кожедуб, генерал- полковник авиации, трижды Герой Советского Союза, совершил 330 вылетов, сбил 62 самолета противника.

 

Е.И.Носов

 

 

- Удалось ли Е.И.Носову передать нам священную память о павших в годы ВОВ?

Подведение итогов.

 

- Удалось ли нам ответить на вопросы, которые мы поставили с вами в начале урока?

 

Маки - это символ возвышенного, восторженного, героического у Е.Носова. Не случайно автор сравнивает маки с зажженными факелами, с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени, а осыпающиеся лепестки их «с искрами». Рассматривая «еще совсем свежие в капельках росы лепесток», мать вспоминает сына вспыхнувшего могуществом человеческого духа и сгоревшего «без оглядки». Любуясь «большим костром маков», автор наблюдает, как «снизу из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». Над чем заставляет задуматься этот рассказ?

Итак, мы с вами убедились, что Е.И. Носов – замечательный мастер слова. На страницах небольшого произведения он сумел нам показать жестокость войны. Строки рассказа скупы и не описывают подробно ни жизнь, ни подвиг Алексея, но мы проникаемся глубокой любовью и уважением к нему, ко всем тем, кто отдал свои жизни за Родину. Мы обязаны помнить, чтобы жить. Память! Она всегда с нами.

 

Из памяти стирая эти годы.

Алеют маки искрой на земле,

Цветут они и не дают забыть

Алеют маки искрой на земле,

Алеют маки искрой на земле,

Рефлексия.

Ребята, если сегодняшний урок не оставил вас равнодушными и произведение Носова тронуло ваше сердце, я предлагаю вам взять с собой символ памяти – красный мак.

 

Выставление оценок

11. д\з: письменно ответьте на вопрос: Что я знаю о ВОВ?

 

Конспект урока по литературе (7 класс)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.13 (0.015 с.)