Мая 2020 мдк 01. 02 Организация работ по монтажу и ремонту эл. Оборудования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мая 2020 мдк 01. 02 Организация работ по монтажу и ремонту эл. Оборудования



Мая 2020 МДК 01.02 Организация работ по монтажу и ремонту эл.оборудования

Практическая работа №9. «Определение основных неисправностей в кабельных и воздушных линиях электропередач и способы их устранения».

Домашняя работа: Тестовое задание

Для чего служат провода?

1. служат для различных участков электросхем и подачи на них

напряжения.

2. служат для предупреждения междувитковых замыканий.

3. служат для соединения электродержателя и свариваемого изделия с

источником питания.

Какие бывают классы проводов?

1. установочные.

2. силовые.

3. монтажные.

4. контрольные.

5. обмоточные.

Как расшифровывается марка провода ПВ?

1. провод с поливинилхлоридной изоляцией.

2. провод с вольфрамовым покрытием.

3. провод с вазелиновым покрытием.

Вид соединения проводов, который применяется при недостаточной длине провода и в трудодоступных местах?

1. в скрутку.

2. угловая накладка.

3. в стык.

4. в нахлест.

Вид соединения проводов, применяется при производстве ответственных цепей без разрыва линейного провода?

1. угловая накладка

2. в скрутку

3. скрутка угловая

4. в стык

Что такое паяние?

1. соединение друг с другом деталей.

2. это удаление с паяных поверхностей и припоев окисной пленки.

3. соединение деталей друг с другом при помощи легкоплавких материалов.

Для чего служит пакетный выключатель (ПВ)?

1. служит для подключения электрических приборов.

2. служит для учета потребляемой энергии.

3. служит для включения и отключения схем.

4. служит для пропуска тока и коммутации схем.

Что такое кабель?

1. место соприкосновения проводников между собой

2. изолированный проводник,который служит для передачи электрического тока в земле, воде и воздухе.

3. служит жестким неизолированным проводником.

Для чего служит предохранитель?

1. для защиты изоляции электрических станций, подстанций и линий электрических передач от коммутационных и атмосферных напряжений.

2. для понижения напряжения до величины 100В.

3. служит для защиты цепи от тока короткого замыкания и увеличенных больших перегрузок.

Что называется электрическим контактом?

1. место соприкосновения двух или нескольких проводников между собой, через который электрический ток проходит из одной цепи в другую.

2. металлический проводник, соединяющий заземленые части электроустановки с заземлением.

3. изолированные проводники, которые служат для передачи электрического тока в воде, земле и воздухе.

Для чего предназначен рубильник?

1. для поочередного включения и отключения низковольтовых электрических цепей.

2. для учета израсходованной электроэнергии.

3. для ручного включения и отключения низковольтовых электрических цепях постоянного тока.

Для чего предназначен переключатель?

1. для учета израсходованной электроэнергии

2. для поочередного включения и отключения низковольтовых электрических цепей

3. для ручного включения и отключения низковольтовых электрических цепях постоянного тока.

Что называется ротором?

1. неподвижная часть

2. двигающаяся часть

3. вращающаяся часть

Где применяется трансформатор тока?

1. применяется в установках напряжением до 1000В.

2. применяется в цепях напряжением до 3кВ и устанавливают только в закрытых помещения.

3. применяется для измерения напряжения в сетях напряжение свыше 1000В.

Что называется рабочим заземлением?

1. преднамеренное заземление какой-либо точки электрической цепи, необходимое для обеспечения надлежащей работы установки в нормальном или аварийном режиме.

2. металлический проводник, соединяющий заземляемые части электроустановок с заземлением.

3. аппарат для включения и выключения высоковольтных цепей переменного тока при нормальном и аварийном режиме.

Что такое контакторы?

1. коммутационные аппараты, предназначенные для дистанционного управления электрическими цепями постоянного и переменного тока в электроустановках напряжением до 1000В при частых выключениях и отключениях.

2. изолированные проводники,которые служат для передачи электрического тока в воде, земле и воздухе.

3. коммутационные аппараты, предназначенные для замыкания и размыкания предварительно обесточенных высоковольтных обесточенных с цепей создания видимого разрыва цепи при производстве работ со снятием напряжения.

Способы соединения кабеля?

1. нахлест

2. пайка

3. опрессовка

4. угловая накладка

5. сварка

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ВВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации для обучающихся по выполнению практических и лабораторных занятий по профессиональному модулю ПМ.01 Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, рабочим учебным планом, рабочей программой ПМ и календарно-тематическим планом по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям).

Целью выполнения заданий при проведении практических и лабораторных работ является формирование профессиональных и общих компетенций в области овладения видами профессиональной деятельности:

Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций.

Задачи, направленные на проведение практических и лабораторных работ:

- изучение основ слесарно-сборочных и электромонтажных работ;

- ознакомление с техникой безопасности и способами рациональной организации труда при выполнении слесарно-сборочных и электромонтажных работ;

- приобретение умений и навыков исследовательской работы, самостоятельной работы с приборами, инструментами, оборудованием;

- закрепление и накопление знаний учащихся, полученных на лекциях и при самостоятельном изучении литературы.

Каждая лабораторная работа имеет определенную тему, ориентирована на выполнение конкретных целей с использованием оборудования, четко обозначенным алгоритмом работы и контрольными вопросами для проверки и систематизации полученных знаний и умений. Просматривается взаимосвязьсучебной и производственной практикой.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ

ПМ.01 Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования,

агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных

организаций

В процессе выполнения практических и лабораторных работ, обучающиеся должны овладеть следующими умениями:

- выполнять ремонт осветительных электроустановок, силовых трансформаторов, электродвигателей;

- выполнять монтаж осветительных электроустановок, трансформаторов, комплексных трансформаторных подстанций;

- выполнять прокладку кабеля, монтаж воздушных линий, проводов и тросов;

- выполнять слесарную и механическую обработку в пределах различных классов точности и чистоты;

- выполнять такие виды работ, как пайка, лужение и другие;

- читать электрические схемы различной сложности;

- выполнять расчеты и эскизы, необходимые при сборке изделия;

- выполнять сборку, монтаж и регулировку электрооборудования промышленных предприятий;

- ремонтировать электрооборудование промышленных предприятий в соответствии с технологическим процессом;

- применять безопасные приемы ремонта;

знаниями:

- технологические процессы сборки, монтажа, регулировки и ремонта;

- слесарные, слесарно-сборочные операции, их назначение;

- приемы и правила выполнения операций;

- рабочий (слесарно-сборочный) инструмент и приспособления, их устройство, назначение и приемы пользования;

- наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;

- требования безопасности выполнения слесарно-сборочных и электромонтажных работ.

Работа на практических и лабораторных занятиях формирует у обучающихся следующие общие и профессиональные компетенции:

Коды Общие и профессиональные компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.1. Выполнять слесарную обработку, пригонку и пайку деталей и узлов различной сложности в процессе сборки
ПК 1.2 Изготовлять приспособления для сборки и ремонта
ПК 1.3. Выявлять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и при проверке его в процессе ремонта
ПК 1.4. Составлять дефектные ведомости на ремонт электрооборудования

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

№ занятия Общие и профессиональные компетенции (коды) Тема Количество часов

МДК. 01.01. Основы слесарно-сборочных и электромонтажных работ

20
1.  ОК 2 – ОК 6 ПК 1.1 –ПК 1.2 Практическая работа № 1. «Проведение измерения с использованием различного мерительного инструмента» 2
2.  ОК 2 – ОК 6 ПК 1.1 –ПК1.2 Практическая работа № 2. «Выполнение разметки плоскостной». 2
3.  ОК 2 – ОК 6 ПК 1.1 –ПК1.2 Практическая работа № 3. «Организация рабочего места. Виды и типы напильников, выбор по назначению». 2
4.  ОК 2 – ОК 6 ПК 1.1 –ПК1.2 Практическая работа № 4. «Выбор и гибка труб для прокладки кабеля». 2
5.  ОК 2 – ОК 6 ПК 1.1 –ПК1.2 Практическая работа № 5. «Выбор инструмента и приспособлений для сверления отверстий большого и малого диаметра в различных материалах». 2
6. ОК 2 – ОК 6 ПК 1.1 –ПК1.2 Практическая работа № 6. «Выполнение соединений одножильных и многожильных проводов скруткой». 2
7. ОК 2 – ОК 6 ПК 1.1 –ПК1.2 Практическая работа №7. «Выполнение операции лужения и пайки проводов» 2
8. ОК 2 – ОК 6 ПК 1.1 –ПК1.2 Практическая работа № 8. «Составление технологической карты выполнения опрессовки жил проводов и кабелей» 2
9. ОК 2 – ОК 6 ПК 1.1 –ПК1.2 Практическая работа № 9. «Составление технологической карты монтажа электропроводки» 2
10. ОК 2 – ОК 6 ПК 1.1 –ПК1.2 Практическая работа № 10. «Составление технологической карты монтажа электропроводки». 2

МДК. 01.02. Организация работ по сборке, монтажу и ремонту электрооборудования промышленных организаций.

82
11. ОК 2 – ОК 6 ПК 1.1 –ПК1.2 Практическая работа №1. «Изучение технологии монтажа и принципиальных схем включения осветительных электроустановок». 4
12. ОК 2 – ОК 6 ПК 1.1 –ПК1.2 Практическая работа №2. «Расчет плавкой вставки предохранителя и выбор типа предохранителя». 2
13. ОК 2 – ОК 6 ПК 1.1 –ПК1.2 Практическая работа №3. «Выбор типа автоматического воздушного выключателя и тока его расцепителя». 4
14. ОК 2 – ОК 6 ПК 1.1 –ПК1.2 Практическая работа №4. «Выбор магнитного пускателя». 2
15. ОК 2 – ОК 6 ПК 1.1 –ПК1.2 Практическая работа №5. «Расчёт сечения провода по допустимой длительной токовой нагрузке и потере напряжения». 6
16. ОК 2 – ОК 6 ПК 1.1 –ПК1.2 Практическая работа №6. «Изучение защитного заземления, изучение правил измерения сопротивления изоляции». 4
17. ОК 2 – ОК 6 ПК 1.1 –ПК1.2 Практическая работа №7. «Расчет основных параметров трехфазного трансформатора» 6
18. ОК 2 – ОК 6 ПК 1.2 –ПК1.4 Практическая работа №8. «Устранение неисправностей в электрической схеме пуска и реверса электрического двигателя с короткозамкнутым ротором». 6
19. ОК 2 – ОК 6 ПК 1.2 –ПК1.4 Практическая работа №9. «Определение основных неисправностей в кабельных и воздушных линиях электропередач и способы их устранения». 5
20. ОК 2 – ОК 6 ПК 1.2 –ПК1.4 Практическая работа №10. «Определение основных неисправностей электрических машин и трансформаторов и способы их устранения». 7
21. ОК 2 – ОК 6 ПК 1.2 –ПК1.4 Лабораторная работа №1. «Монтаж цепей управления электродвигателями» 8
22. ОК 2 – ОК 6 ПК 1.2 –ПК1.4 Лабораторная работа №2 «Монтаж цепей электрических измерений» 7
23. ОК 2 – ОК 6 ПК 1.2 –ПК1.4 Лабораторная работа №3 «Монтаж схем управления электрическим освещением» 7
24. ОК 2 – ОК 6 ПК 1.2 –ПК1.4 Лабораторная работа №4 «Изучение схем защитного отключения» 7
25. ОК 2 – ОК 6 ПК 1.2 –ПК1.4 Лабораторная работа №5 «Монтаж схемы люминесцентного светильника» 7

 

До начала работы

1. Правильно надеть спецодежду /фартук с нарукавниками или халат и головной убор: берет или косынку. При этом следует тщательно подбирать волосы и заправлять концы косынки./

2. Разложить на рабочем месте инструменты индивидуального пользования в порядке, установленном учителем. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.

3. Проверить состояние инструментов. Ручки плоскогубцев, кусачек и т.д. должны иметь изолированное покрытие. Рукоятки отверток должны быть из изолированного материала. Пользоваться инструментами только по назначению.

4. Подготовить материалы и разложить их на рабочем месте так, чтобы все было на виду и не мешало в работе.

Во время работы

1. Монтировать или собирать электрические схемы, производить в них нереключение можно лишь при отсутствии напряжения.

2. Схему собирать так, чтобы провода не перекрещивались, не были натянуты и не скрещивались петельками.

3. Припайки использовать в качестве флюса канифоль. Строго выполнять инструкцию по технике безопасности при электропаянии.

4. При работе возле электрических приборов и машин следить, чтобы руки, одежда и волосы не касались вращающихся деталей и оголенных проводов.

5. Собранную монтажную схему разрешается включать только после осмотра её учителем.

6. Запрещается проверять наличие напряжения пальцами.

7. Во всех случаях обнаружения поврежденной электропроводки, оборудования, измерительных приборов надо немедленно выключить рубильник и поставить в известность учителя.

После окончания работ

1. Выключить рубильник. Отключить схему /прибор/ от питания электротоком.

2. Измерительные приборы, инструменты положить так, как были первоначально до работы. Проверить их состояние.

3. Убрать рабочее место от отходов, пыли и лишних деталей. При уборке пользоваться сметкой – щеткой.

4. Привести в порядок и спецодежду в порядок.

5. Из кабинета выходить с разрешения учителя.

 

 

МДК. 01.01. Основы слесарно-сборочных и электромонтажных работ

 

Практическая работа № 1.

«Проведение измерения с использованием различного мерительного

Инструмента»

Цель: познакомиться с рядом измерительных инструментов, используемых в электротехнической промышленности для измерения и контроля геометрических размеров деталей; получить практические навыки работы с данными инструментами.

Оборудование:  штангенциркуль, образцы деталей, инструкция к л/р

Содержание и порядок выполнения работы:

1. Изучите краткие теоретические сведения.

Для обеспечения высокого качества изделий необходимо, чтобы все параметры деталей (размеры, предельные отклонения форм, расположения поверхностей и др.) были выполнены с заданной точностью.

В технике эти параметры проверяют двумя способами - измерением и контролем.

Измерением называют нахождение физической величины (длины, массы, электрического сопротивления и т.д.) с помощью специальных технических средств.

При контроле обычно не находят действительные величины, а устанавливают, что они находятся в заданных пределах.

Измерения могут быть прямыми и косвенными. При прямом измерении величину находят непосредственно, например угол при измерении - угломером, длину - линейкой. При косвенном измерении величину находят на основании известной зависимости между этой величиной и величинами, подвергаемыми прямым измерениям (например, находят угол по измеренным длинам катета и гипотенузы). Косвенные измерения в некоторых случаях позволяют получить более точные результаты, чем прямые.

Применяют различные методы измерений. Методом непосредственной оценки(абсолютное измерение) определяют измеряемую величину непосредственно по отсчетному устройству измерительного прибора. Например, определение диаметра вала микрометром, штангенциркулем.

Метод сравнения с мерой (относительное измерение) заключается в сравнении измеряемой величины с известной. При относительных измерениях определяемую величину сравнивают известной мерой, или эталоном.

К распространенным средствам измерения относятся различные штангенинструменты: штангенциркули, штангенглубиномеры и штангенрейсмасы.

 

Рисунок 1 - Штангенциркуль со стрелкой на круговой шкале

Рисунок 2 - Штангенциркуль с цифровой индикацией

 

2. Ознакомиться с устройством штангенциркуля:

а) изучить все части и их назначение (рисунок 3, а);

б) освоить устройство нониуса штангенциркуля (рисунок 3,6).

 

Рисунок 3 - Штангенциркуль:

а - штангенциркуль ШЦ-1: 1 - штанга, 2, 7 - губки, 3 - подвижная рамка,4 – зажим,6 - шкала нониуса, 6 — линейка глубиномера; б — нониус

 

3. Подготовить штангенциркуль к работе:

а) проверить комплектность инструмента;

б) произвести наружный осмотр: губки и торец штанги должны быть в полном порядке; на измерительных поверхностях не должно быть следов коррозии, забоин, царапин, затупленных острых концов губок или других дефектов, влияющих на точность измерения; штрихи и цифры шкал должны быть отчетливыми и ровными; проверить взаимодействие отдельных частей штангенциркуля, плавность хода рамки 3, параллельность губок2 и 7, нет ли перекоса, тугого передвижения движка рамки;

в) проверить нулевое положение штангенциркуля: привести в соприкосновение губки штангенциркуля. Губки по всей длине должны быть параллельными. Зазора по краям губок не должно быть. Нулевой штрих нониуса должен совпадать с нулевой риской основной шкалы; размер просвета между измерительными поверхностями сведенных губок штангенциркуля оценивают при дневном освещении «на глаз». При отсутствии просвета между губками для наружных измерений или при небольшом просвете (не более 6 мкм) должны совпадать нулевые штрихи нониуса с начальным штрихом основной шкалы, если инструмент не отрегулирован, то в фактическое показание инструмента нужно вносить соответствующую поправку, равную начальной погрешности, но с обратным знаком; случае большого несовпадения нулевых штрихов необходимо отжать винты нониуса, сдвинуть нониусную пластинку до совпадения штрихов и закрепить ее винтами.

4. Выполнить измерения линейных размеров детали, предложенной преподавателем, результаты записать в тетрадь.

5. Определить с помощью штангенциркуля площадь сечения кабеля, результаты записать в тетрадь.

Площадь сечения кабеля определите по формуле S = πd2/4

6*. Предложите метод измерения линейных размеров детали с наибольшей точностью.

Контрольные вопросы:

1. Укажите, какую роль играют измерения?

2. Расскажите в чем принципиальная разница между измерением и контролем размеров детали?

3. Перечислите основные методы измерений.

4. Каковы устройства и виды штангенинструментов?

Практическая работа № 2

«Выполнение разметки плоскостной»

Цель: научиться приемам разметки плоских деталей, отысканию центров и накерниванию разметочных рисок.

Оборудование: линейки измерительные; чертилки; циркули; транспортиры; разметочные центроискатели; шаблоны; слесарные молотки массой 200 г, кернеры.

Содержание и порядок выполнения работы:

1. Подготовить поверхность заготовки к разметке: размечаемые места зачистить шкуркой.

2. Изучить чертежные размеры детали, измерить заготовку и учесть удаление дефектов при обработке.

3. Наметить план разметки — способ и порядок разметки, определить поверхности — базы, от которых надо откладывать размеры.

4. Согласно чертежа провести разметку детали, используя заготовку.

5..В тетради ответить на контрольные вопросы.

6*. Укажите виды и причины возможного брака при разметке.

Контрольные вопросы:

1. Укажите, для чего применяется разметка?

2. Дайте определение припускам на обработку?

3. Расскажите, как надо выбирать разметочную базу при разметке? Какое минимальное количество баз должно быть?

4. Зарисуйте в своей тетради чертилку, опишите ее назначение и особенности конструкции,

5. Опишите в вашей тетради последовательность действия при подготовке деталей к разметке.

6. Поясните, почему разметочные риски надо проводить только один раз?

7. Укажите, каковы особенности нанесения разметочных рисок на деталях из алюминия и его сплавов?

Практическая работа № 3

«Организация рабочего места.

Практическая работа № 4

«Выбор и гибка труб для прокладки кабеля».

Цель: научиться пользоваться инструментами и приспособлениями для гибки металла.

Оборудование: Детали или заготовки различной формы (материал - сталь конструкционная): полосы 5х10 мм, круглого сечения 8-12 мм, листы толщиной 1,5-3 мм, длиной не более 300 мм; правильные плиты; приспособления для гибки; бруски; гладилки; плиты поверочные; молотки со вставными бойками; деревянные молотки (киянки), металлические накладки.

Содержание и порядок выполнения работы:

1. Изучите краткие теоретические сведения

Гибка - способ обработки давлением, при котором заготовке или ёе части придаётся изогнутая форма.

 

Гибке подвергаются только пластичные материалы. Сущность гибки состоит в том, что под действием сил, превышающих внутренние силы упругости металла, заготовка пластически деформируется и одна её часть перегибается по отношению к другой на заданный угол.

Для гибки труб применяют наполнители которые предотвращают дефекты. Наполнитель оказывает давление на внутреннюю поверхность стенки трубы и препятствует изменению формы поперечного сечения. В качестве наполнителей при гибке труб используются жидкости и сыпучие материалы.

При гибке заготовки различные слои её в поперечном сечении ведут себя по разному. Слои на выпуклой части заготовки растягиваются, на вогнутой - сжимаются, а в средней не изменяют своей длины, и длина его до и после гибки остаётся постоянной. Поэтому средний слой - нейтральная линия может быть использован для определения длины заготовки изогнутой детали.

Развальцовка труб заключается в увеличении диаметра конца трубы или придания ему конической формы. Применяется при подготовке труб к образованию разъёмных и неразъёмных соединений.

Технология сгиба трубы

Для того чтобы согнуть металлическую трубу, изготовленную из стали, вам понадобятся следующие инструменты и материалы:

- газовая горелка;

- резиновая киянка;

- тиски;

- песок;

- колышки из дерева;

- кирпичные или деревянные опоры.

Для сгиба любых стальных труб подходит один и тот же способ. Вот порядок действий:

- первое, что мы делаем, фиксируем металлическую трубу в тисках;

- затем нагреваем при помощи газовой горелки место сгиба (показателем достаточного нагрева будет красный цвет металла);

- произвести изгиб, т.е. загибаем (исключение для такого способа составляют оцинкованные трубы).

2.Определить по чертежу (рисунок 1, а) длину заготовки, добавив припуск 0,5 толщины полосы на каждый загиб под прямым углом без закругления внутри.

3. Отметить длину заготовки, добавив припуск 1 мм на обработку каждого торца полосы, и обрубить зубилом.

4. Выправить заготовку на плите. Опилить в размер по чертежу.

5. Нанести риски загиба, зажать заготовку в тисках на уровне риски загиба между угольниками - нагубниками и ударами молотка отогнуть конец заготовки (рисунок1, б) — первый загиб. Загнуть второй конец — второй загиб (рисунок 2, в). Снять заготовку и разметить длину лапок на загнутых концах.

6. Установить в тиски второй угольник и, вложив в скобу оправку, зажать в тисках. Риски загиба должны совпадать с ребрами угольников (рисунок1,г), отогнуть первую и вторую лапки, делая третий и четвертый загибы. Проверить точность углов угольником. Снять заусенцы напильником и опилить в размер лапки скобы.

7. Ответить на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы:

1. Почему изогнутая заготовка не принимает исходное состояние?

2. Как деформируются наружный, средний и внутренний слои изогнутой части детали?

3. Почему длину заготовки для изогнутой детали определяют по длине нейтральной линии?

4. Какой припуск оставляют при загибе под прямым углом без закругления?

5. Определить длину нейтральной линии при загибе с радиусом г под углом 45°; 90°.

6. Определить минимально допустимый радиус гибки дюралюминия толщиной 0,8 мм; латуни толщиной 1 мм.

7. Какими инструментами гнут мягкие и тонколистовые металлы?

8. Как определить длину заготовки для изготовления втулки из листовой стали толщиной 2 мм? Внутренний диаметр втулки 10 мм.

9. Для чего применяют наполнители при гибке труб?

10. Определить длину нагреваемого участка трубы диаметром d при гибке под углом 60'.

11. Определить минимальный радиус гибки трубы диаметром 150 мм с нагревом.

12. Как гнут трубы, имеющие сварочный шов на боковой поверхности?

13. Какие трубы гнут в холодном состоянии без наполнителя?

14. Укажите температуру отжига медных труб перед гибкой: 300-400°С; 550-600°С; 600-700°С; 750-800°С.

15. Как проконтролировать овальность трубы после гибки?

Практическая работа № 5

«Выбор инструмента и приспособлений для сверления отверстий большого и малого диаметра в различных материалах»

Цель: научиться наладке и настройке вертикально-сверлильного станка, приемам сверления отверстий на станках и ручными сверлильными машинами, производить заточку сверл и выполнять различные виды сверлений.

Оборудование: Детали или заготовки различной формы (материал - сталь конструкционная); вертикально-сверлильный станок; ручные тисочки; сверла различных размеров, слесарные молотки.

Содержание и порядок выполнения работы:

1. Изучите краткие теоретические сведения.

Сверлением называют образование отверстий в сплошном материале путем снятия стружки с помощью сверла, совершающего вращательное и поступательное движения. Увеличение диаметра имеющегося отверстия называют рассверливанием. Отверстия из-под сверла применяют для: размещения крепежных деталей (винтов, болтов, заклепок, шпилек); нарезания внутренней резьбы; улучшения качества отверстия с помощью зенкерования и развертывания. Точность отверстия из-под сверла — 10 и11 квалитет. Шероховатость поверхности Rz = 320-80 мкм.

Сверла. Существуют различные конструкции сверл: перовое, спиральное, центровочное, для глубокого сверления и др. Изготавливаются из инструментальных углеродистых, быстрорежущих и легированных сталей. Могут оснащаться пластинками из твёрдых сплавов.

Сверло представляет собой двухзубьш (двухлезвийный) размерный режущий инструмент, состоящий из двух основных частей: хвостовика и рабочей части. Хвостовик сверла предназначен для его крепления. Хвостовики могут быть цилиндрическими — для свёрл диаметром от 0,1 до 20 мм и коническими от 6 до 80 мм. Конический хвостовик имеет лапку, фиксирующую сверло от проворачивания и служащую упором при удалении сверла из шпинделя станка или дрели. Цилиндрические хвостовики могут иметь поводок для дополнительной передачи крутящего момента сверлу от шпинделя.

Режимы резания при сверлении и их выбор. При сверлении сверлу сообщают два движения — вращательное, которое называют главным (рабочим) или движением резания и поступательное, направленное вдоль оси. Соотношение этих движений может изменяться в широких пределах в зависимости от диаметра сверла, материала детали и сверла и других факторов.

Для характеристики процесса сверления вводят понятие — режим резания. Под режимом резания понимают определенное сочетание скорости резания, подачи и глубины резания.

Скорость резания — это путь, проходимый в направлении главного движения наиболее удаленной от оси инструмента точкой режущей кромки в единицу времени.

V = π d n/1000 (м/мин),

где π = 3,14;

d — диаметр сверла (мм);

n — частота вращения сверла (об/мин).

Так как диаметр сверла измеряют в мм, а скорость резания определяют в м/мин произведение πdn необходимо разделить на 1000. Величина скорости резания зависит от обрабатываемого материала, материала сверла и формы его заточки, подачи, глубины резания и охлаждения. Все перечисленные факторы влияют на температуру нагрева сверла и, следовательно, на его стойкость (способность противостоять износу).

Необходимо помнить, что при увеличении диаметра сверла или твердости обрабатываемого материала скорость резания надо снижать. Так при сверлении на станках она задается путем установок частоты вращения шпинделя. Допускаемая величина скорости резания определяется экспериментально и приводится в справочных таблицах.

Подача S — величина перемещения сверла вдоль оси за один оборот, измеряется в мм/об. Так как сверло имеет два зуба, подача на каждый зуб составляет S/2. От выбора подачи зависит производительность при сверлении и стойкость инструмента. Выгоднее работать с большой подачей и меньшей скоростью резания — при этом медленнее изнашивается сверло.

Рекомендуемые значения подач и скорости резания при сверлении с охлаждением сверла приведены в таблице.

Диаметр сверла из быстрорежущей стали, мм

Подача, мм/об

Скорость резания, м/мин

Сталь Чугун Латунь
от 5 до 10 0,15-0,2 20-30 20-25 25-30
от 10 до 20 0,15-0,25 25-35 25-35 30-40
свыше 20 0,05-0,15 30-35 30-35 35-40

 

Для твердосплавных инструментов скорость резания может быть увеличена в 3-4 раза.

Глубина резания t, мм — толщина слоя металла, в направлении радиуса снимаемая сверлом. При сверлении отверстий в сплошном материале t - d/2.

При рассверливании отверстий t = (d - D)/2, где d — диаметр сверла, D — диаметр рассверливаемого отверстия.

При выборе режимов резания в первую очередь по таблицам подбирают наибольшую подачу в зависимости от требуемого качества обрабатываемой поверхности (чем толще стружка, тем выше шероховатость), прочности сверла и станка. Затем устанавливают такую минимальную скорость резания, при которой стойкость инструмента между переточками будет наибольшей. Режимы резания приводятся в справочниках или таблицах.

2. Составьте текстовую таблицу «Основные элементы спирального сверла» по форме:

Элемент Назначение
   

 

3. Определите какой угол должна составлять продольная ось сверла с образующей шлифовального круга при заточке сверла, если угол при вершине сверла 90°.

4. Определить частоту вращения сверла, если скорость резания V = 31,4 м/мин, а диаметр сверла d = 10 мм.

5. Определить глубину резания при сверлении отверстия сверлом d = 8 мм; сверлом d = 16 мм.

6. Выполните сверление металла на станке (диаметр отверстия - по указанию преподавателя), выбрать при этом диаметр сверла.

7*. Укажите виды и причины возможного брака при сверлении металла.

Контрольные вопросы:

1. Почему диаметр рабочей части спирального сверла неодинаков у режущей части и у хвостовика?

2. Укажите, какой хвостовик имеют сверла диаметром 2; 5; 6; 10; 20; 30 мм.

3. Как влияет угол подъема винтовой линии канавки сверла на прочность инструмента?

4. Как влияет угол при вершине сверла на прочность инструмента и процесс резания?

5. Как при сверлении можно определить начало затупления сверла?

6. Какими инструментами контролируют качество заточки сверл? Какие параметры сверл при этом контролируют?

7. В чем преимущество пневматических сверлильных машин перед электрическими?

8. Как удерживается конический хвостовик в конусном отверстии?

9. Как устанавливается и удаляется сверло с коническим хвостовиком?

10. В какой точке режущей кромки измеряют скорость резания?

11. Как выбрать величину подачи и скорость резания при сверлении, чтобы сверло меньше изнашивалось?

12. Почему при сверлении одиночного отверстия его размечают двумя концентричными окружностями? Какой диаметр этих окружностей?

13. Как выполняют пробное сверление при сверлении отверстий по разметке?

14. Как сверлят отверстия на цилиндрической поверхности?

15. Зачем устанавливают вкладыш при сверлении полых деталей?

16. Почему при сверлении нержавеющих сталей на режущих кромках сверл делают канавки?

17. Почему рекомендуются большие подачи сверла при сверлении термопластичных пластмасс?

Практическая работа № 6

«Выполнение соединений одножильных и многожильных проводов скруткой»

Цель: научиться выполнять соединение двух и трех медных жил скруткой и ответвление медных жил.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.153 с.)