Предмет, задачи и особенности психологии как науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, задачи и особенности психологии как науки



ПСИХОЛОГИЯ

 

 

Учебное пособие

 

 

Санкт-Петербург

Издательство СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

2019

УДК 159.9

ББК

П 33

 

 

Е. В. Пирайнен

П33  Психология: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2019. с.

 

 

ISBN

 

 

Учебное пособие содержит основные теоретические знания по психологии, а также методические материалы: планы практических занятий, практические задания и список рекомендуемой психолого-педагогической литературы по основным разделам курса «Психология».

Учебное пособие предназначено для студентов технических и гуманитарных факультетов, изучающих психологические дисциплины.

 

 

УДК 159.9

ББК

 

Рецензенты: кафедра философии философии и социологии СПбГМТУ. зав. кафедрой профессор, д. филос. Наук Солдатов А. В.; д-р филос. наук Н. В. Голик (СПбГУ).

 

ISBN                                                                    © СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2019

 


ВВЕДЕНИЕ

Развитие цифровых технологий, и связанные с ними процессы трансформации всех видов жизнедеятельности человека дали название настоящему этапу развития современной цивилизации – цифровая эпоха, которая характеризуется формированием глобальной цифровой инфраструктуры, составляющей технологический фундамент цифрового общества. В новых условиях взаимоотношения в экосистеме «человек – машина» приобретают особую актуальность, отсюда повышенный интерес ко всему комплексу гуманитарного знания, реализующему научно-технический прогресс цифровой цивилизации во благо отдельного человека и общества. В системе гуманитарного знания психология, как наука о психике и психической деятельности человека, объясняющая на основе последних исследований нейронаук, возможности не только самопонимания и саморазвития, но и самоуправления своим личностным и карьерным ростом, занимает особое место, потому что способствует формированию конкурентоспособности молодых специалистов в условиях современного рынка.

Курс «Психология» призван сыграть важную роль в гуманитаризации высшего образования и спо­собствовать формированию гуманистического менталитета выпускников высшей школы. Знание психологии способствует более глубокому пониманию окружающего мира и самого себя, помогает успешно взаимодействовать с другими людьми и эффективно осуществлять профессиональную деятельность в условиях цифровых реалий.

В результате освоения курса студенты получат систематизированное знание теоретических основ психологии, смогут грамотно оперировать психологическими понятиями и терминами, а так же применять методы психодиагностики и психокоррекции для повышения эффективности их профессионально-трудовой деятельности.

В учебном пособии раскрыты важнейшие проблемы психологи, знание которых необходимо современному человеку. Структура пособия в целом совпадает со структурой традиционного учебного курса. В пособие представлены вопросы для самоконтроля и темы для обсуждения на практических занятиях, составленные с учетом того, чтобы дать возможность студентам научиться самостоятельно работать с научной литературой и применять полученные знания на практике.


ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

Предмет и задачи психологии

Психология − наука, изучающая возникновение, содержание и закономерности функционирования психики человека. Слово «психология» (от др.-греч. Ψυχή − «душа; характер»; λόγος − «учение»») в переводе на русский язык означает «наука о душе».

Исторически психология формировалась как один из разделов фило­софии. Первые предположения о природе и способностях души были выдвинуты в философских концепциях Демокрита, Сократа, Платона. Однако основоположником психологии как науки о душе принято считать Аристотеля, которому принадлежит авторство«Трактата о душе». Древние философы наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Позднее, в XVI–XVII вв. вместе с развитием естественнонаучного знания, психология значительно расширила сферу своих исследований и стала изучать деятельность человека, способность думать и чувствовать.

Оформление психологии как самостоятельной науки произошло во второй половине XIX в. под влиянием идей европейского рационализма нового времени. В 1870 г. немецкий ученый Густав Теодор Фехнер, опираясь на установленную физиологом Эрнстом Генрихом Вебером зависимость между ощущениями и раздражителями, выдвинул идею создания особой науки − психофизики, предметом которой стали закономерные соотношения двух рядов явлений: психических и физических.[1] Это стало основанием экспериментальной психологии. Далее в 1879 г. немецкий психолог, физиолог и философ Вильгельм Вундт, который отождествлял понятия «психика» и «сознание», открыл первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Предметом изучения психологии стало индивидуальное сознание человека, которое рассматривается во всем его многообразии. Вундт предложил изучать содержание и структуру сознания на научной основе, тем самым положил начало структуралистскому подходу в психологии.

Структуралистский подход. Согласно идеи Вундта, психология является наукой о структурах сознания, поскольку раскрыть суть явления, в том числе и психического, можно только проанализировав составляющие его простейшие элементы. Задачей своей лаборатории Вундт считал выявление и описание составляющих сознание простейших структур. По мнению структуралистов, основным материалом сознания служат ощущения, образы и чувства, а роль психологии сводится к тому, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов.

Для достижения этой цели структуралисты применяли метод экспериментальной интроспекции, состоящий в том, что испытуемого, про­ведшего предварительную подготовку, просят описать, что он чувствует, оказавшись в той или иной ситуации. Экспериментальная интроспекция представляет собой, согласно структуралистам, наилучший метод психологии, который отличает ее от других наук. Однако интроспекция − это исключительно субъективный метод анализа поведения, который имеет два больших недостатка. Во-первых, каждый испытуемый описывает свои собственные впечатления или переживания, которые очень редко совпадают с впечатлениями следующего испытуемого: одному звук показался громким, а другому − средним по силе; то, что одному было приятно, другому показалось неприятным. Во-вторых, ощущения одного и того же человека варьируют день ото дня: то, что ему казалось приятным в понедельник, может стать скучным во вторник и откровенно неприятным в среду.[2]

Функционалистский подход. В конце XIX в. сложилось видение, что каждый участок мозга имеет свою специализацию. Так американский философ и психолог Уильям Джеймс, которого считают основателем функционализма в психологии, в 1981 г. стал использовать такой подход к анализу психики, при котором задача психологии заключается не в том, чтобы узнать из каких элементов состоит сознание, а в том, чтобы понять его функцию и роль в выживании индивидуума. Согласно данному подходу, в психике можно выделить отдельные психические функции, представляющие собой относительно самостоятельные элементы.

Функционалисты, как и структуралисты, используют метод интроспекции (описание самим испытуемым того, как постепенно происходит осознание той активности, которая им осуществляется), но главный упор делают именно на внешние стороны психики, а не на такие внутренние феномены, как ощущения и чувства. Метод интроспекции позволяет понять, как у индивидуума развивается осознание той активности, которой он предается.[3]

В начале ХХ в. предметом психологии стало то, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека – психологам стали интересны внутренние механизмы и мотивы реакций и поведения человека. Существует целый ряд других форм проявления психики, которые позже так же были включены в круг рассмотрения психологии.

Таким образом, психологию следует рассматривать как науку о закономерностях возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека, в частности.

В круг проблем, рассматриваемых психологией, входят:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) свойства личности;

4) эмоционально-волевые процессы;

5) взаимозависимость сознательных и бессознательных процессов;

6) способы взаимоотношений между людьми;

7) виды и способы осуществления различного рода деятель­ности.

Следовательно, предметная область психологии включает в себя всю совокупность психических явлений, психических реакций и комплексов личности в их взаимосвязи с поведением человека.

Мир психических явлений

Мир психических явлений – это совокупность всех явлений и процес­сов, которые отражают основное содержание психики человека.

Психические явления можно разделить на объективные (доступные внешнему наблюдателю) и субъективные (доступные только их обладателю – речь идет об интроспекции). Есть явления, которые можно отнести и к субъективным, и к объективным одновременно (например, эмоции, которые с одной стороны, прекрасно «читаются» сторонними наблюдателями, а с другой стороны, выражают чувства самого обладателя эмоции.)

Признаки психических явлений:

Объектность. Содержание психического явления и механизм его протекания относятся к разным объектам: к предмету или к органу.

Самостоятельность существования. Любое психическое состояние связано с изменением состояния организма.

Идеальность. Психические процессы несводимы к физиологической форме их протекания. Идеальные образы реальных предметов и явлений не совпадают с материальной формой их воплощения.

Субъективность. Содержание и форма существования психического явления индивидуальны, связаны с личным опытом и психофизиологическим состоянием субъекта.

Недоступность, за исключением актов деятельности, прямому чувственному наблюдению.

Под психическими явлениями понимают конкретные проявления психики, которые можно разделить на три основных вида: психические процессы, психические состояния, психические свойства личности.

Под психическими процессами понимают наиболее динамичные изменяющиеся формы психического отражения, в которых выражено начало, конец и определено содержание. Психические процессы можно поделить на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение) и регуляционные (эмоциональные и волевые). Первые обеспечивают познание действительности, вторые регулируют поведение.

Под психическими состояниями понимают относительно устойчивые психические явления, которые не имеют своего собственного содержания, но влияют на результат действия. Психические состояния могут быть кратковременными, т. е. ситуативнымии устойчивыми, т. е. личностными. Все психические состояния можно подразделить на четыре вида: мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти); эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, стресс, аффект, фрустрация); волевые состояния (инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости); состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

Под психическими свойствами понимают устойчивые психические отражения, проявляющиеся в течение длительного времени и влияющие на проявление его поведенческих реакций. К ним относятся: темперамент, характер, способности, потребности и мотивы.

Следует заметить, что список психических явлений не ограничивается только процессами, состояниями и свойствами. Ещё есть психические образования – явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений; или социальные отношения – тоже психическое явление, но не сводимое к свойствам или другим явлениям.

Методы психологии

Как и у всякой науки, у психологии есть свои методы исследования. В психологии можно выделить 4 группы методов: организационные, эмпирические, психодиагностические и коррекционные методы.

Организационные методы. К познанию особенностей и закономерностей психического развития можно подойти посредством двух основных типов исследования: методом поперечных срезов и лонгитюдный методом.

Суть поперечных, или срезовых, исследований психического развития состоит в том, что заключения об особенностях развития выводят на основании исследований одних и тех же характеристик в сравниваемых группах испытуемых, разных уровней развития, с различными свойствами личности, клиническими реакциями и т.п., при этом

Лонгитюдный метод более затратный, но дает возможность анализа индивидуальных особенностей развития личности, позволяет анализировать взаимоотношения и взаимосвязи между отдельными компонентами развивающейся личности, дает возможность решить вопрос так называемых критических периодов в развитии.

Эмпирические методы. Традиционно эмпирические методы считаются основной группой методов психологии. К ним относятся наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – наиболее распространенный метод, с помощью которого изучаютпсихические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. В психологии наблюдение выступает в двух основных формах — как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное наблюдение. Применение метода наблюдения должно исходить из единства внутреннего и внешнего, субъективного и объективного. Наблюдение используется в первую очередь, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего.

Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя, создание специальных условий в целях изучения причинно-следственных связей. Экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление. В эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов (верификация).

Эксперимент может быть естественным и лабораторным, констатирующим и формирующим.

Естественный эксперимент – метод исследования в естественных условиях, т.е. экспериментальному воздействию подвергаются условия, в которых протекает изучаемая деятельность, сама же деятельность наблюдается в ее естественном протекании. Лабораторный эксперимент отличает то, что он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкциями.

Констатирующий эксперимент направлен на изучение некоторых психологических феноменов в некоторой выборке без дополнительного воздействия на эту выборку. В рамках констатирующего исследования проводится анализ различий или анализ взаимосвязей психологических показателей. Для формирующего эксперимента характерно активное вмешательство исследователя в изучаемые психические процессы. Формирующий эксперимент предполагает проектирование и моделирование содержания формируемых психических новообразований,

Психодиагностические методы. Основным инструментом психодиагностики являются психологические тесты и опросы.

Психологические тесты − это краткие, стандартизированные испытания, не требующие, как правило, сложных технических приспособлений, поддающиеся стандартизации и математической обработке данных. Тестирование дает возможность выявить определенные способности, навыки, умения (или их отсутствие), позволяет наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности.

Методы опроса: интервью, анкетирование. К числу наиболее распространенных средств познания явлений психологии относятся всевозможные опросы. Цель опроса − получение информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашивающих.

Можно выделить несколько видов опросов: устный − интервью, проводимое исследователем по определенному плану и телефонный опрос, и письменный − анкетирование, предназначенное для самостоятельного заполнения.

С помощью данных интервью устанавливаются переменные, относящиеся к изучаемой проблеме, и выдвигаются рабочие гипотезы. Выделяют два вида интервью: стандартизированные, когда формулировки вопросов и их последовательность заранее определены и одинаковы для всех опрашиваемых, и нестандартизированные, когда исследователь руководствуется лишь общим планом интервью.

Анкетирование (заочный опрос) тоже имеет свою специфику. К заочному опросу целесообразнее прибегать в случаях, когда необходимо либо выявить отношение людей к острым дискуссионным вопросам, либо опросить большое число людей за ограниченное время. Основное преимущество анкетирования состоит в возможности массового охвата большого количества лиц. Анкета гарантирует анонимность в большей степени, чем интервью, и потому опрашиваемые могут давать более искренние ответы.

Кроме того к вспомогательным психодиагностическим методам относятся: анализ продуктов деятельности (этот метод широко применяется в исторической психологи и в детской), беседа и методы обработки данных (количественный и качественный анализ).

Коррекционные методы – это методы, которые исследователи используют в отношении психически здоровых людей и направленные на оптимизацию внутреннего мира испытуемых. К коррекционным методам относятся игротерапия, арттерамия, сказкотерапия, психогимнастика, психодрама, аутотренинг и групповой тренинг.

Вопросы для самоконтроля

1. Психология как наука. Задачи психологии.

2. Этапы развития знаний о психике.

3. Особенности психологической науки.

4. Психика, ее основные формы проявления психики.

5. Основные психологические категории.

6. Структура психологической науки (отрасли психологии).

7. Современные психологические направления.

8. Методы психологии.

Темы для обсуждения на практических занятиях:

1. Психология с системе гуманитарного и естественнонаучного знаний.

2. Предмет и задачи психологии как науки.

3. Мир психических явлений.

4. Структура психологии как науки.

5. Этапы развития психологии.

6. Направления и школы западной психологии.

7. Выдающиеся деятели отечественной психологии.

8. Методы психологических исследований.

Сознание как отражение

Если психику рассматривают с материалистических позиций, сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, в результате чего достигается познание и преобразование окружающего мира. Если психику трактовать с идеалистической позиции, то сознание – это собственно человеческая форма психического начала бытия. Но независимо от того, каких мировоззренческих позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т. е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологии, ибо без рефлексии человек не мог бы иметь представление о том, что у него есть психика.

Психологическая характеристика сознания включает:

§ ощущение себя познающим субъектом;

§ способность мысленно в виде образов представлять существующую и воображаемую действительность;

§ способность контролировать собственные психические и поведенческие состояния и управлять ими.

Сознание связано с речью и без нее в высших своих формах не существует. Осознание чего-либо возможно только при его означенности и наделении определенным смыслом. Отсюда еще одна важнейшая характеристика сознания – способность к коммуникации, т. е. передаче другим людям с помощью вербального и невербального языка и других знаковых систем того, что осознает человек. Таким образом, понятии «сознание» включает в себя такие важнейшие составляющие как отражение, деятельность, общение, речь, субъект, личность, индивидуальность, самосознание, рефлексивное сознание и т. п.

Ощущения

Изучение психики как развивающейся динамической системы принято начинать с ее элементарных составляющих. Уже в рамках ассоцианизма, в качестве простейшего элемента психики (и единицы ее анализа) было выделено ощущение. Оно рассматривалось как первичное по отношению к более сложным (вторичным) психическим образованиям − представлениям, мыслям, чувствам и др.

Итак, первую ступень чувственного познания мира составляют разнообразные ощущения, на основе которых складываются целостные образы восприятия.

Ощущение выступает главным признаком одушевленности живого существа. Еще Аристотель в своем учении о душе относил ощущение к основным функциям так называемой животной души, отличающим ее от души растительной. В свете современных воззрений, ощущение − это простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей (стимулов) на соответствующие им органы чувств (рецепторы).

Функции ощущений:

· являются основой более сложных познавательных процессов;

· превращают энергию внешнего воздействия в акт сознания;

· обеспечивают чувственную основу психологической деятельности путём предоставления сенсорного материала для построения психических образов.

Ощущения объективны, поскольку непосредственно связаны с внешним раздражителем, отражают его интенсивность и качественные характеристики и, одновременно, субъективны, т. к. зависят от состояния нервной системы, индивидуальных особенностей организма и психики, мотивационных факторов, специфики ведущей деятельности.

Классификации видов ощущений. Наиболее распространённая, самая ранняя и простая классификация ощущений по модальности (виду) раздражителя. Модальность является качественной характеристикой, в которой проявляется специфичность ощущения как простейшего психического сигнала в отличие от сигнала нервного (Л. М. Веккер).

Со времен Аристотеля бытует устойчивое представление о существовании у человека пяти разновидностей чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.

XIX век ознаменовался открытием новых групп ощущений, таких как вестибулярные, вибрационные, кинестетические и др. В отдельную группу были выделены болевые ощущения.

Наиболее разработанной и логически строгой признана классификация, которую предложил английский физиолог Чарлз Скотт Шеррингтон, выделивший три основных класса ощущений: экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела (например, на коже); интероцептивные или органические, расположенные во внутренних органах (например, в стенках желудка) и сигнализирующие о процессах или изменениях, происходящих в организме (ощущения голода, жажды, боли и т.п.) и проприоцептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях и поставляющие информацию о движении или положении различных частей тела.

Все экстероцептивные ощущеня Ч. Шеррингтон в свою очередь подразделил на две группы: дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые) ощущения. Обонятельные ощущения занимают в этой группировке промежуточное положение.

Свойства ощущений. Любое ощущение может быть описано с помощью нескольких присущих ему свойств. К основным свойствам ощущений относятся: качество, интенсивность, длительность и пространственная локализация.

Качество − это специфическая особенность ощущения, отличающая его от всех других видов ощущений и варьирующаяся в пределах конкретной модальности. Например, к качествам зрительной модальности относятся яркость, насыщенность, цветовой тон; качества слуховых ощущений: высоту, громкость, тембр; качества тактильных ощущений: твердость, шероховатость и т.д.

Интенсивность ощущения − характеристика, определяемая силой действующего раздражителя и функциональным состоянием анализатора.

Длительность ощущения − его временная характеристика, определяемая длительностью воздействия раздражителя, его интенсивностью, а также функциональным состояни­ем анализатора.

Пространственная локализация − это характеристика ощущения, по­зволяющая определить местонахождение воздействующего раздражителя. Так, дистантные ощущения содержат информацию о расположении источ­ника раздражения в пространстве, тогда как контактное ощущение соотносится с той частью тела или точкой на его поверхности, на которую воздействует раздражитель.

В осприятие

Восприятие −это психический процесс формирования целостных образов объектов, непосредственно воздействующих на органы чувств (анализаторы); форма психического отражения комплексного раздражителя в его чувственно доступных пространственных и временных характеристиках.

Восприятие зависит от определенных взаимосвязей между ощущениями, но не сводится к их сумме. Мы воспринимаем яблоко или мяч как целостный предмет, а не просто как сумму цвета, твердости (или упругости), гладкой поверхности и шарообразной формы. Следовательно, восприятие − это не производная от совокупности ощущений, но качественно новая ступень чувственного познания. В воспринимаемом объекте в качестве центрального выделяется то его свойство, которое представляет наибольшую биологическую значимость для организма. От природы этого свойства зависит, информация какого анализатора окажется приоритетной. В соответствии с этим различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное восприятие. Особенно важное значение для восприятия имеют двигательные, или кинестетические ощущения, которые регулируют взаимодействия субъекта и объекта по принципу обратной связи.

Основные закономерности восприятия. Процесс восприятия не ограничивается выделением определенной группы ощущений и объединением их в целостный образ; он предполагает также опознание образа, его сопоставление со следами памяти, осмысление и понимание. Все это требует привлечения прошлого опыта, в связи с чем принято говорить об особом свойстве сознания − апперцепции, т. е. зависимости отчетливого восприятия какого-либо содержания от прошлых впечатлений и накопленных знаний. Благодаря такой связи между актуальными и прошлыми впечатлениями возможна ассимиляция новой сенсорной информации, включение новых образов восприятия в систему человеческого опыта. Поэтому отчетливое и осознанное восприятие окружающего мира невозможно без участия памяти и мышления.

Восприятие в значительной мере зависит от установки, определяемой как целостное состояние субъекта, не осознаваемое им в полной мере и вместе с тем предполагающее «своеобразную тенденцию к определенным содержаниям сознания» или предварительную готовность воспринимать, чувствовать и реагировать на что-либо определенным образом под влиянием прошлого опыта и мотивационных факторов.

Вместе с тем, к основным закономерностям восприятия следует отнести его субъективность: одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, т.е. в зависимости от своих интересов, знаний, потребностей, способностей, целей деятельности и др. субъективных факторов.

Согласно постулатам гештальтпсихологии, восприятие строится по принципу изоморфизма − структурного уподобления формируемого перцептивного образа воспринимаемому объекту.

Свойства восприятия. Восприятие характеризуется через специфические свойства, принципи­ально отличающие его от процессов ощущения.

Осмысленность восприятия заключается в том, что воспринимая предметы и явления, человек осознаёт то, что воспринимается.

Предметность восприятия означает, чтопсихические образы человек осознаёт как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их.

Целостность восприятия предполагает, что в предметах и явлениях действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой зависимости.

Структурность восприятия заключается в том, что восприятие не просто сумма ощущений, в нем отражаются взаимоотношения различных свойств и частей предмета, т. е. его структура.

Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов (или их частей) по сравнению с другими.

Константность восприятия − это способность перцептивной системы поддерживать постоянство существенных признаков предмета несмотря на его изменения.

Виды восприятия. Выделяют несколько видов перцептивной деятельности: восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движений, восприятие человека человеком.

Особую область психических феноменов образует восприятие человека человеком. Экспериментально доказано, что восприятие человеческого лица качественно отличается от восприятия всех других объектов, а момент, когда ребенок начинает распознавать лица близких и реагировать на них, открывает важнейший этап в его психическом развитии. В силу сложности и социальной обусловленности процессов восприятия другого (социальной перцепции), их неразрывной связи с процессами общения, они традиционно вы­деляются в самостоятельную сферу изучения и относятся к приоритетным научным интересам социальной психологии.

Внимание

Внимание − это направленность психики/сознания на определенные объекты или явления, соответствующие потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности. Внимание определяет динамику и селективность сознания, выступает неотъемлемым элементом познания, но, в отличие от других познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т. д.), не имеет своего специфического содержания; оно призвано обеспечивать функционирование всех других познавательных процессов и, вообще, психической активности. В большинстве современных психологических теорий внимания подчеркивается взаимосвязь этой психической функции с актуальными задачами выполняемой субъектом деятельности. Посредством внимания осуществляется упорядочивание сенсорной информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач.

Функции внимания. Внимание выполняет ряд специфических функций, среди которых: отбор поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями, избирательная и длительная сосредоточенность психической активности на одном объекте или виде деятельности, активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психических процессов, регуляция и контроль осуществляемой деятельности. В частности, в отечественной психологии разработана теория внимания как функции внутреннего контроля за соответствием умственных действий программам их выполнения.

Свойства внимания. Свойствами внимания называются особенности его проявления. Направленность показывает избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. Избирательность заключается в настройке на восприятие значимой информации. Объем внимания определяется количеством одномоментно отчетливо воспринимаемых объектов. Способность внимания быстро переключаться с одного объекта на другой выражает переключаемость внимания, а одновременное восприятие нескольких объектов или выполнение нескольких действий называют распределением внимания. Концентрация внимания выражается в степени сосредоточения на объекте, а длительность концентрации на определенном объекте и способность сохранения качеств внимания во времени определяется таким свойством внимания как устойчивость. Степень включенности сознания и воли субъекта в процесс внимания выражается в активности внимания.

Виды внимания. К настоящему моменту в психологической науке сложилось несколько взаимодополняющих классификаций внимания.

По степени волевого контроля выделяют непроизвольное внимание ( генетически исходное, не связанное с сознательными намерениями субъекта и представленное ориентировочным рефлексом, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей), произвольное (сознательно регулируемое) внимание, обусловленное постановкой сознательной цели и представляющее высшую, специфически человеческую форму внимания, и постпроизвольное внимание опосредованное сознательными целями и задачами деятельности, но не требующее для своего поддержания волевых усилий и повышенного психического напряжения; Последний вид внимания связан либо с личностной значимостью и ценностью объекта, либо с увлеченностью и интересом к самому процессу деятельности, и обеспечивает его высокую продуктивность.

В зависимости от направленности различают внешнее, связанное с восприятием предметов и явлений внешнего мира, и внутренне внимание, направленное на внутренние ощущения организма

По форме деятельности выделяют сенсорное и интеллектуальное. Объектами первого выступают раздражители разных модальностей (например, зрительное и слуховое сенсорное внимание), тогда как второе сопровождает мыслительные и мнемические процессы и выделяет в качестве объектов воспоминания, идеи, мысли.

По ведущему анализатору различают зрительное, слуховое, кинестетическое, вкусовое, обонятельное и другие виды внимания.

Память

Память обеспечивает организацию и хранение информации, благодаря чему субъект в каждой конкретной ситуации познания предстает не как tabula rasa (дословно «чистая доска»), но как носитель жизненного опыта

Память − когнитивный процесс, обеспечивающий воспроизведение прошлого опыта, а также одно из основных свойств психики, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания. Память как процесс состоит из четырёх взаимосвязанных процессов: запоминания, забывания, сохранения и воспроизведения. Эти процессы предполагают консолидацию целого множества психических структур и процессов, таких как внимание, мышление, эмоции, личностные установки и потребности и др.; понять общую организацию памяти в отрыве от этих образований невозможно.

Запоминание − это процесс памяти, в результате которого происходит «запечатление», закрепление новой информации посредством ее кодирования (в виде «следов памяти») и связывания с приобретенным ранее опытом. Важнейшей ос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.071 с.)