Развитие западной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие западной психологии



При рассмотрении внутренней структуры психологического знания стоит выделить психоанализ, изучающий бессознательное во всех его проявлениях; бихевиоризм, концентрирую8щееся на содержании и мотивациях деятельности; гуманистическую психологию, изучающую взаимосвязь социокультурных условий жизни человека и его психологии и поведения; когнитивное направление, исследующее в основном содержание и формы по­знавательной психической деятельности. Данная систематизация не является полной, но позволяет получить представление об основных направлениях и школах в психологии.

Психоанализ. Одно из самых известных направлений психологии, основанное на положении о том, что поведение человека определяется не столько сознанием, сколько бессознательными психическими явлениями.

Психоанализ возник на рубеже XIX – XX вв., его основатель − авст­рийский психиатр и психолог 3игмунд Фрейд полагал, что человеком управляют неосознаваемые побуждения, бессознательные инстинкты и желания, поэтому задача психологии состоит в познании глубинных функциональных механизмов психики. Психическое существует как сознательное, предсознательное и бессознательное и организовано в личностную структуру: «Id (оно) − Ego (Я) − Super-Ego (Сверх-Я)». «Оно» включает психические формы, которые никогда не были сознательными, а также формы, вытесненные из сознания. Содержание «оно» влияет на психическую деятельность. «Я» − это психика, связанная с внешним миром. «Я» развивается из «оно» по мере становления личности. «Я» управляет «оно», определяя приемлемость удовлетворения потребностей. «Сверх-Я» развивается из «Я», осуществляет цензуру поведения и мыслей, хранит социальные нормы через функциональные механизмы совести, самонаблюдения и формирования идеалов.

Психоаналитическая концепция развивалась такими известными психологами, как Альфред Адлер и Карл Густав Юнг, а затем неофрейдистами Эрихом Фроммом, Кареном Хорни и др., в настоящее время является одной из основных в психологии личности, а психоанализ остается одним из основных методов психотерапии.

Бихевиоризм. Под влиянием экспериментальных исследований психики животных в 1913 году появилось поведенческое направление в психологии. Психология, с точки зрения представителей бихевиоризма, должна изучать поведение человека, под которым следует понимать совокупность внешне наблюдаемых и объективно регистрируемых реакций на определенные воздействия (стимулы) из внешней среды. Основатель бихевиоризма Джон Уотсон считал, что психология должна стать точной наукой и может основываться исключительно на наблюдении поведения. Уотсон утверждал, что все многообразие поведения человека можно описать с помощью формулы «стимул − реакция».

Все сложные реакции образуются из простейших врожденных реакций с помощью механизма обусловливания, т. е. сочетанием условного и сочета­тельного рефлексов. При сочетании безусловного раздражителя с условным реакция начинает вызываться уже и условным раздражителем, или стиму­лом. Внешние раздражители в виде простых или сложных ситуаций − это стимулы. Ответные движения − это реакция. Тогда поведение человека сле­дует рассматривать как всякую реакцию в ответ на внешний стимул, посред­ством которой происходит приспособление индивида к внешней среде.

При анализе поведения человека различают два его типа: респондентное и оперантное. Респондентное поведение предполагает реакцию, вызываемую известным стимулом. Оперантное поведение − это тип поведения, которое определяется событиями, следующими за реакцией. Один из лидеров бихевиоризма Беррес Фредерик Скиннер утверждал, что поведение формируется под влиянием последствий поступков, в результате поощряемые поступки совершаются чаще, а наказуемые – реже.

Бихевиаризм имеет несколько разновидностей. Когнитивный бихевиоризм Эдварда Толмена в качестве опосредующих факторов рассматриваются познавательные процессы. При этом формула поведения состоит не из двух, а из трех членов: стимул (независимая переменная) − промежуточные переменные (недоступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания) − зависимая переменная (реакция).

Авторы теории субъективного бихевиоризма Джорж Миллер, Евгениий Галлантер и Карл Прибрам, включили в структуру поведения в качестве промежуточных механизмов, опосредующих стимул и реакцию, «образ» (организованную информацию, которой обладает организм о себе и окружающем мире) и «план» (усвоенные организмом алгоритмы поведения). Человек уподоблялся своего рода вычислительной машине, а человеческое поведение описывалось цепочкой «проба − операционная фаза − проба – результат», тем самым в структуру поведения был включен механизм обратной связи. В целом бихевиоризм, уделяя основное внимание поведению субъекта, не включает в предмет своего анализа сознание человека, его личностные ценности, моральные качества и т. д.

Гештальтпсихология. В то же время, когда в Америке началось развитие бихевиоризма, в Германии зародилась гештальтпсихология. Это направление психологии связано в первую очередь с именами немецких исследователей Макса Вертгеймера, Курта Коффки и Вольфгонга Кёлера. Основным понятием гештальтпсихологии является понятие гештальта (от нем. gestalt − образ, форма, структура). Гештальт – это целостная структура, которая, в отличие от суммы своих составляющих, обладает особыми качествами. Опираясь, на такие особенности восприятия, как целостность и константность, М. Вермейер описал основные принципы организации восприятия. Это принцип близости, когда то, что расположено рядом во времени или пространстве, объединяется в единую форму; принцип схожести, когда похожие элементы воспринимаются едино; принцип замкнутости, который выражается в том, что сознанию свойственно достраивание образа; принцип фигуры и фона, который выражается в том, что всё, что человек наделяет определенным смыслом, воспринимается им как фигура на менее структурированном фоне. Эти принципы восприятия не зависят от высших мыслительных процессов или прошлого опыта; они присутствуют в наблюдаемых объектах сами по себе. М. Вертгеймер назвал их вспомогательными факторами.

Для психики роль гештальта чаще всего играет последовательность действий, начав которую, мы испытываем потребность завершить её. Например, мышление – это поочередная смена гештальтов, то есть возможность видеть одну и ту же проблему под разными углами, в соответствии с поставленной задачей. Таким образом, предметом исследования гештальтпсихологии является сознание, которое представляет собой динамическую целостную структуру, где все элементы тесно взаимосвязаны между собой. Продуктивную сущность мышления представители гештальтпсихологии видели в возникновении в мышлении нового качества, не сводимого к качествам отдельных его элементов. Оно обозначается как новый гештальт или новая структура. Характерным для мышления является момент усмотре­ния этого нового качества (структуры). Это усмотрение происходит внезапно и обозначается термином инсайт (от англ. insight – озарение). Однако важен не сам по себе факт вне­запности решения, а объяснение того, почему решение наступает внезапно. Внезапность решения основывается на усмотрении структуры в проблемной ситуации. Не субъект обнаруживает сущность, а она сама себя обнаруживает. Таким образом, для гештальпсихологии большего внимания заслуживают вспомогательные факторы организации восприятия, чем результатам научения или опыта.

Гуманистическая психология. Гуманистическая психология возникла в США в 40−50-х гг. благодаря трудам Карла Роджерса и Абрахама Маслоу. Основной принцип гуманистической психологии − оптимистический взгляд на природу человека, утверждение личностного характера человеческой жизни, внимание к личности, ее способности реализовать себя. Представители гуманистического подхода в психологии выступили против бихевиоризма и психоанализа как негуманных и редукционистских направлений в психологии. С их точки зрения, предметом психологии должна стать уникальная и неповторимая личность, которая постоянно осознает свое предназначение в жизни, регулирует границы своей субъективной свободы. На первый план выдвигаются проблемы самоактуализации, поиска смысла жизни, свободы выбора и т. д.

Согласно концепции К. Роджерса, для человека единственно подлин­ной реальностью является его личный мир переживаний. Центральное место в этом субъективном мире принадлежит Я-концепции, в которой отра­жено представление человека о самом себе, о том, каким видит себя человек в связи с различными ролевыми функциями, а так же представление о том, кем субъект хотел бы быть (Я-идеальное).

Для характеристики людей, которые полностью реализуют свои спо­собности, движутся в направлении познания себя, вводится понятие «полно­ценно функционирующий» человек, которому свойственны такие качества как открытость переживанию, экзистенциальный образ жизни, организмическое доверие, эмпирическая свобода, креативность.

Фундаментальным тезисом, лежащим в основе гуманистической теории Маслоу, является то, что изучать нужно каждого человека как единое, уникальное, организованное целое, а не отдельные проявления поведения. В качестве основной задачи в жизни человека Маслоу видит самоусовершенствование. По Маслоу, мотивация влияет на поведение человека в целом, а не только на отдельные его аспекты. Он считал, что в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования, а негативные и разрушительные качества и проявления у людей являются результатом фрустраций или неудовлетворенных потребностей, а не каких-то наследственных пороков. Он описывает человеческую мотивацию в терминах иерархии потребностей. Низшие (более основные) потребности в иерархии должны быть разумно удовлетворены прежде, чем потребности высокого уровня становятся доминантой побудительных сил в поведении человека. Удовлетворяются потребности в следующем порядке: 1) физиологические потребности; 2) потребности безопасности и защиты; 3) потребности принадлежности и любви; 4) потребности самоуважения; 5) потребности самоактуализации, или потребности личного совершенствования.

Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития − к самореализации.

Когнитивная психология. Зарождение когнитивной психологии произошло в середине XX века, в эпоху бурного развития технологий и вычислительных машин. Актуальным вопросом для изучения на тот момент являлся вопрос обоснования особенностей взаимодействия человека с современными технологиями в ракурсе психологии. Согласно основным идеям когнитивной психологии, решающую роль в поведении человека играют интеллектуальные и мыслительные процессы. Основатель когнитивного направления американский психолог Джордж Миллер видел основную задачу психологии в изучении мыслительных процессов человеческого сознания, человеческого языка, особенностей памяти, процесса восприятия и образования понятий. Его коллега, американский психолог и педагог Джером Брунер, основное внимание уделял изучению значения процесса восприятия в познании человеком окружающего мира. Согласно его концепции познание мира носит, прежде всего, чувствительный и двигательный характер. Это значит, что ничто не может быть включено в мысль, не пройдя сначала чувства, особенно через двигательную активность.

Американский исследователь Ульрих Найссер, автор книги «Когнитивная психология» (1967) определил познание как процесс, при помощи которого сенсорные стимулы подвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются, т. е. познание присутствует в любом акте человеческой деятельности. Таким образом, когнитивная психология имеет дело с ощущениями, восприятием, воображением, памятью, мышлением и всеми остальными видами психической активности.

В исследованиях Джорджа Келли был сформулирован основной постулат когнитивной психологии, согласно которому все личностные психологические процессы организованы таким образом, чтобы обеспечить человеку способность к максимальному прогнозированию предстоящих событий. Согласно теории Дж. Келли каждый человек отличается не только количеством, имеющихся у него конструктов, но и их расположением в структуре психики. Система конструктов в личности человека не является статичной и находится в процессе постоянного изменения в связи с влиянием опыта, получаемого человеком в процессе роста и развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.011 с.)