Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учебно-методический комплекс. Учебно-методический комплекс↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ИСТОРИЯ РОССИИ Преподаватель, составление – доцент Порозов В.А., канд. ист. наук Пермь 2020
Р е ц е н з е н т:
кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и общественных наук Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Н.Л. Габриель
Учебно-методический комплекс по дисциплине История составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлениям педагогического и непедагогического бакалавриата. Дисциплина относится к базовой части учебного плана ООП УМК раскрывает содержание курса; цели и задачи изучения дисциплины; средства, формы и методы их реализации. Адресовано студентам, изучающим дисциплину.
© Порозов В.А., составление, 2020 ©ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2020 Содержание
1. Цель изучения дисциплины 2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы 3. Требования к результатам освоения дисциплины Принятая структура компетенций 3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций 4. Объем дисциплины 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы 4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы 5. Содержание дисциплины 5.1. Программа дисциплины Содержание семинарских и практических занятий 6. Формы и методы обучения 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов 7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов 7.2. План-график самостоятельной работы студентов 7.3 Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению 8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины 8.1. Основная литература 8.2. Дополнительная литература 8.3. Учебно-методические материалы Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы 8.5. Материально-техническое обеспечение 9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации 9.1. Содержание и форма проведения входного контроля 9.2. Содержание и форма текущего контроля знаний 9.2.1. Формы текущего контроля знаний 9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций 9.2.3. Перечень контрольных вопросов для самопроверки студентов Примерный перечень экзаменационных вопросов ___________ 1. Целью изучения дисциплины является реализация государственных образовательных стандартов в отношении содержания и уровня подготовки выпускников высших учебных заведений; формирование у студентов представления об основных этапах и содержании истории с древнейших времен до наших дней, научного мировоззрения, чувства патриотизма, уважения к отечественным и мировым культурным традициям.
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной Программы Дисциплина относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла. Для освоения дисциплины История студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении в общеобразовательном учреждении следующих дисциплин: История России; Обществознание; – в высшей школе: Всеобщая история. Освоение дисциплины История является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин: Философия Политология Социология Педагогика Этика, эстетика Культурология 3. Требования к результатам освоения дисциплины Принятая структура компетенций Дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВО по специальностям / направлениям подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» и 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)».
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач ЗНАТЬ Уровень 1. Общие, но не структурированные знания о методах поиска, анализа и синтеза информации. Код З1 (УК-1). Уровень 2. Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания о методах поиска, анализа и синтеза информации. Код З1 (УК-1). Уровень 3. Сформированные системные знания о методах поиска, анализа и синтеза информации. Код З1 (УК-1). УМЕТЬ Уровень 1. В целом успешно, но не системно умеет использовать методы поиска, критического анализа и синтеза информации. Код У1 (УК-1); В целом успешно, но не системно умеет решать поставленные задачи. Код У2 (УК-1). Уровень 2. В целом успешные, но содержащие отдельные пробелы в умении использовать методы поиска, критического анализа и синтеза информации. Код У1 (УК-1); В целом успешные, но содержащие отдельные пробелы в умении системно решать поставленные задачи. Код У2 (УК-1). Уровень 3. Сформированное умение использовать методы поиска, критического анализа и синтеза информации. Код У1 (УК-1). Сформированное умение системно решать поставленные задачи. Код У2 (УК-1). ВЛАДЕТЬ Уровень 1. В целом владеет навыками использования методов поиска, критического анализа и синтеза информации. Код В1 (УК-1). В целом владеет навыками системного решения поставленных задач. Код В2 (УК-1). Уровень 2. Владеет навыками использования методов поиска, критического анализа и синтеза информации. Код В1 (УК-1); Владеет навыками системного решения поставленных задач. Код В2 (УК-1). Уровень 3. Сформированные навыки владения навыками методов поиска, критического анализа и синтеза информации. Код В1 (УК-1); Сформированные навыки владения системного решения поставленных задач. Код В2 (УК-1).
ЗНАТЬ Уровень 1. Общие, но не структурированные знания особенностей межкультурного разнообразия общества в социально-историческом контексте. Код З1 (УК-5); Общие, но не структурированные знания особенностей межкультурного разнообразия общества в этическом и философском контекстах. Код З2 (УК-5). Уровень 2. Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания особенностей межкультурного разнообразия общества в социально-историческом контексте. Код З1 (УК-5); Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания особенностей межкультурного разнообразия общества в этическом и философском контекстах. Код З2 (УК-5). Уровень 3. Сформированные системные знания особенностей межкультурного разнообразия общества в социально-историческом контексте. Код З1 (УК-5); Сформированные системные знания особенностей межкультурного разнообразия общества в этическом и философском контекстах. Код З2 (УК-5). УМЕТЬ Уровень 1. В целом успешно, но не системно умеет определять особенности межкультурного разнообразия общества в социально-историческом контексте. Код У1 (УК-5); В целом успешно, но не системно умеет определять особенности межкультурного разнообразия общества в этическом и философском контекстах. Код У2 (УК-5). Уровень 2. В целом успешные, но содержащие отдельные пробелы в умении определять особенности межкультурного разнообразия общества в социально-историческом контексте. Код У1 (УК-5); В целом успешные, но содержащие отдельные пробелы в умении определять особенности межкультурного разнообразия общества в этическом и философском контекстах. Код У2 (УК-5). Уровень 3. Сформированное умение определять особенности межкультурного разнообразия общества в социально-историческом контексте. Код У1 (УК-5); Сформированное умение определять особенности межкультурного разнообразия общества в этическом и философском контекстах. Код У2 (УК-5). ВЛАДЕТЬ Уровень 1. В целом владеет навыками систематизации особенностей межкультурного разнообразия общества в социально-историческом контексте. Код В1 (УК-5); В целом владеет навыками систематизации особенностей межкультурного разнообразия общества в этическом и философском контекстах. Код В2 (УК-5). Уровень 2. Владеет навыками систематизации особенностей межкультурного разнообразия общества в социально-историческом контексте. Код В1 (УК-5); Владеет навыками систематизации особенностей межкультурного разнообразия общества в этическом и философском контекстах. Код В2 (УК-5). Уровень 3. Сформированные навыки владения навыками систематизации особенностей межкультурного разнообразия общества в социально-историческом контексте. Код В1 (УК-5); Сформированные навыки владения навыками систематизации особенностей межкультурного разнообразия общества этическом и философском контекстах. Код В2 (УК-5).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - методы поиска, критического анализа и синтеза информации; основные положения системного подхода в решении поставленных задач. Код З1 (УК-1). - особенности межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах. Код З1 (УК-5). Код З2 (УК-5). уметь: - использовать методы поиска, критического анализа и синтеза информации, системно решать поставленные задачи. Код У1 (УК-1). Код У2 (УК-1). - определять особенности межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах. Код У1 (УК-5). Код У2 (УК-5). иметь навыки и (или) опыт деятельности: - владеть навыками использования методов поиска, критического анализа и синтеза информации, системного решения поставленных задач. Код В1 (УК-1). Код В2 (УК-1). - владеть навыками систематизации особенностей межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах. Код В1 (УК-5). Код В2 (УК-5).
3.2 Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
П/п |
Наименование раздела дисциплины |
Кол-во Часов |
Формируемая Компетенция | ||||
УК-1 | УК-5 | |||||||
1 | Предмет курса. | 6 | + | |||||
2 | Особенности становления государственности в России. Русское средневековье | 30 | + | + | ||||
3 | Россия в XVIII – начале XX вв.: проблемы модернизации | 30 | + | + | ||||
4 | Актуальные вопросы новейшей истории России | 42 | + | + | ||||
(Подготовка к экзамену) | 36 | + | ||||||
Итого: | 144 |
4. Объем дисциплины
4.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Самостоятельная работа (СРС) (всего) В том числе: | 102 | 124 | 124 | |||
| Реферат | ||||||
Эссе | 6 | ||||||
Конспект в рабочей тетради | 25 | 100 | 100 | ||||
Подготовка доклада | 25 | ||||||
Контрольная работа | |||||||
Работа с монографией | |||||||
Тренировочная тестовая работа | 10 | 25 | 25 | ||||
Составление презентаций | |||||||
Подготовка к экзамену | 36 | 36 | 36 | ||||
Часы на контроль | 10 | 10 | |||||
Общая трудоемкость: часы/ зачетные единицы | 144/4 | 144/4 | 144/4 | ||||
Входной контроль (вид, № семестра) | Тест 1, 2 | Тест 1, 2 | Тест 1, 2 | ||||
Текущий контроль (вид, № семестра) | Тест 2, 2 | Тест 2, 2 | Тест 2, 2 | ||||
Форма промежуточной аттестации (экзамен, зачет) - № семестров | Экзамен 2 | Экзамен 2 | Экзамен 2 |
4.2 Распределение часов по темам и видам учебной работы (дневная форма обучения)
№ п/п |
Раздел
|
Всего час. | Виды учебной работы студентов и трудоемкость (в часах) | |||||
Аудиторная работа | Сам.работа | |||||||
Лек. | Сем. | Пр. | Лаб. | Обяз. | Доп. | |||
1 | Предмет курса. | 6 | 2 | 4 | ||||
2 | Особенности становления государственности в России. Русское средневековье | 30 | 4 | 4 | 16 | |||
3 | Россия в XVIII – начале XX вв.: проблемы модернизации | 30 | 4 | 6 | 16 | |||
4 | Актуальные вопросы новейшей истории России | 42 | 2 | 10 | 30 | |||
(Подготовка к экзамену) | 36 | 36 | ||||||
Итого: | 144 | 12 | 20 | 102 |
5. Содержание дисциплины
5.1. Программа дисциплины
Раздел 1. Предмет курса.
Тема 1. Предмет курса.
Основные понятия и персоны: история, методология, теория, формация, цивилизация, патриотизм, исторический источник, историография;
Л.Н. Гумилев, Н.Я. Данилевский, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, К.Маркс, С.М. Соловьев, В.Н. Татищев, А.Тойнби, О. Шпенглер.
Предмет курса. Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки. Общая методология исторической науки. Функции исторического знания. Роль теории в познании прошлого. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Основные направления современной исторической науки. Учебно-методические и воспитательные задачи курса.
Источники по отечественной истории: письменные, вещественные, аудиовизуальные.
Историография как наука. Основные достижения отечественной историографии.
Русское средневековье
И средневековье
Основные понятия и персоны: автократия, античность, Великая степь, Великое переселение народов, демократия, деспотия, духовно-рыцарский орден, политика, полис, республика, тирания, цивилизационный очаг;
Александр Невский, Альмуш, Аттила, Батый, Гедимин, Германарих, Митридат, Чингисхан.
Разные типы общностей в догосударственный период. Проблемы этногенеза и роль миграций в становлении народов. Специфика цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности. Арии, скифы. Греческие колонии в Северном Причерноморье, Боспорское царство. Великое Переселение народов в III–VI веках. Падение Римской империи. Смена форм государственности.
Внешнеполитическое окружение Русского государства в средневековье: Запад. Византия, Болгария, Закарпатье, Польша и Литва, Швеция, Ордена, Страны Западной Европы. Международные связи древнерусских земель. Борьба Северо-Восточной Руси с западной экспансией. Александр Невский. Великое Литовское княжество.
Внешнеполитическое окружение Русского государства в средневековье: Восток. Хазария, Булгария, печенеги, половцы, народы и государства Кавказа и Закавказья, «хождения за три моря».
Образование монгольской державы. Причины и направления монгольской экспансии. Улус Джучи. Ордынское нашествие; иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства. Золотая Орда.
Тема 3. C тановление и развитие Древнерусского раннефеодального государства
(IX – XII вв.)
Основные понятия и персоны: ассимиляция, боярство, вече, вотчина, государство, дань, дружина, класс общественный, князь, полюдье, православие, раннефеодальная монархия, смерд, структура социальная, холоп, христианство, этногенез, язычество;
Владимир Мономах, Владимир I (Святой, «Красное Солнышко»), Игорь, Олег «Вещий», Ольга, Рюрик, Святослав Игоревич, Ярослав Мудрый.
Проблемы этногенеза и ранней истории славян. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII–IX вв. Причины появления княжеской власти и ее функции. Происхождение и развитие Древнерусского государства в IX–XII вв. «Внешний фактор» в процессе возникновения Киевской Руси.
Особенности социально-политического развития Древнерусского государства. Характер общественно-экономической формации. Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия. Князья, бояре, дружина, духовенство в Древней Руси. Роль вече. Города в политической и социально-экономической структуре Древней Руси. «Русская правда» Ярослава Мудрого. Крестьянство в Древней Руси. Эволюция древнерусской государственности в XI–XII вв.
Христианизация. Древнерусская культура.
Проблемы модернизации
Содержание семинарских и практических занятий
Список литературы
Гвозденко К., Горский А. О порядке наследования княжеской власти в древней Руси // Российская история (далее – РИ). 2017. №6. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1901241
Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Астрель, 2015. – URL:
http://avidreaders.ru/book/drevnyaya-rus-i-velikaya-step.html
http://iknigi.net/avtor-lev-gumilev/19800-drevnyaya-rus-i-velikaya-step-lev-gumilev.html
http://lifeinbooks.net/chto-pochitat/drevnyaya-rus-i-velikaya-step-lev-gumilev/
http://readli.net/drevnyaya-rus-i-velikaya-step/
http://thelib.ru/books/gumilev_lev_nikolaevich/drevnyaya_rus_i_velikaya_step.html
Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Астрель, 2015. – URL:
Карпов А.Ю. Великий князь Александр Невский. М.: Мол. гвардия, 2010. – URL: http://mexalib.com/view/438249
Келембет С.Н. Князь Олег Вещий и поход Руси на Константинополь // StudiaHistoricaEuropaeOrientalis = Исследования по истории Восточной Европы: науч. сб. Вып. 8. Минск: РИВШ, 2015. – URL: http://istorja.ru/articles.html/russia/kelembet-s-n-knyaz-oleg-veshhiy-i-pohod-rusi-na-konstantinopol-r375/
Кучкин В.А. Переяславль и Переяславское княжество в Х – первой трети XIII в. // РИ. 2017. №4. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1881218
Нестеренко А. Н. Князь Мстислав МстиславичТоропецкий (Удалой) // Вопросы истории. 2017. № 11. – URL: http://istorja.ru/articles.html/russia/nesterenko-a-n-knyaz-mstislav-mstislavich-toropetskiy-udaloy-r512/
Рыбаков Б.А. Рождение Руси. М.: АиФ-Принт, 2004. – URL: https://royallib.com/book/ribakov_b/rogdenie_rusi.html
Стефанович П.С. История полюдья в средневековой Руси (X-XVI вв.) // РИ. 2017. №6. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1901241
ТЕМА 2. ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
(Х IV – Х VI вв.)
ЦЕЛЬ: изучить причины и процесс возвышения Москвы, рассмотреть деятельность первых московских князей и самодержцев, раскрыть цивилизационную роль Москвы как собирателя русских земель и центра новой российской государственности.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ: дворянство, Земский собор, земщина, монастырь, опричнина, пожилое, посольство, сословно-представительная монархия, «Стоглав», стрелецкое войско, судебник, тирания, уезд, Юрьев день.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ: Дмитрий Донской, Ермак, Иван Ш, Иван IV Грозный, А.Курбский.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
Список литературы
Ерусалимский К.Ю. Московско-литовская война 1562–1566 гг. и введение опричнины: проблемы демографии и земельной политики // РИ. 2017. №1. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1892521
Кучкин В. «Ахматово слово ко Ивану» (о послании 1490 г. хана Большой орды Ахмата ИвануIII // РИ. 2018. №1. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=2185395
Потехи и потешные московских царей // РИ. 2018. №1. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=2185395
Скобелкин О.В. «Украины» Разрядной книги 1475–1605 гг. // РИ. 2015. №5. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1512959
Филюшкин А.И. Как изучать Ливонскую войну? (историографические заметки). // РИ. 2015. №4 – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1435137.
Список литературы
Агеева О.Г. Императорский двор России XVIII в.: между европеизацией и традицией // РИ. 2014. – URL: №1. https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1253829
Анисимов Е. Елизавета Петровна. М.: Мол.гвардия, 2005. – URL: https://e-reading.by/book.php?book=134529
Дмитриев А.В. Была ли Россия «дворянской империей»? Некоторые аспекты военной службы дворянства в середине XVIII в. // РИ. 2014. №4. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1298437
Корчмина Е.С. «В честь взяток не давать»: «почесть» и «взятка» в послепетровской России // РИ. 2015. №2. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1387920
Масси Р. Петр Великий. Деяния самодержца; Петр Великий. Ноша императора. М.: Амфора, 2015. – URL: http://mexalib.com/view/409061; http://mexalib.com/view/409054
Медведев И. Петр I. Добрый или злой гений России. М.: Вече, 2015. https://profilib.net/chtenie/27548/ivan-medvedev-petr-i-dobryy-ili-zloy-geniy-rossii-47.php; http://iknigi.net/avtor-ivan-medvedev/97629-petr-i-dobryy-ili-zloy-geniy-rossii-ivan-medvedev.html
Молчанов М. Петр I. М.: Эксмо, 2003. – URL: http://bookre.org/reader?file=584554&pg=4
Павленко Н.И. Екатерина Великая. М.: Мол.гвардия, 20013. – URL: http://bookscafe.net/book/pavlenko_nikolay-ekaterina_velikaya-237764.html
Павленко Н.И. Петр I. М.: Мол.гвардия, 2007. – URL: http://mexalib.com/view/441585
Феномен реформ на западе и востоке Европы в начале Нового времени (XVI–XVIII вв.): сб. ст. / под редакцией М.М. Крома, Л.А. Пименовой. СПб.: Изд-во Европ. Ун-та в СПб., 2013. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21753329
ТЕМА 4. РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА (1900 – 1914 гг.)
ЦЕЛЬ: Изучить социально-политическую ситуацию в стране в начале ХХ в. Проанализировать причины, характер, особенности, основные этапы и значение революции 1905-1907 гг., процесс формирования политических партий в России, их классификацию, основные программные и тактические установки. Изучить социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в России после поражения революции 1905-1907 гг., разобраться в содержании политики бонапартизма, замысле и результатах столыпинских реформ.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ: большевики, бонапартизм (политика бонапартизма), Государственная дума, движущие силы, забастовочное движение, кадеты, меньшевики, монархисты, октябристы, политическая партия, программа партии, революционная ситуация, революционный кризис, революция, советы рабочих депутатов, социал-демократы, столыпинская аграрная реформа, третьеиюньская монархия, характер революции, черносотенцы, эсеры.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ: С.Ю.Витте, А.И.Гучков, А.И.Дубровин, В.И.Ленин, Ю.О.Мартов, П.Н.Милюков, Николай II, В.М.Пуришкевич, М.В.Родзянко, Л.Д.Троцкий, П.А.Столыпин, В.М.Чернов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
Социально-политическая ситуация в России в начале ХХ в. Необходимость политической модернизации. Политические партии в России начала ХХ в.: генезис (история формирования), классификация, программы, тактика.
Список литературы
Белокуров Е.В. К истории столыпинской модернизации: реформа продовольственного дела (1909 – 1917 гг.) // РИ. 2017. №4. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1881218
Виктор П. Столыпинская аграрная реформа и российмкая провинция (по материалам Калужской губернии) // РИ. 2017. №1. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1892521
Давыдов М.А. Личное и групповое землеустройство в ходе Столыпинской аграрной реформы (1907–1915 гг.) // РИ. 2015. № 3. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1430098
Омельянчук И.В. Провинциальная контрреволюция: Иваново-Вознесенская самодержавно-монархическая партия // РИ. 2017. №2. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1830104
Первая революция в России: взгляд через столетие / под ред. А.П. Корелина, С.В. Тютюкина. М.: Памятники исторической мысли, 2005. – URL: http://www.piminfo.ru/catfile/bbook_Pdf_small_101.pdf
Список литературы
Айрапетов О.Р. Участие Российской империи в Первой мировой войне (1914–1917). М.: Кучково Поле, 2014. – URL: https://profilib.net/chtenie/19886/oleg-ayrapetov-uchastie-rossiyskoy-imperii-v-pervoy-mirovoy-voyne-1914-1917-1914-god.php
Макаров Н.В. Российская империя в Первой мировой войне: Современная англо-американская историография // РИ. 2014. №5. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1343337
Петров Ю.А., Павлов Д.Б. Первая мировая война: кто виноват? (Историографический этюд) // РИ. 2014. №5. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1343337
Розенталь И.С. Новое исследование о русской общественности в годы Первой мировой войны // // РИ. 2015.. №6. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1550011
Шелохаев В., Соловьёв К. Февраль в тени Октября (историографические итоги и исследовательские задачи) // РИ. 2018. №1. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=2185395
Список литературы
Верхотуров Д. Сталин.Экономическая революция. М.: Олма-Пресс, 2006. – URL: https://royallib.com/read/verhoturov_dn/stalin_ekonomicheskaya_revolyutsiya.html#0
Золотарев О.В. Советский Союз в 1930-е годы: поворот в идеологии и историческое образование // Интеллигенция и мир: 2015. №1. – URL: http://ivanovo.ac.ru/upload/medialibrary/97b/InteligentciyaIMir_2015_1.pdf
Назаренко К. Б. Михаил Николаевич Тухачевский: между мифом и исторической наукой // НИР. 2015. №3. – URL: http://modernhistory.ru/14
Назаренко Н. Н., Башкин А. В. Экспорт зерновых начала 30-х гг. XX в. в контексте голода 1932-1933 гг. // НИР. 2016. №3. – URL: http://modernhistory.ru/17
Что мы должны знать о Сталине – URL: https://histrf.ru/biblioteka/book/chto-my-dolzhny-znat-o-stalinie
Список литературы
Борозняк А.И. «Имя Сталинграда выжжено огнём»: Сталинградская битва в исторической памяти ФРГ // РИ. 2014. №1. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1253829
Будницкий О.В. Материалы по истории оккупационного режима и коллаборационизма в период Великой Отечественной войны в американских архивах // РИ. 2014. №3. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1253829
Залесский К. Великая Отечественная война: Большая биограф.энц. М.: АСТ, 2013. – URL: http://mexalib.com/view/474887
Короленков А.В.Причины военной катастрофы 1941-го: из новейшей литературы // РИ. 2015. №4. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1435137
Семененко В. Великая отечественная война: Как это было. М.: Кн. клуб, 2008. – URL: http://mexalib.com/view/408277
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
Список литературы
Амосова А. А., Бранденбергер Д. Новейшие подходы к интерпретации "Ленинградского дела" конца 1940-х — начала 1950-х годов в российских научно-популярных изданиях // НИР. 2017. №1. – URL: http://modernhistory.ru/18
Артёмов Е. Советский атомный проект: слагаемые успеха // РИ. 2017. №6. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1901241
Комиссаров В.В. Интеллигенция, фантастика и социальные прогнозы в советском обществе 1960—80-х годов // Интеллигенция и мир: 2016. №2. – URL: http://ivanovo.ac.ru/upload/medialibrary/0dc/IM_2_2015.pdf
РиберДж.А. Послевоенные цели Сталина // РИ. 2017. №4. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1881218
Филиппов А.В. Новейшая история России 1945 – 2006 гг.: кн. для учителя. М.: Просвещение, 2007. – URL: https://knigi.link/rossii-istoriya/noveyshaya-istoriya-rossii-19452006-dlya.html;http://www.school-russia.prosv.ru/umk/istoriya/index.html
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
Распад СССР.
Россия в 1990-е гг.
Список литературы
Барсенков А.С. Политика перестройки и реформирование советского общества в 1985–1991 гг.; Внешняя политика России в 1990-е гг.: адаптация к новым условиям; Политика «нового мышления» и окончание холодной войны (1985–1990) // РИ. 2014. №6; 2015. №6; 2017. №4. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1364554;https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1550011; https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1881218
Жуков В.Ю. Новейшая история России: Перестройка и переходный период. 1985–2005: учеб.пособие для студентов всех специальностей и форм обучения. СПб.: ГАСУ, 2006. – URL: https://www.spbgasu.ru/documents/docs_257.pdf
Золотарев О.В. Либеральная интеллигенция в современной России // Интеллигенция и мир: 2016. № 2 – URL: http://ivanovo.ac.ru/upload/medialibrary/665/IM_2_2016.pdf
Президент России: Официальный сайт. – URL: http://www.kremlin.ru/
Роман К. Кооперативы в годы перестройки; сложности и противоречия становления частного бизнеса в СССР // РИ. 2017. №1. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1892521
Формы и методы обучения
Аудиторная работа:
Традиционные формы и методы
- лекции;
- семинарские занятия.
Неигровые методы и формы, методы проблемного обучения
- проблемные лекции;
- интерактивные лекции с использованием современных информационных средств;
- выступление с докладом, эссе, сообщением по реферату;
- оппонирование студентами рефератов, проектов, исследовательских работ.
Интерактивные и активные формы проведения занятий
- дискуссия;
- тестирование;
- занятия, проводимые в интерактивных формах.
Методы и формы внеаудиторной работы:
Традиционные:
- конспектирование литературы;
- реферирование монографии и периодических изданий;
- подготовка реферата и доклада.
Неигровые методы и методы и формы формирования научно-исследовательской
деятельности
- написание эссе и иные творческие работы;
- научно-исследовательская деятельность;
- поиск и создание базы данных, материалов, размещенных в сети Интернет (составление портфолио).
7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
№ раздела дисциплины |
Наименование раздела
дисциплины
Формы самостоятельной работы
(ак. час. / зач. ед.)
Общая трудоемкость
(ак. час. / зач. ед.)
7.2. План-график самостоятельной работы студентов
№ П/п |
Формы самостоятельной Работы |
Раздел дисциплины курса |
Вид сам. Работы |
Сроки (неделя семестра) |
Форма Контроля | |
Обязат. | Допол. | |||||
1. | Создание базы данных сети Интернет | Разделы 1-4 | + | 1-10 | Балльно-рейтинговая | |
2. | Работа с монографиями, научными статьями | Разделы 2-4 | + | 3-15 | Балльно-рейтинговая | |
3. | Доклад | Разделы 2-4 | + | 5-12 | Балльно-рейтинговая | |
4. | Эссе | Разделы 3-4 | + | 6-13 | Балльно-рейтинговая | |
5. | Составление презентаций | Разделы 2-4 | + | 5, 7, 10 | Балльно-рейтинговая | |
6. | Тренировочная работа с тестами | Разделы 1-4 | + | 1-15 | Текущий и итоговый тесты |
7.3 Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации
По их выполнению
Темой реферата (по согласованию с преподавателем) может стать любой вопрос, выносимый на семинарские занятия (см. в данном УМК: 5.2. Содержание семинарских и практических занятий), а также, при желании студента расширить свои знания за счет краеведческого материала, можно выбрать тему (по согласованию с преподавателем), руководствуясь содержанием программы курса «История и культура Прикамья». Ознакомиться с ней можно в Учебно-методическом комплексе (УМК) по этому курсу в системе Moodle. Списки дополнительной литературы по избранным в этом случае темам имеются там же.
Темой эссе может стать изложение основных идей и собственных размышлений по проблеме, освещаемой в любой работе, приведенной как в списках литературы к семинарским занятиям, так и на указанных страницах краеведческого пособия.
Контрольные работы проводятся по вопросам, содержащимся в разделе данного УМК: 9.2.3.Перечень контрольных вопросов для самопроверки студента.
Учебно-методическое, информационное
и материально-техническое обеспечение дисциплины
8.1. Основная литература
Базовый учебник:
Зуев М.Н. История России: учеб. пос. для бакалавров. 2-е изд. М.: Юрайт, 2013. (и другие издания).
Основная литература:
История России: учеб. пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2013. – 528 с. (и другие издания).
Кириллов В.В. История России: учеб. пос. для бакалавров. 5-е изд. М.: Юрайт, 2013. (и другие издания).
Некрасова М.Б. Отечественная история: учеб. пос. для бакалавров. 3-е изд. М.: Юрайт, 2013. (и другие издания).
8.2. Дополнительная литература
№ п/п |
Краткая аннотация
Дворниченко А.Ю. История России: учебник / А.Ю. Дворниченко, Ю.В. Тот, М.В. Ходяков
Предложен авторский анализ основных событий и явлений отечественной истории. Книга поможет успешно подготовиться к экзаменам и семинарским занятиям, а при самостоятельном изучении истории России осмыслить и упорядочить события многовековой истории Российского государства. исторической науки.
Деревянко А.П.
История России: учеб.пособие / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельников
В краткой и понятной форме изложена история России с древнейших времен до наших дней с учетом последних исследований по отечественной истории. Освещены проблемы социально-экономического и политического развития страны, рассмотрены внутренняя и внешняя политика, культура.
История России с древнейших времен до начала XXI века. В 2-х т. Т.1: С древнейших времен до конца XVIII века / под ред. А.Н. Сахарова
Издание отличается основательностью и подробностью изложения. Прекрасное пособие для подготовки к семинарским занятиям.
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.71.146 (0.01 с.)