Учебно-методический комплекс. Учебно-методический комплекс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методический комплекс. Учебно-методический комплекс



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

ИСТОРИЯ РОССИИ

Преподаватель, составление – доцент Порозов В.А., канд. ист. наук

Пермь 2020

 

Р е ц е н з е н т:

 

кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и общественных наук

Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета

Н.Л. Габриель

 

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине История составлен в соответствии         с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлениям педагогического и непедагогического бакалавриата. Дисциплина относится к базовой части учебного плана ООП УМК раскрывает содержание курса; цели и задачи изучения дисциплины; средства, формы и методы их реализации.

Адресовано студентам, изучающим дисциплину.

 

© Порозов В.А., составление, 2020

©ФГБОУ ВО «Пермский государственный

гуманитарно-педагогический университет», 2020

Содержание

 

1. Цель изучения дисциплины

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Принятая структура компетенций

3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых

компетенций

4. Объем дисциплины

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

5. Содержание дисциплины

5.1. Программа дисциплины

Содержание семинарских и практических занятий

6. Формы и методы обучения

7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов

7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

7.2. План-график самостоятельной работы студентов

7.3 Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации

по их выполнению

8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины

8.1. Основная литература

8.2. Дополнительная литература

8.3. Учебно-методические материалы

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

8.5. Материально-техническое обеспечение

9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации

9.1. Содержание и форма проведения входного контроля

9.2. Содержание и форма текущего контроля знаний

9.2.1. Формы текущего контроля знаний

9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций

9.2.3. Перечень контрольных вопросов для самопроверки студентов

Примерный перечень экзаменационных вопросов

___________


1. Целью изучения дисциплины

является реализация государственных образовательных стандартов в отношении содержания и уровня подготовки выпускников высших учебных заведений; формирование у студентов представления об основных этапах и содержании истории с древнейших времен до наших дней, научного мировоззрения, чувства патриотизма, уважения к отечественным и мировым культурным традициям.

 

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной

Программы

Дисциплина относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла.

Для освоения дисциплины История студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении в общеобразовательном учреждении следующих дисциплин:

История России;

Обществознание;

– в высшей школе:

Всеобщая история.

Освоение дисциплины История является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:

Философия

Политология

Социология

Педагогика

Этика, эстетика

Культурология

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Принятая структура компетенций

Дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВО по специальностям / направлениям подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» и 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)».

 

УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

ЗНАТЬ

Уровень 1. Общие, но не структурированные знания о методах поиска, анализа и синтеза информации. Код З1 (УК-1).

Уровень 2. Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания о методах поиска, анализа и синтеза информации. Код З1 (УК-1).

Уровень 3. Сформированные системные знания о методах поиска, анализа и синтеза информации. Код З1 (УК-1).

       УМЕТЬ

Уровень 1. В целом успешно, но не системно умеет использовать методы поиска, критического анализа и синтеза информации. Код У1 (УК-1); В целом успешно, но не системно умеет решать поставленные задачи. Код У2 (УК-1).

Уровень 2. В целом успешные, но содержащие отдельные пробелы в умении использовать методы поиска, критического анализа и синтеза информации. Код У1 (УК-1); В целом успешные, но содержащие отдельные пробелы в умении системно решать поставленные задачи. Код У2 (УК-1).

Уровень 3. Сформированное умение использовать методы поиска, критического анализа и синтеза информации. Код У1 (УК-1). Сформированное умение системно решать поставленные задачи. Код У2 (УК-1).       

ВЛАДЕТЬ

Уровень 1. В целом владеет навыками использования методов поиска, критического анализа и синтеза информации. Код В1 (УК-1). В целом владеет навыками системного решения поставленных задач. Код В2 (УК-1).

Уровень 2. Владеет навыками использования методов поиска, критического анализа и синтеза информации. Код В1 (УК-1); Владеет навыками системного решения поставленных задач. Код В2 (УК-1).

Уровень 3. Сформированные навыки владения навыками методов поиска, критического анализа и синтеза информации. Код В1 (УК-1);

Сформированные навыки владения системного решения поставленных задач. Код В2 (УК-1).

 

ЗНАТЬ

Уровень 1. Общие, но не структурированные знания особенностей межкультурного разнообразия общества в социально-историческом контексте. Код З1 (УК-5); Общие, но не структурированные знания особенностей межкультурного разнообразия общества в этическом и философском контекстах. Код З2 (УК-5).

Уровень 2. Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания особенностей межкультурного разнообразия общества в социально-историческом контексте. Код З1 (УК-5); Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания особенностей межкультурного разнообразия общества в этическом и философском контекстах. Код З2 (УК-5).

Уровень 3. Сформированные системные знания особенностей межкультурного разнообразия общества в социально-историческом контексте. Код З1 (УК-5);

Сформированные системные знания особенностей межкультурного разнообразия общества в этическом и философском контекстах. Код З2 (УК-5).

       УМЕТЬ

Уровень 1. В целом успешно, но не системно умеет определять особенности межкультурного разнообразия общества в социально-историческом контексте. Код У1 (УК-5); В целом успешно, но не системно умеет определять особенности межкультурного разнообразия общества в этическом и философском контекстах. Код У2 (УК-5).

Уровень 2. В целом успешные, но содержащие отдельные пробелы в умении определять особенности межкультурного разнообразия общества в социально-историческом контексте. Код У1 (УК-5); В целом успешные, но содержащие отдельные пробелы в умении определять особенности межкультурного разнообразия общества в этическом и философском контекстах. Код У2 (УК-5).

Уровень 3. Сформированное умение определять особенности межкультурного разнообразия общества в социально-историческом контексте. Код У1 (УК-5); Сформированное умение определять особенности межкультурного разнообразия общества в этическом и философском контекстах. Код У2 (УК-5).

ВЛАДЕТЬ

Уровень 1. В целом владеет навыками систематизации особенностей межкультурного разнообразия общества в социально-историческом контексте. Код В1 (УК-5);

В целом владеет навыками систематизации особенностей межкультурного разнообразия общества в этическом и философском контекстах. Код В2 (УК-5).

Уровень 2. Владеет навыками систематизации особенностей межкультурного разнообразия общества в социально-историческом контексте. Код В1 (УК-5);

Владеет навыками систематизации особенностей межкультурного разнообразия общества в этическом и философском контекстах. Код В2 (УК-5).

Уровень 3. Сформированные навыки владения навыками систематизации особенностей межкультурного разнообразия общества в социально-историческом контексте. Код В1 (УК-5);

Сформированные навыки владения навыками систематизации особенностей межкультурного разнообразия общества этическом и философском контекстах. Код В2 (УК-5).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

- методы поиска, критического анализа и синтеза информации; основные положения системного подхода в решении поставленных задач.

Код З1 (УК-1).

- особенности межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

Код З1 (УК-5). Код З2 (УК-5).

уметь:

- использовать методы поиска, критического анализа и синтеза информации, системно решать поставленные задачи.

Код У1 (УК-1). Код У2 (УК-1).

- определять особенности межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

Код У1 (УК-5). Код У2 (УК-5).

иметь навыки и (или) опыт деятельности:

- владеть навыками использования методов поиска, критического анализа и синтеза информации, системного решения поставленных задач.

Код В1 (УК-1). Код В2 (УК-1).

- владеть навыками систематизации особенностей межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

Код В1 (УК-5). Код В2 (УК-5).

 

 

3.2 Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины

и формируемых компетенций

П/п

Наименование

раздела дисциплины

Кол-во

Часов

Формируемая

Компетенция

УК-1 УК-5
1 Предмет курса. 6 +  
2 Особенности становления государственности в России. Русское средневековье   30   +   +
3 Россия в XVIII – начале XX вв.: проблемы модернизации   30   +   +
4 Актуальные вопросы новейшей истории России   42   +   +
  (Подготовка к экзамену)   36   +    
  Итого: 144    

4. Объем дисциплины

4.1 Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Самостоятельная работа (СРС) (всего)

В том числе:

102 124 124

 

Реферат      
Эссе 6    
Конспект в рабочей тетради 25 100 100
Подготовка доклада 25    
Контрольная работа      
Работа с монографией      
Тренировочная тестовая работа 10 25 25
Составление презентаций      
Подготовка к экзамену 36 36 36

Часы на контроль

  10 10

Общая трудоемкость: часы/ зачетные единицы

144/4 144/4 144/4

Входной контроль (вид, № семестра)

Тест 1, 2 Тест 1, 2 Тест 1, 2

Текущий контроль (вид, № семестра)

Тест 2, 2 Тест 2, 2 Тест 2, 2

Форма промежуточной аттестации (экзамен, зачет) - № семестров

Экзамен 2 Экзамен 2 Экзамен 2

4.2 Распределение часов по темам и видам учебной работы (дневная форма обучения)

п/п

 

 

Раздел

 

 

Всего час.

Виды учебной работы студентов

и трудоемкость (в часах)

Аудиторная работа

Сам.работа

Лек. Сем. Пр. Лаб. Обяз. Доп.
1 Предмет курса. 6 2       4  
2 Особенности становления государственности в России. Русское средневековье     30       4       4           16    
3 Россия в XVIII – начале XX вв.: проблемы модернизации   30     4     6         16    
4 Актуальные вопросы новейшей истории России   42   2   10       30  
  (Подготовка к экзамену)   36           36  
  Итого: 144 12 20     102  

5. Содержание дисциплины

5.1. Программа дисциплины

Раздел 1. Предмет курса.

Тема 1. Предмет курса.

Основные понятия и персоны: история, методология, теория, формация, цивилизация, патриотизм, исторический источник, историография;

Л.Н. Гумилев, Н.Я. Данилевский, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, К.Маркс, С.М. Соловьев, В.Н. Татищев, А.Тойнби, О. Шпенглер.

Предмет курса. Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки. Общая методология исторической науки. Функции исторического знания. Роль теории в познании прошлого. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Основные направления современной исторической науки. Учебно-методические и воспитательные задачи курса.

Источники по отечественной истории: письменные, вещественные, аудиовизуальные.

Историография как наука. Основные достижения отечественной историографии.

 

Русское средневековье

И средневековье

Основные понятия и персоны: автократия, античность, Великая степь, Великое переселение народов, демократия, деспотия, духовно-рыцарский орден, политика, полис, республика, тирания, цивилизационный очаг;

Александр Невский, Альмуш, Аттила, Батый, Гедимин, Германарих, Митридат, Чингисхан.

Разные типы общностей в догосударственный период. Проблемы этногенеза и роль миграций в становлении народов. Специфика цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности. Арии, скифы. Греческие колонии в Северном Причерноморье, Боспорское царство. Великое Переселение народов в III–VI веках. Падение Римской империи. Смена форм государственности.

Внешнеполитическое окружение Русского государства в средневековье: Запад. Византия, Болгария, Закарпатье, Польша и Литва, Швеция, Ордена, Страны Западной Европы. Международные связи древнерусских земель. Борьба Северо-Восточной Руси с западной экспансией. Александр Невский. Великое Литовское княжество.

Внешнеполитическое окружение Русского государства в средневековье: Восток. Хазария, Булгария, печенеги, половцы, народы и государства Кавказа и Закавказья, «хождения за три моря».

Образование монгольской державы. Причины и направления монгольской экспансии. Улус Джучи. Ордынское нашествие; иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства. Золотая Орда.

 

Тема 3. C тановление и развитие Древнерусского раннефеодального государства

(IX – XII вв.)

Основные понятия и персоны: ассимиляция, боярство, вече, вотчина, государство, дань, дружина, класс общественный, князь, полюдье, православие, раннефеодальная монархия, смерд, структура социальная, холоп, христианство, этногенез, язычество;

Владимир Мономах, Владимир I (Святой, «Красное Солнышко»), Игорь, Олег «Вещий», Ольга, Рюрик, Святослав Игоревич, Ярослав Мудрый.

Проблемы этногенеза и ранней истории славян. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII–IX вв. Причины появления княжеской власти и ее функции. Происхождение и развитие Древнерусского государства в IX–XII вв. «Внешний фактор» в процессе возникновения Киевской Руси.

Особенности социально-политического развития Древнерусского государства. Характер общественно-экономической формации. Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия. Князья, бояре, дружина, духовенство в Древней Руси. Роль вече. Города в политической и социально-экономической структуре Древней Руси. «Русская правда» Ярослава Мудрого. Крестьянство в Древней Руси. Эволюция древнерусской государственности в XI–XII вв.

Христианизация. Древнерусская культура.

Проблемы модернизации

Содержание семинарских и практических занятий

Список литературы

Гвозденко К., Горский А. О порядке наследования княжеской власти в древней Руси // Российская история (далее – РИ). 2017. №6. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1901241

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Астрель, 2015. – URL:

http://avidreaders.ru/book/drevnyaya-rus-i-velikaya-step.html

http://iknigi.net/avtor-lev-gumilev/19800-drevnyaya-rus-i-velikaya-step-lev-gumilev.html

http://lifeinbooks.net/chto-pochitat/drevnyaya-rus-i-velikaya-step-lev-gumilev/

http://readli.net/drevnyaya-rus-i-velikaya-step/

http://thelib.ru/books/gumilev_lev_nikolaevich/drevnyaya_rus_i_velikaya_step.html

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Астрель, 2015. – URL:

Карпов А.Ю. Великий князь Александр Невский. М.: Мол. гвардия, 2010. – URL: http://mexalib.com/view/438249

Келембет С.Н. Князь Олег Вещий и поход Руси на Константинополь // StudiaHistoricaEuropaeOrientalis = Исследования по истории Восточной Европы: науч. сб. Вып. 8. Минск: РИВШ, 2015. – URL: http://istorja.ru/articles.html/russia/kelembet-s-n-knyaz-oleg-veshhiy-i-pohod-rusi-na-konstantinopol-r375/

Кучкин В.А. Переяславль и Переяславское княжество в Х – первой трети XIII в. // РИ. 2017. №4. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1881218

Нестеренко А. Н. Князь Мстислав МстиславичТоропецкий (Удалой) // Вопросы истории. 2017. № 11. – URL: http://istorja.ru/articles.html/russia/nesterenko-a-n-knyaz-mstislav-mstislavich-toropetskiy-udaloy-r512/

Рыбаков Б.А. Рождение Руси. М.: АиФ-Принт, 2004. – URL: https://royallib.com/book/ribakov_b/rogdenie_rusi.html

Стефанович П.С. История полюдья в средневековой Руси (X-XVI вв.) // РИ. 2017. №6. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1901241

ТЕМА 2. ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

(Х IVХ VI вв.)

ЦЕЛЬ: изучить причины и процесс возвышения Москвы, рассмотреть деятельность первых московских князей и самодержцев, раскрыть цивилизационную роль Москвы как собирателя русских земель и центра новой российской государственности.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ: дворянство, Земский собор, земщина, монастырь, опричнина, пожилое, посольство, сословно-представительная монархия, «Стоглав», стрелецкое войско, судебник, тирания, уезд, Юрьев день.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ: Дмитрий Донской, Ермак, Иван Ш, Иван IV Грозный, А.Курбский.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

  1. Возвышение Москвы. Первые московские князья– собиратели русских земель.
  2. Завершающая стадия формирования Московского государства. Внутренняя

Список литературы

Ерусалимский К.Ю. Московско-литовская война 1562–1566 гг. и введение опричнины: проблемы демографии и земельной политики // РИ. 2017. №1. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1892521

Кучкин В. «Ахматово слово ко Ивану» (о послании 1490 г. хана Большой орды Ахмата ИвануIII // РИ. 2018. №1. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=2185395

Потехи и потешные московских царей // РИ. 2018. №1. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=2185395

Скобелкин О.В. «Украины» Разрядной книги 1475–1605 гг. // РИ. 2015. №5. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1512959

Филюшкин А.И. Как изучать Ливонскую войну? (историографические заметки). // РИ. 2015. №4 – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1435137. 

 

Список литературы

Агеева О.Г. Императорский двор России XVIII в.: между европеизацией и традицией // РИ. 2014. – URL: №1. https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1253829

Анисимов Е. Елизавета Петровна. М.: Мол.гвардия, 2005. – URL: https://e-reading.by/book.php?book=134529

Дмитриев А.В. Была ли Россия «дворянской империей»? Некоторые аспекты военной службы дворянства в середине XVIII в. // РИ. 2014. №4. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1298437

Корчмина Е.С. «В честь взяток не давать»: «почесть» и «взятка» в послепетровской России // РИ. 2015. №2. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1387920

Масси Р. Петр Великий. Деяния самодержца; Петр Великий. Ноша императора. М.: Амфора, 2015. – URL: http://mexalib.com/view/409061; http://mexalib.com/view/409054

Медведев И. Петр I. Добрый или злой гений России. М.: Вече, 2015. https://profilib.net/chtenie/27548/ivan-medvedev-petr-i-dobryy-ili-zloy-geniy-rossii-47.php; http://iknigi.net/avtor-ivan-medvedev/97629-petr-i-dobryy-ili-zloy-geniy-rossii-ivan-medvedev.html

Молчанов М. Петр I. М.: Эксмо, 2003. – URL: http://bookre.org/reader?file=584554&pg=4

Павленко Н.И. Екатерина Великая. М.: Мол.гвардия, 20013. – URL: http://bookscafe.net/book/pavlenko_nikolay-ekaterina_velikaya-237764.html

Павленко Н.И. Петр I. М.: Мол.гвардия, 2007. – URL: http://mexalib.com/view/441585

Феномен реформ на западе и востоке Европы в начале Нового времени (XVI–XVIII вв.): сб. ст. / под редакцией М.М. Крома, Л.А. Пименовой. СПб.: Изд-во Европ. Ун-та в СПб., 2013. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21753329

ТЕМА 4. РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА (1900 – 1914 гг.)

ЦЕЛЬ: Изучить социально-политическую ситуацию в стране в начале ХХ в. Проанализировать причины, характер, особенности, основные этапы и значение революции 1905-1907 гг., процесс формирования политических партий в России, их классификацию, основные программные и тактические установки. Изучить социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в России после поражения революции 1905-1907 гг., разобраться в содержании политики бонапартизма, замысле и результатах столыпинских реформ.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ: большевики, бонапартизм (политика бонапартизма), Государственная дума, движущие силы, забастовочное движение, кадеты, меньшевики, монархисты, октябристы, политическая партия, программа партии, революционная ситуация, революционный кризис, революция, советы рабочих депутатов, социал-демократы, столыпинская аграрная реформа, третьеиюньская монархия, характер революции, черносотенцы, эсеры.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ: С.Ю.Витте, А.И.Гучков, А.И.Дубровин, В.И.Ленин, Ю.О.Мартов, П.Н.Милюков, Николай II, В.М.Пуришкевич, М.В.Родзянко, Л.Д.Троцкий, П.А.Столыпин, В.М.Чернов.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

Социально-политическая ситуация в России в начале ХХ в. Необходимость политической модернизации. Политические партии в России начала ХХ в.: генезис (история формирования), классификация, программы, тактика.

Список литературы

Белокуров Е.В. К истории столыпинской модернизации: реформа продовольственного дела (1909 – 1917 гг.) // РИ. 2017. №4. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1881218

Виктор П. Столыпинская аграрная реформа и российмкая провинция (по материалам Калужской губернии) // РИ. 2017. №1. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1892521

Давыдов М.А. Личное и групповое землеустройство в ходе Столыпинской аграрной реформы (1907–1915 гг.) // РИ. 2015. № 3. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1430098

Омельянчук И.В. Провинциальная контрреволюция: Иваново-Вознесенская самодержавно-монархическая партия // РИ. 2017. №2. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1830104

Первая революция в России: взгляд через столетие / под ред. А.П. Корелина, С.В. Тютюкина. М.: Памятники исторической мысли, 2005. – URL: http://www.piminfo.ru/catfile/bbook_Pdf_small_101.pdf

Список литературы

Айрапетов О.Р. Участие Российской империи в Первой мировой войне (1914–1917). М.: Кучково Поле, 2014. – URL: https://profilib.net/chtenie/19886/oleg-ayrapetov-uchastie-rossiyskoy-imperii-v-pervoy-mirovoy-voyne-1914-1917-1914-god.php

Макаров Н.В. Российская империя в Первой мировой войне: Современная англо-американская историография // РИ. 2014. №5. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1343337

Петров Ю.А., Павлов Д.Б. Первая мировая война: кто виноват? (Историографический этюд) // РИ. 2014. №5. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1343337

Розенталь И.С. Новое исследование о русской общественности в годы Первой мировой войны // // РИ. 2015.. №6. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1550011

Шелохаев В., Соловьёв К. Февраль в тени Октября (историографические итоги и исследовательские задачи) // РИ. 2018. №1. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=2185395

Список литературы

Верхотуров Д. Сталин.Экономическая революция. М.: Олма-Пресс, 2006. – URL: https://royallib.com/read/verhoturov_dn/stalin_ekonomicheskaya_revolyutsiya.html#0

Золотарев О.В. Советский Союз в 1930-е годы: поворот в идеологии и историческое образование // Интеллигенция и мир: 2015. №1. – URL: http://ivanovo.ac.ru/upload/medialibrary/97b/InteligentciyaIMir_2015_1.pdf

Назаренко К. Б. Михаил Николаевич Тухачевский: между мифом и исторической наукой // НИР. 2015. №3. – URL: http://modernhistory.ru/14

Назаренко Н. Н., Башкин А. В. Экспорт зерновых начала 30-х гг. XX в. в контексте голода 1932-1933 гг. // НИР. 2016. №3. – URL: http://modernhistory.ru/17

Что мы должны знать о Сталине – URL: https://histrf.ru/biblioteka/book/chto-my-dolzhny-znat-o-stalinie

 

Список литературы

Борозняк А.И. «Имя Сталинграда выжжено огнём»: Сталинградская битва в исторической памяти ФРГ // РИ. 2014. №1. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1253829

Будницкий О.В. Материалы по истории оккупационного режима и коллаборационизма в период Великой Отечественной войны в американских архивах // РИ. 2014. №3. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1253829

Залесский К. Великая Отечественная война: Большая биограф.энц. М.: АСТ, 2013. – URL: http://mexalib.com/view/474887

Короленков А.В.Причины военной катастрофы 1941-го: из новейшей литературы // РИ. 2015. №4. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1435137

Семененко В. Великая отечественная война: Как это было. М.: Кн. клуб, 2008. – URL: http://mexalib.com/view/408277

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

Список литературы

Амосова А. А., Бранденбергер Д. Новейшие подходы к интерпретации "Ленинградского дела" конца 1940-х — начала 1950-х годов в российских научно-популярных изданиях // НИР. 2017. №1. – URL: http://modernhistory.ru/18

Артёмов Е. Советский атомный проект: слагаемые успеха // РИ. 2017. №6. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1901241

Комиссаров В.В. Интеллигенция, фантастика и социальные прогнозы в советском обществе 1960—80-х годов // Интеллигенция и мир: 2016. №2. – URL: http://ivanovo.ac.ru/upload/medialibrary/0dc/IM_2_2015.pdf

РиберДж.А. Послевоенные цели Сталина // РИ. 2017. №4. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1881218

Филиппов А.В. Новейшая история России 1945 – 2006 гг.: кн. для учителя. М.: Просвещение, 2007. – URL: https://knigi.link/rossii-istoriya/noveyshaya-istoriya-rossii-19452006-dlya.html;http://www.school-russia.prosv.ru/umk/istoriya/index.html

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

Распад СССР.

Россия в 1990-е гг.

Список литературы

Барсенков А.С. Политика перестройки и реформирование советского общества в 1985–1991 гг.; Внешняя политика России в 1990-е гг.: адаптация к новым условиям; Политика «нового мышления» и окончание холодной войны (1985–1990) // РИ. 2014. №6; 2015. №6; 2017. №4. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1364554;https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1550011; https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1881218

Жуков В.Ю. Новейшая история России: Перестройка и переходный период. 1985–2005: учеб.пособие для студентов всех специальностей и форм обучения. СПб.: ГАСУ, 2006. – URL: https://www.spbgasu.ru/documents/docs_257.pdf

Золотарев О.В. Либеральная интеллигенция в современной России // Интеллигенция и мир: 2016. № 2 – URL: http://ivanovo.ac.ru/upload/medialibrary/665/IM_2_2016.pdf

Президент России: Официальный сайт. – URL: http://www.kremlin.ru/

Роман К. Кооперативы в годы перестройки; сложности и противоречия становления частного бизнеса в СССР // РИ. 2017. №1. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1892521

Формы и методы обучения

           

Аудиторная работа:

Традиционные формы и методы

- лекции;

- семинарские занятия.

Неигровые методы и формы, методы проблемного обучения

- проблемные лекции;

- интерактивные лекции с использованием современных информационных средств;

- выступление с докладом, эссе, сообщением по реферату;

- оппонирование студентами рефератов, проектов, исследовательских работ.

Интерактивные и активные формы проведения занятий

- дискуссия;

- тестирование;

- занятия, проводимые в интерактивных формах.

 

 Методы и формы внеаудиторной работы:

Традиционные:

- конспектирование литературы;

- реферирование монографии и периодических изданий;
- подготовка реферата и доклада.

Неигровые методы и методы и формы формирования научно-исследовательской

деятельности

- написание эссе и иные творческие работы;

- научно-исследовательская деятельность;

- поиск и создание базы данных, материалов, размещенных в сети Интернет (составление портфолио).

 

7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов

7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

№ раздела дисциплины

Наименование раздела

дисциплины

Формы самостоятельной работы

(ак. час. / зач. ед.)

Общая трудоемкость

(ак. час. / зач. ед.)

Конспектирование в рабочей тетради Написание реферата Работа с монографие   Написание эссе Подготовка доклада Изучение кейс-материалов Контрольная работа Тренировочная  работа с тестами 1 Предмет курса. +             + 4 2 Особенности становления государственности в России. Русское средневековье     +         +           +     16   3 Россия в XVIII – начале XX вв.: проблемы модернизации     +       +     +     +         +     16   4 Актуальные вопросы новейшей истории России   +       +   +   +     +   30   (Подготовка к экзамену)                   36   Итого:                 102

7.2. План-график самостоятельной работы студентов

П/п

Формы

самостоятельной

Работы

Раздел

дисциплины курса

Вид сам.

Работы

Сроки

(неделя семестра)

Форма

Контроля

Обязат. Допол.
1. Создание базы данных сети Интернет Разделы 1-4 +   1-10 Балльно-рейтинговая
2. Работа с монографиями, научными статьями Разделы 2-4 +   3-15 Балльно-рейтинговая
3. Доклад Разделы 2-4 +   5-12 Балльно-рейтинговая
4. Эссе Разделы 3-4   + 6-13 Балльно-рейтинговая
5. Составление презентаций Разделы 2-4   + 5, 7, 10 Балльно-рейтинговая
6. Тренировочная работа с тестами Разделы 1-4 +   1-15 Текущий и итоговый тесты

7.3 Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации

По их выполнению

 

Темой реферата (по согласованию с преподавателем) может стать любой вопрос, выносимый на семинарские занятия (см. в данном УМК: 5.2. Содержание семинарских и практических занятий), а также, при желании студента расширить свои знания за счет краеведческого материала, можно выбрать тему (по согласованию с преподавателем), руководствуясь содержанием программы курса «История и культура Прикамья». Ознакомиться с ней можно в Учебно-методическом комплексе (УМК) по этому курсу в системе Moodle. Списки дополнительной литературы по избранным в этом случае темам имеются там же.

Темой эссе может стать изложение основных идей и собственных размышлений по проблеме, освещаемой в любой работе, приведенной как в списках литературы к семинарским занятиям, так и на указанных страницах краеведческого пособия.

Контрольные работы проводятся по вопросам, содержащимся в разделе данного УМК: 9.2.3.Перечень контрольных вопросов для самопроверки студента.

Учебно-методическое, информационное

и материально-техническое обеспечение дисциплины

8.1. Основная литература

Базовый учебник:

Зуев М.Н. История России: учеб. пос. для бакалавров. 2-е изд. М.: Юрайт, 2013. (и другие издания).

 

Основная литература:

История России: учеб. пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2013. – 528 с. (и другие издания).

Кириллов В.В. История России: учеб. пос. для бакалавров. 5-е изд. М.: Юрайт, 2013. (и другие издания).

Некрасова М.Б. Отечественная история: учеб. пос. для бакалавров. 3-е изд. М.: Юрайт, 2013. (и другие издания).

 

 

8.2. Дополнительная литература

№ п/п

Краткая аннотация

1

Дворниченко А.Ю. История России: учебник / А.Ю. Дворниченко, Ю.В. Тот, М.В. Ходяков

2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011.  

Предложен авторский анализ основных событий и явлений отечественной истории. Книга поможет успешно подготовиться к экзаменам и семинарским занятиям, а при самостоятельном изучении истории России осмыслить и упорядочить события многовековой истории Российского государства. исторической науки.

2

Деревянко А.П.

История России: учеб.пособие / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельников

3-е изд, перераб. и доп. – М. Проспект, 2009.  

В краткой и понятной форме изложена история России с древнейших времен до наших дней с учетом последних исследований по отечественной истории. Освещены проблемы социально-экономического и политического развития страны, рассмотрены внутренняя и внешняя политика, культура.

3

История России с древнейших времен до начала XXI века. В 2-х т. Т.1: С древнейших времен до конца XVIII века / под ред. А.Н. Сахарова



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.219 (0.22 с.)