Глаголы движения с приставками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глаголы движения с приставками



При присоединении приставок глаголы однонаправленного движения приобретают значение совершенного вида, а глаголы разнонаправленного движения остаются глаголами несовершенного вида.

Упражнение 45. Прочитайте предложения. Определите значения глаголов движения с приставками. Назовите инфинитивы, от которых они образованы.

1. Студент вошел в аудиторию и извинился за опоздание. 2. Каждую минуту в магазин входили покупатели. 3. Мы выехали из дома в 5 часов. 4. Я выезжаю через десять минут. 5. Мама пришла с работы поздно вечером. 6. Посетитель приходил уже несколько раз, но кабинет был закрыт. 7. Маша ушла из дома пять минут назад. 8. Когда Маша уходила, она забыла выключить свет.

Упражнение 46. Вместо точек вставьте глаголы с приставками. Помните, что приставка в- (во-, въ-) имеет значение подъема или движения внутрь пространства, а приставка вы-  имеет значение движения изнутри чего-нибудь. Приставка при- указывает на конец движения, приставка у-  на продолжительное по времени удаление от чего-либо.

1. Помогите мне, пожалуйста, … вещи в квартиру (вносить – внести). 2. Вы можете … эти документы ко мне на работу (везти – возить)? 3. Самолет должен … точно по расписанию (лететь – летать). 4. Сегодня холодно, не стоит … из дома без шапки (идти – ходить). 5. На прошлой неделе мой друг … на практику (ехать – ездить). 6. Я купил книги и … из магазина (идти – ходить). 7. Извините, я должен … на минуту (идти – ходить). 8. Учительница … ученика из класса за плохое поведение на уроке (гонять – гнать). 9. Я … на улицу, но уже никого не было (бегать – бежать). 10. Иван … в командировку на две недели (летать – лететь).11. Мы вас так долго ждали и рады, что вы наконец … (идти – ходить). 12. Из-за туч … солнце, и в лесу стало светлее (идти – ходить).

Упражнение 47. Прочитайте предложения. Определите значение глаголов движения с приставками по-, до-, про-.

1. Собрание закончилось, и мы пошли домой. 2. До лагеря туристы дошли только вечером. 3. Вы проехали свою остановку, вам нужно вернуться назад. 4. Не волнуйся, я довезу тебя до самого дома. 5. В понедельник я поведу детей в зоопарк. 6. Зачем ты его прогнала? 7. Я захотел есть и пошел в столовую. 8. Я узнал, что мой друг болен, и поехал к нему. 9. Мимо меня пробежала Нина.

Упражнение 48. Вместо точек вставьте необходимые по смыслу глаголы движения с приставками.

В субботу вечером мы с друзьями … в театр. Мы … из гостиницы в шесть часов, чтобы перед спектаклем немного … по улицам. Когда мы … на остановку, … трамвай, мы … в него   и … по направлению к театру. Мы плохо ориентировались в городе, поэтому сначала мы … не к тому театру. Я спросил у девушки, как … до Мариинского театра. Она объяснила нам, что мы … на несколько остановок раньше. Мы вернулись на остановку, сели на трамвай и … дальше. Когда мы …, на улице было уже темно. За несколько минут мы … до театра, … мимо билетера в гардероб. Затем мы … в зал и заняли свои места. Свет погас, на сцену … артисты, и начался спектакль. Когда опустили занавес, мы … и з зала, … в гардероб, оделись, … на улицу и … к остановке трамвая. Трамвая долго не было, и мы решили … домой пешком. Но когда мы … до следующей остановки, из-за угла показался трамвай. Мы … в него и …. Народу было немного, мы … в середину вагона и сели. Потом мы … из трамвая и … до нашей гостиницы. Мы … в номер, разделись, выпили чаю и легли спать.

Упражнение 49. Прочитайте предложения. Определите значения глаголов движения с приставками под-, от-, с-, пере-, об-, за-.

1. Машина подъехала к тротуару и остановилась. 2. Я должен отнести вещи в камеру хранения. 3. Мы съехали с дороги и остановились на обочине. 4. Поезд уже отходит от платформы. 5. Мяч отлетел от штанги и упал к ногам вратаря. 6. Давайте съездим в гости к бабушке всей семьей. 6. Давайте обгоним эту машину. 7. Бабушке нужно перейти через дорогу, помоги ей. 8. В молодости он мог без труда переплыть Волгу. 9. Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.

Упражнение 50. Вставьте вместо точек подходящие глаголы движения с приставками.

В субботу мы решили … за город. Мы встали рано утром, позавтракали и в семь часов утра … из дома. Когда мы … к остановке, мы увидели, что наш автобус только что …. Ждать нам пришлось довольно долго. Наконец … нужный нам автобус, мы … в него и …. Когда мы … на вокзал, мы сразу … к кассам за билетами. Мы купили билеты и … на платформу. Наша электричка стояла у платформы и должна была … через несколько минут. Когда мы … по платформе, мой друг помог пожилой женщине … до вагона тяжелый чемодан. Мы … в вагон, поезд тронулся и начал медленно … от платформы. Я стал смотреть в окно на деревья и телеграфные столбы, которые стремительно … назад. Народу в электричке было немного. Изредка мимо нас … пассажиры, которые недавно … в вагон, или, наоборот, готовились к выходу. Ко мне … маленький мальчик и протянул мне игрушечный автомобиль. Автомобиль был действительно хорош: он мог … вперед или назад. Мальчика позвала мама, и он …. А я продолжал смотреть в окно. Я увидел, как пастух … через дорогу свое стадо, как над полем очень низко … самолет, как в это время по реке … катер с рыбаками. Наконец объявили, что следующая остановка – Заречный. Мы начали готовиться к выходу. Поезд … к платформе. Мы … из вагона и увидели своих знакомых. Они … на вокзал встречать нас. Наша поездка … к концу. Нам предстояло десять дней … у знакомых на даче. Мы будем … по лесу, собирать грибы, купаться в озере, … на велосипеде. После отдыха мы планируем … на неделю к родственникам в Москву и посмотреть Кремль. Да здравствуют каникулы!

 

Блок 2. ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ РУССКОЙ ГРАММАТИКИ

1. Падежные формы прилагательных (единственное число)

1.Именительный              Какая красивая блузка!

2.Родительный                У меня никогда не было такой красивой блузки.

3.Дательный                    У меня есть туфли к такой красивой блузке.

 

4. Винительный              Я обязательно куплю такую красивую блузку.

5. Творительный Я так хочу уйти из магазина с такой красивой блузкой.

6. Предложный                   Я хочу сфотографироваться в такой красивой блузке

 

 

У п р а ж н е н и е

Просклоняйте словосочетания, используя данную выше схему.

- красивый костюм, модный костюм, светлый костюм, тем­ный костюм, элегантный костюм, дорогой костюм

- красивая блузка, модная блузка, нарядная блузка.

2. Падежные формы существительных и прилагательных во множественном числе

1.    Именительный Это мои любимые студенты

2. РодительныйУ меня много фотографий моих любимых студентов

3.    Дательный        Иногда я пишу письма моим любимым студентам.

4.   Винительный Я помню все мои любимые стихи и всех моих любимых студентов.

5.     Творительный Иногда я встречаюсьс моими любимыми студентами.

6.     ПредложныйЯ часто думаю омоих любимых студентах.

Примеры упражнений на отработку падежных форм

1. Прочитайте выражения в колонке «Prep.» (Предложный падеж:) и отметьте плюсом (+) те статьи, которые Вас могут заин­тересовать.

Nom.                                         Prep.

террористы             о террористах

миллионеры           о миллионерах

артисты                   об артистах

театры, спектакли, режиссеры о театрах, спектаклях,

режиссерах


звезды шоу-бизнеса

рок-группы

выставки, художники

соревнования, спортсмены

футбол и футболисты

хоккей и хоккеисты

милиция и милиционеры

преступления и преступники

политики

выборы президента

лидеры партий

армия, солдаты и офицеры


о звездах шоу-бизнеса

о рок-группах

о выставках, о художниках

о соревнованиях, о спортсменах

о футболе и футболистах

о хоккее и хоккеистах

о милиции и милиционерах

о преступлениях и преступниках

о политиках

о выборах президента

о лидерах партий

об армии, солдатах и офицерах


2.    Как бы Вы поступили в следующих ситуациях?

1..Новый год. Кому Вы подарите подарок? (родителям, соседям, друзьям, коллегам по работе, одноклассникам, учителям, врачам)

2. Вы отдыхаете за границей (в Париже, в Москве или в Вене). Кому Вы пошлете открытки? (родителям, соседям, друзьям, коллегам по работе, одноклассникам, учителям, врачам).

3. У Вас нет денег. К кому Вы можете обратиться за помощью? (к родителям, к соседям, к друзьям, к коллегам по работе, к одноклассникам, к учителям)

4. Кому Вы пошлете приглашение на свадьбу? (соседям, друзьям, коллегам по работе, одноклассникам, учителям, родственникам)

5. Конфликт в Косово. Кому, Вы считаете, надо было помогать в первую очередь? (албанцам, сербам, войскам НАТО, детям, беженцам)

3.    Представьте, что Вы — президент благотворительного фонда большого города. Скажите, кому Вы считаете нужным помогать в первую очередь?

государственным школам или частным школам

государственным университетам или частным университетам

научным коллективам или танцевальным ансамблям

детским домам или бедным семьям

бедным людям или талантливым детям

известным писателям или молодым писателям

старым людям или молодым людям

молодым ученым или известным ученым

известным театрам или новым театрам

большим театрам или маленьким театрам

3. Выбор вида глагола в речи (завершающий этап)

У п р а ж н е н и я

1.    Какие значения выражают формы совершенного и несовершенного вида?

1. Мы весь вечер решали задачи. Я решила за вечер пять задач.

2. Я встретил друга, когда отправлял посылку. Ты давно отправил посылку сестре?

3. Мы много раз встречались и обсуждали новые фильмы. Мы обсудили вчера на занятии новый фильм, и теперь я пишу о нем сочинение.

4. По вечерам приходил друг, мы брали в руки гитару, пели любимые песни. Вчера пришел друг и спел нам свои новые песни.

Вспомните основные правила выбора видов глагола.

Комментарий 1 Основное значение совершенного вида — однократное действие, достигшее внутреннего предела (если воз­можен результат — то результата). Основные значения несовершенного вида — процесс действия (результат еще не достигнут) или неоднократное повторение действия (результат может быть достигнут или нет)

 

2.    Объясните формы совершенного и несовершенного вида в отрицательных предложениях. Что завершилось в тех случаях, когда мы употребляем совершенный вид— действие или время, когда оно могло произойти?

1. Мы долго звали его домой, а он все не шел, и все сердились. Мы позвали его, но он не пошел, и мы ушли без него.

2. Он мне много раз звонил, но никогда не говорил о своих проблемах. Он мне ничего не сказал о своих проблемах.

3. Он вышел из комнаты и не закрыл дверь. Мы постучались, но нам не открывали, как будто чего-то ждали.

Комментарий 2. В отрицательных предложениях несовершенный вид употребляется, когда время возможного действия еще не кончилось (как в процессе действия) или когда эти возможности повторяются (как при обозначении повторяющегося действия)

 

3.    Выражается значение длительности или многократности глаголами несовершенного вида в предложениях:

1. Я решал такие задачи.

2. Кто из вас читал этот роман?

3. Мы обсуждали уже эту проблему.

4. Ты переплывал нашу реку?

Комментарий 3. Если нужно сообщить о факте (действие имело или будет иметь место) и все равно, когда это было и сколько раз, употребляют несовершенный вид.

 

4.    Чем различаются  предложения?

- К тебе пришел какой-то мужчина, он ждет.

- К тебе приходил Андрей, но не дождался тебя и ушел.

- Вчера брал зонт, а сегодня забыл.

- Холодно, наверное, открывали окно.

- Он увидел на столе какие-то бумаги и понял, что кто-то приходил, когда его не было.

- Он увидел куртку на вешалке и понял, что кто-то пришел.

Вспомните значения совершенного вида и скажите, какой из компонентов значения ближе всего к смыслу «результат имеется», который выражается в предложениях левого столбца.

Комментарий 4. Если глагол в прошедшем времени обозначает действие, результат которого имеется сейчас (или к тому времени, которое описывается), употребляют совер­шенный вид, в других случаях — несовершенный (это' относится к глаголам, обозначающим действия, результат которых легко ликвидировать — открыть—закрыть, приходить—уходить и т.п.)- Выбирая из двух ви­дов, говорящий понимает, что совершенный вид со­общает о результате, а несовершенный может означать и действие еще без результата. Поэтому, когда нужно сообщить о сохранении результата, лучше сра­зу употребить совершенный вид.

 

5.    Вставьте глагол в нужной видовой форме.

1. Ребята, смотрите, какую книгу я... (принес—приносил)!

2. У меня сейчас этой книги нет, я... (принес—приносил) ее в прошлый раз.

3. Опять пол грязный! А я его... (вымыл—мыл).

4. Ты... (взял—брал) книгу и до сих пор не вернул.

5. Кто...(брал—взял) мой магнитофон? Взятые вещи надо класть на место, а не бросать магнитофон на диван.

6.    Определите, к какому моменту времени относится сохранение результата в предложениях:

1. Окно закрыли незадолго до его прихода, и в комнате еще было холодно.

2. Он вошел в комнату и понял, что сейф открывали.

3. Я знал, что письмо уже принесли, но не торопился его искать.

4. Когда я вернулся, мама сказала, что ты приходил, и я сразу же побежал к тебе.

7.    Вставьте глагол в нужной видовой форме.

1. Когда я вернулся, я увидел чемоданы и понял, что (приехали—приезжали) гости. В тот вечер я не узнал, что ко мне... (приходила-пришла) подруга.

2. Я удивился, когда увидел, что автомобиль... (подъехал-подъезжал) к самому дому и стоит у дверей

8.    Что вы скажете в следующих ситуациях? (выберите нужный глагол из скобок).

1. В прихожей лежит разбитая ваза (приходил—пришел).

2. Друг спит при открытом окне (открывал—открыл).

3. Вашей гитары нет на месте (брал—взял).

4. Ваш учебник лежит не на своем месте, он запачкан
(брал—взял).

5. Около ворот следы машины (подъехала—подъезжала).

9. Придумайте и разыграйте диалоги на тему: «Где мои вещи?», «Догадайся, кто приходил», используйте глаголы в нужном виде.

10.Сравните употребление видов глагола. Какой вид употребляется, когда не состоялось ожидаемое действие?

Хотел пойти в гости – и не пошел.

Что ты, я не ходил в гости!

Почему ты не поехал со всеми, ты же записался!

Извини, что я не запер дверь, как ты просил.

Я не запирал эту дверь.

Комментарий 5. В отрицательных предложениях выбирается совершен­ный вид, когда речь идет о конкретном ожидавшем­ся действии, которое не состоялось, поскольку он всегда употребляется, когда говорится о конкретном действии. Если отрицается факт действия вообще, то употребляется несовершенный вид, который имеет общефактическое значение Иногда в случае ожидае­мого действия возможны оба вида - это зависит от того, хочет ли говорящий подчеркнуть его ожидаемость.

П. Ответьте на вопросы, употребив глаголы из скобок.

1.    Ты отправил письмо, которое Ты умеешь отправлять за
я тебе дал? (не отправил—    казные письма в Австра-
не отправлял).                                  лию? (не отправил—не

отправлял).

2. Учитель хотел поставить те-  Какие оценки были у тебя
бе двойку? (не ставил—                    в школе? (не ставил—не по-
не поставил).                                   ставил).

3. Ты хотел объясниться девуш- У тебя есть опыт объясне-
ке в любви? (не объяснил- ния в любви? (не объяс-
ся—не объяснялся).                        нился—не объяснялся).

12.  Сравните вопросительные и отрицательные предложения. По
какому правилу выбирается вид глагола в общевопросительных
предложениях?

Ты пошел в гости как собирался? - Нет, не пошел.

Ты ходил к ребятам в гости? — Еще не ходил.

Ты поехал на ту экскурсию, на которую записался — Не поехал, не было денег.

Ты ездил на экскурсию? — Нет, я не ездил, спроси о ней у Марины.

Можешь рассказать о ней? 

Комментарий 6. В общевопросительных предложениях вид глагола вы­бирается так же, как и в отрицательных.

13.  Продолжите предложения, используя глаголы из скобок.

1. Мы собирались на концерт, но... (пойти).

2. Мой друг мечтал о профессий врача, но... (стать, становиться).

3. Я долго собирался выступить с докладом, но... (выступить, выступать).

4. Хотя моя жена любит курорты, но... (ехать, поехать).

14.  Представьте, что вы знали, что ваш друг хотел делать на каникулах. Теперь вы встретились после каникул, и вы узнаете, что он делал, какие планы выполнил, а какие — нет. Подготовьте диалог. Проверьте вид глагола в вопросительных и отрицательных предложениях. Разыграйте диалог.

15.  Объясните выбор вида в предложениях

1. Ты закрыл окно перед уходом?

2. Ты привозил с Черного моря домой крабов? - Привозил.
У меня и сейчас на столике лежит сушеный краб.

3. Ой, я не выключил свет в комнате!

4. Ты все скрываешь от друзей. Вот ты говорил им о своей
свадьбе?

Комментарий 7. Для того чтобы выбрать нужный вид, нужно взвесить, какой смысл здесь важнее - тот, который выражает­ся совершенным видом, или тот, который выражает­ся несовершенным видом. Например, в первом при­мере важно, чтобы окно было закрыто. Поэтому, хотя никто не говорит, что это действие ожидалось, упот­ребляется совершенный вид (см. комментарий 4). Во втором примере сохранение результата не так важно, как сам факт действия, поэтому употребляется несо­вершенный вид (см. комментарий 3). В третьем приме­ре важен результат — свет не выключен. Наконец, в четвертом примере важен не результат (что друзья знают), а сам факт, что он им это сказал. Если бы го­ворящий посчитал, что, наоборот, важен результат, он мог бы употребить совершенный вид: Ты сказал им о своей свадьбе?

16.  Какой вид вы выберете для следующих предложений:

1. Почему из кухни идет дым? Наверное, кто-то (не выключил не выключал) плиту. (Важен результат: на невыключенной плите что-то горит.)

2. Ты (брал—взял) этот зонтик не спросив меня? (Важен
факт: если не спросил, то нарушил правила.)

3. Ты (делал—сделал) то, что тебя просили — (купил—покупал) для вчерашнего праздника цветы? (Важно совершение ожидаемого действия, а результат, наверное, не сохранен — цветы уже завяли.)

4. Жаль, что ты (не принес - не приносил) мороженое: сейчас бы мы его поели. (Важен результат - есть мороженое
или нет, а то, что действие не ожидалось заранее, роли
не играет.)

 

4. Глагол-связка есть в настоящем времени

Глагол-связка есть в настоящем времени иногда не ставится (опускается). Это зависит от того, что является важным в сообщении.

Глагол есть ставится, если в высказывании сообщается о наличии чего-то у кого-то или где-то (смысл наличия попадает в рему): У меня есть конфеты, кто хочет? В нашем городе даже есть собственный театр!

1.    Ответьте на вопрос, употребив высказывание с глаголом-связкой есть.

Образец: Как открыть консервы? — У меня есть консерв­ный нож.

1. Комната заперта. Что делать?

2. Тебе нужен второй билет на вечер?

3. Ой, сейчас пойдет дождь.

4. Где купить хлеб, чтобы недалеко отходить от
общежития?

5. Так хочется" послушать музыку!

6. Мы сможем посмотреть видеокассету?

 

2. А теперь ответьте на те оке вопросы отрицательно. Во всех
случаях в отрицании будет слово нет.

3. Расскажите,.

а)    есть ли в вашем городе театр, цирк, река, пляж;

б)   какие у вас есть электрические приборы (радио, чайник
и т.п.).

Глагол есть не ставится, если в высказывании сообщается о свойствах того, что имеется где-то или у кого-то: У меня новые туфли (то, что у меня что-то есть, в этом случае не сообщается, а считается очевидным. Вопрос только, что у меня есть). В нашем городе красивый центр (то, что центр есть, и так понятно, надо только сообщить, какой он).

У п р а ж н е н и я

1. Ответьте на вопросы, не употребляя глагол-связку быть:

1. Какая у вас квартира?

2. Что сейчас перед тобой?

3. Что у вас в городе на центральной площади?

4. Какое занятие у нас сейчас по расписанию?

 

2.    Перед вами утвердительные ответы на вопросы. А вы ответьте на них отрицательно. Во всех случаях в отрицании будет частица не.

Образец: У нас большая квартира — У нас не большая квартира.

1. Передо мной книга.

2. У нас в городе на центральной площади
собор, здание администрации и универмаг.

3. У нас сейчас русский язык.

 

3.    Объясните, почему в предложениях не употреблен глагол-связка есть:

1. У нас много проблем.   

2. У моей сестры двое детей.

3. У тебя синие глаза.

4. В доме пять этажей.

5. В доме высокие потолки.

6. На газоне молодая травка.

7. Ближайший магазин за углом.

8. Ответы на задания в конце книги.

9. У него грипп.

10. У нас сегодня праздник!

Комментарий 1. В некоторых предложениях значение связки по смыслу не может быть сообщением (и глагол есть не может употребляться). Это

а)         высказывания со словами много и с числительными: У меня два брата;

б)         предложения, которые без характеристики бессмысленны (в доме высокие потолки, нельзя сообщить, что в доме есть потолки — это и так понятно);

в)         при описании местоположения: Пушкинская площадь в двухстах метрах отсюда (можно вставить глагол находится);

г) при сообщении о состояниях и событиях (напри­мер, болезнях): У него бессонница. Когда у вас экзамены?

 

4.    Расскажите о семье, используя следующие сведения.

Двое детей, они синеглазые, как мама. Много книг и игрушек. Хорошая квартира — три комнаты. Высокие потолки. Дом в центре, рядом с магазинами и парком.

Расскажите о своем институте: где он расположен, сколько студентов в институте, на факультете, в вашей группе. Опишите аудитории, в которых вы занимаетесь, расскажите о библиотеке.

 

6.    Как вы понимаете диалог:

Сегодня я занята, у меня тетради. — А у меня сегодня бассейн. А завтра театр.

Замените эти фразы более понятными.

Образец: У меня тетради. — Я должен проверять тетради.

Объясните, почему в этих случаях глагол-связка есть не ставится.

 

7.    Прочитайте текст. В каких предложениях говорится о событиях, внешних обстоятельствах, а в каких — о наличии предметов?

— Ребята, у меня есть билет на сегодня. Кто хочет пойти в театр? — Я не могу. У меня бассейн. — А у меня дома неприят­ности, не хочется. — А у меня, наоборот, радость — премию получил. Я пойду. — А ты почему не идешь? — У меня кашель.

 

8. Вас приглашают в кино. Вы отказываетесь, аргументрируя свой отказ разными причинами. Используйте конструкции, в которых глагол-связка есть не употребляется.

 

9. Сравните два предложения. В каком случае хороших учеников
больше?

В нашей группе есть хорошие ученики. В нашей группе хорошие ученики.

Комментарий 2. Предложения без глагола-связки сообщают о характеристике, значит, она относится ко всем лицам или предметам (у нас хорошие ученики — все ученики хорошие). Предложения со связкой есть сообщают о наличии, значит, в группе есть и другие (есть хоро­шие ученики = есть хорошие, а есть и плохие).

 

10. Какие предложения вы могли бы отнести к себе:

У меня хорошие друзья. — У меня есть хорошие друзья. В моей работе интересные мысли. — В моей работе есть интересные мысли. В институте интересные занятия. — В институте есть интересные занятия. В нашем городе красивые здания. — В на­шем городе есть красивые здания.

В предложениях отождествления глагол-связка, как правило, не ставится: Мой друг — студент. Исключение — научные опре­деления: Вариативность есть реальное свойство русской речи. Кроме того, есть появляется, если смысл отождествления подчеркивается с помощью частицы и: Надо, чтобы все стали спортсменами. — А мы уже и есть спортсмены.

5. Порядок слов в предложении

У п р а ж н е н и я

1. Проанализируйте текст и отметьте, когда слова одной части речи стоят после слов другой части речи:

1. В лесу, на полях, под каждым деревцем, за кустами и у старых пней пробуждалась новая жизнь. (Подсказка: где стоит предлог?)

2. Мы расстались молча, и это было очень обидно, потому что это был человек, сыну которого я посвятил столько времени.

(Подсказка: где стоят союзы? Внимание: союзное слово который может стоять не в начале предложения, если оно заменяет притяжательное местоимение: сыну которого = его сыну. Тогда оно стоит после слова, к которому относится.)

Комментарий 1. В русском языке есть безусловные, строгие правила расположения слов в предложении. Это постановка предлога перед существительным, к которому он относится (в синем море), союза — в начале присоеди­няемого предложения или словосочетания (когда ви­дел, но не пришел), союзного слова который, относя­щегося к существительному из придаточного (ставит­ся после него: брат которого меня знает).

2.    Образуйте из двух предложений одно сложное. Обратите внимание на место союзного слова который.

1. Занимался новый день. К его концу многое должно было
определиться.

2. Я говорил со студентом. Его сестру я знал еще на родине.

3. Сейчас всех волнует озоновый слой. Его недостаток может быть опасным для жизни на Земле.

3.    Прочитайте описание леса. Перескажите его, используя сложные предложения со словом который.

Мы расскажем о главном богатстве России. На ее просторах раскинулись хвойные, лиственные и смешанные леса. Самые ценные породы — хвойные. Их древесина идет на строительство. Хвойных деревьев много на Севере и в Сибири. Леса Сибири носят особое название — тайга. На много сотен километров тянется таежный лес, под его ветвями находят приют и соболи, и лисы, и даже медведи.

Комментарий 2. Согласованные определения, как правило, стоят перед определяемым словом (веселые ребята), а несо­гласованные — после (тетрадь друга, книга о космосе).

 

4.    На основании примеров скажите, в каком порядке идут определения, если среди них есть местоимения (указательные: этот, такой, притяжательные: мой, его, порядковые: первый, десятый):

Я понял, что в этот мой первый самостоятельный день все решится. Дырка на моем новом пиджаке грозила неприятностями. В таком его решении не было ничего нового. В ее первых робких стихах уже виден большой талант.

Комментарий 3. Определения идут в таком порядке: определительное (каждый, любой, всякий), указательное (этот, тот, такой), притяжательное (мой, наш и т.п.), порядковое (первый, десятый) (другой может ставиться до или после указательных местоимений: каждый такой шаг, этот мой самый первый опыт). Определения-прилага­тельные стоят ближе всех к существительным (мой хороший друг).

 

5.    Расставьте определения.

Студент (хороший, каждый) должен своевременно выполнять задания. Работа (моя, первая, эта) запомнилась мне навсегда. В день (весенний, первый, самый, этот) произошли удивительные события.

 

6.    Придумайте определения к подчеркнутым словам.

Студенты с нетерпением ждали первого июня. В день проводили экзамен. На экзамене должны были определиться ре­зультаты работы. Мы прочитали вопросы. На вопросы могли ответить только те, кто хорошо занимался в течение года.

 

7.    Расскажите о ваших экзаменах, используя определения — местоимения и прилагательные.

Порядок слов в высказывании из текста

Порядок слов во многом зависит от предшествующего текста и от того, что говорящий считает важным для сообщения.

В высказывании сначала, как правило, называется, о чем будет сообщение (тема высказывания), а затем — что будет сообщено (рема):

К утру (тема) похолодало (рема). Учительница (тема) повернулась к классу (рема).

В связном тексте темой становится понятие уже названное в предыдущих высказываниях или такое, о котором легко дога­даться:

На другой день я вышел на работу. Работал (тема) с большим старанием (рема). Учительница вошла в класс. Ученики (тема, можно догадаться, что в классе будут ученики) встали (рема).

Часто темой бывает подлежащее или обстоятельство места и времени. Но могут быть и другие случаи, например, сказуемое, ср. Работал с большим старанием.

Проанализируйте членение на тему (подчеркнуто) и рему в от­рывке. Почему темой стали именно данные слова?

«Слава Богу», — подумал Алеша. Но Алеше не удалось долго думать: с ним вдруг случилось одно происшествие. Как только он прошел площадь, он увидел кучку школьников. Они расходились по домам из класса. Вся группа оживленно о чем-то толковала.

 

2.    Продолжите предложения, выбрав из скобок нужный вариант.

Учительница подошла к школе. (Школа находилась у шоссе. У шоссе находилась школа.) Учительница вошла в класс. (Ученики встали. Встали ученики.) Начался урок. (Тему «Существительное» объясняла учительница. Учительница объясняла тему «Существительное».) Учительница просила учеников привести примеры. (Знакомые предметы называли ученики. Ученики называли знакомые предметы.)

3.    Придумайте текст, в котором в высказываниях были бы следующие темы (кроме них, возможны и другие высказывания):

Университет. Студенты. Учатся. Лекции. Библиотека. Рефераты. Вечером.

Порядок слов в независимом высказывании

Если предложение открывает текст или стоит изолированно и не связано с предыдущим текстом, порядок слов зависит от синтаксических правил — от того, что является подлежащим, сказуемым, дополнением.

Здесь возможны два случая: когда в предложении есть дополнение и когда его нет.

Если в предложении есть дополнение, порядок слов такой: подлежащее — сказуемое — дополнение (для обозначения этих членов используют латинские буквы — SVO), например: Дети собирают грибы. Грузовик привез дрова.

Если в предложении нет дополнения и глагол непереходный, порядок слов обратный: сказуемое — подлежащее (VS): Веселят­ся детишки. По шоссе едет грузовик.

Те же правила действуют и тогда, когда тема или рема очень длинные и внутри них тоже надо правильно расставить слова: Ве­чером (тема) дети готовятся к празднику, играет музыка (рема). Первое сентября. Звенит звонок, (девушка, и, симпатичная, класс, в, входит.) Это учительница первого класса. (Учили­ще, педагогическое, окончила, она.) Еще недавно она слу­шала лекции и сдавала экзамены. А теперь (доверили, ей, судьбы, детей.) (Встают, первоклассники, учительницу, приветствуют.) Начинается первый в их жизни урок. (Запом­нят, они, этот, урок, надолго.)

6.    Ниже приводятся фрагменты из сочинений студентов, в которых нарушены правила порядка слов. Найдите эти нарушения и
исправьте их.

1. В начале века Москва — большой культурный центр России. В 1825 г. Большой театр открылся. В 1824 г. Малый театр был построен.

2. Мы пригласили студентов университета, чтобы рассказали они о своем вузе.

3. 1 мая в Москве демонстрация состоялась.

4. Вчера мы были в Большом театре. Оперу «Иван Сусанин» мы слушали. Голоса артистов понравились нам.

Комментарий 3. Иначе обстоит дело, если в высказывании имеется выделение, т.е. эмфаза. Важные сообщения помеща­ются в конце предложения, в реме, и это их выделя­ет: Поговорите об этом с ним! Но есть и другие спосо­бы выделения, когда слово ставят ближе к началу высказывания, оставляя на нем фразовое ударение или помещая дополнительное интонационное выде­ление: С ним об этом поговорите! Выделение может быть контрастным (сопоставление слов), а может оп­ределяться эмоциями. Ср.: Мы говорили о существи­тельном. А о глаголе еще не говорили. Здесь глагол сопо­ставляется с существительным. Для того чтобы его вы­делить, его ставят в начало предложения. Помогает выделению интонация.

Если эмоции заставляют выделить какое-то слово (Дождь по­шел!), его обычно ставят ближе к началу высказывания, но оно сохраняет ударение и даже получает дополнительное интонаци­онное выделение: Автобус скоро подъедет! (интонационный центр на слове автобус).

7.    Определите нарушения ожидаемого порядка слов. С чем они
связаны? Мой друг хорошо говорил, но писал он плохо.

1. Я люблю вас!

2. Ой, дождь пошел!

3. Мы сварим борщ, а чай приготовим позже.

6. Фреймы и работа с ними

В этом разделе представлены «учебные» фреймы, более про-, t стые по форме, чем в лингвистических исследованиях, но стер­жень этого типа систематизации лексики неизменен: во фрейме обычно перечислены участники некоторой стереотипной ситуа­ции (типичное обозначение участника мы выделяем жирным1*5 шрифтом) и четко указаны возможные их действия. В лингвисти­ческом исследовании принято каждый раз указывать: «участни­ки», «действия», — мы же эти обозначения опускаем. Преследуя учебные цели, мы также иногда указываем не только типичное обозначение какого-либо участника ситуации, а даем список ча­сто встречающихся в данном значении слов (см. фрейм «Терро­ризм»). Если же встречается слот другого типа («предметы», «мес­то»), мы отмечаем это, используя курсив. Что касается глаголь­ной формы, то мы решили показать два возможных в учебном процессе варианта: с использованием формы настоящего време­ни (в этом случае предполагается, что учащийся сам разберётся и сумеет перейти к соответствующей форме совершенного вида там, где ему потребуется) и с использованием формы инфини­тива и указанием видовой пары (в теме «Терроризм»).

Политика. Управление»

Президент

возглавляет государство / руководит государством, издает / подписывает указы, назначает премьер-министра,

объявляет войну, обращается к народу с посланием / выступа­ет с обращением правительство (во главе с премьер-министром)

состоит из министров руководит экономикой и политикой предлагает законопроекты парламент (в России Дума) состоит из депутатов проводит заседания принимает закон или отклоняет законопроект

в правительстве работают комитеты (по бюджету, по образо­ванию и т.д.), проходят голосования

депутаты (парламент) избираются народом по округам (депутат от... округа / от Москвы, от Приморья) и по партийным спискам (депутат от «Единства», депутат-коммунист)

принадлежат к фракциям или независимые предлагают проекты и  бюджета

защищают интересы (народа, своих избирателей, определен­ных кругов)

Партия

имеет / завоевала большинство в парламенте

защищает / представляет интересы (широких слоев населе­ния, трудящихся, крестьян, собственников)

формирует правительство

В партию вступают и из нее выходят, ее поддерживают, за нее голосуют на выборах.

Политик

наносит визит / посещает кого-л. ведет переговоры с кем-л. заключает соглашение с кем-л.

 

Лексические упражнения

1.     Используя предложенный список, вставьте нужное слово вместо
точек

Президент выступил с... к народу. Президент... Иванова пре­мьер-министром. Президент... очередной Указ. Правительство... проект бюджета. Парламент России... из 450 депутатов. Парламент... вчера целый ряд важных законов. За этот закон... все депутаты из фракции «Апельсин». Партия «лиловых»... интересы широких слоев населения. Премьер-министр... ви­зит президенту соседней державы. Парламентская делегация переговоры с королем.

2.    Продолжите диалог, используя список.

— Мне кажется, что депутатов надо избирать только по партийным спискам. Они...

— Не согласен. Депутаты, избранные по округам,...

3.    Используя список и опорные сведения, расскажите о деятельности президента.

Указ, Послание к народу, визит в соседнюю страну, переговоры.

4. Расскажите о деятельности вашего депутата, используя слова из списка.

5.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.64.47 (0.194 с.)