Прославление героического прошлого России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прославление героического прошлого России



Поэт постоянно ищет идеалы в современной жизни и, не найдя их, обращается к историческому прошлому.. Лермонтовская концепция русского национального характера находит свое развитие в стихотворении «Бородино», написанном в 1837 году по поводу празднования двадцатипятилетнего юбилея Бородинской битвы. Стихотворение имеет форму своеобразного диалога поколения поэта с поколением героев 1812 года. Рассказ доверен старому солдату, который говорит народным языком с характерными просторечными оборотами («постой-ка», «мусью», «бусурманы» и проч.) — отражение народного взгляда на войну. Впрочем, следы романтической стилистики («И вот на поле грозной сечи н очная пала тень», «Звучал булат») естественно включены в повествование — они подчеркивают либо напряженность битвы, либо значительность происходящих событий. Благодаря тому, что авторский голос непосредственно не выявляется, а лишь проступает через голос повествователя, Лермонтов добивается единства рассказчика со всей солдатской массой — солдат получает право говорить от имени народа.

Тринадцать из четырнадцати куплетов — монолог старого солдата о Бородинском сражении — начинаются характерным для Лермонтова противопоставлением нынешнего поколения предыдущему: «Да, были люди в наше время / Не то, что нынешнее племя: / Богатыри — не вы!» В стихотворении звучит «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел». Пафос стихотворения героический, появляются мотивы патриотизма, раскрывается русский национальный характер с его готовностью постоять головою «за родину свою». Лермонтов также полемизирует с концепцией славянофилов, для которых народ — патриархальная масса. Для него народ — это совокупность сильных личностей.[6;56]

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы.

В «Бородино» отражен контраст между «цивилизацией» и «природой». Русские встречают французов в открытом бою, противопоставляют им не умственные ухищрения, а силу, ловкость, умение:

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою За родину свою!

Характерно прославление рукопашного боя:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Не богатство, не мундир, не принадлежность к разным социальным группам определяют отношения между людьми, а личные достоинства:

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Лермонтов взял кризисную для народа ситуацию. Художественный ее смысл определяется тем, что перед лицом смерти отступают сиюминутные проблемы и противоречия:

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в бородинский бой.

В. Г, Белинский о «Бородино»:

«Вся основная идея стихотворения выражена во втором куплете, которым начинается ответ старого солдата, состоящий из тринадцати куплетов. Зта мысль — жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел».

В аллегорической форме тема героического прошлого отражена в стихотворении «Два великана» (1832) (события войны 1812 г.):.

В шапке золота литого

Старый русский великан

Поджидал к себе другого

Из далеких, чуждых стран.

За морями, за горами

Уж гремел о нем рассказ,

И помериться главами

Захотелось им хоть раз…

.

По утверждению Добролюбова, Лермонтов, «умевший рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе».

Для Лермонтова характерен интерес к национальной истории, это объясняется стремлением найти в прошлом героические характеры, которых так не хватало в современном ему обществе. В поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» он создает образ Калашникова, связанный с романтической концепцией русского нацио-нального характера. По словам В. Г. Белинского, поэт от неудовлетворяющей его русской действительности переносится в историческое прошлое, подслушивает биение его пульса, проникает в глубочайшие тайники его духа, сливается с ним всем существом своим, усваивает склад старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувств. Удалой купец, изображенный Лермонтовым, — настоящий русский богатырь, честный, отважный, сильный духом, способный стоять за правду до последнего.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.004 с.)