Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прославление героического прошлого России
Поэт постоянно ищет идеалы в современной жизни и, не найдя их, обращается к историческому прошлому.. Лермонтовская концепция русского национального характера находит свое развитие в стихотворении «Бородино», написанном в 1837 году по поводу празднования двадцатипятилетнего юбилея Бородинской битвы. Стихотворение имеет форму своеобразного диалога поколения поэта с поколением героев 1812 года. Рассказ доверен старому солдату, который говорит народным языком с характерными просторечными оборотами («постой-ка», «мусью», «бусурманы» и проч.) — отражение народного взгляда на войну. Впрочем, следы романтической стилистики («И вот на поле грозной сечи н очная пала тень», «Звучал булат») естественно включены в повествование — они подчеркивают либо напряженность битвы, либо значительность происходящих событий. Благодаря тому, что авторский голос непосредственно не выявляется, а лишь проступает через голос повествователя, Лермонтов добивается единства рассказчика со всей солдатской массой — солдат получает право говорить от имени народа. Тринадцать из четырнадцати куплетов — монолог старого солдата о Бородинском сражении — начинаются характерным для Лермонтова противопоставлением нынешнего поколения предыдущему: «Да, были люди в наше время / Не то, что нынешнее племя: / Богатыри — не вы!» В стихотворении звучит «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел». Пафос стихотворения героический, появляются мотивы патриотизма, раскрывается русский национальный характер с его готовностью постоять головою «за родину свою». Лермонтов также полемизирует с концепцией славянофилов, для которых народ — патриархальная масса. Для него народ — это совокупность сильных личностей.[6;56] Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля: Не многие вернулись с поля… Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы. В «Бородино» отражен контраст между «цивилизацией» и «природой». Русские встречают французов в открытом бою, противопоставляют им не умственные ухищрения, а силу, ловкость, умение: Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою За родину свою! Характерно прославление рукопашного боя: Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Не богатство, не мундир, не принадлежность к разным социальным группам определяют отношения между людьми, а личные достоинства: Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам… Лермонтов взял кризисную для народа ситуацию. Художественный ее смысл определяется тем, что перед лицом смерти отступают сиюминутные проблемы и противоречия: И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в бородинский бой. В. Г, Белинский о «Бородино»: «Вся основная идея стихотворения выражена во втором куплете, которым начинается ответ старого солдата, состоящий из тринадцати куплетов. Зта мысль — жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел». В аллегорической форме тема героического прошлого отражена в стихотворении «Два великана» (1832) (события войны 1812 г.):. В шапке золота литого Старый русский великан Поджидал к себе другого Из далеких, чуждых стран. За морями, за горами Уж гремел о нем рассказ, И помериться главами Захотелось им хоть раз… . По утверждению Добролюбова, Лермонтов, «умевший рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе». Для Лермонтова характерен интерес к национальной истории, это объясняется стремлением найти в прошлом героические характеры, которых так не хватало в современном ему обществе. В поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» он создает образ Калашникова, связанный с романтической концепцией русского нацио-нального характера. По словам В. Г. Белинского, поэт от неудовлетворяющей его русской действительности переносится в историческое прошлое, подслушивает биение его пульса, проникает в глубочайшие тайники его духа, сливается с ним всем существом своим, усваивает склад старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувств. Удалой купец, изображенный Лермонтовым, — настоящий русский богатырь, честный, отважный, сильный духом, способный стоять за правду до последнего.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.004 с.) |