Связь темы Родины с другими мотивами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Связь темы Родины с другими мотивами



Тема родины в лирике Лермонтова также связана с темой поэта и поэзии. Лирический герой раннего стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой…», написанного в 1832 году, осознает себя избранником, поэтом. Ему предстоит разделить судьбу, общую для всех поэтов: он беглец по воле рока, обреченный на гонения и вечные странствия. Однако он чувствует свои национальные корни, он «с русскою душой».

Родина — это также недосягаемый романтический идеал. В поэме «Мцыри», написанной в 1839 году, любовь к родине — это романтическая страсть, подчиняющая себе все помыслы героя. Он говорит о себе, что «знал одной лишь думы власть, / Одну, но пламенную страсть». Эта страсть «изгрызла» и «сожгла» его душу, она звала его «от келий душных и молитв» на волю, «в тот чудный мир тревог и битв». Мечта героя поэмы о родине связана с мечтой о свободе, о вольности, она ассоциируется с волей орла. Однако настоящая родина, родина сердца, оказывается столь же недоступной для романтического героя, как самые нереальные желания. Мцыри умирает, не осуществив своей мечты.

В поздних стихах Лермонтова появляется мотив тоски по родине, подобный антеевскому. Оторванность от родины означает страдание и смерть для поэта, связь с родной землей дает ему силы жить. В стихотворении «Листок» 1841 года поэт использует образ-символ, чтобы показать, насколько тяжело он переживал гонения, настигшие его. Дубовый листок, оторвавшийся «от ветки родимой», напоминает самого поэта, насильно разлученного с «отчизной суровой», которую он любит, несмотря ни на что. Гонимый жестокою бурей, засохший и увядший «от холода, зноя и горя», листок докатился до Черного моря, но и там ему не суждено найти себе приюта.

Одновременно поэт испытывает презрение к тем, у кого нет родины, кто не способен переживать боль от разлуки с ней. В стихотворении «Тучи» 1840 года лирический герой подчеркивает разницу между собой, обреченным на скитания, и «вечными странниками» тучами: «Вечно холодные, вечно свободные, / Нет у вас родины, нет вам изгнания».

В стихотворении «Родина» Лермонтов противопоставляет официальной патриотической идеологии иную любовь к Родине и русскому народу. «Страна рабов, страна господ» — это еще не вся Родина.

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи кочующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

Полемика с другими концепциями продолжается в стихотворении «Родина», написанном в 1841 году на Кавказе. Это стихотворение — одно из немногих произведений Лермонтова, где преобладают реалистические принципы изображения, в нем он также следует пушкинской традиции. Рассказывая о своей любви к родине, поэт подчеркивает, что она странная и не определяется ни идеями декабризма, ни концепцией славянофильства, ни концепцией официальной народности. Его любовь — это исключительно личное чувство, не имеющее рационального объяснения. Далее он создает образ родины, России, изображая ее бескрайние просторы, увиденные как бы с высоты птичьего полета. Затем точка зрения меняется, и перед читателем предстает родина, увиденная глазами путника, проезжающего в телеге по ее бесконечным дорогам. В конце стихотворения поэт окунается в стихию русской жизни, наблюдая детали народного быта, «с отрадой» отмечая достаток в крестьянском хозяйстве: «полное гумно, избу, покрытую соломой» и «с резными ставнями окно».[5;73]

«Во всех своих стихах он мрачен и капризен… но чуть стоит ему коснуться народа, тут он светел и ясен», — писал Ф. М. Достоевский.

Лермонтов создает свой образ Родины. В его произведениях мы видим и мощные, богатырские характеры, и величественные картины русской природы, и горькие раздумья о бесправии и духовном рабстве.

Заключение

Чем усерднее вчитываемся мы в дошедшие до нас строки воспоминаний, тем более убеждаемся, что Лермонтов действительно был разным и непохожим — среди беспощадного к нему света и в кругу задушевных друзей, на людях и в одиночестве, в сражении и в петербургской гостиной, в момент поэтического вдохновения и на гусарской пирушке. Это можно сказать про каждого, но у Лермонтова грани характера были очерчены особенно резко, и мало кто возбуждал о себе столько разноречивых толков…

Впрочем, есть книги, которые содержат самый достоверный лермонтовский портрет, самую глубокую и самую верную лермонтовскую характеристику. Это — его сочинения, в которых он отразился весь, каким был в действительности и каким хотел быть… Как всякий настоящий а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.

..Историю протекших веков и все лучшее, накопленное русской и европейской культурой, — поэзию, прозу, драматическую литературу, музыку, живопись, труды исторические и философские, — Лермонтов усваивал начиная с первого дня пребывания в Пансионе при Московском университете, а затем в годы студенчества.

Приятелям запомнилась его любимая поза: облокотившись на одну руку, Лермонтов читает принесенную из дома книгу, и ничто не может ему помешать — ни разговоры, ни шум.

Он владеет французским, немецким, читает по-латыни, впоследствии, на Кавказе, примется изучать «татарский», то есть азербайджанский, язык, в Грузии будет записывать слова грузинские и одной из своих поэм даст грузинское название — «Мцыри». Он помнит тысячи строк из произведений поэтов и великих и малых, иностранных и русских, но из обширного круга его чтения нужно выделить двух авторов: Байрона и — особенно — Пушкина. Еще ребенком Лермонтов постигал законы поэзии, переписывая в свой альбом их стихи. Перед Пушкиным он благоговел всю жизнь. И больше всего любил «Евгения Онегина»…

И все, что им создано за тринадцать лет творчества, — это подвиг во имя свободы и родины. И заключается он не только в прославлении бородинской победы, в строках «Люблю отчизну я…» или в стихотворном рассказе «Мцыри», но и в тех сочинениях, где не говорится прямо ни о родине, ни о свободе, но — о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгнании, о пустоте жизни…

Десять лет писал он стихи, поэмы, драмы, прозу, прежде чем решился стать литератором. Еще три года понадобилось, чтобы из лучшего, что он создал, составить небольшой сборник. Взыскательность, строгость его по отношению к себе удивительны. Только две поэмы и два с половиной десятка стихотворений отобрал он из сотен стихов и трех десятков поэм. Зато никто еще не выступал в первый раз с таким сборником.

Все совместилось в этой маленькой книжечке — старинный сказ «Песни про царя Ивана Васильевича…» и простая речь бородинского ветерана; тихая молитва о безмятежном счастье любимой женщины, которая принадлежит другому, и горечь разлуки с родиной; холодное отчаяние, продиктовавшее строки «И скучно, и грустно…», и нежный разговор с ребенком; беспощадная ирония в обращении к Богу и ласка матери, напевающей песню над младенческой колыбелью; трагическая мысль «Думы» и страстный разговор Терека с Каспием; горестная память о погибшем изгнаннике и гневная угроза великосветской черни; сокрушительная страсть Мцыри — призыв к борьбе, к избавлению от рабской неволи, и сладостная песня влюбленной рыбки; пустыни Востока, скалы Кавказа, желтеющие нивы России, призрачный корабль, несущий по волнам океана французского императора, слезы заточенного и страстный спор о направлении поэзии — все было в этом первом и последнем сборнике, который вышел при жизни поэта.

Вот такой и был Лермонтов, только натура его и личность его были еще богаче…

Великая человечность Лермонтова, пластичность1 его образов, соединение простоты и возвышенности, естественности и оригинальности — свойства не только созданий Лермонтова, но и его самого. И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека — грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого.

Лермонтовское чувство к Родине: «Но я люблю — за что, не знаю сам», — нашло воплощение в творчестве русских поэтов следующих поколений. Во второй половине XIX века Некрасов напишет:

… Все, что, жизнь мою опутав с первых лет,

Проклятьем на меня легло неотразимым, —

Всему начало здесь, в краю моем родимом!..

А в начале XX века Блок выразит свою привязанность к родной земле так же откровенно и искренне:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, —

Как слезы первые любви!

Сознание неразрывной связи своей судьбы с судьбой России, с судьбой русского народа помогало Лермонтову преодолеть чувство трагического одиночества и отверженности, придавало ему силы и мужество выдержать изгнание.

Список использованной литературы:

1.Андроников И.Л. Лермонтов: Исследования и находки.-М.:Просвещение,1977.

2.Афанасьев В.В. Лермонтов.-М.:Просвещение,1991.

 

Страницы: 1 | 2 | Весь текст

 

§ Чакры

§ Изонить

§ Для чего использовалось искусство в государстве

§ Христианские мотивы в лирике Лермонтова

Галичкина Ирина Владимировна,учитель русского языка и литературы...

 

§ Эпоха безвременья в лирике Лермонтова

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова.Цель: обзор осмысления темы...

 

§ Обобщающий урок по лирике Лермонтова Урок литературы 6 класс

Час поэзии и…души(обобщающий урок по творчеству М.Лермонтова в 6 классе)Цели...

 

 

Главная > Конспекты > различные темы >Патриотические мотивы в лирике МЮ Лермонтова

← Патриотический классный час Мое село-моя Родина

Паспорт проектной работы Что читают современные подростки →

Вам подойдут

1. Христианские мотивы в лирике Лермонтова

2. Эпоха безвременья в лирике Лермонтова

3. Обобщающий урок по лирике Лермонтова Урок литературы 6 класс

 

· Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству Юные художники

· Рисование гипсовой головы

· Эссе Мое педагогическое кредо

· Требования к соискателю

· Зачет по теме Составление формул кислот

Kurs nok Арийский типаж Дикнант человеческие руки Для чего использовалось искусство в государстве Зачет по анатомии 1 курс Зоя КосмодемьянскаяИзонить Мудра Мудры Рука

 

 

Мотивы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. ... В отличие от Пушкина, Лермонтов в своем творчестве не проходит очевидную эволюцию от ранних сугубо...



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.127.232 (0.02 с.)