Любовь Лермонтова к родине неоднозначна и порой мучительна. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Любовь Лермонтова к родине неоднозначна и порой мучительна.



Что такое Родина? Для каждого человека оно означает что-то свое, но для всех это очень важное в жизни слово. В детстве Родина — это родной дом, родители, позже это понятие расширяется, и мы осознаем, что Родина огромна, она дает нам силы, радость жизни. Родина бесконечна и величественна.

Тема Родины стала основной в лирике многих русских поэтов. О чем бы ни писали они, образ родной земли, подвиги народа, исторические события, общественные перемены неизменно становились главными источниками вдохновения. Любовью к Родине наполнены и многие стихи М. Ю. Лермонтова. Его любовь к Родине неоднозначна и порой мучительна, он не может все принять в своем отечестве. Его любовь — искреннее и горячее, но в то же время очень противоречивое чувство. «Люблю отчизну я, но странною любовью», — признается поэт в стихотворении «Родина».Лермонтов как человек своего поколения стремится к анализу действительности.Увы, то, что он видит, «иль пусто,иль темно».Поэту чужд показной патриотизм, и, поэтому он не приемлет официальную точку зрения, согласно которой современная ему Россия-почти идеальное государство.Россия Лермонтова предстаёт в другом виде-страна рабов, страна господ.[4;121]

Тема родины проходит через все творчество Лермонтова. Воплощение этой темы в его произведениях связано с художественным методом. Лермонтов — романтик, поэтому кроме конкретного образа России в его творчестве появляется обобщенно-символический образ родины.

2. 2Воспевание красоты русской природы и интерес к жизни народа.

Трижды побывавший на Кавказе в детстве вместе с бабушкой, Лермонтов сохранил воспоминание об экзотической красоте южных гор. «Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да об небе». В ранних стихах Лермонтов изображает Кавказ как свою поэтическую родину. Стихотворение «Кавказ» 1830 года — это своего рода «сладкая песня», которую поэт поет «отчизне своей», многократно повторяя: «Люблю я Кавказ».

Образ «малой» родины в более поздних стихах также связан с воспоминаниями детства. Поэт воскрешает в своей памяти уголок родной земли, Тарханы, где он провел годы отрочества. В стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…» 1840 года лирический герой, оказавшись на маскараде, чувствует себя чужим среди веселящейся равнодушной толпы. Ему тяжело оттого, что его окружают «образы бездушные людей, приличьем стянутые маски», неспособные на проявление человеческого тепла, сочувствия, сострадания. Чтобы найти утешение, герой устремляется мечтой в мир детства, где сосредоточено для него все самое, дорогое. Бегство в память, в мечту — любимый романтический мотив Jlepмонтова-поэта. Герой стихотворения вспоминает себя ребенком, воссоздает в своем воображении отрадные для него картины детства: «высокий барский дом», «сад с разрушенной теплицей», «спящий пруд», село, «туманы над полями», темная аллея, шорох желтых листьев под ногами. Описывая дорогую его сердцу усадьбу и окрестности имения, принадлежавшего его бабушке, Лермонтов следует пушкинской традиции, заложенной в стихотворениях «Деревня» и «Вновь я посетил…».

В дни одиночества так естественно было обращение поэта к Тарханам, краю детства. Об этом — стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…». Глеб Иванович Успенский в очерках о крестьянском труде зло отозвался о нем. «Тут перемешаны и климаты (?!) и времена года, и все так произвольно выбрано (?!), что невольно рождается сомнение в искренности поэта, что, думается, вникая в его произведение, увидал ли бы он Бога в небесах и разошлись ли бы его морщины и т.д., если бы природа предстала перед ним не в виде каких-то отборных фруктов (?!), при особенном освещении (?!), а в более обыкновенном и простом виде?» Скажем, при «созерцании брусники, ежевики». [5;87]. Можно только удивляться тому, как благородный человек, талантливый писатель мог написать подобное. Лермонтов не стремился воссоздать одну конкретную картину природы, вот почему в стихотворении соседствуют желтеющее поле (позднее лето) и ландыш (весна), утреннее и вечернее освещение растений. В памяти поэта возникли дорогие ему пейзажи: ключ, бегущий по оврагу, сад, бескрайнее поле, нежный ландыш, растущий под кустом…

Лермонтов как бы вновь вдыхает запахи, слышит звуки ветра, видит краски родной земли. Природа видится ему в неустанном движении: нива волнуется, слива прячется под тень листка, лес шумит, ключ играет и что-то лепечет, ландыш кивает головой. Глаз радует богатство цветов: желтый, малиновый, зеленый, серебристый, розовый, золотистый.

Поэтические определения автора многосложны, замедленность в их произношении придает им особую значительность: жел/те/ ю/ща/ я (нива); ма/ли/но/в а/я (слива); ела/ до/стной (тенью); зе/ле/но/го (листка); ду/шис/той (росой); ру/мя/ным (вечером); се/ре/бри/стый (ландыш); сту/де/ный (ключ); та/ин/ ствен/ну/ю (сагу). Тропы — емки: желтеющая (нива) — это и Цвет колосьев, и их зрелость; волнуется (нива) — колышутся тяжелые колосья, ждущие жатвы; свежий (лес) — лоснящаяся мо лодая зелень, чистый, бодрящий воздух.

Природа покоряет человека своей красотой и гармонией. Общение с этим миром умиротворяет душу, рождает «высокие минуты бытия».

Все 16 строк стихотворения — одно сложное предложение, точнее один период. В Толковом словаре Д.Н.Ушакова дано такое разъяснение этого понятия: «Сложное синтаксическое построение для подробного развития мысли… употребляемое как стилистический прием с целью благозвучия, которое достигается ритмическим расположением частей, повышением и понижением голоса». Итак, период — смысловое и интонационное единое целое Стихотворение состоит их четырех строф. Первая — третья строфы — о многообразной природе края (поле, лес, сад, овраг), общении с ней лирического героя; четвертая, заключительная, строфа — о благотворном воздействии природы на человека.

От первой к третьей строфе усиливается общение героя с природой (об этом обстоятельно — в статье М.Гаспарова «Лермонтов и Ламартин». В книге «Историко-филологические исследования. Сборник статей». М., 1974. С. 113 — 120). В первой — как будто взгляд со стороны на окружающий мир; во второй — природа одухотворена. Ландыш как бы рад человеку, созерцающему его красоту; в третьей строфе — ключ делится рассказом о мирном крае, откуда он течет, и повергает слушателя в сон. Здесь меняется характер поэтических определений. Они эмоционально-оценочны: таинственная (сага), мирный (край), смутный (сон).В последней, итоговой строфе — переход от мира природы к душе человека, а затем — к мирозданию:

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

Вижу (Бога) в значении понимаю, осознаю, что царящие в природе целесообразность, гармония обязаны Создателю Однако последняя строка производит впечатление недосказанности: ни просьб, ни благодарности Творцу не последовало.

Как отметил историк литературы Б.Эйхенбаум, «через все стихотворение проведена определенная интонационно-синтаксическая система». Обратимся к тексту:

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда, росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой…

Исследователь обратил внимание на то, что эти строфы сходны: в них интонация повышается к концу третьей строки и понижается в четвертой. В первой строфе три предложения, а во второй — одно, что делает интонацию более напряженной. В третьей строфе интонация повышается в четвертой строке. После нее — спад в четвертой строфе:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

Герой обратился к миру души, а это потребовало спокойной сосредоточенности.

Многочисленные анафоры /Когда… — Когда… — Когда… — Тогда… — Тогда… — И… — И../ придают стихотворению интонационную и композиционную завершенность.

Некоторые исследователи видели смысл стихотворения в примирении поэта с действительностью. Само содержание произведения, его композиция говорят лишь о недолговременном успокоении поэта от жизненных тревог. Оно наступает лишь при созерцании величия и значительности природы. Общество же дисгармонично, и постигнуть счастье там, где царствуют злоба и несправедливость, ложь и лицемерие — невозможна Только при удалении от общества, его забвении «смиряется души… тревога», «расходятся морщины на челе». Но порой и общение с природой не заглушает душевную боль. Об этом поэт с горечью скажет в позднем своем творении «Выхожу один я на дорогу…»:

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

В стране, где «Свободы, Гения и Славы палачи» диктовали свои нормы поведения, Лермонтов не мог избавиться от горестных раздумий, душевной тревоги.

Общение с природой родного края, с ее непритязательной красотой рождает в душе лирического героя высокие стремления, приближает его к нравственным идеалам:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога!..

(«Когда волнуется желтеющая нива»)

На деревенских проселках в полную ширь и во всей красоте открывалась лирическому герою его страна с ее неразгаданной тайной. Родина — это еще и народ, простые русские люди:

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.015 с.)