Тема 1. Предмет психологии, задачи и методы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет психологии, задачи и методы.



Тема 1. Предмет психологии, задачи и методы.

Слово «психология» образовалось из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), как «наука о душе» и оно впервые появилось в XVII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Психология – это наука о психике и внутреннем мире человека, которая изучает психические явления.

Впервые термин «психология» появился в 16 веке. Занималась психология душевными и физическими явлениями. В 19 веке, психология становится самостоятельной и экспериментальной наукой. Предметом изучения психологии стала психика.

В 20 веке психология утратила свой узкий смысл. В 19 веке стали создавать специальные технические приборы и устройства. В 20 веке получили широкое распространение математические модели и расчеты.

Предмет психологии изучает психику в целом, а точнее психические процессы, состояния, психические особенности личности как отражение в мозгу предметов и явлений действительности.

Задачи психологии:

1. Научится понимать сущность психических явлений;

2. Научится управлять психическими явлениями;

3. Использовать полученные знания для повышения эффективности.

Психика имеет свои собственные свойства и качества и определяется своими собственными законами.

Очень упрощая, можно провести аналогию с диском компьютера и информацией. Информация, записанная на диске, существует как специфическое взаимное расположение элементов вещества диска. Значит, она объективна, если угодно – материальна, как материальна кристаллическая решетка – гештальт (форма) кристалла. Но ее свойства не определяются свойствами вещества диска. Информация попала на диск извне и вначале существовала вне данного компьютера. В то же время информация – главное в компьютере. Без программ – это просто набор деталей. В этой аналогии диск – носитель информации, мозг – носитель психики. Информация не сводится к диску, а психика – к мозгу. Диск и мозг – это субстрат, информация и психика – форма, способ организации. Диск и мозг доступны чувственному восприятию, информация и психика – нет.

Психика человека – это свойство мозга ощущать и оценивать происходящее, создавая внутреннюю картинку случившихся событий. Пси́хика от др.-греч. «душевный, жизненный».

· «Форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию».

· Внутренний мир человека.

Психические явления

Психические процессы Психические состояния Психические особенности
Ощущения, восприятие, память,внимание,мышление, речь,представления,воображение Эмоции, чувства, воля Темперамент, характер, способности, направленность личности

Сознание — это такое отражение, в котором объективная действительность как бы отделяется от субъективного к ней отношения человека. Поэтому в образе сознания выделяются две плоскости: объективная (Мир) и субъективная (Я), личное переживание, отношение к предмету.

       Например, вы читаете книгу, проникаясь сюжетом, не осознавая при этом, не контролируя того, как воспринимаете слова и мысли, листаете страницы, сидите в кресле дома. В вашей психике отражены события, которые описываются в данной книге, психологически вы существуете в книжной реальности. Но вот раздался звонок в дверь, которую нужно открыть, и тут начинает работать сознание: это дом, это книга, это “Я”, который здесь живет и что-то читает. Вы наблюдаете себя как бы со стороны, выделяетесь из объективных условий, а поэтому они предстают перед вами в сознательном образе. Вы понимаете, что дом, книга и все остальное существуют сами по себе, объективно, а ваше чтение, переживания и впечатления вторичны, субъективны, принадлежат только вам. Становится понятно, что это не одно и то же: объективный мир и его образ в конкретном человеке. Сознание — это принятие, осознание реального, вне зависимости от личности существующего бытия.

       Сознание —сфера психики, где отражение объективности и реальности приобретают особые, высшие формы, свойственные только человеку.

Методы психологии

Метод – это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. Бывают: основные, вспомогательные и дополнительные методы психологического исследования.

К основным относятся:

  * наблюдение     * эксперимент

Ø НАБЛЮДЕНИЕ - это преднамеренное систематизированное и целенаправленное восприятии внешнего внешнего поведения человека с целью его последующего анализа со стороны наблюдателя.

Ø ЭКСПЕРИМЕНТ – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений.

К вспомогательным:

Метод тестов – система заданий, позволяющих измерить уровень развития качеств, свойств личности.

Анкетирование – вид письменного опроса, при котором идет взаимодействие между исследователем и отвечающим (они общаются с помощью анкеты).

Метод беседы – вид устного опроса, который характеризуется свободой проведения в непринужденной обстановке и возможностью изменять содержание вопросов в ходе беседы.

Интервью – метод получения информации в виде беседы исследователя с лицом или группой лиц.

Анализ результатов деятельности - метод изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.

Социометрия – это метод психологии, который используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.

Убеждение – это направленное воздействие на человека посредством аргументов: выставление четких целей задач

Внушение – убеждение спортсмена в необходимости выполнить комплекс каких-либо мероприятий, настроить на ту или иную деятельность.

Тренинг - это одна из форм обучения и передачи информации. А именно: групповое занятие по какой-то заранее заявленной теме.

К дополнительным относятся:

Методы, заимствованные из других наук, например физиологии (ЭЭГ, ЭКГ и др.) и математики (математическая обработка данных, статистический анализ), инженерии (компьютерная обработка полученных данных).

 

Виды деятельности

Деятельность человека не только предельно сложна по содержанию и строению, но и крайне разнообразна в своих общих разновидностях и конкретных проявлениях. Традиционно принято считать, что основным делением деятельности на ее типы является дифференциация на трудовую, учебную и игровую деятельность:

1. Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей. Трудовая деятельность предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата, в отличие от учебной и игровой деятельности, где этот результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т.д. для последующего осуществления трудовой деятельности.

2. Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.

3. Игра – особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей. Результатом игровой деятельности не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни людей. Включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка. Особое значение имеет ролевая игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей через ролевые игры обеспечивает возможность социализации личности. Специфическим признаком игровой деятельности является то, что главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат.

Указанные виды деятельности имеют разное значение для развития человека на разных этапах онтогенеза. Деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на определенном этапе онтогенетического развития, называется ведущей деятельностью.

Темперамент.

Корнями физиологическая ветвь учения о темпераменте уходит в античный период. Гиппократ (5 в. до н.э.) описал 4 типа темперамента, исходя из физиологических представлений того времени. Считалось, что в организме человека имеется 4 основных жидкости, или «сока»: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в каждом человеке в определенных пропорциях, они и составляют его темперамент (лат. temperamentum – «смесь», «соотношение»). Конкретное наименование каждый темперамент получил по названию той жидкости, которая якобы преобладает в организме. Соответственно были выделены следующие типы темперамента: сангвинический (от лат. sanguis - «кровь»), холерический (от греч. сhole – «желчь»), флегматический (от греч. рhlegma – «слизь»), меланхолический (от греч. melaina chole – «черная желчь»).

Сангвинический темперамент. Сангвиник – человек с ослепительным цветом лица, довольно полный, веселый, с широкой грудью, которая заключает в себя вместительные легкие и свидетельствует о деятельном сердце, следовательно, быстром кровообращении и высокой температуре.

Душевные свойства: приподнятое состояние духа, приятные и блестящие мысли, благожелательные и нежные чувства; но привычки отличаются непостоянством; есть что-то легковесное и изменчивое в душевных движениях; уму недостает глубины и силы. Сангвинику нельзя поручить защиту важной крепости, зато его следует пригласить на роль любезного царедворца. Подавляющая масса французов – сангвиники, и поэтому в их армии во время отступления из России не было никакого порядка.

Холерический темперамент. Желчь – один из самых своеобразных элементов в человеческом организме. В химическом отношении это вещество горючее, белковое, пенящееся. С точки зрения физиолога, это очень подвижная жидкость, сильно возбуждающая и действующая подобно дрожжам.

Душевные свойства: повышенная впечатлительность, движения резкие, порывистые. Пламя, пожирающее человека желчного темперамента, порождает мысли и влечения самодовлеющие и исключительные. Оно придает ему почти постоянное чувство тревоги. Без труда дающееся сангвинику чувство душевного благополучия ему совершенно незнакомо: он обретает покой только в самой напряженной деятельности. Человек холерического темперамента предназначен к великим делам своей телесной организацией. Холерики, по мнению Сиендаля, были Юлий 2, Карл 5, Кромвель.

Флегматический темперамент присущ гораздо больше северным народам, например голландцам. Флегматики склоны к ожирению. Движения флегматика вялы и медлительны. В результате маленький и подвижный гасконец побивает огромного гренадера-голландца.

Душевные свойства: флегматику совершенно чужда тревога, из которой возникают великие дела, манящие холерика. Его обычное состояние – спокойное, тихое благополучие. Ему свойственна мягкость, медлительность, лень, тусклость существования.

Меланхолический темперамент. Меланхолика отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях. Чувства его лишены непосредственности. Когда он входит в гостиную, то пробирается вдоль стен. Самую простую вещь эти люди умудряются высказать с затаенной и мрачной страстностью. Любовь для них всегда дело серьезное. Один юноша-меланхолик пустил себе пулю в лоб из-за любви, но не потому, что она была несчастной, а потому, что он не нашел в себе сил признаться предмету своего чувства. И смерть показалась ему менее тягостной, чем это объяснение.

Характер.

В психологической литературе можно найти всевозможные варианты соотнесения понятий характер и личность. Характер и личность практически отождествляются, т.е. эти термины употребляются как синонимы: характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура, и наоборот, личность понимается как специфическая часть характера. Характер и личность рассматриваются как «пересекающиеся» образования.

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.

Карл Густав Юнг выделил два основных типа характера: экстравертированный и интровертированный.

Термины «экстраверт» и «интроверт» известны давно, но прочно в обиход их ввел Карл Юнг в начале XX века. Это два абсолютно противоположных типа личности. Считается, что у каждого человека есть черты обоих типов, но преобладает какой-то один.

Экстраверт – это человек, который очень любит общаться. У него может быть богатый внутренний мир, но он не очень обращает на него внимание, а только если это необходимо для достижения какой-то цели.

Интроверт – это человек, который погружен в себя. И тем не менее при необходимости он может общаться с людьми, но ровно настолько, насколько это нужно. Определение типа личности базируется на совокупности таких качеств, как честолюбие, активность, напористость, коммуникабельность и разговорчивость. Чтобы ответить на вопрос: «Ты интроверт или экстраверт?», надо более подробно рассмотреть каждый тип в отдельности. И только потом можно делать какие-то выводы.

Экстраверт – это человек, который стремится к общению с людьми. Ему нравится внимание окружающих. Он легко завязывает новые знакомства, участвует в общественных мероприятиях, часто выступает перед публикой. Приветливый, имеет много друзей, очень честолюбив и напорист. Именно такими словами можно охарактеризовать экстраверта.

Эти люди не переносят одиночества, очень зависят от чужого мнения, из-за чего на них легко влиять. Экстраверт может стать отличным тамадой, артистом, политиком или чиновником. Но он должен держать под контролем свою агрессивность, стараться ограничивать склонность к риску и желание действовать под влиянием момента.

Интроверт – это человек, который настроен пессимистично, замкнут, всегда держит свои эмоции под контролем. Он застенчив и сдержан. Ему нравится быть в тишине и одиночестве. Обществу интроверт предпочитает книги. Редко заводит новые знакомства, и если уж становится кому-то другом, то самым надежным и на всю жизнь. Он никогда не поступает вразрез со своими убеждениями, но если вдруг такое все же случается, интроверт долго будет мучиться и переживать. Хорошо это или плохо, но такие люди практически не поддаются чужому влиянию и всегда имеют свою точку зрения. Одно из самых ценных качеств этого типа личности – человек редко переступает общеустановленные нормы поведения.

Из интровертов получаются отличные ученые, исследователи, писатели или частные предприниматели. Ведь для них творческий процесс важнее конечного результата. Дети-интроверты – это тихони и отличники, которые никогда не могут постоять за себя и дать сдачи. А все потому, что очень добры, даже чересчур. Многие этим пользуются, особенно при желании списать на контрольной. Мужчины-интроверты становятся подкаблучниками, но женщины этого типа чувствуют себя в браке намного комфортней, чем экстраверты.

Способности.

Способности бывают врожденные и формирующиеся при жизни.

Термины «врожденный», «прирожденный» (т.е. имеющийся к моменту рождения) обычно употребляют в смысле «полученный от природы», «переданный по наследству». Однако с научной точки зрения это нестрого: до рождения индивид проходит длительный путь внутриутробного развития, в течение которого он подвергается «средовым воздействиям». Поэтому термин «наследственный» более точен для выражения предполагаемого смысла.

Становление и развитие способностей, по-видимому, связано с прохождением ребенка через различные сензитивные периоды с возможным научением в эти периоды по типу «запечатления».

Неотъемлемый компонент способностей – повышенная мотивация. Она обеспечивает интенсивную и в то же время «естественно» организующую деятельность, необходимую для развития способностей.

При неблагоприятных общих условиях воспитания, например, при частых психических травмах, энергия ребенка может тратиться на неконструктивные переживания и отвлекаться от развивающихся способностей.

Неправильное обращение с мотивацией, например излишнее принуждение, может погасить спонтанную активность ребенка и «засушить» способность.

Тема 1. Предмет психологии, задачи и методы.

Слово «психология» образовалось из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), как «наука о душе» и оно впервые появилось в XVII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Психология – это наука о психике и внутреннем мире человека, которая изучает психические явления.

Впервые термин «психология» появился в 16 веке. Занималась психология душевными и физическими явлениями. В 19 веке, психология становится самостоятельной и экспериментальной наукой. Предметом изучения психологии стала психика.

В 20 веке психология утратила свой узкий смысл. В 19 веке стали создавать специальные технические приборы и устройства. В 20 веке получили широкое распространение математические модели и расчеты.

Предмет психологии изучает психику в целом, а точнее психические процессы, состояния, психические особенности личности как отражение в мозгу предметов и явлений действительности.

Задачи психологии:

1. Научится понимать сущность психических явлений;

2. Научится управлять психическими явлениями;

3. Использовать полученные знания для повышения эффективности.

Психика имеет свои собственные свойства и качества и определяется своими собственными законами.

Очень упрощая, можно провести аналогию с диском компьютера и информацией. Информация, записанная на диске, существует как специфическое взаимное расположение элементов вещества диска. Значит, она объективна, если угодно – материальна, как материальна кристаллическая решетка – гештальт (форма) кристалла. Но ее свойства не определяются свойствами вещества диска. Информация попала на диск извне и вначале существовала вне данного компьютера. В то же время информация – главное в компьютере. Без программ – это просто набор деталей. В этой аналогии диск – носитель информации, мозг – носитель психики. Информация не сводится к диску, а психика – к мозгу. Диск и мозг – это субстрат, информация и психика – форма, способ организации. Диск и мозг доступны чувственному восприятию, информация и психика – нет.

Психика человека – это свойство мозга ощущать и оценивать происходящее, создавая внутреннюю картинку случившихся событий. Пси́хика от др.-греч. «душевный, жизненный».

· «Форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию».

· Внутренний мир человека.

Психические явления

Психические процессы Психические состояния Психические особенности Ощущения, восприятие, память,внимание,мышление, речь,представления,воображение Эмоции, чувства, воля Темперамент, характер, способности, направленность личности

Сознание — это такое отражение, в котором объективная действительность как бы отделяется от субъективного к ней отношения человека. Поэтому в образе сознания выделяются две плоскости: объективная (Мир) и субъективная (Я), личное переживание, отношение к предмету.

       Например, вы читаете книгу, проникаясь сюжетом, не осознавая при этом, не контролируя того, как воспринимаете слова и мысли, листаете страницы, сидите в кресле дома. В вашей психике отражены события, которые описываются в данной книге, психологически вы существуете в книжной реальности. Но вот раздался звонок в дверь, которую нужно открыть, и тут начинает работать сознание: это дом, это книга, это “Я”, который здесь живет и что-то читает. Вы наблюдаете себя как бы со стороны, выделяетесь из объективных условий, а поэтому они предстают перед вами в сознательном образе. Вы понимаете, что дом, книга и все остальное существуют сами по себе, объективно, а ваше чтение, переживания и впечатления вторичны, субъективны, принадлежат только вам. Становится понятно, что это не одно и то же: объективный мир и его образ в конкретном человеке. Сознание — это принятие, осознание реального, вне зависимости от личности существующего бытия.

       Сознание —сфера психики, где отражение объективности и реальности приобретают особые, высшие формы, свойственные только человеку.

Методы психологии

Метод – это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. Бывают: основные, вспомогательные и дополнительные методы психологического исследования.

К основным относятся:

  * наблюдение     * эксперимент

Ø НАБЛЮДЕНИЕ - это преднамеренное систематизированное и целенаправленное восприятии внешнего внешнего поведения человека с целью его последующего анализа со стороны наблюдателя.

Ø ЭКСПЕРИМЕНТ – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений.

К вспомогательным:

Метод тестов – система заданий, позволяющих измерить уровень развития качеств, свойств личности.

Анкетирование – вид письменного опроса, при котором идет взаимодействие между исследователем и отвечающим (они общаются с помощью анкеты).

Метод беседы – вид устного опроса, который характеризуется свободой проведения в непринужденной обстановке и возможностью изменять содержание вопросов в ходе беседы.

Интервью – метод получения информации в виде беседы исследователя с лицом или группой лиц.

Анализ результатов деятельности - метод изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.

Социометрия – это метод психологии, который используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.

Убеждение – это направленное воздействие на человека посредством аргументов: выставление четких целей задач

Внушение – убеждение спортсмена в необходимости выполнить комплекс каких-либо мероприятий, настроить на ту или иную деятельность.

Тренинг - это одна из форм обучения и передачи информации. А именно: групповое занятие по какой-то заранее заявленной теме.

К дополнительным относятся:

Методы, заимствованные из других наук, например физиологии (ЭЭГ, ЭКГ и др.) и математики (математическая обработка данных, статистический анализ), инженерии (компьютерная обработка полученных данных).

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.045 с.)