Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура спортивной деятельности
Структура спортивной деятельности является одной из центральных проблем психологии спорта. Структура спортивной деятельности представлена следующей схемой: цель – мотив – способ – результат. 1. Цель выступает в качестве регулятора активности, влияя на выбор конкретных средств достижения желаемого результата. 2. Мотив – побуждение к определенной активности (побуждает личность добиваться цели). 3. Способы спортивной деятельности. К ним относятся средства ее достижения – действия и операции, которые образуют технику и тактику избранного вида спорта. 4. Результата спортивной деятельности. В узком смысле – это конкретные спортивные достижения, выраженные в секундах, метрах, баллах …, занятых местах, рекордах, квалификации и титулах спортсмена. В широком смысле результаты спортивной деятельности связаны с влиянием спорта на развитие человека и общества (биологический, педагогический, психологический, социальный эффекты).
Тема 3. Психологические основы спортивной подготовки. Психологическая подготовка спортсменов – это организованный, управляемый процесс реализации его потенциальных психических возможностей в объективных результатах, адекватных этим возможностям. Психологические основы физической подготовки спортсмена. Физическая подготовка – это педагогический процесс, направленный на совершенствование физических качеств и достижение максимального спортивного результата. Психологической основой ФП является формирование понятий, представлений о физических качествах, выработка специализированных восприятий. Для формирования физических качеств необходимо совершенствовать психические процессы и свойства личности, а также управлять психическими состояниями. В развитии физических качеств большое внимание уделяется сенситивным периодам. Физические качества с точки зрения психологии могут быть раскрыты так: Быстрота – отражение в сознании спортсмена продолжительности, темпа, ритма и амплитуды движения, способность управлять временными параметрами движения. Быстрота включает в себя: а) минимальное время начала действия в ответ на раздражитель (латентное время двигательной реакции); б) скорость отдельного движения (элементов техники);
в) темп (скорость чередования повторяющихся элементов движений – шагов в беге) и ритм двигательного действия (соотношение отдельных частей движения по времени – ритм разбега в прыжках…). Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление за счет активности мышц. Выносливость – способность спортсмена выполнять заданное физическое упражнение без потери мощности, преодолевая утомление. Совершенствование выносливости происходит в процессе упражнений, вызывающих утомление, усталость, при формировании положительного отношения к работе. Гибкость - подвижность в суставах. Ловкость - способность человека рационально строить свои двигательные действия в изменяющихся условиях внешней и внутренней среды. Психологические основы технической подготовки спортсмена. Техническая подготовка - это педагогический процесс, направленный на овладение рациональными техническими приемами конкретного вида спорта и совершенствование качества и надежности управления движениями по параметрам пространства, времени и интенсивности прилагаемых усилий. Технической подготовкой спортсмена называется процесс овладения специальными спортивными знаниями, умениями и навыками. Психологическими основами технической подготовки является целенаправленное и индивидуализированное совершенствование тех психических процессов (психомоторных реакций, мышечно-двигательных ощущений, специализированных восприятий, представлений, внимания, мышления и др.), которые участвуют в регуляции движений, специфических, характерных для каждого конкретного вида спорта Не менее важно знать, осмысливать и уметь проанализировать (после выполнения) действия, их точность, оптимальность, скорость выполнения и т.д. Следовательно, всегда необходимы не только навыки и умения, но и знания. Знания – это чувственные, осмысленные объективные отражения в сознании предметов и явлений внешнего мира, запечатленные в памяти факты, характеристики событий, объективная информация о внешнем и внутреннем мире, выраженные в языковой форме в виде теорий, понятий, категорий, представлений и т.д.
Для спортсмена необходимы знания о сущности физических упражнений, их влиянии на состояние здоровья и его сохранение, на поддержание работоспособности. Особая роль в процессе технической подготовки спортсменов принадлежит представлениям о движениях (идеомоторная тренировка). Идеомоторная тренировка (ИТ) - мысленная (идеальная) тренировка с помощью представления движения. Установлено, что при представлении движения в организме спортсмена происходят физиологические изменения (т. е. не заметные глазу микросокращения мышц, вызываемые образами движений и действий). С психологической точки зрения, освоить двигательное действие - значит овладеть его психической саморегуляцией, в которой важнейшую роль играет система самоконтроля. Все заученные двигательные действия спортсмена приобретают форму двигательного навыка. Выработка разнообразных двигательных навыков у спортсменов имеет важное значение в овладении техникой, так как навыки составляют основу техники в любом виде спорта. Навык - способность к произвольным автоматизированным действиям, выполняемым с большой точностью, экономно и с оптимальной быстротой. Навыки формируются в процессе упражнений, тренировок путем многократных (желательно осознанных) повторений необходимых действий. Двигательные навыки в спорте характеризуются высокой степенью совершенства при выполнении всех элементов целостного двигательного действия. Психологические основы тактической подготовки спортсмена. Тактические действия, навыки и умения спортсмена. Практические задачи решаются не только посредством технических приемов, но и с помощью психологического воздействия на противника. Это может выражаться в маскировке своих возможностей и намерений, в демонстрации своей уверенности и готовности к борьбе и т.д. Тактическая подготовка сводится к рациональному распределению сил спортсмена в ходе соревнований и целесообразному использованию техники для решения конкретных спортивных задач, к повышению эффективности во взаимодействиях с партнерами по команде или к быстрому переключению с одной системы тактических действий на другую. Тактическая подготовка предусматривает предварительную разработку своих действий и последующую их реализацию в условиях соревнований. Тактическая подготовка формируется исходя из функциональных возможностей спортсмена, технического совершенства, психической готовности, уровня соревнований. Тактическая подготовка - это процесс, направленный на овладение спортивной тактикой и достижение спортивного мастерства в избранном виде спорта. Спортивная тактика - способы объединения и реализации двигательных действий, обеспечивающие эффективную соревновательную деятельность, приводящую к достижению поставленной цели в конкретном старте, серии стартов, соревновании. Основу тактического мастерства составляют следующие понятия: Тактические знания – совокупность представлений о средствах, принципах, видах и формах спортивной тактики и особенностях их применения в тренировочной и соревновательной деятельности избранного вида спорта. Тактические умения – форма проявления сознания спортсмена, отражающая его действия на основе тактических знаний. Могут быть выделены умения разгадывать замыслы соперника, предвидеть ход развития соревновательной борьбы, видоизменять собственную тактику и т.п. Тактические навыки – это заученные тактические действия, комбинации индивидуальных и коллективных действий. Тактическое (оперативное) мышление – это мышление, совершающееся в процессе спортивной деятельности в экстремальных условиях состязания и непосредственно направленное на решение конкретных тактических задач. Тактическое мышление спортсмена имеет ряд особенностей (см. табл.).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.007 с.) |