Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность.



Каждый человек как представитель биологического вида имеет определенные врожденные особенности, т. е. строение его тела обусловливает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т. д. Всеми этими чер­тами младенец человека отличается от детеныша животного. Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Таким образом, понятие «индивид» характеризует человека как представителя вида homo sapiens, как носителя опреде­ленных биологических свойств. В понятии индивид отражается по крайней мере 2 основных признака: во-первых, неделимость, или целостность, субъекта и, во-вторых, наличие у него особенных (индивидуальных) свойств, которые отличают его от других представителей того же вида. Как индивиды, люди отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особенностями, такими как рост, телесная конструкция, цвет глаз, тип нервной системы, но и психологическими свойствами – способностями, темпераментом, эмоциональностью.

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество — он становится личностью. Это происходит потому, что человек, вклю­чаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта — носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. Следовательно, личностью может быть только человек, и то достигший определенного возраста. Со стороны самого человека формирование и жизнь его как личности выступает прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов.

В свою очередь, особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивиду­альность. Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.

 Ананьев отмечает, что личность изменяется как в процессе истории че­ловека, так и в процессе индивидуального развития. Человек рождается биологи­ческим существом, а личностью становится в процессе онтогенеза путем усвоения общественно-исторического опыта человечества.

Психологическая структура личности — это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида). Структуру личности составляют: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Способности — индивидуальные устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

Темперамент — качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.

Характер — качества, определяющие поступки человека в отношении других людей.

Волевые качества — специальные личностные свойства, влияющие на стремление человека к достижению поставленных целей.

Эмоции и мотивация — переживания и побуждения к деятельности.

Социальные установки — убеждения и отношения людей.

И ндивидуально-психологические особенностей личности

 (темперамент, характер, способности)

Темперамент.

Корнями физиологическая ветвь учения о темпераменте уходит в античный период. Гиппократ (5 в. до н.э.) описал 4 типа темперамента, исходя из физиологических представлений того времени. Считалось, что в организме человека имеется 4 основных жидкости, или «сока»: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в каждом человеке в определенных пропорциях, они и составляют его темперамент (лат. temperamentum – «смесь», «соотношение»). Конкретное наименование каждый темперамент получил по названию той жидкости, которая якобы преобладает в организме. Соответственно были выделены следующие типы темперамента: сангвинический (от лат. sanguis - «кровь»), холерический (от греч. сhole – «желчь»), флегматический (от греч. рhlegma – «слизь»), меланхолический (от греч. melaina chole – «черная желчь»).

Сангвинический темперамент. Сангвиник – человек с ослепительным цветом лица, довольно полный, веселый, с широкой грудью, которая заключает в себя вместительные легкие и свидетельствует о деятельном сердце, следовательно, быстром кровообращении и высокой температуре.

Душевные свойства: приподнятое состояние духа, приятные и блестящие мысли, благожелательные и нежные чувства; но привычки отличаются непостоянством; есть что-то легковесное и изменчивое в душевных движениях; уму недостает глубины и силы. Сангвинику нельзя поручить защиту важной крепости, зато его следует пригласить на роль любезного царедворца. Подавляющая масса французов – сангвиники, и поэтому в их армии во время отступления из России не было никакого порядка.

Холерический темперамент. Желчь – один из самых своеобразных элементов в человеческом организме. В химическом отношении это вещество горючее, белковое, пенящееся. С точки зрения физиолога, это очень подвижная жидкость, сильно возбуждающая и действующая подобно дрожжам.

Душевные свойства: повышенная впечатлительность, движения резкие, порывистые. Пламя, пожирающее человека желчного темперамента, порождает мысли и влечения самодовлеющие и исключительные. Оно придает ему почти постоянное чувство тревоги. Без труда дающееся сангвинику чувство душевного благополучия ему совершенно незнакомо: он обретает покой только в самой напряженной деятельности. Человек холерического темперамента предназначен к великим делам своей телесной организацией. Холерики, по мнению Сиендаля, были Юлий 2, Карл 5, Кромвель.

Флегматический темперамент присущ гораздо больше северным народам, например голландцам. Флегматики склоны к ожирению. Движения флегматика вялы и медлительны. В результате маленький и подвижный гасконец побивает огромного гренадера-голландца.

Душевные свойства: флегматику совершенно чужда тревога, из которой возникают великие дела, манящие холерика. Его обычное состояние – спокойное, тихое благополучие. Ему свойственна мягкость, медлительность, лень, тусклость существования.

Меланхолический темперамент. Меланхолика отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях. Чувства его лишены непосредственности. Когда он входит в гостиную, то пробирается вдоль стен. Самую простую вещь эти люди умудряются высказать с затаенной и мрачной страстностью. Любовь для них всегда дело серьезное. Один юноша-меланхолик пустил себе пулю в лоб из-за любви, но не потому, что она была несчастной, а потому, что он не нашел в себе сил признаться предмету своего чувства. И смерть показалась ему менее тягостной, чем это объяснение.

Характер.

В психологической литературе можно найти всевозможные варианты соотнесения понятий характер и личность. Характер и личность практически отождествляются, т.е. эти термины употребляются как синонимы: характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура, и наоборот, личность понимается как специфическая часть характера. Характер и личность рассматриваются как «пересекающиеся» образования.

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.

Карл Густав Юнг выделил два основных типа характера: экстравертированный и интровертированный.

Термины «экстраверт» и «интроверт» известны давно, но прочно в обиход их ввел Карл Юнг в начале XX века. Это два абсолютно противоположных типа личности. Считается, что у каждого человека есть черты обоих типов, но преобладает какой-то один.

Экстраверт – это человек, который очень любит общаться. У него может быть богатый внутренний мир, но он не очень обращает на него внимание, а только если это необходимо для достижения какой-то цели.

Интроверт – это человек, который погружен в себя. И тем не менее при необходимости он может общаться с людьми, но ровно настолько, насколько это нужно. Определение типа личности базируется на совокупности таких качеств, как честолюбие, активность, напористость, коммуникабельность и разговорчивость. Чтобы ответить на вопрос: «Ты интроверт или экстраверт?», надо более подробно рассмотреть каждый тип в отдельности. И только потом можно делать какие-то выводы.

Экстраверт – это человек, который стремится к общению с людьми. Ему нравится внимание окружающих. Он легко завязывает новые знакомства, участвует в общественных мероприятиях, часто выступает перед публикой. Приветливый, имеет много друзей, очень честолюбив и напорист. Именно такими словами можно охарактеризовать экстраверта.

Эти люди не переносят одиночества, очень зависят от чужого мнения, из-за чего на них легко влиять. Экстраверт может стать отличным тамадой, артистом, политиком или чиновником. Но он должен держать под контролем свою агрессивность, стараться ограничивать склонность к риску и желание действовать под влиянием момента.

Интроверт – это человек, который настроен пессимистично, замкнут, всегда держит свои эмоции под контролем. Он застенчив и сдержан. Ему нравится быть в тишине и одиночестве. Обществу интроверт предпочитает книги. Редко заводит новые знакомства, и если уж становится кому-то другом, то самым надежным и на всю жизнь. Он никогда не поступает вразрез со своими убеждениями, но если вдруг такое все же случается, интроверт долго будет мучиться и переживать. Хорошо это или плохо, но такие люди практически не поддаются чужому влиянию и всегда имеют свою точку зрения. Одно из самых ценных качеств этого типа личности – человек редко переступает общеустановленные нормы поведения.

Из интровертов получаются отличные ученые, исследователи, писатели или частные предприниматели. Ведь для них творческий процесс важнее конечного результата. Дети-интроверты – это тихони и отличники, которые никогда не могут постоять за себя и дать сдачи. А все потому, что очень добры, даже чересчур. Многие этим пользуются, особенно при желании списать на контрольной. Мужчины-интроверты становятся подкаблучниками, но женщины этого типа чувствуют себя в браке намного комфортней, чем экстраверты.

Способности.

Способности бывают врожденные и формирующиеся при жизни.

Термины «врожденный», «прирожденный» (т.е. имеющийся к моменту рождения) обычно употребляют в смысле «полученный от природы», «переданный по наследству». Однако с научной точки зрения это нестрого: до рождения индивид проходит длительный путь внутриутробного развития, в течение которого он подвергается «средовым воздействиям». Поэтому термин «наследственный» более точен для выражения предполагаемого смысла.

Становление и развитие способностей, по-видимому, связано с прохождением ребенка через различные сензитивные периоды с возможным научением в эти периоды по типу «запечатления».

Неотъемлемый компонент способностей – повышенная мотивация. Она обеспечивает интенсивную и в то же время «естественно» организующую деятельность, необходимую для развития способностей.

При неблагоприятных общих условиях воспитания, например, при частых психических травмах, энергия ребенка может тратиться на неконструктивные переживания и отвлекаться от развивающихся способностей.

Неправильное обращение с мотивацией, например излишнее принуждение, может погасить спонтанную активность ребенка и «засушить» способность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.014 с.)