Психологический портрет лидера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологический портрет лидера



 

Множество популярных пособий обещают помочь читателю максимально усовершенствовать свою личность и за счёт этого преуспеть во всех жизненных начинаниях. Сегодня на любом книжном прилавке можно увидеть яркие обложки с названиями: «Стань лидером», «Рождённые побеждать» и т. п.

Молодые люди, взбирающиеся на пирамиду успеха, запоем поглощают подобную литературу, которая утверждает, что для человека, желающего выбиться в лидеры, определённые черты характера важнее любых знаний. Это же следует из опубликованных биографий крупных бизнесменов и политиков.

Ни одна подобная книга не обходится без перечня психологических качеств, желательных и нежелательных для преуспевающей личности. Казалось бы, бесспорно, что для достижения ведущих ролей необходимы определённые качества: одни из них даются от природы, другие могут быть сформированы в процессе самосовершенствования. Каковы же эти черты?

К сожалению, найти чёткий ответ на этот вопрос не так просто. И тому есть много причин. Во–первых, большинство подобных руководств написано на Западе, а далеко не всякая заокеанская модель приложима к нашим условиям. Во–вторых, с течением времени меняются требования: в прошлом успешная карьера требовала иных качеств и людей иного склада. В–третьих, одни и те же качества могут пониматься разными людьми совершенно по–разному. Так, журнал «Форчун» в ответах на анкету «Черты, необходимые для менеджера» получил 147 толкований одного только понятия «надёжность». И наконец, в палитре психологических качеств, отмеченных разными авторами, многие черты не столько сочетаются, сколько противоречат друг другу.

Американский исследователь П. Друкер среди необходимых деловых качеств особо отмечает умение анализировать, взвешивать обстановку и делать правильный выбор, улаживать разногласия. В то же время требуется способность к быстрым и решительным действиям, к смелым интуитивным решениям. Провинциализм мелкого лавочника здесь не подходит, нужно уметь мыслить концепциями.

Современный лидер прежде всего должен быть честолюбивым и обладать несомненным талантом организатора. Далее ему нужны: напористость, размах, воображение, чувство нового, инициативность, умение разбираться в людях, чувство ответственности. Он должен быть жёстким, 1 когда нужно, уметь извлечь урок из собственных ошибок. Уметь выслушать, быть объективным. Владеть собой. Быть человеком слова. Допускать (в известных пределах) критику, мыслить перспективно. Не увлекаться деталями, не упускать главного. Сохранять уверенность перед лицом неопределённости.

Чтобы совмещать все эти качества, надо с самого начала быть оптимистом. Обладать чувством юмора. В одной из популярных книг читаем: «Современное управление требует лидеров, из которых бьёт фонтан энтузиазма, особенно когда дела идут плохо».

Кроме всего этого, необходимо иметь «коммерческий нюх», чувствовать слабые места у конкурентов, предвидеть будущую ситуацию, уметь налаживать контакты и искусно вести переговоры. Быть политиком: знать, кого погладить и на кого повысить голос. Быть скромным: не гнушаться просить совета у знающих людей. Красноречие. Обаяние. Ну, и конечно, неистощимая энергия.

Плохо, если человек груб, вспыльчив, высокомерен, не терпит критики. Даже осанка имеет значение, даже модуляции голоса. «Будьте веселы, — советовал известный бизнесмен Б. Барух, — вокруг и без того хватает похоронных физиономий». «Не надо вечно хмуриться, — повторяет у. Уайт, редактор журнала «форчун». — Лидер не может позволить себе такую роскошь, ибо это распространится вниз по всей линии и в конце концов вернётся и ударит по нему самому».

Руководители преуспевающих корпораций, пишет социолог В. Паккард, разработали стандарт внешности менеджера, способного внушать окружающим уважение и доверие. Здоровый вид, приветливооткрытое выражение лица, недорогой серый костюм, простые манеры. Желательно, чтобы он был высок и строен. Подбородок, разумеется, волевой, что имеет особое значение.

Социолог Бэттон насчитал пятьдесят качеств, необходимых для идеального лидера, и среди них главное, по его мнению, — актёрские способности. К. Бэрд, обобщив 20 исследований, назвал 79 черт, характерных для лидера.

Но, оказывается, нет ни одной черты, насчёт которой были бы согласны все авторы.

Ясно, что многие из указанных свойств полезны для любого человека, какие бы цели он ни ставил на своём жизненном пути. Некоторые из этих качеств действительно отличают преуспевших особ. Во многом эти люди схожи и отвечают некоему стихийно сложившемуся стандарту. Но обыкновенно они сильны в чем‑то одном и слабы в другом. В деловом мире жалуются на острую нехватку людей с управленческими способностями, воображением, гибкостью и широким кругозором, каких требуют растущая конкуренция, а также технические, социальные и политические перемены. Большинство преуспевших личностей не обладают многими из перечисленных качеств, да и не могут все достоинства сочетаться в одном человеке. Более того, все указанные достоинства ничуть не реже встречаются у людей, ни в чем не преуспевших. Действительность далека от этих рекомендаций. Как сказано в «Справочнике по личному составу», изданном в Нью–Йорке, «по правде говоря, мы и сами не знаем, какие же свойства определяют разницу между успехом и неудачей». Как считает известный психолог Г. Олпорт, из 17 ООО определений, используемых в английском языке для описания человека, почти каждое может быть использовано для характеристики лидера.

Из всего сказанного следует важный практический вывод. Не существует определённых личностных черт, наличие которых гарантирует успех. Успеха могут добиться люди, обладающие самыми разными достоинствами, и это должно вселять уверенность в каждого из нас. Главное — не наличие стандартных достоинств, а умелое использование собственных индивидуальных качеств.

 

Как найти работу по душе?

 

Для любого человека работа значит очень многое. Некоторые говорят: «Да это же просто работа, способ добычи денег». «Ан нет», — дружно отвечают психологи, причём как наши, российские, так и западные.

Человек зачастую сам не осознает, насколько важно выбрать профессию по душе. От работы зависит не только состояние наших карманов, но и души, здоровья. Доказано, что успех карьеры напрямую зависит от того, удовлетворён человек своей деятельностью или не очень. Так что в нелюбимом деле сделать карьеру практически невозможно. В своей книге профессор Стэнфордского университета Майкл Рей предлагает три основных принципа карьеры — лёгкость, непринуждённость, удовольствие. Причём эти принципы со временем превращаются в дисциплинированность и огромную работоспособность. «Каждый человек, — пишет профессор, — имеет предназначение, специфическую смесь склонностей и талантов, которые ведут его к успеху». Если вы правильно определите своё предназначение, то работать будете и легко, и непринуждённо. Итак, выбирая профессию, во–первых, нужно чётко уяснить, чего вы хотите, какие у вас желания, цели, мечты.

Именно ваши, а не друзей, родственников, родителей. На листе бумаги напишите список всего того, что вы мечтали сделать и кем хотите стать. Не забудьте про космонавта, путешественника и т. п. Не думайте, что это дурацкие фантазии, проанализируйте, в какой сфере они могут быть реализованы хотя бы частично. Составьте список тех моментов вашей жизни, когда необыкновенное чувство удовлетворения от проделанной работы охватывало вас. Помните, что людям нравится делать то, что у них хорошо получается. Подумайте, в каких сферах деятельности это может быть использовано. Задайте себе два вопроса: что связывает вместе ваши желания и интересы? Что делает вас по–настоящему счастливым? Перечислим основные ошибки при выборе профессии. Выбор работы или учебного заведения «за компанию», по принципу «куда возьмут», «никуда больше не поступлю». Если вы с молодости не будете верить в себя, то что же будет лет через двадцать? Ориентировка на внешнюю привлекательность профессии.

Во–первых, рынок труда, как и любой рынок, изменчив. Что популярно сегодня, необязательно будет востребовано завтра. Во–вторых, добиться успеха в профессии очень сложно, если она не соответствует вашим талантам и склонностям. Быть может, это была уступка давлению родителей и родственников, которые пытаются реализовать свои мечты через детей, или отказ от профессии, к которой «лежит душа», по причине кажущейся её недостаточной серьёзности. Все профессии важны. Довольный собой дворник будет более счастлив, чем директор банка, который мечтает стать директором завода.

 

Самая нервная профессия

 

Английские психологи из Манчестерского университета на основании своих исследований, проводившихся целый год, составили шкалу стресса для полутора с лишним сотен профессий. Степень стресса определялась по частоте сердечных приступов и других заболеваний, разводов, дорожных происшествий, по распространённости алкоголизма среди представителей соответствующих профессий.

Можно было бы предположить, что на первом месте в этом угрожающем списке окажутся полицейские. Ведь их работа связана с постоянным нервным напряжением. И действительно, по десятибалльной шкале их показатель 7,7. Однако первенство принадлежит даже не им, а шахтёрам — 8,3. За ними следуют строители и, как ни странно, журналисты — 7,5 балла. Впрочем, в это нетрудно поверить, глядя, в каких непростых и порой рискованных ситуациях приходится оказываться журналистам. Актёры набирают 7,2 балла, политические и общественные деятели — 7. Близость этих показателей невольно наводит на мысль, сколь психологически обременительно, оказывается, быть публичной фигурой. Довольно нервная профессия у врачей — 6,8 балла, причём среди коллег более всего страдают стоматологи — 7,3 (вероятно, постоянные терзания пациентов под бормашиной не проходят бесследно для нервов врача). Водители автобусов получили 5,4 балла, дипломаты и фермеры — 4,8. Внизу шкалы — сотрудники библиотек и музеев, у них по 2,8 балла.

Провести подобное исследование решили и сотрудники Торонтского университета (Канада). Полученные ими результаты оказались парадоксальными. Согласно их данным, врачи, авиадиспетчеры, полицейские, журналисты и менеджеры, конечно, живут очень сложно, но самая тяжёлая профессия (во всяком случае, в Канаде), как оказалось, — музыкант. Представители этой, казалось бы, спокойной и умиротворяющей профессии страдают от постоянной спешки, гастрольных переездов с места на место, душных и жарких концертных залов, бесцеремонного диктата дирижёров и, конечно, от необходимости постоянно поддерживать себя в хорошей форме бесконечными упражнениями. Многих уязвляет то, что приходится играть в составе оркестров, тогда как почти каждый музыкант считает себя непризнанным солистом. Опрос коллективов 19 канадских оркестров показал, что 82% музыкантов время от времени принимают успокоительные средства, а 8% глотают их постоянно.

А вот по данным немецких исследователей, в Германии самой нервной оказалась профессия… футбольного тренера.

Интересно, а каковы были бы результаты подобного исследования в нашей стране?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.01 с.)