Сочинение ЕГЭ: критерии и структура. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сочинение ЕГЭ: критерии и структура.



Сочинение ЕГЭ: критерии и структура.

Проблема в сочинении ЕГЭ

 

 

План сочинения ЕГЭ:

● …

● …

● …

● …

● …

 

Максимальный первичный балл за сочинение = __________

 

Способы формулирования проблемы:

 

Поместите термины «тема текста»

и «проблема текста» в нужные круги:

 

 


Найдите ошибки в формулировке проблемы:

В тексте затрагивается проблема о любви.

 


 

 


Работа с текстом.

Задания 1, 3, 22 ЕГЭ

 

  1. Сколько ответов должно быть в Задании 1?

_________

 

  1. По каким признакам можно определить верные ответы в Задании 1?

● …

● …

 

  1. Почему Задание 1 нельзя выполнять без предварительного прочтения текста?

___________________________________________________

       ___________________________________________________

 

  1.  На что необходимо обращать внимание при выборе правильного ответа в Задании 3?

● …

● …

 

  1. Сколько ответов должно быть в Задании 22?

__________

 

! Помните, что материал, использованный в Задании 22, поможет вам при выделении проблемы текста.

 

 

  1. Сколько первичных баллов можно получить за верное выполнение 1, 3 и 22 заданий?

__________

 

! Внимательно отнеситесь к формулировке Задания 22: от вас могут требовать предложения, которые как соответствуют, так и не соответствуют исходному тексту.

 


 

Комментарий в сочинении ЕГЭ

 

Структура комментария:

● …

● …

● …

● …

● …

 

 

 


Отметьте правильный вариант смысловой связи:

● Между этими примерами существует прочная связь.

● Чтобы дополнить свои рассуждения, автор обращается к …

 

! Требования к комментарию:
  1. Комментарий опирается на текст
  2. Комментарий не содержит фактических ошибок

 

Основные ошибки при написании комментария:

  1. ___________________________________________________
  2. ___________________________________________________
  3. ___________________________________________________
  4. ___________________________________________________
  5. ___________________________________________________

Максимальный балл за комментарий = 6

 

 


 

Лексика. Речевые ошибки в сочинении.

Задания 3, 5, 6, 24 ЕГЭ

 

Какие речевые ошибки вы знаете? Перечислите некоторые из них:

  1. ___________________________________________________
  2. ___________________________________________________
  3. ___________________________________________________
  4. ___________________________________________________
  5. ___________________________________________________

 

! Помните, что в Задании 6 есть две возможные формулировки: замените неверно употребленное слово и исключите лишнее слово. Обращайте внимание на вопрос в задании!

 

 

Дайте определения и приведите примеры:

Фразеологизм - ____________________________________________

Диалектная лексика - _______________________________________

Контекстные синонимы - ___________________________________

Контекстные антонимы - ___________________________________

 

! В сочинении за речевые ошибки отвечают 2 критерия: К6 и К10. Максимальный балл за К6 можно получить только в том случае, если у вас максимальный балл за К10.

 


 

Орфоэпические нормы.

Задание 4 ЕГЭ

 

 

Ударение падает/не падает (нужное подчеркнуть) на корень в следующих словах:

Баловать, балуясь, баловник, избалованный

Исключение - ________________

 

 

Окончание -а в глаголах женского рода притягивает ударение, кроме следующих случаев:

…                                                                                

 

 

Закончите предложение:

Если глагол оканчивается на -ИТЬ, то...

Примеры:...

Исключения:...

 

! Здесь вы можете записать те слова, ударения в которых, по вашему мнению, нужно запомнить именно вам: __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________

 

Морфологические нормы.

Задание 7 ЕГЭ

 

Имя существительное

 

Подставьте окончания:

● (много) яблок__

● (много) апельсин__

● (много) болгар__

● (много) хорват__

● (новые) директор__

● (новые) профессор__

● (новые) инженер__

● (пять) ампер__

● Носки - (много) …

● Чулки - (много)...

 

                                                           

Глагол

 

Корень -лож- употребляется, если...

В остальных случаях слова имеют следующий вид:...

Повелительное наклонение от глагола «ехать» -...  

 

В каком случае нужно употреблять глагол «надеть», а в каком – «одеть»? ________________________________________________

________________________________________________________

 

 

! Запомните! Следующие глаголы НЕ ИМЕЮТ простой формы будущего времени: победить, убедить, затмить, дерзить, очутиться, ощутить, пылесосить, чудить.

 

 


ПОБЕДЮ

                           

 

Имя прилагательное

Степени сравнения

простая составная простая составная
-ее, -ей, -е, -ше
светлейший

 

 

! Недопустимо смешение простой и составной степеней сравнения! ДА: светлЕЕ, БОЛЕЕ светлый НЕТ: БОЛЕЕ светлЕЕ

 

Имя числительное

 

И.п., В.п. Р.п., Д.п., Т.п., П.п.
(40) сорок
(90) девяносто
(100) сто

 

Собирательные числительные (пятеро, семеро и т.д) употребляются:

1)

2)

3)

4)

5)

6)

 

! Собирательные числительные НЕ употребляются с __________________________________________________________

 

 

ОБА употребляется с _______________________________________

ОБЕ употребляется с _______________________________________

 

И.п., В.п. Р.п., Д.п., Т.п., П.п.
полтора
полтораста

 

Синтаксические нормы.

Задание 8 ЕГЭ

 

 

! Максимальный балл – 5 Можно получить от 0 до 5 баллов Имеет значение последовательность цифр в ответе

 

 

Ошибка в управлении

!   Обращайте внимание на употребление предлогов и падежей!

 

Исправьте ошибку:

Я пришел со школы. ___________________________________

 

Задание 9 ЕГЭ

 

Корни

Исключения

Правописание зависит от

1) ударения

…   …   …   …  

2) …

…   … полог скак-скоч  

3) …

…   …   …   …   4) … …     …  

 

 

! плав-/плов-/плыв-: плов- в словах пловец, пловчиха; плыв- в слове плывун, плав- в остальных случаях

 

 

 

Правописание приставок.

Задание 10 ЕГЭ

 

Приставка пра- имеет значение:

1)…

2)…

 

Без-/бес-

воз-/вос-

вз-/вс-

из-/ис-                                          на конце приставки пишется з, если …

низ-/нис-

раз-/рас-                                       на конце приставки пишется с, если …

чрез-/чрес-

 

Значения приставки пре- Значения приставки при-
   
   
   
   
   

 

!   непр И ступная крепость – пр Е ступить закон

 

Приставки, правописание которых зависит от ударения:

1)…

2)…

 

Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на _______________,

перед _______________________.

 

 

После приставок, оканчивающихся на согласную, И НЕ переходит в Ы в следующих случаях:

1)…

2)…

3)…

4)…

5)…

 

! Очень популярны в Задании 10 следующие слова: пр О образ, не С деланный, пр И вилегия, пр Е тензия, под Ь ячий, ад Ъ ютант, ин Ъ екция, п Ь едестал, ар Ь ергард

 

Мы советуем их запомнить. Вы можете дополнить этот список теми словами, которые кажутся вам сложными:

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________


 

Задание 11 ЕГЭ

 

Имя существительное

 

Для каждой группы суффиксов сформулируйте правила их употребления и приведите примеры:

 

-чик-/-щик-: ________________________________________________________________________________________________

 

-ик-/-ек-: ________________________________________________________________________________________________

 

-иц-/-ец-: _______________________________________________________________________________________________

 

-ышк-/-ушк-/-юшк: _______________________________________________________________________________________________

 

-инк-/-енк-: ________________________________________________________________________________________________

 

-ичк-/-ечк-: ________________________________________________________________________________________________

 

 

Необходимо запомнить суффиксы:

1)

2)

3)

 

Имя прилагательное

 

Для каждой пары суффиксов сформулируйте правила их употребления и приведите примеры:

-ск-/-к-: ______________________________________________________________________________________________

-ив-/-ев-: ______________________________________________________________________________________________

Исключения:

Необходимо запомнить суффиксы:

1)

2)

3)

 

Глагол

Суффиксы -ова-/-ева- пишутся, если __________________________________________________________________________________

_________________________________________________________

 

Суффиксы -ыва-/-ива- пишутся, если _________________________________________________________________________________

_________________________________________________________

 

Чтобы проверить гласную перед суффиксом -ва-, нужно ___________________________________________________________________

__________________________________________________________

 

 

! Застр Е вать, затм Е вать, намер Е ваться, недоум Е вать, обур Е вать, продл Е вать, растл Е вать

 

 

Чтобы проверить гласную перед суффиксом -л-, нужно __________________________________________________________________

 

Наречие

 

Суффикс -а- пишем после приставок ________________________

Суффикс -о- пишем после приставок ________________________


 

Задание 12 ЕГЭ

 

Спряжение

  Единственное число Множественное число
1 лицо   -ем
2 лицо -ешь  
3 лицо    

 

Спряжение

  Единственное число Множественное число
1 лицо -у/-ю  
2 лицо    
3 лицо -ит  

 

Дополните словосочетания:

ОбессилЕть _______________________________________________

ОбессилИть _______________________________________________

 

 

Объясните разницу в написании двух глаголов:

ВышлИте заказанные книги наложенным платежом.

Когда вышлЕте, сообщите об этом.

 

 

Причастия

… … … … -енн-, …   -вш-, …  

Задание 13 ЕГЭ

 

Глагол, деепричастие

 

Если глаголы/деепричастия употребляются без НЕ, то они пишутся с НЕ _________________.

Если не употребляются без НЕ, то _________________.

Пример: не читать, ненавидеть

 

Студенты постоянно недосыпают. Пишем НЕ слитно, так как __________________________________________________.

Студенты не допили чай из-за начавшейся лекции. Пишем НЕ раздельно, так как ____________________________________.

 

Имя прилагательное

 

 

 

! НЕ пишется раздельно с краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме: не должен, не обязан, не намерен, не прав, не виден, не готов, не согласен, не склонен

Если есть слова, которые усиливают отрицание (никому, ничуть, нисколько), то НЕ с прилагательными пишем __________________.

 

Краткое прилагательное пишется с НЕ ______________________.

 

Наречие

 

Если наречие имеет дефисное написание (по-вашему, по-английски), то НЕ пишем __________________________________.

 

Причастие

 

 

Краткое причастие пишется с НЕ ______________________.

 

 

Имя числительное

 

НЕ с числительными пишется _____________________________.

Пример: не два, не второй

 

 

Местоимение

 

Слитно

... ...    

Раздельно

... ...

 

 

Производный предлог

 

(НЕ)СМОТРЯ НА громадную потерю времени, движение с остановками развлекало нас.

Пишем НЕ _______________, потому что ______________________

_________________________________________________________.

 

Хозяйка аккуратно смешивала все ингредиенты, (НЕ)СМОТРЯ В кулинарную книгу.

Пишем НЕ _______________, потому что ______________________

_________________________________________________________.


 

Задание 14 ЕГЭ

 

Производные предлоги

 

Слово Слитно (производный предлог) Раздельно (другая часть речи)
(в)виду, (в)следствие = из-за ввиду/вследствие непогоды ● иметь в виду ● в следствие по делу вкралась ошибка
(в)роде, (на)подобие      
(в)след      
(в)место      
(на)счёт      
(не)смотря      
(на)встречу      

 

 

! Всегда раздельно пишутся предлоги: в виде, в заключение, в меру, в отличие, в отношении, в продолжение, в связи с, в силу, в смысле, в течение, в целях, за исключением, за счёт, по мере, по поводу, по причине

 

 

Союзы

 

Слово Слитно (союз) Раздельно (другая часть речи)
так(же), то(же) = и Он тоже/также доктор. ● в то же время ● учиться так же, как брат
что(бы)      
(за)то      
(при)чём      
(при)том      
(от)того, (по)тому, (по)этому      

 

 

Частицы

 

Через дефис Раздельно
... ...
... ...
... ...
... ...
...

 

...
...

 

Правописание ПОЛУ-/ПОЛ-

 

  слитно раздельно через дефис
ПОЛУ-        
ПОЛ-        

 

Наречия

 

Слитно Раздельно
     
     
     
     
     
     
     

 

Дефисное написание наречий

1)...

2)...

3)...

4)...


 

Правописание Н и НН.

Задание 15 ЕГЭ

 

Существительное

Глагол

Н НН

Определяем вид глагола

1.     1.

(что делать?)

… (что сделать?) 2.     2.

Есть ли зависимое слово?

Пишем … (напечатанный) 3.  

нет

да      

4. Есть ли суффиксы -ова-/-ева-?

Пишем … (жаренный в масле)       нет да         Пишем …   Пишем …      

 

!   Исключения: кова Н ый, жёва Н ый

 

В кратком прилагательном пишется ______________________.

В кратком причастии пишется ___________________________.

 

 

! С двумя Н пишутся слова: нежданный, негаданный, неслыханный, невиданный, деланный, делённый, мысленный, медленный, желанный, нечаянный, неожиданный, священный, жеманный, чванный, чеканный, виданный, виденный, слыханный, отчаянный   С одной Н пишутся выражения: писаная красавица, верченый ребенок, приданое невесты, посажёный отец, названый брат, прощёное воскресенье

 

В наречии пишется ________________________________________.


 

Задание 16 ЕГЭ

 

 

! Максимальный балл – 2 Можно получить от 0 до 2 баллов В ответе 2 цифры

 

Однородные члены – это члены предложения, которые:

1)...

2)...

3)...

 

Нарисуйте схемы предложений с однородными членами:

● одиночный союз:

● повторяющийся союз:

●  ...

●  ...

●   ...

●  ...

 

Сложносочинённое предложение – это сложное предложение, в котором:

1)...

2)...

3)...

 

 

Нарисуйте схему сложносочиненного предложения (ССП):

Запятая в ССП не ставится, если части …

имеют общий грамматический член имеют общую интонацию являются односоставными предложениями
1. … В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы мачт. 1. … Когда состоится заседание кафедры и какова повестка дня? 1. … В соответствии с иерархией чинов видели перед собой почти пустые блюда и дорогими винами их вообще иногда обносили.
2. … Когда Каштанка проснулась, было уже светло и с улицы доносился шум. 2. … Как ярко светит солнце и как ласков летний ветерок! 2. … Необходимо внимательно вычитать рукопись и нужно внести все авторские поправки.
3. … Как это часто бывает, вспоминается плохое и забывается хорошее.   3. … Мороз и солнце…
4. … Пусть кончится зима и наступит весна.    

 

 


 

Задание 17 ЕГЭ

 

 

 


Условия обособления определений:

1) …

Книга, написанная известным писателем, уже вышла из печати.

 

2) …

Взволнованный переживаниями дня, я долго не мог заснуть.

 

3) …

Никогда не имевшая своих детей, тётя Граня и не обладала учёными способностями детского воспитания.

 

4) …

Отрезанные от всего мира, уральцы с честью выдержали казачью осаду.

 

 

5) …

Очарованная осенью, она была счастлива и покорна и вся сияла, озарённая из-под низу отсветом сухих листьев.

 

Прилагательное + причастный оборот

 

Запятая между причастным оборотом и одиночным определением НЕ ставится, если __________________________________________________________________________________.

Каждый раз появлялась и снова тонула в кромешном мраке припавшая к широким балкам степная станица.

 

Запятая между причастным оборотом и одиночным определением ставится, если __________________________________________________________________________________.

Стоячий, заблудившийся в воздухе запах цветов пригвожден был зноем неподвижно к клумбам.

 

 

 


Обстоятельства НЕ обособляются, если:

 

1) …

Мальчик бежал по коридору сломя голову.

 

2) …

Дети читали книги лёжа.


 

Задание 18 ЕГЭ

 

 

Вводные конструкции – это ____________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________.

 

! НЕ являются вводными конструкциями и НЕ обособляются следующие слова: якобы, словно, даже, едва ли, вдруг, буквально, будто, ведь, вряд ли, всё-таки, как раз, к тому же, поэтому, вдобавок, в конечном счёте, небось, как будто, именно, лишь, между тем, наверняка, на редкость, определенно, по крайней мере, тем не менее, только, поистине, по-прежнему

 

Является вводным и обособляется Не является вводным и не обособляется

Однако

   

Наконец

   

Кажется

   

Может быть

   

Вообще

   

Значит

   

 

Обращения – это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


 

Задания 19, 20 ЕГЭ

 

 

Сложноподчинённое предложение – это сложное предложение, в котором:

1)...

2)...

3)...

 

Нарисуйте схемы сложноподчинённого предложения (СПП):

 

1)

 

2)

 

3)

 

Типы соподчинения в СПП

1)...

На широкой лесной луговине, где скосили недавно траву, где пахло клубникой, протоптал кто-то тропинку к реке.

2)...

Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушие, он особенно нуждается в сочувствии и поддержке.

 

3)...

Тот, кто дожидается удачи, никогда не знает, будет ли он сегодня ужинать.

 

Пунктуационный анализ.

Задание 21 ЕГЭ

 

 

Запятая

Синтаксические конструкции Примечания
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

Двоеточие

Синтаксические конструкции Примечания
   
   
   

 

 

Тире

Синтаксические конструкции Примечания
   
   
   
   
   
   
   

 

Задание 23 ЕГЭ

 

 

Повествование

... ... ...

...

Эпитеты ... ...

...

Тезис - аргумент - вывод ... ...

 

 

 

 


! При определении смысловых отношений важно обращать внимание на номера предложений в вариантах ответа. Между двумя предложениями действительно могут быть причинно-следственные отношения, но для правильного ответа необходимо понять, в каком из них причина, а в каком следствие.

 

Задания 2, 25 ЕГЭ

 

 

Лексические средства связи:

● …

● …

● …

● …

● …

 

Морфологические средства связи:

1) …

2) …

3) …

4) …

5) …

 

Синтаксические средства связи:

1) …

2) …

3) …

4) …

 

Разряды местоимений

Название разряда Примеры
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Разряды частиц по значению

● …

● …

● …

● …

● …

                                                                                                                

 

Сочинительные союзы

 

 

Подчинительные союзы

Разряд подчинительных союзов Примеры
   
   
   
   
   
   
   
   

 

Задание 26 ЕГЭ

 

 

! Максимальный балл – 4 Можно получить от 0 до 4 баллов Имеет значение последовательность цифр в ответе

 

 

 


              

 

 

Тропы

 

Термин Пояснение Пример
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

!   Эпитеты в рецензиях выделены курсивом

 

 

Синтаксические средства

Термин Пояснение Пример
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

! Сравнительный оборот и сравнение относятся к разным группам языковых средств выразительности. Сравнение – это троп, сравнительный оборот – синтаксическое средство.

 

 

Приёмы

 

Термин Пояснение Пример
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

!   Форма речи – диалог

 

 

Лексические средства

 

Термин Пояснение Пример
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

Морфология. Части речи

 

 

 


Самостоятельные части речи

 

Часть речи Что обозначает? На какие вопросы отвечает?
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

Служебные части речи

 

Предлог ... ...
... связывает однородные члены или части сложного предложения ...
... ... же, бы, не

 

 

Сочинение ЕГЭ: критерии и структура.

Проблема в сочинении ЕГЭ

 

 

План сочинения ЕГЭ:

● …

● …

● …

● …

● …

 

Максимальный первичный балл за сочинение = __________

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.351 с.)