Этапы нормативного развития рисунка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы нормативного развития рисунка



Итак, в онтогенезе детского рисунка выделяют следующие этапы [22,23,25]. Доизобразительный период:

I - стадия «марания»;

II - стадия ритмических каракулей;

III - ассоциативная стадия. Изобразительный период:

IV - стадия примитивных изображений;

V - стадия схематических изображений;

VI - стадия правдоподобных изображений.

Рассмотрим более подробно основные стадии, которые проходит ребенок в становлении изобразительной деятельности.

 

Доизобразительный период

Доизобразительный период начинается в возрасте 1,5-2 лет и длится до 3-3,5 лет. Это первые пробы рисования, настоящее «марание», «каракули», когда ре­бенок «играет» карандашом по бумаге, выводит какие-то линии, и это его радует. Этот период характеризуется как «доэстетический», так как значительная часть детского рисования подчинена не красоте, еще нет эстетической задачи как тако­вой.

Доизобразительный этап в формировании детского рисунка продолжителен и неоднороден. Некоторые авторы делят его на более мелкие стадии: подражание движениям взрослых; разглядывание каракулей; рисование линий; повторяю­щиеся каракули; орнамент (овладение первичной формой); появление изображе­ния [22]. Другие авторы [25] различают внутри доизобразительного этапа стадии «марания», ритмических каракулей и ассоциативную стадию.

Стадия «марания». Первые графические проявления возникают в известной мере случайно, как один из возможных результатов манипуляций с карандашом и бумагой. Складывается впечатление, что ребенка интересует в первую очередь не изображение, а карандаш. Часто стадию каракулей считают сходной с гулени­ем ребенка, возникающим очень рано, до появления речи, когда ребенок, овладе­вающий «звуковой материей», порождает все новые и новые повторяющиеся и беспорядочные звуки. К. Бюлер даже назвал эту стадию «фонетикой рисования». Малыш может смотреть по сторонам, когда чертит по бумаге, и первые каракули - это случайные метки, которые представляют собой прерывающиеся, слегка за­кругленные линии, проведенные с одинаково слабым нажимом. Чаще всего ре­бенок рисует прямые короткие горизонтальные или вертикальные линии, точки, галочки, спиралеобразные линии (рис. 1,2).


 

Возможно и иное объяснение начала изобразительной деятельности: наблю­дая действия старших, ребенок пытается их копировать. А.А. Смирнов считает, что стадия «мараний» - это стадия лишенных смысла штрихов, так как в них ре­бенок еще не пытается выражать что-либо определенное, а только подражает тем действиям, которые он видит у взрослых. Зрительные образы на данной стадии не связаны с рисованием, дети не способны нарисовать что-либо «реальное».

Стадия ритмических каракулей. Постепенно у ребенка появляется возмож­ность разнообразить изображаемые линии, он сосредоточивает на них внимание, многократно их повторяет и рассматривает, при этом начинает предпочитать од­ни каракули другим. Каракули упорядочиваются, штрихи ложатся рядом, стано­вятся ритмичными.

Рис.4. Машина и человек



Ассоциативная стадия - третья и последняя стадия доизобразительного пе­риода рисования - возникает тогда, когда образ предмета непроизвольно возни­кает из каракулей и подсказан только воображением ребенка. То есть ребенок вначале рисует, а потом, «увидев» в рисунке образ предмета, - называет его. А.А. Смирнов отмечает: «Сначала эти штрихи идут более или менее в одном на­правлении, но по мере того как рука приобретает большую уверенность, они по­немногу меняют его, перекрещиваются друг с другом, принимают форму лома­ных или закругленных линий. В силу этого из их хаотической массы получаются иногда такие случайные сочетания, которые напоминают ребенку какие-либо ре­альные предметы» [цит. по: 22, с. 34]. Тогда на вопрос: «Что ты нарисовал?» -ребенок может с равной вероятностью дать любое название своему рисунку. Это может быть и солнышко, и мама, и яблоко (рис. 3, 4).

То есть появляется ассоциация между изображением на листе и образом, имеющимся у ребенка. «Ассоциативный» рисунок часто мало чем отличается от ритмических каракулей по качеству и характеру изображения. Новое в нем - это отношение к нему самого ребенка.

В 3-3,5 года ребенок переходит к следующему периоду - изобразительному.

 

Изобразительный период

Началом изобразительного периода условно можно считать момент, когда у ребенка вначале возникает «замысел», то есть цель нарисовать что-либо, и лишь затем производится сам рисунок. По мнению B.C. Мухиной, переход ребенка от доизобразительного периода к изображению включает две различающиеся фазы: вначале возникает узнавание предмета в случайном сочетании линий (ассоциа­тивная стадия), затем - намеренное изображение [17].

Изобразительный период также является продолжительным и неоднородным и делится на несколько стадий.

Стадия примитивных изображений (3-5 лет). У ребенка появляется умение рисовать некоторые формы: неровные круги, нечто похожее на многоугольники, утлы, отрезки линий. Ребенок может нарисовать множество изображений, похо­жих на круги, и сказать: «Это камушки». Спустя несколько месяцев «камушки» становятся крупнее, у некоторых появляются два огромных глаза и две отходя­щие линии, а также рот. «Это мама и Таня», - говорит ребенок.

Так в рамках данной стадии выделяется подстадия головоногов, когда в ри­сунках детей человек представлен только двумя элементами: головой и ногами. Иногда от головы с глазами и ртом в одну сторону отходят ноги, а в другую -руки (рис. 5).

 

Рис. 5. Человек

 

О возрастных особенностях изображения человека более подробно будет ска­зано далее в соответствующем параграфе.

Стадия схематических изображений. Она длится очень долго, и в ней, в свою очередь можно выделить ряд ступеней, в зависимости от того, как первые совсем примитивные схемы наполняются мало по малу более существенным содержанием.

Человек, например, сначала изображается в высшей степени упрощенно, сла­гаясь только из двух основных частей головы и какой-либо подпорки. При этом в качестве такой опоры фигурируют часто лишь ноги, которые в силу этого оказы­ваются прикрепленными непосредственно к голове. Они рисуются наиболее про­стым способом в виде полок, идущих под некоторым углом.

Далее выделяются новые части человеческой фигуры и среди них прежде все­го туловище и руки. Туловище имеет обычно самую различную форму: оваль­ную, почти квадратную, удлиненной полоски и т.д. Иногда обособление от ног делается прямой горизонтальной линией. Руки в большинстве случаев изобра­жаются с пальцами.

Там, где из туловища выделяется шея, она получает несоразмерно большую длину. Лицо, которое фигурирует во всех рисунках, снабжается обычно некото­рыми чертами. В большинстве случаев это глаза, рот и намек на нос. Ухо удо­стаивается чести попасть на рисунок лишь в последнюю очередь. Брови отсутст­вуют также очень долго, зато то, что при взгляде на лицо не бывает видно, а именно зубы, выступает на сцену довольно часто.

При всем несовершенстве таких портретов ребенок все же старается снабдить изображенного на них человека какой-либо эмблемой. Одежда обычно обознача­ет свое присутствие только пуговицами. Эти изображения чаще всего представ­ляют человека анфас. Лишь постепенно совершается переход к профилю. Про­межуточная ступень характеризуется тем, что часть рисунка изображает челове­ка в профиль, а часть в анфас.

Здесь еще не соблюдаются пропорции, поэтому изображаемые люди чаще всего представляются в виде головастиков.

Нужно специально отметить, что на данной стадии изобразительной деятель­ности дети еще не исправляют ошибки в своих рисунках или делают это очень

 

В целом схематичность наблюдается в любых рисунках этого возраста (жи­вотное, дом, паровоз). Больше всего привлекают динамичные предметы (люди, животные, если дом, то обязательно из трубы валит дым). Для этой стадии ха­рактерно руководство внутренними представлениями о предмете рисования по памяти (образу). Рисование только самого существенного. Фактически это гра­фический рассказ о том, что ребенок знает (рис. 6, 7).

редко. Самый обычный способ исправления для данного возраста - прекращение начального рисунка и переход к новому изображению на новом листе бумаги.

Дальнейшая, четвертая стадия - это стадия правдоподобных изображений. Она характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. Ноги приобретают уже некоторый изгиб, часто даже тогда, когда изображается спокойно стоящий человек. Находят себе приме­нение руки: они держат какой-нибудь предмет. Голова обрастает волосами, ино­гда тщательно причесанными. Шея имеет значительно меньший объем. Появля­ется округлость плеч. Наконец, весь человек облачается в какую-либо одежду (рис. 8).

Рис. 8

 

Конечно, все это достигается не сразу. Поэтому вначале приходится встре­чаться с промежуточной стадией - стадией смешанной схемы - на которой часть рисунка передается почти схематически.

В соответствии с переменами в изображении человека меняются и рисунки животных, домов и т.п. Корова наделяется рогами, широкой шеей, выменем, прямой спиной. Дом покрывается соломой, снабжается дверью и ведущим к ней крылечком, его окна украшаются занавесками, иногда становится понятно, из какого материала он выстроен.

Наряду с этим происходит значительное тематическое обогащение рисунков: появляются пейзажи, деревни, целые поезда, идущие по рельсам, со столбами и семафором возле них, внутренний вид домов и т.д.

Несмотря на большой соблазн, вряд ли можно приурочить каждую из наме­ченных выше стадий детского художественного творчества к строго определен­ному возрасту. Здесь больше, чем где-либо сказываются и индивидуальная ода­ренность ребенка и влияние на него тех образцов, которыми он пользуется. Но приблизительную закономерность мы можем все же получить, руководствуясь статистической обработкой больших коллекций детских рисунков. В этом отно­шении весьма показательны результаты, полученные Г. Кершенштейнером. Од­нако следует иметь в виду, что приводимые показатели развития рисунка соот­ветствуют периоду начала XX века.

Данные Г. Кершенштейнера [22] позволяют судить о степени распространен­ности различных типов рисунка в разном возрасте (табл. 4).


Как видно из таблицы, шестилетние дети рисуют обычно схему, и только на­чиная с 11 -летнего возраста мы встречаемся с ней реже, чем с остальными, более совершенными способами изображения. Правдоподобный рисунок выступает на первый план только после 13 лет.

Безусловно, тематика детских рисунков обусловлена принадлежностью к оп­ределенному полу и соответствующей идентификацией. Так, мальчики чаще все­го рисуют машины, самолеты, корабли, войну, а девочки - семью, принцесс, цве­ты, маленьких животных, узоры бус, тканей. Кроме того, к одним из главных сюжетов детских рисунков принадлежит изображение человека. В зависимости от возраста рисунок человека меняется, приобретая новые черты. Н. Семаго [25] вслед за И. Шванцарой представляет возрастную последовательность в развитии рисунка человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 1045; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.62.219 (0.023 с.)