Типология заданий для рисуночных методов диагностики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология заданий для рисуночных методов диагностики



 

 

Свободные - задания со слабо выраженной структурой

Тематические - задания, имеющие выраженную структуру или идею

Примеры: ■ «Свободный рисунок» ■ «Спонтанный рисунок» ■ «Мое настроение» ■ «Рисунок с закрытыми глазами» ■ «Моя жизнь через три года» и т.д. «Личностные» - тесты-рисунки, направленные на исследование инди­видуальных особенно­стей человека «Семейные» - тесты-рисунки, направленные на исследование осо­бенностей внутрисе­мейных отношений и самоощущения человека в семье
  Примеры: ■ «Рисунок человека» ■ «Автопортрет» ■ «Дерево» ■ «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» ■ «Рисунок несущест­вующего животного» ■ Дом-Дерево-Человек» и т.д. Примеры: ■ «Рисунок семьи» ■ «Кинетический ри­сунок семьи» ■ «Семья в образах животных» и т.д.

 

В следующих параграфах мы подробно рассмотрим две методики, принадле­жащие к группе тематических: <^ичностную» методику «Рисунок несуществую­щего животного» и «семейную» методику «Рисунок семьи».

Однако, прежде чем говорить об особенностях проведения и принципах ин­терпретации конкретных методик, следует рассмотреть основные закономерно­сти интерпретации, свойственные всем рисуночным методикам вне зависимости от их темы и содержания.

 

2.1. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РИСУНКОВ

 

В рисуночных тестах существует два рода показателей, которые являются объектом внимания психолога и подлежат интерпретации: первые связаны с тем, что нарисовано - содержательные признаки рисунка, вторые - с тем, как нари­совано, - структурные и формальные признаки рисунка. При этом с течением времени содержание рисунков может меняться, а способы рисования остаются прежними. К. Маховер [1,6], анализируя рисунки одних и тех же людей, собран­ные в течение определенного периода времени, заметила, что такие особенности рисунка, как размер, характер линий, расположение фигур на листе, менее под­вержены изменениям, чем содержательные характеристики, такие как детали те­ла, одежда, аксессуары и т.д. Это позволило ей сравнить рисунки пациентов, на­блюдавшихся в течение нескольких лет, с отработанными личными подписями, настолько они единообразны по характеру исполнения. Рисует человек большую или маленькую фигуру, в каком месте листа он ее размещает, проводит он длин­ные непрерывные линии или короткие, отрывистые, имеет ли эта фигура призна­ки агрессивности, подвижна ли она, каковы основные пропорции тела, соблюде­на ли симметрия, есть ли тенденция к незавершенности, стиранию нарисованно­го, делается ли штриховка - все это черты, которые повторяются в рисунках, а, следовательно, мы можем предположить, что именно они стабильно соотносятся со структурой личности.

Таким образом, существуют «универсальные» показатели, которые не зависят от темы рисунка, но которые являются диагностичными с точки зрения личност­ных проявлений в рисунке. К ним относятся структурные и формальные призна­ки рисунка: расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка и его отдельных частей, выделение отдельных деталей и т.д. Далее они будут описаны более подробно. Однако сразу следует обратить внимание на то, что ни один из описываемых ниже признаков, взятый в отрыве от осталь­ных, не может служить основанием для окончательных выводов. Каждый из них интерпретируется по-разному в зависимости от того, с какими проявлениями он сочетается, иногда справедливы несколько интерпретаций одновременно, иногда - только одна из них.

Качество линий (нажим)

Нажим на карандаш позволяет судить об уровне психомоторного тонуса, об­щей активности, эмоциональной напряженности. Сила нажима отражается в жирности линий.

«Ровный, умеренный по силе, нажим указывает на гибкую и адаптивную лич­ность; уравновешенность, самообладание, склонность обдумывать свои дейст­вия.

' Сильный нажим трактуется как сильное психическое напряжение, имеющее выход через амбициозность или агрессивность с тенденцией к их проявлению; настойчивость, проявления напористости, воли, тенденции к преодолению со­противления; тревожность.

Равномерный сильный нажим возможен при ригидности, склонности к за­стреванию на тех или иных переживаниях.

Необычайно сильный нажим, когда карандаш рвет бумагу или оставляет сле­ды на обратной стороне листа, является знаком большого эмоционального на­пряжения и высокого энергетического уровня, нередко сигнализирует о высокой конфликтности, агрессивности. Иногда он служит проявлением острой стрессо­вой реакции.

Слабый нажим может говорить о недостаточной уверенности в себе, робости, боязливости, нерешительности, колебаниях, беззащитности, часто встречается у пассивных, застенчивых детей. Легкие, слабые, поверхностные, отрывистые ли­нии часто указывают на то, что человек испытывает дефицит доверия к самому себе и дефицит самоуважения. Но иногда слабый нажим может быть свидетель­ством гибкости и подвижности мышления.

В рисунках детей легкий нажим может отражать сдержанность, ограничения в личностных проявлениях или низкий уровень энергетики.

*Очтъ*шяабтй?тяжмм- нередко сигнализирует о снижении настроения, депрес­сивном состоянии.

Сильно варьирующий нажим, как правило, говорит о неустойчивости психо­моторного тонуса. Он встречается у детей с повышенной эмоциональной ла­бильностью, частой сменой настроений, низкой устойчивостью к стрессу.Нажим, слабеющий в процессе рисования, может свидетельствовать о высокой утомляе­мости.

Изменения нажима могут отражать относительную значимость для человека изображаемых деталей или сюжетов: наиболее значимые детали выделяются бо­лее сильно. Устш^и^нажима может свидетельствовать о психологической на­грузке, связанной с определенной проблематикой (например, если оно прояви­лось толы со_в_р!:юз^нке_се мьи,"то это может быть показателем неб лагоп олучиясе-мейной сферы). Вместе с тем, вариации нажима могут служить художественным выразительным средством и свидетельствовать о том, что ребенок обучается ри­сованию.

Тип линии

Особенности линии могут свидетельствовать о таких особенностях как тре­вожность, импульсивность, характер самоконтроля.

«Штриховая» >линия выглядит как бы составленной из коротких кусочков. Она идет не от одной значащей точки к другой, а многократно «останавливается по дороге». Это происходит из-за опасения п опасть не туда, ку да требуется. Про­водя линию, человек многократно прерывает действие, чтобы проверить и скор- ректировать его результат. В итоге точность линий не повышается, а, напротив, понижается, так как такой т ревожный контрол ь нарушает нормальное выполне­ние автоматизированных действий. Описанный вид линии свидетельствует о вы-со кой тревожности. Он характерен не для ситуативного повышения уровня тре­воги, а для устойчивого постоянного ее повышения. Иногда похожая «кусочная» линия встречается и при нарушениях мелкой моторики.

«Эскизная» линия: сначала проводятся тонкие (эскизные) линии, которые за­тем наводятся жирной линией. Такая линия часто служит признаком повышен­ной тр евожности, сопровождаемой тенденцией к ее компенсации. В этом случае тревожность может не проявляться в повседневном поведении человека, но в стрессовых ситуациях она неизбежно становится заметна. Если человек пытается стирать и переделывать линии уже после того, как они наведены, то это показа­тель неудачной компенсации тревоги. Иногда эскизная линия с последующим наведением встречается также у детей, обучающихся рисованию.

■Множественностьлиний: вместо одной линии проводится несколько линий с примерно одинаковым нажимом, так что непонятно, какая из них основная. Множественность линий характерн а для ситуативно обусловленного повышения уровня тревоги. Она часто наблюдается в состоянии стресса, особенно у чувст­вительных детей. В случае, когда множественные линии появляются только на отдельных рисунках, это свидетельствует о том, что соответствующая сфера имеет для человека повышенную значимость: ассоциац ии, с вязанн ые с ней, вы­зы вают у негс^гдессо вуто реакцию. Вместе с тем, это одно из проявлений пони­женной устойчивости к стрессу (поскольку стрессовая реакция возникает в ответ не на реальное столкновение со стрессором, а на одно лишь воспоминание о нем).

Линии на рисунке не попадают в требуемую точку - это свидетельствует ли­бо о двигательных нарушениях, либо о сниженном уровне самоконтроля и высо­кой импульсивности (возможно, вследствие органического поражения мозга).

Линия, в целом идущая в правильном направлении, но не доведенная до конца, также часто служит проявлением повышенной импульсивности. Однако в соче­тании с ослабленным нажимом такая линия, скорее, говорит о повышенной ис-тощаемости, астении.

Грубые искажения формы прямых линий, когда вместо прямой линии получа­ется выпуклая, вогнутая или волнистая, встречаются при органическом пораже­нии мозга. Они нередки также при психическом заболевании.

Размер рисунка

Размер рисунка должен рассматриваться в соответствии с размером листа бу­маги. Ориентироваться можно на следующие приблизительные критерии:

■ увеличенный размер: рисунок занимает более 2/3 листа;

■ средний размер: рисунок занимает от 1/3 до 2/3 листа;

■ уменьшенный размер: рисунок занимает менее 1/3 листа.

Для рисунков дерева и многоэтажного дома верхняя граница более высока. Об увеличении размера этих рисунков можно говорить только в том случае, ко­гда они занимают лист практически целиком (в высоту).

Необычно большие рисунки занимающие практически весь лист, характерны для людей в состоянии эмоционального возбуждения. Обычно оно связано с рез­ким снижением самоконтроля. Сверхкрупные, выходящие за край листа рисунки часты в ситуации острой тревоги, в состоянии стресса.

Рисунки большого размера предполагают агрессивность, либо экспансив­ность, стремление к самораспространению и грандиозные тенденции, выплески­вающийся вовне потенциал. Люди с чувством приниженности или неадекватно­сти могут также выполнять рисунки большого размера в результате действия компенсаторного защитного механизма. Когда это имеет место, в рисунке обыч­но можно^ШарЗ^жить и другие признаки наличия конфликта и беззащитности.

Маленькие рисунки отражают чувство приниженности, робости, беззащитно­сти и неэффективности. Люди, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются в проявлении своих чувств и имеют тенденцию к сдержанности и не­которой заторможенности при взаимодействии с людьми. Уменьшение размера рисунков может служить признаком снижения настроения и часто встречается при депрессивных состояниях. Оно может также свидетельствовать об общей за­торможенности, пассивности и о сниженной самооценке. Иногда уменьшение размера бывает вызвано негативной установкой по отношению к данному зада­нию или к обследованию в целом.

Резкие колебания размера рисунков говорят об эмоциональной подвижности, склонности к частой смене настроений. Они характерны для людей с чередова­нием периодов повышенного и пониженного настроения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.014 с.)