Наблюдение за ходом рисования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наблюдение за ходом рисования



Поведение испытуемого, его манера взаимодействовать с экспериментатором дает очень ценную информацию. После того, как дана инструкция, люди часто могут испытывать неуверенность по поводу того, как выполнять задание и пы­таются справиться со своим беспокойством различными способами.

Иногда следуют вопросы: «А что еще должно быть на рисунке?» или «Нужно нарисовать дом, дерево и человека какого-то определенного типа?».

Иногда люди говорят, что они вообще не умеют рисовать. Такой тип реакции встречается у тех, кто сомневается в своих художественных способностях.

В некоторых случаях следует подбодрить человека, однако при этом не сле­дует выходить за рамки инструкции к заданию.

Очень важно фиксировать все поведенческие реакции испытуемого. Люди, которые испытывают потребность в одобрении или трудности в выполнении не­структурированных задании, часто задают много вопросов. Люди, которые чув­ствуют незащищенность и не уверены в своей компетентности, как правило, склонны извиняться за то, что их рисунок получился недостаточно хорошим.

Излишняя торопливость, когда рисунок выполняется менее чем за одну мину­ту, может быть связана с сопротивлением, со стремлением к защитным реакци­ям, слабым контролем внутренних импульсов. В случаях, когда рисунок выпол­няется очень долго, за этим скрывается ригидность, навязчивость, стремление к излишней детализации или выраженная сильная потребность в поддержке.

Очень важно наблюдать и фиксировать последовательность изображения объектов на рисунке, например, в тесте «Рисунок семьи». В зависимости от дей­ствия защитных психологических механизмов ключевые фигуры, которые вызы­вают у испытуемого наибольшее беспокойство, могут изображаться либо первы­ми, либо последними. При изображении часто наибольшее внимание уделяется проблемной фигуре. Кроме того, имеют место и дополнительные знаки беспо­койства, которые связаны с этой фигурой и проявляются в различных частях ри­сунка.

Таким образом, перечисленные общие особенности рисунков, не относящиеся к содержанию изображений - нажим на карандаш, стиль линий, размер рисунков и т.п., - могут помочь психологу в понимании многих особенностей личности, по ним можно судить об уровне тревожности, общей активности или пассивности и т.п.

Однако следует еще раз обратить внимание на то, что сконструированный список признаков не может быть использован механически для постановки «ди­агноза». При интрепретации графических признаков следует прежде всего раскрывать внутренние взаимосвязи особенностей рисунка, выявлять ком­плексы признаков. Выделение отдельных деталей анализа рисунка не может заменить собой целостное познание личности человека, а, следовательно, не является адекватным способом использования проективных рисуночных методов диагностики.

Целостный подход к интерпретации рисунков предполагает также учет зна­ний о возрастнных особенностях рисунков. Прежде чем говорить о возможности использования рисунка в диагностических целях, необходимо понять, как фор­мируется рисунок в онтогенезе, какие особенности графических изображений характерны для рисунков детей разного возраста. Анализ рисунка без учета воз­растных особенностей не позволяет качественно проинтерпретировать его как с точки зрения сформированности изображения (собственно графики), так и тем более с точки зрения его проективной трактовки.

 

2.2. ДЕТСКИЙ РИСУНОК: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

 

Все дети в известном смысле являются художниками. Изобразительная дея­тельность для них естественна и приятна. Она формируется по мере становления психики ребенка и может в определенной степени служить показателем психиче­ского развития. Каждый ребенок на определенном отрезке своей жизни (обычно начиная с 2-3 лет) с увлечением рисует. К началу подросткового возраста это увлечение, однако, в большинстве случаев проходит; верность рисованию сохра­няют только художественно одаренные дети.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.005 с.)