Языкознание как часть филологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Языкознание как часть филологии.



Лекция 1.

ЯЗЫКОЗНАНИЕ КАК ГУМАНИТАРНАЯ ДИСЦИПЛИНА И ЕГО

МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ

Языкознание как часть филологии.

Филология существует более двух с половиной тысячелетий. В центре ее интересов не случайно всегда стояло с л о в о. Интерес к слову частично отразился и в самом термине филология: др.-гр. «philologia» означает любовь к знаниям (phileo – «люблю», logos – «слово, знание»).

Традиционно выделяют две филологические науки, одна из них изучающая литературу, это литературоведение. Другая филологическая наука изучает языки – языкознание (лингвистика). Эти науки объединяет то, что обе они занимаются изучением явлений словесности. Много веков эти науки существовали в тесной взаимосвязи под общим знаменателем – филология.

В своей основе лингвистика и литературоведение – разные науки, поскольку преследуют изучение разных задач. Задача лингвистики ‒ в изучении человеческого языка, вернее, словесности. Изучается словесная деятельность людей для того, чтобы отследить закономерности и особенности развития каждого языка в отдельности.

Частное языкознание имеет своим объектом какой-либо конкретный язык или группу родственных языков. Оно исследует каждый отдельный язык как особое, неповторимое явление, например, русистика - наука о русском языке, англистика - наука об английском языке

Общее языкознание систематизирует данные по всем языкам и устанавливает теорию, применимую к разным языкам при их теоретическом и прикладном изучении.

Теоретическое и прикладное языкознание. Теоретическая лингвистика исследует языковые законы и формулирует их как теории.

Диахроническое и синхроническое языкознание. В диахроническом подходе особое внимание уделяется изменениям в структуре языка, которые обнаруживаются при сопоставлении разных этапов в его развитии. Синхронический подход предполагает отвлечение от истории с преимущественным вниманием к системным свойствам единиц языка в определенный момент его развития. В истории языковедческой мысли первые наблюдения за функционированием языка были синхроническими. Идея историзма возникла значительно позже. Она зарождается в Европе во второй половине XVIII в. вместе с интересом, который начинают проявлять многие известные мыслители к проблеме происхождения языка. В XIX в. исторический подход к языку становится доминирующим; именно с его становлением традиционно связывается рождение языковедения как самостоятельной науки.

Прежде всего, Ф. де Соссюр впервые четко противопоставил синхронию и диахронию как два противоположных взгляда на язык, образно представив их в виде двух осей: оси одновременности, исключающей фактор времени, и оси последовательности, на которой рассматривается история отдельных языковых явлений.

Принципиальная позиция современной лингвистики состоит в том, что невозможно дать полноценную характеристику синхроническому состоянию системы языка без обращения к ее истории. Верно и обратное: язык важно изучать как систему в его прошлом.

4.

Общее языкознание в кругу других наук.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ЯЗЫКА.

 

Лекция 1.

ЯЗЫКОЗНАНИЕ КАК ГУМАНИТАРНАЯ ДИСЦИПЛИНА И ЕГО

МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ

Языкознание как часть филологии.

Филология существует более двух с половиной тысячелетий. В центре ее интересов не случайно всегда стояло с л о в о. Интерес к слову частично отразился и в самом термине филология: др.-гр. «philologia» означает любовь к знаниям (phileo – «люблю», logos – «слово, знание»).

Традиционно выделяют две филологические науки, одна из них изучающая литературу, это литературоведение. Другая филологическая наука изучает языки – языкознание (лингвистика). Эти науки объединяет то, что обе они занимаются изучением явлений словесности. Много веков эти науки существовали в тесной взаимосвязи под общим знаменателем – филология.

В своей основе лингвистика и литературоведение – разные науки, поскольку преследуют изучение разных задач. Задача лингвистики ‒ в изучении человеческого языка, вернее, словесности. Изучается словесная деятельность людей для того, чтобы отследить закономерности и особенности развития каждого языка в отдельности.

Частное языкознание имеет своим объектом какой-либо конкретный язык или группу родственных языков. Оно исследует каждый отдельный язык как особое, неповторимое явление, например, русистика - наука о русском языке, англистика - наука об английском языке

Общее языкознание систематизирует данные по всем языкам и устанавливает теорию, применимую к разным языкам при их теоретическом и прикладном изучении.

Теоретическое и прикладное языкознание. Теоретическая лингвистика исследует языковые законы и формулирует их как теории.

Диахроническое и синхроническое языкознание. В диахроническом подходе особое внимание уделяется изменениям в структуре языка, которые обнаруживаются при сопоставлении разных этапов в его развитии. Синхронический подход предполагает отвлечение от истории с преимущественным вниманием к системным свойствам единиц языка в определенный момент его развития. В истории языковедческой мысли первые наблюдения за функционированием языка были синхроническими. Идея историзма возникла значительно позже. Она зарождается в Европе во второй половине XVIII в. вместе с интересом, который начинают проявлять многие известные мыслители к проблеме происхождения языка. В XIX в. исторический подход к языку становится доминирующим; именно с его становлением традиционно связывается рождение языковедения как самостоятельной науки.

Прежде всего, Ф. де Соссюр впервые четко противопоставил синхронию и диахронию как два противоположных взгляда на язык, образно представив их в виде двух осей: оси одновременности, исключающей фактор времени, и оси последовательности, на которой рассматривается история отдельных языковых явлений.

Принципиальная позиция современной лингвистики состоит в том, что невозможно дать полноценную характеристику синхроническому состоянию системы языка без обращения к ее истории. Верно и обратное: язык важно изучать как систему в его прошлом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 633; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.008 с.)