Язык и общество тесно связаны друг с другом. Как не может быть языка вне общества, так и общество не может существовать без языка. Их влияние друг на друга взаимное. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Язык и общество тесно связаны друг с другом. Как не может быть языка вне общества, так и общество не может существовать без языка. Их влияние друг на друга взаимное.



Отметим ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ОБЩЕСТВА НА ЯЗЫК:

а) связь происхождения языка с возникновением человеческого общества;

б) социальная обусловленность развития языка;

в) социальное расслоение языка;

г) социальные компоненты в структуре языковых единиц;

д) сознательное воздействие общества на язык и его функционирование.

Происхождение языка было вызвано общественной потребностью. Средство общения, а именно таким средством является язык, не могло возникнуть вне общения, вне общественных отношений.

Социальные факторы воздействуют на язык не прямолинейно: они могут ускорять или замедлять темп языковой эволюции, способствовать перестройке отдельных участков языковой системы. Ярким примером влияния общества на язык является социальное расслоение языка: терри­ториальные диалекты, профессиональные языки, городское просторечие, студенческий жаргон, арго (язык воров, бродяг).

Существенным признаком языка как общественного явления выступает его способность отражать и выражать общественное сознание. На первый взгляд, этот признак может показаться несущественным, поскольку другие явления, обслуживающие общество, также могут отражать общественное сознание. Машины, обслуживающие общество, несомненно, в известной мере отражают общественное сознание, поскольку их создание немыслимо без учета и использования определенной суммы знаний, накопленных обществом. Базис и надстройка, обслуживающие общество, также отражают общественное сознание. Однако отличительное свойство языка состоит в том, что он по существу является единственным средством отражения и выражения общественного сознания в его полном объеме.

 

5.2. Исторические типы человеческих языков и общностей.

 

Опыт изучения языков на разных этапах развития языкового коллектива говорит о зависимости статуса языка от форм исторической общности людей, характеризую­щихся разной степенью внутренней консолидации.

Род, группу кровных родственников по отцовской или мате­ринской линии принято считать первичным социальным образо­ванием. Это отдельный, но не обособленный коллектив, характе­ризовавшийся собственным говором — средством общения, ис­пользуемым малой языковой группой (обычно жителями одного населенного пункта). В силу господствовавшего закона экзогамии (запрета на браки с представителями своего рода) такой коллек­тив не мог существовать изолированно, поэтому с самого начала появления человека разумного два или несколько родов объеди­нялись между собой брачными отношениями в племя.

Племя характеризуется большей самостоятельностью и как следствие большим потенциалом для развития собственного языка или диалекта. Со временем, по мере усложнения общественной жизни человека (развитие произ­водственной структуры, становление первичных форм государ­ственности) языковая система, ставшая орудием внутриплеменной коммуникации, продолжает развиваться и закрепляется в ка­честве особого языка формирующейся общности людей — народ­ности.

Народности, как правило, складываются из близкородственных племен (например, племена восточных славян, составившие древ­нерусскую народность). Однако не исключена возможность объ­единения разноязычных племен, например, становление французской на­родности на основе объединения кельтов, германских племен и римских поселенцев. Как следствие, в языке народности может проявляться заметная вариативность. Однако со временем вариа­тивность преодолевается на основе становления специфических языковых систем межплеменного общения — койне, которые не­редко закрепляются в произведениях народного творчества. Один из племенных языков становится при этом господствующим (обычно это диалект того племени, вокруг которого происходит единение). Например, в основу латинского языка лег диалект Рима, татарского — диалект Казани, грузинского — картлинский диа­лект, русского — среднерусские говоры.

Нация, новый тип общности, появляется, когда за народно­стью окончательно закрепляется определенная территория, скла­дываются единая система хозяйствования, общие элементы куль­туры и связанная с нею картина мира. Национальный язык формируется вместе с образованием нации.

Важней­шей характеристикой нации является принадлежность ее предста­вителей к определенному государству. Вместе с тем это не пред­полагает, что определенное государство использует только язык одной входящей в него нации. С одной стороны, в некоторых случаях в разных государствах используются национальные вари­анты одного языка (Испания и многие страны Латинской Аме­рики; Португалия и Бразилия; Германия, Австрия и Швейцария; Англия, США и Канада). С другой стороны, в упомянутых Швей­царии и Канаде официально закреплены равные права несколь­ких иностранных языков (в первом случае — немецкого, реторо­манского, итальянского и французского, а во втором — англий­ского и французского).

Переход от языка народности к национальному языку про­исходит, таким образом, на основе создания единого образца, на который ориентируется население страны. Этот образец получил название литературного языка. Кроме него в состав национального языка включают территориальные диалекты, социальные жаргоны и просторечие, койне.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 619; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.004 с.)