Глава 4. Бюджет и Бюджетная система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Бюджет и Бюджетная система



 

Основой системы государственного регулирования социально-экономических процессов являются отношения в сфере перераспределения доходов. Для организации непрерывного кругооборота фондов в масштабах экономики и обеспечения социальной поддержки населения необходима централизация денежных ресурсов, выходящая за рамки отдельных хозяйств и отраслей. Эту функцию выполняет государство, с возникновением и развитием которого связано формирование и развитие бюджета. Кроме того, централизация общегосударственных денежных средств создает материальную базу для функционирования самих государственных структур. Посредством государственного бюджета формируются условия для реализации социальных программ, обеспечения сохранности окружающей среды, стимулирования научно-технического прогресса, поддержания обороноспособности и выполнения иных функций государства.

 

Социально-экономическая сущность и роль бюджета

 

Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в сфере материального производства национальный доход проходит последовательно стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет. В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.

Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

Бюджет отражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, и предприятиями и населением, связанным с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов, - с другой. Содержание этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот или иной исторический период.

Формирование бюджета самым непосредственным образом связано с развитием национального дохода страны и его перераспределением. Основными финансовыми методами перераспределения национального дохода являются:

- образование и использование денежных накоплений (прибыль, налог на добавленную стоимость, платежи в социальные внебюджетные фонды);

- организация налогов;

- финансирование отраслей народного хозяйства;

- формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.

Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций.

В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения непосредственно своей деятельности, а также важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.

 

Функции бюджета

 

Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, поэтому им присущи и основные функции финансов.

Бюджет выполняет следующие функции:

- перераспределение национального дохода;

- государственное регулирование и стимулирование экономики;

- финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;

- контроль образования и использования централизованных фондов денежных средств.

Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50% национального дохода. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение национального дохода через бюджет происходит в два одновременно и непрерывно происходящих взаимосвязанных этапа:

1) образование доходов бюджета;

2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).

В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране.

Доходы бюджета - это:

- экономические отношения между государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами - с другой;

- денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.

В процессе образования доходов бюджета происходит императивное изъятие в пользу государства части национального дохода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с предприятиями и населением.

Бюджет активно участвует в распределении прибыли предприятий и хозяйственных организаций. Существует известная зависимость между формами и величиной изъятия в бюджет части прибыли предприятий и их заинтересованностью в результатах работы. От того, насколько совершенны формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в эффективном использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличении прибыли.

Расходы бюджета - это экономические отношения, возникающие в ходе использования централизованных фондов денежных средств между государством, с одной стороны, и организациями, учреждениями и гражданами - с другой.

Путем централизации в бюджете части финансовых ресурсов государство получает возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности - ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обороноспособность страны.

Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу, для чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны.

Через бюджеты путем бюджетного финансирования перераспределяются финансовые ресурсы между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального развития.

Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и те экономические районы, которые требуют на данном этапе первоочередного развития, т.е. посредством бюджета производится межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода. Тем самым соблюдаются интересы экономического развития страны в целом и интересы пропорционального развития регионов.

Через государственный бюджет проходит финансирование научных учреждений, осуществляющих фундаментальные научные исследования, которые, в свою очередь, являются основой для развития прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны.

Все это позволяет координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический потенциал государства.

Большую роль в экономическом и культурном строительстве на местах играет бюджетное регулирование. При помощи бюджетного регулирования осуществляется в широком масштабе межтерриториальное распределение средств, наделение необходимыми источниками доходов региональных и местных бюджетов, которые являются финансовой базой территориальных органов власти, и тем самым укрепляется их связь со всей экономикой страны.

Одновременно с распределительной действует и контрольная функция бюджета, которая предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

 

Бюджетное устройство и бюджетная система

 

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.

Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система. Бюджетная система - это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства.

Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство - это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев - государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное, союзное) государство - это форма государственного устройства, при которой государственные или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство - это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств - членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

За более чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное устройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны до системы, основанной на федеративном государственном устройстве.

Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации, которыми являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.

Уровни бюджетной системы РФ, построение бюджетной системы Российской Федерации основаны на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с ст. ст. 71 и 132 Конституции РФ и ст. 10 БК РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) бюджетов субъектов Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местных бюджетов.

Каждый бюджет обеспечивает финансирование мероприятий соответствующего уровня; вместе с тем вышестоящий бюджет выступает гарантом финансирования минимума необходимых расходов нижестоящих территорий. Следовательно, бюджеты всех уровней взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Каждый субъект Российской Федерации и соответствующие местные органы власти на основе федерального законодательства самостоятельно формируют свою бюджетную систему, исходя из государственного и административно-территориального устройства.

Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Например, федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Консолидированные бюджеты используются для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности распределения и использования бюджетных средств. Показатели консолидированных бюджетов являются также основанием для предоставления субвенций из федерального бюджета.

Следует также отметить, что в состав федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В числе таких фондов - дорожный, экологический, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и др. Схема консолидированного бюджета РФ приведена на рис. 4.1.

Схема консолидированного бюджета Российской Федерации

 

    ┌─────────────────────────────────────────────┐

    │    Консолидированный бюджет РФ    │

    └───┬─────────────────────────────────────┬───┘

┌────────────┴────────────┐ ┌──────────────────────┴──────────────────────┐

│ Федеральный бюджет РФ │ │ Консолидированные бюджеты субъектов РФ │

│                    │ │     (территориальные бюджеты)     │

└───────┬───────────┬─────┘ └──────────────────────┬──────────────────────┘

   │      │         ┌───────────────┼───────────────┐

┌───────┴───┐┌──────┴─────┐ ┌──────┴──────┐┌───────┴───────┐┌──────┴──────┐

│      ││ Федеральные│ │ Бюджеты ││          ││ Бюджеты │

│Федеральный││ целевые │ │ субъектов ││Территориальные││муниципальных│

│ бюджет ││ бюджетные │ │ Федерации ││ целевые ││ образований │

│      ││ фонды │ │(региональные││бюджетные фонды││ (местные │

│      ││       │ │ бюджеты) ││          ││ бюджеты) │

└───────────┘└────────────┘ └─────────────┘└───────────────┘└──────┬──────┘

                                  ┌──────────────────────┬────┘

                      ┌───────────┴──────────┐┌──────────┴───────────┐

                      │ Бюджеты районов ││ Бюджеты городов │

                      └───────────┬──────────┘└──────────┬───────────┘

  ┌─────────────┬───────────────┬─┴──────────────┬───────┴─────┐

┌──────┴─────┐┌──────┴─────┐┌────────┴───────┐ ┌──────┴─────┐┌──────┴─────┐

│ Бюджеты ││ Бюджеты ││ Бюджеты │ │ Бюджеты ││ Бюджеты │

│ районные ││ городские ││ внутригородских│ │ поселковые ││ сельские │

│       ││       ││ районов │ │       ││       │

└────────────┘└────────────┘└────────────────┘ └────────────┘└────────────┘

 

Рис. 4.1

 

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Кроме федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов) в бюджетную систему входят государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования). Средства этих фондов по экономическому содержанию и направленности их использования мало чем отличаются от бюджетных средств.

Функционирование бюджетной системы РФ основано на следующих основополагающих принципах:

1) единство бюджетной системы;

2) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

3) самостоятельность бюджетов разных уровней;

4) полнота отражения доходов и расходов бюджетов всех уровней, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

5) сбалансированность бюджета;

6) эффективность и экономность использования бюджетных средств;

7) общее покрытие расходов бюджета;

8) гласность;

9) достоверность бюджета;

10) адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

 

Бюджетный процесс

 

Осуществление финансовой политики государства происходит при формировании бюджетного документа, мобилизации и использовании бюджетных средств, т.е. в ходе бюджетного процесса.

Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

В Российской Федерации бюджетный процесс регулируется БК РФ и включает следующие этапы:

- составление проектов бюджетов;

- рассмотрение и утверждение бюджетов;

- исполнение бюджетов и контроль за их исполнением;

- составление и утверждение отчета об исполнении бюджетов.

Основными участниками бюджетного процесса в РФ являются:

1) органы законодательной власти, которые рассматривают и утверждают бюджеты, отчеты об их исполнении, утверждают и проводят экспертизу законопроектов, влияющих на параметры бюджета. К ним относятся Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Счетная палата РФ, органы исполнительной власти - Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба и др., участвующие в составлении бюджетного документа и его исполнении;

2) органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), разрабатывающие совместно с Правительством РФ основные направления денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики;

3) органы государственного и муниципального финансового контроля, осуществляющие предварительный, текущий и последующий контроль исполнения бюджетов и внебюджетных фондов;

4) главные распорядители бюджетных средств - органы государственной власти и местного самоуправления; наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения, указанные в ведомственной структуре расходов бюджета и имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между соответствующими распорядителями и (или) получателями бюджетных средств;

5) получатели бюджетных средств (получатели средств соответствующего бюджета) - органы государственной власти и местного самоуправления, бюджетные учреждения, имеющие право на принятие и исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.

Начальным этапом бюджетного процесса является составление проекта бюджета. На этом этапе определяются основные характеристики бюджетного документа, направления бюджетной политики на предстоящий период, методы покрытия бюджетного дефицита. Составление проекта бюджета начинается за 10 - 12 месяцев до начала планируемого финансового периода, но не позднее 15 февраля текущего года, предшествующего планируемому периоду, и является одним из самых трудоемких, так как требует проработки и анализа огромного количества информации и документов с использованием методов бюджетного планирования.

Составлению проектов бюджетов предшествует разработка планов и прогнозов социально-экономического развития территории, охватываемой соответствующим бюджетом. Цель данных прогнозов состоит в определении сценарных условий экономического развития государства, т.е. расчет тех макроэкономических показателей, на основе которых будут разработаны основные параметры бюджетов. Работа по составлению проектов бюджетов основывается на следующих документах: Бюджетное послание Президента РФ; прогноз социально-экономического развития на очередной финансовый год; среднесрочный финансовый план субъекта РФ (муниципального образования), баланс финансовых ресурсов; основные направления бюджетно-финансовой политики на очередной финансовый год.

Доходы бюджета прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития территории в условиях действующего на момент внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства РФ.

Планирование бюджетных ассигнований (расходов) осуществляется раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств.

Под бюджетными ассигнованиями на исполнение действующих расходных обязательств понимаются ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), договорами и соглашениями в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде.

Под бюджетными ассигнованиями на исполнение принимаемых расходных обязательств понимаются ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, предлагаемыми (планируемыми) к принятию или изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде: увеличение действующих или введение новых видов трансфертов населению; увеличение заработной платы, денежного довольствия военнослужащим; досрочное погашение государственного (муниципального) долга; предоставление (оплата) государственных (муниципальных) услуг сверх установленных законодательством РФ нормативов; увеличение по сравнению с ранее предусмотренными планами ассигнований на реализацию действующих или новых бюджетных программ; новые бюджетные инвестиции; предоставление бюджетных кредитов.

Планирование бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг главным распорядителем бюджетных средств осуществляется с учетом государственного (муниципального) задания на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), а также с учетом его выполнения в отчетном финансовом и текущем финансовом году.

Главная задача этого этапа - достоверно спрогнозировать общий объем поступлений (доходов) в соответствующий бюджет на основе макроэкономических показателей и распределить их в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики, определенными в Бюджетном послании Президента РФ. Итогом данного этапа является проект соответствующего бюджета, основными показателями которого являются: общий объем доходов, расходов, размер бюджетного профицита или дефицита и источники его финансирования, доходы бюджета по разделам и подразделам бюджетной классификации, расходы бюджета по разделам функциональной, экономической классификации, а также по главным распорядителям бюджетных средств. Кроме того, проект содержит информацию об объемах государственного внутреннего и внешнего долга и их верхних пределах, источниках внутренних и внешних заимствований и другие показатели.

Рассмотрение и утверждение бюджетного документа осуществляется в законодательных органах власти. Государственная Дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете в трех чтениях. В первом чтении в течение 30 дней рассматриваются и утверждаются основные характеристики проекта бюджета, в том числе объем дополнительных доходов бюджета и объем перечислений в резервные (стабилизационные) фонды, объем бюджета действующих обязательств и их распределение, общий объем бюджета принимаемых обязательств.

Во втором чтении (30 дней) предметом рассмотрения Государственной Думы являются утверждение и распределение средств бюджета, принимаемых обязательств федерального бюджета между главными распорядителями по разделам функциональной классификации (в пределах общего лимита расходов, утвержденного в первом чтении) с выделением федеральных целевых программ и наиболее крупных инвестиционных (национальных) проектов; общий объем и распределение межбюджетных трансфертов между субъектами РФ; текстовые статьи проекта.

В третьем чтении (25 дней) происходит общее голосование за законопроект целиком, а внесение поправок в него не допускается.

Исполнение бюджета - одна из важнейших стадий бюджетного процесса, которая предусматривает обеспечение полного и своевременного поступления утвержденных в бюджете доходов и финансирование всех утвержденных расходных обязательств органа власти.

Исполнение федерального бюджета РФ начинается после утверждения его законодательной властью и продолжается один финансовый год - период исполнения бюджетного документа (с 1 января по 31 декабря), который в Российской Федерации совпадает с календарным годом. В настоящее время основные процедуры исполнения бюджета регламентируются БК РФ. Принципиально новым его положением стало утверждение для бюджетов всех уровней казначейской системы исполнения бюджетов. В соответствии с этой системой на органы Федерального казначейства возлагаются организация и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Данные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджета от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Таким образом, казначейская система исполнения бюджета представляет собой систему тотального учета и контроля процесса движения бюджетных средств органами Федерального казначейства (от момента их поступления в бюджет до использования прямыми бюджетополучателями). В основе казначейской системы исполнения бюджетов лежит принцип единства кассы, предполагающий зачисление всех доходов и поступлений из источников финансирования, осуществление всех расходов с единого счета бюджета, который открывается органами Федерального казначейства в Банке России.

Процесс исполнения федерального бюджета завершается правильной организацией учета и отчетности. Бюджетный учет как один из видов единой системы народно-хозяйственного учета представляет собой систему наблюдения, отражения, обобщения и контроля качественных и количественных изменений процесса исполнения бюджета.

Финансовые органы осуществляют также бюджетную отчетность, которая может быть оперативной, ежеквартальной, годовой. Единая методология отчетности об исполнении бюджетов устанавливается Правительством РФ. Финансовые органы готовят отчеты об исполнении соответствующего бюджета на основании отчетов главных распорядителей бюджетных средств и бюджетополучателей.

В основе новой концепции бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов государственной политики. Бюджетные ассигнования имеют четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности), при их планировании основное внимание уделяется обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ. Данный метод получил название бюджетирования, ориентированного на результат. Он позволяет соизмерять затраты и результаты, выбирать наиболее эффективные пути расходования бюджетных средств, своевременно оценивать степень достижения запланированных результатов и их качество. Помимо создания системы мониторинга результативности бюджетных расходов, эта модель предполагает переход к многолетнему бюджетному планированию с установлением четких правил изменения объема и структуры ассигнований и повышением предсказуемости объема ресурсов, которым управляют администраторы бюджетных средств.

Как показывает международный опыт, для перехода к новой системе бюджетирования наряду с обеспечением устойчивой сбалансированности бюджета необходимы глубокие преобразования всей системы государственного управления. Кроме того, предусмотренные этой системой методы и процедуры требуют практической отработки.

 

Сбалансированность бюджета

 

Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета. Этот принцип означает количественное соответствие (равновесие) бюджетных расходов источникам их финансирования.

В России принцип сбалансированности определен в БК РФ в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы.

В соответствии с бюджетным законодательством принцип сбалансированности означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита (ст. 33 БК РФ). Таким образом, этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства (баланса) между бюджетными поступлениями (доходами бюджета и источниками финансирования дефицита) и производимыми расходами в соответствии с принятыми бюджетными обязательствами.

Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы выше бюджетных поступлений, бюджет в принципе неисполним. Несбалансированный бюджет заведомо нереален, фиктивен.

Составление бюджета с профицитом экономически нецелесообразно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств.

Поэтому сбалансированность бюджета - обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета, призванное обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней.

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности - разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального долга), не превышает доходов. Если же не удается избежать дефицита бюджета, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для его сбалансированности приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами. Бюджетный дефицит не относится к числу финансовых явлений, носящих чрезвычайный характер. Он встречается в бюджетах многих развитых государств, но имеет разные причины, вызвавшие его, и разную величину.

Причинами образования дефицита бюджета могут быть:

- рост государственных расходов в связи с необходимостью структурной перестройки экономики и увеличением инвестиций;

- чрезвычайные обстоятельства (крупные стихийные бедствия, войны и т.д.), вызывающие рост непредвиденных расходов государства, не покрываемых обычными резервами, требующий привлечения источников особого рода;

- кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансовой системы, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Бюджетный дефицит, вызванный ростом бюджетных инвестиций, - явление положительное и с экономической точки зрения оправданное, поскольку используемые для этих целей государственные займы в определенных пределах позволяют более равномерно распределять налоговое бремя во времени.

Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размера нефтегазового дефицита федерального бюджета. Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не может быть источником финансирования дефицита федерального бюджета.

Утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период общий объем источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, не может превышать 1% прогнозируемого валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Указанное ограничение может быть превышено на сумму бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, не использованных в отчетном финансовом году.

С 1 января 2008 г. нефтегазовые доходы федерального бюджета используются:

- для финансового обеспечения нефтегазового трансферта;

- формирования Резервного фонда;

- формирования Фонда национального благосостояния.

К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

- вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.082 с.)