Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль общения в развитии личности. Кризисы возрастного развития и навыки коммуникации. Коммуникативное поведение личности в подростковом, юношеском возрасте, в период взрослости и старости.
Что такое коммуникация? Любое ощутимое изменение поведения, намеренное или ненамеренное, направленное либо ненаправленное, с помощью которого один человек или несколько людей могут воздействовать на восприятие, чувства, мысли или поступки одного человека или нескольких людей, независимо оттого, предполагается подобное влияние или нет. Рене Шпитц.
Общение с окружающими людьми складывается у младенца постепенно. Предпосылка – реакции сосредоточения, возникающая у младенца при контактах со взрослыми в первые дни жизни. После четвертой недели жизни ребенок начинает отвечать улыбкой на ласку взрослого. На втором месяце жизни у младенцев появляется комплекс оживления (Н.М. Щелованов) как первая форма общения со взрослыми. На втором месяце при нормальном развитии ребёнка наблюдается комплекс в полном составе. Интенсивность его компонентов продолжает нарастать примерно до трех-четырёх месяцев, после чего комплекс оживления распадается, преобразуясь в более сложные формы поведения. Комплекс оживления включает четыре основных компонента: 1. Замирание и зрительное сосредоточение — долгий, пристальный взгляд на взрослого; 2. Улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка; 3. Двигательное оживление — движения головы, вскидывание рук и ног, прогибание спины и пр.; 4. Вокализации — вскрики (громкие отрывистые гласные звуки), гуканье (тихие короткие звуки типа «кх», «гк» и пр.), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц, — «гуулллиии» и пр.). При дефиците общения появление комплекса оживления задерживается, отмечаются также и другие отклонения в его проявлении: неполный состав, увеличенный латентный период, слабая интенсивность компонентов, реактивный характер. При диагностике уровня развития ситуативно-личностного общения наибольшее значение имеет наличие инициативности комплекса оживления. Слабая выраженность каких-либо компонентов комплекса оживления может служить признаком анатомической или физиологической патологии различных анализаторов. Рене Шпитц (Шпиц, Spitz): много лет исследовал психику и коммуникацию младенцев с взрослыми. Ключевая работа – «Первый год жизни». Ниже приводятся цитаты из нее. «То, что мы называем «младенцем», заключает в себе очень многое: в первую очередь наследственное оснащение, подвергающееся затем динамическим процессам; их мы и имеем в виду, говоря об их проявлении в форме аффектов, — именно эти элементы сообщают жизненную инициативу целостности под названием «младенец». Само существование матери, ее присутствие, является стимулом, вызывающим реакцию младенца; самые незначительные ее действия, даже не связанные непосредственно с младенцем, оказываются для него стимулом.
Стремление ребенка к партнеру совершенно очевидно, и с каждой неделей оно становится все более целенаправленным. Успех также усиливает испытываемое ребенком удовольствие; ребенок повторяет успешное действие и в конечном счете овладевает им. В то же время он отказывается от действий, которые неизменно приводят к неудаче. Еще одним подкрепляющим фактором является то, что приятные для матери действия ребенка встречают ее поддержку, а потому ее предпочтения оказывают непосредственное влияние на развитие ребенка. При подлинно материнском и нежном отношении она будет рада приветствовать практически любую деятельность своего малыша.
…В целом можно сказать, что если контроль ограничивает, то помощь поощряет ребенка. Хотя и помощь, и контроль необходимы для развития, то, в каком соотношении они применяются, зависит от врожденных свойств личности ребенка. Контроль и помощь, предоставленные ребенку извне, позволяют ему развить и установить собственные способы контроля. В отношениях матери и ребенка происходить формирование (формовка) личности ребенка. Этот процесс состоит из ряда взаимодействий между двумя партнерами, матерью и ребенком, чье влияние друг на друга носит взаимный и циклический характер. Отношения внутри диады являются крайне специфическими, как видно уже из множества терминов, которые подбирали для определения этих отношений разные исследователи. В определенной степени эти отношения изолируются от внешнего мира и поддерживаются благодаря исключительно сильным аффективным узам. Если французский философ окрестил любовь «эгоизмом двоих», то стократ вернее было бы применить это определение к отношениям матери и ребенка.
Наряду с материнской способностью к эмпатии мы обнаруживаем и у младенца способность улавливать настроение матери, ее осознанные и бессознательные желания. Как нам объяснить то, что происходит с ребенком? Ведь если он и в самом деле изменяется в соответствии с желаниями матери, то должен сперва их постичь. Он и в самом деле их постигает, потому что очевидно, что коммуникационный канал, соединяющий ребенка с матерью, соединяет также и мать с ребенком. Сон кормилицы - здесь имеет место сильнейший избирательный процесс идентификации; - способность откликаться на малейший звук, издаваемый младенцем, и при этом игнорировать значительный посторонний шум. Сон кормилицы – яркое свидетельство того, что между младенцем и ухаживающим взрослым формируется особая аффективно-коммуникативная связь. способ разрядки приобретает чрезвычайно важную вторичную функцию, а именно — установление взаимопонимания с другими людьми; тем самым изначальная беспомощность человеческого существа становится первоисточником всех моральных побуждений». И с теоретической, и с терапевтической, и с профилактической точки зрения представляется крайне важным проникнуть в природу коммуникации между матерью и ребенком на довербальной стадии. Животные общаются на уровне психологической интеграции, который приблизительно можно назвать аффективно-конативным: он фундаментально отличается от когнитивных и абстрактных функций вербальной коммуникации. Общение между матерью и ребенком в первые шесть месяцев жизни и даже до конца первого года также протекает на невербальном уровне с использованием средств, аналогичных тем, что преобладают в животном мире. …определенные формы поведения становятся способом общения. Это поведение состоит из сигнальных поз, а также из определенных звуков; те и другие имеют свойства гештальта. Подобные паттерны поведения не содержат сообщения, адресованного одним субъектом непосредственно другому. Сообщения относятся к наиболее элементарным формам проявлений, которые Карл Бюлер (1934) назвал экспрессивными. Паттерны поведения выражают то, что я, за неимением лучшего термина, назову состоянием духа, настроением, аффективной установкой, связанной с непосредственным переживанием субъекта. Это неконтролируемая и ненаправленная реакция на стимул, воспринятый субъектом. У животных происходит реакция на стимул в виде состояния первого животного, как если бы первое животное передавало другому сообщение. Биренс де Хаан (1929) провел разграничение между подобной коммуникацией и человеческой речью, назвав язык животных эгоцентрическим, а человеческий — аллоцентрическим. Мы наблюдаем переход от стадии исключительного проявления того, что он чувствует, к стадии, на которой он требует того, чего хочет. Ту же позицию занимает и новорожденный, еще не обладающий собственным Я. Издаваемые им звуки являются выражением внутренних процессов и никому не адресованы. (Но психоаналитики выступают за то, что ребенок с самого начала обращается к кому-то, и отсутствсие этого кого-то переживается как личностная катастрофа). Знак — это перцепт, эмпирически связанный с переживанием объекта или ситуации.
Знак и сигнал иерархически связаны: знак — общий термин, сигнал — подчиненный, подразумевающий специфическое использование знака. Таким образом, термин «сиг нал» означает общепринятую связь между знаком и событием, будь эта связь случайной, произвольной или объективно данной. Символ — это знак, который представляет объект, действие, ситуацию или идею; значение символа выходит за пределы его чисто формальных аспектов. Жесты и слова являются наиболее элементарными символами. Коммуникация между матерью и ребенком фундаментально отличается от коммуникации между взрослыми, причем в нескольких отношениях. Наиболее важное отличие заключается в том, что средства, используемые в общении между двумя или несколькими взрослыми партнерами, в целом принадлежат к одной категории, а именно к категории вербальных символов или символов-жестов. Совсем иначе обстоит дело в ситуации матери и ребенка. Здесь бросается в глаза их неравенство по отношению к средствам коммуникации, ибо если сообщение, исходящее от младенца (по крайней мере, в первые месяцы его жизни), сводится исключительно к знакам, то сообщения, исходящие от взрослого партнера, являются сознательно направляемыми сигналами и в качестве таковых воспринимаются ребенком. Общение между матерью и ребенком продолжается непрерывно, хотя нет необходимости в том, чтобы мать всегда о нем знала. Такого рода коммуникация между матерью и ребенком создает постоянное напряжение, формирующее психику младенца.
…аффективные проявления становятся индикаторами смещений катексиса[1]; они создают мотивацию для активации психических функций, о которых мы говорили выше. Для младенца аффект играет в коммуникации такую же роль, как у взрослых вторичный процесс.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.009 с.) |