Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Патология объектных отношений: Неправильны отношения и недостаточные отношения
Само совершенство отношений между двумя существами, столь точно настроенными друг на друга и связанными столь многими явными и неявными узами, влечет за собой возможность серьезного расстройства, если эта связь разладится. Для этого необязательно даже, чтобы произошел разлад между партнерами, вполне достаточно, чтобы один из партнеров — как правило, это мать — оказался не в ладах со своим окружением. Формирующее влияние матери неизбежно приводит к тому, что ее собственные проблемы отразятся на развитии ребенка, причем словно в увеличительном стекле. Неправильные отношения: а) первичное открытое отвержение; б) первичное тревожное попустительство; в) враждебность под маской тревоги; г) колебание между баловством и враждебностью; д) циклические смены настроения матери; е) сознательно компенсированная враждебность. Неправильные отношения приводят к различным психосоматическим болезненным реакциям детей (экзема, диспепсия, копрофагия, кома…)
Недостаточные отношения: Разлука в возрасте 6-8 месяцев с матерью, с которой были установлены хорошие отношения приводит либо к анаклитической депрессии, либо– к маразму, то есть деградации психики, и смерти. Анаклитическая депрессия, описание: «…Однако во второй половине первого года жизни у некоторых из них возникала плаксивость, составлявшая явный контраст их прежнему жизнерадостному поведению. Спустя какое-то время плаксивость сменялась отстраненностью: дети лежали, вытянувшись в своих кроватках, отвернув лицо, отказываясь принимать участие в окружавшей их жизни. Когда мы подходили к ним, они, как правило, нас игнорировали, хотя некоторые с вопрошающим видом следили за нами. Если мы настаивали на контакте, возобновлялись плач и даже крики, независимо от того, мужчиной или женщиной являлся наблюдатель. Плаксивость, сменявшаяся безучастностью, продолжалась от двух до трех месяцев, в течение которых некоторые младенцы вместо того, чтобы набирать вес, начинали худеть. Этот поведенческий синдром сохранялся на протяжении примерно трех месяцев с нарастающими ухудшениями. Затем плач прекращался, сменяясь состоянием ступора. Теперь дети лежали или сидели с широко открытыми, лишенными выражения глазами, застывшим неподвижным лицом, глядя вдаль, словно в тумане, не замечая того, что происходило вокруг. Контакт с детьми, достигшими этой стадии, оказывался чрезвычайно затруднительным, а под конец и вовсе невозможным — в лучшем случае он снова вызывал крики».
«В какой-то момент между шестым и восьмым месяцами жизни все они лишались матери на период не менее трех месяцев. Разлука обусловливалась чисто внешними, административными причинами. До этого момента мать полностью заботилась о своем ребенке. Если разлука длится больше 5 месяцев, выздоровление не наступает – ребенок заболевает депрессией. Маразм (с греческого – «истощение, угасание») – почти полное прекращение психической деятельности человека, сопровождающееся общим истощением.
Коммуникация в других возрастах (по материалам книги «Психология человека от рождения до смерти» под редакцией А.А. Реана). С 4 месяцев ребенок различает высказывания взрослых по интонации. С шестого начинает различать также ритмику речи. С 8-9 месяцев ребенок может произносить звуки и целые слова по заданному взрослым образцу. И с конца первого года ребенок начинает овладевать языком. Сначала ребенок использует слова – предложения. Слово неотделимо от предмета или ситуации, используется только в конкретной ситуации или с указанием на предмет. Слова используются с искажением. («осё» вместо «хорошо», «ки-ки» - для обозначения и домашней кошки, и меховой шубы.). С 18 месяцев ребенок использует 2-3 словные предложения. К 2 годам его словарный запас достигает 250-300 слов.
Дети раннего возраста ориентированы прежде всего на взрослого. При этом они часто не могут даже узнать ребенка, с которым до этого 15 раз встречались и играли.
Раннее детство: (2-6 лет): Опыт общения ребенка со взрослыми является для ребенка главным источником оценочных действий, под влиянием которых у него формируется отношение к реальному миру, самому себе и к другим людям. Общение ребенка со взрослыми организует его индивидуальный опыт, выполняя три основные функции: 1. ребенок осознает и вербализует свой индивидуальный опыт;
2. ребенок получает возможность догадаться о способах решения различных проблем в своем индивидуальном опыте; 3. Ребенок получает возможность систематизировать и обобщать свой индивидуальный опыт. Опыт общения со взрослыми служит для ребенка средством сравнения себя с эталоном, к которому можно лишь стремиться. Чем младше ребенок, тем менее критично воспринимает он суждения взрослых. С 2-3 лет ребенок в обществе себе подобных занят в основном манипуляциями с предметами. Они могут иногда сотрудничать, но сопереживание практически отсутствует. Начиная с 4 лет личность ребенка в норме уже достаточно развита, чтобы выступать важным фактором регуляции отношений между детьми, формирования статуса ребенка в группе. Ориентируясь на личностные качества сверстника, дети начинают выбирать себе партнеров для совместной деятельности и общения. Факторы признания ребенка среди сверстников в дошкольном коллективе: 1. Успешность в индивидуальной и совместной деятельности; 2. Особенности личностного поведения ребенка; 3. Оценка его успешности взрослыми. С 5 лет главный повод для общения со сверстниками – это сюжетная игра, в которой происходит воспроизведение и усвоение конвенциональных ролей взрослых данной культуры и отработка навыков формального и неформального общения. Основным механизмом развития ребенка как субъекта деятельности и общения является подражание, которое постепенно приобретает форму идентификации – ребенок осуществляет моделирование поведения обобщенного общественного взрослого. В младшем школьном возрасте детей мотивирует общаться между собой учитель. Собственными мотивами детей выступают: потребность в игровом общении, положительные качества личности выбираемого, способность к конкретному виду деятельности, территориальная близость. Коллектив как значимое явление для школьника начинает складываться в 3-4 классе. В этом возрасте преобладающий интерес к взрослым (дающим похвалу, одобрение, пример поведения) сменяется интересом к сверстникам. Группа ровесников, объединение в регламентированные сообщества со своим тайным языком и кодексом выступают на первый план, дают чувство принадлежности и развивают идентичность. С 6 до 19 лет эмоциональный голод является значимым мотивом общения и деятельности. Потребность в принадлежности к группе, а также глубоким личным эмоциональным связям – дружбе и любви. Потребность в неформальном общении с родителями велика, но слабо удовлетворяется, отсюда замещающие фигуры сторонних взрослых – кумиров, тренеров, старших товарищей. В общении происходит развитие образа себя. Четыре источника – родители, учителя, одноклассники, близкие друзья, из которых наиболее значимым является поддержка родителей и признание одноклассников. Общение со сверстниками выполняет следующие функции: · Канал информации, которую не сообщают взрослые; · Отработка навыков социального взаимодействия; · Переживание эмоционального контакта с группой, чувства принадлежности, взаимной поддержки, солидарности.
В период ранней взрослости происходит стабилизация эмоциональной сферы и развитие направленности на практические ценности: профессионализм, стабильность, материальное благополучие. Основные формы самореализации личности – сексуальный партнер, супруг, родитель, профессионал и гражданин. Общение проходит в русле эмоциональной сонастройки и решения практических задач. Ведущий фактор развития – трудовая деятельность, главные задачи – профессиональное самоопределение и создание семьи.
Период поздней взрослости (40-60 лет) – самое благополучное время для обеспеченных жителей западных стран. У большинства граждан России отягощено проблемами дохода, интенсивным зарабатыванием денег.
Дальнейший текст взят из статьи Л. Г. Смородиновой-Щетининой «Особенности общения пожилых людей».[2]
«Общение в поздней взрослости по сравнению с другими возрастными периодами приобретает особую значимость. Наличие у человека выраженного социального интереса и включенность его в широкие социальные связи взаимосвязана не только с замедленными темпами старения, но и с физическим здоровьем. Общение пожилых людей, с одной стороны, является продолжением основных тенденций общения молодости, с другой — определяется успешностью адаптации к старости, т. е. удовлетворенностью настоящим. Если в течение жизни человек выработал зрелые контакты с окружающими, то и в старости он будет сохранять возможность удовлетворения потребности в эмоциональных контактах. Те, кто не умел достигать близости в общении в молодости или входил с окружающими в частые конфликты, вероятнее всего, будут страдать от недостатка общения и в поздней взрослости. В общении проявляет себя выраженная потребность сознавать свою значимость. Она может быть удовлетворена ощущениями того, что ты нужен семье, детям, внукам, возможностью служения другим людям своим профессиональным и жизненным опытом, а также сохранившимися способностями. Эта потребность в своем самом благородном варианте приобретает характер творческой потребности, потребности в самореализации. В поздней взрослости многие люди сообщают о возросшей эмоциональной связи с братьями и сестрами. В тяжелые минуты они часто поселяются вместе, утешают и поддерживают друг друга, ухаживают друг за другом во время болезни. В общении они оживляют общие воспоминания о детстве и юности – это дарит им радость, утешает в периоды потерь. Однако часто эти отношения эмоционально нестабильны, и для них характерны те же проблемы, что и для общения пожилых супругов. В силу обостренной чувствительности к проявлениям внимания и заботы в поздней взрослости может возрасти роль дружбы. Чувство покинутости, углубленное утратой многих социальных ролей, может быть компенсировано дружеским участием и вниманием. Повышенную болтливость стариков можно объяснить недостатком информационной нагрузки и социального общения. Последнее, однако, во многом удовлетворяется в дружбе. Дружеское общение подкреплено общностью интересов, социального положения, общей обращенностью в прошлое и сходностью уровня общения, что не всегда удается добиться в контактах с членами семьи. Дружба в старости может явиться полноценным эмоциональным отношением, возникшим либо в прошлой совместной деятельности, либо в течение длительного совместного проживания и укрепленным общим стилем совладания с тяготами старости, общностью судеб, сходным культурным уровнем.
…конфликтность в общении в поздней взрослости возрастает у тех людей, которые не были способны к зрелой интимности в предыдущие годы. У них же возможны дефицит общения, одиночество. У остальных проявляется тенденция углубления связи с окружающими, возникают чувство близости даже к незнакомым, стремление все больше оказывать помощь и поддержку. Брак начинает в большей степени, чем раньше, определять круг общения супругов, направленность их деятельности, служить источником утешения, поддержки и душевной близости. Супруги чаще оказывают помощь друг другу. При этом в выигрыше находятся оба партнера, потому что оба приобретают любовь, поддержку, статус, получают деньги и информацию».
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.012 с.) |