Патология объектных отношений: Неправильны отношения и недостаточные отношения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Патология объектных отношений: Неправильны отношения и недостаточные отношения



Само совершенство отношений между двумя существа­ми, столь точно настроенными друг на друга и связанными столь многими явными и неявными узами, влечет за собой возможность серьезного расстройства, если эта связь разла­дится. Для этого необязательно даже, чтобы произошел разлад между партнерами, вполне достаточно, чтобы один из партнеров — как правило, это мать — оказался не в ладах со своим окружением. Формирующее влияние матери неиз­бежно приводит к тому, что ее собственные проблемы отра­зятся на развитии ребенка, причем словно в увеличительном стекле.

Неправильные отношения:

а) первичное открытое отвержение;

б) первичное тревожное попустительство;

в) враждебность под маской тревоги;

г) колебание между баловством и враждебностью;

д) циклические смены настроения матери;

е) сознательно компенсированная враждебность.

Неправильные отношения приводят к различным психосоматическим болезненным реакциям детей (экзема, диспепсия, копрофагия, кома…)

 

Недостаточные отношения:

Разлука в возрасте 6-8 месяцев с матерью, с которой были установлены хорошие отношения приводит либо к анаклитической депрессии, либо– к маразму, то есть деградации психики, и смерти.

Анаклитическая депрессия, описание: «…Однако во второй половине первого года жизни у некоторых из них возникала плаксивость, составлявшая явный контраст их прежне­му жизнерадостному поведению. Спустя какое-то время плак­сивость сменялась отстраненностью: дети лежали, вытянувшись в своих кроватках, отвернув лицо, отказываясь принимать участие в окружавшей их жизни. Когда мы подходили к ним, они, как правило, нас игнорировали, хотя некоторые с вопро­шающим видом следили за нами. Если мы настаивали на кон­такте, возобновлялись плач и даже крики, независимо от того, мужчиной или женщиной являлся наблюдатель. Плаксивость, сменявшаяся безучастностью, продолжа­лась от двух до трех месяцев, в течение которых некоторые младенцы вместо того, чтобы набирать вес, начинали худеть. Этот поведенческий синдром сохранялся на протяжении примерно трех месяцев с нарастающими ухудшениями. Затем плач прекращался, сменяясь состоянием ступора. Теперь дети лежали или сидели с широко открытыми, лишенными выра­жения глазами, застывшим неподвижным лицом, глядя вдаль, словно в тумане, не замечая того, что происходило вокруг. Контакт с детьми, достигшими этой стадии, оказывался чрезвычайно затруднительным, а под конец и вовсе невозмож­ным — в лучшем случае он снова вызывал крики».

«В какой-то момент между шестым и восьмым месяцами жиз­ни все они лишались матери на период не менее трех ме­сяцев. Разлука обусловливалась чисто внешними, админи­стративными причинами. До этого момента мать полностью заботилась о своем ребенке. Если разлука длится больше 5 месяцев, выздоровление не наступает – ребенок заболевает депрессией.

Маразм (с греческого – «истощение, угасание») – почти полное прекращение психической деятельности человека, сопровождающееся общим истощением.

 

 

Коммуникация в других возрастах (по материалам книги «Психология человека от рождения до смерти» под редакцией А.А. Реана).

С 4 месяцев ребенок различает высказывания взрослых по интонации.

С шестого начинает различать также ритмику речи.

С 8-9 месяцев ребенок может произносить звуки и целые слова по заданному взрослым образцу.

И с конца первого года ребенок начинает овладевать языком. Сначала ребенок использует слова – предложения. Слово неотделимо от предмета или ситуации, используется только в конкретной ситуации или с указанием на предмет. Слова используются с искажением. («осё» вместо «хорошо», «ки-ки» - для обозначения и домашней кошки, и меховой шубы.).

С 18 месяцев ребенок использует 2-3 словные предложения.

К 2 годам его словарный запас достигает 250-300 слов.

 

Дети раннего возраста ориентированы прежде всего на взрослого. При этом они часто не могут даже узнать ребенка, с которым до этого 15 раз встречались и играли.

 

Раннее детство: (2-6 лет):

Опыт общения ребенка со взрослыми является для ребенка главным источником оценочных действий, под влиянием которых у него формируется отношение к реальному миру, самому себе и к другим людям. Общение ребенка со взрослыми организует его индивидуальный опыт, выполняя три основные функции:

1. ребенок осознает и вербализует свой индивидуальный опыт;

2. ребенок получает возможность догадаться о способах решения различных проблем в своем индивидуальном опыте;

3. Ребенок получает возможность систематизировать и обобщать свой индивидуальный опыт.

Опыт общения со взрослыми служит для ребенка средством сравнения себя с эталоном, к которому можно лишь стремиться.

Чем младше ребенок, тем менее критично воспринимает он суждения взрослых.
При общении со сверстниками важна возможность сравнивать себя с равными себе и обмениваться оценками. Благодаря этому ребенок получает возможность видеть себя глазами сверстников.

С 2-3 лет ребенок в обществе себе подобных занят в основном манипуляциями с предметами. Они могут иногда сотрудничать, но сопереживание практически отсутствует.

Начиная с 4 лет личность ребенка в норме уже достаточно развита, чтобы выступать важным фактором регуляции отношений между детьми, формирования статуса ребенка в группе. Ориентируясь на личностные качества сверстника, дети начинают выбирать себе партнеров для совместной деятельности и общения.

Факторы признания ребенка среди сверстников в дошкольном коллективе:

1. Успешность в индивидуальной и совместной деятельности;

2. Особенности личностного поведения ребенка;

3. Оценка его успешности взрослыми.

С 5 лет главный повод для общения со сверстниками – это сюжетная игра, в которой происходит воспроизведение и усвоение конвенциональных ролей взрослых данной культуры и отработка навыков формального и неформального общения.

Основным механизмом развития ребенка как субъекта деятельности и общения является подражание, которое постепенно приобретает форму идентификации – ребенок осуществляет моделирование поведения обобщенного общественного взрослого.

В младшем школьном возрасте детей мотивирует общаться между собой учитель. Собственными мотивами детей выступают: потребность в игровом общении, положительные качества личности выбираемого, способность к конкретному виду деятельности, территориальная близость.

Коллектив как значимое явление для школьника начинает складываться в 3-4 классе. В этом возрасте преобладающий интерес к взрослым (дающим похвалу, одобрение, пример поведения) сменяется интересом к сверстникам. Группа ровесников, объединение в регламентированные сообщества со своим тайным языком и кодексом выступают на первый план, дают чувство принадлежности и развивают идентичность.

С 6 до 19 лет эмоциональный голод является значимым мотивом общения и деятельности. Потребность в принадлежности к группе, а также глубоким личным эмоциональным связям – дружбе и любви. Потребность в неформальном общении с родителями велика, но слабо удовлетворяется, отсюда замещающие фигуры сторонних взрослых – кумиров, тренеров, старших товарищей.

В общении происходит развитие образа себя. Четыре источника – родители, учителя, одноклассники, близкие друзья, из которых наиболее значимым является поддержка родителей и признание одноклассников.

Общение со сверстниками выполняет следующие функции:

· Канал информации, которую не сообщают взрослые;

· Отработка навыков социального взаимодействия;

· Переживание эмоционального контакта с группой, чувства принадлежности, взаимной поддержки, солидарности.

 

В период ранней взрослости происходит стабилизация эмоциональной сферы и развитие направленности на практические ценности: профессионализм, стабильность, материальное благополучие. Основные формы самореализации личности – сексуальный партнер, супруг, родитель, профессионал и гражданин. Общение проходит в русле эмоциональной сонастройки и решения практических задач. Ведущий фактор развития – трудовая деятельность, главные задачи – профессиональное самоопределение и создание семьи.

 

Период поздней взрослости (40-60 лет) – самое благополучное время для обеспеченных жителей западных стран. У большинства граждан России отягощено проблемами дохода, интенсивным зарабатыванием денег.

 

Дальнейший текст взят из статьи Л. Г. Смородиновой-Щетининой «Особенности общения пожилых людей».[2]

 

«Общение в поздней взрослости по сравнению с другими возрастными периодами приобретает особую значимость. Наличие у человека выраженного социального интереса и включенность его в широкие социальные связи взаимосвязана не только с замедленными темпами старения, но и с физическим здоровьем.

Общение пожилых людей, с одной стороны, является продолжением основных тенденций общения молодости, с другой — определяется успешностью адаптации к старости, т. е. удовлетворенностью настоящим. Если в течение жизни человек выработал зрелые контакты с окружающими, то и в старости он будет сохранять возможность удовлетворения потребности в эмоциональных контактах. Те, кто не умел достигать близости в общении в молодости или входил с окружающими в частые конфликты, вероятнее всего, будут страдать от недостатка общения и в поздней взрослости.

В общении проявляет себя выраженная потребность сознавать свою значимость. Она может быть удовлетворена ощущениями того, что ты нужен семье, детям, внукам, возможностью служения другим людям своим профессиональным и жизненным опытом, а также сохранившимися способностями. Эта потребность в своем самом благородном варианте приобретает характер творческой потребности, потребности в самореализации. В поздней взрослости многие люди сообщают о возросшей эмоциональной связи с братьями и сестрами. В тяжелые минуты они часто поселяются вместе, утешают и поддерживают друг друга, ухаживают друг за другом во время болезни. В общении они оживляют общие воспоминания о детстве и юности – это дарит им радость, утешает в периоды потерь. Однако часто эти отношения эмоционально нестабильны, и для них характерны те же проблемы, что и для общения пожилых супругов. В силу обостренной чувствительности к проявлениям внимания и заботы в поздней взрослости может возрасти роль дружбы. Чувство покинутости, углубленное утратой многих социальных ролей, может быть компенсировано дружеским участием и вниманием. Повышенную болтливость стариков можно объяснить недостатком информационной нагрузки и социального общения. Последнее, однако, во многом удовлетворяется в дружбе. Дружеское общение подкреплено общностью интересов, социального положения, общей обращенностью в прошлое и сходностью уровня общения, что не всегда удается добиться в контактах с членами семьи. Дружба в старости может явиться полноценным эмоциональным отношением, возникшим либо в прошлой совместной деятельности, либо в течение длительного совместного проживания и укрепленным общим стилем совладания с тяготами старости, общностью судеб, сходным культурным уровнем.

…конфликтность в общении в поздней взрослости возрастает у тех людей, которые не были способны к зрелой интимности в предыдущие годы. У них же возможны дефицит общения, одиночество. У остальных проявляется тенденция углубления связи с окружающими, возникают чувство близости даже к незнакомым, стремление все больше оказывать помощь и поддержку.

Брак начинает в большей степени, чем раньше, определять круг общения супругов, направленность их деятельности, служить источником утешения, поддержки и душевной близости. Супруги чаще оказывают помощь друг другу. При этом в выигрыше находятся оба партнера, потому что оба приобретают любовь, поддержку, статус, получают деньги и информацию».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.012 с.)