Характеристика типов рыночных структур 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика типов рыночных структур



Особый интерес в экономике отраслевых рынков привлекают активные (доминирующие) фирмы. Характерные черты построения их поведения на отраслевых рынках определяют условия либо конкурентного окружения, либо монополизации рынка. В современной экономике встречаются разнообразные типы отраслевых рыночных структур – конкурентные и неконкурентные. Особое внимание уделяется монополизированным рынкам и олигополиям, в которых фирмы оказывают существенное влияние на изменение рыночной конъюнктуры.

Среди наиболее распространенных типов рыночных структур выделяют совершенную конкуренцию, монополию, монополисти­ческую конкуренцию и олигополию. В таблице 1 приведены сравнительные характеристики четырех основных типов рыночных структур по параметрам структуры рынка. В ней отражается взаимосвязь между фундаментальными предпосылками моделей и характеристиками рыночных структур.

Однако, следует отметить, что в современной экономике монополии и рынок совершенной конкуренции практически не существуют. Рынок совершенной конкуренции – это идеальная модель, на этом рынке нет дифференциации продуктов, то есть продавцы торгуют одинаковым товаром по одинаковой цене, что в действительности почти не встречается, так как практически каждый производитель сегодня пытается наделить свой товар особенными качествами, чтобы продать его подороже, чем конкуренты. Исключением может быть рынок некоторых сельхозпродуктов (например зерна). Что касается монополий, то еще в начале 20 века, после мирового экономического кризиса, с ними начали бороться, т.е. крупные фирмы стали дробить, появились антимонопольные комитеты. Это связано с тем, что фирма-монополист для увеличения прибыли может увеличить либо объем выпускаемой продукции, либо цену, причем что-то только одно из двух. Увеличивать объем выпуска монополисту не выгодно - вырастут затраты, поэтому он будет увеличивать цену получая сверхприбыль, так как конкурентов в отрасли у него нет. На сегодняшний день монополии в чистом виде исчезли совсем. На отраслевых рынках работают только так называемые - естественные монополии (РЖД, водоканал и т.д.). Это крупные предприятия, инфраструктура которых имеет расширенный сетевой характер (провода, трубы, рельсы). Увеличение цен на продукцию этих предприятий отчасти регулирует государство, поэтому в чистом виде они не могут считаться монополиями.

 

 

Таблица 1- Характеристика основных рыночных структур

Критерии, определяющие структуру рынка

Совершенная конкуренция

Монополия Монополистическая конкуренция Олигополия
Степень влияния продавцов на установление рыночной цены

Продавцы не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены

Цену устанавливает продавец   Продавцы оказывают влияние на установление рыночной цены   Продавцы имеют возможность воздействовать на установление рыночной цены

Наличие стратегического взаимодействия продавцов на рынке

Нет стратегического взаимодей-ствия продавцов на рынке   Не предполагается стратегическое взаимодействие одного продавца на рынке Нет стратегического взаимодействия продавцов на рынке   Существует стратегическое взаимодействие продавцов на рынке  

Условия входа на рынок

Вход свободен   Вход полностью блокирован   Вход свободен   Вход может быть блокирован или свободен

Степень влияния покупателей на установление рыночной цены

Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены Покупатели не оказывают ни­какого влияния на установление рыночной цены

Параметры структуры рынка

Совершенная конкуренция   Монополия   Монополистическая конкуренция Олигополия  

Численность покупателей на рынке и их дифференциация по объему покупки

Большое число покупателей, объем покупок каждого из которых мал по отношению к размеру рынка Большое число покупателей, объем покупок каждого из которых мал по отношению к размеру рынка Большое число покупателей, объем покупок каждого из которых мал по отношению к размеру рынка Большое число покупателей, объем покупок каждого из которых мал по отношению к размеру рынка

Численность продавцов на рынке и их дифференциация по объему продаж

Большое число продавцов, объем продаж каждого из которых мал по отношению к размеру рынка   Один продавец на рынке   Большое число продавцов, объем продаж каждого из которых мал по отношению к размеру рынка   Несколько про­давцов на рынке, объем продаж каждого из которых достаточно велик по отношению к размеру рынка

Характеристика товара

Продукты различных продавцов однородны   Не существует близких продуктов – заменителей товара   Продукты различ­ных продавцов неоднород-ны (дифференциация продукта) Продукты различных продавцов могут быть однородны и неоднородны

Барьеры входа на рынок

Барьеры входа не существуют   Технологические или другие барьеры полностью блокируют вход Барьеры входа не существуют   Технологические или другие барьеры входа возможны, но не обязательны
           

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.004 с.)