Подходы к изучению организации отраслевых рынков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подходы к изучению организации отраслевых рынков



Подходы к изучению организации отраслевых рынков изначально связывают  с работами А. Смита и А. Маршалла, посвященными классическому подходу к теории фирмы и рынка совершенной конкуренции. Далее в XIX в. О. Курно и Ж. Бертран исследовали рыночные равновесия, включая выработку дуополиями стратегий по определению эффективного объема производства. При этом работы О. Курно направлены на принятие решений в области объема производства, а работы Ж. Бертрана ориентированы на цену.

В начале ХХ в. сформировались основные подходы к анализу организации отраслевых рынков: гарвардская школа и чикагская школа. Первый подход можно назвать системным подходом (с точки зрения парадигмы, получившей название «структура – поведение – результат»). Второй подход базируется на использовании моделей микроэкономики и теории ценообразования.

Гарвардская парадигма была разработана профессорами Гарвардского университета Э. Мэйсоном и Д. Бэйном в 1930-50-е гг. В центре данного подхода выделяются три основных элемента. В упрощенном виде это выглядит следующим образом: структура некоторого рынка (например, олигополия) определяет тип рыночного поведения вовлеченных в нее рыночных агентов (например, ценовой сговор предприятий), что, в свою очередь, определяет результаты функционирования рынка и предприятия (например, высокий уровень прибыльности) (рис. 1).

Структура рынка Поведение фирмы Результативность рынка

Рис.1. Базовая парадигма экономики отраслевых рынков

«структура – поведение – результат»

Позднее стал использоваться более сложный вариант предложенной парадигмы, вариант с обратными связями, в котором присутствует еще один важный элемент – государство. Государственные органы могут непосредственно воздействовать на результативность отраслевого рынка и его структуру. Но при этом вмешательство государства не допустимо, если отраслевые рынки самостоятельно осуществляют эффективную деятельность.

Результативность функционирования отраслевых рынков значительно зависит от поведения продавцов и покупателей. Поведение продавцов и покупателей в свою очередь, зависит от сложившейся структуры соответствующих отраслевых рынков: количества продавцов и покупателей, наличия  барьеров для входа на отраслевой рынок новых производителей, степени дифференциации продукта, развитости  рыночной инфраструктуры.

Представители Чикагской школы характеризуют отраслевой рынок с позиций микроэкономики. Развитие этого подхода связано с достижениями в области теории ценообразования, с одной стороны, и с доступностью статистической информации на более детальном микроэкономическом уровне – с другой.

Исследование экономики отраслевых рынков основано главным образом на теоретической базе микроэкономики, посредством методов которой определяется конкурентоспособность фирмы на рынке. Кроме этого данной дисциплиной используются методы маркетинга и менеджмента, позволяющие определить место фирмы на рынке и возможности привлечения новых покупателей  (рис. 2).

ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА

Маркетинга Конкуренции Менеджмента
Где и как применять стимулирование сбыта Как реагировать на действия конкурентов Как завоевать достойное место на рынке

 

Рис. 2. Теоретический фундамент экономики отраслевых рынков

 

В современных исследованиях в области экономики отраслевых рынков получили существенное развитие три направления исследований:  применение теоретико-игровых моделей в анализе олигополистических рынков; использование теории трансакционных издержек; разработка теории состязательных рынков.

Анализ структуры рынков. Динамика рынка



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.004 с.)