Подходы к определению границ отраслевого рынка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подходы к определению границ отраслевого рынка



Рынок – базовое понятие теории организации отраслевых рынков, так как именно на рынке  фирмы взаимодействуют друг с другом. Один из важных вопросов в теории отраслевых рынков – вопрос о соотношении рынка и отрасли.

Рынок – это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, устанавливающимся на основании взаимодействия спроса и предложения в результате конкуренции.

Отраслью является совокупность предприятий, производящих близкие продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии. Различия между рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль – характером используемых технологий. Следовательно, согласно теории отраслевой организации рынок анализируется с точки зрения спроса, а отрасль рассматривается с позиции предложения товаров и услуг на рынке.

Очень важно выделить границы рынка и, на первый взгляд, это сделать нетрудно, но в практической деятельности это сделать достаточно сложно. Определение границ рынка имеет огромное значение в работе антимонопольных комитетов многих стран. Следует выделять несколько типов границ рынка:

продуктовые границы, отражающие способность товаров заменять друг друга в потреблении;

временные границы,позволяющие проводить сравнительный анализ развития рынков во времени;

локальные границы, ограничивающие рассматриваемые рынки в рамках какой-либо территории.

Рынок включает однородный товар и его заменители до тех пор, пока не будет найден резкий разрыв в цепи товарных субститутов. Степень замещения характеризуется показателем перекрестной ценовой эластичности спроса (Восприимчивость потребителя на изменение цены, т.е. как изменится спрос на товар А при изменении цены на товар В на 1%). Как только перекрестная эластичность становится меньше определенной заданной величины, можно говорить о разрыве в цепи товарных субститутов, а значит, и о границе рынка. Различные значения перекрестной ценовой эластичности задают разные масштабы рынка.

 

Анализ барьеров входа-выхода фирм на рынок в структуре

Отраслевого рынка

Большое влияние на функционирование фирм и на сам рынок оказывает свобода входа и выхода с отраслевого рынка. На разных отраслевых рынках высота и длительность действия барьеров входа-выхода различаются. Сложность, а иногда даже невозможность входа в определенный рынок или проникновения в определенную отрасль зависит от соответствующих барьеров.

Впервые понятие «барьеры входа» дал Джо Бэйн в 1956 г., определяя их как барьеры, позволяющие действующим фирмам получать сверхприбыль, не опасаясь входа конкурентов. В современной литературе под барьерами входа понимают: факторы объективного или субъективного характера, которые препятствуют новым фирмам организовывать прибыльное производство в отрасли. Дж. Бэйн выделял четыре типа отраслей по высоте и эффективности барьеров входа. Его классификация стала общепринятой в теории организации отраслевых рынков (рис. 5):

– рынки со свободным входом: уже действующие на рынке фирмы не обладают никакими преимуществами по сравнению с потенциальными конкурентами. Здесь обеспечивается полная мобильность ресурсов, цена в отрасли устанавливается на уровне предельных издержек;

– рынки с неэффективными барьерами входа: фирмы, действующие в отрасли, могут с помощью различных методов ценовой и неценовой политики препятствовать входу фирм-аутсайдеров, однако такая политика не будет для них предпочтительнее политики получения прибыли в краткосрочном периоде;

– рынки с эффективными барьерами входа: возможность препятствовать входу новых фирм сочетается с предпочтительностью такого рода политики для фирм, действующих в отрасли;

– рынки с блокированным входом: вход новых фирм на рынок полностью блокирован старыми фирмами и в краткосрочном, и в долгосрочном периодах.

Рис. 5. Классификация отраслевых барьеров

Барьеры входа могут быть стратегическими и не стратегическими.

Стратегические (субъективные) барьеры создаются сознательно деятельностью доминирующих фирм, которые пытаются предотвратить проникновение новых фирм-конкурентов в отрасль, при этом при выборе стратегии фирмы во внимание принимается ответное действие рыночных участников. На установление стратегических барьеров могут влиять следующие факторы:

1) лимитирующее ценообразование. Фирмы, уже действующие в отрасли, зная совокупный спрос и предложение, могут назначить цену, позволяющую предотвратить нежелательное появление на рынке новых конкурентов. Чтобы ценообразование, ограничивающее вход, было эффективным, фирма должна оценить точно издержки своего производства и потенциального конкурента, а также условия спроса. Если фирма переоценит издержки и назначит слишком высокую цену, вход будет предотвращен, но фирма не дополучит какую-то часть прибыли. Если она недооценит издержки и назначит слишком низкую цену, проникновение новых фирм не будет предотвращено.

2) высокая степень дифференциации продукта. Старая фирма для предотвращения входа новых фирм может заполнить рынок значительным количеством товаров субститутов и конкурентам будет трудно найти свою нишу среди изобилия товарных марок;

3) долгосрочные контракты с поставщиками и покупателями. Новой фирме будет сложно найти поставщиков ресурса либо рынок сбыта, если подобные контракты существуют в отрасли;

4) дополнительные инвестиции в оборудование (необходимость у входящей фирмы). Если старая фирма обладает избыточными производственными мощностями, то при первой же угрозе входа новой фирмы может увеличить выпуск до уровня, ограничивающего вход, а новая фирма потеряет величину необратимых издержек;

5) необходимость значительных расходов на рекламу. Рекламные расходы увеличивают минимальный выпуск в отрасли, необходимый для организации эффективного производства, и понижают ее ожидаемую прибыль.

Нестратегические (объективные) барьеры, создаются фундаментальными условиями отрасли, факторами объективного характера и по большей части независимые от деятельности фирмы или слабо поддающиеся ее воздействию. К ним относятся:

1) eмкость отраслевого рынка. Емкость рынка – это совокупный платежеспособный спрос покупателей; возможный годовой объем продаж определенного вида товара при сложившемся среднем уровне цен. Емкость рынка зависит от степени освоения данного рынка, эластичности спроса, от изменения экономической конъюнктуры, уровня цен, качества товара и затрат на рекламу. Емкость рынка характеризуется размерами спроса населения и величиной товарного предложения.

2) барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок. Среди капитальных затрат следует выделить затраты на освоение выпуска данного товара потенциальными поставщиками, стоимость нового строительства или реконструкции и технического перевооружения действующих мощностей, расходы на НИОКР. Чем более конкурентным является рынок капитала, тем легче получить кредит, тем меньше барьеров для входа на товарный рынок.

3) барьеры, основанные на преимуществе в уровне затрат. Абсолютные преимущества достигаются за счет того, что старые фирмы имеют доступ к более дешевым и более качественным источникам ресурсов, или за счет использования их прошлых инноваций. Относительные преимущества возникают за счет производства уже функционирующими в отрасли фирмами большего объема выпуска, нежели может освоить потенциальный конкурент. Являются следствием возрастающей отдачи от масштаба.

4) административные барьеры. Создаются органами государственной власти на всех уровнях. К ним относятся: лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование, усложненный порядок регистрации, наличие неформальных отношений между органами власти и предприятиями, экологические нормы и т.п.

5) состояние инфраструктуры рынка. Хорошее состояние инфраструктуры ведет к сокращению барьеров входа.

6) криминализация экономики.

При анализе рыночных барьеров принимают во внимание как барьеры входа в рынок, так и барьеры выхода из него, между которыми существует тесная взаимосвязь.

Барьеры выхода – факторы объективного или субъективного характера, которые препятствуют фирме без существенных потерь выйти из отрасли. Барьеры выхода создают высокие инвестиционные издержки в долгосрочные или специфические активы фирмы. Примером отрасли с большим объемом невозвратных капитальных затрат является железнодорожный транспорт. Даже при наличии убытков железнодорожные компании очень медленно уходят из отрасли.

Осложнить выход фирмы из отрасли могут несовершенство законодательной системы и неразвитость рыночных отношений.

 

Поглощения и слияния фирм

На рынке продаются не только ресурсы, товары и услуги, на рынке также реализуются и фирмы через процессы слияния и поглощения фирм. Чистая теория слияний исходит из того, что руководство активной фирмы эффективно использует собственные ресурсы и так же эффективно планирует их использование на приобретенном предприятии. Приобретения могут осуществляться в виде групп сделок:

1) согласованное слияние – когда фирма А приобретает фирму Б на условиях, которые рекомендованы руководством фирмы Б держателям ее акций;

2) оспариваемые поглощения – обычно реализуются при помощи предложения о покупке акций фирмой А, непосредственно у их держателей, минуя руководство данной компании;

3) отторжение – когда фирма А продает фирме Б одно из своих подразделений;

4) выкуп управляющими – этот вид сделки схож с предыдущей, за исключением того, что филиал продается не другой фирме, а его управляющим.

С точки зрения рынков, к которым принадлежат фирмы-участницы, слияние классифицируется на следующие виды:

- горизонтальные слияния, когда обе фирмы действуют на одном и том же продуктовом рынке;

- вертикальные слияния происходят тогда, когда фирма приобретает или фирму-поставщика, или фирму-покупателя.

- конгломеративные слияния происходят в случае, когда между двумя сливающимися фирмами нет ни горизонтальной, ни вертикальной связи.

Мотивами слияний могут служить: предположение об усилении рыночной власти фирмы, т.к. после слияния увеличится степень рыночной концентрации, и это даст объединенной фирме большую рыночную власть; стремление к сокращению рекламных и других расходов на стимулирование сбыта; расчет на выигрыш от синергии, недоступный в другом случае, например реализация экономии масштаба.

Слияния фирм приводят к явным выгодам от таких действий:

1) слияние позволяет приобрести специфический ресурс в виде организованного производителя, имеющего собственный механизм комбинации ресурсов;

2) при слиянии автоматически увеличивается доля фирмы на рынке;

3) слияние позволяет обойти барьеры входа на рынок, так как приобретенная фирма – уже участник данного рынка;

4) слияние резко уменьшает временной лаг начала бизнеса, поскольку для реализации инвестиционной программы требуется значительное время;

5) степень риска организации бизнеса на купленном предприятии и на проверенном рынке значительно ниже, чем при реализации собственной инвестиционной программы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.019 с.)