Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лингвистическое обеспечение ИС
Лингвистическое обеспечение (ЛО) – это совокупность научно-технических терминов и других языковых средств, используемых в ИС, а также правил формализации естественного языка, включающих методы сжатия и раскрытия текстовой информации для повышения эффективности автоматизированной обработки информации. Именно этот вид обеспечения ИС «отвечает» за эргономичность интерфейса пользователя с ИС. Обычно языковые средства ЛО включают: 1) традиционные языки – естественные, математические, алгоритмические, языки моделирования; 2) языки диалога с компьютером: · информационно-поисковые (языки запросов и отчетов, реализующие человеко-машинное взаимодействие); · языки СУБД (специальные языки определения и управления данными, обеспечивающие адекватность внутреннего представления и согласование внутреннего и внешнего представлений); · языки операционных средств; · входные языки ППП.
Организационное обеспечение ИС Организационное обеспечение (ОО) – это совокупность методов и средств управления производством в условиях внедрения ИС. Целью ОО является: выбор и постановка задач управления; анализ системы управления и путей ее совершенствования; разработка решений по организации взаимодействия ИС и персонала; внедрение задач управления. Для реализации цели ОО включает: 1) важнейшие методические материалы, регламентирующие процесс создания и функционирования системы (общеотраслевые руководящие методические материалы по созданию ИС, типовые проектные решения) 2) совокупность средств, необходимых для эффективного проектирования и функционирования ИС (комплексы задач управления, включая типовые ППП) 3) техническую документацию, получаемую в процессе обследования, проектирования и внедрения системы (технико-экономическое обоснование, техническое задание) 4) организационно-штатное расписание, определяющее, в частности, состав специалистов по функциональным подсистемам управления.
Правовое обеспечение ИС Правовое обеспечение (ПрО) – это совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование ИС, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации. Главной целью правового обеспечения является укрепление законности.
В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти. В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой ИС, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы. Правовое обеспечение включает: 1) на этапах разработки ИС - нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора; 2) на этапах функционирования ИС - статус ИС; права, обязанности и ответственность персонала; правовые положения отдельных видов процесса управления; порядок создания и использования информации и др.
Кадровое обеспечение ИС Это совокупность методов и средств по организации и проведению обучения персонала приемам работы с ИС. Целью кадрового обеспечения является поддержание работоспособности ИС и возможности дальнейшего ее развития. Кадровое обеспечение включает методики обучения, программы курсов и практических занятий, технические средства обучения и правила работы с ними и т.д. Технологическое обеспечение ИС Технологическое обеспечение ИС соответствует разделению ИС на подсистемы по технологическим этапам обработки различных видов информации: 1) первичной информации (этапы технологического процесса сбора, передачи, накопления, хранения, обработки первичной информации, получения и выдачи результатной информации); 2) организационно-распорядительной документации (этапы получения входящей документации, передачи на исполнение, этапы формирования и хранения дел, составления и размножения внутренних документов и отчетов); 3) технологической документации и чертежей (этапы ввода в систему и актуализации шаблонов изделий, ввода исходных данных и формирования проектной документации для новых видов изделий, актуализации банка ГОСТов, технических условий, нормативных данных, подготовки и выдачи технологической документации по новым видам изделий);
4) баз данных и знаний (этапы формирования баз данных и знаний, ввода и обработки запросов на поиск решения, выдачи варианта решения и объяснения к нему); 5) научно-технической информации, ГОСТов и технических условий, правовых документов и дел (этапы формирования поисковых образов документов, формирования информационного фонда, ведения тезауруса справочника ключевых слов и их кодов, кодирования запроса на поиск, выполнения поиска и выдачи документа). Классификация ИС по структурированности задач Задачи управления по степени сложности и возможности автоматизации делятся на три группы: · структурированные - для них можно задать алгоритм решения, известны входные и выходные параметры. Подобные задачи персоналу приходится решать многократно, они носят рутинный характер (например, упомянутая задача составления делового письма) и их решение можно полностью автоматизировать, т.е. свести роль человека практически к нулю.
· неструктурированные задачи – для них либо невозможно создать алгоритм, либо это сопряжено с большими сложностями. Возможности автоматизации здесь практически отсутствуют, и на практике для их решения человек использует собственный опыт и интуицию.
· частично структурированные задачи - для их решения применяются как алгоритмы решения, так и эвристические методы, основанные на опыте и интуиции профессионалов высокого уровня. Такие задачи можно и целесообразно автоматизировать.
В соответствии с рассмотренными группами задач управления выделяют классы ИС: ИС, создающие управленческие отчеты применяются для структурированных задач и ориентированы на стандартные процедуры обработки данных - поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию, группирование и т.д. Используя данные, которые они формируют, человек принимает управленческое решение ИС, разрабатывающие возможные альтернативы решений, ориентированы на частично структурированные задачи. Они генерируют множество решений, предлагаемых человеку, а принятие им решения сводится к выбору одной из альтернатив. Данные ИС делятся на два вида: 1) модельные - предоставляют пользователю различные модели (математические, статистические, финансовые и т.д.), использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Пользователь может получить недостающую информацию путем диалога с моделью в процессе ее исследования. 2) экспертные - обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив за счет создания систем, связанных с обработкой знаний. Классификация ИС по выполняемым функциям В практике современных предприятий типовыми видами деятельности являются: 1) производственная - связана с выпуском готовой продукции и включает внедрение в технологический процесс последних научно-технических достижений, а также материально-техническое снабжение производства требуемыми ресурсами и технологиями; 2) маркетинговая - анализ рынка производителей и потребителей готовой продукции, анализ продаж, организация рекламной кампании по продвижению продукции; 3) финансовая - организация контроля и анализа финансовых ресурсов на основе бухгалтерской, статистической, оперативной информации; 4) кадровая - направлена на подбор персонала и расстановку необходимых специалистов, а также на ведение служебной документации по различным аспектам.
В соответствии с видами деятельности предприятия определяются одноименные классы ИС. Производственные ИС осуществляют планирование объемов работ и разработку календарных планов, оперативный контроль и управление производством, анализ работы оборудования, участие в формировании заказов поставщикам Маркетинговые ИС исследуют рынок, прогнозируют и управляют продажами, вырабатывают рекомендации по производству новой продукции, анализируют и устанавливают цены, учитывают заказы, выполняют бухгалтерский учет. Финансовые ИС управляют портфелем заказов, кредитной политикой; разрабатывают финансовый план; выполняют финансовый анализ и прогнозирование; контролируют бюджет; осуществляют бухучет и расчет зарплаты. Кадровые ИС анализируют и прогнозируют потребности в трудовых ресурсах; ведут архивы записей о персонале; планируют подготовку и переподготовку кадров. Помимо названных классов введен класс прочих ИС (например, для руководства). Они контролируют деятельность предприятия; выявляют оперативные проблемы; анализируют управленческие и стратегические ситуации; обеспечивают процесс выработки стратегических решений.
Классификация ИС по уровням управления Процессы управления, осуществляемые в СУ, в зависимости от решаемых задач делятся на уровни: 1) организационно-экономическое управление - позволяет достичь оптимального значения показателей цели производства. Это стратегический (высший) уровень, который реализуется персоналом, представляющим высшее руководство производства.
2) организационно-технологическое управление - оперирует средствами реализации технологического процесса для их оптимального использования. Это функциональный, или тактический (средний), уровень управления, реализуемый персоналом среднего звена.
3) управление технологическими процессами - обеспечивает непосредственное выполнение технологического процесса путем решения многократно и часто повторяющихся задач и операций, а также быстрое реагирование на изменения в ОУ. Реализуется персоналом нижнего звена. Это операционный (оперативный), нижний уровень.
В соответствии с уровнями управления различают ИС оперативного, тактического и стратегического классов.
ИС оперативного уровня поддерживает специалистов, связанных с производственным процессом, обрабатывая данные о событиях, происходящих в ОУ. Ее назначение – отвечать на запросы о текущем состоянии производства. Задачи, цели и источники информации на оперативном уровне заранее определены и в высокой степени структурированы. Такие системы - основной поставщик информации для базы данных и остальных типов ИС, т.к. содержат и оперативные, и архивные данные. ИС тактического уровня выполняют среднесрочное планирование, анализ и организацию работ в течение нескольких недель (месяцев), например анализ и планирование поставок, сбыта, составление производственных программ. Для данного класса задач характерны регламентированность (периодическая повторяемость) формирования результирующих документов и четко определенный алгоритм решения задач, использующий данные из базы данных ИС оперативного уровня. Пользователями таких ИС уровня являются как специалисты, связанные с технологическим процессом, так и менеджеры среднего звена. В этом классе ИС можно выделить следующие группы: 1) офисной автоматизации (или автоматизации делопроизводства). Вследствие своей простоты и многопрофильности они активно используются на любом уровне управления. Основная цель – повышение эффективности работы и упрощение канцелярского труда. Такие системы связывают воедино работников информационной сферы в разных регионах и помогают поддерживать связь с другими юридическими и физическими лицами за счет выполнения следующих функций: обработки текстов на компьютерах с помощью различных текстовых процессоров и т.д. 2) управленческие. Обслуживают менеджеров, которые нуждаются в ежедневной, еженедельной информации о состоянии дел на производстве. Основное их назначение состоит в отслеживании ежедневных операций и в периодическом формировании строго структурированных сводных типовых отчетов; 3) системы поддержки принятия решений. Обслуживают задачи, результаты которых трудно спрогнозировать заранее. Они имеют мощный аналитический аппарат с несколькими моделями и используют методы статистического анализа и прогнозирования, моделирования данных и бизнес-процессов, имитационного моделирования. Данные получают из управленческих и оперативных ИС. Используют эти системы все, кому необходимо принимать решение: менеджеры, специалисты, аналитики и т.д. ИС стратегического уровня предназначены для оказания помощи высшему руководству предприятия в процессе поддержки принятия стратегических решений. Эти ИС учитывают долгосрочные изменения, происходящие в окружающей среде и деловом окружении предприятия, интегрируют в себе знания и данные всех ИС предприятия и строятся, как правило, на базе систем искусственного интеллекта. Их назначение - приводить в соответствие изменения в условиях эксплуатации с существующей организационной возможностью.
Классификация ИС по масштабу применения
По масштабу применения ИС делятся на однопользовательские, групповые и корпоративные. Однопользовательские (одиночные или настольные) ИС предназначены для использования на одном рабочем месте - это автоматизированные рабочие места (АРМы). Такая ИС реализуется на автономном компьютере и может содержать несколько простых приложений, связанных общим информационным фондом. Она рассчитана на работу одного пользователя или группы пользователей, разделяющих по времени одно рабочее место. Групповые (офисные) ИСпредназначены для автоматизации деятельности в рабочей группе и чаще всего строятся на базе АРМов и локальной компьютерной сети. Представляют специализированные решения для различных участников группы. Корпоративные ИС (КИС) предназначены для автоматизации деятельности предприятия, являются развитием систем для рабочих групп и могут поддерживать территориально разрозненные подразделения или сети. В основном они имеют иерархическую структуру из нескольких уровней. Для таких систем характерна архитектура клиент-сервер со специализацией серверов или многоуровневая архитектура. Требования, предъявляемые к современным КИС: 1) централизация данных в единой базе; 2) близкий к реальному времени режим работы; 3) сохранение общей модели управления для предприятий разных отраслей; 4) поддержка территориально-распределенных структур; 5) работа на широком круге аппаратно-программных платформ и СУБД; 6) надежность функционирования и сохранность данных
Классификация ИС по характеру использования информации В зависимости от характера использования информации выделяют информационно-поисковые и информационно-решающие ИС. Информационно-поисковые ИС (ИПС) производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Содержательная обработка данных отсутствует. Конечные пользователи, как правило, имеют доступ к хранимым данным только "по чтению" и используют ИС для поиска ответов на вопросы. Доступ по модификации данных имеет администратор. ИПС делятся на два типа: 1) в документальных системах объектом хранения и обработки информации являются собственно документы. В таких ИПС все хранимые документы индексируются некоторым специальным образом: каждому присваивается индивидуальный код, составляющий поисковый образ документа - ПОД. Поиск идет не по самим документам, а по их ПОДам, которые содержат информацию (адрес) о местонахождении документа. Различия документографических ИПС определяются тем, как устроен ПОД. Возможен случай, когда ПОД соответствует нескольким различным документам и, наоборот, один и тот же документ соответствует не одному, а нескольким ПОДам; 2) в фактографической ИПС главным объектом являются структурированные данные, представляющие многосторонний интерес. В ИПС такого типа хранятся не документы, а факты, относящиеся к какой-либо предметной области и извлеченные из различных документов. В базе данных они связываются между собой системой разнообразных отношений. Запросы, поступающие в фактографические ИПС, после обработки выдают в качестве отклика системы не ссылки на документы, а собственно фактические данные; Информационно-решающие ИС осуществляют все операции преобразования информации по определенному алгоритму. Действия конечных пользователей таких систем приводят к модификации информации.
Определение жизненного цикла (ЖЦ) ИС. Стадии ЖЦ Совокупность стадий и этапов, которые проходит ИС в своем развитии от момента принятия решения о создании системы до момента прекращения функционирования системы, называется жизненным циклом (ЖЦ) ИС. Суть содержания ЖЦ ИС в различных подходах одинакова и сводится к следующим стадиям: 1. C истемный анализ (предпроектная стадия). Выполняется исследование и анализ существующей ИС, определяются требования к создаваемой ИС, оформляются технико-экономическое обоснование и техническое задание на разработку ИС. 2. Проектирование (техническое проектирование, логическое проектирование). Разрабатывается в соответствии со сформулированными требованиями состав автоматизируемых функций (функциональная архитектура) и состав обеспечивающих подсистем (системная архитектура), оформляется технический проект ИС. 3. Реализация (рабочее проектирование, физическое проектирование, программирование). Разрабатываются и настраиваются программы, наполняется данными база данных, создаются рабочие инструкции для персонала, оформляется рабочий проект. 4. Внедрение (тестирование, опытная эксплуатация). Выполняется комплексная отладка подсистем ИС, обучается персонал, поэтапно внедряется ИС в эксплуатацию по подразделениям экономического объекта, оформляется акт о приемо-сдаточных испытаниях ИС. 5. Эксплуатация ИС (сопровождение, модернизация). Собираются рекламации и статистика о функционировании ИС, исправляются ошибки и недоработки, оформляются требования к модернизации ИС, выполняется модернизация ИС (повторение стадий 2–5). Часто вторая и третья стадии объединяют в одну, называемую техно-рабочим проектированием, или системным синтезом.
Обобщенная схема ЖЦ ИС Системный анализ: Блок 1. Описание и анализ функционирования рассматриваемого экономического объекта в соответствии с требованиями (целями), которые предъявляются к нему. В результате выявляются основные недостатки существующей ИС. Блок 2. На основе недостатков ИС формулируется потребность в совершенствовании системы управления, и ставится задача определения экономически обоснованной необходимости автоматизации определенных функций управления. Блок 3. После определения потребности выбираются направления совершенствования объекта на основе выбора программно-технических средств. Результаты оформляются в виде ТЗ на проект, в котором отражаются технические условия и требования к ИС, а также ограничения на ресурсы проектирования. Требования к ИС определяются в терминах функций, реализуемых системой, и предоставляемой ею информацией. Блок 4. Составляется функциональная архитектура объекта как совокупность функциональных подсистем и связей между ними. Данный блок является наиболее ответственным с точки зрения качества всей последующей разработки. Блок 5. Строится системная архитектура на основе ФА путем выделения элементов и модулей информационного, технического, программного обеспечения и других обеспечивающих подсистем, а также путем определения связей по информации и управлению между выделенными элементами, разработки технологии обработки информации. Блок 6. Выполняется физическое проектирование системы как разработка инструкций пользователям и программ, создается ИО, включая наполнение БД. Внедрение разработанного проекта: Блок 7. Соответствует этапу опытного внедрения, которое заключается в проверке работоспособности элементов и модулей проекта, устранении ошибок на уровне элементов и связей между ними. При возникновении проблем (блок 8) осуществляется возврат к этапу конструирования системы. Блок 9. Это этап сдачи в промышленную эксплуатацию. Он заключается в организации проверки проекта на уровне функций и контроля соответствия его требованиям, сформулированным на стадии системного анализа. При возникновении проблем (блок 10) выполняется возврат к этапу разработки ФА. Эксплуатация и сопровождение проекта (блоки 11 и 12) включает этапы эксплуатации проекта системы и его модернизации. В зависимости от собранных рекламаций выполняется либо возврат к блоку 1 (если проект морально или физически устарел, то ИС прекращает функционирование), либо к блоку 5, если недоработки не столь существенны. Характерной чертой ЖЦ ИС является наличие нескольких циклов внутри схемы: · первый цикл (блоки 1–12) - первичное проектирование ИС; · второй цикл (блоки: 7–8, 6–7) - возникает после опытного внедрения, в результате которого выясняются частные ошибки в элементах проекта, исправляемые начиная с 6-го блока; · третий цикл (блоки: 9–10, 4–9) - возникает после сдачи в промышленную эксплуатацию, когда выявляют ошибки в функциональной архитектуре системы, связанные с несоответствием проекта требованиям заказчика, по составу функциональных подсистем, составу задач и связям между ними; · четвертый цикл (блоки: 12, 5–12) - возникает в том случае, когда требуется модификация системной архитектуры в связи с необходимостью адаптации проекта к новым условиям функционирования системы; · пятый цикл (блоки: 12, 1–12) - возникает, если проект системы совершенно не соответствует требованиям, предъявляемым к организационно-экономической системе ввиду того, что имеет место моральное его старение и требуется полное перепроектирование системы.
Понятия технологии проектирования ИС: проект ИС, проектирование ИС (определение и схема) Проект ИС – это совокупность проектно-конструкторской и технологической документации, в которой представлено описание проектных решений по созданию и эксплуатации ИС в конкретной программно-технической среде. Проектирование ИС - процесс преобразования (в соответствии с ГОСТом) входной информации в проект ИС: *проект ИС включает объекты проектирования - отдельные элементы функциональных и обеспечивающих подсистем: · функциональными подсистемами выступают задачи, комплексы задач и функции управления; · обеспечивающие подсистемы соответствуютэлементам и их комплексам информационного, программного, технического и прочих видов обеспечения ИС; *процесс преобразования «входа» в «выход» сводится к последовательной формализации проектных решений на различных стадиях ЖЦ ИС. * В качестве субъекта проектирования ИС выступают коллективы специалистов, которые осуществляют проектную деятельность, как правило, в составе специализированной (проектной) организации, а также организация-заказчик, для которой необходимо разработать ИС.
Требования к технологии проектирования ИС Проектирование ИС предполагает использование специалистами определенной технологии проектирования, соответствующей масштабу и особенностям разрабатываемого проекта. Она должна: 1) максимально отражать все этапы ЖЦ проекта; 2) быть основой связи между проектированием и сопровождением проекта; 3) способствовать росту производительности труда проектировщика; 4) обеспечивать надежность процесса проектирования и эксплуатации проекта; 5) способствовать простому ведению проектной документации; 6) обеспечивать гарантированное достижение целей разработки ИС с заданным качеством и в установленное время; 7) обеспечивать возможность выполнения крупных проектов в виде подсистем, разрабатываемых группами исполнителей ограниченной численности с последующей интеграцией составных частей[i]; 8) предусматривать возможность: · управления конфигурацией проекта; · ведения версий проекта и его составляющих; · автоматического выпуска проектной документации с синхронизацией версий проектной документации с версиями проекта; 9) обеспечивать независимость выполняемых проектных решений от средств реализации ИС (СУБД, операционных систем, языков и систем программирования); 10) поддерживаться комплексом согласованных CASE-средств, обеспечивающих автоматизацию процессов на всех стадиях ЖЦ. Структура технологии проектирования ИС – основные понятия Технология проектирования ИС включает: методологию проектирования, инструментальные средства, методы и средства организации проектирования. Методология проектирования - это основа, которая определяет сущность, основные отличительные технологические особенности, концепцию, принципы проектирования. Она устанавливает критерии для оценки и выбора проекта создаваемой системы, этапы работы и их последовательность, а также правила распределения и назначения методов. Методология проектирования использует определенную модель ЖЦ ИС. К основным моделям ЖЦ относятся: каскадная, итерационная, спиральная. Инструментальные средства проектирования реализуют методологию проектирования и должны удовлетворять требованиям: · быть в своем классе инвариантными к объекту проектирования; · охватывать все этапы ЖЦ ИС; · быть технически, программно и информационно совместимыми; · быть простыми в освоении и применении, экономически целесообразными. Инструментальные средства проектирования ИС можно классифицировать по разным основаниям: 1) по степени автоматизации: · ручного проектирования · компьютерного проектирования (подклассы: операционные, общесистемного назначения, o поддерживающие проектирование разделов проекта ИС, o поддерживающие разработку проекта на стадиях и этапах процесса проектирования) 2)) по степени использования типовых проектных решений · Оригинального проектирования · типового проектирования 3) по степени адаптивности проектных решений: · реконструкции · параметризации · реструктуризации Выделяют два основных класса технологий проектирования: каноническую и индустриальную.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.084 с.) |