Определение информационной системы, цель функционирования, решаемые задачи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение информационной системы, цель функционирования, решаемые задачи



Определение информационной системы, цель функционирования, решаемые задачи

ИС - это совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку ИТ.

Целью функционирования ИС является информационное обслуживание эффективной деятельности некоторой организационно-экономической системы путем решения общих и конкретных задач.

К общим задачам, свойственным каждой ИС, относятся:

1) надежное хранение, быстрый поиск и обработка информации, представленной данными разной структуры;

2) обеспечение достоверности информации;

3) получение более рациональных вариантов решения задач управления за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем;

4) использование эргономичного пользовательского интерфейса;

5) создание сетей хранения, обработки и передачи информации и обеспечение согласованности действий и защиты данных при коллективном доступе;

6) совершенствование структуры потоков информации и системы документооборота.

Конкретные задачи связаны с получением новой информации о предметной области, для которой разработана ИС и которая определяет состав таких задач. Например, для деканата вуза это может быть задача формирования списка студентов на получение стипендии.

Виды ИС в зависимости от степени автоматизации, пользователи ИС

В соответствии со степенью автоматизации решения задач различают три вида ИС:

1)  ручные - характеризуются отсутствием современных технических средств преобразования информации и выполнением всех операций человеком;

2)  автоматические - выполняют все операции по преобразованию информации без участия человека;

3)  автоматизированные - предполагают участие в процессе преобразования информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру.

Пользователей ИС можно разделить на несколько групп:

1) случайный пользователь – его взаимодействие с ИС не обусловлено служебными обязанностями;

2) конечный пользователь (потребитель информации) – лицо или коллектив, в интересах которого функционирует ИС. Он работает с ИС повседневно, связан с жестко ограниченной областью деятельности и, как правило, не является программистом, например, это может быть бухгалтер, экономист, руководитель подразделения;

3) администрация ИС. В ее состав входят:

· конструктор, или системный аналитик, – обеспечивает эффективностью ИС, определяет перспективы ее развития;

· администратор приложений – отвечает за формализацию информационных потребностей бизнес-приложений, управляет их эффективностью и развитием;

· администратор данных – осуществляет эксплуатацию и поддержание качественных характеристик БД;

· администратор компьютерной сети – обеспечивает надежную работу сети, управляет санкционированным доступом пользователей, устанавливает защиту сетевых ресурсов;

4) системные и прикладные программисты – создают, сопровождают и модернизируют программное обеспечение ИС;

5) технический персонал – обслуживают технические средства преобразования данных;

6) внешние пользователи – потребители выходной информации ИС (например, другие ИС).

 

Функциональные подсистемы ИС: методы их выделения

Функциональные подсистемы

Обслуживают решение конкретных задач, а потому зависят от предметной области, в которой функционирует ИС: они реализуют и поддерживают модели, методы и алгоритмы преобразования информации и формирования управляющих воздействий, характерные именно для этой предметной области. Интеграция функциональных подсистем в единую систему достигается за счет создания и функционирования обеспечивающих подсистем.

Функциональные подсистемы могут выделяться по следующим принципам:

1) принцип предметной направленности - определяет подсистемы управления ресурсами по различным видам деятельности – финансовыми, кадровыми, материальными и т.д. При этом в подсистемах рассматривается решение задач на всех уровнях управления.

2) при использовании функционального принципа выделение подсистем основано на управленческих функциях. Тогда выделяют функциональные подсистемы: учет, контроль, анализ и т.д., которые реализуются на различных уровнях управления и объединены в контуры управления производством, маркетингом, кадрами, финансами;

3) проблемный принцип отражает необходимость гибкого и оперативного принятия управленческих решений по отдельным проблемам. Такие подсистемы могут реализовываться в виде специальных подсистем в рамках корпоративных ИС, например, ИС руководителя

4) смешанный принцип (предметно-функциональный) предполагает, что ИС делится на подсистемы по характеру хозяйственной деятельности и должна соответствовать структуре системы управления.

Техническое обеспечение ИС

Техническое обеспечение (ТО) ИС – это совокупность комплекса технических средств (КТС), обеспечивающих работу ИС, а также соответствующей документации на эти средства и на технологические процессы.

В КТС входят:

· компьютеры любых моделей (рабочие станции, ПК, серверы) - центральное звено обработки информации;

· периферийные технические средства, обеспечивающие ввод и вывод информации;

· сетевые коммуникации (компьютерные сети и телекоммуникационное оборудование) для передачи информации;

· средства связи и оргтехники.

Документацией оформляются предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение. Ее можно условно разделить на три группы:

· общесистемную, включающую государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению;

· специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения;

· нормативно-справочную, используемую при выполнении расчетов по техническому обеспечению.

 

Совокупность КТС, ПО и организация БД определяют информационно-технологическую архитектуру (ИТА) ИС.

Различают типы ИТА:

1) централизованная – предполагает хранение и обработку данных на центральном компьютере. Недостатки: ограничение на рост объемов данных, высокий уровень риска неработоспособности ИС;

2) система телеобработки данных – является наиболее дешевым способом организации одновременной работы большого числа пользователей при использовании мощного центрального компьютера, при этом высокопроизводительные каналы телекоммуникации позволяют не зависеть от места обработки или хранения данных;

3) многомашинный комплекс – интегрирует вычислительные ресурсы (внешнюю памяти, процессоры) нескольких компьютеров, расположенных в непосредственной близости друг от друга, в один «объединенный компьютер», что обеспечивает возможность эффективного выполнения сложных вычислений, повышение надежности ИС, рост объемов хранимых данных, но сохраняет централизованный характер хранения и обработки данных

4) телекоммуникационная – наиболее распространенный вариант построения системы обработки данных для крупных ИС на базе компьютерных сетей.

Правовое обеспечение ИС

Правовое обеспечение (ПрО) – это совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование ИС, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.

Главной целью правового обеспечения является укрепление законности.

В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти.

В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой ИС, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.

Правовое обеспечение включает:

1) на этапах разработки ИС - нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора;

2) на этапах функционирования ИС - статус ИС; права, обязанности и ответственность персонала; правовые положения отдельных видов процесса управления; порядок создания и использования информации и др.

 

 Кадровое обеспечение ИС

Это совокупность методов и средств по организации и проведению обучения персонала приемам работы с ИС.

Целью кадрового обеспечения является поддержание работоспособности ИС и возможности дальнейшего ее развития.

Кадровое обеспечение включает методики обучения, программы курсов и практических занятий, технические средства обучения и правила работы с ними и т.д.

 Технологическое обеспечение ИС

Технологическое обеспечение ИС соответствует разделению ИС на подсистемы по технологическим этапам обработки различных видов информации:

1) первичной информации (этапы технологического процесса сбора, передачи, накопления, хранения, обработки первичной информации, получения и выдачи результатной информации);

2) организационно-распорядительной документации (этапы получения входящей документации, передачи на исполнение, этапы формирования и хранения дел, составления и размножения внутренних документов и отчетов);

3) технологической документации и чертежей (этапы ввода в систему и актуализации шаблонов изделий, ввода исходных данных и формирования проектной документации для новых видов изделий, актуализации банка ГОСТов, технических условий, нормативных данных, подготовки и выдачи технологической документации по новым видам изделий);

4) баз данных и знаний (этапы формирования баз данных и знаний, ввода и обработки запросов на поиск решения, выдачи варианта решения и объяснения к нему);

5) научно-технической информации, ГОСТов и технических условий, правовых документов и дел (этапы формирования поисковых образов документов, формирования информационного фонда, ведения тезауруса справочника ключевых слов и их кодов, кодирования запроса на поиск, выполнения поиска и выдачи документа).

 Классификация ИС по структурированности задач

Задачи управления по степени сложности и возможности автоматизации делятся на три группы:

· структурированные - для них можно задать алгоритм решения, известны входные и выходные параметры. Подобные задачи персоналу приходится решать многократно, они носят рутинный характер (например, упомянутая задача составления делового письма) и их решение можно полностью автоматизировать, т.е. свести роль человека практически к нулю.

 

· неструктурированные задачи для них либо невозможно создать алгоритм, либо это сопряжено с большими сложностями. Возможности автоматизации здесь практически отсутствуют, и на практике для их решения человек использует собственный опыт и интуицию.

 

· частично структурированные задачи - для их решения применяются как алгоритмы решения, так и эвристические методы, основанные на опыте и интуиции профессионалов высокого уровня. Такие задачи можно и целесообразно автоматизировать.

 

В соответствии с рассмотренными группами задач управления выделяют классы ИС:

ИС, создающие управленческие отчеты применяются для структурированных задач и ориентированы на стандартные процедуры обработки данных - поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию, группирование и т.д.

Используя данные, которые они формируют, человек принимает управленческое решение

ИС, разрабатывающие возможные альтернативы решений, ориентированы на частично структурированные задачи. Они генерируют множество решений, предлагаемых человеку, а принятие им решения сводится к выбору одной из альтернатив. Данные ИС делятся на два вида:

1) модельные - предоставляют пользователю различные модели (математические, статистические, финансовые и т.д.), использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Пользователь может получить недостающую информацию путем диалога с моделью в процессе ее исследования.

2) экспертные - обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив за счет создания систем, связанных с обработкой знаний.

 Классификация ИС по выполняемым функциям

В практике современных предприятий типовыми видами деятельности являются:

1) производственная - связана с выпуском готовой продукции и включает внедрение в технологический процесс последних научно-технических достижений, а также материально-техническое снабжение производства требуемыми ресурсами и технологиями;

2) маркетинговая - анализ рынка производителей и потребителей готовой продукции, анализ продаж, организация рекламной кампании по продвижению продукции;

3) финансовая - организация контроля и анализа финансовых ресурсов на основе бухгалтерской, статистической, оперативной информации;

4) кадровая - направлена на подбор персонала и расстановку необходимых специалистов, а также на ведение служебной документации по различным аспектам.

В соответствии с видами деятельности предприятия определяются одноименные классы ИС.

Производственные ИС осуществляют планирование объемов работ и разработку календарных планов, оперативный контроль и управление производством, анализ работы оборудования, участие в формировании заказов поставщикам

Маркетинговые ИС  исследуют рынок, прогнозируют и управляют продажами, вырабатывают рекомендации по производству новой продукции, анализируют и устанавливают цены, учитывают заказы, выполняют бухгалтерский учет.

Финансовые ИС управляют портфелем заказов, кредитной политикой; разрабатывают финансовый план; выполняют финансовый анализ и прогнозирование; контролируют бюджет; осуществляют бухучет и расчет зарплаты.

Кадровые ИС анализируют и прогнозируют потребности в трудовых ресурсах; ведут архивы записей о персонале; планируют подготовку и переподготовку кадров.

Помимо названных классов введен класс прочих ИС (например, для руководства). Они контролируют деятельность предприятия; выявляют оперативные проблемы; анализируют управленческие и стратегические ситуации; обеспечивают процесс выработки стратегических решений.

 

 Классификация ИС по уровням управления

Процессы управления, осуществляемые в СУ, в зависимости от решаемых задач делятся на уровни:

1) организационно-экономическое управление - позволяет достичь оптимального значения показателей цели производства. Это стратегический (высший) уровень, который реализуется персоналом, представляющим высшее руководство производства.

 

2) организационно-технологическое управление - оперирует средствами реализации технологического процесса для их оптимального использования. Это функциональный, или тактический (средний), уровень управления, реализуемый персоналом среднего звена.

 

3) управление технологическими процессами - обеспечивает непосредственное выполнение технологического процесса путем решения многократно и часто повторяющихся задач и операций, а также быстрое реагирование на изменения в ОУ. Реализуется персоналом нижнего звена. Это операционный (оперативный), нижний уровень.

 

В соответствии с уровнями управления различают ИС оперативного, тактического и стратегического классов.

ИС оперативного уровня поддерживает специалистов, связанных с производственным процессом, обрабатывая данные о событиях, происходящих в ОУ. Ее назначение – отвечать на запросы о текущем состоянии производства. Задачи, цели и источники информации на оперативном уровне заранее определены и в высокой степени структурированы. Такие системы - основной поставщик информации для базы данных и остальных типов ИС, т.к. содержат и оперативные, и архивные данные.

ИС тактического уровня выполняют среднесрочное планирование, анализ и организацию работ в течение нескольких недель (месяцев), например анализ и планирование поставок, сбыта, составление производственных программ. Для данного класса задач характерны регламентированность (периодическая повторяемость) формирования результирующих документов и четко определенный алгоритм решения задач, использующий данные из базы данных ИС оперативного уровня. Пользователями таких ИС уровня являются как специалисты, связанные с технологическим процессом, так и менеджеры среднего звена.

В этом классе ИС можно выделить следующие группы:

1) офисной автоматизации (или автоматизации делопроизводства). Вследствие своей простоты и многопрофильности они активно используются на любом уровне управления. Основная цель – повышение эффективности работы и упрощение канцелярского труда. Такие системы связывают воедино работников информационной сферы в разных регионах и помогают поддерживать связь с другими юридическими и физическими лицами за счет выполнения следующих функций: обработки текстов на компьютерах с помощью различных текстовых процессоров и т.д.

2) управленческие. Обслуживают менеджеров, которые нуждаются в ежедневной, еженедельной информации о состоянии дел на производстве. Основное их назначение состоит в отслеживании ежедневных операций и в периодическом формировании строго структурированных сводных типовых отчетов;

3) системы поддержки принятия решений. Обслуживают задачи, результаты которых трудно спрогнозировать заранее. Они имеют мощный аналитический аппарат с несколькими моделями и используют методы статистического анализа и прогнозирования, моделирования данных и бизнес-процессов, имитационного моделирования. Данные получают из управленческих и оперативных ИС. Используют эти системы все, кому необходимо принимать решение: менеджеры, специалисты, аналитики и т.д.

ИС стратегического уровня предназначены для оказания помощи высшему руководству предприятия в процессе поддержки принятия стратегических решений. Эти ИС учитывают долгосрочные изменения, происходящие в окружающей среде и деловом окружении предприятия, интегрируют в себе знания и данные всех ИС предприятия и строятся, как правило, на базе систем искусственного интеллекта. Их назначение - приводить в соответствие изменения в условиях эксплуатации с существующей организационной возможностью.

 

 Классификация ИС по масштабу применения

По масштабу применения ИС делятся на однопользовательские, групповые и корпоративные.

Однопользовательские (одиночные или настольные) ИС предназначены для использования на одном рабочем месте - это автоматизированные рабочие места (АРМы). Такая ИС реализуется на автономном компьютере и может содержать несколько простых приложений, связанных общим информационным фондом. Она рассчитана на работу одного пользователя или группы пользователей, разделяющих по времени одно рабочее место.

Групповые (офисные) ИСпредназначены для автоматизации деятельности в рабочей группе и чаще всего строятся на базе АРМов и локальной компьютерной сети. Представляют специализированные решения для различных участников группы.

Корпоративные ИС (КИС) предназначены для автоматизации деятельности предприятия, являются развитием систем для рабочих групп и могут поддерживать территориально разрозненные подразделения или сети. В основном они имеют иерархическую структуру из нескольких уровней. Для таких систем характерна архитектура клиент-сервер со специализацией серверов или многоуровневая архитектура.

Требования, предъявляемые к современным КИС:

1) централизация данных в единой базе;

2) близкий к реальному времени режим работы;

3) сохранение общей модели управления для предприятий разных отраслей;

4) поддержка территориально-распределенных структур;

5) работа на широком круге аппаратно-программных платформ и СУБД;

6) надежность функционирования и сохранность данных

 

 Классификация ИС по характеру использования информации

В зависимости от характера использования информации выделяют информационно-поисковые и информационно-решающие ИС.

Информационно-поисковые ИС (ИПС) производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Содержательная обработка данных отсутствует. Конечные пользователи, как правило, имеют доступ к хранимым данным только "по чтению" и используют ИС для поиска ответов на вопросы. Доступ по модификации данных имеет администратор. ИПС делятся на два типа:

1) в документальных системах объектом хранения и обработки информации являются собственно документы. В таких ИПС все хранимые документы индексируются некоторым специальным образом: каждому присваивается индивидуальный код, составляющий поисковый образ документа - ПОД. Поиск идет не по самим документам, а по их ПОДам, которые содержат информацию (адрес) о местонахождении документа. Различия документографических ИПС определяются тем, как устроен ПОД. Возможен случай, когда ПОД соответствует нескольким различным документам и, наоборот, один и тот же документ соответствует не одному, а нескольким ПОДам;

2) в фактографической ИПС главным объектом являются структурированные данные, представляющие многосторонний интерес. В ИПС такого типа хранятся не документы, а факты, относящиеся к какой-либо предметной области и извлеченные из различных документов. В базе данных они связываются между собой системой разнообразных отношений. Запросы, поступающие в фактографические ИПС, после обработки выдают в качестве отклика системы не ссылки на документы, а собственно фактические данные;

Информационно-решающие ИС осуществляют все операции преобразования информации по определенному алгоритму. Действия конечных пользователей таких систем приводят к модификации информации.

 

Определение жизненного цикла (ЖЦ) ИС. Стадии ЖЦ

Совокупность стадий и этапов, которые проходит ИС в своем развитии от момента принятия решения о создании системы до момента прекращения функционирования системы, называется жизненным циклом (ЖЦ) ИС.

Суть содержания ЖЦ ИС в различных подходах одинакова и сводится к следующим стадиям:

1. C истемный анализ (предпроектная стадия). Выполняется исследование и анализ существующей ИС, определяются требования к создаваемой ИС, оформляются технико-экономическое обоснование и техническое задание на разработку ИС.

2. Проектирование (техническое проектирование, логическое проектирование). Разрабатывается в соответствии со сформулированными требованиями состав автоматизируемых функций (функциональная архитектура) и состав обеспечивающих подсистем (системная архитектура), оформляется технический проект ИС.

3. Реализация (рабочее проектирование, физическое проектирование, программирование). Разрабатываются и настраиваются программы, наполняется данными база данных, создаются рабочие инструкции для персонала, оформляется рабочий проект.

4. Внедрение (тестирование, опытная эксплуатация). Выполняется комплексная отладка подсистем ИС, обучается персонал, поэтапно внедряется ИС в эксплуатацию по подразделениям экономического объекта, оформляется акт о приемо-сдаточных испытаниях ИС.

5. Эксплуатация ИС (сопровождение, модернизация). Собираются рекламации и статистика о функционировании ИС, исправляются ошибки и недоработки, оформляются требования к модернизации ИС, выполняется модернизация ИС (повторение стадий 2–5).

Часто вторая и третья стадии объединяют в одну, называемую техно-рабочим проектированием, или системным синтезом.

 

 Обобщенная схема ЖЦ ИС

Системный анализ:

Блок 1. Описание и анализ функционирования рассматриваемого экономического объекта в соответствии с требованиями (целями), которые предъявляются к нему. В результате выявляются основные недостатки существующей ИС.

Блок 2. На основе недостатков ИС формулируется потребность в совершенствовании системы управления, и ставится задача определения экономически обоснованной необходимости автоматизации определенных функций управления.

Блок 3. После определения потребности выбираются направления совершенствования объекта на основе выбора программно-технических средств. Результаты оформляются в виде ТЗ на проект, в котором отражаются технические условия и требования к ИС, а также ограничения на ресурсы проектирования. Требования к ИС определяются в терминах функций, реализуемых системой, и предоставляемой ею информацией.

Блок 4. Составляется функциональная архитектура объекта как совокупность функциональных подсистем и связей между ними. Данный блок является наиболее ответственным с точки зрения качества всей последующей разработки.

Блок 5. Строится системная архитектура на основе ФА путем выделения элементов и модулей информационного, технического, программного обеспечения и других обеспечивающих подсистем, а также путем определения связей по информации и управлению между выделенными элементами, разработки технологии обработки информации.

Блок 6. Выполняется физическое проектирование системы как разработка инструкций пользователям и программ, создается ИО, включая наполнение БД.

Внедрение разработанного проекта:

Блок 7. Соответствует этапу опытного внедрения, которое заключается в проверке работоспособности элементов и модулей проекта, устранении ошибок на уровне элементов и связей между ними. При возникновении проблем (блок 8) осуществляется возврат к этапу конструирования системы.

Блок 9. Это этап сдачи в промышленную эксплуатацию. Он заключается в организации проверки проекта на уровне функций и контроля соответствия его требованиям, сформулированным на стадии системного анализа. При возникновении проблем (блок 10) выполняется возврат к этапу разработки ФА.

Эксплуатация и сопровождение проекта (блоки 11 и 12) включает этапы эксплуатации проекта системы и его модернизации. В зависимости от собранных рекламаций выполняется либо возврат к блоку 1 (если проект морально или физически устарел, то ИС прекращает функционирование), либо к блоку 5, если недоработки не столь существенны.

Характерной чертой ЖЦ ИС является наличие нескольких циклов внутри схемы:

· первый цикл (блоки 1–12) - первичное проектирование ИС;

· второй цикл (блоки: 7–8, 6–7) - возникает после опытного внедрения, в результате которого выясняются частные ошибки в элементах проекта, исправляемые начиная с 6-го блока;

· третий цикл (блоки: 9–10, 4–9) - возникает после сдачи в промышленную эксплуатацию, когда выявляют ошибки в функциональной архитектуре системы, связанные с несоответствием проекта требованиям заказчика, по составу функциональных подсистем, составу задач и связям между ними;

· четвертый цикл (блоки: 12, 5–12) - возникает в том случае, когда требуется модификация системной архитектуры в связи с необходимостью адаптации проекта к новым условиям функционирования системы;

· пятый цикл (блоки: 12, 1–12) - возникает, если проект системы совершенно не соответствует требованиям, предъявляемым к организационно-экономической системе ввиду того, что имеет место моральное его старение и требуется полное перепроектирование системы.

 

 Понятия технологии проектирования ИС: проект ИС, проектирование ИС (определение и схема)

Проект ИС – это совокупность проектно-конструкторской и технологической документации, в которой представлено описание проектных решений по созданию и эксплуатации ИС в конкретной программно-технической среде.

Проектирование ИС - процесс преобразования (в соответствии с ГОСТом) входной информации в проект ИС:

*проект ИС включает объекты проектирования - отдельные элементы функциональных и обеспечивающих подсистем:

· функциональными подсистемами выступают задачи, комплексы задач и функции управления;

· обеспечивающие подсистемы соответствуютэлементам и их комплексам информационного, программного, технического и прочих видов обеспечения ИС;

*процесс преобразования «входа» в «выход» сводится к последовательной формализации проектных решений на различных стадиях ЖЦ ИС.

* В качестве субъекта проектирования ИС выступают коллективы специалистов, которые осуществляют проектную деятельность, как правило, в составе специализированной (проектной) организации, а также организация-заказчик, для которой необходимо разработать ИС.

 

 

 Требования к технологии проектирования ИС

Проектирование ИС предполагает использование специалистами определенной технологии проектирования, соответствующей масштабу и особенностям разрабатываемого проекта. Она должна:

1) максимально отражать все этапы ЖЦ проекта;

2) быть основой связи между проектированием и сопровождением проекта;

3) способствовать росту производительности труда проектировщика;

4) обеспечивать надежность процесса проектирования и эксплуатации проекта;

5) способствовать простому ведению проектной документации;

6) обеспечивать гарантированное достижение целей разработки ИС с заданным качеством и в установленное время;

7) обеспечивать возможность выполнения крупных проектов в виде подсистем, разрабатываемых группами исполнителей ограниченной численности с последующей интеграцией составных частей[i];

8) предусматривать возможность:

· управления конфигурацией проекта;

· ведения версий проекта и его составляющих;

· автоматического выпуска проектной документации с синхронизацией версий проектной документации с версиями проекта;

9) обеспечивать независимость выполняемых проектных решений от средств реализации ИС (СУБД, операционных систем, языков и систем программирования);

10) поддерживаться комплексом согласованных CASE-средств, обеспечивающих автоматизацию процессов на всех стадиях ЖЦ.

 Структура технологии проектирования ИС – основные понятия

Технология проектирования ИС включает: методологию проектирования, инструментальные средства, методы и средства организации проектирования.

 Методология проектирования - это основа, которая определяет сущность, основные отличительные технологические особенности, концепцию, принципы проектирования. Она устанавливает критерии для оценки и выбора проекта создаваемой системы, этапы работы и их последовательность, а также правила распределения и назначения методов.

Методология проектирования использует определенную модель ЖЦ ИС. К основным моделям ЖЦ относятся: каскадная, итерационная, спиральная.

Инструментальные средства проектирования реализуют методологию проектирования и должны удовлетворять требованиям:

· быть в своем классе инвариантными к объекту проектирования;

· охватывать все этапы ЖЦ ИС;

· быть технически, программно и информационно совместимыми;

· быть простыми в освоении и применении, экономически целесообразными.

Инструментальные средства проектирования ИС можно классифицировать по разным основаниям:

1) по степени автоматизации:

· ручного проектирования

· компьютерного проектирования (подклассы: операционные, общесистемного назначения, o поддерживающие проектирование разделов проекта ИС, o    поддерживающие разработку проекта на стадиях и этапах процесса проектирования)

2)) по степени использования типовых проектных решений

· Оригинального проектирования

· типового проектирования

3) по степени адаптивности проектных решений:

· реконструкции

· параметризации

· реструктуризации

Выделяют два основных класса технологий проектирования: каноническую и индустриальную.

Каскадная модель

 Особенности:

1) автоматизируются отдельные несвязанные задачи

2) не требуется информационной интеграции и совместимости, а также программного, технического и организационного сопряжения;

3) последовательный переход на следующий этап выполняется после завершения предыдущего

4) по срокам разработки и надежности модель эффективна для решения отдельных задач

Итерационная модель Особенности:

1) используется для создания комплексных ИС, предполагающих увязку проектных решений, получаемых при реализации отдельных задач;

2) при проведении такой увязки возникает потребность в пересмотре ранее сформулированных требований

3) вследствие большого числа итераций возникают рассогласования в выполненных проектных решениях и документации;

4) запутанность функциональной и системной архитектуры созданной ИС, трудность в использовании проектной документации вызывают на стадиях внедрения и эксплуатации необходимость перепроектирования всей системы.

 

 

отличие итерационной модели от каскадной состоит в том, что после каждой стадии проектирования может осуществляться возврат на любую предыдущую стадию.

Спиральная модель

Особенности:

1) используется подход к проектированию ИС «сверху-вниз», когда сначала определяется состав функциональных подсистем, а затем постановка отдельных задач;

2) сначала разрабатываются общесистемные вопросы. Затем разрабатывается технология решения конкретных задач;

3) в рамках комплексов задач программирование осуществляется по направлению от головных программных модулей к исполняющим отдельные функции модулям.

 

Определение информационной системы, цель функционирования, решаемые задачи

ИС - это совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку ИТ.

Целью функционирования ИС является информационное обслуживание эффективной деятельности некоторой организационно-экономической системы путем решения общих и конкретных задач.

К общим задачам, свойственным каждой ИС, относятся:

1) надежное хранение, быстрый поиск и обработка информации, представленной данными разной структуры;

2) обеспечение достоверности информации;

3) получение более рациональных вариантов решения задач управления за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем;

4) использование эргономичного пользовательского интерфейса;

5) создание сетей хранения, обработки и передачи информации и обеспечение согласованности действий и защиты данных при коллективном доступе;

6) совершенствование структуры потоков информации и системы документооборота.

Конкретные задачи связаны с получением новой информаци



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.176 с.)