Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация малых социальных групп.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Классификация малых социальных групп. 9. Малая группа – немногочисленная по составу группа, участники которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Представления о числе членов малой группы колеблется между двумя и семью. Также считается, что если группа задана в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как верхний. Допустимы самые различные основания для классификации малых групп: группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т. д. Распространены классификации деления малых групп на: 1) первичные и вторичные; 2) формальные и неформальные; 3) группы членства и референтные группы. Деление малых групп на первичные и вторичные было предложено Ч. Кули, который вначале дал просто описательное разделение группы, назвав такие составляющие, как семья, группа друзей. Позднее Ч. Кули предложил определенный признак – непосредственность контактов. Деление групп на формальные и неформальные было предложено Э. Мэйо. Согласно Э. Мэйо формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. В формальной группе также строго распределены роли всех членов группы в системе подчинения так называемой структуре власти. Внутри формальных групп Э. Мэйо обнаружил еще неформальные группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа может создаваться внутри формальной. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее. Существуют также понятия формальной и неформальной структуры группы, тогда различаются не группы, а тип, характер отношений внутри них. Классификация групп на группы членства и референтные группы была введена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена референтной группы. В экспериментах Г. Хаймена было показано, что часть членов малых группой разделяет нормы поведения, принятые другой группой, на которую они ориентируются. Те группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Г. Хаймен назвал референтными группами. Социометрия. 10. Одним из самых популярных методов определения межличностных отношений в группе является социометрия, предложенная учеником Фрейда — Джекобом Морено (1889-1974). Согласно теории Дж. Морено, все напряжения, конфликты, в том числе и социальные, обусловлены несовпадением микро- и макроструктуры группы. Это несовпадение, по его мнению, означает, что система симпатий и антипатий, которая показывает психологическое отношение индивида к людям, часто не вмещается в рамки заданной индивиду макроструктуры: самым близким может оказаться окружение, состоящее из неприемлемых в психологическом плане людей. Задача состоит в том, чтобы привести в соответствие макро- и микроструктуры. Именно с этой целью должна применяться социометрическая методика, с помощью которой можно исследовать симпатии и антипатии, чтобы в соответствии с полученными результатами осуществить определенные изменения. Термин «социометрия» буквально означает «социальное измерение», социометрическая методика предназначена для оценки межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатии, привлекательности. Имея характер опроса, социометрия существенно отличается от анкетного опроса и интервью тем, что вопросы касаются эмоциональной сферы отношений людей. Социометрическая процедура Социометрическая процедура заключается в том, что членам группы предлагают перечислить в порядке предпочтения тех товарищей по группе, с которыми они хотели бы вместе работать, отдыхать, сидеть за партой и тому подобное. Вопросы о желании человека совместно с кем-то участвовать в определенной деятельности называются критериями выбора. Например, «С кем Вы хотели бы вместе готовиться к экзамену?» или: «Кого бы Вы пригласили на день рождения?» И т.д. Успех изучения взаимоотношений зависит от правильного подбора этих вопросов. Различают слабые и сильные критерии выбора. Чем важнее для человека та или иная деятельность, чем теснее и продолжительнее общение она предусматривает, тем сильнее считается критерий выбора. Чаще всего в социометрическом исследовании сочетаются вопросы разных типов. Они добираются таким образом, чтобы выявить стремление человека к общению с членами группы в различных видах деятельности — в труде, учебе, отдыхе, дружбе и тому подобное. Кого из членов группы Вы пригласили на день рождения? С кем из членов группы Вы выполняли общая задача (производственное, учебное)? С кем из членов группы Вы могли бы поделиться своими личными переживаниями? Планируя проведение социометрии, следует решить вопрос о качестве и количестве используемых критериев, а также о количестве выборов, которые сделает каждый член группы, и их интенсивность — в большей или меньшей степени. Чаще всего количество выборов ограничивается тремя. Результаты социометрии Результаты, полученные с помощью социометрической процедуры, могут быть представлены графически в виде социограммы, матрицы и специальных числовых индексов. Структура программы. Программа социологического исследования — документ, в котором изложены общая концепция исследования, схема будущего исследования (прил. 1, 2). I. Методологический раздел программы социологического исследования включает постановку проблемы исследования, обоснование ее актуальности, формулировку объекта, предмета, целей и задач исследования, гипотез. 1. Постановка проблемы исследования. Само понятие про- блемы социологического исследования, а именно социальной проблемы, является сложным для анализа. Социальная про- блема — это проблемная ситуация, касающаяся тех или иных социальных групп или общностей. Социальная проблема может касаться как уже изученных вопросов, так и совершенно новых, ранее не проявлявшихся в обществе. Постановка проблемы ис- следования включает также описание актуальности темы, не- обходимости изучения данной проблемной ситуации в данное время в данных условиях. 2. Формулировка объекта и предмета исследования. Объект социологического исследования — носитель интересующей ис- следователя информации, участник проблемной ситуации. Пред- мет социологического исследования — свойства, характеристики, стороны объекта, которые подлежат изучению в исследовании. 3. Формулировка целей и задач исследования. Цель — прогно- зируемый результат исследования, его предвосхищение. Задачи исследования — пути решения исследуемой проблемы, действия, которые необходимо произвести, чтобы достичь желаемой цели. 4. Теоретическая интерпретация и операционализация понятий (прил. 3). Предполагает определение и описание основных понятий, которые будут использованы в исследовании. На данном этапе не- обходимо описать элементы и свойства изучаемого явления, их суть. 5. Постановка гипотез исследования. Любое исследование на- чинается с формулировки предварительных предположений о ре- зультатах исследования. Гипотезы — основные положения, которые необходимо доказать или опровергнуть в процессе реализации исследования. II. Методический блок программы включает расчет выборки, обоснование выбора тех или иных методов исследования, разра- ботку инструментария, определение методов обработки и анализа данных, составление графика и сметы исследования. 1. Расчет выборки — расчет количества респондентов, подлежа- щих исследованию, для достижения максимальной репрезентатив- ности исследования. 2. Обоснование методов исследования — производится с учетом специфики объекта, предмета, целей и задач исследования, досто- инств и ограничений применения того или иного метода исследо- вания. Необходимо учитывать также временне и материальные возможности данного проекта, так как различные методы требуют различных затрат. 3. Разработка инструментария — разработка анкеты, карты, бланка, гайда и т. п., то есть документа, с помощью которого ин- формация будет собрана в процессе исследования. 4. Определение методов обработки и анализа данных — создание логической схемы обработки и анализа данных, определение как общетеоретических, так и специальных социологических методик анализа, выбор компьютерных программ обработки и анализа со- бранной информации. 5. Процедурная часть программы — составление графика иссле- дования, сметы, формирование и обучение группы сбора первичной информации. Опрос Один из основных видов получения социологической информации и статистики. Различают несколько видов опросов: письменный (анкетирование), устный (интервьюирование), экспертный опрос и социометрический опрос (изучение социально-психологических проявлений межличностных отношений в группе). Анкетирование Самый популярный и основной метод для получения первичной информации и статистики. С помощью анкетного опроса можно получить большой объем данных за сравнительно короткий отрезок времени. Особенностью данного метода является правильное формулирование вопросов в анкете. Каждый из вопросов должен быть связан с определенным показателем, который мы собираемся изучить. Анкетирование может быть как письменным, так и устным, например, телефонный опрос. Интервью Качественный метод в социологии, когда респондента опрашивают лично в ходе полуформализованного разговора на определенную тему. Не смотря на то, что на опрос и кодировку одного респондента затрачивается больше времени, исследователь может получить больше полезной информации, задавая различные дополнительные вопросы. Данный метод требует большей подготовки со стороны интервьюера. Экспертный опрос По сути не отличается от анкетирования или интервью, но в качестве респондентов здесь выступают эксперты, то есть люди обладающие высоким уровнем знаний о предмете исследования. Одна из наиболее известных форм экспертного опроса – это «круглый стол», где эксперты присутствуют одновременно, и происходит дискуссия по выбранному вопросу. Метод социометрии Используется при анализе взаимоотношений и групповых взаимодействий в контексте малых групп. Позволяет оценить взаимоотношения в коллективе, его неформальную структуру, неофициальные микрогруппы и отношения между ними. Каждому участнику исследования задаются вопросы о его отношениях с другими членами группы. Критериями сравнения в социометрии служат, как оценка профессиональных навыков, так и умение поддерживать личное общение. Существует еще множество методов в социологии: всевозможные наблюдения, различные эксперименты и т.д. Данная категория методов, скорее используется в науке. Кабинетные методы Категория методов, особенностью которых является анализ уже существующей информации, то есть анализ документов, текстов, отчетов, справок и т.д. и т.п. Наиболее распространены традиционный и контент-анализ документов. Традиционный, представляет собой адаптацию содержания документа к исследовательской задаче. Контент-анализ – это анализ текста для нахождения скрытых социальных смыслов. Фиксация информации Основное требование к фиксации результатов наблюдения состоит в том, что запись должна вестись на месте наблюдения и в момент совершения наблюдаемого события. Эта запись одновременно является средством двойного контроля: за наблюдателем и за возможными отклонениями в рамках наблюдаемой ситуации или процесса. Фиксация результатов наблюдений, выполняемая в виде: а) кратко-временной записи, проводимой «по горячему следу», насколько позволяют место и время; б) карточек, служащих для регистрации информации, касающейся наблюдаемых лиц, явлений, процессов; в) протокола наблюдения, представляющего собой расширенный вариант карточки; г) дневника наблюдений, в который систематически, день за днем, заносятся все необходимые сведения, высказывания, поведение отдельных лиц, собственные размышления, трудности; д) фото-, видео-, звукозаписи. Общие требования к записи наблюдений сформулированы М.Я. Басовым. 1. Запись должна быть фактологична, т. е. всякий факт должен быть зафиксирован в том виде, в каком он реально существовал. 2. Запись должна включать описание ситуации (предметной и социальной), в которой происходит наблюдаемое событие (запись фона). 3. Запись должна быть полной, чтобы в соответствии с целью отражать изучаемую реальность. На этапе обработки и интерпретации исследователь осуществляет качественный и количественный анализ результатов,обобщает полученные данные,разрабатывает разнообразные обяснительные схемы,типологии и классификации,интерпретирует полученные результаты. Этический кодекс наблюдателя: 1.Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном случае необходимо заручиться согласием. 2.Избегание причинения вреда участникам исследования,а в случае невозможности избежания - снизить предполагаемый ущерб. 3.Вторжение в личную жизнь должно быть сведено к минимуму. 4.Конфиденциальность данных наблюдения. 21.Специфика постановки эксперимента в прикладном социологическом исследовании. Эксперимент в социологии — это способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности и поведения социального объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов Предмет эксперимента — отношения и связи между свойствами изучаемого объекта и системой факторов (переменных), детерминирующих его социальную деятельность и поведение. Переменные в эксперименте — контролируемые и неконтролируемые факторы, оказывающие прямое или косвенное воздействие на состояние изучаемого объекта. Экспериментальная ситуация — совокупность условий, в которых проходит эксперимент. Они могут быть полевыми и лабораторными. Объект эксперимента — социальная группа, коллектив, личность (участники эксперимента). Организация и проведение социологического эксперимента включают в себя несколько этапов. 1 этап - теоретический. На этом этапе экспериментатор формулирует проблемное поле исследования, определяет его объект и предмет, экспериментальные задачи и гипотезы исследования. 2 этап — методический - представляет собой разработку программы проведения эксперимента. Важнейшими компонентами этой программы являются: построение методик исследования, определение его процедур, формулирования плана создания экспериментальной ситуации. 3 этап — реализация программы эксперимента. В процессе его осуществления создается намеченная программой экспериментальная ситуация, изучаются реакции экспериментируемых групп на вводимые в нее исследователями независимые переменные (экспериментальные факторы). 4 этап - осуществление анализа и оценки результатов, полученных в ходе проведения эксперимента. Анализ и оценка полученных результатов показывают, достигнута ли намечаемая цель исследования, подтвердилась ли исследовательская гипотеза. Значимость эксперимента в социологических исследованиях определяется тем, что он, во-первых, позволяет получать новые знания об изучаемых социальных объектах; во-вторых, дает возможность подтвердить или опровергнуть выдвигаемые исследователями гипотезы; в-третьих, позволяет получать практически значимые результаты, которые можно реализовать в целях повышения эффективности функционирования изучаемого объекта; в-четвертых, дает исследователям возможность изучить не только ранее известные, явные функции изучаемого объекта, но и функции латентные, ранее не проявляющиеся или скрытые от внимания специалистов, Недостатки экспериментального метода: экспериментальный метод был изначально ориентирован на лабораторный исследовательский контекст, высокий уровень формализации проверяемых теорий и максимальные возможности измерения и контроля всех существенных переменных. Эксперимент оказался методом, пригодным скорее для проверки наиболее «сложившихся» и развитых социологических и социально-психологических теории, чем для поисковых исследований, направленных на выработку адекватного теоретического языка и формулировку пробных гипотез, описывающих закономерности естественного протекания социальных процессов Обычно эта процедура осуществляется путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий путем включения в обычно существующую ситуацию целесообразно определенных контролируемых условий. Такие условия приводят к образованию новой, эмерджентной, ранее не существовавшей ситуации, и позволяет зафиксировать соответствие или несоответствие состояния объекта изменившимся условиям, или действий изучаемой группы людей, в соответствии с выдвинутой гипотезой. Поэтому в эксперименте основной задачей является проверка гипотез о причинных связях (их наличии или отсутствии) исследуемых в эксперименте явлений, процессов и событий.Проведение экспериментов требует от исследователей большой осторожности и повышенной ответственности. Ошибки в их организации и реализации не только снижают качество социологической информации, но и вредны для практики социальной жизни, а иногда губительны для тех социальных систем, естественное функционирование которых нарушено непродуманным вмешательством экспериментатора. Делать эксперимент следует не всегда, когда хочется, а лишь тогда, когда есть уверенность, что его позитивный эффект превысит негативный, когда он тщательно спланирован и до мельчайших подробностей продуман. В большинстве случаев к нему нельзя приступать без получения согласия тех людей, на которых он окажет непосредственное влияние. К эксперименту обычно обращаются: 1. когда пытаются обнаружить у объекта неизвестные ранее свойства (исследовательские Э.); 2. когда необходимо проверить правильность гипотез или теоретических построений (проверочные Э.) 3. когда в учебных целях показывают какое-либо явление (демонстрационные Э.) Основные требования к проведению эксперимента. 1. Описание объекта наблюдения в системе факторов, его составляющих. 2. Описание условий существования объекта исследования. 3. Формулирование гипотезы. 4. Определение понятий сформулированной гипотезы. 5. Выделение независимой переменной. 6. Выделение зависимой переменной. 7. Описание специфических условий. Гипотеза - это предполагаемая модель рассматриваемого явления. На основе этой модели изучаемое явление описывается как система переменных, среди которых выделяется независимая переменная (экспериментальный фактор), подчиненная управлению экспериментатором в выступающая в качестве гипотетической причины определенных изменений в зависимой переменной. В инструментарий эксперимента входят протокол, дневник и карточка наблюдения. 22.Социология и другие науки об обществе. Социология — это наука об общих закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, а также социальных общностей и социальных отношений. Социология как самостоятельная наука возникла в первой половине XIX в., и ее основателем является французский философ Огюст Конт. Термин «социология» был введен в 1839 г. и в буквальном переводе означает «наука об обществе» (от лат. societas - общество и греч. logos — учение). У социологии много общего с другими общественными науками. С политологией ее объединяет то, что она исследует помимо прочего проблемы политических отношений, власти и подчинения, государственного управления. С экономикой – затрагивает сферу социального обращения товаров и услуг, но в аспекте исследования социальных последствий производства, распределения и обмена. С антропологией – делает своим предметом культуру, верованиия, традиции,, но рассматривает их под особым социологическим углом. С психологией – исследует личность и ее жизнь в группе себе подобных. В отличае от исторической науки, которая изучает только то, что случилось и вошло в историю, социология фокусируется насовременности, включает в себя социальное прогнозирование и планирование. 23.Предмет и объект социологии. Как и любая научная дисциплина, социология имеет свой объект и предмет исследования. Объект социологии (в широком смысле) – сфера субъективной реальности, подлежащая изучению и проведению научно-исследовательский изысканий. Объект социологии (в узком смысле) – социальная жизнь общества, т.е. комплекс явлений социального характера, вытекающий из взаимодействия общностей и индивидов, включая связи и социальные отношения, удовлетворение основных потребностей. Предметом социологии может выступать групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, системы социальные действия, социальные группы, социальные общности, социальные процессы, социальная жизнь. Предмет (в узком понимании) – создание и отношение к общественным трансформациям определенного человека, его поведенческие мотивы, внутренняя сущность, потребности и ориентации. 24.Понятие “общество” в истории социологической мысли. Общ-во — соц. организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеят-ть людей. Это обособившаяся от природы часть мат-ого мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности. Многие ученые пытались исследовать общ-во, определить его природу, сущность. Древнегреческий философ и ученый Аристотель под общ-вом понимал совокупность индивидов, которые объединились для удовлетворения своих соц. инстинктов. Большое значение для научного понимания общ-ва имели работы одного из основоположников научной социологии О. Конта, полагавшего, что строение общества определяется формами мышления человека (теологической, метафизической и позитивной). Само общество он рассматривал как систему элементов, кот-ми выступают семья, классы и гос-во, а основу образует разделение труда между людьми и их взаимоотношение между собой. У Макса Вебера, общ-во — продукт взаимодействия людей как результат их социальных действий в интересах всех и каждого. С точки зрения К. Маркса, общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Американский социолог Э. Шилз выделил следующие признаки общества: -оно не явл-ся органич. частью какой-л. более крупной системы; -браки заключаются между представителями данной общности; -оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности; -оно имеет свою территорию; -у него есть самоназвание и своя история; -оно обладает своей системой упр-ния; -оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида; -его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил. 25.Современные концепции обществ. Типология обществ Типология общества – это классификация обществ на основе определения наиболее важных и существенных признаков, типовых черт, которые отличают одни общества от других. В социологии существует множество типологий в зависимости от критерия типологизации. Типология общества по К.Марксу. Основанием служат способ производства и форма собственности. Человечество способно пройти пять формаций – первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Если в качестве главного признака выбирается письменность, то общества делятся на дописьменные и письменные. Простые (догосударственные образования) и сложные (государственные образования). Критерием типологизации служат особенности социальной структуры общества – число уровней управления и степень социального расслоения. Традиционное и современное в соответствии с особенностями господствующих в них общественных связей и взаимодействий. В зависимости от форм хозяйственной деятельности, основанных на способе добывания средств существования выделяют протообщество, аграрное общество, индустриальное и постиндустриальное общества. Американские социологи Г. Ленски и Дж. Ленски, различали общества в зависимости от способа добывания средств существования: Общество охотников и собирателей. Структура его простейшая, а социальная жизнь организована на основе родственных связей, всем правит вождь. Скотоводческие общества. В них также отсутствует прибавочный продукт. Основой его социальной структуры являются родственные связи. Однако их система более развита и сложнее. Скотоводство – способ добывания средств существования, основанный на приручении диких животных. Аграрное общество. На этом этапе уже появляется прибавочный продукт, развивается торговля, ремесла. С земледелием связано зарождение городов, государства, интенсивное социальное расслоение, появляется эксплуатация человека человеком. Система родственных связей перестает быть основой социальной структуры общества. Промышленное общество. Термин «индустриальное общество» впервые предложил Сен-Симон. Возникает в конце XVIII в. вследствие великой индустриальной революции (родиной которой была Англия) и Французской революции 1783-1794 гг. Первой чертой этого общества является индустриализация – создание крупного машинного производства. В зависимости от политического режима общества делят на демократические, авторитарные, тоталитарные. В наши дни наиболее популярна типология,основанная на принципе технического и технологического развития обществ,котору разработали в 60-70-х гг. социологи А. Турен, Р. Арон, Д. Белл. Традиционные общества характеризуются высоким развитием сельскохозяйственного труда. Главным сектором производства является заготовка сырья, которая осуществляется в рамках крестьянских семей; члены общества стремятся к удовлетворению главным образом бытовых потребностей. Основой экономики является семейное хозяйство, способное удовлетворить если не все свои потребности, то значительную их часть. Техническое развитие крайне слабо. В принятии решений основным методом является метод «проб и ошибок». Социальные отношения развиты крайне слабо, как и социальная дифференциация. Такие общества ориентированы на традицию, следовательно, направлены в прошлое. Индустриальное общество - общество, которое характеризуется высоким развитием промышленности и быстрыми темпами экономического роста. Экономическое развитие осуществляется в основном за счет экстенсивного, потребительского отношения к природе: для удовлетворения своих актуальных потребностей такое общество стремится к максимально полной разработке имеющихся в его распоряжении природных ресурсов. Главный сектор производства — обработка и переработка материалов, осуществляемые коллективами рабочих на фабриках и заводах. Такое общество и его члены стремятся к максимальной адаптации к настоящему моменту и удовлетворению социальных потребностей. Основным методом принятия решений является эмпирическое исследование. Постиндустриальное общество — это общество, которое зарождается в настоящий момент и имеет ряд существенных отличий от индустриального общества. Если для индустриального общества свойственно стремление к максимальному развитию промышленности, то в постиндустриальном гораздо более заметную (а в идеале первостепенную) роль играют знания, технология и информация. Кроме того, быстрыми темпами развивается сфера обслуживания, обгоняя промышленность. В постиндустриальном обществе нет веры во всесилие науки. Это отчасти связано с тем, что человечество столкнулось с негативными последствиями собственной деятельности. По этой причине на первый план выступают «экологические ценности», причем имеется в виду не только бережное отношение к природе, но и внимательное отношение к равновесию и гармонии, необходимым для адекватного развития общества. Основой постиндустриального общества является информация, что в свою очередь породило еще один тип общества — информационное. По мысли сторонников теории информационного общества, появляется совершенно новое общество, характеризуемое процессами, противонаправленными тем, что имели место на предшествующих фазах развития обществ даже в XX в. Например, вместо централизации налицо регионализация, вместо иерархизации и бюрократизации — демократизация, вместо концентрации — разукрупнение, вместо стандартизации — индивидуализация. Все эти процессы обусловлены информационными технологиями. Люди, предлагающие услуги, либо предоставляют информацию, либо ее используют. Например, преподаватели передают знания студентам, ремонтники используют свои знания для обслуживания техники, юристы, врачи, банкиры, летчики, дизайнеры продают клиентам свои специализированные знания законов, анатомии, финансов, аэродинамики и цветовых гамм. Они ничего не производят в отличие от заводских рабочих в индустриальном обществе. Вместо этого они передают или используют знания для оказания услуг, за которые готовы заплатить другие. Таким образом, типология такого сложного государственного образования, как общество, не может быть единой и универсальной, а определяется методологическим подходом исследователя. Всегда следует понять, какую научную, познавательную задачу пытался решить автор. 26.Общество и государство. Гражданское общество.
Понятие " гражданское общество " появилось в работах Т. Гоббса, Дж. Локка и получило развитие в трудах Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса и других философов. Одним из первых, кто попытался провести разграничение понятий "гражданское общество" и "государство", был английский философ Дж. Локк (1632—1704). В его трактовке государство вправе претендовать лишь на тот объем полномочий, который санкционирован общественным договором между гражданами. Также в рамках концепции общественного договора различал эти понятия Ж. Ж. Руссо (1712— 1778), который противопоставлял государство ("политическое тело") и ассоциацию граждан как феномены, имеющие собственную специфику. В дальнейшем понятие "гражданское общество" получило развитие в работах Георга Гегеля (1770—1831) и Карла Маркса (1818— 1883). В гегельянской трактовке гражданское общество предстает как совокупность лиц, групп, сословий и институтов, взаимодействие которых обусловлено их частными интересами. При этом оно должно определяться государством, которое только одно в состоянии выразить и реализовать общий интерес. К. Маркс рассматривал гражданское общество как "подлинный источник и театр всей истории". Поэтому объяснение политических событий, изменения в праве и культуре необходимо искать в развитии структур гражданского общества. Государство с его бюрократическим аппаратом противостоит гражданскому обществу, суть которого — человек с его свободными, негосударственными ассоциациями и объединениями. В конечном счете, государство должно определяться гражданским обществом, а не наоборот, как считали гегельянцы. Под гражданским обществом понимается: • человеческая общность на определенной стадии развития, включающая добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизнедеятельности общества; • совокупность негосударственных — экономических, политических, социальных, семейных, национальных, духовных, религиозных, нравственных и других отношений; • сфера самопроявления свободных индивидов и добровольно сформированных организаций и ассоциаций граждан, огражденная законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны органов государственной власти. В современных условиях гражданское общество выступает как многообразие неопосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. В отличие от государственных структур в гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.
Типы социальных общностей. Выделяют две основные типы общностей: номинальные и реальные. Реальные общности реально существуют и выполняют определенную социальную функцию (классы, нации, молодежь, территориальные объединения и т.п.). Номинальные общности — это объединения людей, в которых социальная связь имеет исключительно субъективный харак тер (часто сущест вует только в воображении ее членов), а объективные и поведенческие связи отсутствуют вовсе (например, российское студенчество, российские врачи). Классификацию социальных общностей можно провести по нескольким классификационным признакам. Во-первых, по степени устойчивости различают: - Неустойчивые социальные группы, отличающиеся случайным характером образования и слабым взаимодействием между членами группы (публика, митингующая толпа, пассажиры автобуса, очередь в магазине и т. п.); - Группы средней устойчивости (трудовой коллектив, студенческая группа, компания друзей и т. п.); - Устойчивые социальные общности (нации, народы, классы и т. д.). Во-вторых, по размерам выделяют: - Большие социальные общности, существующие в масштабах страны (нации, социальные классы и слои, профессиональные объединения и т. д.); - Средние социальные общности (жители Московской области, студенты университета и т. п.); - Малые социальные общности — семья, учебная группа, компания друзей, спортивная команда и т. д. В-третьих, по содержанию социальные общности разделяются на: - Социально-экономические (касты, сословия, классы); - Социально-этнические (роды, племена, народнос
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.136.223 (0.019 с.) |