Лекция 2. 1. Спрос, закон спроса, неценовые факторы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 2. 1. Спрос, закон спроса, неценовые факторы



 изменения спроса

Функционирование рынка – это взаимодействие хозяйствующих субъектов, в ходе которого происходит формирование цен, объемов производства и его структуры, движение продукции от производителей к потребителям.

 Спрос, предложение, цена и конкуренция являются основными элементами рыночного механизма.

Спрос — это те потребности людей в предметах потребления и средствах производства, которые могут быть реально удовлетворены и обеспечены денежными средствами.

Величина (объем) спроса - это максимальное количес­тво данного товара, которое покупатель готов приобрести по неко­торой цене за данный период времени при данных условиях.

Различают индивидуальный, рыночный и совокупный спрос.

Индивидуальный спрос - это спрос конкретного потребите­ля на данный товар.

Рыночный (отраслевой) спрос - спрос, предъявляемый на товар всеми потребителями (покупателями) на рынке данного товара. Кривая рыночного спроса представляет собой сумму кривых индивидуального спроса и показывает объем спроса всех покупателей на данный товар при любой цене.

Совокупный спрос – это общий объем товаров и услуг, которое потребители, предприятия и правительство (государство) готовы купить при любом возможном уровне цен в определенный период времени.

Шкала спроса - таблица, где показано изменение количества того или иного блага, которое покупатели желают и могут при­обрести в данное время в зависимости от изменения цены блага.

Одним из важнейших факторов, влияющих на объем спроса, является цена товара или услуги. Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса.

Закон спроса гласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении. Закон спроса может быть проиллюстрирован с помощью кривой спроса (рис.1), все точки которой показывают объем спроса (Q) и соответствующую ему цену (P).

Кривая спроса имеет отрицатель­ный наклон.

Исключением из закона спроса являются так называемые «низшие» и «высшие» товары. Особенность спроса на «низшие» товары связана с тем, что их потребление уменьшается с увеличением дохода. Для таких товаров существуют альтернативные блага, обладающие лучшими потребительскими качествами. По мере роста доходов потребители отдают им большее предпочтение, несмотря на более высокую цену.

Существуют и такие группы товаров, спрос на которые, как правило, не снижается и при увеличении цен. Это относится к товарам первой необходимости.

К «высшим» товарам относят предметы роскоши. Снижение цены на данные товары может сопровождаться сокращением спроса. Такое явление назвали «эффектом сноба» или «эффектом Веблена».

На динамику спроса оказывают воздействие следующие неценовые факторы спроса:

- доходы потребителей. При повышении доходов спрос на большинство товаров растет;

- цены на товары-заме­нители и товары-комплементы. Если на один из таких товаров цена возрастает, то покупатели переключаются на потребление другого товара (заменителя);

 - половая и возвратная структура населения;

- налоги на доходы потребителей;

 - экономическая политика государства;

 - инфляционные ожидания;

 - предпочтение одного товара другому под воздей­ствием рекламы, моды и др. Благоприятные предпочтения во вкусах потребителей на данный товар обеспечат увеличение спроса на него и наоборот.

Необходимо различать понятия "изменение величины спро­са" и "изменения в спросе". Реакция покупателей на изменение цены на товар при прочих равных условиях отражает изменение величины спроса, и передвижение на графике кривой спроса идет от одной точ­ки к другой. Изменение неценовых факторов спроса приводит к измене­нию в спросе и означает сдвиг кривой спроса вправо, если он растет, или влево, если он падает (рис.2).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.005 с.)