Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 2. 1. Спрос, закон спроса, неценовые факторы
изменения спроса Функционирование рынка – это взаимодействие хозяйствующих субъектов, в ходе которого происходит формирование цен, объемов производства и его структуры, движение продукции от производителей к потребителям. Спрос, предложение, цена и конкуренция являются основными элементами рыночного механизма. Спрос — это те потребности людей в предметах потребления и средствах производства, которые могут быть реально удовлетворены и обеспечены денежными средствами. Величина (объем) спроса - это максимальное количество данного товара, которое покупатель готов приобрести по некоторой цене за данный период времени при данных условиях. Различают индивидуальный, рыночный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос - это спрос конкретного потребителя на данный товар. Рыночный (отраслевой) спрос - спрос, предъявляемый на товар всеми потребителями (покупателями) на рынке данного товара. Кривая рыночного спроса представляет собой сумму кривых индивидуального спроса и показывает объем спроса всех покупателей на данный товар при любой цене. Совокупный спрос – это общий объем товаров и услуг, которое потребители, предприятия и правительство (государство) готовы купить при любом возможном уровне цен в определенный период времени. Шкала спроса - таблица, где показано изменение количества того или иного блага, которое покупатели желают и могут приобрести в данное время в зависимости от изменения цены блага. Одним из важнейших факторов, влияющих на объем спроса, является цена товара или услуги. Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса. Закон спроса гласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении. Закон спроса может быть проиллюстрирован с помощью кривой спроса (рис.1), все точки которой показывают объем спроса (Q) и соответствующую ему цену (P). Кривая спроса имеет отрицательный наклон. Исключением из закона спроса являются так называемые «низшие» и «высшие» товары. Особенность спроса на «низшие» товары связана с тем, что их потребление уменьшается с увеличением дохода. Для таких товаров существуют альтернативные блага, обладающие лучшими потребительскими качествами. По мере роста доходов потребители отдают им большее предпочтение, несмотря на более высокую цену.
Существуют и такие группы товаров, спрос на которые, как правило, не снижается и при увеличении цен. Это относится к товарам первой необходимости. К «высшим» товарам относят предметы роскоши. Снижение цены на данные товары может сопровождаться сокращением спроса. Такое явление назвали «эффектом сноба» или «эффектом Веблена». На динамику спроса оказывают воздействие следующие неценовые факторы спроса: - доходы потребителей. При повышении доходов спрос на большинство товаров растет; - цены на товары-заменители и товары-комплементы. Если на один из таких товаров цена возрастает, то покупатели переключаются на потребление другого товара (заменителя); - половая и возвратная структура населения; - налоги на доходы потребителей; - экономическая политика государства; - инфляционные ожидания; - предпочтение одного товара другому под воздействием рекламы, моды и др. Благоприятные предпочтения во вкусах потребителей на данный товар обеспечат увеличение спроса на него и наоборот. Необходимо различать понятия "изменение величины спроса" и "изменения в спросе". Реакция покупателей на изменение цены на товар при прочих равных условиях отражает изменение величины спроса, и передвижение на графике кривой спроса идет от одной точки к другой. Изменение неценовых факторов спроса приводит к изменению в спросе и означает сдвиг кривой спроса вправо, если он растет, или влево, если он падает (рис.2).
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.005 с.) |