![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Схемные решения средств ввода в действие аэростатного зонда и факторы, влияющие на их выборСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Появление в составе исследовательских космических аппаратов АЗ вызвано необходимостью дополнения возможностей как дистанционного зондирования атмосфер исследуемых небесных тел, так и возможностей спускаемого аппарата, характерного элемента практически всех межпланетных исследовательских космических аппаратов, а также все более расширяемым кругом задач и требований со стороны заказчиков – отечественных и зарубежных научных организаций [2, 24, 25]. Программы научных исследований атмосферы и поверхности Венеры и Марса, разрабатываемые академическими организациями Российской Федерации в кооперации с зарубежными учеными, предполагали (и предполагают) решение целого ряда научных задач, включая: · исследование физико-механических свойств атмосферы и поверхности; · исследование внутреннего строения планет; · исследование магнитного поля; · исследование сейсмической активности; · проведение радиолокационных съемок поверхности; · получение фото и телевизионных изображений; · поиск воды и следов биологической активности; · исследование динамических процессов в атмосфере и измерение метеорологических параметров и т.д. При всей очевидности достоинств АЗ, чтобы использовать очень «земные» аэростатные технологии в весьма специфических условиях венерианской и марсианской атмосфер, необходимо было решить ряд сложных проблем, несвойственных для Земли. Так как АЗ по существу состоит из двух систем: системы ввода и аэростатной станции, то схемное решение системы ввода во многом определяет и схемное решение АЗ в целом. В настоящей работе в качестве схемообразующих признаков приняты: · тип аэростата; · форма оболочки; · материал оболочки аэростата; · расположение АЗ в составе спускаемого аппарата и его конструкция; · характер схода АЗ со спускаемого аппарата; · тип системы наполнения; · размещение системы наполнения; · тип балласта; · тип систем разделения; · момент ввода АЗ в действие; · схема подвески под парашютами; · состав подъемного газа; · способ получения подъемного газа; · «весовая категория» полезной нагрузки; Этот перечень может быть продолжен. Любой признак характеризуется определенным количеством вариантов возможной реализации, каждый из которых несет в себе свои достоинства и недостатки. Ниже в сжатой форме, под этим углом зрения рассмотрены варианты по каждому из вышеупомянутых признаков.
Тип аэростата. Аэростаты различаются: способом создания подъемной силы (газовой, монгольфьеры и их комбинации); способом создания перегрева (солнечной радиацией, тепловыми потоками, нагревательными элементами и т.д.); конструктивно (закрытые и открытые); величиной избыточного давления (аэростат нулевого избыточного давления, аэростат сверхдавления и т.д.). Форма оболочки: сферическая, цилиндрическая; элипсоидная, каплевидная. Материал оболочки аэростата: рассматривается ряд промышленных и опытных армированных пленочных материалов на основе высокопрочных тканей (СВМ, фторлон, лавсан, капрон) и химически стойких полимеров (Ф-10, Ф-42, Ф-26, полиамид-6, ПЭТФ, полиэтилен). Расположение АЗ в составе спускаемого аппарата: АЗ может быть расположен в верхней или нижней части разделяющейся теплозащитной оболочки СА, под защитным кожухом или на лобовом экране. Характер схода аэростатного зонда со спускаемого аппарата: организованный или неорганизованный, по направляющим, которыми могут быть элементы конструкции аппарата или специально спроектированные конструкции. Тип системы наполнения: с единовременной подачей подъемного газа или поэтапной, с прямой подачей или с использованием специальных устройств, упорядочивающих поступление газа. Размещение системы наполнения: сверху (с наполнением через верхний полюс) или снизу (наполнение через нижний полюс). Тип балласта: в качестве балласта могут быть использованы отработавшие элементы конструкции, в частности системы наполнения, специальный пассивный груз, приборное оборудование, и др. Тип системы разделения: механический, электромеханический, пиротехнический. Момент ввода АЗ в действие: время и точка входа в атмосферу. Ночная или дневная стороны планеты, северное или южное полушария, условия радиовидимости с наземных пунктов наблюдения в начальный момент и во время дрейфа и т.д. Схема подвески под парашютами: если в составе спускаемого аппарата имеются две или несколько составных частей, то могут рассматриваться альтернативные схемы параллельного или последовательного функционирования и соответственно использования одной общей или двух парашютных систем. Подвеска с различным количеством узлов крепления. С вертлюгом или использованием фала.
Состав подъемного газа: водород, гелий, водород в виде гидрида металла, пары аммиака или воды, продукты разложения гидразина. Способ получения подъемного газа: баллоны высокого давления, газогенераторы. «Весовая категория» полезной нагрузки: легкая, средняя, тяжелая. Анализ, проведенный в рамках обсуждаемых исследований, указал на значимость влияния целой группы параметров, имеющих разную физическую основу, к которым в первую очередь относятся: · высота дрейфа; · длительность дрейфа; · объем оболочки; · время наполнения; · давление подъемного газа; · величина допустимого скоростного напора набегающего потока; · баллистический коэффициент; · длина фала. Рассмотрим кратко влияние каждого из этих параметров. Высота дрейфа сказывается, прежде всего, на условиях проведения научных измерений, состоянии газа в оболочке и самой оболочки. Схема ввода АЗ в действие в первую очередь определяется высотой дрейфа. Длительность дрейфа определяет объем научной и служебной информации, передаваемой на Землю. Предъявляет требования к системам плавающей аэростатной станции, таким как система энергоснабжения, сброса балласта, дренажа избыточного давления, др., термооптическим характеристикам оболочки. О бъема оболочки зависит от «весовой категории» полезной нагрузки, плотности атмосферы, других условий функционирования. Влияет на выбор материала оболочки, требования, предъявляемые к подъемному газу. В зависимости от объема оболочки могут использоваться различные схемы наполнения, дополнительные устройства, межполюсные связи и т.д. Время наполнения существенно влияет на всю циклограмму траекторных операций при вводе аэростатного зонда в действие. Выбирается исходя из требований обеспечения целостности оболочки при наполнении и выходе на высоту дрейфа. Давление подъемного газа влияет на высоту дрейфа и длительность функционирования. Связано с количеством газа в оболочке, характеристиками газа, его составом, температурой, термооптическими характеристиками материала оболочки. Зависит от давления и температуры окружающей среды, от утечек газа через оболочку и т.д. Величина допустимого скоростного напора набегающего потока. влияет на выбор характеристик парашютной системы, площадь купола, нагрузки и массу, наполняемость оболочки, ее сохранность при наполнении. Баллистический коэффициент влияет, прежде всего, на массу и размеры парашютной системы, АЗ, оболочки. Зависит от их аэродинамических характеристик. Определяет время расхождения разделяющихся частей. Влияет на глубину просадки и длину фала, на котором подвешивается гондола, гайдроп, лобовой экран. Длина фала в лияет на массовые характеристики и упорядоченность ввода и развертывания гондолы, гайдропа и лобового экрана. На принятие схемных решений по АЗ и системе его ввода влияет большое число факторов, которые по отношению к исследуемому объекту нужно рассматривать как «внешние условия», которые здесь представляются в трех группах: · условия атмосферы и рельеф поверхности исследуемого небесного тела; · научные задачи и особенности оборудования для их реализации;
· конструктивные особенности базового космического аппарата. При формировании требований к марсианской экспедиции большое внимание уделяется получению качественных снимков поверхности Марса. Такая съемка наиболее информативна днем, в процессе дрейфа аэростатного зонда. Но из-за ограничения по массе не представляется возможным установить на аэростатной станции мощный видеокомплекс. Поэтому кроме технических требований и условий безопасности при выборе высоты дрейфа должна учитываться возможность качественной съемки поверхности. Приемлемые значения высоты дрейфа при этих условиях находятся в диапазоне 2–3 км. При посадке аппарата на поверхность небесного тела особое место занимает проблема выбора района дрейфа и места посадки. Для исследования атмосферы Венеры было предложено схемное решение, в котором ввод АЗ осуществляется в Северное и Южное полушария, в низких широтах, на ночную сторону планеты, на границе прямой радиовидимости с Земли. Дрейф аэростатных станций по описанным траекториям обеспечивает получение информации о глобальной атмосферной циркуляции в полушариях планеты. Эта информация помогает решить вопрос об одном из наиболее загадочных явлений в физике Венеры, упомянутой выше суперротации атмосферы. Ввод станций на ночную сторону планеты на границе прямой радиовидимости с Земли позволяет увеличить время их активного функционирования, поскольку в отличие от ввода на дневную сторону на ночной стороне отсутствуют перегрев газа в оболочке и увеличение избыточного давления, из-за которого может произойти ееразрушение. Расположение наземных пунктов приема информации в различных точках Земного шара, для которых плавающие аэростатные станции находятся в зоне видимости, позволяет обеспечить практически круглосуточное непрерывное наблюдение за ними. Постановка задачи Задача выбора схемного решения ввода в действие аэростатного зонда относится к проектным задачам высокого уровня, когда определяется облик исследовательского космического аппарата в целом. Под схемными решениями понимаются прежде всего [2, 9, 26]: · структурные схемы разрабатываемого объекта и его систем; · схемы расположения АЗ на базовом аппарате; · схемы интерфейсов с другими аппаратами экспедиции (посадочный аппарат на «Веге» и марсоход на «Марсе»); · схемы экспедиции; · схемы спуска; · схемы ввода; · схемы разделения; · схемы функционирования (траекторные операции) и т.д.
Схема (алгоритм) исследования приведена на рис. 1. Исходя из анализа факторов, влияющих на принятие решения, задача выбора схемного решения ввода в действие АЗ в общем виде может быть сформулирована так: задано множество состояний объекта – физической системы
и вектором непрерывных параметров
определяющих в совокупности показатель эффективности или значение критерия, отражающего качество функционирования объекта:
На параметры могут быть наложены ограничения в виде равенств и неравенств:
В зависимости от требований к экспедиции в качестве функционала может быть использован тот или иной показатель. В частности, одним из ключевых требований к аэростатной системе является ее конструктивное совершенство, под которым подразумевается отношение массы полезной нагрузки к плавающей массе аэростатной системы. В нашем случае именно этот показатель выбирается в качестве критерия эффективности:
Ставится задача минимизации массы системы ввода
при обеспечении минимальных рисков
Основной объект исследований – система ввода в действие АЗ, включая ее структуру, схему функционирования и соответствующие им параметры, что по существу является задачей структурного и параметрического синтеза. Основные элементы структуры системы ввода в действие АЗ – приведенные выше подсистемы схода со спускаемого аппарата, разделения, разворачивания, наполнения, развертывания фалов, научно-служебных комплексов и т.д. [22]. В качестве непрерывных параметров рассматривались вышеприведенные траекторные параметры: высота, скорость, дальность, скоростной напор, время функционирования, масса подъемного газа и объем оболочки в процессе наполнения и т.д. Состав и параметры ограничений определялись требованиями со стороны научной аппаратуры и возможностями базового блока экспедиции, его конструктивно-компоновочной схемы. В общем случае масса аэростатного зонда
В свою очередь можно записать:
Подъемный газ может подаваться в оболочку в несколько приемов и с различным расходом газа
Масса системы ввода в действие АЗ:
Приведем основные ограничения при вводе АЗ в действие. Скоростной напор при вводе парашютной системы
Аналогичное ограничение накладывается на скоростной напор при развертывании и наполнении оболочки аэростата. Необходимое условие расхождения разделяющихся систем или элементов конструкции – превышение (с заданным коэффициентом безопасности) баллистического параметра отделяющихся систем
В качестве условий безопасного функционирования системы ввода в действие аэростатной станции можем записать: · вероятность несоударения плавающей аэростатной станции с системой наполнения, отделяющейся на парашюте ввода аэростата:
где · вероятность несоударения с поверхностью при «просадке» аэростатной станции:
· вероятность вывода аэростатной станции на высоту дрейфа
Из-за сложности схемных решений разрабатываемых объектов для поиска наиболее рациональных из них использовались в основном вариантные расчеты, не исключая при этом экспертных оценок и традиционных численных методов оптимизации.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.45.231 (0.012 с.) |