Сущность, задачи и функции логистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, задачи и функции логистики



Термин «Логистика» имеет греческие корни – это счетное искусство или искусство вычисления, рассуждения.

В современных словарях логистика трактуется в двух значениях:

1) математическая логика;

2) техника и технология транспортно-складских работ в военной и/или гражданской области.

В истории развития логистики с позиции экономики принято выделять следующие этапы:

1) период с 1915 по 1950-е гг. – «период фрагментаризации»: возникновение и развитие отдельных фрагментов (элементов) логистики, таких как грузопереработка, складирование, закупки, транспортировка, управление запасами, планирование потребностей и сбыта, развитие военной логистики и т. д.

Появились первые логистические организации и сообщества – старейшая организация в США − Национальная ассоциация проблем управления закупками (1915 г.). В 1967 г. преобразована в Национальную ассоциацию агентов снабжения.

2) 1960-е гг. – «период становления»: формируется материальный менеджмент, физическое распределение, производственный (операционный) менеджмент; быстро развивается теория и практика логистики; изменяется стратегия в формировании запасов; внедряются информационно-компьютерные технологии; в конце 1960-х гг. сформулирована концепция бизнес-логистики; возникают новые логистические организации – Совет логистического менеджмента, Американское общество инженеров-логистиков и др.

3) 1970-е г. – «период развития»: внедрение основных принципов бизнес-логистики; применение микрологистических систем MRP, KANBAN; развитие транспортно-складского оборудования, новых видов тары, упаковки, внедрение контейнерных перевозок и т. д.

4) с 1980-х гг. начался «период интеграции»: бурное развитие теории и практики логистики; внедрение персональных компьютеров; применение логистики, как инструмента, при глобализации рынка; повсеместное распространение философии всеобщего управления качеством (TQM); развитие микропроцессорной техники; рост партнёрства и стратегических союзов; повышение качества обслуживания; внедрение новых логистических технологий в производстве и дистрибьюции (MRP II); создание международных логистических систем, логистических центров физического распределения; межнациональных коммуникационных информационно-компьютерных систем.

На современном этапе основными предпосылками развития логистики являются:

- углубление специализации в промышленности;

- развитие мировых интеграционных процессов;

- усиление конкуренции во всех областях бизнеса;

- развитие информационно-компьютерных технологий;

- внедрение гибкого технологического оборудования, систем автоматизации проектирования;

- повышение качества сервиса и т. д.

Логистика – наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Логистика – направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными потоками в сферах производства и обращения.

Предмет логистики – организационно-экономические отношения в сфере товародвижения на этапах закупки, производства и сбыта продукции.

Содержание логистики заключается в установлении причинно-следственных связей и закономерностей, присущих процессам товародвижения, эффективным организационным методам и формам управления материальным и информационным потоками.

Логистикой, как наукой, применятся общий метод - диалектический.

В современных условиях по функциональному признаку выделяют следующие виды логистики: закупочную; логистику производственных процессов; логистику запасов; транспортную логистику; информационную логистику и т.д.

Все рассмотренные виды логистики реализуются с помощью воздействия на звенья логистической цепи.

Логистическая цепь – это линейно упорядоченное множество физических и (или) юридических лиц, осуществляющих логистические операции по проведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой в случае производственного потребления или до конечного потребителя, а также в случае личного непроизводственного потребления.

Логистическая цепь характеризуется следующими основными звеньями:

- поставкой материалов, полуфабрикатов и сырья;

- хранением сырья и продукции;

- производством товара;

- распределением, включающим отправку товара со склада готовой продукции;

- потреблением готовой продукции.

Звенья логистической цепи состоят из отдельных взаимосвязанных элементов, совокупность которых образует материальную составляющую логистики.

К материальной составляющей логистики относят:

- любое транспортное средство;

- систему складского хозяйства;

- средства управления и связи.

Логистическая система – это вариант адаптивной системы с обратной связью, выполняющей те или иные логистические функции. Наличие возможности по проведению анализа уровней элементов логистической системы и планированию различных операций предопределяют ее разгруппировку на микрологистику и макрологистику.

Характеристика макрологистики связано с тем, что формируемая цепь, через которую ритмично и последовательно протекают определенные материальные потоки, состоящие их некоторой группы самостоятельных хозяйствующих субъектов, и сквозные материальные потоки на выходе, имеют заранее спроектированные контролируемые показатели.

При этом самостоятельность хозяйствующих субъектов – звеньев материалопроводящих цепей, в большей мере реализуется в целях согласованности в управлении сквозными материальными потоками. Нужные грузы начинают поступать в требуемые места, в необходимое время, в требуемом количестве, запрашиваемого качества. Тогда продвижение материальных потоков по всей цепи начинает осуществляться с минимальным объемом затрат.

Обеспечение операций по подготовке, планированию, реализации и контролю за процессом перемещения товара внутри предприятия возложено на микрологистику. Основная задача микрологистики связана разработкой тщательно взвешенных и обоснованных предложений, которые способствуют достижению максимальной эффективности работы предприятий, повышению ее рыночной доли и связана с получением преимуществ перед конкурентами. Реализация данной задачи происходит с помощью создания эффективных систем по регулированию и контролю материального и информационного потоков, обеспечивающих высокое качество перевозки продукции.

Под материальным потоком в логистике принято понимать: груз, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе их участия в различных логистических операциях.

Размерность материального потока представляет собой показатель, в числителе которого указана единица измерения груза (литр, тонна и т.д.), а в знаменателе единица отсчета времени (сутки, декада, месяц, квартал, год).

Подразделение материальных потоков происходит по следующим признакам:

- по отношению к логистической системе;

- по натурально-вещественному составу потока;

- по количеству образующих поток грузов;

- по удельному весу образующего поток груза;

- по степени совместимости грузов;

- по консистенции грузов.

Таблица 1.1

Классификация и характеристика основных видов

материального потока

Классификационный признак Вид и характеристика материального потока
1 2
Отношение к логистической системе - внутренние материальные потоки – образуются в результате осуществления логистической операции с грузом внутри логистических систем. - внешние материальные потоки протекают во внешней среде для предприятия. К данной категории относятся не любой груз, перемещаемый вне предприятия, а только те, к происхождению которых хозяйствующий субъект имеет отношение. - выходные материальные потоки – поступают из логистических систем во внешнюю сферу. - входные материальные потоки – поступают в логистические системы из внешней среды.
Натурально-вещественный состав потока - одноассортиментный материальный поток. - многоассортиментный материальный поток.
Количество образующих поток грузов - массовый поток грузов возникает в результате перемещения груза не единичной транспортной системой, а их совокупностью, например железнодорожные составы, колонны автомашин. - крупный поток – группа вагонов, судов, автомашин. - средний поток занимает промежуток между мелким и крупным. - мелкий поток – образует объем груза, не позволяющий полностью использовать грузоподъемность транспортных средств и требует совмещения при перевозке с другими, попутными грузами.
Удельный вес образующего поток груза - легковесный поток представлен грузом, не позволяющим полностью применить грузоподъемность транспорта. - тяжеловесный поток обеспечивает полную эксплуатацию грузоподъемности транспортного средства и требует для хранения меньший складской объем.
Степень совместимости грузов - совместимый материальный поток. - несовместимый материальный поток.

 

Продолжение таблицы 1.1

Классификационный признак Вид и характеристика материального потока
1 2
Консистенция грузов - насыпные грузы характеризуются главным свойством – сыпучестью. - навалочные грузы - перевозятся без тары, например: соль, уголь, руда, песок и др. - тарно-штучные грузы перевозятся в контейнерах, ящиках, мешках, грузы без тары. - наливные грузы – это грузы перевозимые наливом в цистернах и наливных судах.

 

Движение материального потока сопровождается финансовыми и информационными потоками.

Направленное движение финансового ресурса, связанное с материальным, информационным и иным потоками как в рамках логистической системы, так и вне ее называется финансовым потоком.

Обслуживание материального потока в логистике, с целью финансового обеспечения, связано с реализацией их продвижения с помощью финансовых ресурсов в достаточном количестве, а также в оптимальные сроки и с применением необходимых источников финансирования.

Классификация основных видов финансовых потоков представлена в таблице 1.2.

Таблица 1.2

Классификация и характеристика основных видов

финансовых потоков

Классификационный признак Вид и характеристика финансового потока
1 2
По отношению к логистической системе внешние, внутренние.
По направлению движения входящие, исходящие.  
По назначению - закупочный (обусловлены процедурой закупки товара); - инвестиционный поток; - материальные затраты (обусловлены производственной деятельностью предприятия); - возникающий в процессе продажи и дистрибьюции товара.
 По способу переноса авансированной стоимости - основные фонды; - оборотные средства.

 

Продолжение таблицы 1.2

Классификационный признак Вид и характеристика финансового потока
1 2
По форме расчета - наличные – это денежные потоки, которые характеризуются движением наличных средств; - безналичные – информационно-финансовые потоки, обусловленные движением безналичных средств.
По форме оплаты - денежная; - натуральная.
По источнику финансирования - собственные; - заемные.
По виду обслуживаемых потоков - материальные; - информационные; - трудовые; - сервисные.
Участие в производственном процесса - единовременные (инвестиционные) - текущие.
По виду хозяйственных связей - горизонтальные; - вертикальные.

Поток сообщений в документной, устной и других формах, соответствующий материальному потоку в логистической системе, предназначенный в основном для реализации управляющих функций называется информационным потоком.

Классификация информационных потоков представлена в таблице 1.3.

Таблица 1.3

Классификация и характеристика основных видов информационных потоков

Классификационный признак Вид и характеристика информационного потока
1 2
По отношению к логистической системе внешние, внутренние.
По виду носителей информации –документы, оформленные на бумаге; – электронные (магнитные) носители, электронные программы и т.п.
По времени возникновения и периодичности использования on line, off line, регулярные, оперативные, периодические.
По степени открытости и уровню значимости закрытые, открытые, секретные (конфиденциальные), коммерческие, заказные, простые.
По способу передачи данных курьер, телефон, почта, телевидение, радио, факс, электронная почта, телекоммуникационные сети

 

Как и большинство наук, логистика, построена на определенных принципах.

В научных источниках выделяют следующие основные принципы логистики (рис. 1.1).

 

     
 
 
 

 

 


Рис. 1.1. Принципы логистики

 

Функционирование логистики базируется на определенных правилах, которые принято называть правилами «семи R», или «Семь правил логистики»:

ГРУЗ – необходимый продукт (груз);

КАЧЕСТВО – достаточного уровня качества;

КОЛИЧЕСТВО – в требуемом объеме (количестве);

ВРЕМЯ – следует транспортировать во время заявленное получателем (оговоренное в договоре);

МЕСТО – в заявленный пункт назначения;

ПОТРЕБИТЕЛЬ – потребителю, указанному в качестве получателя;

ЗАТРАТЫ – с максимально низким уровнем затрат.

Представленные правила отражают большинство характеристик логистики, определяющих и отражающих ее специфику, а также учитывают результативность её цельного функционирования.

Логистическая деятельность осуществляется посредством реализации определенных логистических функций.

Укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей в логистических системах – это л огистическая функция.

К основополагающим логистическим функциям относятся:

1. прогнозирование спроса и изучение рынка на отдельные виды продукции;

2. приобретение и складирование материальных ресурсов, управление запасами и принятие решений об их размерах;

3. организация в производстве материальных потоков;

4. организация распределения товаров.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.04 с.)