Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Я научилась просто, мудро жить,Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь Пушистый кот мурлыкает умильней, И яркий загорается огонь На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь Крик аиста, слетавшего на крышу. И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу.
Ты письмо мое, милый, не комкай, До конца его друг прочти. Надоело мне быть незнакомкой, Быть чужой на твоем пути. Не гляди так, не хмурься гневно. Я любимая, я твоя. Не пастушка, не королева И уже не монашенка я – В этом сером, будничном платье, На стоптанных каблуках… Но, как прежде, жгуче объятья, Тот же страх в огромных глазах. Ты письмо мое, милый, не комкай, Не плачь о заветной лжи, Ты его в твоей бедной котомке На самое дно положи.
Молитва. Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар – Так молюсь за Твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей
I Уводили тебя на рассвете, За тобой, как на выносе, шла, В темной горнице плакали дети, У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки, Смертный пот на челе… Не забыть! Буду я, как стрелецкие женки, Под кремлевскими башнями выть.
II. Тихо льется тихий Дон, Желтый месяц входит в дом. Входит в шапке набекрень. Видит желтый месяц тень. Эта женщина больна, Эта женщина одна. Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне.
Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой, Кидалась в ноги палачу, Ты сын и ужас мой. Все перепуталось навек, И мне не разобрать Теперь, кто зверь, кто человек, И долго ль казни ждать. И только пышные цветы, И звон кадильный, и следы Куда-то в никуда. И прямо мне в глаза глядит, И скорой гибелью грозит Огромная звезда.
Дидактический материал
Вопросы и задания ***
24 сентября 1911, Царское Село
1. Выделите и проанализируйте те ее стихотворения, где с особой отчетливостью обнаруживается всегда присущее поэтессе мужество, верность своему высокому предназначению. 2. Обратившись к лирике Ахматовой, охарактеризуйте ее представления о чести и достоинстве человека. 3. Какие стилевые традиции, сложившиеся в русской поэзии, подхвачены и продолжены Ахматовой?
***
Сжала руки под темной вуалью... Как забуду? Он вышел, шатаясь. Задыхаясь. Я крикнула: «Шутка 8 января 1911, Киев
1. Чем создается в стихотворении ощущение переполняющего поэтессу чувства благоговения при одном лишь упоминании о «смуглом отроке»? 2. Какую роль в создании образа поэта играют детали царскосельского пейзажа? 3. Какие другие стихотворения Ахматовой, связанные с именем Пушкина, вы знаете? В чем сказывается в них воздействие на ее стихи и позицию в поэзии русского гения?
Молитва
1. Проследите, как развивается лирический сюжет стихотворения, как соединяется здесь повествовательное и драматическое начало. 2. Выделите образные, стилевые средства, передающие крайнюю степень эмоциональной напряженности. 3. Что позволяет говорить о выразительной точности слова в стихе Ахматовой?
***
Мне голос был. Он звал утешно, Но равнодушно и спокойно Осень 1917
1. Как характеризуется в стихотворении революционная Россия? 2. Выделите слова (образы, эпитеты), позволяющие судить о нравственной позиции автора 3. Что вы можете сказать о тональности стихотворения? Какими художественными средствами она создается? 4. В критической литературе жанр этого стихотворения определяется как инвектива, т. е. произведение по своему характеру резко обличительное. Сможете ли вы, обратившись к тексту, подтвердить или опровергнуть это мнение?
Творчество
1. Как воссоздается в стихотворении процесс поэтического творчества? 2. Стихотворением «Творчество» открывается цикл «Тайны ремесла». Что позволяет Ахматовой объединить эти, казалось бы, столь разные по смыслу слова? 3. С чем сравнивается процесс рождения поэтических строк? 4. Благодаря чему возникает здесь ощущение величавой торжественности стихотворной речи? Приморский сонет
1. Как решается центральная в стихотворении тема смерти? 2. Какие образные детали позволяют ощутить как светлую дорогу «не скажу куда»? 3. Как соединяется здесь мысль о бренности и вечности? 4. Сопоставьте стихотворение Ахматовой с пушкинским «Брожу ли я вдоль улиц шумных...». В чем обнаруживается близость поэтов при обращении к теме жизни и смерти? Чем отличаются предлагаемые каждым из них решения темы, полностью ли совпадает их отношение к неизбежности расставания с миром? «Реквием» (1940) 1. В эпиграфе слова «чуждый» и «мой народ» повторяются. В чем смысл усиливаемого таким повтором противопоставления? 2. В поэме черты обобщенного человеческого портрета становятся чертами облика эпохи. Подтвердите это, обратившись, например, к эпилогу. 3. Выделите в главе пятой строки, позволяющие ощутить, как размывается грань между реальностью и кошмаром. Есть ли в поэме еще примеры тому? 4. От главы к главе тональность поэта резко изменяется. Чем она определяется в каждом конкретном случае — например, в главах 5, 8, 10 и эпилоге? Какие лексические, образные, ритмико-интонационные средства передают всякий раз новое звучание?. 5. Собственная трагедия переживается автором как трагедия народа. Подтвердите это, обратившись к тексту поэмы. 6. Выделите строки, позволяющие ощутить нестерпимый ужас происходящего. 7. Как соотносятся в поэме голос автора и голос народа? Выделите строки, свидетельствующие о том, что переживаемое автором горе воспринимается как всенародное. 8. Один из основных мотивов поэмы — ужас памяти и горечь забвения, другой — немыслимость жизни и невозможность смерти. Проследите, как развиваются эти мотивы, в чем, пересекаясь, они находят разрешение. 9. Голос страдающей героини поэмы усиливается здесь «стомильонным» эхом. Найдите в поэме отзвуки этого голоса, повторы, которыми он подхватывает. 10. В главах 7—10 повторяются мотивы, намеченные в начальных фрагментах: приговор, призыв смерти, распятие. В чем смысл такого «дублирования»?
Разноуровневые тесты
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.74.192 (0.008 с.) |