Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История появления псевдонима «Ахматова».Уже в гимназические годы Ахматова писала стихи. Ахматова – это фамилия бабушки (прабабушки по материнской линии), ставшая псевдонимом Анны Андреевны Горенко. Из биографии А. Ахматовой: родилась 23 июня (н.с.) в 1889 году в селении Большой Фонтан близ Одессы (настоящая фамилия Горенко, в замужестве Гумилева). Детские годы прошли в Царском селе под Петербургом. Здесь она училась в Царскосельской (Мариинской) женской гимназии. Каникулы проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты (сейчас это один из районов Севастополя). «Самое сильное впечатление этих лет, – вспоминала Ахматова, – древний Херсонес, около которого мы жили». В этом районе на берегу моря разбит парк им. Анны Ахматовой. У входа в парк поставлена памятная доска, на которой изображение профиль поэта (она не разрешала себя называть поэтессой) и написаны слова, взятые из ее замечательной поэмы «Реквием»: У меня сегодня много дела:
В 1903 году знакомится с Николаем Гумилевым. Написаны первые ранние стихотворения. Затем учеба в Киево-Фундуклеевской гимназии. А в 1907 году в парижском журнале «Сириус», издававшемся Н. Гумилевым, появилось первое опубликованное стихотворение Ахматовой. 1908–1909 гг. – учеба на юридическом факультете Киевских высших женских курсов. И вот в апреле 1910 года «… я вышла замуж за Н.С. Гумилева, и мы, – пишет Ахматова, – поехали на месяц в Париж». История любви Н. Гумилева и А. Ахматовой нашла отражение в стихах. Первый сборник стихов А. Ахматовой назывался «Вечер» (1912). По свидетельству Л. Чуковской, сначала хотела сборник «Вечер» назвать «Лебеда», но ее отговорили. «Сжала руки под темной вуалью» (Приложение 1). Предварительные вопросы: Какова тема стихотворения «Сжала руки под темной вуалью…»? - Кто является героем этого стихотворения? - Какие тропы заметили в стихотворении? (Чтение стихотворения) Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью...» (1911). Это характернейшее стихотворение из книги «Вечер», в котором представлены непростые отношения между мужчиной и женщиной. Темой стихотворения является любовь. Лирическая героиня говорит со своей совестью (невидимый герой) после свидания с человеком, у которого в стихотворении нет никаких опознавательных знаков. Весь разговор опущен, а его содержание сконцентрировано в одной емкой метафоре «…я терпкой печалью/ Напоила его допьяна». Женщина, охваченная внезапным состраданием, признает свою вину перед тем, кого она заставляет страдать. Печалью «напоили» его, но сейчас страдает она, сама в этом виноватая. О силе чувства говорят повторяющиеся глаголы: «сбежала», «я бежала», «задыхаясь, я крикнула». «Перил не касаясь», то есть стремительно, без всякой осторожности, – это акмеистически точная, психологически насыщенная внутренняя деталь. В конце первого стиха последней строфы повисает слово «шутка», отделенное от завершения фразы сильным стихотворным переносом. Ясно, что все предыдущее было всерьез. 10 октября 1912 году у Анны Ахматовой родился сын Левушка (Лев Николаевич Гумилев – историк, географ, специалист по этногенезу народов Евразии). В марте 1914 года выходит вторая книга стихов «Четки», в которую вошло стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…», написанное во Флоренции (1912), где они отдыхали вместе с Н. Гумилевым 10 дней (есть мнение, что стихотворение было написано по возвращении из Италии в Киеве в имении Литки, принадлежащем родственникам Ахматовой). (Чтение стихотворения «Я научилась просто, мудро жить») (Приложение 2) 1914 год. В марте выходит вторая книга стихов «Четки». Казалось бы, в жизни А. Ахматовой все складывалось великолепно: брак с любимым человеком, признание, рождение сына. Но трагическая эпоха коснулась жизни каждого человека. 1914 год. Первая Мировая война. Н. Гумилев в армии. Переписка. (Подготовленный ученик читает стихотворение «Ты письмо мое, милый, не комкай…») (Приложение 3). В 1915 году появляется стихотворение «Молитва» (1915 г). (Приложение 4) Предварительные вопросы: · К кому обращено стихотворение? · Какую жертву она готова принести? · Во имя чего приносится эта жертва? Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые трудные времена, начиная с первой мировой войны. М. Цветаева называла А. Ахматову «музой плача». Революция и Гражданская война. Отказ покинуть Россию. Не с теми я, кто бросил землю Совсем не просты были отношения Ахматовой с родиной. Здесь она испытала страдания и муки, разделила боль с народом, голосом которого по праву стала. Но для Ахматовой слова «Родина» и «власть» никогда не были синонимами. Для нее не было выбора – уехать из России или остаться. Она считает бегство предательством: В сентябре 1917 года увидела свет книга стихов «Белая стая». Я улыбаться перестала, Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей родины. Уже в первые послереволюционные годы имя Ахматовой часто противопоставлялось именам поэтов революционной России. В 1921 год… Напечатана книга стихов «Подорожник». Волна сталинских репрессий накрыла и Ахматову. На похоронах А.А. Блока Ахматова узнает, что арестован муж, Николай Гумилев, якобы за участие в контрреволюционном заговоре. (Дело было сфабриковано органами ВЧК). Вскоре он был расстрелян. 1922. Напечатана книга стихов «Anno Domini». Середина 20-х… 1-й обучающийся: «С середины 20-х годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые – перепечатывать». 2-й обучающийся: «С 1925 г. ЦК вынес постановление (не опубликовано в печати) об изъятии меня (имеется ввиду стихи Ахматовой) из обращения». 1935 год. Арест единственного сына Анны Ахматовой Льва Николаевича Гумилева (его арестовывали трижды – в 1935, 1938 и 1940 годах). После ареста сына в 1938 г. Ахматова начала поэму «Реквием». Массовые репрессии в стране, личные трагедийные события вызвали к жизни это произведение. «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда, стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): – А это вы можете описать? И я сказала: – Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом». Пять лет с перерывами работала Ахматова над этим произведением. Создавалась поэма в нечеловеческих условиях. Стихи жили в памяти друзей и близких, так как на бумаге оставлять их было опасно. Ахматова, как вспоминает Лидия Чуковская, говорила: «Реквием» наизусть знали 11 человек, и никто меня не выдал». Основные мотивы поэмы – память, горечь забвения, немыслимость, невозможность смерти, мотив распятия, евангельской жертвы. Поэма сложилась из отдельных стихотворений, созданных в основном в предвоенный период. Окончательно эти стихи были скомпонованы в единое произведение лишь осенью 1962 года, когда оно было впервые написано на бумаге. При знакомстве с поэмой, ее структурными частями поражает чересполосица дат: «Вместо предисловия» датировано 1957 годом, эпиграф «Нет, и не под чуждым небосводом...» – 1961-м, «Посвящение» – 1940-м, «Вступление» – 1935-м. Известно также, что вариант «Эпилога» был продиктован автором подруге Л.Д. Большинцовой в 1964 году. Следовательно, даты эти – лишь разные знаки того, что к этому творению Ахматова обращалась на протяжении тридцати последних лет жизни. Важно уметь отвлечься от этих цифр и воспринимать «Реквием» как целостное произведение, продиктованное трагедийным временем. Слово «Реквием» переводится как «заупокойная месса», как богослужение по умершему. Одновременно это – обозначение траурного музыкального произведения. Уже в 1961 году поэме был предпослан эпиграф, строго, но точно отразивший гражданскую и творческую позицию автора: «Нет, и не под чуждым небосводом, Здесь дважды повторяется слово «чуждый», дважды – слово «народ». Выражена идея сплочения судеб народа и его поэта. Название – «Реквием» – настраивает на торжественно-траурный лад, оно связано со смертью, скорбным молчанием, которое пропорционально непомерности страдания.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.005 с.) |