Великая пролетарская культурная революция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Великая пролетарская культурная революция



Великая пролетарская культурная революция (ВПКР) стала марксистским ответом на препятствия и подрыв процесса социалистического строительства, чинимые хрущёвцами и сторонниками капиталистического пути. После восхождения ревизионизма в СССР Мао понял, что опасность восстановления капитализма в наибольшей степени исходит из самой партии. На протяжении Великой дискуссии Мао, борясь с ревизионизмом, пытался найти ответ на вопрос о том, как предотвратить реставрацию капитализма. В то время он был вовлечён в борьбу также и с китайскими хрущёвцами, такими как Лю Шаоци и Дэн Сяопин. В завершающем Великую полемику документе КПК «О хрущёвском псевдокоммунизме и его всемирно-историческом уроке» Мао выделил несколько моментов предотвращения реставрации капитализма.

Для начала, Мао подчеркнул значение необходимости продолжения классовой борьбы на протяжении всего периода социализма, до самого его завершения. Он пояснил, что изменения в собственности на средства производства, то есть социалистическая революция на экономическом фронте, недостаточны сами по себе. Он настаивал на необходимости социалистической революции на политическом и идеологическом фронтах в целях укрепления завоеваний революции. Такая революция должна продолжаться и при диктатуре пролетариата.

Кроме того, Мао неоднократно подчёркивал, что для совершения такой революции необходимо придерживаться линии масс, смело поднимать массы и разворачивать массовые движения в больших масштабах. Для этого партия должна опереться на народные массы, завоевать их на свою сторону и сплотиться с ними, составляющими 95 процентов населения, в общей борьбе против врагов социализма. Мао также выделил необходимость «как в городе, так и в деревне… повсеместно и неоднократно развёртывать движение за социалистическое воспитание». В ходе этого движения за непрерывное воспитание людей Мао рассчитывал организовать революционные элементы класса на «непримиримую, остриём против острия, борьбу против враждебных социализму капиталистических и феодальных сил». Мао ясно видел, что широкое участие масс является необходимым условием предотвращения реставрации капитализма. Опыт Мао подсказывал ему, что главные элементы, стремящие реставрировать капитализм,— это ревизионисты в руководстве самой партии.

Но на самом высоком уровне КПК существовала сильная оппозиция во главе с Лю Шаоци, препятствовавшая осуществлению этих теорий и конкретной программы, исходивших от Мао. Несмотря на официальное принятие «социалистической культурной революции» на пленарном заседании ЦК в 1962 году, реализация её была половинчатой и шла вразрез с линией Мао. В действительности, партийная бюрократия, находившаяся под контролем Лю, начала критиковать Мао и противодействовать мерам, направленным против «каппутистов» наподобие Пэн Дэхуая. Эта критика шла через статьи в прессе, пьесы и на других культурных площадках, находившихся под их полным контролем. Их контроль был настолько велик, что Мао не мог даже опубликовать в Пекине статью в свою защиту. Такая статья в защиту Мао и его политики была опубликована в ноябре 1965 года в гораздо более радикальном Шанхае. Она стала тем, что Мао позже назвал «сигналом» для начала ВПКР, сорвав лавину критики в адрес партийной бюрократии и поддержав линию Мао в СМИ и в области культуры. Были высказаны требования самокритики главных виновников. Но партийная бюрократия предприняла всё возможное, чтобы движение не приняло массовый характер. Группа по делам культурной революции, которая должна была инициировать и направлять её, на деле пыталась поставить под контроль инакомыслие и перенаправить его в русло академической дискуссии.

Наконец, 16 мая 1966 года ЦК под руководством Мао распустил Группу пяти, ответственную за саботаж культурной революции. Была создана новая группа по делам культурной революции, находившаяся под непосредственным контролем Постоянного комитета Политбюро. Циркуляр от 16 мая призвал критиковать и сломить сопротивление «каппутистов», особенно тех, что находились внутри партии. Это привело к фактическому разворачиванию Великой пролетарской культурной революции в массовое явление, охватывающее миллионы.

25 мая в Пекинском университете было вывешено первое дацзыбао (плакат, написанный большими иероглифами), где содержалась критика бывшего ректора и системы образования. За ним последовали тысячи подобных дацзыбао, сделанных студентами и народными массами по всей стране, с помощью которых те выражали своё мнение и критиковали то, что считали ошибочным в обществе. Начались демонстрации и массовые собрания, где звучала критика профессоров, партийных бюрократов и других лиц, чья политика признавалась неправильной. Вскоре часть студентов выдвинула требование отмены вступительных экзаменов. В июне Центральный комитет издал указ о приостановлении приёма в колледжи и университеты сроком на шесть месяцев с тем чтобы студенты и молодёжь смогли всецело поучаствовать в ВПКР. Но шести месяцев оказалось мало и университеты открылись снова только через четыре года.

Мао также лично принял участие в ВПКР. 17 июля он, наряду с десятью тысячами других пловцов, принял участие в заплыве через реку Янцзы. Этим символическим актом он показал, что также участвует в течении ВПКР. 5 августа, во время одиннадцатого пленума ЦК КПК, Мао подал гораздо более ясный сигнал — написал свою дацзыбао, с главным лозунгом «Огонь по штабам!». Это был явный призыв атаковать штаб «каппутистов» в партии во главе с Лю Шаоци. Призыв Мао дал ход дальнейшим действиям и воодушевил движение.

18 августа Мао присутствовал на первом митинге хунвэйбинов в Пекине. Хунвэйбины (красногвардейцы) были членами тысяч массовых организаций, появившихся во всех уголках страны для участия в ВПКР. Сначала эти массовые организации состояли в основном из студентов и молодёжи, но с ростом движения они начали охватывать рабочих, крестьян и служащих. 18 августа прошёл первый митинг, за которым последовало множество аналогичных мероприятий. Несколько раз более двух миллионов хунвэйбинов съезжались в столицу со всех уголков страны.

Одиннадцатый пленум определил ВПКР как «новый этап ещё более глубокого и широкого развития социалистической революции в нашей стране». В своём заключительном слове на пленуме Мао сказал:

«Великая пролетарская культурная революция — это, по существу, великая политическая революция в условиях социализма, предпринятая пролетариатом против буржуазии и всех прочих эксплуататорских классов. Это продолжение длительной борьбы против гоминдановских реакционеров, которую вели КПК и широкие революционные массы под её руководством. Это продолжение борьбы между пролетариатом и буржуазией» 18.

Одиннадцатый пленум принял документ, ставший впоследствии известным как шестнадцать пунктов о культурной революции. Они повторяли то, что было сказано в сообщении от 16 мая,— что нынешняя революция стремиться затронуть живую душу людей, изменить человека. Эксплуататорская старая идеология, старая культура, старые нравы и старые обычаи всё ещё господствуют в общественном сознании, являясь благодатной почвой для реставрации старых порядков. Мировоззрение должно быть преобразовано, должны родиться новые ценности.

Основной мишенью были определены «те облечённые властью, которые пролезли в партию и идут по капиталистическому пути». Главными силами революции были названы «широкие массы рабочих, крестьян, солдат, революционной интеллигенции и революционных кадров».

Целью революции было «разгромить тех облечённых властью, которые идут по капиталистическому пути, раскритиковать реакционных буржуазных „авторитетов“ в науке, раскритиковать идеологию буржуазии и всех других эксплуататорских классов, преобразовать просвещение, преобразовать литературу и искусство, преобразовать все области надстройки, не соответствующие экономическому базису социализма, с тем чтобы способствовать укреплению и развитию социалистического строя». Формой реализации этой революции был подъём многомиллионных масс, свободно выражавших свои взгляды при помощи дацзыбао, широких дебатов, направленных на разоблачение находящихся у власти «каппутистов» и их планов по реставрации капитализма.

Существенным аспектом культурной революции было продвижение и практическое осуществление линии масс Мао. Она была направлена ​​не просто на устранение враждебных социализму элементов, но на то, чтобы рабочий класс «осуществлял руководство во всём», «ставил политику на командное место» и добивался того, чтобы каждый, выполняющий работу должностного лица, «оставался одним из простых людей». Для достижения этих целей необходимо было развернуть всеобщее наступление против буржуазной идеологии с тем чтобы массы активно в этом участвовали.

В резолюции одиннадцатого пленума говорилось:

«Единственным методом великой пролетарской культурной революции является самоосвобождение масс, здесь недопустима какая-либо подмена.

Нужно верить в массы, опираться на массы и уважать инициативу масс. Надо отбросить слово „страх“. Не следует бояться беспорядков. ‹…› Пусть массы в ходе этого великого революционного движения сами воспитывают себя и распознают, что верно, а что ошибочно, какие методы правильны, а какие неправильны».

Принявшись в полную силу за революцию, массы даже создали новую организационную форму — революционный комитет. Его основой стало соединение «три в одном»: его члены, избираемые и отзываемые народом, напрямую ответственные перед ним, отбирались из партии, Народно-освободительной армии и массовых организаций (хунвэйбинов, чья численность достигала 30 миллионов). Эти комитеты появлялись на всех уровнях, начиная с заводов и коммун и заканчивая провинциальными и региональными органами власти. Их функцией было служить тем инструментом, с помощью которого массы могли непосредственно участвовать в управлении страной.

Это органы власти позволили пролетарской политической власти глубоко укорениться в массах. Непосредственное участие революционных масс в управлении страной и революционный контроль снизу органов политической власти на различных уровнях сыграли важнейшую роль в том, чтобы передовые группы на всех уровнях придерживались линии масс. Такое укрепление диктатуры пролетариата стало также наиболее широким и глубоким продвижением пролетарской демократии во всём мире до настоящего времени.

Первая волна культурной революции 1966—1967 гг. разгромила буржуазные логова внутри партии; большинство ведущих каппутистов, таких как Лю Шаоци и Дэн Сяопин, а также их сторонники, были сняты с партийных постов и вынуждены выступить с самокритикой перед массами. Это была большая победа, которая не только вдохновила китайские массы, но и создала волну революционного энтузиазма среди коммунистических революционеров по всему миру.

Во время Великой полемики многие революционные силы собрались вокруг революционной линии КПК во главе с Мао, но главным образом уже в период Культурной революции эти силы по всему миру пришли к тому, что только маоцзэдунъидеи могут дать ответы на вопросы мировой социалистической революции. Великая пролетарская культурная революция показала, что у марксизма есть ответ врагу, есть ответ капиталистической реставрации. Такое развитие марксизма привело к сплочению многочисленных революционных групп и партий во всём мире на основе марксизма-ленинизма-маоцзэдунъидей, а также к осуществлению революционной борьбы под их руководством.

Однако Мао предупреждал:

«Нынешняя Великая пролетарская культурная революция — только первая; неизбежно в будущем их будет ещё много больше. Вопрос, кто победит в революции, может быть решён только за долгий исторический период. Если не действовать правильно, капиталистическая реставрация может произойти в будущем в любое время» 19.

И затем, на Ⅸ съезде партии в 1969 году:

«Мы уже одержали великую победу. Но класс, потерпевший поражение, всё ещё будет делать судорожные потуги остаться на арене. Эти люди ещё живы, и этот класс ещё существует. Поэтому мы не можем говорить об окончательной победе. Не можем говорить об этом и в последующие десятилетия. Нельзя утрачивать бдительность. С точки зрения ленинизма, окончательная победа одной социалистической стране не только требует усилий пролетариата и широких народных масс данной страны, но и находится в зависимости от торжества мировой революции и ликвидации эксплуатации человека человеком на всей земле, которые приведут к освобождению всего человечества. Следовательно, опрометчивое заявление об окончательной победе революции в нашей стране ошибочно, идет вразрез с ленинизмом и не соответствует фактам» 20.

Слова Мао вскоре подтвердились. Сначала в 1971 году Линь Бяо, в то время заместитель председателя, на Ⅸ съезде КПК объявленный преемником Мао, составил заговор с целью захвата власти с помощью его убийства и военного переворота. Бдительность революционеров в партии сорвала эти попытки.

После этого, однако, архиревизионисты, такие как Дэн, были восстановлены на высоких должностях в партии и государственном аппарате. В последний период культурной революции вновь развернулась борьба с этими каппутистами, Дэн был вновь подвергнут критике и снят со всех постов за несколько месяцев до смерти Мао 9 сентября 1976 года. Но у него было множество агентов во властных структурах. Именно эти ренегаты организовали переворот, вскоре после смерти Мао захватив контроль над партией и переориентировав её на путь капиталистической реставрации. Именно они саботировали Культурную революцию, а затем официально объявили о её ​​конце в 1976 году.

Этот переворот и капиталистическая реставрация, однако, не доказывают ошибочности Культурной революции. Напротив, подтверждается учение Мао о природе социалистического общества и необходимости продолжения революции при диктатуре пролетариата. Культурная революция — это научный инструмент, разработанный в ходе борьбы против капиталистической реставрации, в теоретической борьбе, развивающей марксизм-ленинизм-маоцзэдунъидеи. Её научная обоснованность была проверена практикой китайской революции. Была доказана её эффективность в качестве орудия мобилизации миллионных масс на борьбу против угрозы капиталистической реставрации в социалистической стране. Но, как указывал сам Мао, никакое оружие не даёт гарантии окончательной победы. Факт того, что каппутисты добились временной победы, не в коей мере не умаляет объективной необходимости и эффективности этого оружия в борьбе за социалистическое строительство и защиту социализма.

Великая пролетарская культурная революция — один из важнейших вкладов марксизма-ленинизма-маоцзэдунъидей в арсенал международного пролетариата. Она представляет собой практическую реализацию наибольшего вклада Мао в марксизм — теории продолжения революции при диктатуре пролетариата для укрепления социализма, борьбы с современным ревизионизмом и предотвращения реставрации капитализма. Её значение для международного пролетариата неоценимо в сегодняшнем мире, где все плацдармы социализма были потеряны в результате манипулятивных схем буржуазии внутри коммунистических партий. А значит, пришло время пересмотреть ленинское определение марксиста.

В своё время Ленин писал, что недостаточно признавать классовую борьбу, чтобы быть марксистом. По его словам, только тот, кто признаёт не только классовую борьбу, но и диктатуру пролетариата, может называться марксистом. Сегодня для того, чтобы называться марксистом, недостаточно признавать классовую борьбу и диктатуру пролетариата. Сегодня, чтобы называться марксистом, необходимо расширить признание классовой борьбы и диктатуры пролетариата до признания необходимости продолжения революции в области надстройки с целью завершения мировой революции и по возможности скорейшего построения коммунистического общества.

После смерти Мао

Данная глава содержит много спорных для РМП утверждений (помимо тезиса о советском социал-империализме, который у маоистов спорным не считается) — прим. переводчика.

Конец 1960-х годов — период ВПКР и становления маоцзэдунъидей как нового этапа марксизма-ленинизма, период революционного брожения во многих частях мира. Революционная война в Индокитае (регион Вьетнама, Кампучии и Лаоса) нанесла болезненные удары громадной военной мощи империализма США. В тот же период отмежевавшиеся от современных ревизионистов революционеры развернули руководствующуюся маоцзэдунъидеями вооружённую борьбу во многих странах Третьего мира; непрекращающаяся и сегодня вооружённая борьбы на Филиппинах и в Индии берёт начало с того времени. Национально-освободительная борьба методами партизанской войны также бушевала в различных частях мира, как и вооружённая борьба, вдохновлённая идеологией геваризма (отражающей позиции и практику Че Гевары, игравшего ведущую роль в революционной борьбе на Кубе и в Боливии), в странах Латинской Америки.

Война в Индокитае, обострение борьбы в странах Третьего мира, а также ВПКР были основными факторами, породившими студенческие и антивоенные движения во всём капиталистическом мире в конце 1960-х. Наиболее значительным было восстание парижских студентов в мае 1968-го, но это было лишь одним из проявлений волны студенческих восстаний, протянувшихся от США до Италии и затронувших даже Польшу, Чехословакию и Югославию. Не остались в стороне и студенческие движения в различных частях Третьего мира. В то же время в США и других странах начали проводиться акции протеста против войны во Вьетнаме, в крупных городах Европы развернулись массовые пацифистские движения против войны и гонки ядерных вооружений. Империалисты США были эффективно изолированы, так что ни один их союзник не согласился послать во Вьетнам свои войска. Вслед за студенческим движением испытала существенный рост и борьба промышленного рабочего класса стран Западной Европы, особенно Италии и Франции, хоть и ограниченная экономическими требованиями. Огромные волны забастовок с требованиями решительного повышения заработной платы часто останавливали экономическую жизнь целых империалистских стран.

В середине 1970-х мир стал свидетелем падения многих колониальных режимов-долгожителей в результате затяжных партизанских войн. В 1975-м США и их марионеток выбросили из Вьетнама, Кампучии и Лаоса. В Африке были созданы республики Мозамбик, Ангола, Эфиопия, Конго и Бенин. Однако большинство из этих стран подпали под влияние марионеток и сателлитов нового империализма — советского социал-империализма. Главным исключением стала Кампучия, где подлинные коммунистические революционеры, «красные кхмеры», сохраняли свою независимость, пока в 1978 году по воле советских империалистов в Кампучию не вторгся Вьетнам.

В последующий период продолжила сохраняться революционная ситуация с обострением всех основных противоречий и дальнейшего ослабления империализма. В частности, колонии и полуколонии оставались центрами бурь мировой революции. В начале этого периода партизанская борьба продолжалась в Зимбабве, Никарагуа, Эритрее и других странах. В 1980 году под революционным коммунистическим руководством началась народная война в Перу. С падением иранского шаха установилась антиамериканская Исламская Республика. Национально-освободительная война вспыхнула в Афганистане после установления советского марионеточного режима в 1978 году и его оккупации советской социал-империалистической армией в 1979 году. Героическая борьба афганского народа нанесла серьёзный удар советскому режиму, оказавшись одним из основных факторов распада СССР.

Величайшим значением борьбы колониальных и полуколониальных народов было то, что она навсегда изменила характер отношений между империализмом и угнетёнными нациями. И вьетнамская и афганская войны доказали, что даже супердержава не может беспрепятственно оккупировать даже небольшую и слабую страну. Эта истина стала ещё яснее в 1990-х, во всех тех многочисленных местах, где стремились вмешаться миротворческие силы ООН. Сомалиленд, который на протяжении долгих лет находился под контролем британских и итальянских колонизаторов, стал в 1990-х годах Сомали, откуда с позором бежали тысячи военных США и других стран, атакованные народом. Даже крупномасштабные и непрерывные бомбардировки Ирака и Югославии без задействования сухопутных войск есть признание империализмом того факта, что ни одна страна, нация или народ не потерпит сегодня на своей территории оккупационную армию.

После падения бюрократических режимов в Восточной Европе и в различных республиках бывшего Советского Союза также имел место продолжительный революционный кризис. Даже в империалистских странах Запада обострение кризиса привело к обострению противоречия между трудом и капиталом и неоднократным волнам забастовочной борьбы промышленного рабочего класса. Революционные силы, однако, не были достаточно сильны организационно, чтобы использовать благоприятную мировую революционную ситуацию для продвижения мировой социалистической революции.

После смерти Мао в 1976 году сторонники капиталистического пути в партии устроили переворот под руководством архиревизиониста Дэн Сяопина и захватили контроль над партией поставив формальным руководителем «центриста» Хуа Гофэна. Как говаривал Мао, когда политический контроль переходит в руки ревизионистов, социализм уходит из рук пролетариата. Тогда же руководство Албанской партии труда перешло на оппортунистическую позицию, стала нападать на Мао Цзэдуна и изображать его как мелкобуржуазного революционера. Хотя «красные кхмеры» продолжали удерживать власть в Кампучии, они вели постоянную борьбу против внутренних и внешних врагов революции и только готовились выйти из экономических бедствий войны и укрепить свою власть, когда революция потерпела поражение от вьетнамской армии, поддерживаемой СССР. Таким образом, в мире не осталось ни одной страны, где бы государственная власть была в руках пролетариата и она могла бы служить цитаделью социализма для международного пролетариата.

В первые годы после смерти Мао международное коммунистическое движение охватила сумятица, порождённая дэновским ревизионизмом в лице Хуа Гофэна, пытавшегося выставить себя последователем маоцзэдунъидей. В частности, ложно распространялась и выдавалась за генеральную линию Мао для международного пролетариата ревизионистская теория трёх миров. Многие революционные секции приняли эти позиции и только после явно ревизионистской резолюции по вопросам истории КПК в 1981 году и ⅩⅡ съезда в 1982 году большинство революционных сил во всём мире начали открыто выступать против дэновского ревизионизма. Но некоторые секции продолжили следовать дэновской ревизионистской линии, отбросив революционное учение Мао, а некоторые другие солидаризовались с оппортунистическими нападками на Мао Цзэдуна Албанской партии труда. В дальнейшем эти партии либо распались либо разоблачили свою ревизионистскую природу.

Но те, кто решительно выступил против дэновского ревизионизма и остался верен маоцзэдунъидеям, смогли достичь на практике немалых успехов. Сегодня эти силы образуют ядро ​​международного революционного пролетариата. Они ведут вооружённую борьбу в Перу, Филиппинах, Турции, Непале и Индии. Хотя эти силы организационно ещё очень слабы, они продолжают усиливаться.

Основным источником роста их силы является правильность идеологии марксизма-ленинизма-маоцзэдунъидей. Цепочка основных исторических событий за последние двадцать с лишним лет подтвердила верность большинства положений маоцзэдунъидей. В частности, развал Советского Союза и его отступление от статуса сверхдержавы перед лицом народной борьбы и серьёзное ослабление США перед лицом борьбы угнетённых народов мира подтвердили оценку Мао, что империалисты лишь бумажные тигры, которым народ преподаст урок.

Идеи Мао остаются наилучшим инструментом в руках международного пролетариата и угнетённых народов для разработки и осуществления программы революции в своих странах. Они также оказали большое влияние на вооружённую борьбу за национальное освобождение, которая велась в различных уголках земного шара. Хотя за последний период не было каких-либо серьёзных или значительных изменений в марксистской науке и теории, МЛМ-идеи продолжают адаптироваться к меняющимся условиям в мире. Это обеспечивает единственно научную и верную теорию для международного пролетариата.

Международное коммунистическое движение проходит процесс «победа — поражение — победа» на пути к окончательной победе мировой социалистической революции. Тем, кто впадает в отчаяние от созерцания взлётов и падений этого процесса, было бы полезно вспомнить мысли Мао времён Великой полемики и Культурной революции:

«Даже буржуазной революции, заменившей один эксплуататорский класс другим, пришлось неоднократно отступать и столкнуться с неослабевающей борьбой, когда на смену революции приходила реставрация, затем происходило свержение реставрации. Многим европейским странам потребовались сотни лет, чтобы завершить свои буржуазные революции, начиная с идеологической подготовки и заканчивая завоеванием государственной власти. Так как пролетарская революция направлена на полное искоренение всей эксплуататорской системы, ещё допустимо представлять, что эксплуататорские классы покорно позволят пролетариату лишить себя всех своих привилегий, оставив попытки восстановить своё господство» 21.

Вре́менные поражения неизбежны на длинном и извилистом пути мировой социалистической революции. 150-летняя история развития марксизма-ленинизма-маоцзэдунъидей, однако, решительно доказала, что только эта доктрина способна привести международный пролетариат к его окончательной победе.

Примечания:

1. В оригинале называются индийские городки-талуки — прим. переводчика.

2. «К критике гегелевской философии права» — прим. переводчика.

3. «Критические очерки политической экономии» — прим. переводчика.

4. Ещё с несколькими, в 1929 г., в г. Вупперталь — прим. переводчика.

5. А также русский — прим. переводчика.

6. «Сущность христианства» — прим. переводчика.

7. Риши — мудрецы, мистики; муни — мудрецы, принявшие обет молчания, или вообще монахи — прим. переводчика.

8. В очерке «Карл Маркс» — прим. переводчика.

9. В статье «Три источника и три составных части марксизма» — прим. переводчика.

10. Волга крупнейшая река, конечно, только в европейской части России — прим. переводчика.

11. Возможно, ошибка: до этого было уже два перевода — первый, предположительно, Бакунина, второй — Плеханова, известны и более поздние переводы, но не авторства Ленина — прим. переводчика.

12. Указанная численность вызывает большой скепсис, ведь всё население Тифлиса той поры насчитывало только 160 тыс.— прим. переводчика.

13. Собственно, «-чун» (冲) это и означает; Шаошань (韶山) же — это «Гора музыки [императора] Шуня».— прим. переводчика.

14. 26 км — прим. переводчика.

15. 64 км — прим. переводчика.

16. Кит. 冒进 (маоцзинь) — идти напролом, рваться вперёд, то есть действовать радикально, решительно, без половинчатости.— прим. переводчика.

17. Сборник из трёх работ: «Заметки относительно советского текста „Политической экономии“», «Относительно работы „Экономические проблемы социализма в СССР“», «Критические замечания по работе И. В. Сталина „Экономические проблемы социализма в СССР“».— прим. переводчика.

18. На самом деле, это указание от 10 апреля 1968 г.— прим. переводчика.

19. Указание относительно Культурной революции, сделанное в августе 1967 г.— прим. переводчика.

20. На Ⅸ съезде эти слова цитировались со ссылкой на беседу, состоявшуюся в октябре 1968 г.— прим. переводчика.

21. Передовица «Жэньминь жибао» за 1 июня 1966 г.— прим. переводчика.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.04 с.)