Сначала Мао подчеркнул, что закон единства противоположностей является основным законом природы и общества, и следовательно также основным законом мышления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сначала Мао подчеркнул, что закон единства противоположностей является основным законом природы и общества, и следовательно также основным законом мышления.



Исходя из этого, он объяснил принцип всеобщности и абсолютности противоречия. Согласно этому принципу, противоречие присутствует во всех процессах и во всех мыслях от начала до конца.

Затем Мао сформулировал принцип специфичности и относительности противоречия. Согласно этому принципу, каждое противоречие и каждый из его аспектов имеют свои особенности.

Мао высказал очень важную идею относительно единства и борьбы противоположностей. Он указал, что единство противоположностей образуется лишь в определённых условиях, и поэтому единство является условным, относительным. С другой стороны, борьба противоположностей существует везде без исключения, и поэтому она безусловна, абсолютна.

Другой важный принцип, который Мао сформулировал и часто использовал, это выделение главного противоречия и главной стороны противоречия. Согласно этому принципу, в процессе развития сложного объекта существует множество противоречий, но только одно из них является главным и его существование и развитие определяет существование и развитие других противоположностей. Отсюда следует, что в любом процессе, если в нём существует много противоречий, всегда имеется одно главное, которое играет ведущую, решающую роль, тогда как остальные занимают второстепенное и подчинённое положение. Следовательно, при изучении любого процесса, если это сложный процесс, содержащий более двух противоречий, необходимо стремиться отыскать главное противоречие. Определив это главное противоречие, легко решать все проблемы.

Аналогично, в любом противоречии развитие его различных сторон происходит неравномерно. Иногда кажется, что они находятся в равновесии, но равновесие только временно и относительно, тогда как неравномерность абсолютна. Из двух противоречивых сторон одна должна быть главной и другая второстепенной. Главная сторона играет ведущую роль в противоречии. Природа вещи определяется главной стороной противоречия, той стороной, которая доминирует.

Мао придавал первоочередное значение пониманию главного противоречия. Поэтому в своём анализе китайского общества он всегда рассматривал главное противоречие. Это было шагом вперёд в развитии марксизма-ленинизма, который ранее особенно не углублялся в изучение главного противоречия в стране или революции. Мао подчёркивал, что пока мы не рассмотрим два аспекта — главное и второстепенные противоречия в данном процессе и главную и второстепенные стороны противоречия,— мы будем путаться в абстракциях, не сможем понять противоречие конкретно и следовательно не сможем найти правильный метод его решения. Понимание главного противоречия и главной стороны противоречия важно потому, что они указывают на неравномерность сил, которые находятся в противоречии между собой. Ничто в мире не развивается абсолютно равномерно и поэтому необходимо следить за изменениями главного и второстепенных противоречий и главной и второстепенных сторон противоречия. Только изучив различные стадии неравномерности в противоречиях и процесс изменения противоречий, революционная партия может определиться со стратегией и тактикой как в политических, так и в военных делах.

Наконец, Мао разъяснил вопрос об антагонизме противоположностей. По его мнению, антагонизм — это одна из форм борьбы противоположностей, а не всеобщая её форма. Одни противоречия носят характер открытого антагонизма, другие — нет. В соответствии с конкретным развитием явлений некоторые первоначально неантагонистические противоречия развиваются в антагонистические, некоторые же первоначально антагонистические развиваются в неантагонистические. Формы борьбы бывают различными в зависимости от природы противоречий. Неантагонистические противоречия могут быть разрешены мирными и дружелюбными методами. Антагонистические противоречия требуют насильственных методов.

Мао возвращался к вопросу об антагонистических и неантагонистических противоречиях в период социалистического строительства и в ходе культурной революции. Он подчёркивал, что несмотря на победу революции было бы ошибочным считать, что в китайском обществе больше нет противоречий. Он показал, что две разновидности противоречий ещё существуют — противоречия с врагом и противоречия внутри народа. Противоречия с врагом являются антагонистическими и их нужно решать путём его подавления. С другой стороны, противоречия внутри народа, которые не являются антагонистическими, нужно решать таким образом, чтобы они не стали антагонистическими. Мао всегда подчёркивал необходимость правильного разрешения противоречий. Он указывал, что если противоречия не были поняты и разрешены правильно, всегда будет существовать опасность реставрации капитализма.

Мао о партии

Встав по главе Компартии Китая, Мао прилагал все усилия для развития партии на подлинно ленинских основах. Господство ранних неправильных линий, в частности, «левой» линии Ван Мина третьего периода, породило в деятельности партии множество уклонов. Из-за сектантских воззрений не работали нормы демократического централизма и осуществлялся совершенно ошибочный подход к борьбе двух линий. Решения принимались без обсуждения и участия партийных кадров, путём манипуляций с проведением пленумов и прочих собраний. Борьба двух линий не велась открыто, сторонников альтернативных точек зрения притесняли и карали. Вследствие догматизма, кроме того, не проводилась линия масс. Мао предпринимал все старания к исправлению этих уклонов, а также к надлежащему созыву съездов и партийных органов. В этом процессе Мао уточнил и развил многие организационные идеи. Он также старался исправить некоторые неверные представления, укоренившиеся в международном коммунистическом движении, а также и в КПСС под руководством Сталина.

Демократический централизм

Попытка Мао исправить сектантский и бюрократический уклоны видна в его разъяснении относительно демократического централизма. Понимание Мао демократического централизма недвусмысленно: «сначала демократия, потом централизм». Он по-всякому пояснял это — «если не будет демократии, то не будет и централизма», «Наш централизм — это централизм, зиждущийся на демократической основе. Пролетарский централизм — это централизм, базирующийся на широкой демократической основе» (выступление на расширенном рабочем совещании ЦК КПК 30 января 1962 г.).

Такой взгляд Мао был основан на его понимании, что, прежде всего, централизм означает централизацию правильных идей. Чтобы получить их, всем товарищам следовало высказывать свои взгляды и мнения, не держать их при себе. Такое возможно только при максимально полной демократии, чтобы товарищи ощущали свободу высказывать, что хотят, и даже выражать недовольство. Без демократии, без идущих от масс идей невозможно выражать правильные линии, принципы, установки и методы. При помощи же пролетарской демократии можно достигать единства понимания, политики, планов, руководства и действий на основе сосредоточения правильных идей. Это единство через централизм.

Мао не ограничил понимание демократического централизма только партийной работой. Он распространил его на вопрос управления пролетарским государством и построения социалистической экономики. Мао считал, что без демократического централизма нельзя упрочить диктатуру пролетариата. Без широкой народной демократии нельзя укрепить диктатуру пролетариата и создать прочную политическую власть. Без демократии, без подъёма масс и контроля с их стороны диктатуру, направленную против реакционных, подрывных элементов, не осуществишь, их не перевоспитаешь. Мао выступал с такими наблюдениями после подъёма современного ревизионизма в Советском Союзе, замечая, что массы не были мобилизованы для осуществления диктатуры пролетариата. Он видел возникновение ревизионистских тенденций и в верхушке КПК, указывая, что единственная защита против подобных течений — инициатива и бдительность кадров нижнего звена и масс.

Так, Мао сказал в январе 1962 года:

«Если в нашей стране не будет развита полная демократия в народе и внутри партии, если не будет полностью проведён в жизнь пролетарский демократизм, будет невозможно добиться настоящего пролетарского централизма. Без высшей демократии нет и высшей централизации, а без высшей централизации невозможно создать социалистическую экономику. А какая обстановка сложится в нашей стране, если не будет создана социалистическая экономика? Наша страна может превратиться в государство, подобное Югославии, превратиться фактически в буржуазное государство, а диктатура пролетариата может выродиться в диктатуру буржуазии, более того, она может выродиться в реакционную, фашистскую диктатуру. В этом вопросе нужна исключительная бдительность. Надеюсь, товарищи хорошенько подумают над этим».

Борьба двух линий

Борьба двух линий — ещё один момент организационных принципов партии, для которого Мао разработал теорию и марксистское понимание. Подход Мао, основанный на диалектическом материализме, заключался в рассмотрении неправильных мнений внутри коммунистической партии как отражения враждебных классов в обществе. Так что покуда в обществе продолжается классовая борьба, внутри партии неизбежно будут её отражения на идеологическом фронте. Его подход к этим противоречиям также был особым. Он изначально рассматривал их как неантагонистические противоречия, которые через «серьёзную борьбу» нужно попытаться уладить. Следует предоставлять широкие возможности для исправления, и только в том случае, если люди, совершающие ошибки, «сохраняют» и «углубляют их», есть вероятность превращения противоречий в антагонистические.

Это было исправлением сталинского понимания, представленного в работе «Об основах ленинизма». Сталин выступал против всяких попыток исправить ошибочные течения через внутрипартийную борьбу. Он называл подобные попытки «теорией „преодоления“ оппортунистических элементов путём идейной борьбы внутри партии», что, по его мнению, «есть гнилая и опасная теория, грозящая обречь партию на паралич и хроническое недомогание». Такое представление отрицает возможность неантагонистического противоречия и рассматривает борьбу с оппортунизмом как антагонистическое противоречие с самого начала.

Извлекая уроки из того же исторического опыта, Мао представил методы внутрипартийной борьбы следующим образом:

«Все руководящие работники партии обязаны развивать внутрипартийную демократию и позволять людям высказываться. В каких пределах? Во-первых, необходимо, чтобы при этом соблюдалась партийная дисциплина, меньшинство подчинилось большинству, а вся партия — Центральному Комитету. Во-вторых, нельзя позволять сколачивать тайные группировки. Открытой оппозиции мы не боимся, мы боимся оппозиции тайной. Ведь в глаза эти люди правды не говорят, они лгут и обманывают, истинные цели не высказывают. Тем же, кто не нарушает дисциплину, не создаёт тайных группировок, мы позволим высказываться, мы не будем наказывать, если при этом будут допущены ошибочные высказывания. Высказал кто-то ошибочное мнение — критикуйте, но убеждать надо при помощи аргументов. А что делать с теми, кого словом не убедишь? Пусть останутся при своём мнении. Меньшинство может остаться при своём мнении, лишь бы оно подчинялось решениям, принятым большинством».

Таким образом, понимание Мао чётко основывалось на том, что пока в обществе существует классовая борьба, неизбежно и в партии будет классовая борьба — иными словами, борьба двух линий. Следовательно, единственно правильным будет, если борьба эта будет вестись открыто, в соответствии с принципами демократического централизма. Таким образом, Мао через своё понимание и проведение концепции борьбы двух линий попытался осуществить правильный диалектический подход к классам, классовой борьбе и внутрипартийной борьбе.

Линия масс

Ещё одна область, в которой Мао развил марксизм, касалась линии масс. Исходя из базового марксистско-ленинского понимания партии, поддерживающей самые тесные связи с массами, Мао вывел идею линии масс на качественно новый уровень. На философском уровне он показал, что она — существенный аспект марксистской теории познания. На политическом и организационном уровнях он показал, что она — основа правильной политической линии, а также основная организационная линия внутрипартийных отношений.

Мао объясняет, что в практической работе партии правильное руководство обязательно подразумевает принцип «черпать у масс и нести в массы»:

«Это значит: суммировать мнения масс (разрозненные и бессистемные) и снова нести их (обобщённые и систематизированные в результате изучения) в массы, пропагандировать и разъяснять их, делать их идеями самих масс, чтобы массы отстаивали эти идеи и претворяли их в действия; вместе с тем на действиях масс проверять правильность этих идей. Затем нужно вновь суммировать мнения масс и вновь нести их в массы, чтобы массы их отстаивали,— и так без конца. С каждым разом эти идеи будут становиться всё более правильными, более жизненными, более полноценными. Этому учит марксистская теория познания» (Мао Цзэдун. К вопросу о методах руководства (1 июня 1943 г.)).

В целях проведения в жизнь принципа «черпать у масс и нести в массы» Мао указывает на необходимость правильных отношений между руководящей группой и массами в рамках организации и в процессе борьбы. Партия должна объединять активистов, формировать из них руководящее ядро и связывать его тесным образом с массами. Без этого руководство бюрократизируется и отрывается от масс. Также, от руководства требуется не ограничиваться общими призывами. За указаниями должно следовать конкретное руководство с целью их надлежащего выполнения. «Суммировать мнения масс, вновь нести их в массы, чтобы массы их отстаивали, и таким образом вырабатывать правильные руководящие идеи — таков основной метод руководства» — именно так Мао разъясняет линию масс, как основной метод руководства массами со стороны партии.

Наконец Мао говорит, что линию масс не следует рассматривать только в контексте руководства партии массами. Мао подчёркивал применимость линии масс также и во внутрипартийных отношениях. Он рассматривал её, таким образом, и как организационную линию. Мао отмечает, что для того, чтобы линия действительно шла от масс и, что более важно, возвращалась к массам, должна существовать тесная связь не только между партией и массами вне партии (между классом и народом), но прежде всего между руководящими органами партии и массами внутри партии (между кадрами и рядовыми членами). Таким образом, Мао показывает крайнюю важность поддержания тесных связей между высшим и низшим уровнями партии. Любой разрыв внутрипартийных связей создаст пропасть между партийным руководством и массами. Подобное положение дел идёт против проведения линии масс.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.101 (0.01 с.)