Организация и  методика проведение



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и  методика проведение



Организация и  методика проведение

 спортивных походов с обучающимися ОУ

Учебно-методическое пособие

                           

                                          

                                     

                                                       

Красноуфимск - 2019


УДК

ББК

С

 

 

 

 

Дворникова,О.Б. Организация и методика проведения спортивных походов с обучающимися ОУ: учебно-методическое пособие /О.Б. Дворникова. –Красноуфимск: ГБПОУ СО «Красноуфимский педагогический колледж» , 2019.

Учебно-методическое пособие «Организация и методика проведения спортивных походов с обучающимися ОУ» предназначено для организаторов туризма в образовательных учреждениях. В учебно-методическое пособии рассматриваются вопросы организации и методики проведения спортивных походов с обучающимися: программно-нормативные основы туризма, последовательность этапов организации и проведения туристских походов, особенности организации и проведения спортивных походов с обучающимися (оформление документации, материально-техническое обеспечение похода, техника и тактика категорийных походов, обеспечение безопасности в походе).    

   Данное пособие может быть использовано студентами педагогических колледжей.

 

 

                                       

                                                       

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Программно-нормативные основы туризма. 5

2. Категорирование туристских маршрутов. 11

3. Последовательность этапов организации и подготовки спортивного похода. 12

4. Комплектование группы.. 14

5. Распределение обязанностей среди участников похода. 15

6. Подбор и подготовка снаряжения. 16

7. Питание в походе. 18

8. Организация бивуака. 19

9. Ориентирование на местности. 21

10. Техника и тактика передвижения в пеших и лыжных походах. 22

11. Документация и подведение итогов похода. 29

12. Опасности спортивных походов объективные и субъективные. 30

13. Возможные травмы в походах, первая помощь и предупреждение травматизма. 31

14. Список информационных источников. 36

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 38


Введение

В теории физической культуры туризм относят к ее фоновым видам, в частности к рекреативной физической культуре, представленной в режиме расширенного отдыха. Как и многие виды спорта, туризм взаи­мосвязан с различными компонентами фи­зической культуры. В базовой физической культуре спортивный ту­ризм представлен в виде школьного, в про­фессионально-прикладной физической культуре - в виде элементов ориентирова­ния на местности и преодоления разнооб­разных естественных препятствий.  В спортивно-оздоровительном туризме реализуются специфические функции физической культуры: образовательные, прикладные, спортивные, рекреативные и оздоровитель­но-реабилитационные. Спортивно-оздоро­вительный туризм имеет большое воспита­тельное значение, он используется как сред­ство физического, эстетического, трудово­го, морально-нравственного, патриотичес­кого воспитания подрастающего поколения, как средство познания окружающей среды и человека в природных условиях. Спортив­но-оздоровительный туризм оказывает вос­питательное воздействие сравнительно про­стыми и доступными средствами; походы, путешествия, экскурсии, прогулки, турист­ские слеты и соревнования, а также крае­ведческая и природоохранная деятельность (Федотов Ю.Н., Востоков И.Е.,2003).

В учебно-методическом пособии «Организация и методика проведения спортивных походов с обучающимися ОУ» рассматриваются вопросы организации и методики проведения спортивных походов со школьниками: программно-нормативные основы туризма, последовательность этапов организации и проведения туристских походов, особенности организации и проведения спортивных походов с обучающимися ОУ (оформление документации, материально-техническое обеспечение похода, техника и тактика категорийных походов, меры обеспечение безопасности в походе).    

 

               

 


Общие положения

3.1. Туристские спортивные походы проводятся по следующим видам туризма: пешеходному, лыжному, горному, водному, велосипедному, мотоциклетному, автомобильному и спелео, конному и другому или представлять их комбинацию.

3.2 В зависимости от технической трудности локальных (ЛП) и протяженных препятствий (ПП), а также других факторов спортивные походы классифицируются  І, II, III, IV, V, VI категории сложности.

3.3 Походы, имеющие меньшую техническую сложность, протяженность или продолжительность, чем установлены для походов I к.с., относятся к походам I, ІІ и Ш степени сложности (степенные) и походам выходного дня.

3.6. Категория сложности (к.с.) СП, СПТ, П и категория трудности (к.т.) ЛП или ПП определяется в соответствии с «Единой всероссийской спортивной классификацией туристских маршрутов» (ЕВСКТМ), Перечнем категорированных и эталонных маршрутов и определяющих препятствий. Перечнями препятствий по видам ту­ризма и туристским регионам, утвержденными ТССР.

3.7. Туристско-спортивные организации иих работники, а также члены МКК, давшие в соответствии с настоящими Правилами заключение о возможности совершения СП, СПТ и П, не несут юридической ответственности за происшествия в СП, СПТ и П.

3.8. Другие документы, регламентирующие организацию и проведение соревнований СП, СПТ, П не должны противоречить настоящим Правилам и должны быть утверждены ТССР.

3.9. Общие требования к составу группы СП (прил. табл. 1).

3.10. В походах ІІІ-V к.с. - одну треть членов группы могут со­ставлять туристы с опытом участия в походах на две категории ниже, в походах ІІ  к.с. - с опытом участия в некатегорийных походах.

• Туристские спортивные группы формируются из людей, объединенных на добровольных началах общими спортивными интересами на основе совместной трудовой деятельности, учебы, места жительства и т.п. обладающие необходимым туристским опытом и подготовкой для запланированных походов.

К участию в пешеходных походах I к. с. допускаются ли­ца не моложе 13 лет, II к. с. — 14 лет, III к. с. — 15 лет.

• В походах I и II к. с. одну треть членов группы могут составлять дети моложе указанного в таблице возраста, участвующие в походах вместе со своими родителями или близкими родственниками, несущими за них ответственность (прил. табл.3).

• Минимальный количественный состав группы в походах I к. с., кроме лыжных и горных, может быть уменьшен до двух человек по согласованию с маршрутно-квалификационной комиссией в зависимости от района похода.

• Участники и руководители комбинированного похода, включающего участки маршрута по различным видам туризма,                                                                                 

• должны иметь соответствующий опыт прохождения таких участ­ков.

Оформление документации на проведение похода

• Документом на проведение категорийных спортивных походов, СПТ и сложных путешествий является маршрутная книжка (МК) установленного образца, для некатегорийных походов и простых путешествий - маршрутный лист (МЛ).

• МК, МЛ и справки о зачете совершенных спортивных походов выдаются туристскими Маршрутно-квалификационной комиссией (МКК), деятельность которых регламентируется соответствующим Положением о МКК России.

• Заполненная МК (МЛ) в двух экземплярах, справки, подтверждающие опыт участников и руководителя, картографический материал и другие документы, необходимые для выпуска группы на маршрут, представ­ляются в МКК, имеющую соответствующие полномочия, не позднее, чем за 10 дней до начала похода (без учета времени на пересылку документов). При положительном заключении МКК руководителю выдается зарегистрированная МК или МЛ со штампом МКК.

• Выдача справок о совершенном спортивных походов производится МКК после рассмотрения отчета о походе. Отчет представляется в МКК не позднее чем через год после его совершения. Изменение указанного срока может производиться по решению МКК.

• Отчет может быть представлен в устной или письменной форме. Как правило, для походов І-ІІ к.с. отчет представляется в устной форме.

•  Одновременно с отчетом в МКК представляется МК или МЛ с отметками или материалами, подтверждающими прохождение группой маршрута. Руководитель спортивного похода, как правило, выбирается членами группы, но может в порядке собственной инициативы набрать группу самостоятельно. Руко­водитель СПТ назначается соответствующей туристской организацией, учреждением, фирмой, проводящей СПТ, и утверждается МКК.

 

Комплектование группы

Комплектование туристской группы - задача сложная. Два наиболее существенных аспекта комплектования группы: квалификационные требования к руководителю и участникам спортивного похода, а также решение комплекса социально-психологических вопросов.

Квалификационные требования к руководителю и участникам спортивного похода определены «Правилами проведения соревнований туристских спортивных походов, путешествий и организации спортивных туров», а также рядом других регламентирующих документов. «Правило 30 процентов» допускает: участие в пешеходном походе туристов с опытом лыжных или горных походов на одну категорию сложности ниже, в лыжном походе - с опытом пешеходных или горных походов на одну категорию сложности выше, в горном походе - с опытом пешеходных или лыжных походов той же категории сложности, но с соответствующим «перевальным опытом». «Перевальный опыт» определяется не только качеством (категорией трудности) пройденного ранее перевала, но и количеством таких перевалов. Это требование заложено в формулу классифицирования горных маршрутов, по которой категория сложности горного похода определяется прежде всего, количеством и категорией сложности перевалов, являющихся определяющими

В комплектовании туристских групп очень важно учитывать физическую подготовку участников похода. Желательно, чтобы группа состояла из туристов с одинаковой физической подготовкой.

Количественный состав группы школьников не должен превышать 15 человек. При таком составе группу легче устроить на ночлег в населенном пункте, легче следить за дисциплиной учащихся, за их питанием. Такая группа может делать большие переходы, так как меньше времени затрачивается на преодоление препят­ствий, группа меньше растягивается и осуществлять руководство ею гораздо легче  (В.И. Ганопольский, 1987).

Походы со школьниками. Разрешение на категорийные походы, а также на многодневные (свыше трех дней) некатегорийные походы за пределы своей области дает МКК станции юных туристов. Для получения разрешения на поход необходимо представить за месяц до похода следующие документы:

- заявочную книжку, заверенную печатью школы;

- копию приказа по школе о проведении похода и назначении руководителя похода и заместителя (копия должна быть заверена);

- документы, подтверждающие туристскую квалификацию или туристский опыт участников похода.

 5. Распределение обязанностей среди участников похода

Руководителем некатегорийного похода любой направленности может быть работник школы, которому директор может доверить педагогическое руководство детским коллективом. Руководителем группы, совершающей путешествие, может быть учитель, компетентный в вопросах ведения поисковой работы по определенному направлению. Руководить категорийным походом может тот, у кого есть опыт участия в походе данной категории сложности.

Руководитель похода совместно с учащимися разрабатывает маршрут, оформляет маршрутную документацию, контролирует прохождение медосмотра участниками похода, готовит снаряжение, обеспечивает продуктами питания, отвечает за здоровье и жизнь участников похода. После окончания похода он обязан отчитаться перед выпускающей организацией, оформить  отчетный материал о походе.

Зам руководителя (командир)- помогает руководителю похода, участвует в распределении обязанностей среди участников похода, следит за подбором и ремонтом группового снаряжения, помогает в организации питания, покупке продуктов, руководит бивачными работами, следит за выполнением графика движения, хранит картматериал, ведет документацию похода.

Казначей отвечает за денежные средства группы, собирает деньги на поход, ведет учет расходования денег, участвует в приобретении билетов на проезд, составлении отчета о расходовании денежных средств группы.

Завхоз по питанию работает в тесном контакте с казначеем. Они вместе проводят закупку продуктов перед походом, пополняют их в походе. Завхоз контролирует транспортировку и расходование продуктов в походе, при необходимости консультирует дежурных по приготовлению пищи.

Завхоз по снаряжению работает в тесном контакте с руководителем. Он составляет список группового снаряжения, получает его со склада или в пункте проката, в походе следит за его состоянием, руководит его своевременным ремонтом, распределяет его среди участников похода, организует обработку снаряжения после похода и сдачу на склад или пункт проката.

Ремонтный мастер комплектует и хранит у себя ремнабор, руководит всеми ремонтными работами снаряжения и инвентаря в походе.

Фотограф осуществляет фотосъемки, готовит материал к отчетной выставке.

Краевед отвечает за краеведческую работу группы в походе, ведет записи бесед с интересными людьми, дневник похода. В экспедиции должен участвовать еще один краевед, который ведет специальный дневник по выполнению задания штаба экспедиции.

Санитар хранит у себя аптечку, при необходимости оказывает помощь, следит за личной гигиеной туристов, за гигиеной приготовления пищи, за гигиеническим состоянием продуктов и посуды для приготовления пищи (Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н.,2001).  

6. Подбор и подготовка снаряжения

Туристское снаряжение по назначению принято подразделять: 1) На средства передвижения: 2) Средства транспортировки грузов; 3. Бивачное снаряжение; 4) Специальное; 5) Вспомогательное снаряжение. По характеру использования снаряжение подразделяется на личное (прил.3, стр.65)и групповое (прил.3,стр. 65, 66).

Туристское снаряжение:

1. Средства передвижения: лыжи, плавсредства (лодки, каяки, рафты, байдарки, плоты, катамараны), велосипеды, мотоциклы, автомашины.

2. Средства  транспортировки грузов: рюкзаки, саночки или нарты, различные варианты сумок и других видов упаковки грузов в водных и велосипедных походах, прицепы к колесным видам транспорта.

3. Бивачное снаряжение: палатки (прил. 2, рис. 1, 8), спальные мешки, коврики, костровые принадлежности (прил.2, рис. 4, 5,11) газовые горелки и канистры для бензина, посуда для варки пищи, бивачный инструмент (топоры, пилы, лопаты).

4. Специальное снаряжение: различные средства обеспечения безопасности: веревки (прил.3, рис. 18), кошки (прил.3, рис.21), крючья, альпенштоки, ледорубы (прил. 3,рис. 19), скальные и ледовые молотки, различные приспособления для обеспечения страховки (карабины, зажимы, тормозные устройства. ИСС и т. п.) (прил. 3, рис. 13, 14, 15, 17, 20), рукавицы для работы с веревкой, защитные очки, фонари (прил. 3, рис.16), каски (прил.3, рис.12) и др..

5. Вспомогательное снаряжение: ремонтные наборы и средства освещения (фонари, свечи), фотоаппараты и кинокамеры, приборы для метеонаблюдений (термометры, анемометры, барометры, гигрометры и т. п.) и для измерений, планируемых по заданиям научных организаций и учреждений.

Почти все бивачное снаряжение - групповое, однако спальные мешки и коврики могут быть и индивидуальными. Специальное снаряжение (средства страховки) также является как групповым (веревки, крючья, карабины, молотки), так и личным (обвязки, личные карабины, крючья и репшнуры для самостраховки, ледорубы, кошки, рукавицы, защитные очки, каски). То же относится и к вспомогательному снаряжению.  

Рюкзаки.  В специализированных магазинах есть разнообразные по назначению и конструкции рюкзаки: трекинговые («Диверсант», «Ирбис», «Лось»), специализированные («Омон», «Спецназ», «Охотник»), городские («Грибник», «Лис»). Наиболее в спортивном туризме рюкзаки мягкой или полумягкой конструкции (прил.3, рис.23). Важно, чтобы рюкзак хорошо прилегал к спине и имел объем,  который соответствует  характеру планируемого похода (прил.3, рис.22; табл. 6).  

Лыжи. В лыжных туристских походах по равнинной местности могут применяться как обычные беговые, так и специальные (широкие) туристские лыжи. В спортивном походе предпочтительны туристские лыжи с универсальными пружинными креплениями. Промышленность выпускает туристские лыжи обычные (неокантованные),  и окантованные.  Для многодневных лыжных путешествий по среднегорным районам Карпат, Сибири, Севера предназначены туристские окантованные лыжи типа   «Турист». Для похода лучше иметь лыжи на 10—15 см короче при­меняющихся для лыжных гонок.  

В лыжных, а иногда и в горных походах поверх ботинок надевают бахилы (мешок из брезента, капрона или другой плотной ткани шириной немногим более длины ботинок, длиной 50—60 см), которые длительное время сохраняют обувь сухой, а в морозную погоду отлично греют ноги. Бахилы надевают на обутые ноги и закрепляют обмоткой с помощью тесьмы.

Гребные суда. В водных походах применяются туристские байдарки, каяки, рафты, шлюпки и ялы, плоты деревянные и резиновые надувные, катамараны. В массовых походах и спортивных водных походах I—III категорий сложности используются в основном туристские байдарки и катамараны, плоты. Разборные туристские байдарки выпускаются двухместные и трехместные.

Велосипеды. При организации велосипедных походов выходного дня, многодневных некатегорийных походов и походов I категории сложности обычно используют дорожные и туристские, горные велосипеды.  В велосипедном походе особое значение приобретает тщательный подбор инструмента и запасных частей.   

Обувь и одежда. Обувь туриста должна быть разношенной, не тесной, хорошо защищающей стопу и голеностопный сустав от травм. Выбор обуви зависит от времени года и погодных условий. Для весны и осени рекомендуются туристские ботинки  с глубоким протектором или кроссовки. В летнее время - кеды или  кроссовки.

Выбор одежды также зависит от времени года и погодных условий. В прохладные и ненастные дни следует надевать анорак, шерстяной свитер (свитшот или трикотажную куртку), тренировочные и ветрозащитные брюки. В  очень холодную погоду - пуховую куртку, тренировочные брюки снизу (термобелье),  ветрозащитные утепленные брюки сверху. В холодную погоду - шерстяная спортивная ша­почка, при солнцепеке — кепка, бейсболка, панама.

Питание в походе

Организация питания в туристском походе в значительной мере определяется его характером, и не может быть поставлено равенство между однодневными и многодневными походами, походами І категории и походами V-VІ категории сложности, совершаемыми в высокогорных и северных районах, в средней полосе России и безлесных тундровых районах Крайнего Севера (прил.4, табл.7,8,9; стр. 67). Различия касаются не только вопросов организации питания (режим питания, способы приготовления пищи, учет обеспеченности топливом), но и рациона питания, варьирования трех основных компонентов 1:1:4, а также регулирования вводно-солевого режима. 

Рационы питания должны составляться туристами с полным пониманием всех трех аспектов сбалансированного питания (энергия в процессе деятельности должна компенсироваться энергетической емкостью потребляемых продуктов, соотношение белков, жиров и углеводов - должно приближаться к оптимальному 1:1:4, должна учитываться потребность организма в биологически активных веществах и минеральных солях). При двухразовом горячем питании разумно ограничиться тремя варками (один раз-первое блюдо, два раза - второе и в обоих случаях - третье блюдо).   

Потребление продуктов питания осуществляется в установленном режиме, включающем в себя двух - трехразовый прием горячей пищи, по возможности, каждый день в одно и то же время. На обед затрачивается 40% дневного рациона, на завтрак - 35% и на ужин - 25%. Режим питания при этом выглядит так: утром - завтрак (второе и третье блюда), вечером - ужин или поздний обед (первое, второе, третье). При таком режиме сравнительно большой дневной привал (продолжительностью до 30- 50 мин.) должен быть организован с целью отдыха и питания, но без варки. Однако вскипятить чай, если группа имеет в своем распоряжении удобное костровое снаряжение, будет необходимо (Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н.,2001).  

Потребность в воде зависит от интенсивности выполнения работ, температуры и влажности воздуха, массы тела человека. При относительно ограниченной физической подвижности потребность в воде колеблется от 1,5-2,0 л в сутки в районах с умеренной температурой, до 4-6 л и более в сутки в зоне пустынь. При высоких физических и нервных нагрузках потребность в воде увеличивается в 2-3 раза. В естественных и искусственных водоемах качество воды часто не удовлетворяет требованиям безопасного использования. Поэтому ее перед употреблением желательно кипятить. Загрязненную или болотную воду перед кипячением нужно обработать марганцовокислым калием или специальными препаратами.

Организация бивуака

Нельзя устраивать бивуак в высохших руслах горных рек, у отмели, в густом кустарнике, хвойных зарослях, вблизи сухих, дуплистых, гнилых деревьев. После удаления с площадки камней, веток, мусора и ее выравнивания туристы могут приступить к установкепалатки. Палатки отличаются конструктивными особенностями (каркасные, бескаркасные), вместимостью, материалом.  

Порядок установки палатки следующий:

- развернуть палатку;

- растянуть и закрепить дно;

- установить стойки и натянуть оттяжки;- застегнуть выход и натянуть оттяжки крыши;

- устранить складки на крыше путем натяжения (ослабления) оттяжек;

- вырыть канаву вокруг палатки шириной и глубиной 8-10 см для отвода воды в случае дождя.

Под днище палатки можно уложить сухие листья, траву, папоротник, камыш, мох. При установке палатки на снегу (льду) на пол следует положить пустые рюкзаки, ве­ревки, штормовки, одеяла, пенополиуретановые коврики. Колышки забиваются под углом 45° к земле на глубину 20-25 см. Для закрепления палатки могут быть использованы деревья, камни, уступы. Заднюю стенку палатки необходимо расположить в сторону преобладающих ветров (прил. 2, рис.8).

В условиях многоснежной зимы туристы должны уметь устраивать укрытия в снегу. Самое простое из них - яма, вырытая вокруг дерева, размеры которой зависят от количества людей. Сверху яму необходимо закрыть ветками, плотной тканью, засы­пать снегом для лучшей теплоизоляции (прил.2, рис.9).

Для приготовления пищи, обогрева, сушки одежды, сигнализации спасатели используют костры следующих типов (прил.2, рис. 2, 3): «шалаш», «колодец» («сруб»), «таежный», «нодья», «камин», «полинезийский», «звездный», «пирамида». «Шалаш» удобен для быстрого приготовления чая и освещения лагеря. «Колодец» («сруб») разжигают, если нужно приготовить пищу в большой посуде, просушить мокрую одежду. В «колодце» топливо сгорает медленнее, чем в «шалаше», образуется много углей, которые и создают высокую температуру. На «таежном» можно приготовить пищу одновременно в нескольких котелках. На одно толстое полено (толщиной примерно 20 см) кладут несколько более тонких сухих поленьев, которые сближаются концами под углом 30°, обязательно с подветренной стороны. Около такого костра можно расположиться на ночлег. «Нодья» служит  для приготовления пищи, обогрева во время ночлега, сушки одежды и обуви. Близко друг к другу кладут два сухих бревна длиной до 3 метров, в зазоре между ними зажигают легковоспламеняющееся топливо (тонкие сухие веточки, бересту), после чего кладут сверху третье сухое бревно такой же длины и толщиной 20-25 см. Чтобы бревна не раскатывались, с двух сторон от них вбивают в землю рогульки. Они одновременно будут служить подставками для палки, на которую подвешивают котелки.

Для быстрого разжигания костра нужна растопка (береста, мелкие сухие ветки и дрова, кусок резины, бумага, сухое топливо). Чтобы растопка лучше загоралась, в нее ставят кусочек свечи или кладут сухой спирт. Вокруг растопки укладывают более толстые сухие ветки, затем толстые дрова. В сырую погоду или во время дождя костер необходимо прикрывать брезентом, рюкзаком, плотной тканью. Разжечь костер можно с помощью спичек, зажигалки, солнечного света и увеличи­тельного стекла, трением, кремнем, выстрелом. В последнем случае необходимо:- вскрыть патрон и оставить в нем только порох; - сверху пороха уложить сухую вату; - выстрелить в землю, соблюдая при этом меры безопасности; - тлеющая вата обеспечит дальнейшее разжигание костра.

С целью предотвращения распространения огня костер нужно окружить канавой или камнями. Безопасное расстояние от костра до палатки - 10 метров.

Ориентирование на местности

Ориентированием называется умение определять свое местонахождение относительно сторон горизонта: Север, Юг, Восток, Запад. Ориентирование можно осуществлять по компасу, небесным светилам, звездам, окружающим предметам, местным признакам, топографическим картам.

Определение сторон горизонта по компасу. Наличие исправного компаса снимает практически все проблемы определения сторон горизонта. Метод его применения общеизвестен. Исправность компаса проверяется путем поднесения к стрелке металлического предмета и выведения стрелки из устойчивого равновесия. После удаления металлического предмета стрелка должна установиться в исходное положение. Если стрелка не устанавливается в исходное положение или долго не успокаивается, то такой компас использовать нельзя. В походном положении стрелка компаса должна быть заторможена.

Определение сторон горизонта по небесным светилам. В ясную солнечную погоду определить стороны горизонта можно по Солнцу прил.5, рис.25). Около 7 ч утра Солнце бывает на востоке, в 13 ч - на юге, около 19 ч - на западе. При наличии часов стороны горизонта определяются следующим образом. Часовую стрелку необходимо направить на солнце, при этом положении часов прямая, делящая угол между часовой стрелкой и цифрой «1» на циферблате, укажет направление на юг. Часы должны показывать местное время.

В ночное время суток при отсутствии облаков и тумана стороны горизонта можно определить по положению Полярной звезды и Луны. Полярная звезда всегда находится на севере и выделяется среди звезд своей яркостью. Чтобы отыскать на небе Полярную звезду, необходимо найти созвездие Большой Медведицы, которое представляет собой «ковш» из 7 ярких звезд. Если мысленно провести прямую линию через крайние звез­ды (а, б) и отметить на ней пятикратное расстояние между звездами, в конце пятого отрезка будет находиться Полярная звезда.

В лесу определить стороны горизонта можно по лесоустроительным признакам (просекам, квартальным столбам). Просеки прорубаются в направлении с севера на юг и с запада на восток. В местах пересечения просек устанавливаются квартальные столбы, на которые наносятся цифры с указанием номера квартала. Грань между двумя наименьшими цифрами всегда ориентирована на север (прил.5, рис.24).

Направление сторон горизонта можно определить по расположению церковного алтаря. В православных церквах он всегда находится на восточной стороне, а в католических костелах - на западной стороне. Кресты на крышах ориентированы в направлении «север-юг». Приподнятый конец нижней перекладины креста ориентирован на север (прил.5, рис. 26)  

Приближенно судить о расположении сторон горизонта можно по местным признакам. Кора отдельно стоящих деревьев по­крыта мхом с северной стороны. Кора берез светлее, имеет меньше темных пятен и трещин с южной стороны. Весной снег быстрее тает с южной стороны. Муравейники и гнезда пчел расположены с южной стороны деревьев и камней.   Камни, скалы, деревянные, шиферные, черепичные крыши обычно покрываются мхом с северной стороны. На деревьях хвойных пород смола выделяется и накапливается больше с южной стороны.  

При ориентировании по местным признакам нельзя окончательно судить о распо­ложении сторон горизонта по одному - двум наблюдениям. Выводы можно делать только после многократной проверки первоначальных результатов.

Справочные сведения

1. Проводящая организация (наименование, адрес, телефон).

2. Вид туризма, категория сложности, протяженность активной части (км), продолжительность (общая, ходовых дней), сроки про­ведения.

3. Район, подрайон, массив похода.

4. Подробная нитка маршрута.

5. Определяющие препятствия маршрута: перевалы, траверсы, вершины, каньоны, пороги, растительный покров, болота, осыпи, пески, снег, лед, водные участки и т. п.

Вид препятствия   Категория сложности   Длина препятствия (протяжен­ность) Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т. п.) Способ прохож­дения (для локальных препятствий)  
         

 

6. Фамилия, имя, отчество, телефон руководителя и участников.

7. Адрес хранения отчета, наличие видеоматериалов.

Содержание отчета

1. Общая смысловая идея похода (путешествия), его уникаль­ность, новизна и т. п.

2. Варианты подъезда и отъезда.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

4. Изменения маршрута и их причины.

5. График движения. Его следует оформить в виде таблицы, кратко приводя основные сведения, раскрываемые ниже в разделе «Тех­ническое описание прохождения группой маршрута». Рекомендуе­мые графы: дни пути, дата, участок пути (от и до), протяженность в км, чисто ходовое время, определяющие препятствия на участ­ке, метеоусловия.

6. Техническое описание прохождения группой маршрута. Это основной раздел в отчете. Сложные участки: перевалы, пороги, переправы, места со сложным ориентированием и т. п. — описыва­ются более подробно с указанием повременных интервалов их про­хождения и действия группы на них. Особое внимание следует уде­лять описанию мер по обеспечению безопасности на маршруте, экстремальным ситуациям.

7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов на маршруте.

9. Дополнительные сведения о походе (перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристи­ка средств передвижения, особенности погодных условий и т. п.).

10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств пе­редвижения.

11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

12. К отчету прилагаются обзорная и подробная карты маршру­та с указанием запасных вариантов и аварийных Выходов, фото­графии определяющих препятствий, подтверждающие прохожде­ние их группой, паспорта локальных препятствий, пройденных впервые (Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов, 2001)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Таблица 1

Методика категорирования пешеходных маршрутов

 

Показатель маршрута

 

Категория сложности маршрута

 

I   П   Ш   IV   V   VI  
1   Продолжительность маршрута ( t ), дней (не менее)   6   8   10   13   16   20  
2   Протяженность маршрута ( L ), км (не менее)   130   160   190   220   250   300  
3   Максимально допустимое количество баллов за локальные препятствия (ЛПмах)   20   30   50   75   110   150  
4   Баллы за локальные препятствия (ЛП), идущие в зачет (не более)   10   6   20   35   55   75  
5   Баллы за протяженные препятствия (ПП), идущие в зачет (не более)   10   20   40   60   80   110  
6   Географический показатель (Г)  

Определяется по таблице

 

7   Автономность (А)  

Определяется по таблице

 

8   Коэффициент перепада высот (К)  

Определяется по формуле

 

 

Таблица 2

Средняя нормативная скорость для разных видов туризма и категорий сложности

Вид туризма

Средняя нормативная скорость по категориям сложности (км/день)

 

I   П   Ш   IV   V   VI  
1   велосипедный   67   62   65   62   62   -  
2   водный   25   20   17   14   12   10  
3   горный   17   15   14   12   10   8  
4   лыжный   22   20   20   19   19   15  
5   пешеходный   22   20   19   17   16   15  

 

 

Таблица 3

Основные требования к участникам и руководителям походов

 

Категория сложности похода

Основные требования к участникам и руководителям походов

Минимальный возраст (опре­деляется годом рождения), лет

 

Минимальный количественный

состав группы

Участник

руководитель

Участие Участие Руковод-ство Участник Руководитель  
I   н/к* I   н/к   14*   18   4  
II   I   II   I   15*   19   4  
III   II   III   II   16*   20   6  
IV   III   IV   III   17   21   6  
V   IV   V   IV   18   22   6  
VI   V   VI   V***   19   22   6  

 

Прим. * - допускаются другие требования оговоренные в правилах;

**- допускается руководство походом туристом, не имеющим опыта участия в походе I к.с., но обладающим, по мнению МКК, достаточными туристскими навыками, полученными в некатегорийных походах;

***- допускается замена участия в походе VI к.с. руководством двумя походами V к.с.

Таблица 4

Характеристики некатегорийных туристских походов и путешествий по степени сложности

Степень сложности   Виды походов Протяженность, км Продолжительность, дней

1



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.180.223 (0.032 с.)