Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типовые проекты телемедицины
Многие проекты по системам экстренной помощи страдают отсутствием системного подхода к получению решения задач, возникающих из многообразных сценариев ситуаций, когда нужно оказать экстренную помощь. Экстренная помощь означает:
В рамках проекта HECTOR ставится две задачи:
НECTOR является большим проектом в рамках программы Телематика Европейской Комиссии (продолжительность — 3 года, объем финансирования — 7,5 млн экю). Основная особенность проекта — его мультидисциплинарный подход, который был использован в фазе исследований по проекту для достижения следующих основных целей:
Для того чтобы достичь целей, проект HECTOR решает следующие задачи:
Таким образом, согласованная работа медперсонала и инженеров по телекоммуникациям и обработке данных в проекте HECTOR объединила 45 компаний и институтов из 9 стран Европы. Пятнадцать пилотных проектов для разных географических зон: плотно заселенных городов, сельских и удаленных регионов (корабли, горы, острова), туристических зон были реализованы в начале проекта HECTOR в целях изучения экстренных различных ситуаций и тестирования новых технологических методов и удаленного теледоступа к экспертам для консультаций. В рамках проекта создан и работает координационный центр.
При возникновении экстренной ситуации, центр решает следующие задачи:
Медицинская бригада на месте вызова должна:
Проблемы транспорта также рассматриваются в рамках данных проектов. Здесь необходимо предусмотреть решение таких задач:
Место госпитализации больного должно:
С самого начала персонал службы экстренной помощи играл ключевую роль в определении требований к системе HECTOR и проверке их реализации. В то же время группа промышленных компаний, располагающих новейшими инновационными технологиями, готова была поставить, смонтировать, запустить все оборудование и технологию, которые были необходимы для того, чтобы система HECTOR отвечала всем требованиям, сформулированным в заказе на исполнение проекта. Такие элементы как мобильные телефоны (GSM), цифровые телефонные каналы (ISDN) или спутниковые коммуникации вместе с новейшими платформами мультимедиа и биомедицинским оборудованием позволили разработать:
В США много законченных и проводимых проектов по телемедицине. Представим кратко основные координирующие центры по телемедицине и базовые информационные системы для экстренной медицины, которые выпускаются серийно. При необходимости, по названию указанных центров всегда можно получить более подробную информацию в сети Интернет. Таблица 1.5
На рынке информационных систем для экстренной медицины предлагаются следующие системы:
Другой аспект рассматриваемой темы — это доступ к базам данных. Медицинские базы данных. Врачи нуждаются в информации, содержащейся в базах данных. Наиболее популярные MEDLINE, MEDLARS находятся в США. Много медицинских источников в Интернете, но из-за плохих каналов связи сеансы выхода в сеть очень длительные. Предлагается выключить цветную графику и закачивать себе на компьютер только тексты. Необходимое оборудование: персональный компьютер; модем; договор с Провайдером Интернета; телефонная линия. В дополнение к рассматриваемому вопросу можно говорить о телеконсультациях, телеобучении медицинского персонала и оказании неотложной помощи удаленным пациентам. Для этого необходимо иметь типовое оборудование: портативный компьютер с модемом; мобильный телефон; договор с Провайдером Интернета. Немаловажное значение уделяется и мониторингу биотелеметрии пациентов, для которых важно вести непрерывный контроль функционального состояния организма. В случае необходимости передать на диагностику ЭКГ, частоту пульса, данные оксигемометрии, артериального давления, дыхательной функции, необходимо их снять, упаковать через архиваторы и передать по сети. Для этого необходимы оборудование для мониторинга, соединенное с компьютером, и телефонная линия. Сегодня на практике большое значение имеют телемосты между врачами для обсуждения рентгеновских, ультразвуковых, радиологических, патанатомических снимков. Чтобы это осуществить, необходим следующий набор оборудования: видеокамера с высоким разрешением; микрофон; сканер; персональный компьютер и видеомонитор; модем; телефонная линия (цифровая); видеомагнитофон.
Таким образом, состояние телемедицины в разных частях мира отличается по степени полноты реализации услуг, но цели, задачи, плюсы и минусы этой новой технологии в оказании медицинской помощи идентичны, не зависят от географии. Целью телемедицины является качественное повышение уровня медицинского обслуживания населения путем внедрения в практику здравоохранения методов дистанционного оказания консультативной медицинской помощи и обмена специализированной информацией на базе современных наукоемких технологий. В ходе реализации цели предусматривается решение следующих задач:
Отметим основные направления реализации целей и задач концепции телемедицины. 1. Создание единой телемедицинской информационной системы (Телемедсеть). Предполагается создание совокупности технических, программных, информационных, информационно-технологических и правовых средств и систем, объединенных единым целевым замыслом и обеспечивающих процессы сбора, обработки, хранения и передачи информации. Механизм реализации международных проектов предусматривает создание информационной и технической структур. 2. Создание Государственной системы оказания телемедицинских консультационных услуг населению (Телеконсультант). Целью данной системы является внедрение постоянно действующей системы оказания телемедицинских консультационных услуг. 3. Создание Государственной телемедицинской системы экстренной помощи (Экстренная телемедицина). Цель: внедрение в практику оказания неотложной медицинской помощи методов и средств телемедицины на основе создания мобильной, оперативной системы сбора, обработки, передачи и анализа медицинской информации общего и специального назначения. 4. Создание Государственной Телемедицинской системы динамического наблюдения (Телепост). Цель: разработка и внедрение систем динамического наблюдения за пациентами, страдающими хроническими заболеваниями, как в условиях стационара, так и на дому, а также наблюдения за возникновением и распространением инфекций.
5. Создание Государственной системы телемедицинских методов обучения и ее внедрение в непрерывную систему подготовки медицинских кадров (Теленаставничество). Цель: применение средств и методов телемедицины в обучении и повышении квалификации медицинского персонала. Основные требования к телемедицинской системе экстренной помощи. Информация, которая циркулирует в центре (отделении) экстренной помощи должна быть: четкой, доступной во многих местах отделения одновременно, завершенной и релевантной, тревожной и достоверной. Анализ работы отделений неотложной помощи показывает, что 90 % времени уходит на сбор данных и только 10 % — на их анализ, в то время как сбор данных должен быть сделан за 15 % рабочего времени. Поэтому основные требования к информационной системе есть требования к системе сбора и обработки данных:
Одним из показателей работы системы телемедицинских услуг является эффективность. Какая бы система не устанавливалась, она должна способствовать экономии времени на сбор данных. Это основное достоинство любой информационной системы (ИС). Время для ввода данных должно быть минимальным, поэтому биосигналы должны непосредственно вводиться в компьютер. Не должно быть дублирования — ничего не должно вводится дважды. Все компьютеры должны быть соединены между собой. Персонал, осуществляющий ввод данных, должен иметь от этого выгоду, тогда эта операция будет успешной. Предоставление информации в реальном масштабе времени. Должен быть обеспечен постоянный доступ к критическим данным пациента, место нахождения, лабораторные анализы, клинические данные о его предыдущих визитах в центр или стационарном лечении. Задержки, вызывающие сбой информационных потоков, недопустимы. Система должна иметь мгновенный отклик: персонал не должен ждать ответа на запрос. Администрация центра должна иметь необходимую ей информацию также в реальном времени, хотя здесь срочность порядком ниже, чем для клинической информации. Врачу нужны оперативные данные, чтобы планировать свои решения, организовать срочные консультации.. Гибкость и наращиваемость системы. Система должна быть гибкой и способной развиваться. Разные клинические случаи, новые знания о лечении, новые требования к лечению и т. п. могут модифицировать систему постоянно. Программное обеспечение должно быть устроено так, чтобы при необходимости любой программист, даже не участвовавший в установке системы, мог переналадить интерфейс. Часть информационной системы, реализующая обслуживание администрации, также должна переналаживаться легко, по требованию. Для того, чтобы сохранить единый порядок модификаций системы, корректировок, назначается администратор системы, который отвечает за ее адекватное функционирование. Необходимо обеспечить получение информации независимо от того, где находятся врач, пациент, сестра: в другом здании, городе, офисе. Это первостепенный фактор качественного управления центром. Реализация этого требования осуществляется через использование модемов. Интерфейс должен быть удобным для использования без какого-либо специального обучения. Основные требования к интерфейсу:
Сортировка, согласно правилам CORBA, должна быть сделана до регистрации пациентов. Медсестра должна заполнить специальную карту. Поскольку в приемном отделении постоянные шум и хаос, важные жизненные показания должны вводиться автоматически, а субъективная информация должна вводиться как можно легче. Однако до сих пор нет эффективного решения этой задачи: меню или вопросники не могут работать, так как невозможно учесть все разнообразие жалоб пациентов. Кроме того, немногие медсестры могут быстро печатать; записывать с голоса по системе Kurzweil неэффективно из-за шума. Предполагается, что сочетание меню – вопросник – мышь – распознавание компьютером рукописного текста, может быть наилучшим. При сортировке медсестра использует шаблоны для направления пациентов в отделения, шаблоны для медсестринского диагноза. Здесь важно отметить, что речь идет о медсестре с высшим образованием. Необходимо предусмотреть возможность обмена документацией между медсестрами (при уходе с данного рабочего места). Медсестры-сортировщицы отвечают за порядок назначенных лабораторных обследований, так как именно они первыми поставили предварительный диагноз. Например, по стандарту больному с болью в груди осмотр и ЭКГ должны быть сделаны не позже, чем через 10 мин. Медсестры-сортировщицы должны использовать компьютерную систему для упорядочения анализов. Для этого существуют специальные алгоритмы, которые обычно входят в состав модуля сортировки; надо быть уверенным, что медсестра правильно определила путь больного. Диспетчер информационной системы должен иметь быструю систему ввода и шаблоны для поименования названий лекарств, дозировки. Интеграция системы. Tracking System (Диспетчер) должен осуществлять экспорт-импорт данных в любые другие программные системы, с которыми он работает. Например, выбрав больного, диспетчер загружает его в подсистему Logic Care и нажимает кнопку “Инструкции по лечению”. После того, как инструкция будет подготовлена и выдана, диспетчер выставляет этому больному флажок, который показывает, что инструкция есть и записана в истории болезни пациента. Любое отделение экстренной помощи сегодня в своей ежедневной практике использует две системы, и любой диспетчер должен иметь с ними интерфейс, либо полностью их заменять. Первая система — Kurzweil; которая работает под диктовку персонала. Для того чтобы работать совместно с диспетчером, система должна утилизировать демографические данные, заполнить и вести историю болезни со всеми подписями, потом сдать историю в архив больницы. Диктовка врача, м/сестры, затем ввод этих данных в РС — все это долго и дорого. Ожидается выход 4-го поколения Kurzweil — станции, которая, по описанию, является более эффективной. Вторая система — Logicare Checkout Level 1 предназначена в основном для генерации инструкций по лечению. 99 % инструкций по лечению и реабилитации выдается этой системой. Требования к информационным табло. Поскольку центр экстренной помощи имеет несколько отделений, а в каждом отделении нельзя ставить только один монитор, то необходимо на всех мониторах сделать в качестве заставки картинку о состоянии центра (отделения) в данный момент времени. Такая доска информации выполняет две главные функции:
Экран-монитор должен показать:
Диспетчер должен обеспечить информацию о больных на носилках в коридоре (каждый пациент — в одном окошке), палаты (комнаты), откуда и куда их перемещают. Если больного переводят из одного отделения в другое, диспетчер должен заменить врача, медсестру, “перевесив” пациента на них. Иногда возникает ситуация, о которой должен знать весь персонал отделений всего центра: о закрытии лабораторий, о неполадках с рентгеновской аппаратурой, о карантине; объявления администрации, пищеблока и т. д. и т. п. Эта информация также должна быть на всех экранах. Оперативно обновляемые информационные доски — залог ритмичной работы отделений и центра в целом. Например, число карт больных в ящике “нужна комната”, число карт в ящике “работа медсестры”, число карт в ящике “нужны анализы”, “нужен рентген” и т. п. сразу позволяют руководителю оценить ситуацию и действовать. Специфичные данные для экстренной помощи:
Кроме того, необходимо, чтобы назначенное лечение сравнивалось с нормативами, учитывался объем помощи в почасовом режиме, — в процентах доставки в разные отделения, типу реабилитации, срочности, типу диагноза. Данные лабораторных анализов, рентгена, ЭКГ, УЗИ, томографии должны быть внесены в историю болезни и доступны для чтения по запросам. В случае плохих результатов обследований должны выставляться красные флажки. Все указанные выше специфичные для экстренной помощи времена должны быть как можно меньше: в этом состоит критерий эффективной работы центра и отделений экстренной помощи. Поэтому, чтобы врачи и средний персонал не теряли времени на поиски РС или не вносили данные post factum, необходимы мобильные средства связи. Догоспитальная информация — либо это smart-cards, либо это печатные листы, которые легко через сканер вводятся в компьютер. Это отдельная комплексная проблема, она в большей степени закрывается проектом HECTOR. Для того чтобы иметь связь центра с другими больницами, организациями, должны быть предусмотрены средства электронной почты и факса, компьютерная сеть, в том числе Интернет. Таким образом, основное требование к информационной системе центра и отделений экстренной помощи состоит в минимизации временных потерь при приеме, сортировке, обследовании и эвакуации больного в пределах центра. В рамках данной темы обязательно учитываются этапы и содержание работ по созданию Информационной системы центра экстренной помощи. Сегодня мы входим в эру продаваемых систем и открытых архитектур. Очень немногие имеют необходимость и ресурсы строить свои собственные информационные системы (ИС), в то время как 10 лет назад типичная информационная система была вполне частной. Такая система работала на единственной платформе, имела интерфейсы к немногим лабораторным приборам, не имела информационных табло, использовала только локальные сетевые протоколы и стоила больше 1 млн долларов. Однако, поскольку динамика изменения ИС значительна, всегда будет “неувязка” между тем, что имеется в центре экстренной помощи, и тем, в чем он нуждается. Поэтому схема разработки и внедрения ИС, предложенная в госпитале John Hopkins, представляется целесообразной. Предлагается время разработки (привязки) разбить на 6 этапов. Фаза Q — устанавливается прототип, заказанный по основным базовым характеристикам; открывается дискуссия с врачами, но система пока выполняет некоторые чисто административные функции. Фаза Q — окончательно определяет прототип. Фаза 1 — устанавливают персональный компьютер (РС) в одном отделении, машина отвечает требованиям, описанным выше. Фаза 1 дает опыт сочетания административной и клинической работы. Фаза 2 — реализуются те же функции, что и в Фазе 1, но уже не один, а несколько компьютеров. Фаза 3 — компьютеры установлены во всех отделениях центра, локальная сеть, сотни терминалов в отделениях. Фаза 4 — установка компьютеров в филиалах центра, подключение электронной почты, факсов. Фаза 5 — подключение к Интернет. В тот момент, когда появляется возможность работать в сети Интернет, возникает необходимость определить перечень задач, решение которых обеспечивает предоставление услуг телемедицины. Одной из таких задач является организация медицинской услуги по экспресс диагностике. В нашей повседневной жизни возникает немало вопросов, связанных с необходимостью получить оценку состояния организма. В качестве примера можно рассмотреть экспресс-диагностику функционального состояния организма при выполнении некоторой работы, например, физические упражнения, выполняемые на тренажере. Для диабетиков такая экспресс-диагностика позволит определить уровень сахара в крови, что будет способствовать своевременному приему соответствующих лекарственных препаратов. Людям, страдающими сердечно-сосудистыми расстройствами, полученная оценка состояния организма позволит не пользоваться лекарствами без причин. Процесс предоставления медицинской услуги, которая формируется на основе простейшего обследования, может быть реализован с помощью первичного датчика, компьютера и сети Интернет. Подключив датчик к компьютеру через типовой порт, производят регистрацию информационного параметра. Пакет данных обследования, который теперь представляется файлом, отсылается на Сервер анализа — медицинский центр. На Сервере после получения такого запроса на оказание медицинской услуги по соответствующей программе осуществляется анализ, а затем и формирование результирующей оценки состояния организма. Затем результат анализа в форме диагностического заключения возвращается к абоненту системы, который сделал запрос на медицинскую услугу. Для каждой практической задачи используется свой алгоритм построения диагностической оценки состояния, но в целом процедура предоставления медицинской услуги сохраняется постоянной.
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.146 (0.062 с.) |