Вопрос 21. Кризисные явления и глобальные проблемы в к-ре совр общ-ве.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 21. Кризисные явления и глобальные проблемы в к-ре совр общ-ве.



Глобальные проблемы (от лат. globus - земля, земной шар - это совокупность жизненно-важных проблем, затрагивающих не какой-то отдельный народ, а человечество в целом). Наука, предметом которой явл исследование глобальных проблем, называется глобалистикой.

В научной лит-ре на первый 1й в последние годы выдвигалась проблема войны и мира и предотвращение термоядерной войны, а также ряд «общецивилизаиионных» проблем:

1. загрязнение природной среды (экологическая),

2. истощение традиционных источников энергии (энергетическая),

3. исчерпание сырьевых ресурсов планеты (сырьевая),

4. демографический взрыв в одних странах и депопуляция в других (демографическая),

5. растущая угроза голода,

6. болезни,

7. сохранение человека как вида homo sapiens и др.

Глобальный социокультурный кризис во многих своих чертах был осознан учеными внеправительственной мировой, научной элиты - Римским клубом. По данным клуба, уже сейчас заметно увеличилось кол-тво углекислоты в атмосфере, над южным полюсом появилась огромная «озоновая дыра», мировому климату угрожает «парниковый эффект», ежегодно полностью с нашей планеты исчезает один вид животных, все большее кол-во растений заносятся в красную книгу и т.д. Другое направление дея-ти глобалистов связано с внутренним развитием самого общества.

Стремительное возвышение техники как фактора общественных преобразований актуализирует проблему соотношения техники, цивилизации и культуры. Техника (от греч. techne - индустрия и искусство, ( technaxa - фабриковать, создавать) - это особое явление к-ры, которое следует понимать в широком и узком смысле слова. В широком, смысле можно говорить о технике экономической, военной, промышленной, а также о технике мышления, стихосложения, живописи, танца, дыхательной технике - нога и т.п. В узком смысле = «техника» - это инструментальные средства, используемые человеком в своей деятельности по преобразованию природы, которые изучаются техническими науками и связаны со специфическим видом человеческой деятельности - инженерией

Техника повсюду имеет целью достижение наибольшего результата при наименьшей затрате сил. По Н.Бердяеву, в отношениях между техникой и к-рой сущ-ет характерный парадокс: без техники невозможна к-ра и в то же время окончательная победа техники в к-ре влечет к-уру к гибели.

Одной из фундаментальных социок-рных черт техники явл то, что она есть средство преобразования окружающей среды и самого чел-ка. Культ техники укоренился в общ-ве в результате промышленной революции конца XVIII-начала XIX вв. Машина стала идолом для западноевропейского обывателя.

Культ техники породил многочисленную фил-скую лит-ру, в которой нашло отражение противоречивое отношение к технике. М.Хайдеггер и КЛсперс в XX веке развили экзистенциалистскую интерпретацию техники. Техника, по Хайдеггеру, есть способ самореализации человечества. Но техника не только конструирует «технический мир», но и подчиняет своему диктату все пространство бытия человека. Сущность техники Хайдеггер определяет как обезличенность человека, полагая, что не техника есть средство в руках человека, а напротив именно человек «выдан» технике («затребован» ею).

По мнению Ж. Эллюля техника превращает средства в цель, стандартизирует человеческое поведение и делает ч-ка объектом манипуляций.

Среди глобальных проблем, наиболее тесно связанных с судьбами к-ры, ряд ученых особо выделяют проблему растущего отчуждения современного ч-ка от себе подобных и от окружающей его среды. В области духа в наши дни ярким симптомом отчуждения является массовая к-ра, которая многими прогрессивными мыслителями рассматривается как своеобразный наркотик, позволяющий людям забывать свое прошлое, прожигать настоящее и не думать о будущем и в состоянии бездумного «кайфа» бежать от ответственности перед обществом и природой.  

Технопессимистические (антисциентистские) идеи будущего развития планеты Земля, кроме Римского клуба, выражают также представители организации «Гринпис» («Зеленый мир»), а также международное движение зеленых, идеи которых выражены в соответствующих программах Юнеско. В XX веке создано множество антиутопий - романов- предостережений. В этом жанре работали Г.Уэллс, К.Воннегут, Р.Бредбери, Дж.Оруэлл и др.

Технооптимистические, (сциентистские) установки относительно последствий научно-технической революции выражают представители научно-технической интеллигенции и проводники их идей в различных структурах власти («технократы»), которые обосновывают возможность прогрес­сивного развития мира только на путях современных технологий (У.Ростоу, Д.Белл, А.Тоффлер и др.).

Т.О., исследователи глоб проблем, признавая научно-техническую революцию как могущественное средство прогресса человечества, все более обращают внимание на противодей-е ее отрицательным последствиям. Так, проблема кибергизации (кибернетические механизмы, которые заменяют человека) и проблема клонирования (искусственное создание биологических существ), геннная инженерия вызывают восторг у технооптимистов и одновременно ужас у технопессимистов, считающих, что это означает «судный день» для рода человеческого.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.223.30 (0.005 с.)