Возврат к эллинистической культуре в эпоху Ренессанса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возврат к эллинистической культуре в эпоху Ренессанса



Период Возрождения в искусстве закономерно начинается в Италии - самом экономически развитом на тот момент регионе Европы. Искусство начинает принимать всё более светский и свободный характер. Виднейшие деятели искусства начинают заново открывать для себя мир античных форм - его гармонию и соразмерность[70]. Главные заказчики этого времени - правители итальянских городов-республик и богатые горожане - поручают архитекторам решение новых, светских задач. Формальный язык античного искусства поставлен на службу идеалам новой эпохи. В противопоставление устремлённым ввысь линиям готики, архитектуре и, вслед за ней мебели возвращают спокойные горизонтальные членения. Интерьеры дворцов поражают монументальностью пространственных эффектов, великолепием мраморных лестниц, богатством декоративного убранства. На юге Италии жилые помещения обычно очень просторные: пол, стены и даже дверные рамы облицованы мрамором, деревом обшивался лишь потолок. Простое дощатое покрытие стен сменяется сложно решёнными деревянными покрытиями с колоннами, пилястрами и резными филенками. Облик городского дома эпохи Возрождения знаком нам "изнутри", и в первую очередь благодаря живописцам. Зоны внутри пространства жилого дома начали выделять еще в XII-XIII вв., в эпоху Высокого Средневековья, но лишь в эпоху Возрождения человек наконец-то получил возможность уединиться в собственном жилище. Отделение кухни от прочих зон стало первым шагом на пути дробления внутреннего пространства дома. Жилые комнаты отличались строгим, если не сказать скромным убранством. В южных городах окна закрывали ставнями и жалюзи. В спальне, как правило, стояла двуспальная кровать под балдахином.

Интерьеры Ренессанса предпочитали деревянные двери, декор которых исполнялся в технике деревянной инкрустации – интарсии. Мебель Возрождения стала органичной составляющей жилого интерьера. Кресла, кровати с балдахином, сундуки со спинкой, шкафы, украшенные архитектурными мотивами, орнаментальной интарсией и резьбой, подчеркивали красоту интерьеров. «Конструкция и декор разных стран и городов обрели свои характерные черты: влияние византийского искусства стало прослеживаться в Венеции, античных памятников – в Риме»[71]. Во Франции преобладали древнеримские мотивы – мебель украшалась глубокой резьбой, в распространившихся двухкорпусных шкафах широко применялись архитектурные элементы: лицевая сторона строилась как фасад здания с колоннами и фризом. Мебельное искусство Англии развивалось под влиянием Голландских образцов, а в Германии оно длительное время «подчинялось» двум стилям – готическому и ренессансному. «Искусство мебели подчеркивало общее и особенное в искусстве интерьеров Возрождения. Мозаичная техника из камня возникла в XVI веке в Италии (во Флоренции) и получило широкое распространение в Европе. Элементы изображения вырезались из тонких пластинок мрамора, лазурита, яшмы, агата и т.п. Широкое применение флорентийская мозаика нашла как в декоративно-прикладном, так и в монументальном искусстве. Во Флоренции сформировался новый тип здания – Palazzo – дворец (городской дверец – особняк) и получил широкое распространение в других итальянских и европейских городах эпохи Ренессанса»[72]. Оформление жилых покоев ориентировалось на образцы общественной архитектуры Древнего Рима, но в т же время тяготело к функциональности: комнаты для аудиенций и приемов, часовни и кабинеты, имевшие каждый свое назначение, чередовались в анфиладной планировке с личными покоями, открытыми для постороннего глаза.

В интерьере использовали деревянные панели, выполненные с применением изысканной техники – интарсии.

«Рафаэлю принадлежит идея Возрождения древнего оформления интерьеров гротесками, которая нашла свое воплощение в Лоджии виллы Мадама в Риме. Этот интерьер демонстрирует выверенное пропорциональное соответствие архитектурных форм и живописных композиций, оригинальное сочетание тукового рельефа с фресковой росписью, а также использование разнообразных декоративных мотивов»[73]. А также использование различных декоративных мотивов, которые затем в различных вариациях присутствовали и в интерьерах барокко, рококо, классицизма. Глазурованные майоликовые изразцы широко распространились в домашних интерьеров XV века. Эффект таких покрытий заключался не в красоте отдельных плиток, а в узоре, которые они образовывали. «Мотивы декора мебели часто перекликались с убранством стен, дверей – резные деревянные панели, инкрустация на дверцах шкафов. Для Венецианских интерьеров Ренессанса были характерны огромные живописные полотна, расположенные на потолке или стенах. Примером такого оформления может служить палаццо Дожей в Венеции, где фрески Тинторетто и полотна Тициана выступают главной декоративной доминантой. Ковры, ввозимые из Турции через Венецию, были достоянием самых богатых интерьеров. В убранстве использовались и тяжелые кожаные занавеси, которые украшались либо росписью, либо позолотой»[74]. Итальянские интерьеры Ренессанса – это пышная роскошь могущественных Дворов и гармоническая сдержанность убранства, акценты которого приходились на декор потолков, пола; такие интерьеры служили фоном для пышных костюмов того времени.

 

 

Дворцы в эпоху Барокко

«Стиль барокко господствовал в Европе на протяжении полутора веков с нач. XVII – до сер. XVIII. Местом возникновения этого стиля считается Италия, однако в декоративно – прикладном искусстве он полнее всего проявил себя во Франции. Принято условно подразделять барокко на четыре «королевских» периода Людовика XIII, Людовика XIV, Регентства и Людовика XV (последний чаще именуется рококо)»[75]. Некоторые разновидности стиля оказались востребованными и в современных интерьерах.

 Французский король Людовик XIV (1643-1715) ввел мо­ду на пышные костюмы и роскошные ин­терьеры. Стены в то время обивали до­рогими тканями, завешивали гобеленами, украша­ли лепниной (часто позолоченной) и при­чудливой резьбой. В оформлении доми­нировало роскошное сочетание белого и золотого. Потолки представляли собой рукотворное небо, где в пышных облаках парили мифологические персонажи, олимпийские боги, купидоны или ангелы с гирляндами цветов. Пространство становилось все более декоративным, гео­метрически усложнялось, приобретая подчеркнуто парадный вид.

Входит в моду мебель, выполненная в стиле Буль,[76] которая была фанерована чер­ным деревом, декорирована бронзовы­ми накладками, позолотой, черепаховы­ми и костяными пластинами. Сложный узор поражал богатством фантазии и строгой симметрией. При этом сами пред­меты имели простую, монументальную форму. Замечательными подарками для потомков следует признать комоды с ящиками, письменные столы, пристеные консоли, а также прообраз современного дивана, напоминавший «сросшиеся кресла». Мебель имела прямые высокие спинки и характерные изогнутые ножки с крестообразными или параллельными перемычками - многие усматривают в этом китайское  влияние. Наиболее помпезным предметом домашнего обихода стала кровать с пышными многослойным балдахином – шатром.

«Текстиль и аксессуары использовались не только для обивки мебели — ими обтягивали стены и даже потолки. Полы устилали коврами. Наиболее распространенные узоры барочных тканей – стилизованные цветы, листья аканта, фамильные гербы, для особ королевской крови – лилии. Популярными украшениями интерьера служили напольные и настольные часы»[77].

 В эту эпоху Регентства интерьеры становятся менее пышными, но очень элегантными и гораздо более интимными. Стены на китайский манер облицовывают деревянными панелями, а также по-прежнему отделывают гобеленами, хотя сюжеты делаются более непринужденными и легкомысленными. Потолочные росписи чаще всего завуалированной и аллегорической формы воспевают радости земной любви, а гостиные – солоны понемногу начинают походить на театральные подмостки.

«Изящные столики, кресла с изогнутыми ножками, гораздо более удобные, чем в предыдущую эпоху. Консоли, наконец, шезлонги – все эти предметы утратили свойственную предыдущей эпохе монументальность, зато обрели легкость и слегка фривольную нарядность. Скульптурный декор мебели (маски, женский головки, прихотливые завитки) становятся все более ажурными. Модное в ту пору увлечение Китаем привносит в него восточные мотивы, в частности стилизованные изображения пагод. Неизменный балдахин над кроватью заметно «редеет», превращаясь из плотно драпированного шатра в соблазнительный и порой полупрозрачный полог»[78].

 

 

Для тканей этого исторического периода характерен симметричный и динамичный узор. В декоре продолжают использоваться пальметта[79], раковина, иногда напоминающая крыло летучей мыши, а также ветви аканта. Один из самых значимых элементов эпохи регентства – зеркала в великолепных позолоченных рамах, имеющих сложную асимметричную форму.

 

 

Ампир

Со времени открытия Египта европейцами культура древней циви­лизации так сильно возбудила воображение, что, переработав ее основ­ные принципы, явился имперский стиль, именуемый Ампиром.

Эпоха стиля ампир выработала свою систему художественно – декоративных средств: в композиции интерьеров стала властвовать симметрия, прямая линия, геометрические формы. В Европе Ампир наиболее ярко проявился в интерьерах императорских загородных резиденций. «Оформлением дворцов Тюильри, Сен-Клу, Фонтенбло занимались французские архитекторы Ш.П. Фонтен, которые считаются создателями этого стиля в интерьере»[80]. Стены, как правило, декорировались узкими пилястрами, панели между ними обтягивались тканью, оклеивались бумажными обоями или расписывались клеевой краской. Зрелый ампир отдал предпочтения ровным стенам с гладкой полосой фриза, что создавало впечатление цельности интерьера. Это достигалось так же единством орнаментальных мотивов в росписях, тканях, лепке, обоях.

В культовых сооружениях архитекторы применяли типы колонн: лотосовидная - капитель в виде цветка или бутона лотоса, папирусовидная- капитель в виде связки папируса и гаторическая - капитель с изоб­ражением головы богини Гатор—женщины с головой собаки[81].

«Ампир, как и классицизм прежде всего ориентирован на образцы искусства Греции и Рима, монументальность, парадность, широкое использование античной символики и аллегорий. Это их и объединяет. Часто встречающийся элемент декора - изображение воинских доспехов, скрещённых мечей, лавровых и пальмовых ветвей, меандра»[82]. Ампир изначально был «космополитическим» и довольно эклектичным стилем. В частности, в результате африканских завоеваний Наполеона архитектурный и мебельный декор обогатился египетскими мотивами: в него вошли характерный орнамент, изображение лотоса, фигуры сфинксов и богов.

Вся роскошь отделки дворцов и богатых домов сосредотачивалась в интерьерах. Распространёнными приёмами отделки стен была их штукатурка с последующей покраской (излюбленные цвета: красный, голубой и жёлтый), а также с рельефными изображениями, преимущественно врезанный рельеф. На предварительно отшлифованную поверхность наносился линейный рисунок, контуры которого углублялись. Затем наносился слой гипса и расписывался. Кроме росписей использовались  фаянсовые инкрустации,которые вдавались в фаянсовую штукатурку. Им также была присуща яркость красок и полихромия. Большую роль в убранстве интерьера играли ковры, декоративные ткани и дверные занавеси, которые изготавливались из льна и имели простейшие узоры. Самым ценным считалось тонкое белое полотно.

В отличие от жилой архитектуры, египетская мебель очень хорошо и в большом количестве сохранилась до наших дней благодаря раскопанным царским погребениям. «Считается, что мебель для сидения и, в первую очередь, стул со спинкой появилась впервые именно в Древнем Египте»[83]. Конструкция и пропорции этой мебели довольно близки к современным. В парадной дорогой мебели ножки обычно имели вид звериных лап, поставленных на высокие каблучки, причём передние опоры стульев, кресел и кроватей изображали передние лапы, а задние опоры – задние лапы. «Спинки парадных кресел (прямые или наклонные) могли украшаться сквозной резьбой или накладками из драгоценного металла с цветной эмалью[84]. Распространённым типом мебели для сидения в Египте был табурет, в том числе складной. Его форма и конструкция оказали большое влияние на развитие аналогичных видов греческой мебели»[85].

Египетские кровати представляли из себя деревянные рамы, иногда с изголовьями, на которые натягивались циновки или кожаные ремни. Известны кровати, которые могли раскладываться наподобие современных раскладушек. Вместо подушек с целью сохранения причёски могли использоваться специальные подставки для головы.

Корпусная мебель египтян - ларцы, сундуки богато декорировались яркими красками, геометрическими орнаментами и инкрустациями. Кроме мебели в обстановке египетского жилища было много разнообразной плетёной утвари (корзины, короба, циновки). Встречаются также металлические зеркала.

В России с ампиром связан поздний этап классицизма, расцвет парадных интерьеров. Торжество военных побед дополнило декорационную схему символами древнерусской воинской славы, предало стилю национально-патриотический оттенок.

В самом сердце Михайловского дворца (архитектор К.И Росси, 1825г.) сохранился без изменений интерьер Белого зала, где архитектурное убранство, мебельный гарнитур и осветительные приборы выполнены по проекту зодчего. Белые стены с живописными «вставками», росписи плафонов, падуг[86] включают орнаментальные мотивы античности. Резная золоченая мебель расставлена строго симметрично, подчиняясь трехчастному делению пространства.

Одна из особенностей русского ампира - подчёркнуто строгие формы мебели в сочетании с яркой декоративностью, которая проявляется в роскошном текстиле и обилии бронзовых скульптурных накладок. Мебель в этом стиле изготавливалась из красного дерева, карельской берёзы, а иногда из липы или ясеня с фанеровкой, тонированной под ценные породы древесины. В декоре, разумеется, присутствовали патриотические мотивы.

Ампирным интерьерам свойственна строгая симметрия, композиционная уравновешенность, торжественность и монументальность. Несмотря на присущую эклектику, этот стиль, как ни один другой, требует единства в оформлении помещений. Архитектурный декор (сандрики[87], розетки, капители) появляется в рисунке обивочных тканей, оформлении стен, пола и т.п. Потолок, как правило, окрашен в белый цвет, по периметру или по углам декорирован геометрическим (греческим или египетским) орнаментом.

Пол выкладывается наборным паркетом из ценных пород дерева, нередко украшают орнаментом. Стены затягивают драпировками (однотонными со строгим рисунком) или оклеивают обоями с таким же сдержанным декором.

«Мебель в стиле ампир заимствует большинство характерных черт из античной архитектуры и скульптуры. Спинки стульев и кресел - прямые, с небольшим изгибом, ножки часто имитируют архитектурные элементы (пилястры, колонны). При этом одним из ведущих мотивов ампира выступают львиные лапы - олицетворение имперской мощи»[88]. Гефидоны[89], шкафы, фасады которых пышно декорированы, порой выглядят как копии античных храмов. Новшеством данного стиля можно назвать узкие посудные шкафы, состоящие из нескольких частей. «Подчеркнуть парадность интерьеров помогали напольные зеркала (псише). Но самое, пожалуй, элегантное изобретение ампира - это рекамье[90]. Порталы каминов и цокольные основания кроватей в этом стиле часто напоминают саркофаги»[91]

Бюст Наполеона – пожалуй, самый романтичный, хотя и совершенно необязательный атрибут стиля. Заглавная буква N,вышитая на обивке или драпировке, выгравированная, вырезанная из дерева и т. п. – не только «визитная карточка» императора, но ещё и один из самых распространённых символов французского ампира. Напольные канделябры на подставках- тумбах когда - то были очень модными. Типичным ампирным аксессуаром может служить любой предмет, напоминающий об античной Греции, имперском Риме или Египте. Классические вазы- амфоры, этрусские вазы, египетские статуэтки, жардиньерки помогут воссоздать изысканную и возвышенную атмосферу былых эпох[92].

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.015 с.)