Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I . Взаимодействие культур в светском и культовом интерьере в период от Древнего мира до нового времени

Поиск

Феномен культурного обмена, диалога культур можно обнаружить ещё в древнейших цивилизациях. В этот период он имел спорадический характер, был лишен внутренней мотивации и государственной регла­ментации. Зачастую в данный период культурные контакты приобрета­ли варварские формы. Происходило не только взаимопроникновение культур народов, но иногда и упадок цивилизаций, поглощение, подчи­нение культуры одного народа другим, исчезновение целых культурных пластов.

Тем не менее именно в данный период сложились основные формы международного культурного обмена, были определены наиболее ак­тивно развивающиеся направления.

История международных отношений восходит своими истоками к эпохе древнейших цивилизаций.

В древнейший период возникают и первые формы культурного взаимодействия, такие как торговые, религиозные, художественные связи, туризм (паломничество, имевшее в то время, как правило, формы пилигримажа), театральные контакты, литературный, образовательный, научный, спортивный обмен. Особое значение в то время имели рели­гиозные контакты. И как следствие это имело отражение в формировании быта и дизайне интерьера.

Учитывая то обстоятельство, что современные международные культурные связи в значительной степени определяются сложившимися традициями, строятся на формах и направлениях, которые были сфор­мированы еще в древнейшее время, следует обратиться к мировому опыту и дать характеристику культурного обмена в его исторической последовательности.

 

                 

Интерьеры Древнего Востока

В середине VI в. до н.э. персидские племена, завоевав почти всю Переднюю Азию, создали самое большое государство Древнего Востока. Находившиеся на более низкой ступени культурного развития, чем покорённые ими народы, персы сумели аккумулировать их художественный опыт и создать свою оригинальную архитектуру. В середине VI в. до н.э. царь Кир, основатель династии Ахеменидов, построил    для себя дворцовую резиденцию Пасаргады[1] - крепость, расположенную на террасе из известняковых плит. Характер внутреннего пространства этих дворцов в корне отличается от более ранних месопотамских или египетских интерьеров. Это лёгкие и просторные многоколонные залы (влияние Мидии), окружённые снаружи портиками шестиметровой высоты. Художественная выразительность интерьеров основывалась в значительной степени на декоративном сочетании чёрного и белого камня (приём, заимствованный у урартов): светлые стволы колонн с чёрными базами и капителями, белые цоколи стен с чёрной графикой косяков, сочетание чёрных и белых полос в мощении пола. [2]

Интерьеры многоколонных залов Персеполя украшались цветной керамической облицовкой, рельефами, яркой раскраской по штукатурке, металлическими вставками, тканями. Многие декоративные мотивы были заимствованы из предшествующих культур этого региона - крылатый бык с бородатым человеческим лицом, единорог. В период ассирийского господства в Междуречье был дворец Саргона II в Дур-Шарруккине (современный Хорсабат), построенный в 711-707 гг. до н.э.[3], арочный главный вход которого фланкирован двумя башнями и украшенный внизу фигурами крылатых быков[4].

Парадные интерьеры дворца имели роскошную отделку. Обычно нижняя часть стен украшалась алебастровыми рельефными плитами, а верхняя расписывалась яркими по цвету фресками, изображавшими эпизоды из жизни царя или культовые сцены. В качестве средств отделки использовались также поливные изразцы голубого цвета с цветочными розетками. Месопотамский растительный орнамент, использовавшийся в росписях и рельефах, гораздо более условен, чем египетский.[5] Он не изображает пейзаж (как часто в Египте), а состоит из отдельных геометрических форм, в которых растительное происхождение улавливается с трудом. Полы выполнялись из каменных или керамических плит часто с нанесённым орнаментом или надписями. Сами двери изготовлялись из кипариса и обивались бронзой. Бронзой обивались и деревянные колонны. Как показательный пример парадных светских интерьеров можно привести дворец Навуходоносора в Вавилоне.

Общим для парадной мебели Месопотамии является оформление ножек столов, стульев, табуретов и кроватей в виде звериных лап, опирающихся на каблучки в виде шишек пиний[6]. Сидения и ложа часто бывали плетёными, кожаными, покрывались дорогими тканями, шпалерами, украшались бахромой и кистями[7]. Из орнаментальных мотивов были распространены розетки, пальметты, шишки пиний, звёзды, круги, листья, волнистые линии. Именно с Месопотамии берёт своё происхождение тип кровати с балдахином на стойках.

Основные черты месопотамской мебели - её конструктивная и геометрическая простота (чёткое сочетание вертикальных ножек и горизонтальных царг[8], отсутствие мягких пластичных линий, характерных для египетской мебели). Подобные черты можно отметить в живописном декоре, характере скульптуры и в самих типажах ассирийцев и вавилонян, изображавших себя статичными, массивными и несколько неуклюжими в отличие от изящных и грациозных египтян.

Декор жилых интерьеров Персии также сохранял ассиро - вавилонские черты, но отличался большей пышностью и роскошью. Мебель перерабатывает основные мотивы более старых месопотамских образцов, отличаясь от последних только деталями, например, завершение ножек в форме кисточки[9]. Наиболее оригинальной чертой персидских парадных интерьеров являются колонны («Зал ста колонн»).

В Парфянский период правящей верхушкой проводилась насильственная эллинизация архитектуры и всего официального искусства. «С образованием Сасанидского государства (226 г. н.э.) наметится возврат к древним традициям Месопотамии, в том числе к сводо и куполостроению с использованием достижений строительной техники Древнего Рима (фирузабадский дворец III в.н.э., дворцы Сарвистана V в. н.э. и Ктесифона VI в.н.э.)»[10]

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.117.237 (0.01 с.)