Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава II . Современный интерьер в контксте международных коммуникацийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Многовековой опыт культурных контактов, которые ведут свое начало еще с древнейших времен, имеет большое значение и сегодня при выработке основных направлений, форм и принципов международного культурного взаимодействия. В архитектуре имеются определения и характеристики стилей, которые в действительности тесно переплетаются между собой. Четких границ между стилями, как и эпохами их породившими, не существует. Стиль — это язык архитектуры, проекта, композиции и, как любой другой живой язык, перенимает языки, отдельные слова из других направлений. Отсюда переплетение стилей, их родство. Рассмотрим некоторые из них.
Неоготика Современный жилой интерьер не может воспроизвести пространство средневекового храма. Именно поэтому архитекторы, работающие в неоготике, чаще всего обращаются к теме замка, условного крепостного сооружения в готическом стиле. Из узнаваемых элементов в таких интерьерах, как правило, оставляют сводчатые потолки, порой создавая для них декоративные арочные ребра или балки. «Для отделки стен и потолка часто используют натуральный или искусственный камень. Деревянный или каменный пол украшают инкрустацией либо делают шахматным. Роскошный стилеобразующий элемент – стрельчатое окно с витражами (Прил.Рис.5). Кроме того, и потолок и стены могут быть обтянуты шпалерами. Иногда используют обои с готическим или ренессансным орнаментом: от стилизованных цветов и хитрых геометрических переплетений до золотых королевских лилий (Прил.Рис.6). Характерные для готического стиля предметы выполнялись из дерева и были массивными и жесткими. Зато мебель украшалась сложной геометрической резьбой и зачастую была столь же ажурной, как возносящиеся ввысь средневековые храмы: стулья с высокой спинкой, снабженной стрельчатыми навершиями, резные скамьи и высокие двустворчатые шкафы, «феодальные» массивные столы, кровати с балдахинами, покоящимися на витых столбах»[93]. В готическом интерьере не должно быть слишком много мебели. Современные стилизованные предметы изготавливают из резного дерева или ажурного кованого металла, стремясь к визуальной легкости очертаний. Ткачество и вышивка – ремесла, которые были особенно развиты в эпоху средневековья. Именно поэтому текстильному украшению готического интерьера уделяется пристальное внимание. Здесь найдут свое место и причудливые восточные ковры[94] и балдахины над кроватями из плотной портьерной ткани, часто вышитой. Нередко дизайнеры используют декоративные портьеры с рыцарской символикой, гербами и т. п. Интересным решением для оформления стен являются тканевые шпалеры (сейчас мы называем их гобеленами). Можно допустить также некоторое смешение стилей и ввести в готический интерьер узорчатые ткани и обои в духе Ренессанса, подобные тем, которые создал для своего знаменитого Красного дома Уильям Моррис[95]. В качестве аксессуаров используется все, что напоминает о рыцарских временах: сверкающие или, напротив, покрытые благородной патиной доспехи, стилизованные старинные гербы, кованые канделябры. В интерьере часто присутствуют характерные деревянные скамьи-сундуки с украшениями из кованого металла. Центром парадного помещения служит массивный стол, вокруг которого расставлены стулья с высокими спинками. Это признак радушия и гостеприимства хозяина «замка». Над ним, как правило, подвешивают одну или несколько люстр в форме средневековых канделябров: нередко они представляют собой характерный обруч с несколькими «лампадами» по кругу. Еще один непременный атрибут — очаг, то есть камин. «Дубовая кровать с витыми столбами под роскошным балдахином — символ незыблемости семейных уз и домашнего благополучия. Возле нее часто ставят кованые прикроватные столики, лампы, стилизованные под старинные канделябры. Этому помещению совсем необязательно хранить излишнюю суровость: для отделки стен подойдут светлые обои в ренессансном стиле, на полу будет прекрасно смотреться ковер яркой и веселой расцветки»[96].
Необарокко В современном дизайне заметны тенденции к возвращению многих барочных мотивов, однако они нередко рассматриваются в несколько ироничном ключе. Если в оформлении дома в духе барокко используется стилизованная мебель, то говоря о таком интерьере, уместнее будет употреблять термины «историзм» или «эклектика». К необарокко принято относить современную мебель и аксессуары, имеющие характерные черты данного стиля, в том числе по-новому интерпретированные. Большим успехом пользуются люстры «дворцового» вида, но не из хрусталя, а, например, из пластика оптоволокна и даже алюминия, при этом их форма напоминает сложные многоярусные произведения XVIII века. Кресла, стулья, столы и канапе также довольно часто подражают мебели времен одного из Людовиков, копируя то завитки подлокотников, то изогнутые фигурные ножки, то рельефно причудливый декор[97] (Прил.Рис.7,8). Несколько последних лет стиль необарокко очень популярен в дизайне интерьеров, и, как следствие, нашел отражение в дизайне мебели, светильников, отделочных материалов, аксессуаров и текстиля. Придя на смену строгому минимализму, этот стиль предложил яркие краски, контрасты, вычурные формы, необычные интерпретации старых моделей в современных материалах.
Ар Нуво Облагородить и объединить в единый ансамбль все предметы повседневной жизни – вот высшая цель нового декоративного направления. Ар Нуво[98] - это элегантный, многожанровый стиль, появившийся в начале 1880-х гг. почти одновременно во многих странах. Он известен под разными названиями: в Германии, как югендсиль, в Италии, как либерти, в США – как Тиффани[99]. В России он привычно именуется модерном. Ар нуво синтезировал в себе все виды пространственных искусств. Его отличают удивительная целостность и художественная завершенность объектов, создание максимально гармоничной среды, органичное слияние конструктивных и декоративных элементов. Главная особенность стиля — отказ от прямых линий и углов в пользу плавных естественных форм с явно выраженной асимметрией (Прил. Рис.9). В основе «текучей», словно находящейся в постоянном движении орнаментики лежат стилизованные природные мотивы: набегающая волна, морские раковины, стебли лиан, павлиньи перья, крылья бабочек, экзотические цветы — лилии, ирисы, орхидеи... Излюбленная тема — изображение грациозной женской фигуры с длинными струящимися волосами. Деревянный кессон на потолке, эркеров[100] – все эти характерные приемы содействуют созданию цельности помещения. Обстановка в стиле ар нуво легка и изящна. В ней ощущается движение и таинственная неуловимость. На подсознательном уровне такой интерьер всегда тесно связан с личностью хозяина. Возможно, поэтому жилище в этом стиле трудно создать и почти невозможно повторить. «Интерьерам ар нуво свойственны свободная планировка, разноуровневые полы, асимметричные арочные проемы, геометрически сложные, часто скругленные формы окон. Пространство плавно перетекает из одной комнаты в другую, порой закручиваясь по спирали. Оформление нередко подчинено какой-то теме; морское дно, джунгли, цветущий сад. В любом случае этот стиль эксклюзивен»[101]. Современная мебель модерн отдаленно напоминает образцы начала прошлого века. Среди современных предметов нетрудно найти круглый обеденный стол, стулья с гнутыми спинками, типа «венских»[102], изящный стеклянный столик на кованых ножках, затянутую шелком ширму, диван с характерной обивкой, кокетливый пуфик... Шторы выполнены из цветной органзы, тюль с растительным рисунком. Для создания интерьера в стиле модерн используются различные аксессуары, в том числе светильники в духе Тиффани. Он без ущерба для себя примет и современную бытовую технику, и даже ультрасовременную мебель. В отделке помещений ар нуво используется большое разнообразие материалов: металл, камень, дерево, стекло, керамика, ткани, обои, гипс. Характерный для этого стиля кованый металл находит применение в обрамлении лестниц и арок, оконных карнизах, рамах для зеркал, светильниках, элементах мебели. Плоские ленты-стебли в кованом рисунке обычно дополняют объемными цветками из тонкой листовой стали. Нижнюю часть стен нередко обшивают деревом; окна, дверные проемы, зеркала украшают резными деревянными рамами. Стекло присутствует в интерьере в основном в виде витражей. «Особенно характерны для ар нуво объемные витражи в технике Тиффани из многоцветного стекла с абстрактным пластичным рисунком. Их используют не только на окнах, но и в качестве вставок в двери, межкомнатные перегородки, а также в декоре светильников, потолочных карнизов, плафонов, как правило с искусственной подсветкой»[103]. Стены чаще всего обтягивают тканью или оклеивают обоями с тканевой фактурой и растительным рисунком. Однотонные поверхности дополняют широким цветочным бордюром, который часто выкладывают из изразцов или мозаики. Иногда стены оштукатуривают, окрашивают в пастельные тона и украшают росписью, плоскорельефной гипсовой пластикой, а также мозаичными или керамическими орнаментальными панно, Полы чаще всего покрывают наборным паркетом из благородных пород дерева. «Потолки декорируют лепниной или витражными фонарями. Растительный орнамент плавно перетекает с одной поверхности на другую. В цветовой палитре ар нуво преобладают натуральные, природные оттенки. Излюбленные тона — лиловый, фиолетовый, пастельно-розовый, светло-серебристый, кремовый, салатный, снежно-голубой. Нежный, неяркий общий колорит часто дополняют радужной переливчатой игрой цвета»[104]. Для мебели в стиле модерн характерно светлое дерево - серебристый клен, выбеленная береза, светлые породы ясеня, розовое дерево, (Прил. рис 10). Фасадам корпусной мебели часто придают волнообразные контуры. Круглые или овальные столешницы устанавливают на витые деревянные или ажурные кованые ножки. Спинки стульев гнутые, ножки нередко асимметричны и напоминают ветви деревьев. Мягкие диваны с деревянными подлокотниками и гнутыми резными ножками обиты шелковистыми тканями с характерным цветочным рисунком. Модерну свойственны разнообразные пуфики, тумбы, комоды, стеклянные витрины, а также ширмы со сложным и тонким рисунком. «В мебельном декоре присутствует резьба, инкрустации перламутром, слоновой костью, драгоценными металлами ценными породами дерева, накладки из меди или латуни»[105]. Но наибольший декоративный эффект производит причудливость форм, которая вовсе не исключает комфорта и практичности. Такую мебель трудно поставить на поток, она требует авторского дизайна и ручной работы. Ар нуво относится к деталям с особым пиететом. Всевозможные вазы из фарфора или тонированного стекла, скульптуры из майолики, карнизы для штор с коваными наконечниками, декоративные подушки, овальные зеркала в причудливо искривленных рамах определяют «лицо» жилища. Особое внимание уделяется тканям — легким, текучим, мелколистым, с растительным рисунком. Шторы подбирают в тон стенам; в драпировках часто присутствует асимметрия, а ламбрекены вторят линиям рисунка на шторах. Главную роль, несомненно, играют светильники: с шелковыми или стеклянными абажурами в форме цветка, с овальными матовыми плафонами, обрамленными резным деревом, торшеры на причудливых ножках бронзовые лампы под абажурами из витражного стекла, на которых изображены растения и насекомые.
Ар Деко Ар деко[106] явился воплощением прекрасной и почти беззаботной эпохой между двумя мировыми войнами. Это стиль первых небоскребов Манхэттена и самых дорогих круизных лайнеров, вобравший в себя отдельные черты ар нуво, неоклассицизма, конструктивизма, этники и др. стилей. Интерьеры ар деко при всей своей парадности обстановка в духе ар деко не кажется тяжеловесной (Прил. Рис.11, 12). В декоре преобладают архитектурные элементы — колонны и полуколонны, иногда в египетском стиле. Одна из характерных черт интерьера — использование для отделки стен панелей из ценных и редких пород дерева. Зачастую они украшены бронзовыми или позолоченными накладками, орнаментом. Более демократичный вариант — обои со стилизованным цветочным рисунком, отчасти напоминающим мотивы модерна, но более геометризованным. «Потолок часто оформлен лепным карнизом и может быть украшен росписями — особенно популярен африканский геометрический орнамент (зигзаги, треугольники, линии), заимствованный у художников-кубистов. Полы облицованы паркетом или полированным натуральным камнем. В отдельном предмете мебели характерно сочетание нескольких геометрических форм (круг, овал, прямоугольник). Основной материал — дерево ценных пород, гнутая многослойная фанера. Стулья и кресла обиты экзотической кожей с выразительной фактурой или однотонной, но рельефной тканью. Для отделки использованы перламутр, эмаль, камни, металлические накладки»[107]. Один из парадоксов стиля — сочетание хромированных деталей (ручек, ножек, подлокотников) с отделкой из бамбука, кокоса и других природных материалов. «Столы и корпусная мебель нередко изготовлены из стекла, иногда тонированного, или металла. Изысканный вариант отделки — сочетание цветной эмали и черного лака. Наиболее традиционные виды мебельного декора — интарсия и инкрустация»[108]. В интерьере царят экзотические породы дерева, африканские и египетские мотивы в декоре. Сегодня, когда ар деко снова вошел в моду, широко употребляются различные виды стилизации. Современные интерпретаторы нередко используют золотую и серебряную фольгу для отделки прикроватных тумбочек или изголовий. На полу расстилают натуральную шкуру— роскошь должна проявляться во всем. Текстиль используется чрезвычайно широко, причем не только для драпировок или портьер. Вернувшаяся мода на ар деко принесла с собой тканевые абажуры для массивных настольных ламп с бронзовыми или деревянными основаниями. В качестве обивочного материала часто выступает кожа: ею отделывают не только мягкую, но и корпусную мебель. В роли аксессуаров выступают самые разные предметы: от произведений абстрактной живописи до скульптуры в духе кубизма. «Характерны для ар деко и великолепные изделия из стекла — однотонного, с декоративными вставками подносы, обтянутые кожей, и изящные серебряные вещицы, а также бронза и эмаль, В декоре часто используются золото, «горящие» оттенки алого и лазурного в целом все выглядит очень дорого и крайне изысканно»[109].
Английский стиль Будучи отражением национального характера, английский стиль сдержан, респектабелен, в меру консервативен и патриархален. При оформлении помещений в английском стиле стенам уделяют основное внимание. Стены окрашивают в достаточно широкой гамме — от охристых, бежевых и золотистых оттенков до насыщенно-зеленых, терракотовых и красных (часто в три уровня). «Нередко нижнюю часть стен обшивают деревянными панелями, а верхнюю оклеивают обоями с классическими полосками, геральдическим или растительным рисунком: листья аканта, цветки граната, розы... Самый престижный вариант — стены, обитые тканью»[110]. Важно, чтобы выбранный для них оттенок гармонично сочетался с мебелью и текстильным декором. Пол выстилают доской или штучным паркетом и покрывают тонким слоем лака, который позволяет сохранить фактуру дерева. В прихожей, кухне и санузлах используют плитку с геометрическим рисунком. Белый потолок украшают карнизами и фризами под лепнину. Традиционную английскую мебель отличают завершенность форм, плавные, слегка изогнутые линии, сдержанный резной декор, открытая текстура дерева. Особенно популярны мореный дуб, орех, тис темного цвета, красное дерево. Поверхности окрашивают, шлифуют, полируют и натирают натуральным воском либо лакируют и патинируют[111]. В декоре корпусной мебели преобладают резные карнизы и пилястры, инкрустации и интарсии, а также изящные латунные ручки и щитки замочных скважин. «Столешницы письменных и ломберных[112] столов обтягивают тисненой кожей или сукном. Кожа, простеганная в стиле «Честерфилд»[113], присутствует также в обивке кабинетных диванов и кресел. Для гостиных часто используют обивку из шерстяных тканей и гобеленов. Текстильный декор создают объемные драпировки на окнах и дверных проемах, украшенные ламбрекенами[114], фалдами, шнурами и кистями (Прил.Рис.13). Шторы, как правило, двухслойные: один слой состоит из прозрачной ткани с рисунком, второй — из более плотного однотонного материала. Дополняют впечатление декоративные подушки, пледы, покрывала, чехлы и обивка мебели, полог над кроватью, тканевые абажуры и т.д. Ткани для них используются добротные и солидные — бархат, гобелен, дамаст, кашемир, вощеный ситец, преимущественно в светлой, пастельной цветовой гамме. Для кресел предпочтительна клетчатая обивка, для диванов — однотонная. С ней хорошо сочетаются льняные шторы в полоску или с цветочным орнаментом. «Для гостиных характерны традиционные геральдические и растительные рисунки, для кабинетов строгие полоски, для спальни – букеты роз, а в кухне обычно преобладают мелкие рисунки, горошек, куриная лапка, «огурцы», шотландская клетка, которой нередко обивают диваны и кресла»[115]. Детали — вот что создает подлинную атмосферу английского дома. Популярны настольные и напольные фарфоровые вазы, художественное литье, предметы индийского и китайского искусства, картины маслом, акварели, гравюры, зеркала в золоченых рамах, гобелены. Характерные светильники — люстры с хрустальными подвесками, бра – подсвечники, фонари в арабском духе, настольные лампы (часто парные) с расписным керамическим основанием или на высоких латунных ножках. В кабинетах можно увидеть коллекции оружия, курительных трубок, охотничьих трофеев. В столовых и кухнях – полки и витрины с фарфоровой посудой. На полу – шерстяные ковры с восточным орнаментом, добавляющий интерьеру солидности и основательности. В гостиной не обойтись без камина настоящего или декоративного. С полкой из темного дерева и набором обязательных аксессуаров: кованным экраном, вешалкой для бронзовых щипцов, кочерги и т. п. Возле него в соответствии с канонами стиля располагают кресла, диваны, невысокий чайный или кофейный столик. Не обходится английская гостиная и без комодов. Столь же традиционна витрина с коллекцией фарфора, особенно если гостиная объединена со столовой: в этом случае в центре комнаты обычно устанавливают круглый или овальный обеденный стол[116]. В кабинете выделяют три части: рабочую, зону отдыха и библиотеку. Для рабочей части характерен массивный, чаще двухтумбовый, стол, украшенный резным декором, и обтянутое кожей кресло. Библиотека обычно представляет собой ряд книжных шкафов с застекленным верхом и закрытым низом, которые часто занимают всю стену. Зона отдыха — это диван и кресла возле чайного или ломберного столика. Более компактный вариант—вольтеровское кресло с высокой спинкой, деревянными подлокотниками и резными ножками. Еще одна характерная для английского кабинета черта—стены, обшитые дубовыми панелями (буазери[117]). В искусстве имитации старинной английской мебели преуспели не только британские, но и итальянские и немецкие производители мебели. И все же лишь в Великобритании знают традиционные технологии и подлинные секреты ручной обработки дерева. В числе известных английских мебельных компаний — TUDOR OAK, ROYAL OAK, BEVAN FUNNEL, EFMA, WILLIAM SHEPPEE и ряд других. Воспроизводя старинные образцы, английские мебельщики не забывают о том, что их изделиями пользуются жители XXI века[118].
Этнические стили Существует двусторонняя связь между национальными традициями организации среды и их образным отражением в современных интерьерах. Национальные традиции служат той идейной базой создания художественно-эстетических композиций. В свою очередь, определенные модели организации среды играют роль маркеров национального своеобразия, способствуют этнической идентификации людей, сохранению культурных традиций. Через художественный образ интерьера происходит приобщение современного человека к культурному многообразию мира. В интерьерной композиции национальные традиции могут быть выражены через архитектурно-пространственный компонент, предметное наполнение функционально-декоративного и декоративного характера и колористику. Соответственно, в процессе художественно-эстетической организации интерьера в «этническом», или традиционном, стиле необходимо обращение к культурным традициям в сферах организации среды (проксемики[119]), народно-художественного творчества, образной и предметной символики позволяет вычленить такие элементы и характеристики, которые будут создавать «национальный имидж» интерьера. Эти же пласты культурных традиций, рассмотренные в историческом контексте, будут служить той информационной базой, на которой возможно проведение анализа современного интерьера, выполненного в «этническом» стиле (Прил.Рис14).
Индонезийский стиль. Индонезия поражает роскошью природы и ярким своеобразием культуры. Эта страна причудливо переплавила в единое целое достижения многих цивилизаций. Неудивительно, что необычный и эклектичный индонезийский стиль на протяжении долгого времени владеет умами любителей этники. В состав Индонезии входит более 13,5 тысяч островов, население которых очень неоднородно в плане культуры, религии и даже расовой принадлежности. Уже поэтому невозможно говорить о каком-то едином для всей страны стиле. На протяжении многовековой истории Индонезия соприкасалась с культурой и менталитетом разных стран и народов. Неоспоримое влияние на формирование индонезийского стиля оказали Индия и Китай, начиная с XIII века — исламские традиции, а позже — европейская колонизация[120]. Индонезийский стиль родился в условиях экваториального климата, и его трудно адаптировать к другим широтам, он предполагает не столько следование каким-то конкретным принципам планирования жилого пространства или его отделки, сколько применение традиционными ремесленных техник для изготовления вполне современных предметов интерьера (Прил.Рис.15). До сих пор аутентичные резные панно со старых домов высоко ценятся в Индонезии — ими принято украшать стены в современных интерьерах. Особенным спросом пользуются двери из Кудуса (Восточная Ява), в оформлении которых отчетливо просматривается местный почерк: тонкая высокорельефная резьба, иногда раскрашенная. Характерный пирамидальный потолок оформляли балками с искусной резьбой. Большая кровать с пологом появилась лишь в XIX веке, равно как и другие предметы европейской мебели: столы, стулья и т. д. За годы общения с европейцами жители Индонезии научились производить любую мебель, вплоть до столов и шкафов, этажерок и тумбочек. «Точкой отсчета развития моды на колониальные интерьеры в индонезийском стиле можно считать середину XVIII века. Именно тогда голландские купцы впервые привезли в Европу стулья из мореного дерева с плетеными ротанговыми сиденьями. Современное сознание относит к индонезийскому стилю мебель из массива тика, махагони, мербау[121], гевеи[122], розового или пальмового дерева, богато декорированную резьбой или выполненную в рустикальном стиле[123] — с грубыми, тяжелыми формами. Неровные поверхности имеют фактуру проморенного дерева, нередко имитируют обработку топором и следы, оставленные жуками-древоточцами. Искусство резьбы по дереву, камню и кости исстари развито в Индонезии; особенно богатыми традициями славятся острова Ява и Бали.»[124] Последнего практически не коснулась исламизация, и потому там до сих пор преобладают статуи и живописные изображения мифологических персонажей. Для яванских мастеров характерны сложные декоративные композиции, украшающие мебель, домашнюю утварь и даже носы лодок. В этом декоре заметно мусульманское влияние: узоры содержат главным образом растительные мотивы. Экраны, ширмы, настенные панели, выполненные в технике сквозной резьбы, и сегодня с успехом используются в оформлении помещения в этническом стиле. Плетение широко распространено по всей Индонезии. Самые изысканные плетеные изделия до сих пор изготавливаются на острове Ломбок. Материалом служит практически все: бамбук, ротанг, морские водоросли, солома. Легкая и прочная плетеная мебель, которую одинаково успешно можно эксплуатировать и в помещении, и на открытом воздухе, давно стала своеобразной визитной карточкой индонезийского стиля. Сегодня традиционное плетение дополняется современными технологиями — появилась плетеная мебель на металлокаркасе[125]. Эта модель в стиле «тропический модерн», то есть колониальная разновидность ар деко, была сконструирована в 20-х годах прошлого века. Для индонезийского стиля до сих пор характерно сочетание массива древесины и плетения. В мебельных фронтах гладкий деревянный каркас зачастую комбинируют с плетеными фрагментами. Характерны также сочетания ротанга и тика с кожей. Предметы мебели и быта часто орнаментированы геометрическими узорами, украшены аппликациями, мелкими ракушками, перламутром, скорлупой кокосовых орехов, панцирем черепахи, бисером, кожей[126]. Еще один традиционный промысел, широко используемый в современном этнодизайне,— батик на хлопчатобумажных и шелковых тканях. Исследователи насчитывают несколько тысяч батиковых узоров—это настоящая сокровищница национальной орнаментики. Особенно выигрышно эти шедевры выглядят в качестве акцентирующей детали интерьера: на подушках, в виде скатертей или занавесок. Дорогие батики выполнены по трудоемкой, многоуровневой технике ручной окраски, более дешевые — в технике штамповки. Непременными аксессуарами традиционного интерьера являются многочисленные коробочки и ящички для хранения припасов и специальные подносы на ножках — их украшают цветами и используют для сервировки пищи или напитков. Дополнят картину светильники из бронзы и терракоты, лампады с благовониями, холодное оружие и традиционные индонезийские куклы — тростевые марионетки и плоские персонажи театра теней «ваянг пурво», выполненные из прорезанной буйволовой кожи. Национальную принадлежность интерьера подчеркнет и индонезийская мелкая пластика: буддийская скульптура из металла и древесины ценных пород, ритуальные маски, корзиночки из высушенных цветов гвоздичного дерева, резные стилизованные фигурки людей, животных, птиц и рыб.
Индийский стиль. Клинчатая арка в Индии вплоть до мусульманского завоевания была неизвестна. Литературные источники говорят о сказочной роскоши парадных дворцовых интерьеров, в которых были полы из драгоценных камней, жемчужные сетки в окнах, покрытые коврами лестницы, стенные росписи. Камень и обожжённый кирпич употреблялись редко, поэтому ни самих строений, ни элементов отделки и оборудования не сохранились до наших дней[127]. В дошедших до нас изображениях мебели господствуют довольно простые формы - табуреты с круглыми и прямоугольными сидениями, на которые клались подушки, лавки, кровати с плетёными плоскостями для лежания. Известно также, что в этот период появилась мебель из гнутой древесины[128]. Присущий индийским мастерам вкус к повышенной декоративности и сложной орнаментике нашёл воплощение в используемой ими технике цветного лакирования, в том числе с многослойным нанесением лака и последующим процарапыванием рисунка, а также резьбе по дереву. Развитие лаковых техник обязано богатству Индии различными смолами. В отличие от монументально - декоративной живописи древнего Египта и Месопотамии, живопись древней Индии решалась как полихромный ковёр, сплошь покрывающий стены и потолок. В декоративных росписях, покрывающих обычно потолки, обрамления дверей и ниш, присутствует флоральная орнаментация. В современном индийском стиле используют яркие и необычные предметы интерьера. Их многообразие порождено многовековой историей страны, а также и культурными традициями, которые формировались в каждом индийском штате. Характерные черты традиционного индийского жилища – это деревянные колонны с изящными резными капителями, узорчатые арки, а также разнообразные ниши и проемы, забранные ажурными сквозными решетками. «Сводчатые потолки часто расписывают, среди геометрических рисунков – круги, символизирующие Солнце. Двери декорируют резьбой или инкрустируют перламутром, латунью, мраморными пластинками. Полы выкладывают камнем. Стены красят или покрывают штукатуркой. Преобладающая цветовая гамма – бежево-коричневая; ее часто дополняю различные оттенки красного, синего, бирюзового и оранжевого цветов»[129] (Прил.Рис.16). Для мебели характерны достаточно простые формы с включением округлых, гнутых элементов, обильный декор, часто целиком покрывающий поверхности. Наиболее популярный прием украшения - бомбейская мозаика[130]. Широкое распространение получила обработка точеных элементов мебели и цветными лаками. В том числе техника многослойного лакирования. Часто встречаются росписи с изображением танцовщиц, божеств, животных (раджистанский стиль). Основными материалами для изготовления мебели служат тик, орех, самшит, розовое дерево, местная порода шишам. На юге страны развито производство мебели из тростника и бамбука. Эти материалы покрывают лаками, морилками или красками на растительной основе, для полировки используют натуральный воск. Большие плоскости часто набирают из отдельных квадратов, стянутых коваными металлическими полосками. Специальные натуральные пропитки помогают визуально состарить древесину. «Наиболее популярные предметы мебели - это невысокие шкафы, буфеты, резные этажерки, кованые сундуки, комоды с множеством выдвижных ящичков. Дверцы или боковые стенки шкафов часто выполнены в стиле «джали».[131] Не менее популярен гардероб с дверцами полностью покрытыми резьбой или разделенными на квадраты металлическими полосками. Подобный декор используется и для низких столиков на прямых толстых ножках, выполненных в стиле «джали». Распространенное интерьерное решение — набор столиков разной высоты, их можно ставить один под другой. Оригинальный облик имеют столики в стиле «тайбл»[132]. В том же стиле часто выдержаны национальные индийские скамьи. Более изящная полировочная лавочка с решетчатой спинкой, подвешенная в широком проеме, превращается в столь любимые индусами домашние качели. Их бронзовые подвесы нередко представляют собой настоящие произведения искусства. Для сидения в комнатах чаще всего используют табуреты - круглые, с точеными ножками и плетеным сиденьем, а также полностью ажурные или ярко раскрашенные. Кровати чаще всего представляют собой деревянную раму на ножках, которая может быть каркасом для плетеной поверхности или основанием для соломенного матраса. Изголовьем, как правило служит ажурная резная панель. Кровать пышно декорируются подушками и прозрачным пологом. Возле нее особенно уместны традиционные индийские ширмы с ажурной резьбой, лаковыми миниатюрами и вставками из металла[133]. Текстильный декор поражает богатством фактур и отделок: тонкий, слегка шероховатый на ощупь индийский шелк, бархат, парча, органза, золотая тесьма. Легкие занавески на окнах дополняют тяжелыми, расшитыми вручную портьерами с кистями. Кровати украшают неяркие парчовые или расшитые бисером и зеркальными пайетками[134] покрывала. Декоративные подушки разной формы одеты в такие же чехлы. Стены завешивают искусными ласкутными панно, редкими и дорогими кашемировыми шалями, а также шелковыми коврами. В индийских интерьерах аксессуары чрезвычайно многообразны: светильники из разноцветного стекла, колокольчики, шахматы из сандала, курильницы для благовоний, резные шкатулки, металлические вазы, кальяны. Очень популярны фигурки животных, особенно слонов, выполненные из дерева или папье-маше, обтянутого кожей, а также традиционная индуистская бронзовая скульптура. Жители Индии любят украшать стены разнообразными панно — резными или инкрустированными, из контрастных по цвету пород дерева, а также из поделочных камней, закрепленных на холсте. Нередко на стенах развешивают парадное оружие. Очень привлекательно выглядит национальная посуда — блюда для блинов, коробочки для специй и т. п.
Арабский стиль «Берберский, мавританский, марокканский или марракеш — все это разные ипостаси одного стиля, имеющего арабские корни и впитавшего исламские традиции. Его также часто именуют ближневосточным, хотя с географической точки зрения это не совсем верно».[135] Внутренняя отделка. Визитная карточка арабского интерьера — тонкая вязь орнаментов - арабесок, в которых геометрические фигуры переплетаются с растительными мотивами. Арабески выполняют в технике росписи или мозаики и обильно наносят на оштукатуренные стены и потолки, часто имеющие сводчатую форму. «Стены нередко отделывают деревянными панелями, драпируют дорогими тканями - бархатом, парчой, шелком, муаром, органзой, или завешивают коврами. Полы выкладывают плиткой и застилают пестрыми келимами[136]. Очень характерны решетчатые двери, способствующие свободному движению воздуха»[137]. Дверные проемы в форме стрельчатых арок или подков часто декорируют росписью, резными наличниками, мраморной мозаикой, тонкими колоннами, а окна закрывают резными ставнями. Большинство арабских народов — в прошлом кочевники, и потому они не привыкли к обилию мебели. Пожалуй, главный предмет восточной обстановки — низкие и широкие диваны, обитые шелком, атласом или кожей верблюда. Любимое место отдыха — низкие, покрытые коврами оттоманки, которые нередко используют в качестве кровати. Спальное место отгораживают ширмой. Шкафы обычно бывают невысокими; часто их заменяют стенные ниши с резными или наборными дверцами. Популярны этажерки, стоячие и подвесные буфеты, комоды, консоли, трюмо, сундуки, невысокие столики с многоугольными или круглыми столешницами (иногда в виде медного блюда). Всю мебель изготавливают из твердых пород дерева. Спинки стульев, комоды и сундуки часто обивают кожей, украшенной тиснением, позолотой и ажурными металлическими накладками. Основу мебельного декора составляет изящная резьба по дереву, в том числе резные накладки из ливанского кедра или туи.
Деревянные поверхности часто украшают инкрустациями[138]. К традиционным способам декора мебели относятся также латунные вставки с чеканкой, ручная роспись, позолота, перегородчатая эмаль, мозаика из мелкой плитки или смальты на столешницах. Популярны кованые детали: изголовья кроватей, основания столиков, карнизы, кронштейны для полок (Прил.Рис.16). Уникальная черта арабской мебели — мозаика из тонких деревянных палочек. Сложенный из них рисунок закрепляют на деревянных пластинах, дополняют перламутровыми вставками, а затем покрывают лаком или полируют. Для восточных интерьеров характерны тканевые драпировки не только на окнах, но и стенах. Над кроватями часто устраивают балдахины и пологи. Оттоманки и кресла традиционно застилают покрывалами из верблюжьей шерсти: на этом фоне прекрасно смотрятся парчовые и бархатные подушки и валики, украшенные кистями, вышивкой, бисером. На полу, стенах, диванах красуются тканые шелковые и шерстяные ковры с геометрическими и растительными орнаментами — те же узоры можно увидеть на подушках и драпировках. Особенно популярна в интерьерах шелковая парча, затканная золотом и серебром. Многоцветная ткань, которую до сих пор выделывают по средневековым образцам и на основе старинных технологий, не выглядит слишком яркой благодаря мелкому узору и мягкому мерцанию металлической нити. В традиционных арабских жилищах светильники поражают разнообразием
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.10 (0.014 с.) |