Основные компоненты психологического заключения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные компоненты психологического заключения



· Общие сведения об испытуемом (возраст, пол, образование, профессия)

· Причина исследования – направлен на консультацию, обратился с жалобами

· Применяемые методики

· Описание исследования + внешнего вида, поведения при обследовании, эмоциональных реакций

· Цифровые результаты и сопоставление их с нормами или данными анамнеза

· Интерпретация данных, объяснение их противоречивости

· Резюме – таким образом, в результате исследования выявлено

· Прогноз и рекомендации

· Подпись психолога и дату

 

Более подробно – см. лекцию 11


 

ЛЕКЦИЯ 8. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ, ПРОГНОЗ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психологический диагноз  (от греч. – «распознание») (ПД) – конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.

Виды диагнозов

· Медицинский – основан на определении и классификации заболевания

· Клинико-психологический

– описание нарушений, проявляющихся у обследуемого в социальной сфере, а также в ситуации обследования

- выявление психических дисфункций в области мотивации и познавательных процессов,

- определение обусловленности нарушений личностными или ситуационными факторами,

- выяснение, в какой степени расстройства личности детерминированы органическими, психологическими и социальными факторами

· ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – конечный результат деятельности психодиагноста, описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности.

Цель психологического диагноза – оценка актуального состояния личности и прогноз дальнейшего развития.

Что происходит

Чем это вызвано

Что будет дальше

 

3 уровня диагноза (по Л.С.Выготскому)

1) симптоматический – описание симптомов (характеристик) проявления чего-либо

2) этиологический – описание причин и механизмов

3) типологический – определение места и значения выявленных характеристик в общей картине психической жизни индивида

 

ПРИЧИНЫ ОШИБОК;

А) ошибки сбора данных - наблюдения, регистрации, инструментальные

Б) ошибки интерпретация данных

 

Диагноз неразрывно связан с прогнозом. По Л. С. Выготскому содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития. Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Развитие теории психологического диагноза в настоящее время является одной из наиболее важных задач психодиагностики.

 

Заключение – документ о результатах тестирования, подготовленный психологом. 3аключение должно строиться на всех доступных для исследователя данных. Стандартной формы и правил написания заключения не существует, оно видоизменяется в зависимости от цели, ситуации, в которой проводится тестирование, адресата, теоретических установок и специализации психолога. Основное в подготовке заключения – его соответствие потребностям, интересам и уровню квалификации заказчика.

Заключение должно быть ориентировано на действия, которые необходимо предпринять в связи с тем или иным психологическим диагнозом (рекомендации по программам обучения, типа лечения или коррекции, выбора профессии и т. п.). В заключении должны быть показатели заметно низкие или высокие, а не близкие к средним. Основное содержание – это интерпретация и выводы, в отдельных случаях могут прилагаться протоколы обследования. Утверждения психолога должны отражать степень надежности каждого из приводимых фактов или выводов. Следует избегать специальной терминологии. Заключение эффективно лишь в том случае, когда применимо только к данному обследуемому, а не к людям этого возраста, пола, образования, страдающим тем же заболеванием и т. д. При подготовке заключения обязательно следует руководствоваться этическими нормами психодиагностики.

 

Нет единой формы – творч. Работа

 

· Общие сведения об испытуемом (возраст, пол, образование, профессия)

· Причина исследования – направлен на консультацию, обратился с жалобами

· Применяемые методики

· Описание исследования + внешнего вида, поведения при обследовании, эмоциональных реакций: отношение к обследованию (адекватное, неадекватное, формальное), характер контакта (свободный, затрудненный, нарушенный), признаки установочного поведения (аггравация, диссимуляция, симуляция и др.)

· Цифровые результаты и сопоставление их с нормами или данными анамнеза

· Интерпретация данных, объяснение их противоречивости

· Резюме – таким образом, в результате исследования выявлено

· Прогноз и рекомендации

 

 

Лекция 5ЛЕКЦИЯ 9. НАДЕЖНОСТЬ И ВАЛИДНОСТЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ И МЕТОДЫ ИХ ОЦЕНКИ

Надежность – одно из трех главных психометрических свойств любой измерительной психодиагностической методики (теста).

Надежность – это помехоустойчивость теста, независимость его результата от действия всевозможных случайных факторов .

О высокой надежности метода говорят в том случае, когда метод точно измеряет то свойство, для измерения которого он предназначен. В качестве критериев точности можно отметить следующие:

1) при повторном применении метода к тем же самым испытуемым в одних и тех же условиях через определенный интервал времени результаты обоих тестирований существенно не различаются между собой.

2) Действия случайных посторонних факторов не оказывают сущест­венного влияния на результаты тестирования.

В качестве посторонних факторов можно назвать следующие: эмоциональное состояние и утомление, если они не входят в круг исследуемых характеристик, температура, освещенность помещения и др. Такие посторонние случайные факторы еще называют факторами нестабильности измерительной процедуры.

3) При повторном применении метода к тем же самым испытуемым через определенный интервал времени в измененных условиях результаты обоих тестирований существенно не различаются между собой. Под измененными имеется в виду следующие условия: другой экспериментатор, состояние респондента и др.

 

 

Определения валидности

 

Валидность  (от англ. valid – «действительный, пригодный, имеющий силу») –– это «понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает»

Классификация типов валидности:

 

1) конструктная;

2) дифференциальная;

3) конвергентная;

4) дискриминативная (дискриминантная);

5) факторная;

6) валидность по возрастной дифференциации;

7) критериальная;

8) диагностическая (конкурентная);

9) текущая;

10) прогностическая;

11) инкрементная;

12) синтетическая;

13) ретроспективная;

14) эмпирическая;

15) содержательная;

16) лицевая (очевидная).

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.22.242 (0.008 с.)